261  Например, Кейлем, который в своём Bibl. Commentar (T. II. В. I) при объяснении Нав. 5 (§ 35) говорит: „beeber haiarden о западно-иорданской стране – объясняется тем, что повествователь рассказывает ещё с точки зрения перехода через Иордан”. Точно также, по-видимому, объясняет употребление этого выражения в книге И. Навина относительно западно-иорданской страны и Гезений в своём Hebr. Handwörterbuch. Eber. 263  Берём самый ранний срок из предполагаемых для происхождения этой книги, именно 20–25 лет по смерти И. Навина (Keil. Bibl. Comm. T. II. В. I. S. 7), что с 18 годами правления И. Навина по разделению земли составит 38–43. 264  Что И. Навин есть писатель книги, известной под его именем, это прямо высказывается в Талмуде (Bleek. Finl. § 68 Anm.), и в недавнее время это мнение отстаивал König (Alttestamentl. Studien. 1836); но основания для этого в самом содержании исторического памятника очень слабы. В пользу этого мнения указывают, например, на слова в Нав. 5по евр. тексту: ad obrenu – пока мы переходили; но такое чтение этих слов находится далеко не во всех списках; уже LXX читали это место иначе и перевели его: ν τ ιa βα νειν υτος; и мазореты предлагают читать (q’ri); ad obram; точно также передаются эти слова и в русских переводах: доколе переходили они. Признаки, между тем, происхождения этой книги по смерти И. Навина достаточно ясны. 265  Выдержку из весьма редкого теперь сочинения Welte – Nachmosischrs см. в Beiträge zur Erklärung d. А. Test. h. Reinke’s III, 342 и далее. 268  Беф-сан считается даже находящимся на юго-восточном конце равнины Есдрелон или Иезреельской (Winer В. Realwörterbuch. Belhsenn); но большинство географов долину Беф-сан или при-иорданскую, в которой находится этот город, считает особой долиной. 269  Munk Pulestine. 72. В Библейском словаре (В. 2. Беф-сан) назначается 30 вёрст от Беф-сана до Иависа; но это сомнительно: г. Иавис должен был находиться недалеко от устья Ябеса, впадающего в Иордан недалеко от Беф-сана, если в этот последний город оттуда – из Иависа – можно было сходить в продолжение одной ночи. Но вообще – положение Иависа точно не определено.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Намереваясь же написать сие напоминание, для утверждения своего в дерзновении моем, воспользуюсь примером евангелиста Луки, говоря и сам: понеже некии начаша чинити себе так называемые апокрифические книги и смешивать их с несомненно-богодухновенным Писанием, якоже предаша отцам, иже исперва самовидцы и слуги бывшии Словесе: изволися и мне ( Лк. 1:2–3 ), убежденному и наученному искренними братиями, исчислить сначала по порядку все книги, внесенные в канон, преданные нам как божественные, и таковыми признанные, чтобы всякий, если вовлечен в обман, осудил предавшихся заблуждению, а если пребыл чистым, порадовался при новом сем напоминании. Итак, всех книг ветхого завета числом двадцать две… Книги сии следуют каждая в таком порядке и под таким наименованием 263 … Доселе поименованы книги ветхого завета. Но не поленимся сказать и о книгах нового завета 264 … Вот источники спасения, чтобы заключающимися в них словесами напоеваться жаждущему. В них одних благовествуется учение благочестия. Никто да не прилагает к ним, и не отъемлет от них 265 чего-либо. Но кроме сих книг есть и другие, не внесенные в канон, которые однако же установлено отцами читать вновь приходящим и желающим огласиться словом благочестия 266 … Впрочем, возлюбленные, тогда как одни книги внесены в канон, а другие предлагаются для чтения, нигде не упоминается о книгах апокрифических; они суть выдумки еретиков, которые пишут их, когда хотят, но приписывают им давность и прибавляют лет, чтобы, выдавая их за древние, иметь случай к обольщению тем людей простодушных 267 . Дух Святой вдохнул в ветхом завете закон и