1 об.— 2) Верх, путь и низ в записи стихиры на Рождество Пресв. Богородицы «Днесь иже на разумнех престолех» строчного распева. Певч. рукопись «Праздники». 80-е гг. XVII в. (РГБ. Ф. 299. 115. Л. 1 об.— 2) В троестрочии партитурная форма изложения появляется с 20-х гг. XVII в., раньше, чем в деместве, и сразу становится преобладающей. Сначала троестрочные партитуры были неполные и фиксировали только 2 голоса из 3: чаще всего это Н. и путь. Поскольку в то время четкий порядок голосов в партитуре еще не установился, в двухголосии нередко Н. писали выше пути; это можно установить только при сравнительном изучении крюкового текста (напр., РГБ. Ф. 37. 93. Л. 497-528 об. (литургия); Ф. 354. 141. Л. 17 об.- 19 об. (стихира свт. Николаю Чудотворцу); Ф. 178. 9440. Л. 247 (славник прав. Анне)). Возможно, такой порядок голосов объясняется самим процессом создания 2-голосных партитур: сначала над строкой текста выписывался основной голос - путь с тайнозамкненными формулами, а затем над ним приписывался еще один голос. В 2-голосном изложении троестрочия «путем да низом», «путем да верхом» знаки фиты проставлялись в обоих голосах одновременно. Пара голосов «путь - верх» встречается значительно реже: так, о черновых записях троестрочия «верхом да низом», «верхом да путем», а также отдельно «низом» и др. голосами упоминается в описи 1682 г. нотной б-ки царя Феодора Алексеевича (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ед. хр. 601). Сохранились и рукописи, где изложен только Н. троестрочия, напр. сборник 2-й четв. XVII в. ГИМ. Син. певч. 1192, озаглавленный «Начало всенощнаго бдения… поем низ к строкам. Зачин низом». После сольного запева Н. в момент вступления хора стоит ремарка «все». В полных троестрочных партитурах, появившихся в сер. XVII в., Н. располагается внизу партитуры, выписан чернилами с киноварными пометами , а обычный порядок голосов «низ - путь - верх» никак не отмечен в рукописях. Партитуры выполнены в красно-черном цвете и имеют характерный вид: Н. и верх содержат больше крюков, чем путь (см., напр., ркп.

http://pravenc.ru/text/2565240.html

Сергиевское. Церковь Сергия Радонежского. Сергиевская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Сергия Радонежского Год постройки:1756. Адрес: Тульская область, с.Сергиевское Координаты: 53.418409, 38.459928 Проезд:по дороге через село до окраины Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Сергиевская церковь с. Сергиевское на Птани В приходе: с. Сергиевское на Птани, д. Безобразовка, д. Васильевская, д. Нижняя Птань, д. Омутная, д. Павлинки, хут. Рахмановский, д. Страхово, д. Травино, хут. Тишинский, хут. Травинский, д. Чирьево. Время образования прихода не установлено. Кирпичная церковь построена в 1756 г. на средства помещика Сергея Ивановича Бутурлина. Престол один - во имя Святой Троицы. Источник ГАТО . Ф. 2071, III кат., 2 ед. хр., 1842-1867 гг., 1 оп. (рукопись). Сергиевское на Птани. Приход означенного села расположен в расстоянии от гг. Тулы 110 в. и от уездного Ефремова 40 в. В состав прихода входят, кроме с. Сергиевского на Птани, следующие деревни: примыкающие к селу - Травино, Нижняя Птань (в 2 в. от села), Омутная (в 4 в.), Страхово (в 7), Безобразовка, Павлинки и Чирьево (в 5 в.), Рахмановский хутор (в 6 в.), Тишинский Хутор (в 7 в.). Васильевское и Травинский хутор (в 8 в.). Всех прихожан в упомянутых селениях состоит 1237 душ крестьян муж. и 1209 жен. пола. Происхождение прихода неизвестно: название же свое он получил от имени храма преподобного Сергия, бывшего в селе еще до времени построении ныне существующего храма того же имени в 1756 году. Храмостроителем последнего был местный помещик Сергей Иванович Бутурлин. На содержание храма имеется вкладной билет на 1170 руб. Причт церкви состоит из священника и двух псаломщиков. Средствами содержания их служат % с капитала в 517 руб. 50 к. и церковная земли, в количестве 37 дес. 2280 кв. с., из которых усадебной 3 д. 1080 кв. саж. и полевой 34 дес. 1200 кв. саж. В с. Сергиевском с 1873 года существует земская школа. П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Ефремовский уезд, стр. 357 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=21649

