Скачать epub pdf Основные события церковной и государственной истории новейшего периода Основные события истории Русского государства, включая государственную политику по отношению к Церкви Основные события истории Русской Церкви 1917, 2 марта Отречение императора Николая II от престола. Образование Временного правительства во главе с князем Г. Е. Львовым 1917, 3 марта – 25 июля Обер-прокурор Св. Синода В. Н. Львов 1917, 2 марта Явление иконы Пресвятой Богородицы «Державная» в с. Коломенском     1917, 3–4 июля Большевистский бунт в Петрограде 1917, 14 июля Издание закона «О свободе совести» 1917, 25 июля – 5 августа Обер-прокурор Св. Синода А. В. Карташов   1917, 5 июля Указ Св. Синода о созыве Поместного Собора     1917, 15 августа – 1918, 7 (20) сентября Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917, 27–31 августа Выступление генерала Л. Корнилова 1917, 25 октября Захват власти в Петрограде большевиками и левыми эсерами. Образование Советского правительства (Совнаркома) во главе с В. И. Лениным   1917, 28 октября Убиение прот. Иоанна Кочурова. Начало большевистского террора против Церкви   1917, 28 октября Постановление Поместного Собора о восстановлении патриаршества 1917, 5 ноября Избрание Патриарха Московского и Всероссийского в храме Христа Спасителя   1918, 6/19 января Разгон Учредительного собрания   1918, 20 января (2 февраля) Издание декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»   1918, 19 января (1 февраля) Послание Св. Патриарха Тихона, анафематствовавшее всех проливающих невинную кровь 1918, 25 января (7 февраля) Убиение сщмч. Владимира, митр. Киевского 1918, 3 марта Брестский мир: капитуляция России перед Германией 1918, 12 марта Переезд советского правительства в Москву     1918, 4–10 июля V Всероссийский съезд Советов. Принятие Конституции РСФСР     1918, 18 марта Послание Св. Патриарха Тихона с осуждением Брест-Литовского мирного договора 1918, 18 апреля Постановление Собора о канонизации сщмч. Иосифа Астраханского и свт. Софрония Иркутского

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

24 . Декрет II Всероссийского съезда Советов «О земле» от 26 октября (8 ноября) 1917 г. Сайт Конституции Российской Федерации, URL: обращения 14 апреля 2019). 25 . Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января (2 февраля) 1918 г. Сайт Конституции Российской Федерации, URL: обращения 14 апреля 2019). 26 . Деяние 135. 14 (27) июля 1918 г./Деяния Священного Собора православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Том 9. Деяния 118–136 . – М.: Государственный архив РФ, Новоспасский монастырь, 2000. 27 . Деяние 139. 24 июля (6 августа) 1918 г./Деяния Священного Собора православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Том 10. Деяния 118–136 . – М.: Государственный архив РФ, Новоспасский монастырь, 2000. 28 . Деятельность Отечественной Церкви во время войны России с Германиею, Австриею и Турциею (В 1914 г.). – Петроград, 1916. 29 . Димитрий (Абашидзе). Библиографическая статья. Сайт Открытой православной энциклопедии «Древо». URL: http://drevo-info.ru/articles/12945.html (дата обращения 16 марта 2019). 30 . Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника . – 3-е изд. – Козельск, Калужская обл.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 2006. 31 . Евдоким (Мещерский), архим. Иноки на службе ближним: статья. – Б.м., Сохранность: неполная, без конца. Российская государственная библиотека, OR Ф. 765, к. 13, ед. 9. 32 . Емельянов Н. Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь (1917–1952 годы). Сайт «Золотое время – Golden Time», URL: http://www.goldentime.ru/nbk_31.htm (дата обращения 14 апреля 2019). 33 . Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. 34 . Ефимов А.Б., Стриганова М.И. Мысли преподобного Макария (Глухарева) об улучшении воспитания в духовном звании. – М: Изд-во ПСТГУ, 2008. 35 . Ефремова О.Н. На полях сражений и в тылу в 1914–1916 годы: по материалам дневника архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого) ./Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви, 2014, Вып. 5 (60). С. 88–109.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

