199 См. приложение 3-е, стр. 53 ср. Торнау, изложение начал мусульманского законоведения, стр. 139–147. Niebuhr, Beschreibung von Arabien. S. 73–76; Осман-Бей, стр. 75–77. Тридцать лет в турецких гаремах. Соч. Мелек-Ханум, стр. 30, 279. 202 Торнау, стр. 143. Это заключение брака по обряду сюннитов; шииты заключают его несколько иначе. 203 Торнау, 143 стр. О доверенных при браке и о разных условиях брака по доверенности. См. у Торнау, 264–270 стр. 204 Тридцать лет в турецких гаремах, стр. 30, 279; Осман-Бей, стр. 75–77. Niebuhr. S. 73–76. Клот-Бей, Египет в прежнем и нынешнем состоянии. Ч. 1, стр. 196. 208 Perron, Legislation musulmane. Т. 11, p. 427. цитируем. у Торнау, Мусульманское право. Выпуск 1, стр. 7. 210 Замечательно, что муж не обязан в «Праздник разговления» (Гайд уль-фитр), т. е. в первый день после поста-Рамазана, подавать за жену милостыню (садака-фитр), между тем как эта милостыня обязательная для него по отношению к работнику, хотя бы он, был неверующий (кяфир). См. Мухтасару-ль-виткая, глава о Зякяте, последний отдел о фитре. 215 Само название брака по-арабски «никях» по словопроизводству означает простое чувственное отношение между полами. 216 См. приложение 3. До каких мелочей определены у мухаммедан половые отношения между супругами, может свидетельствовать следующий факт. Один французский путешественник по Персии однажды нанимал ямщика везти его до известного места. Но тот отказался, говоря, что закон повелевает ему эту ночь провести с женой. (Uoyages en Persedans l’Athhanistan, le Beloutchistan et le Turkestan, par Ferrier, T. 1, p. 76–77). А в Туркестане жена одного мухаммеданина убежала от своего мужа только потому, что он не одну уже пятницу пропустил, т. е. не проводил с ней (Вестник Европы, 1875 Ноябрь. Ст. М. Терентьева «Туркестан и туркестанцы», стр. 155. 218 Торнау, изложение начал мусульманского законоведения, стр. 131. Того же автора, мусульманское право. Выпуск 1, стр. 148. Срав. Коран 2:183. 220 Библиотека для чтения 1860 года. 162 т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Фэн-Ю-Лань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998. Чжуан-цзы. Ле-цзы/пер. с кит., вступ. ст. и прим. В.В. Малявина. М.: Мысль, 1995. 261 Китайская традиция давать новые имена умершим объясняется стремлением подвести итоги жизни человека, посему посмертное имя должно было отражать заслуги покойного или некие его отличительные особенности. Так, посмертное имя Лао-цзы – Дань, вероятно, означало «длинное, отвислое ухо». Длинные или оттопыренные уши издревле считались в Китае признаком святости и говорили о неординарности и особых духовных дарованиях их обладателя. 263 Китайский язык – один из самых омономичных языков мира. В нем немало слов, совпадающих по звучанию и нередко по написанию, но различающихся значением. Для ясности односложные термины омонимы в русской транскрипции сопровождаются цифровыми индексами в скобках: Ли («ритуал») – термин, обозначающий регламентацию жизни человека и общества в соответствии с установленными нормами (подробнее см. гл. «Конфуцианство»); Ли («выгода») – термин, обозначающий категорию выгоды, заинтересованности, противостоящую этической категории справедливости и долженствования (подробнее см. гл. «Конфуцианство»); Ли ( " слива»). 264 Сыма Цянь. Исторические записки: («Ши цзи»): Т. VII/пер. с кит., предисл. Р. В. Вяткина, коммент. Р. В. Вяткина, А. Р. Вяткина. М.: Восточная литература (Серия «Памятники письменности Востока», XXXII, 7). 1996. С. 38. 265 Подробнее см.: Пути обретения бессмертия. Даосизм в исследованиях и переводах Е. А. Торчинова. СПб.: Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2007. 266 Сыма Цянь. Исторические записки: («Ши цзи»): Т. VII/пер. с кит., предисл. Р. В. Вяткина, коммент. Р. В. Вяткина, А. Р. Вяткина. М.: Восточная литература (Серия «Памятники письменности Востока», XXXII, 7). 1996. С. 39. 273 Подробнее см.: Торчинов Е.А. Даосизм: Опыт историко-религиоведческого описания. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. 274 Дао дэ цзин//Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1972. С. 116.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

