Чин Воздвижения Креста на праздник Крестовоздвижения 26 вересня 2009 р. 17:15 После события обретения Честного Креста в Иерусалиме очень скоро установился обычай ежегодно в память этого события, а также в память освящения («обновления») иерусалимского храма Воскресения Христова (храма Гроба Господня) совершать чин Воздвижения Креста. Уже в иерусалимском Лекционарии V в., сохранившемся в армянском переводе, упоминается церемония поднятия Креста для обозрения всеми молящимися. В грузинском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V–VII вв., чин Воздвижения описан подробно. Он совершался 14 сентября на третий час после рассвета и начинался с того, что священнослужители входили в диаконник, облачались, украшали Крест или даже 3 Креста и полагали их на св. престоле. Сам чин включал в себя 3 воздвижения (поднятия) Креста, каждое из которых предварялось группой молитв и песнопений и сопровождалось 50-кратным Господи, помилуй. После третьго воздвижения Крест омывали благовонной водой, которая раздавалась народу после литургии, и все прикладывались ко Кресту; затем Крест вновь полагали на св. престол и начинали Божественную литургию. По крайней мере, к VI в. чин Воздвижения уже был известен и совершался не только в Иерусалиме, но и в других местах христианского мира: Евагрий Схоластик (Церковная история 4. 26) сообщает о священнодействии поднятия Креста и его обнесения вокруг храма, происходившем в Апамее Сирийской; составитель «Пасхальной хроники» VII в., отмечая празднование Крестовоздвижения в Константинополе в 644 г., говорит о «третьем воздвижении» (PG. 92. Col. 988), что указывает на существование уже к тому времени в Царьграде сложного чина Воздвижения. Согласно послеиконоборческому Типикону Великой церкви, в храме Св. Софии  чин Воздвижения Креста совершался после входа на утрене, вслед за тропарями в честь Креста. Сам чин описан кратко: Патриарх, стоя на амвоне (представлявший из себя башенку посреди храма, на которую вели с двух сторон ступени), возносил Крест, держа его в руках, а народ возглашал: Господи, помилуй ; это повторялось трижды. Изображение святителя, стоящего на амвоне и возвышающего Крест, вошло в традиционную иконографию праздника Крестовоздвижения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201943...

1 In genes, hom. 16,2; сотр. ibid. 16,.1; hom. 17,5—7; Блж.Августин. De genes ad litt. XI.34; De civit.Dei, XIV, 11,2; Св.Дамаскин. Defid. 11,10. 2 Contra haer. V,24,. 4 et 3; ср. Св.Иустин. Dialog cum Tryph. C.103; Св.Амвросий. De paradis. C.11,9. 3 Orat.catech., C.6. 4 Стих. на Господи воззвах. Неделя сыропустная. 5 Свт.Григорий Богослов. Orat.45,8; t.36, Col.633A; ср. Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom.17,4. 6 Свт.Григории Нисский, in Christi resurrect.Orat.I. 7 Он же. Orat.catech. C.7; ср. Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 17,5. 8 Свт.Иоанн Златоуст. Ad Stagyrium, 1,5. 9 Свт.Макарий Великий. De custodia cordis. 12; comp. De libert.mentis.3. 10 Ср.: Св.Иоанн Дамаскин. De fid. IV.22; P.gr.t.94, col.1197C. 11 De civit. Dei. XIV, 12; comp. In Psalm. 71. 12 «Далече от Бога грех мя отрину», — скорбит православная душа в молитве Ангелу хранителю (Канон Ангелу хранителю, песнь 4). 13 De incarn. Verbi, 4; t.25. Col.104BC. 14 Он же. Contra gent.8; t.25, Col.16D. 15 Ibid.7; t.25; Col.16AC; ср. Св.Кирилл Иерусалимский. Catech. 11,1 16 Свт.Кирилл Александрийский. In Psalm. 50. n.13; In Psalm. 78, n.8. 17 De fid.IV,20; Col.1196BD; comp.ibid. 11,30; 11,4. 18 Ср.: Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 14,3; hom. 17,4: Блж. Феодорит. In Genes.quaest.38. 19 Ср.: Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 15,4: hom. 16,6. 20 De civil.Dei. XIV,13,2; 11,2; 13,1; De Genes.ad litt.. XI,39; cp. Св. Амвросий. In Psalm. 118, Sermo VII,8. 21 Свт.Иоанн Златоуст. In Matth.hom. 65,6. 22 Ср.: Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 16,4. 23 Блж.Августин. Enchirid. c.45. 24 Adversus Iudaeos. C.2. 25 Блж.Августин. Contra Julian.. VI, С.23. 26 De fid. 111,1; Col.981A; ср. Св. Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 16,5; hom. 18,1. 27 Св.Иоанн Дамаскин. De fid. 11,30; Col.977CD. 28 Свт.Иоанн Златоуст. In Ephes.hom. 18,3. 29 Свт.Григорий Богослов. Orat.18,42; t.35, 1041А. 30 Свт.Василий Великий. Quod Dens non est auctor malor.7; ср. Тациан. Oral. ad Graec. C.2. 31 In Genes.hom. 17,9. 32 Contra Eunom.lib. 11,13. 33 In Genes.hom. 17,2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3462...

