Книга II Отделение I. О Патриархах и Митрополитах Всероссийских Глава I. О Патриархах Всероссийских Всероссийское Патриаршество началось в конце XVI столетия, с согласия Вселенских Восточных Патриархов, при Государе Царе и Великом Князе Феодоре Иоанновиче, и прекратилось вместе с XVII столетием. Патриархи Российские именовались, так как восточные Патриархи, по местопребыванию APXIENUCKONAMU МОСКОВСКИМИ, а ПАТРИАРХАМИ всея России, но с половины XVII века ПАТРИАРХАМИ всея России и всех Северных стран. 1 . ИОВ избран из Митрополитов Московских и хиротонисан в 1589 году Января 26 дня, изгнан от Лжедимитрия в 1605 году, Июня 24, скончался в 1607 году Марта 8 в городе Старице, будучи заточён в тамошнем монастыре, правительствовал 16 лет. В 1653 году по Указу Царя Алексея Михайловича тело его принесено в Москву. Примечание. На место Патриарха Иова Лжедимитрий в 1605 году поставил Патриархом Игнатия, Архиепископа Рязанского, родом Грека; но он посвящён не был и в 1606 году, изгнан будучи, бежал в Рим. 2 . ЕРМОГЕН хиротонисан в 1606 году Апреля 11 из Митрополитов Казанских, уморён голодом в Москве Поляками в 1612 году, Февраля 17, правительствовал 6 лет и 9 месяцев. Междупатриаршество с 1612 по 1619 годы. 3 . ФИЛАРЕТ НИКИТИЧ Романов хиротонисан в 1619 году, Июня 24, из Ростовских Митрополитов, скончался в 1633 году, Октября 1 дня, правительствовал 14 лет. 4 . UOACAФ I хиротонисан в 1634 году Февраля 6 дня из Архиепископов Псковских, скончался в 1641 году Ноября 28 дня, правительствовал 6 лет и 9 месяцев. 5 . ИОСИФ хиротонисан в 1649 году, Марта 27, из Архимандритов Симоновских. Скончался в 1652 году, Апреля 15, правительствовал 10 лет. 6 . НИКОН хиротонисан в 1659 году, Июля 25 дня из Митрополитов Новогородских. Сам оставил престол в 1658 году Июля 10, и отъехал в Воскресенский Ново-Иерусалимский, им построенный монастырь. А в 1667 году, Декабря 12, соборно восточными Патриархами лишён сана и послан под начало в Ферапонтов Белоезерский, а оттуда переведён в Кирилло-белоезерский монастырь. По кончине Государя Царя Алексея Михайловича, сын его Государь Царь Феодор Алексеевич в 1680 году возвратил его паки в Москву; но он, ещё до того сделавшись отчаянно болен, принял схиму в оном Кирилло-белоезерском монастыре, а едучи в Москву, скончался на пути в Ярославле в 1681 году, Августа 17 дня. Правительствовал 6 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ (Яцковский Гавриил Иулианович (Ульянович); 13.07.1866, с. Польный Мукаров Ушицкого у. Подольской губ.- 26.04.1932, Свердловск), архиеп. бывш. Свердловский, один из инициаторов и первый руководитель григорианского раскола в РПЦ. Из крестьянской семьи. По окончании Каменец-Подольской ДС состоял псаломщиком, а также учителем церковноприходской одноклассной школы в с. Остапковцы Брацлавского у. В мае 1888 г. поступил в число послушников Киево-Печерской лавры. С 7 марта 1890 г. находился «для письменных занятий» при наместнике лавры архим. Ювеналии (Половцеве) , 30 апр. перемещен в Голосеевскую пуст. для клиросного послушания. 4 авг. 1890 г. принял иноческий постриг с именем Григорий, 9 сент. Каневским еп. Сильвестром (Малеванским) рукоположен во диакона. В том же году поступил в КДА, к-рую окончил в 1894 г. со званием канд. богословия. 