пророки, а в новом – евангелия и апостолов. Посему апостол говорит: всяко писание богодухновенное полезно есть ко учению ( 2Тим. 3:16 ). По тому же самому приличным представляется с совершенною точностию, как узнали мы из памятников отеческих, показать здесь, какие именно книги ветхого и нового завета, по преданию предков, почитаются вдохновенными самим Духом Святым и преданы Церквам Христовым. Именно, относительно ветхого завета нам предано прежде всего пять книг Моисеевых 268 … За ними следуют 269 … Вот сколько книг ветхого завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

258 Там же, стр. 66. 259 Г.Риккерт, Границы естественно-научного образования понятий. Перев. А.Водена, стр. 66 - 97, стр. 164 - 185. 260 Ueberweg, System der Logik, 5 изд., стр. 189. (Ибервег Фридрих (1826 - 1871) - нем. историк философии. Цитируется его работа 1857 г. " Система логики и история логических учений " (5-е изд. Bonn, 1882). - В.Ф.). 261 Ch.Sigwart, Logik, 3 изд., I т., стр. 103. (Зигварт Христоф (1830 1904) - нем. философ. Л. ссылается на его книгу: Logik. Bd. 1 - 2, Freiburg, 1889 - 1893. Русск. пер.: Зигварт Х. Логика. 7. 1 - 3. СПб., 1908 - 1909. В.Ф.). 262 Виндельбанд. К учению об отрицательном суждении, см. перев. С.Франка в приложении к " Прелюдиям " , стр. 351. 263 Там же, стр. 153. 264 Риккерт " Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания " . Перев. Г.Шпетта, стр. 131 с. (Риккерт Г. Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания. Киев, 1904. - В.Ф.). 265 Там же, стр. 169 с. 266 Там же, стр. 128. 267 Там же, стр. 134. 268 Предмет познания, стр. 144 с. См. также " Границы естественно-научного образования понятий " , стр. 567. 269 Там же, стр. 182. 270 Там же, стр. 179. 271 Там же, стр. 164. 272 Rickert, стр. 204 - 205; по-русски стр. 218. 273 Г.Риккерт " Границы естественно-научного образования понятий " , Перев. А.Водена, стр. 611. 274 О том, что в суждении субъект есть основание, а предикат следствие, см.: Липпс, Основы логики, стр. 53 сс. 275 Гегель, собр. соч., VI, Logik, стр. 49. 276 См. выше, глава IX. (См. сн. 138 настоящего издания. - В.Ф.). 277 Каринский " Об истинах самоочевидиых " , 6, стр. 31. 278 Об этом различии между индивидуальным психологическим составом акта суждения и " идеальным " вечно тожественным значением суждения Husserl в своих исследованиях по феноменологии знания говорит следующее: " То, что высказывается, напр., словами " ( есть трансцендентное число " , то, что мы при чтении и разговоре понимаем и имеем в виду под этими словами, не есть индивидуальная, только лишь постоянно возвращающаяся черта нашего познавательного переживания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

231 Georg., 872 ­­ Man., 251, 257; 873 ­­ 257–258; 874 ­­ 258–259; 875 ­­ 261,266; 876 ­­ 261–262; 877 ­­ 263–264;878 ­­ 265–266;879 ­­ 266–268;880 ­­ 268. 236 Georg., 884 ­­ Man., 272–273; 885 ­­ 273–274; 886 ­­ 274–275; 887 ­­ 276–277; 888 ­­ 277–278; 889 ­­ 279; 890 ­­ 280–281; 891 ­­ 281–282; 892 ­­ 282–283; 893 ­­ 284, 289; 895 ­­ 284; 896 ­­ 285. 237 Georg., 886 ­­ Cedr., II, 659; 888 ­­ 689; 889 ­­ 693, 696–697; 890 ­­ 700–701; 892 ­­ 704–705. 238 Georg., 896 ­­ Zonar., IV, 228; 897 ­­ 229–230; 898 ­­ 230–231; 899 ­­ 231 – 232; 900 ­­ 232–233; 901 ­­ 234–235. 240 He позже, потому что к этому веку относится парижский манускрипт; но и не раньше, потому что встречается турецкое название местности (Скутари) (Georg., 888), и автор не имеет ясного представления о значении византийских стратигов (Georg., 891) – византийские же порядки забыты после утверждения Турецкого владычества. 241 Характер сведений, извлеченных из этого памятника, не свидетельствует в его пользу: обстоятельства, случившиеся при Парапинаке, отнесены ко времени Вотаниата, о болгарском царе говорится, что он был убит, тогда как был взят в плен (Georg., 893–895). 