26. Неделя 17-я по Пятидесятнице. Глас 8-й. Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Свт. Тихона, патриарха Московского и всея России. Прп. Ефрема Перекомского, Новгородского (службу зри 16 мая). Мч. Николая Гусева, Косинского . Воскресная служба Октоиха совершается в соединении с бденной службой ап. и ев. Иоанна Богослова (А). Приводим также возможный порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с бденной службой ап. и ев. Иоанна Богослова и полиелейной службой свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (Б) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 4, и апостола, глас 1-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – апостола, глас 2-й: «Сына громова…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный…». Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 3 . На литии стихира храма и литийные стихиры апостола, глас 1-й. «Слава» – апостола, глас 4-й: «Возлег на перси…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Со Отцем и Духом славословимый…» . На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – апостола, глас 6-й: «Апостоле Христов…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель…» . По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь апостола, глас 2-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь апостола, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся паче смысла...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален апостола по 1-м стихословии, глас 8-й: «Ты сын назвался еси…»; седален апостола по 2-м стихословии, глас тот же: «Глубину ловления оставив…». «Слава» – седален апостола по полиелее, глас тот же: «Возлег на перси…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Небесную дверь и кивот...». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 6-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

http://patriarchia.ru/bu/2022-10-09/

26. Понедельник. Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Свт. Тихона, патриарха Московского и всея России. Прп. Ефрема Перекомского, Новгородского (службу зри 16 мая) . Мч. Николая Гусева, Косинского . Совершается всенощное бдение в честь ап. и ев. Иоанна Богослова (А) . Приводим также порядок совершения бденной службы ап. и ев. Иоанна Богослова в соединении с полиелейной службой свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (Б) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры апостола, глас 1-й – 8 (две первые стихиры – трижды, третья стихира – дважды). «Слава» – апостола, глас 2-й: «Сына громова...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Прейде сень законная...». Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 3 . На литии стихира храма и стихиры апостола, глас 1-й. «Слава» – апостола, глас 4-й: «Возлег на перси...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Со Отцем и Духом славословимый...». На стиховне стихиры апостола, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – апостола, глас 6-й: «Апостоле Христов...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель...». По Трисвятом – тропарь апостола, глас 2-й (дважды), и «Богородице Дево...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны апостола (по дважды). Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Евангелие – Ин., зач. 67. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостола и евангелиста...». Стихира апостола, глас 2-й: «Богослове девственниче...». Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и апостола (два канона) на 8.