29 июня 1894 г. рукоположен во иерея, 19 авг. назначен преподавателем миссионерского Ардонского осет. ДУ (позднее Александровская ДС). С 3 янв. 1895 г. преподаватель церковной и библейской истории Томской ДС. С 6 марта по 20 нояб. 1896 г. член Томского комитета Об-ва земледельческих колоний и ремесленных приютов от духовенства. 2 июля представлял Томский епархиальный училищный совет на Всероссийском съезде руководителей и учителей церковных школ в Н. Новгороде. 8 нояб. назначен инспектором Иркутской ДС; с 24 дек. состоял членом епархиального училищного совета с правом временно замещать председателя, цензором «Иркутских ЕВ» и преподавателем Комиссии религиозно-нравственных чтений. С 27 окт. 1897 г. занимал пост ректора Томской ДС, 21 нояб. возведен в сан архимандрита. С 29 дек. являлся председателем епархиального училищного совета, с 10 марта 1898 г.- членом Духовно-цензурной комиссии по издававшимся в епархии сочинениям. За труды по постройке новых зданий Томской ДС был премирован в 1901 г. 300 р. из суммы духовно-учебного капитала. 28 июля того же года назначен ректором Рязанской ДС, 15 окт. стал председателем братства Муромского и Рязанского еп. св. Василия . Провел капитальные работы по ремонту и обновлению зданий ДС, с 1903 г. вел в ней воскресные религиозно-нравственные чтения и литературно-муз. вечера. Награжден набедренником (18 февр. 1895), орденом св. Анны 2-й степени (6 мая 1900).

http://pravenc.ru/text/166691.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ПАВЕЛ I (17.10.1912, Форно-ди-Канале, ныне Канале-д " Агордо, обл. Венето, Италия - 28.09.1978, Рим; до избрания папой - Альбино Лучани), папа Римский (с 26 авг. 1978). Род. в семье рабочего. Его отец придерживался социалистических взглядов, но мать была ревностной католичкой, во многом благодаря ее влиянию сын избрал священническое служение. С окт. 1918 г. учился в начальной школе в Форно-ди-Канале, по окончании к-рой 1 окт. 1923 г. поступил в начальную ДС в г. Фельтре. С окт. 1928 г. продолжил учебу в высшей ДС в г. Беллуно, по окончании к-рой 7 июля 1935 г. был рукоположен во пресвитера и 9 июля назначен викарием прихода в Форно-ди-Канале. 18 дек. того же года переведен на должность викария прихода в г. Агордо и назначен преподавателем религ. дисциплин в местном техническом уч-ще для шахтеров. В июле 1937 г. назначен вице-ректором высшей ДС в г. Беллуно, где с окт. того же года он преподавал догматическое и нравственное богословие, каноническое право и религ. искусство. 23 нояб. 1946 г., по окончании заочного обучения в Григорианском университете , Лучани защитил диссертацию «L " origine dell " anima umana secondo Antonio Rosmini» (Происхождение души человека согласно учению Антонио Розмини), за к-рую 27 февр. 1947 г. ему была присвоена степень д-ра теологии. С нояб. 1947 г. совмещал преподавание в ДС с адм. деятельностью на посту канцлера курии еп-ства Беллуно-Фельтре. 16 дек. 1947 г. папа Римский Пий XII пожаловал Лучани титул тайного папского камергера. 2 февр. 1948 г. назначен генеральным провикарием еп-ства Беллуно-Фельтре, а также секретарем диоцезального синода и директором центра катехизации. В дек. 1949 г. опубликовал составленное им руководство по катехизации «Catechetica in briciole» (Катехизис по крупицам), получившее большую популярность в Италии. 6 февр. 1954 г. стал генеральным викарием еп-ства, 30 июня 1956 г.- каноником кафедрального собора Сан-Мартино в Беллуно.

