Резолюция направления «Христианская семья — домашняя церковь» XXV Международных Рождественских образовательных чтений 28 января 2017 г. 14:30 27 января 2017 года завершило работу направление «Христианская семья — домашняя церковь» XXV Международных Рождественских образовательных чтений, организованное Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства . В рамках направления прошла работа двух секций «Катастрофические последствия 1917 года для народной жизни», «Большая семья в современном мире» и семинара «Приходское консультирование по вопросам семьи: теоретический и практический опыт Петербурга». По итогам работы была одобрена резолюция. Серьезное внимание, уделяемое семье, которую Священное Писание называет «домашней церковью» (Рим. 16:4), стало доброй традицией Международных Рождественских образовательных чтений. Из года в год разные вопросы, связанные с семьей и семейной жизнью, внимательно рассматриваются участниками нашего направления. Эти вопросы становятся все более значимыми, привлекают в себе все больше общественного внимания. И это не случайно, ведь семья — это не только божественное установление, но и основа плодотворной и здоровой жизни народа. Это школа любви, школа самоотверженного служения друг другу и окружающим, школа не только личных, но и общественных, гражданских добродетелей. Защита и поддержка семьи, связанных с ней духовных и нравственных ценностей и традиций — одна из наиболее важных задач, стоящих перед нашим Отечеством. Многие серьезные беды, с которыми сегодня сталкивается Россия в этом отношении, восходят к трагическим и переломным событиям начала прошлого века. События 1917 года стали катастрофой для российской семьи и традиционной духовной культуры нашего народа. Разрешение и пропаганда убийства нерожденных детей, уничтожение родовых связей между поколениями, целенаправленное разрушение всех оснований семейной жизни стали повседневной реальностью. Последствия этой попытки радикального уничтожения Церкви, христианской веры, вековых ценностей семейной, родовой, общинной, общественной жизни оказались разрушительными. Несмотря на то, что в последующей истории нашей страны неоднократно предпринимались шаги, направленные на то, чтобы хотя бы частично исправить некоторые из них, мы все еще далеки от полного исцеления нашего общества.

http://patriarchia.ru/db/text/4793498.ht...

Состоялся ряд мероприятий направления XXV Рождественских чтений «Древние монашеские традиции в условиях современности» 27 января 2017 г. 12:37 26 января 2017 года начало свою работу направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия». Божественную литургию в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы в этот день возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност . Его Высокопреосвященству сослужили клирики монастыря и участники Чтений в священном сане. За богослужением молились заместитель председателя Синодального отдела, настоятельница Зачатьевского монастыря игумения Иулиания (Каледа) с сестрами, игумении ставропигиальных и епархиальных монастырей Русской Православной Церкви и Поместных Церквей, прибывшие на церковный форум. По окончании богослужения владыка Феогност обратился к собравшимся с архипастырским словом. Затем в Центре оперного пения им. Г. Вишневской на Остоженке состялось пленарное заседание направления форума, куратором которого являлась игумения Иулиания (Каледа). В президиуме собрания, прошедшего под председательством архиепископа Феогноста, присутствовали: митрополит Святогорский Арсений , наместник Святогорской Успенской лавры ; митрополит Горийский и Атенский Андрей ( Грузинская Православная Церковь ); митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия ( Кипрская Православная Церковь ); архиепископ Петропавловский и Камчатский Артемий . Открывая пленарное заседание, архиепископ Феогност обратился к участникам мероприятия с кратким вступительным словом. Приветствовав докладчиков и слушателей Чтений, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ознакомил собрание с основными этапами работы направления. Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Церкви МГУ им. М.В. Ломоносова Г.М. Запальский в своем докладе «Монашество перед вызовами революционной эпохи» ярко описал историческую ситуацию, в которой находилось монашество Русской Православной Церкви перед 1917 годом и в первые годы советской власти. Докладчик подробно рассказал о преобразованиях, которые пыталось проводить монашеское сообщество, о комплексе мер, вынесенных на обсуждение Поместного Собора 1917-1918 гг., о том, какой отпечаток наложили на принимавшиеся решения бурные революционные процессы.

http://patriarchia.ru/db/text/4792532.ht...

