Приложение VIII. Алфавитный указатель имен лиц и мест, упоминаемых в письмах блаж. Феодорита. Аарон, ветхоз. первосвященник: 128. 162 Абундий, епископ Команский: 181 Аввакум, пророк: 145 Август, келарь: 151 Авессалом, сын Давида: 133. 249 Авив, епископ Долихийский: 248. 249. 250 Авраамий, хорепископ: 113. 116. 117 Авраам, ветхоз. патриарх: 25. 29. 104. 113. CXIII. 116. 127. 130. 145. 151. 181. 223. 229. Аврам: 10. Агапит, пресвитер; 183. 223. Аетий, пресвитер: 221. Акакий, диакон: 255. 256. Акакий, епископ Верийский: 75. 110. 112. 149. 178. 233. 235. 266. Акакий, епископ Мелитинский: 164. Акилин, епископ (Вивлосский): 181. 248. 250. Александрия, город: 82. 85. 86. LXXXVI. 113. 114. 149. 235. 248. Александр, епископ Александрийский: 83. 145. 151. Александр, епископ Амасийский: 268. Александр, епископ Антиохийский: 110. Александр, епископ Апамийский: 263. Александр, епископ Ирапольский: 233. 234. 242. 248. 250. 258. 261. 262. 268. Алипий, экзарх: 113. 116. 117. Алкиной: 30. 205. Алфий, епископ: 232. Амалик: 127. 128. Амвросий, епископ Медиоланский: 145. 151. 167. 170. Амфилохий, епископ Иконийский: 145. 151. Анастасий, пресвитер Верийский: 133. Андрей, епископ Самосатский: 233. 234. 238. 242. 243. Анна, мать Самуила: 223. Антиохия сирийская, город на р. Оронт: 79. 80. 81. 82. 83. 86. LXXXVI. 112. 113. 119. 147. 165. 208. 234. 237. 238. 243. 249. 253. 260. 264. 267. Апамия, город: 119. 152. 175. 253. 254. Аполлинарий, епископ Лаодикийский: 82. 104. 112. 113. 143. 145. 147. 150. 151. 152. 153. 157. 161. 167. 168. 170. 177. 234. 266. 268. Апрингий, епископ Халкидский: 149. 163. 165. 268. Аравия: 166. Аристолай, трибун: 177. 233. Аристофан: 228. Арий: 21. 81. 82. 83. 99. 104. 112. 113. 116. 143. 145. 151. 152. 161. 167. 168. 170. 177. 266. Аркадий, епископ западный: 263. Армовий (еретик): 145. Архей, местечко: 221. Архелай, епископ: 149. Асия, Асийцы: 161. 162. 167. 264. Аттик, епископ Константинопольский: 145. 151. Африка: 32. 33. 34. 168. 201. Ахав, царь Израильский: 135.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Состав: 1) службы 5–8 гласов (1–263); 2) светильны воскресные и евангельския стихиры (263–268 об.); 3) светильны презднеителя (?), без конца (268 об.–269 об.). 170. Октоих , в четвертку, 361 л., полууставом XV в., в кожаном переплете. Листы: 1, 2, 11, 359–361 писаны полууставом XVII в. На полях внизу листов 1–10 приписка скорописью: «Сия книга Октай от церкви Воскресения Христова, что на Усть реки Глушицы». Состав: за службами восьми гласов следуют: 1) тропари воскресные восьми гласов (352 об.–355 об.), 2) троичны восьми гласов (355 об.–358 об.); 3) светильны «по вся дни» (359–361). 171. Октоих (1–4 гласы), в лист, 280 л.л., в два столбца, полууставом XV–XVI в.в., a 1–25 листы – XVII в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–9 приписка скорописью: «Сия книга глаголемая Октай домовая Введения Богородицы да Стефана Сурожского». Состав: 1) службы 1–4 гласов (1–276); 2) пенья троичны, поемыя в Великий пост (276 об., не все); 3) светильны чрез вою седмицу (276 об.–277 об.); 4) светильны воскресные и стихиры евангельския (277 об.–279 – не все); 5) сиа катавасиа глаголют по вся воскресениа на полунощнице по каноне–творение кир-Григориа (279 об.); 6) молитва Святой Троице Марка инока, без конца (279 об.). 172. Октоих (1–4 гласы), в четвертку, 404 л., полууставом XV–XVI в.в., в кожаном переплете. На л. 405 об. запись полууставом: «В лето 7013 (1505) списана бысть сия книга глаголемая осмогласник многогрешною десницею Ивашка Литохи Володимерова сына Коточиго месяца декабря 21 дня в преставленье Петра московского чудотворца при благочестивом князе Васильи Ивановичи всиа Руси при митрополите Даниле». Далее другим почерком: «А купил сию книгу Василей Никитин сын Румянцов, а положыл Великому воскресению в дом невозвратно и вы служытели хто станет по сем книгам пети Господа славити и вы священници хто будеть игумен или поп или дьякон и вы Бога ради помяните во своих святых молитвах грешного человека a вас Господь помянеть и помилуеть благодатью своею». На полях внизу листов 1–8 приписка скорописью: «Сия книга Октай Вологодского около городьи от церкви Димитрия Селунского что в Раменье».