http://patriarchia.ru/bu/2023-10-09/

30 марта 1887 г. священник Архангельской церкви села Федосьино о.Алексий Бардинский составил метрику на храм, где содержалось описание деревянной церкви 1762 года. В метрике приводятся следующие сведения о состоянии Михаило-Архангельской церкви с.Федосьино: «1. Во имя Архистратига Божия Михаила, состоящая в Московской губернии, Коломенском уезде, в селе Федосьино. 3. Церковь построена в 1762 году. 4. Деревянная. 6. Церковь основана на ровном месте. 9. Церковь построена столпообразно, верх из 8 граней, одноэтажная. 10. Алтарь состоит из 5 граней. 11. Размеры церкви: вышина - 45 аршин, длина - 30 аршин, ширина - 10 аршин. 13. Церковь обшита тёсом, резьбы нет. 16. Карнизы из тёса, в виде поясков. 18. Кровля на сводах храма дуговая на все скаты, железная, окрашена масляною краскою. 19. Фонарь устроен прямо над сводом храма, на фонаре имеется шея. 20. На церкви глава одна, покрыта железом и окрашена масляной краской. 21. Крест на главе деревянный, обит железом, восьмиконечный, цепей нет. На вершине креста ничего нет. 22. Окна в храме четырехугольные, в 4 просвета, обшиты изнутри и снаружи наличниками. Решётки в окнах железные, в 4 столбика. 23. Дверей в храме двое - деревянных, обиты листовым железом. Петли простые. 25. Паперть устроена с одной стороны. 26. Церковь внутри устроена в виде квадратной палаты. Алтарь отделяется деревянным иконостасом. Приделов нет. 27. Своды храма устроены без опоры на столбах. 30. Пол деревянный одинаковый. 31. Алтарь без разделений. Окон в нем три. Помост возвышается на две ступени. 32. Престол деревянный, длина и ширина его - 1 аршин 2 вершка, высота - 1 аршин 6,5 вершков. 36. На левой стороне святого престола находится жертвенник деревянный, вышина его - 1 аршин 6,5 вершков, длина и ширина - по 14 вершков. 37. Иконостас столярной работы, о трёх ярусах, окрашен голубой краской. Царские двери состоят из двух створов, резные. Над Царскими вратами в резном сиянии резной позлащенный наподобие потира сосуд. 38. Солея пред алтарем деревянная, на 2 ступени выше помоста храма, решёткой не отделена. 39. Амвон полукруглый. 40. Клиросы устроены угольником, приставлены к стенам. 50. Колокольня построена в 1824 году, столпообразная, изображений и надписей нет. 51. Колоколов пять, слиты в царствование в бозе почившего государя императора Александра». 7 декабря 1893 г. скончался заштатный священник с.Федосьино Николай Бухарев.

http://sobory.ru/article/?object=38375

9-е Зачатие Пресвятой Богородицы Господь, предопределивший воплотиться для спасения рода человеческого, постепенно уготовал для Себя на земле Пречистую Матерь Свою – в избранном потомстве Авраама; в царстве Иудейском, в царском племени Давида, в смиренном и праведном семействе, в высоко-смиренной и всецело преданной Богу Деве. Праведные её родители Иоаким и Анна своим благочестием превосходили своих современников. Но Богу угодно было испытать и ещё возвысить праведников огорчениями бесчадия, дабы они через своё неплодие сделались тем более достойными орудиями благодати Божией, совершающейся в немощах человеческих. Праведные Иоаким и Анна прожили 50 лет в супружестве, дожили до старости и не имели детей. По своему благочестивому желанию участвовать в благословении Божием, данном человекам – расти и множиться ( Быт.1:28,9:1 ; Исх.13:26 ; Втор.7:14 ), и в обетованиях Божиих о размножении Богоизбранного племени и о рождении Мессии ( Быт.12:2,15:5 ), считая своё бесчадие бесславием для себя ( 1Цар.1:6–7 ; Лк.1:25 ) и терпя за то посрамление от ближних, сетующие праведники Иоаким и Анна не теряли однако ж надежды на всеблагого и всемогущего Бога. Они постились и в пламенных молитвах и обетах просили Бога разрешить узы неплодства своего. Как некогда Сарре, в глубокой её старости, дал Он сына Исаака, так, наконец, Бог внял усердной молитве и обету смиренных и совершенно Богу преданных праведников, и возвестил им через ангела, что от них родится благодатная Дщерь. Сказание о зачатии преблагословенной Девы Марии сохраняется в Церкви христианской от самого её начала. На основании древнейших церковных преданий о зачатии Пресвятой Девы Марии, в IV веке писал блаженный Иероним в назидание Хроматию и Илиодору – епископам, которые, читая предания сии, спрашивали Иеронима о достоинстве их. Он отвечал им: «блаженная и присноблагословенная Дева Мария произошла от царского рода, из дома Давидова, родилась в городе Назарете, воспитана в Иерусалиме, в храме Божием. Отец её называется Иоаким, а мать – Анна.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

