«Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра» (стих 61). Согласно Евангелию от Луки, Господь находился на дворе первосвященника вместе с Петром, Он ожидал, когда Его поведут в синедрион. Он, по-видимому, сидел спиной к тому месту, где находился Петр, но, конечно, слышал разговор Петра со слугами, и, после того, как пропел петух, Он обратил Свой грустный взор на Петра. «И этот был с Ним» (стих 56). У евангелиста Марка сказано: «и ты был с Иисусом Назарянином» ( Мк.14:67 ). Различие только в употреблении лица: здесь у Луки – третье лицо, а у Марка – второе. Наоборот, второе обращение (стих 58) евангелист Лука передает как прямое, а Марк ( Мк.14:69 ) – как косвенное, причем различно обозначены у обоих евангелистов и спрашивавшие лица: у Луки – мужчина, у Марка – женщина. Лк.22:63 .  Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; Лк.22:64 .  и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? Лк.22:65 .  И много иных хулений произносили против Него. Посмеяние над Христом, согласно Марку, совершалось на суде у первосвященника после произнесения приговора, а здесь оно изображено как дело стражей, которые издевались над Христом, чтобы чем-нибудь занять свое время (ср. Мк.14:65 ), и происходило еще на дворе. По всей вероятности, евангелисты Марк и Матфей ( Мф.26:67 ) говорят о том поругании над Христом, которое действительно имело место уже после произнесения приговора, а евангелист Лука – о предварительном, бывшем на дворе. Лк.22:66 .  И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион Согласно Евангелию от Луки, только после наступления утра собирается синедрион, туда приводят и Христа. Где синедрион собрался – евангелист Лука не говорит. «Старейшины народа» ( τ πρεσβυτριον), «первосвященники и книжники» – это три составные части синедриона, представляемые, впрочем, как одно целое (артикль, поставленный при слове πρεσβυτριον, относится и к обоим следующим существительным, объединяя их в одно целое). Обстоятельство, что это – существительные различных родов и поставлены в разных числах, не служит препятствием для такого объединения ввиду имеющихся у классических писателей параллелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

(18) И огромный лес его и плодоносное поле погибнут от души до тела, и истает как жидкость, (19) и остаток дерев леса его будет исчислен и мальчик опишет их. (20) И будет в тот день: Остаток Израиля, И спасшийся из дома Иаковлева Не станут надеяться на поражающаго их 64 . Но будут уповать на Иегову, Святого израилева, поистине; (21) Остаток обратится, Остаток Иакова – к Богу сильному. (22) И если бы было народа твоего, Израиль, Как песка морского, Остаток его обратится. Гибель решена, наводняя по правде; (23) Ибо истребление и то, что предопределено, Господь Иегова воинств совершает по всей земле. (24) Посему, так говорит Господь Иегова воинств: «Не бойся Ашура, народ мой, живущий на Сионе, – Он поражает тебя жезлом. Поднимает на тебя розгу свою, Как египтяне; (25) Но еще немного, очень немного, И окончится гнев и ярость моя в истребление». (26) И поднимет Иегова воинств на него бич, Как при поражении Мидьяна, у горы Горив 65 , И розгу свою – на море, И понесёт ее по дороге египетской. 27. В тот день снято будет бремя его с плечей твоих, И ярмо его – с шеи твоей, И спадёт ярмо от масла 66 . (28) Он идёт на Аиаф, Проходит через Мигрон, В Михмаш складывает оружие свое, (29) Проходит ущелья, В Геве – ночлег, ночуют они, Рама – дрожит, Гавая Саулова бежит, (30) Кричи своим голосом, Бет – Галим! Пусть услышит Несчастный Анафоф, (31) Мадмена разбежалась. Жители холмов укрепляйтесь! (32) Еще день, чтобы стоять в Нове; Грозит рукою своею горе дочери Сиона, Холму Иерусалима 67 . (33) Вот Господь Иегова воинств внезапным страхом срежет вершины дерев, Возвысившиеся ростом будут срублены, И великаны падут. Железом вырубит чащу леса, И Ливан падёт от Всемогущего. 62 Кархамиш, Калию, Арпад и Хамао – названия местностей вне земли израильской, прежде нашествия на израильтян, покорённых царём ассирийским. 63 Здесь по ясному смыслу речи нужно предполагать пропуск в еврейском тексте слова: «говорит Господь». 66 Прекрасное поэтическое представление, заимствованное из народных нравов. Грубый народ не всегда помнил услуги, оказываемые ему вьючным и рабочим скотом и накладывал на него до того тяжёлые ярма, что после продолжительного пути они растирали кожу и прилипали к телу, так что снять их можно было только с помощью обильного возлияния оливного масла, которое, вообще, на востоке считается умягчающим лекарством. Масло всегда в св. книгах представляет символ милосердия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