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.Н. Надеждин Дела духовно-училищные Из трех духовных училищ, оставшихся в спб. епархии к началу 40-х годов (стр. 263), вскоре закрыто было ямбургское. Предположение о закрытии этого училища возникало еще в 1838 г. по ревизии инсп. семинарии Антония (стр. 267), затем высказано и в 1842 г. ревизором о. Окуневым (етр. 268), нашедшим в училище, особенно по экономической части, много недосмотров и недостатков. Действительно, в марте 1842 г. училище было закрыто, дом его передан духовному ямбургскому правлению, ученики же (до 80 чел.) переведены в ал. -невское училище, в пользование которого поступила тогда большая часть бывших семин. помещений между Федоровскою церковью и собором, который оставались в его владении до 1857 г. С увеличением числа учеников ал. -невского училища, предписано было устроить в высшем и низшем уездных массах – параллельные отделения. Некоторые из учителей переведены были из ямбургского училища в ал. -невское, другие остались за штатом. С закрытием означенного училища, гдовское духовное правление ходатайствовало о разрешении священно-и-церковнослужптелям гдовского уезда отдавать детей в псковское училище, так как до Петербурга далеко (300 верст). Семинарское правление дало разрешение на это, с утверждения митрополита. В октябре 1851 г. в ал. -невском училище, в комнате смежной с классом, обвалился потолок. Архитектору Кудинову поручено было осмотреть все здание: он нашел много гнилого, что и послужило поводом к перестройке училищных зданий и даже к построению нового корпуса. Проект и смета (на 76,556 р.) составлены архитектором Сычевым и утверждены 1 янв. 1853 г. В числе членов строительного комитета были из семинарии: ректор архим. Иоанн, наставник иером. Феогност. Чрез 4 года работы по сооружению нового корпуса и исправлению части прежних помещений училища (между Федоровскою церковью и угловою юго-западною башнею) были окончены, на них употреблено 75309 р. 27 к. Семинарское правление исходатайствовало еще 12617 р. на обзаведение нового училищного здания, и тогда же (в 1857 г.) испросило разрешение на постройку при училище церкви иждивением купца 1-й гильдии Кудряшева, исходатайствовав и церковно-богослужебные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

архим. Сильвестр (Стойчев) Тема XIX. Космология Сотворение мира – не истина философского порядка, а один из пунктов нашей веры. В.Н. Лосский §41 Творение мира из ничего – «ex nihilo» Православное богословие учит, что Бог является Первопричиной бытия мира. В книге Бытия говорится: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт. 1:1 ). В других текстах Священного Писания это утверждение неоднократно повторяется: «в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них» ( Исх. 20:11 ); «сотворил небо и землю, и море, и всё, что в них» ( Деян. 14:15 ); «Бог, сотворивший мир и всё, что в нём» ( Деян. 17:24 ); «Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» ( Кол. 1:16 ); «Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и всё, что на нём, землю и всё, что на ней, и море и всё, что в нём» ( Откр. 10:5–6 ). Эта истина, исповедуемая всеми христианами, что также зафиксировано в Символе веры , по выражению В. Н. Лосского , «подводит нас к тайне столь же бездонной, как и тайна бытия Божественного» 263 , поскольку, «чтобы допустить вне Бога и рядом с Ним что–то другое и от Него