A Call for Liturgical Renewal The Liturgical Effectiveness of Pews Liturgical Life Last Updated: Feb 8th, 2011 - 05:50:02 A Call for Liturgical Renewal The Liturgical Effectiveness of Pews Mar 26, 2009, 10:00 Discuss this article   Printer friendly page Source: The Internet Edition of St. Luke " s Mission Periodical     Implied in the Orthodox liturgical tradition, and axiomatic as well in the modern Liturgical Movement, is the basic principle that what we do and what we say in corporate worship directly influences our beliefs, our attitudes and our daily behavior. That influence is indeed one of liturgical worship " s intended effects. Liturgy teaches. Liturgy is designed to affect life. Bad liturgy therefore has bad effects. Heretical worship sows the seeds of error. Boring services of worship bore. But the Divine Liturgy served in the beauty of holiness manifests the light of truth and inspires holy living. Few Orthodox believers in North America today would deny the validity of the above fundamental principle, especially when it comes to using, the language of the people in our services of worship. For how can the Word take full effect, if that sacred Word is spoken exclusively in a foreign tongue? We are quite conscious as well that the quality of the preaching, the excellence of the teaching, the beauty of the iconography, the loveliness of the singing, and everything else that contributes to the liturgical celebration, also directly influence the thinking and the living of those who participate in that Liturgy. But have we thought about the direct effects of having pews (or rows of chairs) installed in our churches for use during the Divine Liturgy and the other rites of the Church? Are pews, which we borrowed not so very long ago from the Protestants and the Roman Catholics (who borrowed them from the Protestants) a liturgical accretion without consequences? Or, do pews (and pew-like rows of chairs) make a significant difference in the life of the Church? Or is the idea they do make a difference perhaps only the bothersome complaint of reactionaries who want to obstruct the progress of Orthodoxy in the name of a false traditionalism? Asking ourselves these questions, we came up with the following painful observations. They lead us to the inescapable conclusion that pews and rows of chairs make a significant difference, a big difference, in our Orthodox Christian lives. That has absolutely nothing to do with jurisdictional differences or with shades of opinion in the Church, or with labels like " traditionalist " and " modernist. " It has everything to do with the Orthodox understanding of the Body of Christ, and the nature of liturgical worship.

http://pravmir.com/article_558.html

Biblia на древнегреческом означает «книги». Библия состоит из 77 книг: 50 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета. Несмотря на то, что ее записывали на протяжении нескольких тысячелетий десятки святых людей на разных языках, она имеет полную композиционную завершенность и внутреннее логическое единство. Оно начинается с книги Бытия, где описывается начало нашего мира – его сотворение Богом и создание первых людей – Адама и Евы, их грехопадение, распространение человеческого рода и все большее укоренение греха и заблуждений среди людей. Описывается, как нашелся один праведник – Авраам, который поверил Богу, и Бог заключил с ним завет, то есть договор (см: Быт. 17: 7–8). При этом Бог дает два обещания: одно – что потомки Авраама получат землю Ханаанскую и второе, имеющее значение для всего человечества: «и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12: 3). Так Бог создает от патриарха Авраама особый народ и, когда тот оказывается в плену у египтян, через пророка Моисея освобождает потомков Авраама, дает им землю Ханаанскую, чем исполняет первое обещание, и заключает завет уже со всем народом (см.: Втор. 29: 2–15). В других ветхозаветных книгах приводятся подробные указания, связанные с соблюдением этого завета, даются советы о том, как строить свою жизнь, чтобы не нарушать волю Божию, а также рассказывается о том, как избранный Богом народ соблюдал либо нарушал этот завет. При этом Бог призывал в народе пророков, через которых возвещал Свою волю и давал новые обетования, в том числе о том, что «вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет » (Иер. 31: 31). И что этот новый завет будет вечным и открытым для всех народов (см.: Ис. 55: 3, 5). И когда родился от Девы истинный Бог и истинный Человек Иисус Христос, то в прощальную ночь, перед тем как идти на страдания и смерть, Он, сидя с учениками, «взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 27–28). А после Своего воскресения, как мы помним, Он послал апостолов на проповедь всем народам, и тем самым исполнилось второе обещание Бога Аврааму, а также пророчество Исаии. А затем Господь Иисус восшел на небо и сел одесную Отца Своего, и так исполнилось слово пророка Давида: «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня» (Пс. 109: 1).