За время настоятельства М. (37 лет) в Оптиной пуст. во Введенском соборе были устроены 2 боковых придела с крытыми папертями, в старой братской трапезной освящена ц. во имя прп. Марии Египетской, над 2 одноэтажными келейными корпусами надстроены верхние этажи, возведены 7 братских корпусов, каменная ограда с 7 башнями, новый большой корпус братской трапезной, б-ка, гостиницы (8 корпусов), 2 конных двора с кельями, скотный двор, кирпичный и черепичный завод, вновь выстроена мельница близ мон-ря, появилось братское кладбище. На земле, дарованной мон-рю в 1853 г., заложен хутор для сбора сена и рыбной ловли. Разведены фруктовые сады, огороды. При вступлении М. в должность у обители было 197 дес. 1564 кв. саж. земли, в т. ч. 80 дес. леса, в год его кончины - 348 дес. 1464 кв. саж. земли, в т. ч. 188 дес. леса. При М. был увеличен штат мон-ря. 9 февр. 1857 г. имп. Александр II утвердил синодальное определение, согласно которому к монастырскому штату добавлены 24 вакансии (12 монашеских и 12 послушнических). Нек-рые насельники не одобряли активную строительную деятельность настоятеля и писали доносы на него в Калужскую духовную консисторию (см., напр.: РГБ. Ф. 213. К. 50. Ед. хр. 3; Ф. 214. Опт-301. Л. 5-9). Преподобные Моисей и Антоний Оптинские. Роспись св. врат Оптиной пуст. 2002–2005 гг. Мастер Ю. Н. Захаров Преподобные Моисей и Антоний Оптинские. Роспись св. врат Оптиной пуст. 2002–2005 гг. Мастер Ю. Н. Захаров В 1856 г. Исаия (Путилов), навестивший брата, признавался: «...как счастлива Оптина обитель, что есть в ней мужи. В них же сердце и душа едины» ( Ювеналий (Половцев). 1992. С. 169). Обладая духовным опытом, М. поддерживал в обители традицию старчества. Его духовником был прп. Лев (Наголкин), основатель старчества в Оптиной пуст. По словам Жития, М. «с любовью принял старцев и водворил их в своей обители», «лучше других понимал высокое значение и силу их благотворной деятельности», «с редким доброжелательством и беспристрастием содействовал трудам старцев всеми зависевшими от него мерами» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2563968.html

