202 Jugie M. Palamas//Dictionnaire de theologie catholique. Vol. XI. Col. 1759 ff. 203 Symeon the New Theologian. Divinorum Amorum Liber//PG. Т. CX. Col. 592–593. 204 MeyendorffJ. Op. cit. P. 139–140. 205 Nicephorus the Hesychast. De Sobrietate//PG. Т. CXLVII. Col. 945–966. О нем см.: Georgius Palamas. Defence des Saints Hesychastes/Ed. and transl. J. Meyendorff. I. P. 331–333. 206 Этот трактат, под названием «Метод священного безмолвия», был издан Hausherr  ом в Orientalia Christiana Periodica. IX, 2 (1927). 207 1 Цар. 18,42. 208 Рукопись Иоанна Лествичника Vatic. Graec. 1754. 209 См.: Meyendorff J. Saint Gregoire Palamas et la Mystique Orthodoxe. P. 140, а также его предисловие к кн.: Palamas. Defence. P. XXXIXXLI. 210 Philotheus. Encomium Gregorae Palamae//PG. Т. CLL Col. 553. 211 О судьбе Варлаама и его философии см. его собственные труды в PG. Т. CLI. Col. 1239–1342: Tatakis В. La Philosophie Byzantine. P. 263–266; Meyendorff J. Saint Gregoire Palamas. P. 42–44; JugieM. Theologia Dogmatica Christianorum Orientalium ab Ecclesia Catholica Dissidentium. Vol. 1. P. 470–473; Setton К. M. The Byzantine Background to the Italian Renaissance//Proceedings of the American Philosophical Society. С, I. P. 40–41; Meyendorff J. Op. cit. P. 90 (о его работах no Фоме Аквинскому). 212 Meyendorff J. Op. cit. P. 28–41. 213 Ibid. P. 44. 214 Ibid. P. 45. 215 Цитируется у Паламы: Defence. II. Р. 402–403. 216 Варлаам сам называл исихастов омфалоскопами. 217 Palamas. Defence. Я пользуюсь изданием Мейендорфа (см. библиографию), которое является единственно исчерпывающим изданием. Другие труды Паламы изданы в: PG. Т. CL. 218 Joannes Cantacuzenus. Historiarum. Libri IV/Ed. L. Schopen. C. S. Η. B. edition. Т. I. P. 551–552. 219 Meyendorff J. Op. cit. P. 50–67. 220 О судьбе Варлаама см.: Setton К. Μ. Op. cit. P. 44–45. Сеттон очень сочувственно относится к Варлааму. 221 Meyendorff J. Op. cit. P. 57–60. 222 Ibid. Р. 63–80. 223 Ibid. Р. 66–101. Выступление Григоры на соборе против Паламы представлено в его Historia/Ed. L. Schopen and I. Bekker. Т. II. P. 898–978.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2443...

Также I. Hausherr. L " hésychasme. Étude de spiritualité//Or. Chr. Per. 1956. T.5. P. 25. 6 PG 65, de Abbate Arsenio (1–2), 88. [Рус. пер.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных Отцев. М..1846. С.15. Тройственное указание, услышанное Арсением, о. Дж. Мэлони приводит также по латыни: fuge, tace, quiesce. – Прим. Ред.] 8 Письмо Герману [Подольному], fol. 105A. [РГБ, Отд. рукописей, Троицк.188, лист 104–108. Цитаты из неопубликованных текстов преп. Нила даются в обратном переводе с английского. Прим. ред.] 9 Письмо Гурию [Тушину], fol. 101A-B. [РГБ, Отд. рукописей, Троицк.188, лист 99–103. Прим. ред.] 10 Письмо Вассиану [Патрикееву], fol. 97A. [РГБ, Отд. рукописей, Троицк.188, лист 93–98. Прим. ред.] 11 Устав, с. 81 (356–357. У автора цитирование не точно. – Прим. ред.). Cf. Лествичник, op. cit., Gradus 27 1108C-D. Василий Вел., PG 31, 136B-C. 16 В действительности, это Евагрий, De Oratione, PG 79, (11), 1169C. [Рус.пер.: Стремись к тому, чтобы во время молитвы ум твой стал глухим и немым. Авва Евагрий. Слово о молитве//Он же. Творения. Пер. А.И.Сидорова . М., 1994, с.78. – Прим. ред.]. О проблеме Псевдо-Нила см. I. Hausherr, S. J. Les leçons d " un contemplatif. Le Traité de l’oraison d " Evagre le Pontique (Paris, 1960), Introduction, pp. 5–8. См. также M. Viller, op. cit., p. 94: «Le problème de Nil». 22 Евагрий, De Oratione, PG 79, (34) 1173D,(44) 1175D, (49) 1177B, (53) 1177D, (54) 1177D, (62) 1179C, (118) 1193B, (120) 1193B. 23 Греческая формула «apothesis noimaton», которую Нил Сорский переводит как «молчаще от всякого помысла» используется здесь в цитате из Исихия Синаита : Centuria I, PG 93, 1485B. Исихий же, несомненно, цитирует Лествичника, op. cit., Gradus 27, 112A, который использует эту же формулу «apothesis noimaton». О. И. Осэрр истолковывает данную формулу, соотнося ее с «исихией». Ср. «L " hésychasme...», op. cit., p. 263. 31 Cf. Макарий, PG 34, 905, 938 ff; Нил Синайский ; De Malignis Cogitationibus, PG 79, cap. 3, 1204A-C; Кассиан, Conferences, I, ch.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ru...