отличное, какой–то совершенно новый сюжет, также необходим «бросок» нашей веры» 264 . Учение о творении как переходе от абсолютного «ничто» к бытию неизвестно вне библейского повествования о происхождении мира. В античных космогониях мир появляется уже из чего–то, что ему предшествовало: будь то бесформенная материя, которую, созерцая вечные идеи, упорядочил Демиург 265 , или эманация Божественного 266 , в результате чего видимый мир носит характеристики какого–то изначального несовершенства, недостатка; либо есть концепции, рассматривающие возникновение мира с сугубо материалистической позиции 267 . Христианское учение о творении мира из ничего (ex nihilo) подчеркивает, что Бог не только создал видимый мир во всём многообразии форм (creatio secundo), но также сотворил первоматерию (creatio prima). Таким образом, Бог – Творец всего: и вещества, и формы. Свт. Василий Великий пишет: «Бог прежде, чем существовало что–либо из видимого ныне, положил в уме и подвигся привести в бытие не сущее, а вместе с тем, Он помыслил и о том, каким должен быть мир, и произвел материю, соответственную форме мира» 268 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

«Душесловие» – перевод-калька (XVIII – нач. XIX в.) термина «психология». См. также 1029, 1417, 1554, 1558, 1693, 1803, 2093, 2090, 2100, 2106, 2107. Дополнения Священное Писание 3100. Псалмы 50 и 103 в различных переводах//Просветитель. 1995. 2/3. С. 27–35. Представлены переводы: Российского Библейского общества, Священные книги для употребления евреям (Вена), а также выполненные Ф. Д. Самариным и П. А. Юнгеровым . 3101. Псалтирь славянская и русская//Просветитель. 1995. 2/3. С. 24–27. Несколько сопутственных слов к публ. переводам. Патрология 3102. Василий Великий , свт. [О воспитании]//Просветитель. 1994. 1. С. 11–12. Переводчик и источник текста не указаны. 3103. Дионисий Ареопагит , св. Письма... к Гайю Ферапевту//Просветитель. 1994. 1. С. 9–11. Переводчик и источник текста не указаны. 3104. Климент Александрийский . Педагог: 1.1. Что обещает Педагог//Просветитель. 1994. 1. С. 7–9. Переводчик и источник текста не указаны. 3105. Тихон Задонский , еп. Воронежский, свт. Об истинном христианстве: Из ст. 5, гл. 2. О слушании и чтении Божия слова; ст. 6, гл. 5. О должности родителей и детей их; ст. 6, гл. 6. О должности мужей и жен//Просветитель. 1995. 2/3. С. 6–21. Источник текста не указан. 3106. Тихон Задонский , еп. Воронежский, свт. Инструкция, что семинаристам должно наблюдать, данная при открытии Воронежской семинарии//Просветитель. 1994. 1. С. 91–93. Правила поведения для семинаристов в учебном процессе, в храме, в личной жизни. Источник текста не указан. 3107. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, свт. Из письма... по поводу курения табака//Просветитель. 1994. 1. С. 225–226. Источник не указан. 3108. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, свт. [О воспитании]//Просветитель. 1994. 1. С. 12–13. Источник не указан. 3109. Задонский подвижник//Просветитель. 1995. 2/3. С. 21–24. О свт. Тихоне Задонском . Заметка В. Л. Шленова. Вселенское православие и поместные православные церкви 3110. Яновский В. С. Воспоминания о матери Марии [Скобцовой]//Просветитель. 1995. 2/3. С. 263–268.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Комментарии к книге второй К предыдущей статье 258 Григорий Великий родился около 540 г., был выбран папой в 590 г. и умер в 604 г. Уже в VIII в. он был весьма популярен в Британии благодаря не только Беде, но и Альдхельму и другим авторам. В начале этого столетия в Стренескальке (Витби) было написано анонимное «Житие» Григория, которого Беда, видимо, не читал. В этом житии содержится много историй о жизни папы, а также указывается имя его матери-Сильвия. 259 Деян. 26:18. 260 1 Кор. 9:2. 