http://pravenc.ru/text/471413.html

Овдовев, принял монашеский постриг. 28 авг. 1920 г. в Исаакиевском соборе состоялась хиротония В. во епископа Кронштадтского, викария Петроградской епархии, к-рую возглавлял митр. Петроградский и Гдовский св. Вениамин (Казанский) . По словам митр. Вениамина (сказанным на суде), Кронштадтский викарий «вел бракоразводные дела, служил, исполнял мои поручения, делал обозрение церквей, бывал на заседаниях в правлении... общества православных приходов... по мере необходимости, докладывая то, о чем надо было доложить». В кон. мая или нач. июня 1920 г. В. был арестован в Кронштадте, заключен в петроградскую тюрьму, через неск. часов освобожден. Вновь арестован в нач. июня 1922 г. в ходе кампании по изъятию церковных ценностей ; проходил как один из основных обвиняемых по «делу митрополита Вениамина» (см. ст. Петроградский процесс 1922 г .). 5 июля 1922 г. Петроградским губернским революционным трибуналом признан виновным в «организации преступной контрреволюционной группы, поставившей себе целью борьбу с советской властью», приговорен к высшей мере наказания. 26 июля 1922 г. кассационная коллегия Верховного трибунала определила заменить расстрел заключением на 5 лет; 3 авг. по постановлению Президиума ВЦИК расстрел был заменен 10 годами заключения. В. отбывал наказание в петроградской тюрьме. Во время пребывания в заключении В. направил Петергофскому еп. Николаю (Ярушевичу) письмо, в к-ром сообщил о том, что не признает образованной им «Петроградской автокефалии», а еп. Николая считает лишь законным викарием Петроградской епархии. («Петроградская автокефалия» была объявлена еп. Николаем с согласия властей после захвата высшей церковной власти обновленцами (см. ст. Обновленчество ), была поддержана мн. представителями петроградского духовенства, к-рые, с одной стороны, заявляли о своей непричастности к решениям заграничного Карловацкого Собора 1921 г . , а с др.- не признали обновленческое Высшее церковное управление .) 24 нояб. 1923 г. Президиум ВЦИК постановил оставшийся срок В. считать условным, 30 нояб. архиерей был по амнистии освобожден. После освобождения ездил в Москву к св. Патриарху Тихону , получил благословение служить по приглашению духовенства и прихожан в храмах Петрограда, в качестве 1-го викария первенствовать в соборных архиерейских служениях, но В. оставил это право за Лужским еп. Мануилом (Лемешевским) . После ареста еп. Мануила В. в февр. 1924 г. принял на себя временное управление Петроградской епархией, одновременно временно управлял Олонецкой и в течение неск. месяцев Новгородской епархиями.

http://pravenc.ru/text/150215.html

Павел, архиепископ Казанский и Свияжский (Лебедев Петр Васильевич) Родился 12 декабря 1827 года в Тверской губернии в семье причетника. В 1843 году по окончании Тверской духовной семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1853 году окончил курс академии; 28 июня пострижен в монашество; 5 июля возведен в сан иеродиакона, 26 сентября – во иеромонаха. 29 апреля 1855 года получил звание магистра. 6 ноября 1857 года назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии. 14 сентября 1858 года возведен в сан архимандрита. С 15 октября 1859 года – инспектор Санкт-Петербургской духовной академии. С 23 августа 1861 года – ректор Смоленской духовной семинарии и настоятель Смоленского Спасо-Авраамиева монастыря. С 20 декабря 1866 года – ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии. 8 сентября 1868 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 29 августа 1869 года – епископ Ладожский, первый викарий той же епархии. С 23 июня 1871 года – епископ Кишиневский и Хотинский. 1 апреля 1879 года возведен в сан архиепископа. С 16 июля 1882 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии и член Святейшего Синода. С 29 сентября 1887 года – архиепископ Казанский и Свияжский. Скончался 23 апреля 1892 года при чтении молитвы Пресвятой Богоматери. Погребен в городе Казани. Архиепископ Павел являл собой «образ мудрого архипастыря, сильного мыслию, пламенного словом, самоотверженного энергией и милостивого сердцем». Был беспристрастным, доступным, в делах Церкви непоколебимым, строгим и справедливым администратором, не допускавшим протекции, пристрастия и лести. Талантливый проповедник, силой своего сердечного, простого слова, исполненного истины, производил глубокое, неотразимое впечатление на слушающих. Бескорыстный, нестяжательный, щедрый к неимущим и бедным. Требовательный в делах, строгий к нарушителям своих обязанностей, однако никогда не оставлявший наказываемых на произвол судьбы, поддерживая невинную семью. Был иногда вспыльчив, но милосерд.