Пимена. 1876. С. 54). Прот. Сергий Четвериков, автор-составитель исторического очерка об Оптиной пуст., поместил следующее свидетельство: «Самый наружный вид его был поразителен. Он был высокого роста, довольно полный, но легкий и быстрый, с небольшими проницательными и живыми глазами, с длинными, волнистыми и густыми волосами, напоминающими львиную гриву…» ( Четвериков. 1926. С. 37). Из Жития преподобного известно, что еп. Калужский и Боровский Николай (Соколов; † 1851) накладывал на него запрет ношения схимы ( Климент (Зедергольм). 1890. С. 43). С 1837 г., после посещения Оптиной пуст. митр. Киевским Филаретом (Амфитеатровым), отменившим это наказание, «отец Леонид до конца своей жизни невозбранно носил, как и прежде, по обычаю молдавских монастырей, схимнический великий параман нитяный» (Там же. С. 48). Прп. Лев Оптинский. Портрет. 40-е гг. XIX в. Худож. иером. Гавриил (Спасский) (РГБ ОР) Прп. Лев Оптинский. Портрет. 40-е гг. XIX в. Худож. иером. Гавриил (Спасский) (РГБ ОР) Духовная и культурная атмосфера Оптиной пуст. XIX в., сложившаяся под влиянием старчества, способствовала тому, что насельники бережно хранили воплощенные в живописных портретах, эстампах и фотографиях образы своих наставников, а также тиражировали изображения почитаемых ими подвижников для раздачи многочисленным чадам и паломникам. В летописи скита Оптиной пуст. за 3 дек. 1853 г. сообщается о живописном портрете Л., находившемся у схим. Леонида (Бочарова; † 1853), который «дня за четыре до своей кончины» подарил его о. Симеону (вероятно, рясофорному мон. Сокольникову; † 1854) (РГБ. Ф. 214. Ед. хр. 361. Л. 167). В записи от 22 окт. 1875 г. упоминается о 7 портретах Л., «писанных при жизни его масляными красками». По мнению братии, самый лучший (с надписью на обороте) хранился у иеросхим. Пимена (Пащенко; † 1881), вступившего в братство Оптиной пуст. в окт. 1840 г., еще при жизни Л. Здесь же говорится, что у иером. Пахомия (Копцева; † 1883) имелась фотография Л., сделанная, вероятно, с этого же портрета, к-рая «была послана в Москву для напечатания» (РГБ.

http://pravenc.ru/text/2463231.html

137 …Донской монастырь… — Донской мужской монастырь за Калужскими воротами, основан царем Федором Иоанновичем в 1591 г. (по др. сведениям в 1592—1593 гг.). 138 …могила моего отца… — С. И. Шмелев был похоронен на кладбище Донского монастыря (1880), могила не сохранилась. О поиске места захоронения отца писателя см.: Грико Т. И. История семьи Шмелевых//Венок Шмелеву. М., 2001. 139 “Журнал де Женев” — ежедневная газета “Journal de Jeneve”, выходившая в Швейцарии на французском языке. 140 ген. Кутепов — А. П. Кутепов (1882—1930), генерал от инфантерии, участник русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, после смерти П. Н. Врангеля председатель Русского Обще-Воинского союза (РОВС), в 1930 г. был похищен и убит агентами ОГПУ. 141 Теодор Обер — швейцарский адвокат, защищавший убийц В. В. Воровского, в 1924 г. основал Лигу по борьбе с большевизмом; непримиримые борцы с большевизмом. — И. С. Шмелев был автором “Воззвания русского общества друзей международной борьбы с большевизмом”. 142 …спас “случай”… — в ноябре 1920 г. И. С. Шмелев был задержан, но отпущен комиссаром ревкома как автор повести “Человек из ресторана” (см.: Маевский Вл. Шмелев в воспоминаниях//Памяти Ивана Сергеевича Шмелева. Мюнхен, 1956). 143 Иоанн Шаховской — архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Иоанн (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской, 1902—1989), духовный писатель, поэт, литературный критик. 144 “…пора уж отдохнуть и погасить лампаду”. — А. С. Пушкин “Борис Годунов” (1825). Ед. хр. 5. Л. 37 — 39. Письмо, машинопись. 160 …Врубель в “Царевне Лебедь”… — картина была написана М. А. Врубелем (1856—1910) в 1900 г. 161 …Левитан — “Над вечным покоем”… — картина 1898 г. И. И. Левитана (1860—1900). 162 …Саврасов в “Грачи прилетели”… — картина 1891 г. А. К. Саврасова (1830—1897). 163 Нестеров — Михаил Васильевич Нестеров (1862—1942), русский художник; …малявинские “Бабы”… — картина 1914 г. Ф. А. Малявина (1869—1940). 164 …партию “Миньоны”… — имеется в виду ария Филины из оперы “Миньон” (1866) А.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