«Рабов Своих назовет иным именем... Кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины » ( Ис. 65:15–16 ; ср. Иер.12:16 ). «Носим имя, – учит святой Кирилл Александрийский , – не как Израильтяне по патриархам или отцам: Ефрему, Манассии или по какому другому колену... – но в обновлении жизни ( Рим.6:4 ) евангельской шествуем ко Христу и, украшаясь званием от Него, как венцом, именуемся христианами.. Если же окажется нужда или необходимость в подтверждение чего-либо клятвою, то клянутся Богом Истинным... Так повелел и закон Моисеев: «Господу, Богу твоему, говорил, покланяйся и Ему одному служи и именем Его клянись» ( Втор.6:13 ) 526 Именем Божиим клялись в Новом Завете Господь Иисус Христос неоднократно удостоверял истинность Своего учения, ссылаясь на Бога Отца, как на вернейшего Свидетеля правдивости Своих слов: «свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня» ( Ин.8:18 ; ср. Ин. 16:26–29; 5:37 и др.). Выражение Иисуса Христа «Истинно, истинно говорю вам» ( Ин.1:51, 5:19, 24–25, 6:26, 32–47, 53 и др.) есть клятва. «Когда Он, – замечает святой Иоанн Златоуст , – клянется тою же самою клятвою: истинно, истинно говорю вам, – то не ясно ли, что это за неимением никого выше, кем бы клясться? Как клялся Отец, так Сын клянется Самим Собою. Так как род человеческий недоверчив, то (Бог) нисходит к тому, что свойственно нам; Он клянется для нас». 527 Господь свидетельствовал под присягой на суде у первосвященника Каиафы. Первосвященник сказам Ему: «заклинаю (ξορκζω – обязываю клятвою, заставляю поклясться) Тебя Богом живым, скажи нам: Ты ли Христос, Сын Божий?» ( Мф.26:63 ). Иисус Христос не осудил первосвященника за его требование клятвы, а наоборот, доселе молчавший, ответил: ты сказал ( Мф.26:64 ), т.е. истинно, Я есть воплотившийся Сын Божий. В виду того, что сказанное под присягой признавалось безусловно достоверным, то лишь только Господь клятвенно исповедал Себя Богочеловеком, свидетельские показания признаны были излишними ( Мф.26:65 ), и судьи вместо того, чтобы уверовать и преклониться пред Ним, произнесли смертный приговор: повинен смерти ( Мф.26:66 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

(Мф.26:57–66; Мк.14:53–64; Лк.22:54) Когда на заседание Синедриона привели Христа, против Него выступили лжесвидетели, обвинявшие Иисуса в том, что Он собирался разрушить Иерусалимский храм. Они превратно излагали слова Христа: « Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его » (Ин.2:19), сказанные Им в начале служения о храме Тела Своего. Так как для вынесения смертного приговора показаний лжесвидетелей было недостаточно, Каиафа спросил Подсудимого: « Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий ?» (Мф.26:63). Господь ответил утвердительной формулой, употребляемой на суде иудеев: «Ты сказал». И добавил: «… даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мф.26:64). Ослепленные ненавистью к Спасителю, члены Синедриона увидели в ответе Христа богохульство: будучи Человеком, Подсудимый называет Себя Сыном Бога. В порыве негодования Каиафа разорвал свою одежду и воскликнул, обращаясь к судилищу: « Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется ?» (Мф.26:65–66). Синедрион ответил, что Христос повинен смерти; именно так, по Закону Моисееву, наказывалось богохульство. Но сам Синедрион не имел права казнить преступников, это право было у него отнято римской властью. Вынесенный Христу приговор нужно было утвердить у представителя Рима в Иудее – прокуратора Понтия Пилата. Связанного Христа отвели во двор. Остаток ночи Иисус кротко терпел издевательства от слуг первосвященника: они плевали Ему в лицо, били по щекам и с насмешкой спрашивали: « Прореки нам, Христос, кто ударил Тебя ?» (Мф.26:68). Великая Пятница Смерть Иуды-предателя (Мф.27:3–10) Поскольку по Закону решение о смерти преступника нельзя было выносить ночью, ранним утром Великой Пятницы члены Синедриона повторили над Христом вынесенный ночью беззаконный приговор (Мф.27:1). После этого они повели Его к прокуратору Иудеи римлянину Понтию Пилату, т.к. право смертной казни было отнято у иудеев римской властью.