http://pravoslavie.ru/30169.html

Bibliographia patrum apostolicorum (специальная библиография). Структура библиографии (постранично). История Церкви времени мужей Апостольских Избранные работы 1634 Общие труды по истории раннего христианства Чельцов И.В. Первый век христианства в писаниях Мужей Апостольских. – ХЧ 1868, ч. 1, 493–517, 769–790. Шуази. Апостольское предание. – ТКДА 1879, т. 3, 12, 495–527. Карсавин Л. Римская Церковь и папство до половины II в. – ЖМНП, нов. сер. ч. ХХХ, 1910, 11, 73–97. (1 Клим.: 75–77, 80–81; Ерма: 82–92, 96–97; Игн.: 95–96. О «папстве до папства» – идее, основанной прежде всего на сознании единства Церкви). Achelis H. Das Christentum in den ersten drei Jahrhunderten. Leipzig, 1925 2 (Aalen, 1975 r ). Blanchtière F. Le christianisme asiate aux II и me et III и me siècles. Lille, 1981. Fusco V. Le prime communità cristiane. Tradizioni e tendenze nel cristianesimo delle origini. Bologna, 1997 (La Bibbia nella storia 8). The Early Church in Its Context. Essays in Honour of Everett Ferguson/Edd. A.J. Malherbe , F.W. Norris , J.W. Thompson. London, 1998 (Novum Testamentum, Supplements 90). 362 p. Gnilka J. I primi cristiani. Origini e inizio della Chiesa. Brescia, 2000. (Изд. оригинала: Freib. i. B., 1999). Собрания текстов (антологии) Traditio Christiana (Texte und Kommentare zur patristischen Theologie)/Traditio Christiana. Thèmes et documents patristiques/Publiés sous la responsabilité de F.Bolgiani [et al.]. En collaboration avec J.Fontaine [et al.] Bern, Berlin, Frank./М., N.Y., Paris, Wien. Антологии патриотических текстов на языке оригиналов с параллельными переводами, предисловием и комментариями, книги выходят одновременно в двух вариантах – на франц. и нем. языках, затем переводятся на итал. язык (в серии с тем же названием, но с иной нумерацией). Специальные патрологические труды по мужам Апостольским [Аноним.] Чтения о святых Отцах – Учителях Церкви и Церковных Писателях, или Патрология. Св. апостол Варнава . – Воскресное Чтение, год XIII (1849/50), 9, 90–96; Св. Климент, папа Римский. – Там же, 12, 122–136; Святый Эрма. – Там же, 13, 138–151; Св. Игнатий Богоносец . – Там же, 14, 155–166; Св. Поликарп Смирнский . – Там же, 26, 283–288; Церковные писатели периода мужей Апостольских. – Там же, 295–297 (Папий, Квадрат, Аристид, Агриппа); Общее обозрение учения, содержащегося в писаниях мужей Апостольских. – Там же, 27, 297–300.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Труды преосвященного Филарета и деятельность православного духовенства по укреплению православия в крае Оценивая успехи православной миссии в Прибалтийском крае, можно сказать, что жатва была обильной, но жнецов на ниве православия мало: епископ Филарет и не более десяти священников, из которых местным языком владели только ряпинский и чернопосадский. Там, где желающих присоединиться было особенно много, епископ Филарет организовал передвижные походные церкви, например в Загнице (Сангасте), куда приходили также крестьяне из окрестностей. За шесть дней после указа (с 5 октября 1845 г.) в этой церкви было присоединено к православию 244 человека . Согласно докладу чиновника генерал-губернатора Валуева, в Дерпте священник Березский ежедневно присоединял людей к православию и в период между 22 и 26 октября 1845 г. им было принято в православие 787 человек . В Верроском уезде особенно успешно шло присоединение в ряпинской церкви, где священник Верхоустинский владел эстонским языком. С 23 сентября и до середины октября ежедневно присоединялось по 35–50 человек, к концу года было принято в православие 644 мужчины и 432 женщины . В православной церкви в деревне Нос на берегу Чудского озера присоединенных в первое время было немного, но храм в посаде Черный играл в движении большую роль, особенно для крестьян лютеранских приходов Торма, Бартоломей и Лайс. Пастор Яннау в своей хронике неоднократно сетовал на активную деятельность священника чернопосадской православной церкви, присоединившего более 1000 эстонских крестьян . Среди них были особенно распространены рассуждения о том, что «русская вера старше» и «сильнее» . Одна эстонская крестьянка в беседе с пастором, который пытался ее убедить не принимать православия и ругал греко-православную веру, спросила: «На каком языке был написан Новый Завет, не на греческом ли? Как же тогда может быть греческая вера неправильной — она же из нашей греческой книги... Из греческой книги и греческая вера» . Православные священники (в Дерпте, в Черных горах и др.) неизменно разъясняли присоединяющимся, чтобы они не ожидали от принятия православия никаких земных благ.

http://sedmitza.ru/lib/text/430280/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010