242 Du Fresne Du, Cange. Historia byzantina duplici commentario illustrata. Fami-liae Byzantinae. Par.·, 1682, 174–175. 243 Голубинский. Краткий очерк истории Православных Церквей: Болгарской, Сербской и Румынской. М., 1871. С. 38. 245 Annales Barenses. Ed. Muratori. Antiquitates italicae medii aevi. T. 1. Mediol., 1738 (под заглавием: Anonymi Barensis monachi chronicon de rebus in Barensi provincia gestis, additis notis Nicolai Aloisya); Pratillus. Historia principum Lango-bardorum. Т. IV. Neapoli, 1753; Pertz. Monumenta Germ, hist., SS., V. 246 Для определения времени служат: ссылка на свидетельство лиц, участвовавших в сражениях 1041–1042 гг. (Ann. Bar., ed. Pertz, 54–55), и выражение о барийском замке, что в нем sedes est nunc graecorum magnatum (…теперь живут греческие властители) (Ibid., 53), неуместное в устах писателя после 1071 г., когда Бари взят был норманнами и греки вытеснены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

256 На этих дополнительных данных основывается значение хроники как памятника, имеющего (вследствие отсутствия первоисточников) важность при установлении фактических и хронологических подробностей. Впрочем, важность его должна быть допускаема в ограниченных размерах, потому что, с одной стороны, неизвестно, насколько отдален автор от описываемых событий, 257 а с другой, в хронике заметны следы не совсем удачного пользования источниками, несколько погрешностей генеалогических 258 и хронологических. 259 Кроме того, в области хронологических показаний самый вопрос о том, какому летосчислению следовал автор – пизанскому (calculus Pisanus, с 25 марта предшествующего года) или греческому (с 1 сентября предшествующего года), – вопрос недоуменный; 260 только факт распространенности греческого летосчисления в Нижней Италии, официальное его значение в греко-итальянских владениях и наконец очевидное пристрастие автора к грекам 261 склоняют весы на сторону того мнения, что он в своей хронике едва ли мог предпочесть греческому летосчислению какое-нибудь иное. 3) Хроника Анонима Барийского, 262 написанная в Бари неизвестным автором (или авторами), 263 начинается с того же времени, с какого хроника Лупа, но простирается далее последней – события доведены до 1115 г. Вообще между обеими хрониками (Анонима и Лупа) замечается большое сходство, особенно в рассказе о событиях до 1024 г. В дальнейшем повествовании до 1046 г. сходство заметно в меньшей степени, а с 1046 г. Аноним значительно отличается от Лупа. Кроме того, Аноним обнаруживает сходство с Барийскими анналами, по сравнению с которыми он говорит то короче, 264 то распространеннее. 265 Едва ли справедливо объяснять это слишком большой зависимостью от Лупа 266 или Барийских анналов, 267 вместе с тем невозможно с решительностью настаивать на полной его независимости не только от первого, но и от второго из этих памятников. 268 Аноним мог иметь в виду анналы и пользоваться ими в той (второй) части, в которой изложение событий отличалось достоверностью; но сведения, почерпнутые из анналов, он дополнял сведениями из других источников, нам неизвестных и, может быть, однородных с источниками Лупа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

260 См. выше стр. 90 сл. 261 См. P. Bonnard, «Jesus-Christ edifiant son Eglise», Neuchatel – Paris. 1947. 262 Речь идет не о разных лицах, но об одних и тех же, имеющих .разные функции исполняемого ими служения. На это указывает член а «touj», объединяющий все три причастия. См. W. Neil, «The Epistle of " » Paul to the Thessalonians», London 1960, р. 121. 263 О значении «kopiaw» " » см. F. Hauck, TWNT., B.III, S. 827 sq. В новозаветных писаниях «kopian» и производные от него означают «die christliche Arbeit an der Gemeinde und für die Gemeinde». См. также А. Harnack «kopoj (kopian, oi kopiwntej) im frühchristliehen Sprachgebrauch», в Zeitschr. N.T. 26 (1928), S. 1—10. 