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Мф.26:64 .  Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных. Как Пилату, так и Каиафе 641 дается одинаковый ответ, чтобы они были осуждены собственным приговором. Мф.26:65–66 .  Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его. Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. То же самое неистовство побуждает разорвать одежду [первосвященника], которого ярость побудила вскочить с первосвященнического места 642 . А одежды свои он разорвал для того, чтобы показать, что иудеи утратили славу священства и имеют свободным первосвященническое место 643 . Впрочем, это было у иудеев в обычае: разрывать одежды свои, когда они слышали нечто кощунственное 644 , как бы сказанное против Бога. Мы читаем, что это сделали также Павел и Варнава, когда в Ликаонии их почтили как богов. А Ирод, не воздавший славы Богу, но ласкаемый неумеренным почтением со стороны народа, немедленно был поражен ангелом. Мф.26:67 .  Тогда начали плевать Ему в лице и бить в него кулаками. Так что исполнилось то, что сказано: «Я подставил щеки Свои» [или: щеку Свою] «под удары, и не отвернул лица Своего от позора плевков» ( Плач. 3, 30 ). 645 В греческом тексте это место читается так: Λσει τ παοντι ατν οταγνα, χορτασθσεται νειδεσμν; в латинском: Dabit percutienti se maxillam, saturabitur opprobriis, что значит: «Подставит Он щеку бьющему Его, насытится поруганиями». То же самое почти дают и тексты славянский и русский. Более близкий текст мы находим у Исайи ( Ис. 50, 6 ). 646 Мф.26:67–68 .  Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? Неразумно было отвечать наносящим удары и по-пророчески угадывать Получающему побои [или: наносящим побои], когда безумие наносящего удары было явным. Но как этого Он не предсказывал нам, так, наоборот, весьма ясно предсказал, что Иерусалим будет окружен войском и в храме не останется камня на камне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Сорок шесть лет строил царь храм, великолепное сооружение архитектуры, к тому же – главная святыня народа, а Он хочет разломать! Ну что бы сделали сейчас, например, с человеком, который бы решил сломать Кремль в Москве! Казалось бы, что еще нужно, чтобы осудить на смерть?! Но вот «малость» – не могли те двое доказать, что Он говорил: «Я разрушу». Нет! Говорил Он: «Разрушьте, а Я воздвигну» ( Ин.2:19–21 ). И говорил-то о Своём теле. «Но и такое свидетельство их не было «достаточно» ( Мк.14:59 ) даже для Каиафы. И так легко было опровергнуть и, опровергнув, выиграть суд... Но с этим-то желанием выиграть и с безумием клеветы и боролся Иисус... молчанием! Не выдержал сам первосвященник: «Что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?» ( Мф.26:62 ; Мк.14:60 ) «Что?» – и Иисус молчанием Своим как бы отвечает: «Сам знаешь, что они свидетельствуют ложь и говорят неправду». Иисус молчит... Что же молчишь Ты, Подсудимый? Ведь Твоя свобода так близка?! Скажи слово, опровергни, и Ты будешь свободен! Но Иисус молчит. Борется и молчит. Тогда в отчаянии, понимая, что ничего у него не получается, что Иисус снова, как раньше, уйдёт невредим от них, судия–первосвященник Каиафа с клятвою восклицает: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» ( Мф.26:63 ). Ну а теперь, Иисус–Подсудимый, промолчи ещё раз, и Ты выиграл суд и на свободе! Не отвечай на этот вопрос, и ни в чём Тебя не осудят! Но Подсудимый больше не молчал. Он даже как бы рад, вот теперь вы говорите то, за что сможете меня осудить. Видя, что у них ничего не получается, Сам спешит им помочь, давая повод против Себя. «Ты сказал, даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф.26:64 ; Мк.14:62 ). Иисус, что говоришь Ты?! Ты губишь себя! Разве Ты не знаешь, что по их закону смерти повинен, кто Себя делает равным Богу?! Но боролся Иисус не за Себя, а за судей, за спасение мира на Божием Суде. Дальше уже больше ничего не нужно было. Сам предал Себя Подсудимый на осуждение. Дальше еще только краткий спектакль иудеев, нужный для формы. Разрывают одежды на себе от негодования мнимого, крики возмущения: «Он богохульствует!» Смакуя победу, Каиафа не сам выносит приговор, а разыгрывает некую коллегиальность решения суда, обращаясь к синедриону: «Как вам кажется? Вот теперь вы слышали» ( Мф.26:65–66 ; Мк.14:63–64 ). Пусть не сам выскажет решение, пусть ласкают его слух их истошные крики «Повинен смерти!»