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Троицкий, под городом Козловом, в двух верстах, основан около 1635 г.; ныне 3-гокласса. [IV, 557.] Строители Иосиф , основатель, с 1635–42. Софроний , 1643–45. Иосиф , 1649–52. Нифонт , 1652 и 53. Дионисий , игум., 1657–59. Кирилл , игум., 1661–67, 70, 73, 1682. Архимандриты Дорофей , 1682–96. Корнилий , 1697–1705. Мисаил Топильский , 1706–15, † 31 мар. Мисаил Окопинский , 1715–27, уволен. Пахомий произведён в окт. 1727; † в июле 1747. Иоасаф , из Чуковских иеромонахов, произведён в дек., 1747; 19 мая 1754 уволен на покой (в Чудове мнтре жил 1756). Варсонофий 13 июля 1754 перев. из Тамбовского Казанского, а 15 окт. 1759 – в Трегуляев. Варлаам 15 окт. 1759 перев. из Трегуляева; † 1761. Исаакий в сент. 1761 перев. из Краснослободского Спасского, а 21 окт. 1763 – в Нижеломовский Богородичный. Иосиф (игум.) управлял несколько месяцев. Тихон в 1763 перев. из Нижеломовского, а 26 нояб. 1774 – обратно. Игумены Илиодор , 9 апр. 1775, из ризничих Троице-Сергиевой Лавры; в окт. 1785 уволен на покой в Лавру; † 9 февр. 1789. Варлаам 13 окт. 1785 перев. из Трегуляева: с 1797 архим.; † 23 дек. 1811. Архимандриты Анастасий , из Александровских (?) монахов, произведён 5 дек. 1812; † 1822. Иассон Никольский в 1822 перев. из Трегуляева. а 19 апр. 1826 – в Тольгский. Николай Соколов 15 мая 1826 перев. из Вознесенского Иркутского, а 8 мая 1831 хирот. в викария Московского. Иоанн Чистяков 9 мая 1831 перев. из Рязанского Богословского; † 11 июля 1833. Адриан Тяжелов 24 сент. 1833 перев. из Слободского Крестовоздвиженского, а 20 июня 1841 – в Черниговский Елецкий. Иоасаф Покровский 20 июня 1841 определён, а 21 сент. 1841 перев. в Ростовский Богоявленский. Никодим Лебедев 28 сент. 1842 перев. из ректоров Пермской семинарии 286 , а 23 мар. 1847 – в ректоры Тверской семинарии 287 . Платон Фивейский определён 1847, а 3 дек. 1852 перев. в Переяславский Даниилов мнтрь. Феофилакт Праведников , 288 1853–59. Серафим Аретинский 10 янв. 1860 хирот. в викария Киевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Председатель ОВЦС: Посещения Святейшим Патриархом Украины способствуют укреплению единства Церкви 29 ноября 2010 г. 10:35 На пресс-конференции 25 ноября 2010 года председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион рассказал о визитах Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в страны ближнего и дальнего зарубежья. В подготовке этих визитов принимал активное участие Отдел внешних церковных связей. В частности, в этом году было три посещения Украины Святейшим Патриархом. Первое из них состоялось зимой в связи с инаугурацией новоизбранного Президента Украины В.Ф. Януковича. С 21 по 28 июля продолжалось Первосвятительское посещение, в ходе которого Его Святейшество побывал в Одесской , Днепропетровской епархии , Киевской митрополии , а также монастырях: Киево-Печерской лавре , Успенском в Одессе, Ионинской обители в Киеве. Святейший Патриарх совершил освящение новопостроенного Спасо-Преображенского собора в Одессе и Литургию в нем. В Днепропетровске Святейший Владыка возглавил совершение Литургии в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, в Киеве были отслужены торжественный молебен на Владимирской горке и литургия на соборной площади Лавры в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. 26 июля в стенах Успенской Киево-Печерской лавры состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. На этом заседании было принято обращение Священного Синода к православным христианам Украины, пребывающим вне единства со Святой Церковью. В ходе визита Святейший Патриарх встречался с государственным руководством Украины, в частности, с Президентом страны В.Ф. Януковичем, Премьер-министром Н.Я. Азаровым, председателем Верховной Рады В.М. Литвиным, а также с местными городскими и областными властями Одессы, Днепропетровска и Киева. Святейший Патриарх провел встречи с общественностью города Одессы в Национальном академическом театре оперы и балета, духовенством Днепропетровской епархии, с молодежью в киевском Ионинском монастыре, а также посетил Национальную юридическую академию в Одессе, Национальный университет имени Олеся Гончара в Днепропетровске, областную больницу имени Мечникова, Южный машиностроительный завод в Днепропетровске.