264 См. Е. Schweizer, «Gemeinde nach dem N. Testament», Zürich 1949, S. 5 265 См. Н. Lietzmann, «An die Korinther I-II», Tübingen 1949, S. 63—64. Н. Lietzmann считал, что носители харизм «antilhmyij» и «kubernhsij» не пркнадлежали к харизматикам в точном смысле слова. См. также примечание W. G, Kümmel, ор. cit. S. 188. 266 См. выше, стр. 88. 267 .См. Н. Greeven, ор. cit. S. 33. По его мнению «spoudh» имеет почти техническое значение, обозначая «die eifrige Tätigkeit für die Gemeinde». 268 См. F. Büchsel. «hgeomai» з TWNT., В. II, S, 909—911. 269 См. Епископ Кассиан Безобразов, «Христос и первое Христианское поколение», Париж 1950, стр. 260. Cp. С. Spicq, «L " origine johannique de la conception du Christ-pretre dans 1Epitre aux Hebreux» в «Aux sources de la tradition chretienne». Melanges offerts а M. Goguel Neuchatel – Paris, 1950, р. 265—266. Вполне возможно допустить, что автор послании жил долгое время в М. Азии, но заимствовать там этот термин он вряд ли мог, т. к. у нас нет никаких сведений, что этот термин был в употреблении в малоазийских церквах. Если же «Послание к Евреям» было обращено в Рим, как предполагает Н. Strathmann, («Der Brief an due Hebraer», Das Neue Testament Deutsch, Götingen 1949, S. 65), то составитель послания, повидимому, считался с терминами, имеющими обращение в Римской церкви (23) Посл. Климента; V,i; !Х,4; XXXVI),2,3; LV,I. Ср. Ди. 14,12.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3728...

7 апреля. «Телеграф» 248 запрещен. Уваров представил государю выписки, веденные несколько месяцев и обнаруживающие неблагонамеренное направление, данное Полевым его журналу. (Выписки ведены Брюновым 249 , по совету Блудова.) Жуковский говорит: – Я рад, что «Телеграф» запрещен, хотя жалею, что запретили. «Телеграф» достоин был участи своей; мудрено с большей наглостию проповедовать якобинизм перед носом правительства, но Полевой был баловень полиции. Он умел уверить ее, что его либерализм пустая только маска. Вчера rout у гр. Фикельмон. S. 250 не была. Впрочем весь город. Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной 251 и, кажется, не сердятся… Гоголь по моему совету 252 начал Историю русской критики. 8 апреля. Вчера rout у кн. Одоевского. Изъяснение с S. К. 253 Вся семья гр. 254 , гр. Кас…, идеализированная ее мать. Сейчас еду во дворец представиться царице. 2 часа. Представлялся. Ждали царицу часа три. Нас было человек 20. Брат Паскевича 255 , Шереметев 256 , Болховской 257 , два Корфа 258 , Вольховский 259 и другие. Я по списку был последний. Царица подошла ко мне смеясь: – Non, c " est unique!.. Je me creusais la tête pour savoir quel Pouchkine me sera présenté. Il se trouve que c " est vous!.. Comment va votre femme? Sa tante 260 est bien impatiente de la voir en bonne santé, la fille de son cœur, sa fille d " adoption… и перевернулась. Я ужасно люблю царицу, несмотря на то, что ей уже 35 лет и даже 36. Я простился с Вольховским, который на днях едет в Грузию. Болховской сказывал мне, что Воронцову 261 вымыли голову по письму Котляревского 262 (героя). Он (т. е. Болховской) очень зло отзывается об одесской жизни, о гр. Воронцове, о его соблазнительной связи с О. Нарышкиной 263 etc. etc. – Хвалит очень графиню Воронцову 264 . Бринкена 265 , сказывают, финляндское дворянство повесило или повесит. 10 апреля. Вчера вечер у Уварова 266 – живые картины. Долго сидели в темноте. S 267 . не было – скука смертная. После картин вальс и кадриль, ужин плохой. Говоря о Свиньине 268 , предлагающем Российской Академии свои манускрипты XVI-ro века, Уваров сказал: «Надобно будет удостовериться, нет ли тут подлога. Пожалуй, Свиньин продаст за старинные рукописи тетрадки своих мальчиков».