Санкт-Петербург. Церковь Шестоковской иконы Божией Матери. Грузинская церковь (бывшее подворье Шестоковского Вознесенского монастыря) Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Строительство храма во имя Шестоковской иконы Божией Матери началось по проекту архитектора Н.Н. Никонова в 1895 году, а в 1903 храм освятил Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Через годы советской власти храм прошел как и многие другие: надругательства, осквернения, разрушение - все это он испытал на себе. В 1917 году церковь была закрыта. С 1992 года грузинское землячество северной столицы, насчитывающее 20 тысяч человек, восстанавливало здание на свои средства. В 2000 году реставрация церкви была завершена. За вклад в созидание разрушенной святыни глава общины Бадри Какабадзе удостоен орденов. 19 мая 2002 года Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром освящается церковь Шестаковской иконы Божьей Матери Грузинского прихода (ул. Старорусская, 8/2). 14/27 января 1917 года в праздник святой равноапостольной Нины - просветительницы Грузии - в Петербурге был открыт отдельный грузинский приход. Разместился он в старинной церкви Трех святителей на 6-й линии Васильевского острова и просуществовал до марта 1918 года. В начале 1990-х годов грузинская община Санкт-Петербурга подала прошение о передаче этого же храма, однако ей было выделено другое здание - церковь во имя Шестаковской иконы Божией Матери на Старорусской улице. Строительство храма началось в 1895 году, а в 1903 храм в честь Шестаковской Иконы Божьей Матери освятил Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Проект церкви разрабатывал епархиальный архитектор Николай Никонов, автор Успенского и Никольского монастырей в Старой Ладоге, монастыря в Новом Афоне, Воскресенского скита на Валааме и других. Большая, на высоком подклете, она была выстроена в стиле XVII века для подворья Шестаковского Вознесенского женского монастыря Тверской епархии и связана с памятью великих святых XX века: святой праведный Иоанн Кронштадтский заложил храм и принял участие в освящении главного придела (1900 г.), а священномученик Вениамин Петроградский освятил другой придел. Шестаковская икона была чудесно обретена в середине XVIII века на " шестке " печи одного московского дома и прославилась чудесами и исцелениями. Позже она пребывала в селе Шелтомежи на границе Тверской и Ярославской губерний, где ради нее в 1887 году устроили женскую обитель.

http://sobory.ru/article/?object=00104

Архив Пн В Москве прошла конференция, посвященная старому обряду в жизни Русской Православной Церкви 30 января 2017 г. 14:24 26 января 2017 года в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялась конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее». Возглавил работу конференции, ставшей уже традиционной для Рождественских чтений, член Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . Куратором мероприятия был секретарь комиссии протоиерей Иоанн Миролюбов. Представленные доклады по своей тематике можно разделить на несколько групп: презентации новых изданий, главным образом, в области музыкальной медиевистики (Г.Б. Печенкин, В.Ю. Григорьева); историческая литургика (протоиерей Сергий Гончаров, иерей Михаил Желтов); историософия русского средневековья (А.Г. Дугин); новейшая история единоверческих приходов (иерей Евгений Саранча, иерей Сергий Комаров, иерей Петр Шестаков и др.). 27 января в Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции при Покровском храме в Рубцове был проведен круглый стол по проблемам старообрядных приходов Русской Православной Церкви. Общее руководство мероприятием осуществляли епископ Губкинский и Грайворонский Софроний , руководитель Патриаршего центра, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством протоиерей Иоанн Миролюбов и настоятель Михаило-Архангельского единоверческого храма Московской епархии архимандрит Иринарх (Денисов). В заседании приняли участие священнослужители и миряне, представляющие приходы, в которых богослужения совершаются по древнему чину. Число желающих принять участие в работе круглого стола, рассчитанного главным образом на духовенство, ежегодно увеличивается и достигло в этом году уже 50 человек. На встрече обсуждались вопросы современного бытия старообрядных приходов Русской Православной Церкви, в частности, было констатировано, что к настоящему времени во многом утратили актуальность некоторые регулирующие жизнедеятельность единоверческих приходов установления как синодального периода, так и Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917 года.

http://patriarchia.ru/db/text/4794019.ht...