32 Мельков А. Ректор Московской Духовной Академии А.В. Горский и его вклад в развитие русской церковно-исторической науки//Журнал Московской Патриархии. 2002. 12. С. 48. 33 Цит. по: Попов С. Ректор Московской Духовной Академии протоиерей А.В. Горский//Богословский вестник. 1896. 5. С. 261. 35 К биографии Ректора Московской Духовной Академии, А.В. Горского//Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1875. 3. С. 156–157. 37 ОР РГБ, ф. 78, к. 22, ед. хр. 1, л. 3. А.В. Горский – епископу Леониду (Краснопевкому) от 9 марта 1860 г. 38 К биографии Ректора Московской Духовной Академии, А.В. Горского//Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1875. 3. С. 157. 39 Воспоминания П.С. Казанского об А.В. Горском//Богословский вестник. 1900. 11. С. 556.; Памяти ректора Моск. Дух. Академии, доктора богословия, протоиерея А.В. Горского//Православное обозрение. 1875. 12. С. 4. 42 К биографии Ректора Московской Духовной Академии, А.В. Горского//Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1875. 3. С. 158. 50 Письма митрополита Московского Филарета к А.В. Горскому//Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. 1882. Ч. 29. С. 551. 51 Цит. по: Попов С. Ректор Московской Духовной Академии протоиерей А.В. Горский//Богословский вестник. 1896. 7. С. 53. 53 Сушков Н.В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митр. Московского. М., 1868. С. 139. 56 Попов С. Ректор Московской Духовной Академии протоиерей А.В. Горский//Богословский вестник. 1896. 12. С. 391. 57 Горский А.В., прот. Речь, произнесенная по случаю пятидесятилетнего епископского служения митрополита Филарета//Православное обозрение. 1867. 9. С. 12–13. 60 Горский А.В., прот. Слово перед отпеванием митрополита Филарета//Православное обозрение. 1867. 11. С. 8 62 Отрывки из дневника А.В. Горского//У Троицы в Академии, 1814–1914 гг.: Юбилейный сборник исторических материалов « Издание бывших воспитанников Московской Духовной Академии. М., 1914. С. 486–492. 65 Памяти ректора Моск. Дух. Академии, доктора богословия, протоиерея А.В. Горского//Православное обозрение. 1875. 12. С. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Яковлевское (Ворзогоры). Церковь Зосимы и Савватия Соловецких. Зосимо-Савватьевская церковь Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Зосимы и Савватия Соловецких Год постройки:1850. Адрес: Россия, Архангельская область, Онежский район, деревня Ворзогоры, кладбище. Координаты: 63.893694, 37.683586 Проезд:у кладбища Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Зосимо-Савватиевская церковь в Ворзогорах, построена в 1850 г. на приходском кладбище, на средства прихожан, престол во имя Зосимы и Савватия Соловецких. Библиография: НА РК. Ф. 229. Оп. 1. Ед. хр. 33. Л.л. 37-44 об. Ведомость о церкви Архангельской епархии, Онежского уезда, Ворзогорского прихода за 1896 год.  На момент обследования: рухнул алтарь и центральная часть храма, падала разваливающаяся колокольня, отсутствовали окна, полы, крыльцо. В 2006-2007 гг. местными жителями, с нашей помощью, храм полностью восстановлен. Осталось установить престол и провести интерьерные работы. В настоящий момент изготавливается жертвенник, престол, Царские врата, иконы для иконостаса.  Источник: сайт «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» По предположению искусствоведа П.Н. Шармина, Зосимо-Савватиевская церковь перестроена из часовни в два этапа: в 1850 году была прирублена апсида с восточной стороны, позднее внутренне пространство церкви было увеличено за счет паперти, построены главы над храмом и апсидой и колокольня». Свидетельство о том, что церковь первоначально была часовней, подтверждается архивными документами: «В сем приходе расстоянием от церквей в одной версте деревни Яковлевской имеется Часовня деревянная во имя преподобных Отец Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, построена с давних времен изждивением крестьян, с дозволения Крестного Монастыря Духовных властей, на каменном фундаменте, в вышину две сажени, в ширину три, в длину черыре, покрыта на два ската крышкою деревянной на ней крест осмиконечный деревянный, два окна в них окончины стекляннные и решётки железные, двери деревянные на крюках и петлях железных… ».