261 Для Беды характерно сопоставление благородного происхождения и благочестивой жизни. Он говорит об этом в рассказах о Меллите (II,7), Фурсее (III,19), Этельфриде (IV, 20), Тилмоне (V, 10). 262 Имеются в виду Феликс III (папа в 483-492 гг.) или Феликс IV (папа в 526-530 гг.). 263 Монастырь святого Андрея на Целианском холме в Риме, где Григорий пребывал между 560 и 573 гг. 264 По мнению Беды, каждая книга Святого Писания имеет три значения: историческое или буквальное, аллегорическое или тайное и тропологическое или моральное. Эта идущая от Оригена теория была весьма популярна в средневековом богословии. 265 Царский город (urbs regii)- Константинополь. 266 Евтихий был патриархом Константинополя в 552-582 гг. и умер в возрасте 70 лет. Свои еретические взгляды он высказал незадолго до смерти; информацию о них Беда почерпнул из «Моралий на книгу Иова» папы Григория. 267 Лк. 24:39. 268 Тиберий II Константин правил Византией в 578-582 гг. 269 Эта книга (Regula Pastoralis) была хорошо известна Беде, и он советовал читать ее в письме к Эгберту (см. ниже). Она вместе с «Историей» Беды вошла в число книг, которые король Альфред велел перевести на англосаксонский язык. В стихотворном предисловии к переводу король указал, что это сочинение было впервые привезено в Англию еще Августином. 270 «Диалоги» папы Григория были исключительно популярны в Средние века. На их рассказах о потустороннем мире основываются не только аналогичные сюжеты Беды, но и вся богатейшая средневековая традиция изображения ада, рая и чистилища (кстати, именно Григорий превратил в догмат предположение Августина о существовании чистилища).

http://sedmitza.ru/lib/text/440649/

45 . Поэтому, когда вы видите, что при одних и тех же обстоятельствах, которые, несомненно, общи для всех младенцев, воспринимающих наследственное зло (haereditarium malum) от Адама, одному даруется быть крещеным, а другому – не даруется, так что он умирает в этих узах [греха]; один крещеный оставляется в этой жизни, хотя Бог заранее знает о его будущем нечестии, а другой крещеный восхищается от этой жизни, чтобы злоба не изменила разума его 261 , – [итак, когда вы все это видите], относите это к тайным судам Божиим и не дерзайте на основании этого приписывать Богу несправедливость или неразумие, ибо у Него источник справедливости и мудрости. Как убеждал я вас в начале этого рассуждения, [так убеждаю и теперь]: ходите в том, чего достигли, а Бог откроет вам и все прочее 262 если не в этой жизни, то уж точно в иной, ибо нет ничего тайного, что не откроется 263 . Поэтому, когда вы слышите, как Господь говорит: Я, Господь, прельстил пророка того 264 , или апостол говорит: Кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает 265 , то в отношении того, что [Господь] дозволяет быть прельщенным или ожесточает, думайте о злых заслугах [этих людей], а в отношении того, что Он кого-то милует, исповедуйте верно и несомненно благодать Божию, воздающую за зло не злом, но добром. Поэтому и фараона не должны вы лишать свободного решения на том основании, что Бог многократно говорит: Я ожесточил фараона, либо: Я ожесточил (или ожесточу) сердце фараоново 266 . Ведь это не значит, что сам фараон не ожесточил своего сердца. Вот мы читаем о нем и следующее: когда удалены были от египтян песьи мухи, то, по слову Писания, фараон и на этот раз ожесточил сердце свое и не пожелал отпустить народ 267 . Поэтому и Бог ожесточил [сердце фараона] по Своему справедливому суду, и сам фараон по своему свободному решению. Итак, будьте уверены, что не напрасен будет труд ваш, если только пребудете до конца преуспевающими в своем добром начинании. Ибо Бог, Который [ныне] лишь тем, кого освобождает, не воздает по делам их, в будущем веке воздаст каждому по делам его 268 . Ведь и злом за зло воздаст Бог, поскольку Он справедлив, и добром за зло, поскольку Он благ, и добром за добро, поскольку Он справедлив и благ [одновременно], только злом за добро не воздаст, поскольку Он не несправедлив. Итак, воздаст злом за зло – [то есть] наказанием за несправедливость; воздаст добром за зло – благодатью за несправедливость; воздаст и добром за добро – благодатью за благодать 269 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