Рождественские чтения. Краткая программа направления " Церковь и культура " .      Направление «Церковь и культура» под руководством епископа Егорьевского Тихона, председателя Патриаршего совета по культуре, начало свою работу согласно программе XXV Международных Рождественских образовательных чтений . 21 января состоялся V молодежный форум «Моя история»: «Отражение уроков истории 1917–2017 гг. в рамках мультимедийной экспозиции “Россия – моя история”. Культурные вызовы современности». 23 января проходят заседания международной конференции «Возрождение образа. Итоги столетия 1917–2017», объединившей отечественных и зарубежных иконописцев и искусствоведов. Краткая программа направления: Председатель: епископ Егорьевский ТИХОН, Председатель Патриаршего совета по культуре, наместник московского Сретенского монастыря Ответственный секретарь: Парменов Александр Георгиевич, руководитель отдела программ Патриаршего совета по культуре, ap@pravoslavie.ru Мероприятия Председатель, сопредседатель Кураторы Время проведения Место проведения Конференция «Революции 1917 года в России» Конференция проводится в закрытом режиме. Вход по утвержденному списку участников. Епископ Егорьевский ТИХОН; Безбородов Александр Борисович 25.01 14:00–19:00 Сретенская духовная семинария, библиотека; ул. Б. Лубянка, д. 19, стр. 3; м. «Чистые пруды», «Тургеневская», «Сретенский бульвар», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Трубная» Выезд представителей епархиальных отделов культуры и древлехранителей к памятникам церковной архитектуры Протоиерей Леонид Калинин Анохина Светлана Александровна 26.01 8:30–20:00 Коломна. По возникающим вопросам пишите на: anohina59@mail.ru Совещание представителей епархиальных отделов по культуре и епархиальных древлехранителей. Вход согласно списку приглашенных. Епископ Егорьевский ТИХОН; протоиерей Леонид Калинин Иеромонах Павел (Щербачев); Анохина Светлана Александровна; Клыков Михаил Вячеславович 27.01 11:00–17:00 ВДНХ; павильон 57; исторический парк «Россия – моя история»;

http://pravoslavie.ru/100396.html

Члены и участники Собора. Биографические справки I. Преосвященные Агапит (Вишневский Антоний Иосифович; 1867–1923), архиепископ Екатеринославский и Мариупольский, – участник организационного собрания 27 апреля 1919 г., временный заместитель председателя Высшего церковного управления Украинской Православной Церкви, кандидат богословия. Председатель Хозяйственно-распорядительного совещания при Совете Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. (до декабря 1917 г.). Родился в селе Выгов Волынской губернии в семье диакона. В 1888 г. окончил Волынскую духовную семинарию, служил псаломщиком, учителем церковно-приходской школы. С 1889 г. – иерей, служил в селе Бехи Волынской епархии. В 1891 г. овдовел. В 1892–1896 гг. учился в Киевской духовной академии. В 1895 г. в Киево-Печерской Лавре принял монашеский постриг, иеромонах. С 1896 г. – инспектор Полтавской духовной семинарии. С 1898 г. – архимандрит, ректор Екатеринославской духовной семинарии. В 1902 г. в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии, в 1903 г. назначен настоятелем киевского Златоверхого во имя Архангела Михаила мужского монастыря. С 3 января 1908 г. – епископ Чигиринский, первый викарий Киевской епархии, с 16 сентября 1908 г. – Владикавказский и Моздокский, с 4 октября 1911 г. – Екатеринославский и Мариупольский, с 1918 г. – архиепископ. В декабре 1917 г. стал председателем украинской Предсоборной рады и членом Всеукраинского Православного Церковного Собора. Оказал поддержку С. В. Петлюре. Возглавил самочинный «Синод Украинской Православной Автокефальной Церкви», запретил поминовение за богослужением Патриарха Тихона. Был уволен ВВЦУ Юга России. По приговору суда 12 епископов под председательством митр. Антония (Храповицкого) 27 ноября 1919 г. уволен на покой с поручением управлять Георгиевским Балаклавским монастырем на правах настоятеля. После покаяния вернулся к управлению епархией. 23 июля 1922 г. наложил запрещение на всех переходящих в «Живую церковь », на следующий день был арестован, в августе присоединился к ней, призвав к тому через газету и паству, в октябре по его доносу был арестован епископ Иоанникий (Соколовский), в ноябре сам арестован за «преступное сокрытие церковных ценностей», принес покаяние и воссоединился с Православной Церковью, скончался от сыпного тифа 213 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Республика Татарстан Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Петропавловский собор (Казань) Республика Татарстан — субъект Российской Федерации, республика (государство). Входит в Приволжский федеральный округ, является частью Поволжского экономического района. Образована на основании Декрета ВЦИК и СНК от 27 мая 1920 года как Автономная Татарская Социалистическая Советская Республика. Согласно пункту 2 статьи 1 Конституции Республики Татарстан 1992 года, наименования «Республика Татарстан» и «Татарстан» равнозначны. Столица — город Казань . Содержание Православие в Татарстане [ править править код ] На территории Татарстана православие получило широкое распространение после завоевания Русским государством Казанского ханства в 1552 году и дальнейшей колонизации края. В 1555 г. была учреждена Казанская епархия. В иерархическом отношении Казанская епархия, относившаяся к Московской митрополии, заняла среди восточнорусских епархий третье место после Москвы (митрополии) и Новгорода (архиепископии). В состав Казанской епархии вошли Казанское и Свияжское воеводства, вятская земля, в 1556 г. - территория бывшего Астраханского ханства и Сибирской епархии, затем были включены гг. Уфа, Симбирск, Сызрань, Елабуга. К 1917 г. территория К.Е. ограничилась пределами Казанской губернии, позднее - административно-территориальными границами Марийской, Чувашской АССР, с 1993 г. - Республики Татарстан. В республике православие исповедуют русские, чуваши, марийцы, удмурты, мордва, а также небольшая часть татар. К началу 1917 года в Казанской епархии насчитывалось: церквей - 794, монастырей - 27, часовен - 419. В XX веке количество храмов существенно сократилось - до 1989 года, когда епархии был возвращен Петропавловский собор, в Казани действовало всего два храма. В настоящее время в Казанской епархии в 20 благочиниях зарегистрированы 226 православных организаций РПЦ (на 1 января 2005), действуют около 200 церквей, 8 монастырей, из них 6 мужских и 2 женских: Раифский Богородицкий мужской монастырь (Зеленодольский район, пос. Раифа); Иоанно-Предтеченский мужской монастырь и Кизический мужской монастырь в г.Казани; Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь (Верхнеуслонский район); Семиозерский мужской монастырь (Высокогорский район), Свияжский мужской монастырь (Зеленодольский район), Казанско-Богородицкий женский монастырь в г.Елабуге и женский Зилантов монастырь в Кировском районе г.Казани. Населённые пункты [ править править код ] Святыни Татарстана [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Тат...