http://patriarchia.ru/db/text/1329984.ht...

Протодиакон Андрей Кураев в «Особом мнении» (+Видео) Об отмене визита патриарха на Украину, о войне на Донбассе, аннексии Крыма и многом другом 26 июля, 2014 Об отмене визита патриарха на Украину, о войне на Донбассе, аннексии Крыма и многом другом Когда начались бои на востоке Украины, вмешиваться церкви было уже поздно. По той причине, что у киевских политиков я думаю, уже к тому времени сложилось мнение, что патриархия московская не является совершенно сторонней структурой по отношению к происходящим на Украине событиям. М. КОРОЛЕВА – Здравствуйте. Это действительно программа «Особое мнение». Протодьякон Андрей Кураев, профессор богословия, отец Андрей, здравствуйте. А. КУРАЕВ — Добрый вечер. М. КОРОЛЕВА – Сообщают нам, что в этом году в день Крещения Руси, патриарха Кирилла в Киеве не будет. Это 28 июля. В прошлом году были празднования торжественные. В этом году не поедет. Без особых пояснений. Но все должны понимать, почему. Сложная ситуация, фактически война между Россией и Украиной. Правильно делает, что не едет? А. КУРАЕВ — Во-первых, не обязан. Патриарх Алексий не ездил, этот праздник недавний. Чтобы ежегодно вспоминать день крещения Руси. И если это знаменательный день для всего нашего огромного пространства, то вовсе необязательно каждый год именно в Киеве его отмечать. М. КОРОЛЕВА – Но может быть именно в этом году стоило бы отметить его в Киеве просто, потому что в Киеве. Потому что это важно. А. КУРАЕВ — Я думаю, причина неприезда патриарха даже не только в том, что сейчас непростые политические отношения между нашими странами, но и то, что скончался митрополит Киевский Владимир. И нового главы украинской церкви еще нет. Поэтому в такую предвыборную неделю буквально, потому что собор будет, по-моему, 13 августа появление патриарха в Киеве воспринималось бы именно в избирательном контексте, что он приехал за кого-то лоббировать. И все это просчитывалось бы именно так. И это крайне осложнило бы потом служение нового представителя Киевской церкви. То есть стали бы говорить: ага, это тот, кого патриарх из Москвы поставил, навязали нам и так далее.

http://pravmir.ru/protodiakon-andrey-kur...