263. Собственно «вавилонский» период истории Двуречья начинается с XIX b. до н. э. Но сам Вавилон был известен со времен Саргона. Вавилон синтезировал все достижения культуры Двуречья шумеро-аккадского периода. 264. Древние законы Месопотамии, исчезнувшие после 1500 г., предписывали считать законными детей наложницы, рожденных для бесплодной жены. Считалось, что тот, кто владеет домашними богами, владеет и наследством. Эти и многие другие черты отмечают быт патриархов и их арамейских родичей. Ср. пар. 137 судебника Хаммурапи и рассказ Бытия, гл. 16; пар. 159 и 160 с Быт 34, 12; И. Волков. Законы вавилонского царя Хаммурапи. М., 1914. О вавилонском влиянии на патриархов см.: G. Е. Wright. Biblical Archaeologu, р. 43—44. 265. См.: ANET, p. 60; W. Ch. Boscawen. La Bible et les monuments. Paris, 1900, p. 24. Русский перевод: Б. Тураев. История древнего Востока, 1, 24. Изложение: Д. Редер. Мифы и легенды древнего Двуречья, с. 34; Th. Gaster. Op. cit., p. 52. 266. Быт гл. 1 и гл. 2, ст. 1—3 и начало 4-го стиха. Гексамерон обладает всеми признаками законченного происхождения (см.: Е. Н. Maly. Genesis. — JBC, р. 10). 267. По общепринятой теории, Гексамерон записан автором Священнической Истории, который жил в Вавилонском плену ок. 550 г. О нем см.: A. Weiser. Einleitung in das Alte Testament, 1966, S. 125; P. Ellis. The man and the message of the Old Testament, 1963, p. 73. См. также: сб. «Происхождение Библии» (М., 1964, с. 541). Велльгаузен (Введение в историю Израиля, СПб., 1909, с. 262) считал, что Шестоднев был плодом поздней жреческой философии. Но археология «неопровержимо доказывает, что историческое наследие, использованное жрецами в VI b. до н. э., намного старше, чем предполагал Велльгаузен» ( З. Косидовский. Библейские сказания. М., 1966, с. 72). За последнее время израильских священнослужителей ВЗ стали преимущественно называть «священниками», а их кодекс «священническим», термин же «жрец» применять к языческим служителям культа. 268. О роли мирового зла и Бездны в Библии см. приложение 8.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

237 Так осторожно говорит христианский священник. Но мы видели выше, что, по европейским сагам, сюда приносились приношения для душ умерших, pour les petils. 242 Когда мертвому предмету хотели дать подобие глаз, на него, напротив, налепляли круглые шарики смолистого вещества. Такие шарики, имевшие значение глаз, найдены в гробницах древних перуанцев. 245 ibid. 261; «Бог произвел огонь из зеленого леса», говорится в Коране Магомета (гл. 36, ст. 80 и гл. 56 ст. 70, 71), т. е. древний способ добывания огня состоял в трении двух кусков дерева. 246 По крайней мере в Megill. 6, 1, по поводу выражения Зах. 9:7  г. изму кровь их из уст их, делается замечание, что здесь идет дело о филистимской баме или дольмене. Следовательно, устами, наполненными кровью, нужно считать налитые кровью чашечки дольменов. 248 Строка 12. См. текст надписи Мешы в издании: Smend und Socin. Die Inschrift des Königs Mesa von Moab. 1886. Ниже мы разберем это свидетельство подробнее. 259 Значение круга или кромлеха этот термин удерживает и у нынешних арабов; по особенностям арабского произношения коренных букв этого слова, оно читается: хандр. Один из сохранившихся древних кромлехов Палестины называется ел-Мэхдер (Conder. Heth and Moab, 269). 264 Chwolson. Die Ssabier und der Ssabismus. 