Мы веруем, что Всесвятое Таинство Священной Евхаристии, которое выше мы поставили четвертым в числе таинств, заповедано Господом нашим в ту ночь, в которую Он предал себя за жизнь мира. Ибо, взяв хлеб и благословив, Он дал Своим ученикам и Апостолам, сказав: «Приимите, ядите, сие есть тело Мое» ( Мф. 26:26 ). И, взяв чашу, воздав хвалу, сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:28 ). Мы веруем, что в этом священнодействии присутствует Господь Иисус Христос. Он присутствует не символически, не образно 65 (ο τυπικς, οδ εκονικς), не преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не одним наитием, как это некоторые Отцы говорили о крещении, или вохлеблением 66 (κατ ναρτισμν), так, чтобы Божество Слова ипостасно соединялось с евхаристическим хлебом предложения, как последователи Лютера довольно неискусно и недостойно изъясняют; но истинно и действительно, так что по освящении хлеба и вина хлеб прелагается (μεταβλλεσθαι), пресуществляется 67 (μετουσιοσθαι), претворяется (μεταποιεσθαι), преобразуется (μεταυθμζεσθαι) в самое истинное Тело Господа, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы и Богородицы Марии, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, сидит одесную Бога и Отца, имеет явиться на облаках небесных 68 ; а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную Кровь Господа, которая излилась на Кресте за жизнь мира (ср. Ин. 6:51 ). Также [веруем], что после освящения хлеба и вина уже не остается сущность хлеба и вина, но сами Тело и Кровь Господни под видом и образом хлеба и вина, или, другими словами, под видами (συμβεβηκσιν 69 ) хлеба и вина. Также [веруем], что это пречистое Тело и Кровь Господня раздаются и входят в уста и утробы причащающихся, как благочестивых, так и нечестивых. Только благочестивым и достойно принимающим доставляют отпущение грехов и жизнь вечную, а нечестивым и недостойным уготовляют осуждение и вечное наказание 70 . Также [веруем], что Тело и Кровь Господа, хотя разделяются и раздробляются руками и зубами, но только акцидентально, то есть это бывает только с видами хлеба и вина, в которых они бывают видимы и осязаемы, а сами в себе они пребывают совершенно целы и нераздельны. Почему и Кафолическая Церковь говорит: «Раздробляется и разделяется раздробляемый, но неразделяемый, всегда съедаемый и никогда не оскудевающий, но освящающий (разумеется достойно) причащающихся» 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Не желай проводить краткие дни этой бедственной жизни спокойно и беспечально. Потому что жить беспечально, веселиться и не испытывать горестей свойственно не нам – подвизающимся на поприще противоборства с демонами, но тем, кто не радеет и не заботится о вечной жизни. Все же хотящие жить благочестиво с болезнью вкушают хлеб познания и пьют мысленную воду, уязвляемые остриями искушений день и ночь. Как написано у пророка Иезекииля: сын человеческий! хлеб твой ешь с трепетом, и воду твою пей с дрожанием и печалью ( Иез. 12:18 ). 64. Ему же Терпением вашим спасайте души ваши ( Лк. 21:19 ), говорит Спаситель. Потому что в терпении, где и не ожидаем, получим утешение. Неожиданно для всех людей Господь промыслительно дарует утешение терпящим с верой и упованием. Об этом говорит Иеремия: Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его. Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа ( Плач. 3:25–26 ). 65. Палатину Карину Согрешая, мы навлекаем на себя Божие наказание и вразумление. Потому и говорит Господь: вот, Я полагаю пред народом сим преткновения, и преткнутся о них отцы и дети вместе ( Иер. 6:21 ). А если и при этом будем прилагать грехи к грехам, то Бог пошлёт нам и смерть. Поэтому Он и добавляет к сказанному: сосед и друг его, и погибнут ( Иер. 6:21 ). Так убоимся же и не будем небрежны. 