протоиерей Иоанн Скворцов (1795–17.08.1863) История Древней Церкви История Русской Православной Церкви Каноническое право Литургика Священное Писание Нового Завета протоиерей Иоанн Скворцов Русский философ, один из основателей Киевской религиозно-философской школы. Его научная и преподавательская деятельность объединяла философские, богословские, естественные, математические и языковедческие знания. Отец профессора Константина Скворцова . Биография Сын священника села Стыткова (Стескова), Ардатовского уезда, Нижегородской губернии. Первоначальное образование получил в Нижегородском духовном училище и Нижегородской семинарии, а в 1814 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Своими успехами и богословско-философскими сочинениями он обратил на себя внимание тогдашнего ректора академии, архимандрита Филарета, впоследствии знаменитого митрополита Московского. Курсовое рассуждение молодого студента: «О составе человека» было первым печатным трудом начинающего, но многообещающего автора. Окончив курс в академии первым по списку, 18 июня 1817 года он был удостоен конференцией академии степени магистра богословия и назначен профессором философии, математики и физики в Киевскую семинарию, в число учеников которой должны были войти воспитанники высших классов преобразованной согласно проекту Комиссии духовных училищ 1808 года Киевской духовной академии. Новая академия была открыта в сентябре 1819 года, и Скворцов 22 сентября того же года был назначен в неё бакалавром философии. Состоявшееся 28 сентября 1819 г. открытие Киевской академии сопровождалось торжественным актом, на котором Иван Скворцов произнёс на латинском языке речь: «О метафизическом начале философии»; с 26 сентября 1819 года по 10 июля 1820 года Скворцов был библиотекарем академии. Посвящён 4 марта 1820 года в сан священника и определён к Владимирской Киево-Печерской церкви; уже 15 июля 1821 года он был возведён в сан протоиерея. В первые годы академической службы он один преподавал логику, метафизику, космологию и нравственную философию, а некоторое время ещё психологию и историю философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Андрей (Комаров Анатолий Андреевич), архп.Днепропетровский и Запорожский Родился 26 июня 1879 года в одном из сел бывш. Самарской губернии (ныне Куйбышевской обл.). Сын священника. Окончил Самарскую духовную семинарию в 1901 г. и 8 авг. того же года рукоположен в сан иерея. Священствовал в с.Андросовке (Утевке) той же губернии. Его жена, человек чистой и светлой души, очень скромная и глубоко религиозная, скончалась после 2-летней совместной жизни, навсегда оставив в нем глубокое теплое чувство. До конца своей жизни он считал ее своей помощницей, усердно ходатайствующей перед Господом. В 1904 г. о.Анатолий поступил в Казанскую Духовную Академию и окончил ее в 1908 г. со степенью кандидата богословия. По окончании Академии был законоучителем в средних учебных заведениях, а затем приходским священником в г.Саратове. 29 дек.1923 принял монашество, а 31 дек. 1923 (ст.ст.) хиротонисан во епископа Балашовского, вик. Саратовской епархии с жительством в г.Саратове. Хиротонию совершали: Святейший Патриарх Тихон, архиепископ Крутицкий Петр (Полянский) , архиепископ Тверской Серафим (Александров) и епископ Звенигородский Николай (Добронравов) . 14 янв.1924 назначен временно управл.Саратовской епархией. Управлял ею до возвращения Архиепископа Досифея 6 марта 1926 г. С 13/26 июля 1927 года – епископ Новоторжский, вик.Тверской епархии. 16/29 янв.1928 – епископ Петровский, вик. Саратовской епархии. 30 окт./12 нояб.1928 назначен епископом Вольским, той же епархии. 15/28 окт.1929 назначен управляющим Астраханской епархией с оставлением епископом Вольским. 30 сент./13 окт.1933 года назначен епископом Астраханским. 3 янв.1934 года возведен в сан архиепископа. 27 апр.1939 уволен на покой временно, согласно прошению. В окт.1939 назначен на штатное место приходского священника Покровской церкви г.Куйбышева той же области. Занял это место по просьбе верующих и особому благословению Митрополита Сергия, для оздоровления церковной жизни в епархии, которая в то время состояла почти из одной этой церкви. Управление такими епархиями тогда централизовалось в Московской Патриархии, а для архиереев практиковалось назначение на штатные места настоятелей. В Куйбышеве настоятельское место было занято, а вокруг, как в бурном водовороте, сталкивались влияния и левых и правых ориентаций. Настоятеля народ не уважал и не доверял ему до такой степени, что многие считали за грех ходить в церковь , где он служит. Эти чувства распространились и на Митрополита Сергия, принявшего настоятеля в общение с Церковью, и на все духовенство. Появилось мнение, что «истинная Церковь ушла в пустыню», а все открыто служащее духовенство безблагодатно, и отступления от Церкви в своеобразные маленькие раскольничьи группы приняли массовый характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010