2, 381. Талмудическая легенда прибавляет, что даже ворота иерусалимского храма (восточные) когда-то были устроены так, что ими обозначались точные пункты восхода солнца в месяце Тебете (декабре) и Таммузе (июне), и что семь наименований ворот иерусалимского храма относятся к тем пунктам, которыми измерялось положение солнечного луча. (Iepyc. Erubin, V, 22, с). 269 Есть попытки вывести еретиков Офитов из иудейства. См. Hönig, Die Ophiten. Ухе бл. Феодорит выводит основания секты Офитов из культа медного змея (Толк. на 4 Цар. Вопрос 49). 270 Исследователь Мартен (Etudes... 193 275) доказывал, что термин кромлех означает: камень бога Крома, представлявшего космический круг, змея вечности. 278 Renan, Mission de Phénicie, 69, 70, 157–158, 396, 541, 703, 841, 843; Layard. Monuments da culte de Venus. Planches.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

3. Расписки в расходной книге 226 . Расписки в получении значительных денежных сумм делаются в шнуровой расходной книге под статьями, в которых те выдачи записаны, самими получателями или теми лицами кому они доверят (там же § 20). 227 . В тех случаях, когда в получении расписки в шнуровой книге встречается заслуживающее уважения препятствие дозволяется делать расписки в получении денежных сумм на выдаваемых продавцами счетах или на особой бумаге, о чем каждый раз делается надлежащая отметка под расходною статьею в шнуровой книге (там же § 21). 228 . Для записки покупаемых старостою в лавках восковых свеч, красного вина, ладана и проч. дозволяется иметь особую тетрадь, в которую вносятся как забранные материалы, так и уплаты за них денег с удостоверением распиской содержателя лавки или его приказчика. Показанные в тетради расходы своевременно переносятся в церковную расходную книгу с разделением по роду статей и с надлежащей отметкой относительно расписок в получении денег (там же § 22). 229 . Расписка в мелочных расходах по церкви и церковным домам, равно как и в расходах на покупку воска на торгу с возов и т.п. заменяется ежемесячно подписью причта и старосты на книгах о свидетельстве прихода и расхода сумм (там же § 23). 230 . Все вообще счеты, книги, документы и счетные дела должны быть составляемы не только верно, но и своевременно, и содержатся в чистоте и целости (общ. уст. сч. ст. 10). Подчистки в книгах, особенно в книгах шнуровых строго воспрещаются. В случае нечаянных ошибок надлежит зачеркнуть неверное тонким пером, так, чтобы можно было прочесть, что было ошибочно написано, и верное надписать сверху. Кроме этого в шнуровых книгах, в заключение статей за тот месяц, в котором ошибки случились, под итогом его надлежит указать в каких именно статьях ошибки последовали и что действительно должно быть вместо написанного по ошибке и затем сие указание следует казначею или приходо-расходчику подписать, а при первом месячном свидетельстве, лица, производящие свидетельство наличного капитала и поверку книг должны в подписи своей все то оговорить, см. ст. 264 (общ. уст. сч. ст. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2751 Аксаковские чтения: Материалы XI Всероссийской научной конференции (Уфа, 2 октября 2009 г.): 100-летию Аксаковского народного дома посвящается/Башкирский гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы; Аксаковский фонд, Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова. Уфа: Вагант, 2009. 264 с. 2752 И. С. Аксаков – Н. Н. Страхов. Переписка/Сост. М. И. Щербакова/Группа славян. исследований при Оттавском ун-те; ИМЛИ РАН. , 2007. С. 24. (Письмо от 6 июля 1863 г.) 2754 См.: Пыпин А. Н. Характеристики литературных мнений от двадцатых до пятидесятых годов: Ист. очерки: V. Славянофильство//ВЕ. 1872. Т. 6 (38). Нояб. С. 47–97; Дек. С. 618–678. 