В.Л. Шленов, А. Трубачев Из наследия выпускника Московской духовной академии иеромонаха (впоследствии единоверческого епископа) Павла (Волкова) Источник Содержание I. Московская духовная академия с 1 сентября 1912 года по 15 августа 1917 года 1. Ректор Архиепископ Феодор и его ближайшее окружение 2. Инспекторы архимандрит Анатолий (Грицюк) и архимандрит Иларион (Троицкий) 3. Собрания профессоров у ректора 4. Владыка Феодор и студенты 5. Помощники инспектора иеромонах Николай, иеромонах Иоасаф, Н Ив Сомов 6. Два направления мысли среди профессоров: церковное и протестантское. Позиция Илариона (Троицкого). Споры о действительности таинств, о гефсиманском подвиге Христа 7. Споры об имени Божием 8. Направления академической богословской мысли 9. М. Д. Муретов 10. С. С. Глаголев 11. Священник Евгений Воронцов 12. Протоиерей Дмитрий Рождественский 13. Священник Павел Флоренский 14. М. М. Тареев 15. А. М. Туберовский 16. С. И. Смирнов и В. Н. Страхов 17. И. В. Попов 18. Иеромонах Пантелеймон (Успенский) 19. Профессора из Московского университета: С. И. Соболевский, П. П. Соколов, М. М. Богословский 20. В. П. Виноградов 21. Другие профессора 22. Иеромонах Варфоломей (Ремов) 23. Иеромонах Игнатий (Садковский) 24. Товарищи. Кружки. Распорядок дня. Прогулки 25. Иеромонах Матфей (Олейник) 26. Иеромонах Павлин (Крошечкин) 27. Развлечения студентов 28. Иеромонах Варнава (Беляев) 29. Иеромонахи Валениан (Рудич) и Петр (Руднев) 30. Магистерские диспуты. Диспут Илариона (Троицкого) Диспут А. М. Туберовского 32. Защита диссертации иеромонаха Варфоломея 33. Ректор епископ Феодор: его деятельность по преобразованию МДА 34. Критическая оценка старой МДА II. Письма иеромонаха (впоследствии епископа) Павла (Волкова) священнику Павлу Флоренскому. 1916–1927 гг.     Когда в редакции «Богословского вестника» появился текст «Московская духовная академия с 1 сентября 1912 года по 15 августа 1917 года», подписанный в конце «Составил А. Волков 28 января 1950 года», то было сразу ясно, что это воспоминания отнюдь не внешнего свидетеля, а такого, который хорошо разбирался в происходивших событиях, сам принимал в них определенное участие и был достаточно зрел, чтобы дать им оценку спустя более чем 30 лет. Можно было предположить, что автор – единоверческий епископ Керженский Павел (Волков) и биографические сведения, собранные о нем, подтвердили это предположение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Иувеналий (Масловский Евгений Александрович), архп. Рязанский и Шацкий (В официальном издании «Церк. Вед.» он значится Ювеналием) Родился 15 января 1878 года в г. Ливнах, Орловской губернии. День Ангела 2 декабря – на память Патриарха Иерусалимского Иувеналия, так он и подписывался. Окончил Орловскую гимназию и в 1908 году Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Пострижение в монашество принял на втором курсе Академии 10 февраля 1901 года от ректора Академии епископа Антония (Храповицкого) ; а 25 февраля рукоположен во иеродиакона. 3 июня 1902 года рукоположен во иеромонаха архиепископом Казанским и Свияжским Димитрием. В 1903 году по окончании академии назначен членом Урмийской духовной миссии (в Персии). С 1904 года – преподаватель Псковской духовной семинарии. 4 окт.1906 года назначен настоятелем Спасо-Елеозарова монастыря Псковской епархии и возведен в сан игумена. 23 окт.1910 года назначен настоятелем Юрьевского Новгородского первоклассного монастыря, а 14 ноября возведен в сан архимандрита. 24 августа 1914 года хиротонисан во епископа Каширского, вик. Тульской епархии. Хиротония состоялась в С.-Петербурге. С 28 июля 1917 года – епископ Тульский и Белевский. Был участником Собора в Москве в 1917/1918 гг. С 1919 года – епископ Тульский и Веневский. С 1920 года – епископ Тульский и Одоевский. 17 окт.1923 года возведен в сан архиепископа и назначен Курским и Обоянским. С февраля 1925 года по март 1928 года епархией не управлял. (Митр. Елевферий в своей книге «Неделя в Патриархии», на стр.115 ошибочно указывает кафедру Калужскую). С 27 апр.1928 года – архиепископ Рязанский и Зарайский. С 7 авг.1929 года – архиепископ Рязанский и Шацкий. 19 апреля 1932 года награжден правом ношения креста на клобуке. С 1936 года епархией не управлял. Скончался весной 1937 года. Это был знаменитый литургист. В период с 1925–1932 гг. он составил «Архиерейский Торжественник». Труд этот составлял шесть переплетных томов (в 3000 страниц). По мере получения литургической печатной литературы, владыка обрабатывал разные стороны богослужебной архиерейской практики. Так, например, тома V-VI заключали в себе самый разнообразный литургический материал и охватывали все детали ритуала и церемониала архиерейского служения годичного круга. Впоследствии владыка сам затруднялся розысками своих бесчисленных глав при отсутствии предметного указателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Эффект присутствия. О «церковном парламенте» рассказал секретарь комиссии Межсоборного присутствия Аркадий Малер марта 2011 Первый год работы Межсоборного присутствия прежде всего показал, что все поставленные вопросы, а всего их 97, носят не виртуальный характер, а реально интересуют членов Церкви. 27-28 января в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя в Москве прошло первое пленарное заседание Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Что это было: обычная рабочая встреча или начало новой эпохи в жизни русского православия? Об этом мы беседуем с секретарем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия Аркадием Малером . -Межсоборное присутствие уже получило славу " церковного парламента " или " православной общественной палаты " . Насколько это верные сравнения?   -Это сравнение не точно, потому что участниками Межсоборного присутствия являются также представители высших органов церковной власти, включая Патриарха, всех членов Священного Синода и руководителей синодальных отделов и комиссий. Таким образом, Межсоборное присутствие оказывается представительным органом церковной власти, объединяющим все слои церковного мира от мирян до архиереев. -Существовал ли институт Межсоборного присутствия ранее в истории нашей Церкви? -Историческими прототипами этого органа можно считать Предсоборное присутствие 1906-1907 годов и Высший Церковный совет, созданный на Поместном Соборе 1917-1918 годов и просуществовавший по известным причинам до 1924 года. В своей вступительной речи на пленуме Межсоборного присутствия Патриарх Кирилл специально заметил, что оно создано " во исполнение определения постановления Собора 1917-18 годов " и, следовательно, остается прямым преемником Высшего Церковного совета.И все же отличие этого нового соборного органа от предыдущего бросается в глаза. Если в Высшем Церковном совете было всего 15 членов, то в Межсоборном присутствии - 144 участника, причем это число будет увеличиваться, поскольку решением Священного Синода в состав присутствия уже вводились новые участники.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=202...