http://predanie.ru/book/221012-avtobiogr...

263 См. Повесть временных лет. 1051 г./Лихачев Д. С. (пер.) Часть I: текст и перевод. Москва/Ленинград, 1950. С. 107; английский перевод: Cross S.H., Sherbowitz-Wetzor O. P. The Russian Primary Chronicle: Laurentian Text, Mediaeval Academy of America Pub. Vol. 60. Cambridge, Mass., n.d. P. 142; и Житие Феодосия от 1064 г.//Успенский сборник XII–XIII вв./Котков С.И. (ред.). Москва, 1971. С. 89. Я благодарен моей коллеге ин. Софии Сенык ЧСВВ за эту ссылку. Ср. Скабалланович М.Н. Типикон. Вып. I. С. 399400. 266 Кекелидзе К. Памятники. С. 478; о грузинских монахах в Палестине см. с. 23, 61–64, 185; также Peradze G. An Account of the Georgian Monks and Monasteries in Palestine as Revealed in the Writings of Non-Georgian Pilgrims//Georgica. Vol. 1. 4–5. 1937. P. 181–237. 267 О Евфимии и его труде, см. Tarchnisvili-Aßfalg. P. 126–154; Житие Евфимия и его сподвижником см. Звели картули агиографиули литературули Зеглибис симфониа [Памятники древнегрузинской житийной литературы]/Абуладзе И.В. (ред.) Тбилиси, 1967. Т. II; латинская версия Peeters. P. 8–68; французский перевод: Irénikon. 1929. 6. P. 767–784; 1930. 7. P. 50–67, 181–196, 448–460. 268 Lefort J. Histoire du monastère d " Iviron, des origines jusqúau milieu du XIe siècle//Actes d " Iviron. T. I: Texte, Archives de l " Athos. Vol. 14. Paris, 1985. P. 3–91 (далее Iviron. I). 269 Хотя многое написано о различных аспектах иверской истории довизантийского периода, до сих пор нет общего синтеза. Среди других особенно полезны обзоры Мишеля ван Эсбрука: Esbroeck van M. Eglise géorgienne des origines au Moyen Age//BK. 1982. 40. P. 186–199, особ. 195–196; Le manuscrit géorgien 34 et les publications récentes de liturgie palestinienne//OCP. 1980. 46. P. 125–141; Les manuscrits de Jean Zosime Sin. 34 et Tsagareli 81//BK. 1981. 39. P. 63–75; L " Hymnaire de Michel Modrekili et son sanctoral (Xe siècle)//BK. 1980. 38. P. 113–130; и работы других авторов: Metreveli H. Die georgischen Liturgie-Handschriften des 9. u. 10. Jahrhunderts und ihre Bedeutung für die Erforschung der byzantinischen Hymnographie//XX. Deutschen Orientalistentag, ZDMG. Suppl. 4. Wiesbaden, 1980. S. 161–169; Wade A. The Oldest Iadgari: The Jerusalem Tropologion, V–VIII c//OCP. 1984. 50. P. 451–456 и литература, упомянутая там.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

166 Лаплас, «Sysmeme du monde», т. III, гл. II. указ. к. «Современный материализм в Германии», соч. Поля Жане с французского. С.-Петербург 1868 г., стр. 33. 174 В подтверждение высказанной мысли Спенсер указывает на следующее: мы видим знакомого человека и говорим, что он жив, то наше уверение сводится к тому, что при предмет, производивший некоторую группу изменений в нашем сознании, существует еще, так как в нашем сознании была произведена снова такая же групла изменений. Яснее это можно подтвердить тем, что кусок золота, если сочтется менышим, то полагается на весы Спенсер – Основные начала VI, 263 стр. 182 Естественно-научное объяснение постепенного развития и образования мира предполагает бытие высочайшей мудрости, которая положила в основание всех явлений мировой жизни число, меру, вес, вследствие чего и произошла данная гармония универса. 183 Указ. у Ульрици Бог и природа т. 1, стр. 267–268. Пастер, известный французский натуралист, точными опытами показал, что если уничтожить все семена высокою температурою, то живые существа не являются (Указ. Christianity and Positivism p. 25). 