66. Ему же Не напрасно читают в церквах книги Пророческие, пророки взывают к нам, чтобы мы, убоявшись, перестали грешить. Но поскольку ты воспротивился Господу и не покаялся, то сказано: Господь открыл хранилище Свое и взял из него сосуды гнева Своего ( Иер. 50:25 ), для того чтобы погубить всех, пренебрегающих святыми словами. 67. Децемвиру Фарисманиму Пусть не мучает тебя никакой языческий гонитель, все равно будь готов к мучению, чтобы не утратить ревности. Если нет гонения, которого бы ты желал, то тебе всё же будет чем заняться. Лучше сказать, гонение и испытание продлится всю жизнь. Есть у тебя раздражительность, есть похоть, мучат тебя неудовольствие, печаль, уныние, близ тебя пустой страх, с тобой зависть, при тебе стоит демон тщеславия, чревоугодия, пьянства и иных страстей. Каждая из них гонит душу человеческую, не допуская её к вечной жизни. Поэтому мужайся, борясь с ними, как Христов воин. 68. Монаху Феоне

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Об этом великом Царе, крепком, сильном, праведном, страшном врагам Его, кротком и милостивом любящим Его и служащим Ему, хвалятся и радуются христиане, и поют с пророком: Господь воцарился, в благолепие облекся; облекся Господь силою, и опоясался, ибо утвердил вселенную, которая будет неподвижна. От начала уготован престол Твой: Ты от века существуешь, и прочее (Пс. 92:1-2 и след.). К Нему с Давидом в радости вопиют: Стрелы Твои изострены, Сильный! Народы пред Тобою падут; пронзишь в сердце врагов Царя. Престол Твой, Боже, во век века. Жезл правоты – жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более участников Твоих, и прочее (Пс. 44:6-8). О Нем дерзают и говорят: Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюсь? Господь защитник жизни моей: кого устрашусь? (Пс. 26:1 и след.). 4) Радость эта в христианах преизобильно растет и умножается, когда помышляют о том блаженстве, которое уготовано им навечно на небесах, когда чают Того Бога, Которого теперь видят, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда лицем к лицу видеть (1 Кор. 13:12), Тому предстоять бессмертному Царю и славою Его осияваться, Которому ныне усердно и охотно служат и под покровом Его ныне находятся, как написано: возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся (Ис. 35:10). 5) Сия радость есть предвкушение вечной радости, которой истинные христиане ныне некоторую частицу чувствуют. Тогда же совершенно насытятся от тука дома Господня, и потоком сладости Его напоятся (Пс. 35:9), когда они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их (Откр. 7:16-17); когда рабы Господа будут есть, пить, веселиться, петь от сердечной радости (Ис. 65:13-14); когда утешатся от Господа, как утешает кого-либо мать его (Ис. 66:132); когда увидят Его, как Он есть (1 Ин. 3:2); когда отверзнутся для них все сокровища вечных благ, которых не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9); когда возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом и прочими патриархами, пророками, апостолами, мучениками и всеми благословенными в царстве небесном (Мф. 8:11). На сей сладчайший, радостнейший и совершеннейший пир стремятся с Давидом: Когда приду и явлюсь лицу Божию? (Пс. 41:3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Оно заканчивается в обоих случаях победой искушаемого, его воскресением и прославлением.    