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Еще по адресу Церкви говорят, что она небезопасна для государства. Какого же? Есть ли такое царство, которое разрушено какою-нибудь Церковью, я не знаю, но хорошо знаю, что наша Православная Церковь никогда не шла против государства и установленной от Бога власти. Она всегда верна была словам Спасителя: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу ( Мф.22:21 ). Но, с другой стороны, она никогда не сделает и не может сделать того, чтобы уступить требованию земной власти, противному заповеди Бога. Вот на это-то недоброжелатели Церкви и указывают, как на нечто опасное для государства. Как некогда лжесвидетели говорили против Иисуса, что Он возмущает народ и запрещает ему платить дань кесарю, чтобы возбудить неблаговоление Пилата, так и ныне говорят о Церкви: она опасна для государства, чтобы посеять вражду и недоверие между Богом и установленною властью и Богом же основанною Церковью. III. Есть еще одно обстоятельство в истории суда над Иисусом, заслуживающее нашего внимания. После того, как многочисленные показания ложных свидетелей оказались недостаточными для произнесения смертного приговора, первосвященник изыскивает другой путь. С искусственным пафосом он обращается к Иисусу с такими словами: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? ( Мф.26:63 ). Иисус торжественно отвечал: ты сказал ( Мф.26:64 ). Тогда Каиафа с притворным ужасом сбрасывает с себя одежду и восклицает: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти ( Мф.26:65–66 ). Итак, вот где, собственно, заключается основание осуждения Христа на смерть. Этим основанием послужило не то, что показывали лжесвидетели, и не то, что делал и учил Иисус, но Его торжественное исповедание – что Он Сын Божий, от Бога посланный, во имя и по поручению Бога действующий на земле. Если бы Он приписал Себе только человеческое посланничество и авторитет, то они, наверное, отпустили бы Его. То же самое повторяется и в истории Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

33 . По святом и спасительном дне Пасхи, со второго дня ее в каждый день седмицы, собираясь на святое место воскресения, будете слушать другие поучения, если Богу угодно будет. Из них вы узнаете изъяснение всего того, что с вами происходить будет, и услышите на то доказательства из Ветхого и Нового Заветов. Узнаете сначала о том, что происходит перед самым Крещением, потом – как вы получили от Господа очищение грехов банею водною посредством слова ( Еф.5:26 ); как вы, быв освящены, сделались причастниками имени Христова и как вам дарована печать через сообщение Святого Духа; узнаете о совершаемых на жертвеннике тайнах Нового Завета, которые здесь получили свое начало, и что о них предано в Божественном Писании, какая их сила, как приступать к ним и когда и каким образом употреблять их должно; в заключение всего – как вам в последующее время должно вести себя и словами и делами достойно этой благодати, чтобы возможно было всем вам получить вечную жизнь. Об этом, если Богу угодно будет, я вам скажу. 34 . Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе ( Флп.3:1 ); и еще говорю: радуйтесь ( Флп.4:4 ). Ибо приближается избавление ваше ( Лк.21:28 ), и вашего спасения ожидает небесное Ангельское воинство, и глас вопиет уже в пустыне: приготовьте путь Господу ( Мф.3:3 ). А восклицает пророк: Жаждущие! идите все к водам ( Ис.55:1 ). И потом тут же: Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком ( Ис.55:2 ). И спустя немного услышите благие слова: Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой ( Ис.60:1 ). Об этом Иерусалиме сказал пророк: тогда будут говорить о тебе: «город правды, столица верная» ( Ис.1:26 ). Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне -из Иерусалима ( Ис.2:3 ), которое отсюда пролилось на всю вселенную, как дождь. Обращаясь к Сиону, пророк говорит о вас: Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе ( Ис.60:4 ). А Сион ответствует, говоря: Кто это летят, как облака, и как голуби – к голубятням своим? ( Ис.60:8 ) Облаки – потому что духовны, голуби – потому что незлобивы. И в другом месте: Кто слыхал таковое? Кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих? ( Ис.66:8 ). Все исполнится неизреченной радостью, потому что Господь сказал: Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью ( Ис.65:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