Предстоятель Церкви Мар Фомы Митрополит Филипосе Мар Хризостом уходит на покой по состоянию здоровья 1 сентября 2007 г. 12:24 Митрополит доктор Филипосе Мар Хризостом, Предстоятель Маланкарской Сирийской Церкви Мар Фомы, уходит на покой по состоянию здоровья, сообщает сайт диоцеза Северной Америки и Европы . Мар Хризостом объявил о своем решении на заключительной заседании Законодательной ассамблеи Церкви Мар Фомы, которое состоялось в городе Тирувалла (штат Керала, Индия) 28 августа 2007 года. Пожав руку викарному митрополиту доктору Иосифу Мар Иренею, Мар Хризостом попросил его взять на себя управление Церковью. Митрополит Филипосе Мар Хризостом недавно отметил свое 90-летие . Он родился в штате Керала 27 апреля 1917 года в семье священника К.Е. Маммана, получив при рождении имя Филипп Уммен. 1 января 1944 года он был рукоположен во диакона, 3 июня того же года — во священника. 23 мая 1953 года состоялась его архиерейская хиротония, с наречением имени Филипосе Мар Хризостом. Отметим, что 6 августа 2007 года Мар Хризостом «побил рекорд» (среди иерархов различных христианских деноминаций, представленных в Индии) по продолжительности архиерейского служения, опередив Джерома Фернандеса, управляющего римско-католическим диоцезом Коллама, пробывшего епископом на протяжении 19799 дней (54 года и два месяца). В разные годы Филипосе Мар Хризостом возглавлял Национальный Совет Церквей Индии, принимал деятельное участие в различных проектах Христианской Конференции Азии и в форумах Всемирного Совета Церквей в Эванстоне (1950) и Упсале (1968). С 1978 года — викарный митрополит. 23 октября 1999 возведен в сан Митрополита (Предстоятеля Церкви). Филипосе Мар Хризостом считается 20-м Предстоятелем Церкви Мар Фомы со времен восстановления епископской иерархии у индийских «христиан апостола Фомы» в XVII столетии. Преемник Филипосе Мар Хризостома викарный митрополит доктор Иосиф Мар Иреней родился 27 июня 1931 года. Рукоположен во диакона 29 июня 1957 года, 18 октября того же года — во священника. 8 февраля 1975 года хиротонисан во епископа; в сан викарного митрополита возведен 15 марта 1999 года.

http://patriarchia.ru/db/text/289687.htm...

В Александро-Невской лавре состоялась презентация постоянной экспозиции музея 23 января 2017 г. 14:27 22 января 2017 года состоялась презентация постоянной экспозиции музея — древлехранилища  Свято-Троицкой Александро-Невской лавры . Экспозиция размещена в музейно-библиотечном корпусе обители. Церемония открытия началась с молебна, который возглавил наместник монастыря  епископ Кронштадтский Назарий . Архиерей отметил, что открытие стоит рассматривать как возобновление деятельности музея, хотя прошло более ста лет, как древлехранилище было разорено, и в экспозиции нет ничего из того, что было тогда. Большинство экспонатов относятся к XIX — началу XX века. Цели музея — просветительская и миссионерская, посетители смогут познакомиться не только с 300-летней историей лавры, но и с историей Церкви. Создатели экспозиции также хотели показать, что нельзя противопоставлять Церковь и музейную деятельность. «Мы не только используем сокровища культуры, но сохраняем их, — сказал наместник обители. — Хочется, чтобы между верующими и сотрудниками музеев было больше взаимопонимания». Владыка почтил память предыдущего директора музея — приснопамятной Лидии Соколовой, начинавшей его создание. Нынешний директор музея Роман Катаев отметил, что помощь в его организации оказали Музей истории религии, Государственный Эрмитаж и Военно-медицинский музей. Большинство витрин для экспонатов изготовили сотрудники реставрационной, столярной и других мастерских лавры. Основные экспонаты музея имеют отношение к лавре. Это облачения духовенства монастыря XIX века (которые после революции 1917 года стали реквизитом Российского государственного академического Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова), иконы, исторические документы, большинство которых — копии оригиналов, хранящихся в Российском государственном историческом архиве. Вторая часть предметов — собрание икон, которые ранее находились в других храмах. Третья группа экспонатов связана с новомучениками и исповедниками российскими. Среди них — облачение расстрелянного в 1937 году настоятеля Исаакиевского собора протоиерея Леонида Богоявленского. Он возглавлял Александро-Невское братство в начале его деятельности. Другой экспонат — дверь из тюрьмы на Шпалерной улице. Возможно, в камере за этой дверью сидели осужденные священнослужители, ставшие новомучениками.

http://patriarchia.ru/db/text/4785820.ht...