http://sobory.ru/article/?object=15267

2189.  Н. В. Гоголь. Собр. соч.: В 9 т. Т. 9. С. 482. 2190. Гражданин. 1873. 15 октября. С. 1131. 2191. РГИА. СПб. Ф. Оп. 27. 2 отд. 2 ст. Дело 250. 2192. РГИА. СПб. Ф. 797. Оп. 27. 2 отд. 2 ст. Дело 2193. Русский архив. 1895. С. 352. 2194.  А. В. Никитенко. Авраам Сергеевич Норов. СПб., 1870. С. 9. 2195. Письмо А. С. Норова Государю Александру II от 2 июля 1866 г.//Русский архив. 1895. С. 367. 2196.  Е. Дылевский. Авраам Сергеевич Норов//Странник. 1871. Т. 2. С. 36–37. 2197. Письмо А. С. Норова Государю Александру II от 2 июля 1866 г. С. 366. 2198.  А. В. Никитенко. Авраам Сергеевич Норов. С. 39. 2199. ОР РГБ. Ф. 425. К. 4. Ед хр. 11. 2200. В своих творениях Владыка Игнатий неоднократно обличает ставшее популярным в России сочинение мистика-аскета XIV века Фомы Кемпийского «Подражание Христу». В первом томе «Аскетических опытов» он поместил свою работу «О последовании Господу нашему Иисусу Христу», полемичную по отношению к книге католического автора. 2201.  Л. Л. Соколов. Святитель Игнатий: Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. М., 2003. Ч. 2. С. 26–27. 2202. Там же. С. 27. 2203. «Путешествием в Иерусалим» свт. Игнатий, как видно из контекста, называет книгу А. С. Норова «Путешествие по Святой земле в 1835 г.» (СПб., 1838). 2204. Письмо сложено в виде конверта с надписью: «Его Превосходительству милостивому государю Аврааму Сергеевичу Норову». Запечатано личной печатью свт. Игнатия. 2205. Письмо написано во время пребывания архимандрита Игнатия в Никольском Бабаевском монастыре во время его 11-месячного отпуска. 2206. Князь П. А. Ширинский-Шихматов был министром народного просвещения в 1849–1853 гг. 2207. Отношения Александра Семеновича Брянчанинова (1784–1875) с сыном осложнились после того, как последний, в нарушение родительской воли, оставил светскую карьеру и принял монашество. 2208. Известно письмо архимандрита Игнатия к Д. В. Брюзгину от 14 ноября 1837 г., в котором он утешает своего адресата, скорбящего о смерти жены ( Свт. Игнатий Брянчанинов. Собрание писем. М.; СПб., 1995. С. 608–609).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