§ 122. Зенон Веронский и его сочинения. Зенон епископ Веронский, родом Сирский Грек. После того, как, с намерением получить христианское образование, долго путешествовал по Востоку, он перешел в Италию и избрал местопребыванием Верону 253 . После Крицина, в 362 г., избран был в епископа Веронского; это было то время, когда язычество принято было под защиту верховною властью, между тем как в Вероне и ее окрестностях много было язычников, а вместе и ариан. Пастырь со всем усердием начал рассеивать тьму язычества словом истины; люди различного возраст: пола, звания и даже племени «омывались в благодатной воде Крещения, покоряемые силою Апостольской проповеди и чудес 254 . Любовь, благотворительная к бедным, на опыте показывала в Христовом Пастыре провозвестника благой воли Господа 255 ; а строгое благочестие Пастыря употребляло все меры приготовлять достойных проповедников Слова Божия 256 . Во время Констанция и Валента не могли оставить в покое Веронского защитника славы Сына Божия 257 ; и он опытом испытал благодатную сладость христианского терпения, о котором проповедовал другим 258 . Св. Амвросий Медиоланский поставлял в пример преемнику Зенона Сиагрию ревность и благоразумие, с какими «блаженной памяти Зенон управлял девственницами веронскими» 259 , и письмо это показывает, что св. Исповедник и чудотворец скончался в 380 году 260 . Сочинения «Учителя знаменитого» – 16 пространных и 77 261 кратких наставлений 262 показывают, что он столько же знаком был с римскою и греческою литературою 263 , сколько и с Свящ. Писанием. Они заключают в себе Пастырские наставления о всех главных предметах нужных для христианина, с применением к нуждам тогдашнего времени. Кроме общего учения о вере, св. Зенон предлагал в обличение арианам много наставлений о божестве Сына Божия 264 ; как распространитель веры, приготовлял послушных к Крещению и новокрещеных просвещал наставлениями о тайнах веры. Из 35-го краткого наставления его видно, что Крещение совершалось у него погружением в воду, а не кроплением 265 . Св. Зенон наставлял о Христовой Церкви 266 , о воплощении Сына Божия 267 , о Воскресении 268 и суде 269 ; убеждением дышат наставления его, о терпении, о целомудрии, о воздержании, о правде, о скупости, о страхе Божием и пр. 270 . Кроме того, благочестивый испытатель христианских древностей, найдет много сведений о благочестивой древности в наставлениях св. Зенона.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Беседа 2. Того же блаженного мар Исаака. Что есть признак появления 259 лучей разумения в душе. 260 1 . Появление 261 различных разумения в непрестанном восхвалении 262 Бога разумными . То же и к тварности души, столь чудесной по естеству своему: не для чего иного сотворена она благим Создателем своим, кроме как для того, чтобы наслаждаться познанием божественной славы, наподобие того, как невидимые силы, 263 сродники души, пребывают в постоянном наслаждении славой этого преславного Бытия. 2 . Итак, душа, которая постоянно занята восхвалением Бога, 264 пребывает в тварности естества своего. 