День Святой Троицы. Александро-Невская лавра. ЖМП 2 февраль 2018 /  4 марта 2019 г. 16:00 Союзы любви Возрождение братского движения в Русской Православной Церкви как отклик на деяния Поместного Собора 1917–1918 годов Ответом Церкви на вызов, брошенный ей безбожным государством сразу после большевистского переворота, стали духовные союзы. Первоначально созданные для защиты православных святынь от поругания, позднее они занялись просветительской и миссионерской деятельностью. Но братским союзам в новой стране было не место. К 1932 году советская власть жестоко расправилась с мирянами и священниками, пытавшимися совместно действовать за пределами приходов.   PDF-bepcuя. Ровно 100 лет назад, 19 января (1 февраля по новому стилю) 1918 года, святой Патриарх Тихон выступил с посланием, в котором не только обращался к «извергам рода человеческого с грозным словом обличения и прещения», не только звал верных на «страдания вместе с собою», но взывал к архипастырям и пастырям: «…Не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностию зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви Православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления» 1 . На защиту святынь Спустя несколько дней, 27 января (9 февраля) 1918 года, та же идея прозвучала в «Воззвании Священного Собора Православной Российской Церкви к православному народу по поводу Декрета о свободе совести». Собор призывал православных христиан: «Объединяйтесь же, православные, около своих храмов и пастырей, объединяйтесь все, и мужчины и женщины, и старые и малые, составляйте союзы для защиты заветных святынь» 2 . Акцент на создании именно «союзов» был сделан в связи с тем, что новая власть Декретом об отделении Церкви от государства лишила всякие религиозные общества прав юридического лица. Предполагалось, что союзы верующих будут «защищать святыни и церковное достояние от посягательства», но для прикрытия они должны были «иметь просветительские и благотворительные задачи и именования» 3 . Возглавлять такие со­юзы могли как священнослужители, так и миряне.