часть мощей была перенесена в Бахчисарай. В честь И. освящены престолы неск. храмов в Мариуполе и Донецке и храм на территории Донецкого металлургического завода, построенный в 2003 г. В 1998 и 2008 гг. в Мариуполе были установлены памятники митрополиту. 30 нояб. 2017 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви благословил общецерковное почитание свт. Игнатия Мариупольского, митрополита Готского и Кафского, с включением его имени в месяцеслов. Арх.: РГИА. Ф. 797. Оп. 37. Отд. 2. Д. 134. Л. 6-11; РГАДА. Ф. 16. Ед. хр. 689; Мариупольский краевед. музей. 3467-Д. Ист.: ИРИ. К., 1827². Т. 1. Ч. 1. С. 41; ПСПиР. 1915. Т. 2. С. 221-222. Лит.: Гавриил (Розанов), архиеп. Переселение греков из Крыма в Азовскую губ. и основание Готфийской и Кафийской епархии//ЗапООИД. 1844. Т. 1. Отд. 1. С. 197-204; Х[артаха]й Ф. Игнатий, митр. Готфийский и Кафейский//Иллюстрация: Всемирное обозр. 1861. 171. С. 321-322; Серафимов С. А., свящ. Крымские христиане (греки) на сев. берегах Азовского м.//Херсонские ЕВ. Приб. 1862. Ч. 5. 3. С. 145-177; Н-ий М. Митр. Игнатий//Екатеринославские ЕВ. 1872. 10. Ч. неофиц. С. 157-165; Арсений (Иващенко), архим. Готская епархия в Крыму//ЖМНП. 1873. Ч. 165. 1. Отд. 2. С. 60-86; Феодосий (Макаревский), еп. Мат-лы для ист.-стат. описания Екатеринославской епархии: Церкви и приходы прошедшего XVIII ст. Екатеринослав, 1880. Вып. 2; Мариуполь, 1892. С. 5-44, 94-138; Латышев В. В. К начальной истории г. Мариуполя. Од., 1914; Гозадинов И. И. По поводу одной старой рукописи/Публ.: Е. И. Гозадинова//РС. 1915. Т. 163. 7. С. 111-131; Мултых В., прот. Мои воспоминания. Мариуполь, 2000; Калоеров С. А. От Крыма до Мариупольского греч. округа. Донецк, 2008. С. А. Калоеров Рубрики: Ключевые слова: ВАРЛААМ († 1585 ), еп. Суздальский и Тарусский, свт. (пам. 8 сент., 6 июля - в Соборе Владимирских святых) ГУБЕРТ (ок. 655 - 30.05.727), свт. (пам. зап. 3 нояб.), еп. Моза-Траекта (совр. Маастрихт, Нидерланды); местночтимый святой Брюссельско-Бельгийской епархии РПЦ ИУСТИН (Полянский Михаил; 1830-1903), еп. Уфимский и Мензелинский, свт. (пам. 26 сент., в Соборе Воронежских святых - 4 сент. и в Соборе Крымских святых - 15 дек.)

http://pravenc.ru/text/293403.html

Из суздальских писцовых книг Михаила Трусова и дьячка Федора Витовтова 1629, 1630 и 1634 гг. мы узнаем, что в находившейся рядом с монастырем Холуйской слободе 23 крестьянских двора, что в числе «людей» значится Лаврушко Иванов, прозвище «Путилко-иконник», что «нетеглых бобылей» 24 двора, все они «делают всякое изделие на боярина» и среди них – Гришка Игнатьев-иконник (Тихонравов, 1857, с, 27). Приблизительно в то же самое время распространенность на Руси профессии иконописца удивила Павла Алеппского: «Не только каждый из архиереев имеет своего особого иконописца, который пишет ему иконы для подарков, но и каждый архимандрит известного монастыря также имеет собственного иконописца, всегда при нем находящегося». Иконописцев даже брали с собой в военные походы (Алеппский, вып. З, с. 125). Количество мастеров в иконописных селах было не менее удивительно. Местный историк-монах Анания Федоров писал во второй половине XVIII в. относительно Холуя, что «обыватели тоя слободы все иконописцы и ради своего художества по многим разным странам странствуют, також и из той слободы полномощные жители готовых святых икон отпускают многое число в дальние города» (цит. по: Ушаков, 1906, с. 37). В архивных материалах Суздальской духовной консистории нам удалось обнаружить один из ранних списков иконописцев Холуйской слободы (1752). (илл. 49) Он был составлен в связи с государственным надзором за холуйскимиконным делом и включает 350 имен, хотя есть все основания полегать, что этот список далеко не полный: иконописцев заставляли ставить свое имя после ознакомления с указами о запрещении писать старообрядческие иконы, от чего многие из них уклонялись РОГА, ф. 560, оп. 1, ед. хр. 108, м. 43–52, 55–58, 61–62). для сравнения отмеТим, что, по данным М. Хадзидакиса, во всей Греции на протяжении всего XVIII в. работало около 350 иконописцев (Хадзидакис, 1966, с. 15). В 1812 г. в ответе на известную просьбу Гёте о предоставлении ему сведений об иконном деле Палеха, Мстеры и Холуя (которую передали императрице Марии Федоровне) владимирским губернатором А.Н.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010