2755 Погодин М. П. К вопросу о славянофилах//Славянофильство: pro et contra: Творчество и деятельность славянофилов в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология/Сост., вступ. ст., коммент., библиогр. В. А. Фатеева. СПб.: Изд-во РХГА, 2006. С. 397–398. Полностью см.: Гражданин. 1873. 12 марта. 11. С. 347–352; 26 марта. 13. С. 415–420. 2756 См.: Милюков П. Н. 1) Разложение славянофильства: Данилевский, Леонтьев, Вл. Соловьев//Вопросы философии и психологии. 1893. Кн. 3 (18). Май. С. 46–96; 2) Славянофильство//Энциклопедический словарь/Изд.: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб., 1900. Т. XXX. С. 307–314. 2757 Флоровский Г. В. Вечное и преходящее в учении русских славянофилов//Флоровский Г. В. Из прошлого русской мысли. М.: Аграф, 1998. С. 45, 50. 2758 Рубинштейн Н. Л. Историческая теория славянофилов и ее классовые корни//Русская историческая литература в классовом освещении: Сб. ст.: В 2 т. М.: Изд-во Коммунист. академии, 1927. Т. 1. С. 106. 2759 По поводу этой даты приведу следующую цитату: «До самого последнего времени считалось, что именно зимой 1838/39 года Хомяков представил сюда для рассмотрения статью «О старом и новом», которой суждено было войти в историографическую традицию в качестве одного из первых программных заявлений славянофильства. В последнее время найдены архивные свидетельства о том, что статья Хомякова была написана двумя годами раньше, как ответ на «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева» (Каплин А. Хомяков Алексей Степанович//Славянофилы: Ист. энциклопедия/Сост. и отв. ред. О. А. Платонов. М.: Ин-т рус. цивилизации, 2009. С. 580).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

ПСПиР. 2. 648, 715; 4. 1312; ПСЗ. 6. 4136, 4021, 4035. ПСЗ. 7. 4455, 4802. ПСЗ. 7. 49088; 11. 8836. Ст. 12; ср.: 11. 8625; 12. 8914, 8991; 14. 10342, 10665. Об этом сочинении Феофана см.: Чистович. Феофан Прокопович. С. 530; Морозов. Феофан Прокопович как писатель (1880). С. 358 и след. ПСЗ. 8. 5494, 5508, 5909; ПСПиР. 7. 2298, 2518. Много подробностей у Титлинова. Правительство Анны Иоанновны. Гл. 3. Титлинов. Ук. соч. С. 207–236; Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 1. С. 140–171. ПСЗ. 10. 7070, 7314, 7331; ср. 7138, 7164, 7169. В рекруты забирались также семинаристы, оказавшиеся неспособными к наукам (ПСЗ. 10. 7385). Следует помнить, что и при Алексее Михайловиче неграмотные сыновья духовных лиц были в 1660 г. забраны на военную службу (ПСЗ. 1. 288, 289). Эта же мера применялась и при Петре I в 1708–1710 гг. (ПСЗ. 4. 2186, 2308). ПСЗ. 10. 7364, 7389, 7490, 7533, 7610, 7646, 7790; 11. 8040; 10. 7634, 7717. ПСЗ. 10. 7734, 7790; 11. 8040. При правительнице Анне Леопольдовне наступило некоторое облегчение, и многие рекруты были отпущены (ПСЗ. 11. 8268), в том числе и забранные за отказ от дачи присяги (ПСЗ. 11. 8130, 8148, 8153, 8199). ПСЗ. 11. 8836. Ст. 12; 12. 8890; 13. 9781; 14. 10342; ПСПиР. Е. П. 4. 1400, 1401, 1428; см. также: Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 1. С. 172–192.] ПСЗ. 14. 10665, 10780, 10422; 17. 12586, 12861; 18. 13306; ПСПиР. Е. II. 1. 261, 264. Подробнее о разборе 1764–1765 гг. см.: Титлинов. Гавриил Петров. С. 74–85. С одной стороны, правительство старалось уменьшить число духовенства, с другой — при Елизавете Петровне 3 октября 1761 г. было дозволено принимать в духовное сословие крестьян, получивших вольную от своих помещиков (ПСЗ. 15. 11336). Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 1. С. 197. ПСЗ. 17. 12575. Поскольку после 1756 г. число безместных клириков («волочащихся попов») не уменьшилось, а как это обычно бывало после разборов, напротив, увеличилось, пришлось вновь издавать указы о борьбе с этим старым явлением: ПСЗ. 19. 13764, 13499, 14207; ПСПиР. Е. II. 1. 68, 266, 564.