184 Mémoire sur les corpuscules organisées, suspendues dans l " atmosphère. Указ. в сочинении Поля Жане – Современный материализм в Германии. С-Петербург, 1868 г. стр. 76. 188 Мюллер Prolegomeues. Указ. в соч. Поля Жане – Современный материализм в Германии (пер. с французского) 1868 г. 189 Современный материализм в Германии (с·французского) Поля Жане. С.-Петербург. 1868 г., стр. 59. 190 Современный материализм в Германии (с·французского) Поля Жане. С.-Петербург. 1868 г., стр. 59–60. 191 Против этого возможно встретигь такое возражение, что есть животные, которые, будучи высушены до последней возможности, могут ожить через несколько времени от прикосновения воды. Но указанное наблюдение ровно ничего не доказывает. Предполагать здесь воскресение из мертвых невозможно. Если другое животное, подвергнутое такому или даже меньшему иссушению, непременно умерло бы: то отсюда нет данных заключать, что умерли и эти.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Борман A., автор воспоминаний «На Соловках в Страстную седмицу» (1956) 156–157 Бострем Глеб Иванович (1898 – 9 декабря), морской офицер, участник скаутского движения. В августе 1926 г. приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. После досрочного освобождения из лагеря в августе 1928 г. сослан в Сибирь. Расстрелян 346, 412 Бострем Иван Федорович (1857 – 2 января 1934), вице-адмирал, отец Г.И. Бострема 412 Брюсов Валерий Яковлевич (1873 – 9 октября 1924), писатель 24 Букреева Ольга, заключенная участница скаутского движения, героиня романа Б.Л. Солоневича 453–455,458–459,473477, 480, 483–484, 492–504, 508–509, 519–524, 528–538, 541–543, 550–577, 579–589 Булавин Кондратий Афанасьевич (ок. 1660–1708), предводитель крестьянского восстания 525 Буяич Вера Сергеевна (1898 – 21 июля) поэтесса 28 Булыгин Александр Дмитриевич (1902– 1986), арестован в мае 1925 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Автор воспоминаний «Быль Соловецкая» (рукопись) 84 Бунин Иван Алексеевич (1870 – 8 ноября 1953), поэт 21 Быстров-Гаррах, см. Корнев В., ссыльный доктор 242 Вадбольский Авенир Авенирович (1898 – 18 ноября 1930), князь. Арестован в 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян 152 Валя, литературный персонаж 25 Ванька-Пугач, заключенный уголовник 361–362 Варсонофий, почивший соловецкий монах, герой романа Б.Л. Солоневича 448–453, 455, 462, 470, 480–481, 484, 500–501, 516, 518, 585 Василий (Зеленцов Василий Иванович; 1870 – 7 февраля 1930), священномученик, епископ Прилукский. Арестован в сентябре 1926 г., приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки. После досрочного освобождения из лагеря в октябре 1929 г. сослан в Иркутскую область. Расстрелян 261, 263 Василий, заключенный участник скаутского движения, санитар 375, 383, 393 Васильев, заключенный полковник 327 Василько, охранник 495 Васьков Родион Иванович (1891–1961), в сентябре 1923 г. по собственному желанию откомандирован на Соловки, где до 1926 г. занимал должность начальника I Кремлевского лагерного отделения. Заместитель начальника УСЛОНа по административной части, затем, до 1930 г. – секретарь УСЛОНа. Арестован в июле 1952 г., приговорен к пяти годам лишения свободы 33, 35, 119, 121, 128, 135–136, 267–268, 328

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010