В Общецерковной аспирантуре прошла встреча, посвященная культурному и духовному наследию русского зарубежья 27 января 2017 г. 09:33 26 января 2017 года в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия прошел круглый стол «Культурное и духовное наследие русского зарубежья». Возглавил заседание председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор ОЦАД митрополит Волоколамский Иларион . Организаторами мероприятия выступили Общецерковная аспирантура и Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына. В работе круглого стола приняли участие представители традиционных конфессий, ученые, научные сотрудники Дома русского зарубежья, деятели культуры и образования. В этом году тема Международных образовательных Рождественских чтений «1917-2017: уроки столетия», напомнил собравшимся митрополит Иларион. «Круглый стол, который мы проводим сегодня, призван внести свой вклад в осмысление исторического пути, который прошли Россия и Русская Церковь за последние сто лет, сказал председатель ОВЦС. Как вы знаете, в 2017 году отмечается 100-летие двух русских революций. И Русская Православная Церковь приняла решение посвятить этот год размышлениям о судьбе нашего Отечества, о судьбах наших людей не для того, чтобы выносить некие осуждающие оценки и расставлять точки над «i» (эти точки уже расставила история, и Церковь ясно обозначила свое отношение к послереволюционному периоду, канонизировав более полутора тысяч новомучеников и исповедников), а для того, чтобы осмыслить уроки истории и воздать дань всем, кто пострадал от последствий этих двух революций. Речь идет о многих миллионах людей. Одни лишились жизни, другие – своих близких, а третьи лишились своей Родины. Именно о тех, кто в результате революционного лихолетья лишился Родины, мы будем говорить сегодня на заседании круглого стола». В прозвучавшем далее выступлении председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, в частности, отметил, что появление миллионной русской эмиграции, в том числе церковной, стало одной из заметных страниц истории России в XX веке. Кроме того, трудно переоценить то духовное и культурное влияние, которое она оказала на страны своего рассеяния.

http://patriarchia.ru/db/text/4792462.ht...

Вопросы новейшей истории России и развития института военного духовенства обсудили в Академии Генерального штаба 27 января 2017 г. 10:22 26 января 2017 года в Академии Генерального штаба в Москве состоялась научно-практическая конференция «Духовные основы воинского служения Отечеству: уроки истории и современный опыт взаимодействия Армии и Церкви». Мероприятие организовано в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия». Открывая конференцию, заместитель начальника Военной академии Генерального штаба по учебной работе генерал-майор Сергей Чварков отметил особую роль религиозного фактора в возникновении и развитии военных конфликтов. Он обозначил ключевые задачи по модернизации Вооруженных сил и остановился на проблеме информационо-психологической безопасности, назвав ее тонкой и серьезной. По словам выступавшего, сегодня этой сфере уделяется повышенное внимание. Упомянув о ситуации в Сирии, докладчик отметил благотворное влияние присутствующих там священнослужителей на морально-психологическое состояние российских военнослужащих и выразил благодарность представителям Русской Православной Церкви за деятельность по повышению боевой готовности Вооруженных сил. С докладом «Исторические вехи и современный опыт пастырского окормления военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации» выступил председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов . Рассмотрев состояние современных российских Вооруженных сил, руководитель Отдела отметил, что в обязанности военнослужащего помимо защиты рубежей Родины, входит защита духовных и нравственных ценностей, причем не только от внешнего агрессора, но и от внутренних нестроений. Отец Сергий отметил значимую роль духовного фактора в военном строительстве и подчеркнул, что от нравственного состояния Вооруженных сил во многом зависит спокойствие и безопасность государства. На конференции были представлены следующие доклады:

http://patriarchia.ru/db/text/4790028.ht...