http://sedmitza.ru/lib/text/439977/

Когда таким образом Будда совершил весь круг своего учения, он вверил его великому Кашъяпе, а сам скончался в г. Кушинагаре. Вскоре по смерти Будды его ученики собрались все вместе. Они снесли в одно место свои шерстяные плащи, разо­слали на них коврик, на который и возсел Ананда (любимый ученик Будды). Обратясь лицом, орошенным слезами к г. Шравасти, со сложенными ладонями, голосом звучным и трогательным, он начал речь словами: «Так я слышал в одно время и пр.... и собрал отдел сутр. Потом Ананда сошел с возвышения, его место занял Упали и, по примеру своего предшественника, собрал винаи; а отдел абидарм собрал Кашъяпа. Так произошло пер­вое собрание священных книг. Спустя 110 лет после нирваны Будды, бикшу гор. Вайшали исказили учение десятью еретическими положениями. Это дало повод к тому, что архат Кирти с другими, всего числом 701 архат, составили собор, на котором осу­дили и ниспровергли десять ложных положений и уврачевали раны водою рашьяна. В-то время духи провозгласили: «Ассуры побеждены, а верные торжествуют». На основании этого небесного одобрения собор был назван вторым собранием священных книг. Спустя 137 лет после нирваны Будды злобный шимнус приняв на себя вид архата, явился в г. Паталипутре и ложными чудесами разде­лив мнения бикшу, произвел между ними волнение, следствием которого была вражда, продолжавшаяся 60 лет. тогда Ватисипутра созвал бикшу, прекратил споры и, чтобы даровать учению тишину, провозгласил настоящее собрание третьим собором. Так образовался состав свящ. книг, преимущественно принадлежавших к малой яне. Собирателями махаяны был небожи­тель Майтрея и другие бодисатвы. Из небесных же миров она была заимствована Нагарджуной и принесена на землю. Вот общий очерк происхождения буддийского учения по воззрениям самих буддистов и их свящ. книг. (См. Ковалевский. «Зам. по буд.» руко­пись л. 264–270. См. «румтай намшаг» л. 5). 25 Такую агностическую или, как называет ее автор, «кри­тическую» точку зрения на буддизм, в частности на его гносеоло­гию (теорию познания) усиленно защищает Щербатский в своем введении к переводу буддийской логики Дармакирти. Теор. позн. и лог. по учен. новейш. буд. Спб. 1903 г. Буддийскую теорию познания Щербатский называет «буддийским критицизмом», так как, говорит он, «утверждая, что не существует ни Бога, ни души, ни иного какого-либо вечнаго бытия, ея последователи в-то же время доказывали, что все наше познание имеет лишь субъективное зна­чение, что оно вместе с тем ограничено сферою возможного опы­та и что, следовательно, метафизическое знание невозможно» (см. XXXVIII ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

(Инстр. НКЮ и НКВД 1923 г. § 14). 2) Активное и пассивное избирательное право. Не избирают и не могут быть избранными в Советы: г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов. (Конституция ст. 65). 3) Трудповинности. В В. Ц. И. К. поступило телеграфное ходатайство из Кунгура местных советов православных приходов об освобождении служителей культа от субботников и общественных работ. Это ходатайство было передано на разрешение Наркомюста. V Отдел разъяснил, что согласно декрета о порядке всеобщей трудовой повинности (Сбор, распор, и узак. 1920 г. 8) к этим работам привлекаются все трудоспособные к выполнению общественно-полезных работ в интересах социалистического общества. В правилах об освобождении от трудовой повинности (см. 67, 1920 г. Известия В. Ц. И. К.) никаких специальных изъятий для служителей культа не делается. При совпадении времени общественных работ с временем богослужения группы верующих имеют возможность перенести служение на часы, свободные от времени, предназначенного для работ общественно-полезных (8 апреля 1920 г., 264). (Р. и Ц. 1922, ст. 47). 