265 По этой причине и привел Он тварь в бытие, а именно – для того, чтобы она познавала Его и восхваляла Его, и чтобы благодаря этому возвышалась она до наслаждения вечной славой Того, Кто неописуем для всех и непостижим. Ибо слава божественного Естества через постоянное собеседование хвалы Богу открывается душе. 3 . Также и тварь многоразличная мира сего с той же целью пришла в бытие, а именно – чтобы славу Божию познавал разум словесных , а не только ради того, чтобы ели, или пили, или вступали в брак, хотя многие невежды и воображают, что это так. 4 . Ибо Бог мог создать всех людей, которые в мире, таким же образом, каким умные естества, 266 без того, чтобы они происходили один от другого, 267 но чтобы, подобно тем , не нуждались они в пользовании стихиями для возрастания своего. И ясно, что цель этого творения – не в том, чтобы были оставлены в таком же состоянии 268 навечно, как некоторые , ибо окончится все, что считается приятным и достославным в мире сем, и даст Бог людям другие формы бытия, 269 благодаря чему откроется мирам цель, с которой прежде восхотел Он вести творение в этой форме бытия. , чтобы оставить на животном уровне; 270 ибо вот, многие даже здесь отвергают земные наслаждения. 271 Напротив, всемудрый Бог прежде всего поместил эту видимую тварь , дабы через видимое люди и другие словесные начали приближаться к познанию этого славного Естества. 5 . Ибо не следует тому, кто передает знание ученикам, с самого начала подводить их к совершенному знанию , не научив их прежде как следует буквам алфавита и чтению по складам. 272 Также очень плохо, 273 когда высокое предлагается прежде, чем проработано низкое. 274 Опять же, если кто хочет пригласить много на обед, прежде всего выносит он на обозрение просто приготовленные блюда 275 и менее драгоценную посуду, 276 а потом постепенно то, что и выглядит великолепно и приготовлено чудесно.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАЛЛИЕН Публий Лициний Эгнатий [лат. Publius Licinius Egnatius Gallienus] (218-268), рим. имп. с 260 г. Происходил из древней знатной семьи, был сыном имп. Валериана , в 253 г. стал его соправителем ( Oros. Hist. adv. pag. VII 22. 1). В 254 г. был направлен на охрану дунайской и рейнской границ, где успешно выступил против правителя Паннонии Ингенуя, потом узурпатора Региллиана ( Eutrop. Breviar. 9. 8. 1; Oros. Hist. adv. pag. VII 10), затем удачно воевал с германцами, алеманнами, защищая Галлию, за что получил почетное прозвище Германский (Germanicus) (CIL. 11. 2914) и назван восстановителем Галлии (restituror Galliarum). В 260 г. осложнилось положение дел на Востоке, имп. Валериан, воюя с персами, был разбит и пленен царем Шапуром, усилилось давление варварских племен на границах империи, углубился социально-политический кризис в империи ( Eutrop. Breviar. 9. 8. 1). В Сицилии началась «рабская война, везде бродили шайки разбойников», бедствия усугублялись землетрясениями и распространившимся мором (Scr. hist. Aug. Gallien. 4. 9; 5. 1). Ослабление центральной власти усилило сепаратизм провинций, возглавляемых наместниками и полководцами, и отпадение их от империи, повсюду объявлялись лжеимператоры. Во власти Г. фактически оставалась только Италия ( Eutrop. Breviar. 9. 9-11). Стараясь предотвратить катастрофу, он провел в 263 г. военную реформу: из германцев, иллирийцев и мавров была создана сильная кавалерия, способная противостоять варварам, преторианскую гвардию преобразовали в корпус имп. телохранителей. Из него выходили высшие кадры военных и чиновников. В отношении народа Г. проводил традиц. политику, устраивая раздачи и зрелища, с удивительным размахом отпраздновал 10-летие своего правления (Scr. hist. Aug. Gallien. 16. 5; 7. 4; 8. 1-7). Этими мерами создавалась социальная опора императора в противовес сенаторской знати, к-рая была отстранена от высоких постов и ненавидела Г. В обстановке всеобщих трудностей и недовольства возник заговор полководцев во главе с Авреолом, Клавдием и Аврелианом. Они вызвали Г. из Рима, и он был убит близ Медиолана.

http://pravenc.ru/text/161568.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010