Мониторинг СМИ VIP-мupяhe и феномен Даниила Поместный собор 2009 года имеет два основных отличия от предыдущего 15.01.2009 12:28 Русская Православная Церковь живет в предвыборном ритме. Сегодня заканчивается срок, в течение которого епархии должны были избрать делегатов на Поместный собор, открывающийся 27 января. Списки соборян, которые будут выбирать нового Патриарха, должен утвердить Священный синод. Процедура нынешних церковных выборов практически ничем не отличается от той, которая была принята на Поместном соборе 1990 года, – Патриарха будут избирать тайным голосованием из трех предложенных Архиерейским собором кандидатур, причем Поместный собор может выдвигать любое число дополнительных кандидатов. Предложения отдельных представителей церковной общественности кинуть жребий, который укажет на достойнейшего кандидата (так был избран Патриарх Тихон в 1917 году), были отвергнуты Синодом. Критерии, которым должен соответствовать кандидат в Патриархи, те же, что и в 1990 году, они зафиксированы в церковном Уставе. Как и 18 лет назад, выборы проходят в великой спешке, хотя Устав дает полгода на подготовку Поместного собора для выборов нового главы Церкви. Но на избрание делегатов от епархий был отведен лишь месяц! Понятно, что некоторыми процедурными формальностями решили пренебречь. Да что там «некоторыми» – почти всеми! Синод объявил, что епархии сами должны решать, как выбирать своих представителей – открытым или тайным голосованием. Установлен был только крайний срок – 15 января. В итоге получился разнобой: в одних епархиях голосовали по всем правилам, тайно и с последующей публикацией протокола голосования, а в других делегаты на Собор назначались правящим архиереем. Отдельных собраний для выборов делегатов от мирян не проводилось, хотя в идеале они должны проходить в три этапа (приход направляет выборщика на собрание благочиния, которое, в свою очередь, делегирует представителя на епархиальное собрание: оно-то и решает, кому на Соборе представлять мирян П-ской епархии).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мониторинг СМИ Федерация еврейских общин приняла разъяснения Петра Толстого Ее глава считает конфликт исчерпанным 27.01.2017 11:59 Вице-спикер Госдумы единоросс Петр Толстой вчера заявил, что «сожалеет», если его слова «кого-то задели». В понедельник он сказал, что против передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви (РПЦ) протестуют потомки тех, «кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году». Глава Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Александр Борода в ответ сообщил, что «вопрос снят». В ФЕОР «дорожат близостью к власти и ссориться с ней не будут», считает депутат заксобрания Петербурга Борис Вишневский. Сам он не считает инцидент исчерпанным и не отказывается от обращения в Следственный комитет (СК) с просьбой проверить слова господина Толстого. После скандала, который разгорелся вокруг передачи Исаакиевского собора РПЦ, Петр Толстой и Александр Борода пообщались в Госдуме во время осмотра выставки «Достояние России. Страницы истории и духовные традиции». Напомним, господин Толстой 23 января заявил на пресс-конференции, что против передачи собора протестуют в основном «люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году». Глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов заявил, что ему странно «слышать от уважаемого парламентария высказывание, которое повторяет излюбленный тезис антисемитов о том, что революцию 1917 года делали евреи». А глава фракции «Яблока» в заксобрании Петербурга Борис Вишневский вместе с несколькими коллегами публично осудил Петра Толстого на заседании заксобрания. За господина Толстого заступился спикер Госдумы Вячеслав Володин, заявив, что единоросс не «выходил за рамки» (см. «Ъ» от 25 января).  «Конечно, никакой национальности я не имел в виду и говорил об истории нашей страны и о тех людях, которые разрушали и храмы, и синагоги, и речь шла не о национальностях,— сказал вчера господин Толстой.— Поэтому прошу вас, если это кого-то задело, то я сожалею, прошу вас правильно понять». «У нас многонациональная страна, и сегодня уникальный межнациональный и межконфессиональный мир требует поддержания и укрепления»,— отреагировал Александр Борода. Он отметил, что считает инцидент с высказыванием Петра Толстого исчерпанным. «Мне кажется, что мы сняли вопрос. Он сказал, что сожалеет, что неправильно был понят, и он просит прощения (у тех.— «Ъ»), кого он обидел»,— сказал Александр Борода, после того как они по завершении беседы обменялись рукопожатиями с Петром Толстым.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010