То, что Иов был прообразом Христа, общеизвестно. Удивительно то, сколь многогранно воспроизводит эта чудеснейшая из ветхозаветных книг образ грядущего Мессии. Удивительна насыщенность этой книги конкретными деталями будущих событий, обилие в образе Иова черт, буквально списанных с натуры его еще не воплотившегося Прототипа. Обычно в Иове легко находят образ Христа страждущего. Это, действительно, лежит на поверхности. Не менее впечатляюще проступает в Иове образ Христа поругаемого. Уже с первых слов Елифаза: «Вот, ты наставлял многих, и опустившиеся руки поддерживал... а теперь дошло до тебя, и ты изнемог» (Иов. 4:3—5), — звучит хорошо знакомая тема: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти!» (Матф. 27:42). Далее в своих речах друзья последовательно обвиняют Иова за все то, за что впоследствии будет осужден Христос. Главное среди их обвинений — обвинение в богохульстве (Иов. 8:2—3, 11:3, 15:4—6, 12—13, 34:7—9 и др.). За богохульство был «официально» осужден на смерть и Иисус (Матф. 26:65—66). Иов, как и Иисус, вообще обвинялся именно в том, в чем он меньше всего был повинен. Так он, всю свою жизнь заботившийся о бедных, призиравший вдов, утешавший несчастных (Иов. 29:12—17), обвинен Елифазом в том, что «с полунагих снимал одежду» и «вдов отсылал ни с чем» (Иов. 22:6—9). Как это похоже на слова Иуды «для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» (Ин. 12:5), сказанные в упрек Тому, Кто всего Себя отдал за жизнь грешников! И как это похоже на заботливость фарисеев о своем народе: «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11:48—50).    Иов богоподобен не только в своем страдании, но и в прежнем величии. В описании этого величия поражают две особенности. Первое — то, что в перечислении добродетелей Иова доминируют добродетели христианские, не свойственные и не предписываемые законом ветхозаветному человеку, открытые в качестве заповедей много лет спустя евангельской проповедью Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Плч. 3 :11. Гонится за отступающим, и усмирил меня, признал меня погибшим 65 . Плч. 3 :12. Натянул лук Свой и поставил меня как бы целью для стрел. Плч. 3 :13. Ге. Пустил в почки мои стрелы из колчана Своего. Плч. 3 :14. Я стал посмешищем для всего народа моего, вседневною песнью их. Плч. 3 :15. Он насытил меня горечью, напоил меня желчью 66 . Плч. 3 :16. Вав. Сокрушил камнем зубы мои, накормил меня пеплом. Плч. 3 :17. И лишил мира душу мою, я забыл о блогополучии. Плч. 3 :18. И я сказал: погибла слава 67 моя и надежда моя на Господа. Плч. 3 :19. Заин. Вспомни бедность мою и гонение на меня. Плч. 3 :20. Я вспоминаю 68 горечь и желчь 69 мою, стеснена во мне душа моя. Плч. 3 :21. Положу я это 70 на сердце мое, а потому и потерплю. Плч. 3 :22. Иф. Милость Господня (в том), что Он не оставил меня, ибо не истощилось Его милосердие; пребывающий каждое утро 71 , помилуй, Господи! Мы не погибли, не истощилось Твое 72 милосердие. Плч. 3 :23. Ново оно каждое утро, велика верность Твоя. Плч. 3 :24. Господь — часть моя, говорит душа моя, посему буду надеяться на Него. Плч. 3 :25. Теф. Благ Господь для надеющихся на Него. Плч. 3 :26. Душе, ищущей Его, блого (есть) 73 , терпеливо ожидающей спасения от Бога. Плч. 3 :27. Блого мужу, когда он в юности своей несет иго 74 . Плч. 3 :28. Иод. Сядет уединенно и умолкнет, ибо возложил (его) 75 на самого себя; Плч. 3 :29. Полагает уста свои в прах (говоря): «может быть еще будет надежда», Плч. 3 :30. Подставляет ланиту свою бьющему, насытится укоризнами. Плч. 3 :31. Каф. Ибо не во век отвергнет Господь, Плч. 3 :32. Но Смиривший помилует, по множеству милости Своей, Плч. 3 :33. Не отверг от сердца Своего и смирил сынов человеческих. Плч. 3 :34. Ламед. Чтобы попирать ногами своими всех узников земли, Плч. 3 :35. Чтобы нарушить суд человека пред лицем Всевышняго, Плч. 3 :36. Чтобы обвинить 76 человека, когда он ищет суда, — Господь (сего) не говорил. Плч. 3 :37. Мем. Кто скажет, и исполнится, если Господь не повелит? Плч. 3 :38. Из уст Вышнего не исходит зло и добро.