33. После же святого и спасительного дня Пасхи, и именно с понедельника в последующие дни седмицы, ежедневно по окончании службы Божией, приходя на сие святое место, если благоизволит Бог, будете слушать иные огласительные слова и в них снова объяснены вам будут причины каждого совершаемого действия, представлены доказательства на это из Ветхого Завета. Сказано же будет сперва о том, что совершается пред самым крещением, а после этого, как Господь очистил вас «банею водною посредством слова» ( Еф. 5:26 ), как священнодейственно соделались вы общниками в имени Христовом, и как дана вам печать общения Святого Духа. И о совершаемых на жертвеннике тайнах Нового Завета, приявших начало здесь, услышите, что передают о них Божественные Писания, какая их сила, и как надобно приступать к ним, когда и как принимать их. А на конец всего, если соблаговолит Бог, сказано будет, как в последующее время должно вам вести себя достойно благодати, чтобы все вы могли насладиться вечною жизнию. 34. «Впрочем, братия, радуйтесь всегда о Господе, и еще говорю: радуйтесь» ( Фил. 3, 1; 4:4 ), «потому что приблизилось избавление ваше» ( Лук. 21:28 ), и спасения вашего ожидает небесное ангельское воинство. Слышится уже и «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу» ( Мф. 3:3 ). И Пророк взывает: «Жаждущие! идите все к водам» ( Ис. 55:1 ); и вслед за этим: «Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится» (2). И вскоре услышите чтение, в котором изрекается благая весть: «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой» ( Ис. 60:1 ). Об этом Иерусалиме Пророк сказал: «тогда будут говорить о тебе: город правды, столица верная» ( Ис. 1:26 ), потому что «от Сиона выйдет закон и слава Господня из Иерусалима» (2:3); отсюда одождило оно целую вселенную. Этому Иерусалиму Пророк говорит о вас: «Возведи очи твои и посмотри вокруг, все они собираются, идут к тебе» ( Ис. 60:4 ). И он ответствует, говоря: «Кто это летят, как облака и как голуби к голубятням своим» (8)? Они – «облаки», потому что духовны; голуби – потому что простосердечны. И еще: «Кто слыхал таковое? Кто видал подобное этому? Возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться – родил сынов своих» (66:8). Все исполнится и неизглаголанной радости, потому что Господь сказал: «ибо вот Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью» (65:18).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

(64) Когда же это будет, любезный, и когда одна седмина разделится на две части и обнаружится мерзость запустения, и два пророка и предтечи Господа совершат своё поприще, и весь мир приидёт наконец к завершению, – что остается ещё как не пришествие с небес Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа Сына Божия, на Которого мы надеемся и Который навлечет огонь и праведный суд на всех тех, которые не уверовали в Него? Действительно, Господь говорит: когда же начнёт это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше ( Лк. 21:28 ). И волос с головы вашей не пропадет ( Лк. 21:18 ). Ибо как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо где будет труп, там соберутся орлы ( Мф. 24:27–28 ). «Труп» же этот образовался ещё в раю: ведь там пал Адам, вовлеченный в заблуждение. И ещё Господь говорит: тогда пошлёт Сын Человеческий ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырёх ветров небесных ( Мф. 24:31 ). Так же и Давид, предвозвещая суд и явление Господа, говорит: от края небес исход его, и шествие его до края небес, и ничто не укрыто от теплоты его ( Пс 18 /19:7). Под теплотой же он разумеет сожжение [нечестивых]. Говорит также и Исайя: идите, люди мои, войдите в покои ваши, затворите двери ваши, укройтесь на мгновение, доколе не пройдёт гнев Господень (26:20). Подобно этому [говорит] и Павел: ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину Божию неправдою ( Рим. 1:18 ). (65) А о воскресении и царстве святых говорит Даниил: и многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, [другие на вечное поругание и посрамление] (12:2). И Исайя говорит: воскреснут мертвые, и восстанут которые во гробах, и возрадуются которые на земле! Ибо роса, которая от Тебя, в исцеление им (26:19). Господь же так говорит: многие в тот день услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут ( Ин. 5:25 ). Пророк говорит: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» ( Еф. 5:14 ). Иоанн говорит: блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти ( Отк. 20:6 ). Смерть же вторая есть озеро огненное, горящее 536 . И опять Господь говорит: тогда праведники воссияют, как солнце ( Мф. 13:43 ) сияет, во славе своей. А святым Он скажет: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ( Мф. 25:34 ). А что скажет Он нечестивым? – Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный Отцом Моим 537 диаволу и ангелам его ( Мф. 25:41 ). Иоанн говорит: а вне – псы и любящий и делающий неправду ( Отк. 22:15 ), потому и удел ваш есть геенна огненная. Подобным образом и Исайя говорит: и выйдут и узрят трупы отступивших от Меня: и червь их не умирает 538 ; и будут они мерзостью для всякой плоти (66:24).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010