4) V Отдел сообщил в Комиссию Труда Нариомпроса, что приглашение верующими того или иного служителя для культа не создает никаких привиллегий для приглашенного и не изменяет его обязанностей в отношении общегражданской службы (25 сентября 1920 г. 946). (Р. и Ц. 1922, стр. 47). 5) V Отдел разъяснил служителю культа Владимирской губ. Перемиловскому, что служители культа не освобождаются от общегражданских общественных повинностей и обязанностей, пользуясь всеми привиллегиями по возрасту и состоянию здоровья наравне с другими гражданами (23 апреля 1920 г. 332). (Р. и Ц. 1922, стр. 47). 6) О праве на социальное обеспечение. Служитель культа села Петрушина Тульской губ. гр. Рождественские, 65 лет обратился в Совнарком с ходатайством о материальной помощи. V отдел, на разрешение которого было послано указанное ходатайство, разъяснил просителю, что он, как достигший возраста свыше 55 лет, имеет право на социальное обеспечение, при отсутствии у него средств к жизни, и должен обратиться со своим ходатайством в местный Отдел Социального Обеспечения. (20 марта 1920 г. 192).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

440 Евсевий (VI, 23) отсылает здесь к II кн. своей апологии Оригена , которая утрачена. Фотий (cod. 118), сохранивший нам из нее лишь несколько данных, по-видимому вычитал там, что Евсевий и Памфил приписывают участие в осуждении Оригена лишь одним египетским епископам. Св. Иероним (Rufin. Apol. II, 20), по-видимому, слышал о большем числе епископов, участвовавших в этом деле: Damnatur a Demetrio episcopo; exceptis Palaestinae et Arabiae et Phoenices atque Achaiae sacerdotibus in damnationem eius consentit orbis; Roma ipsa contra hunc cogit senatum; non propter dogmatum novitatem nec propter haeresim, ut nunc adversus eum rabidi canes simulant, sed quia gloriam eloquentiae eius et scientiae ferre non poterant, et illo dicente omnes muti putabantur (Он был осужден еп. Димитрием; за исключением епископов палестинских, аравийских, финикийских и ахайских, это осуждение признал весь мир; в самом Риме против него (Оригена) высказался пресвитерский коллегиум; (но) не по причине новизны догматических учений Оригена , не по причине его еретичества, как ныне клевещут на него бешеные псы, а потому что не могли выносить его ораторской и ученой славы, и потому что по сравнению с его красноречием все казались немыми). 441 Я не иду дальше, вопреки Harnack’y, Chronol., t. II, s. 25 (cp. Ueberlief. s. 332) и Bardenhevery Gesch. t. II, s. 80. Текст Фотия, на котором основываются, имеет источником какую-то недоброжелательную легенду, каких много ходило насчет Оригена . См. этот текст у Döllinger’a Hyppolyl und Kallist, s. 264 и y Harnack’a Ueberlief. s. 332 (cp. Migne, P. G. T. CIV, c. 1229). Прежде чем он был исправлен Деллингером, Тильмон уже весьма ясно разобрался в этого рода преданиях (Hist. eccl. T. III, р. 769). 445 Npumчu VIII, 22 , по греческому тексту: Κριος εχπσ με ρχ– ην οδν-A­ οτοδ. (Господь создал Меня в начало путей Своих). Бл. Иероним перевел:: Dominus possedit me (Господь приобрел Меня). В другом месте ( Быm. XIV ) он встретился с двумя случаями употребления этого глагола (qânâ), в. форме причастия настоящего времени (qône); в первом случае (19 ст.) он перевел словами: qui creavit (Он создал), – а во втором (22 ст.): possessor (владетель).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010