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Причем первых верующих я лично никогда не встречал, но допускаю, что они есть, а вторых встречал, и немало. Так каких верующих должен защищать закон? Несомненно и то, что какие-то чувства у нас, христиан, должны быть общие, одинаковые. Какие? На этот вопрос прекрасно ответил апостол Павел почти 2000 лет назад: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2, 5). Надо сказать, что слова эти прекрасно знакомы всем православным, даже не окончившим духовных школ, ибо они читаются на Божественной Литургии за каждым Богородичным праздником, а таких, как известно, не мало. Что возмущало Спасителя и кто обвинял Его в богохульстве Я не знаю, оскорблялся ли Спаситель во время Своей земной жизни, но вот возмущался – да, это было. Что же Его возмущало или кто? Те, кто говорил, что в Нем бес? Или те, кто кричал: «Распни Его»? А может, те, кто прибил Его ко Кресту и метал жребий, деля Его ризу? Нет, не они, или, скажем так, не это Его возмущало. Его возмущали те, кто «дом Отца Его сделал домом торговли» (Ин. 2, 16), или те лицемеры, «кто затворяет Царство Небесное человекам; ибо сами не входят, и хотящих войти не допускают» (Мф. 23, 13), те, кто «поедает домы вдов и лицемерно долго молится» (Мф. 23, 14), те, кто «забыл суд, милость и веру» (Мф. 23, 23), те, кто любит «предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: “Учитель! Учитель!”» (Мф. 23, 5-7). Может быть, я чего-то не понимаю, но мне кажется, фигуранты, проходящие по закону об оскорблении чувств верующих, совсем не похожи на тех, кем возмущался Спаситель. А вот Сам Господь наш Иисус Христос проходил как обвиняемый именно по делу о богохульстве. «…Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его. Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти» (Мф. 26, 65-66). А сама наша вера, наше благовествование, по слову апостола Павла, не есть ли «соблазн и безумие» (1 Кор. 1, 23). А раз так, то обязательно будут оскорбляемые и соблазняемые проповедью Евангелия и их тоже в прокуратуру? Или нам можно оскорблять, а нас нельзя? Нужно ли, чтобы наши чувства оберегала прокуратура

http://pravmir.ru/realnyiy-srok-za-virtu...

рассыпались все кости мои; 61 Сердце моё стало, как воск, тает в утробе моей; 16 Уста мои сухи, 62 как черепок, к нёбу присох язык мой, Ты низвёл меня в прах смерти. 17 Множество псов 63 окружило меня, скопище злодеев обступило меня; Пронзили руки мои и ноги мои, 18 все кости мои я бы мог перечесть, а они смотрят на меня и злорадствуют; 19 Между собой делят ризы мои, жребий бросают об одежде моей. 20 Но Ты, Господи, не стой вдалеке; Сила моя, поспеши мне помочь! 21 Душу мою избавь от меча, единственную мою – от ярости пса! 22 Спаси меня из пасти льва, бедную жизнь мою – от рогов быка! 64 23 И я братьям моим возвещу имя Твоё, среди собрания воспою Тебя: 24 «Боящиеся Господа, восхвалите Его! Все потомки Иакова, прославьте Его! Благоговей пред Ним, всё потомство Израиля! 25 Ибо бедного Он не презрел, не разгневался на мольбу его, Не отвернул от него лица Своего, но услышал его, когда он воззвал к Нему!» 26 В великом собрании восхвалю Тебя, жертвы обетов моих принесу пред боящимися Тебя. 27 Да едят от них бедные и насыщаются, да хвалят Господа ищущие Его, да живут сердца их вечно! 28 Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли, поклонятся Тебе все племена народов, 29 Ибо царство – Господне, и Он – Владыка народов. 30 Ему одному поклонятся все богачи земли, 65 все сходящие в прах припадут к Нему. Для Него живёт душа моя, 66 31 и дети [мои] будут служить Ему; Они возвестят о Господе грядущему роду, 32 и тем, что родятся, расскажут О правде Господа и о делах Его. Псалом 22 (23) 1 Псалом Давида. Господь пасёт меня, мне ни в чём не будет нужды! 2 Он водит меня на зелёные пастбища и у тихих потоков питает меня; 3 Даёт отдых душе моей, ради имени Своего ведёт меня путями праведности. 4 Даже если пойду я долиной смертной тени, не убоюсь зла, ибо Ты со мной: Жезл Твой и посох Твой – они успокаивают меня. 5 Ты накрыл мне стол на виду у врагов моих, Елеем помазал голову мою, чаша Твоя с лучшим вином веселит меня. 67 6 Милость Твоя да будет со мной 68 все дни жизни моей, И я буду жить в доме Господнем