http://e-vestnik.ru/analytics/soyuzy_lyu...

М.Н. Боголюбов Страны Дальнего Востока в восприятии русского миссионера (По дневникам и статьям архимандрита Сергия (Страгородского) – впоследствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси) Н. А. Самойлов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий – один из наиболее известных деятелей Русской Православной Церкви XX века. Ему суждено было стать ее предстоятелем в трагический момент истории Православия в России, и он безропотно и с достоинством нес этот тяжелейший крест. Родился будущий Патриарх, носивший в миру имя Ивана Николаевича Страгородского, в Арзамасе, в семье священника Арзамасско-Алексеевского монастыря о. Николая Ивановича Страгородского 11 января (ст. ст.) 1867 г 162 . Из рода Страгородских вышло много священнослужителей, семья отличалась патриархальными нравами и церковным укладом жизни. Неудивительно поэтому, что юный Иван Страгородский решил поступить в Нижегородскую Духовную Семинарию, а затем – в 1886 г. – в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Решив всецело посвятить себя служению Богу, он 30 января 1890 г. принял монашеский постриг, став иноком Сергаем. Небесным покровителем его был валаамский чудотворец преподобный Сергий. В XX в. Сергий (Страгородский) занимал важнейшие посты в иерархии Русской Православной Церкви. В 1901 г. он стал ректором Петербургской Духовной Академии и в том же году был возведен в сан епископа Ямбургского. В 1903–1905 гг., в связи с болезнью Митрополита, временно управлял Санкт-Петербургской епархией. В 1905 г. епископ Сергий был возведен во архиепископа Финляндского и Выборгского. В 1917 г. возведен в сан Митрополита и вскоре занял Нижегородскую кафедру. 27 апреля 1934 г. ему был присвоен титул Блаженнейшего Митрополита Московского и Коломенского. С декабря 1925 г. Митрополит Сергий являлся Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, а с 1937 г. – Патриаршим Местоблюстителем. 22 июня 1941 г. Митрополит Сергий обратился с хорошо известным посланием к духовенству и верующим, в котором призвал всех сограждан встать на защиту Родины и отдать все свои силы изгнанию немецко-фашистских оккупантов из пределов Отечества. Он лично возглавил патриотическую работу Русской Православной Церкви по сбору средств на нужды обороны и своими проповедями и посланиями способствовал укреплению духа народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010