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

Слов обличения он не собирал с торжищ. Пред ним всегда был светильник Слова Божия. Им он и освещал действительность. Тысячами смотрели на скромного библеиста-летописца ранившие его сердце, как сердце одного из многих. Но он, говоривший один за многих, не оттачивал стрел личного негодования. Старый городничий старорусского грязного уездного города увидит кругом себя «архиплутов», «протобестий», «козлиные бороды», «свиные рыла вместо лица» 58 . Беллетрист-писатель обратит внимание на верность такой характеристики «ошеломляющего» русского «тумана» и, не упомянувши о том, что он и сам, ведь, как городничий, сгущает этот туман 59 … Образы библеиста мягче, выразительнее. Он видит «лесных вепрей», «полевых зверей», объедающих «виноградную лозу», «лисиц, разрушающих ограду» и груды «мусора» 60 . Но слыша о вепрях и мусоре и видя их, библеист ищет священников – врачей души и тела 61 , благовестников Слова Божия 62 , зовет «Филиппов» дней апостольских «к евнухам», «в трудную и вместе самую важную для последних минуту» 63 – «в момент колебаний и искажения ими истины» 64 . Как бы соизмеряя три силы: Божескую, человеческую и дьявольскую, Андрей Петрович показывает, как две последних силы пытаются обессилить силу Божественную. «Сказал Бог: сотворим человека… да владычествует над землёю» ( Быт.1:26–28 ). «Сказал змей: вы будете, как боги, знающие добро и зло» (3:4–6). «Сказали (люди) друг другу: наделаем кирпичей и построим себе город и башню, высотой до небес, и сделаем себе имя» (11:3–4). В этих трёх призывах указан основной момент расхождения человека с Богом. Бог призывал человека к разумному и скромному «владычеству над землёй» 65 , но человек вышел «из круга дозволенного в область совершенно недозволенного». Покоряя природу себе, он, «как конь, как лошак несмышлёный» ( Пс.31:9 ), не хочет покорить своей воли Богу 66 . Человек не задумывается, быть может, над вопросами, которыми «Совершеннейший в знании» ( Иов.37:16 ) испытывал Иова. «Кто положил меру земле?.. Кто затворил море воротами? Нисходил ли ты в глубину моря? Обозрел ли ты широту земли? Входил ли ты в хранилища света? По какому пути разносится восточный ветер? Кто проводит протоки для излияния воды, и путь для громоносной молнии? Знаешь ли ты уставы неба? Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: вот мы! Давал ли ты приказания…, чтобы земля изменялась, как глаза под печатью? ( Иов.38:4–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Такова связь Ветхого Завета с Новым в его прообразах того, что осуществлялось в Новом Завете. Пред Своими страданиями крестными, на тайной вечери, Иисус, взяв чашу с вином, сказал: «сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:28 ). «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные (грехами, заботами,) и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко» ( Мф.11:28–30 ). Ветхий Завет , в существе своем, не упраздняется Новым Заветом: закон Божий должен быть исполнен 61 . Но в Новом Завете дается человеку духовная сила к исполнению его, сила неизвестная в Ветхом Завете. В Ветхом Завете сказано: делай то и то, – и будешь жив. Но вот является «Ходатай Нового Завета», Сын Божий Иисус. Видя в Нем лишь пророка, Богом посланного, подобного прежним пророкам, народ ветхозаветный спрашивает Его: «Что нам делать, чтобы творить дела Божии?» Иисус сказал им в ответ: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в того, кого Он послал» ( Ин.6:28–29 ). Этим указано было, что наступило время перехода от Ветхого Завета к Новому... И так веру Господь назвал «делом Божиим», иначе сказать – источником всех истинно добрых дел, дел Богу угодных. Верою совершается величайшее тайнодействие: «верою», по слову апостола Павла, «вселяется Христос (т. е. Дух Христов) в сердце верующего» 62 . «Дух Христов подкрепляет нас в немощах наших: ибо мы не знаем о чем молиться, как должно; но сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными», – свидетельствует тот же Апостол 63 . Дух Святой просвещает душу верующую светом истины, располагает нас к делам Богу угодным и подает силу творить их. Но не должно забывать, что есть двоякая вера: вера сердечная и вера устная лишь, вера живая, «действующая любовию» 64 , и вера мертвая, бесплодная, которую и «бесы имеют и трепещут», предостерегает нас апостол Иаков, – это «вера без дел» 65 , есть вера истинная и вера мнимая лишь. Истинная вера неразлучна с покаянием. «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (в благую весть о спасении), – возгласил Сам Господь, начиная дело служения Своего «для искупления многих» 66 . Без покаяния в грехах, когда я не сознаю их, или, сознавая, не каюсь в них, то есть не желаю всем сердцем избавиться от них и не делаю к тому усилий 67 , – нет места для веры спасающей...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Это Владыка не просто изрек в слове, но и исполнил на деле. Разве есть что-либо более унизительное, чем быть проданным (ведь раб бывает проданным, а господин — продает), причем быть проданным рабом ради негодных рабов? [А Господь], выкупив нас, проданных греху 62 , освободил от рабства лукавого; Он любил врагов и, желая их спасения, терпеливо переносил все; не воспротивился Он и злому Иуде, когда был предан им, но даже назвал этого злого предателя, продавшего Его, “бра­том”, сказав: друг, для чего ты пришел? (Мф 26:50) , то есть “брат, зачем ты пришел?” 63 . [Господь как бы подразумевал]: Я не буду противиться твоему злу, не сожгу тебя ударом молнии и не хочу, чтобы тебя, сейчас живого, проглотила земля. [Сказав]: друг, для чего ты пришел? [Господь словно говорит]: “Поспешаю делом на­учить людей не противиться злу. Ведь из твоего лукавства и Моей кротости имеющие ум познают, кто злострадал: соверша­ющий ли [зло], или потерпевший от него. Поэтому, ведая это, возлюбившие Меня и заповеди Мои научаются не противиться злу, но говорить творящему зло: друг, для чего ты пришел ?”. Тогда узники Невиновного, как виновного, 64 …, но освободившего виновных, как невиновных, и взявшего [на Себя] грех мира (Ин 1:29) 65 ; ведут Его к Анне и Каиафе, Пилату и Ироду. И Незлобивый, на Которого лжесвидетельствовали и наговаривали, Которого поносили и осмеивали, над Которым глумились и насмехались, Которого представляли в нелепом виде, оплевывали и подвергали побоям, заушивали и бичевали, [все] терпеливо перенес, и ныне Он молчит и не ставит в вину нечестие, [совершенное] ими, ныне отвечает со всей кротостью: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня (Ин 18:23) 66 . И теперь Он молится за умерщвляющих Его: Прости им [грех сей], ибо не знают, что делают (Лк 23:34) 67 . Разумеется, это Владыка повелевает и нам, так, чтобы мы любили врагов наших, не противились злу и молились за оскорбляющих и гонящих нас. Потому что, молясь за врагов, которые не покаялись в совершенном против нас грехе, мы приносим пользу не им, а нам самим, желающим таким путем усвоить [учение Господа]. Ведь поскольку молитва Спасителя нашего Иисуса Христа никоим образом не пошла на пользу тем, которые ни в чем не покаялись, то разве может принести пользу молитва какого-либо человека за врага, и не думающего обратиться к покаянию? — Но великая и Божественная молитва Бога Сына, обращенная к Богу Отцу и испрашивающая прощение: “Прости им грех”, испрашивает прощение не для всех них, но только для тех, которые уверовали в Него и принесли доброе покаяние; те же, которые не сделали этого, то им не только не простился грех, но они даже унаследовали [в поколениях своих] имя “христоубийства” 68 .

http://pravmir.ru/desyat-slov-o-zapovedy...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010