167 Guilland R. Essai sur Nicephore Gregoras. P. 13–15. Георгий Схоларий открыл частную школу около 1420 г. Она также была закрыта, потому что он стал верховным судьей. См.: Fuchs F. Op. cit. S. 70–71. 174 Jugie Μ. Theologia Dogmatica Christianorum Orientalium ab Ecclesia Catholica Dissidentium. Vol. I. P. 451–454. 176 Jugie M. Op. cit. Vol. I. P. 483–486; Tatakis B. Op. cit. P. 299–301.0 Виссарионе см.: Mцhler L. Kardinal Bessarion als Theologe, Humanist und Staatsmann. 178 См.: Runciman S. Byzantine and Hellene in the Fourteenth century// Τμος Κωνσταντνου Αρμενοπολου. 181 См. выше, гл. 4; также Masai F. Plethon et le Platonisme de Mistra, passim·, Anastos Μ. V. Plethó " s Calendar and Liturgy//Dumbarton Oaks Papers. IV (1948). P. 183 ; Tatakis В. Op. cit. P. 281–294. 185 Подробнее о восточном взгляде на мистику см.: Lossky V. Mystical Theology of the Eastern Church. P. 7–22; Sherrard P. The Greek East and Latin West. P. 31–34. 189 Hausherr 1. La Traite de l Oraison d Evagre le Pontique//Revue d ascetique et de mystique. XV (1934). P. 34–93, 162–170; MeyendorffJ. A Study of Gregory Palamas/Transl. G. Lawrence P. 135–136. 202 Этот трактат, под названием «Метод священного безмолвия», был издан Hausherr oм в Orientalia Christiana Periodica. IX, 2 (1927). 205 См.: Meyendorff J. Saint Gregoire Palamas et la Mystique Orthodoxe. P. 140, а также его предисловие к кн.: Palamas. Defence. P. XXXIXXLI. 207 О судьбе Варлаама и его философии см. его собственные труды в PG. Т. CLI. Col. 1239–1342 : Tatakis В. La Philosophie Byzantine. P. 263–266; Meyendorff J. Saint Gregoire Palamas. P. 42–44; JugieM. Theologia Dogmatica Christianorum Orientalium ab Ecclesia Catholica Dissidentium. Vol. 1. P. 470–473; Setton К. M. The Byzantine Background to the Italian Renaissance//Proceedings of the American Philosophical Society. С, I. P. 40–41; Meyendorff J. Op. cit. P. 90 (о его работах no Фоме Аквинскому). 214 Joannes Cantacuzenus. Historiarum. Libri IV/Ed. L. Schopen. C. S. Η. B. edition. Т. I. P. 551–552.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

86 Vie 44.14—29 87 Vie 59.4—15. 88 Vie 59.15—16. 89 Vie 59.17—20. 90 Vie 60—67. 91 Hausher. Introduction. L " adversairë Etienne de Nicomedie, pp. LI-LVI 92 Vie 74.5—12. 93 Cedrenus P.G. 122.153 AB. 94 Vie 74.12—23. 95 Vie 73.2—6. 96 Vie 75.16—23. 97 Vie 76.2—8. 98 Vie 76.15—18. 99 Vie 77.7—8. 100 Hymn 21.25—44. 101 Hymn 21.51—68. 102 Hymn 21.102—107 103 Hymn 21.114—117. См.: Часть III. «Бог непознаваемый и явленный». 104 Hymn 21.118—147 105 В этот день, 3 января, праздновали впоследствии память о его изгнании. См.: Vie 151.4—5. 106 О приблизительных датах рождения и смерти Симеона Благоговейного, 917—986 или 987 г. см.: Hausher. Introduction стр. ХС и мое примечание 2 стр. 236, Огласительные Слова, т. II. 107 Vie 73.1—2 108 Vie 73.9—12. 109 Vie 78.15—20. 110 Vie 79.8—12. 111 Vie 79.15—16. 112 Vie 80.1. 113 Vie 80.7—12. 114 Vie 81.2—14. 115 Vie 82. 116 Vie 83—86. 117 Vie 87.9—21. 118 Vie 88—90. 119 Vie 91.14—17. 120 Vie 92.4—9. 121 Vie 93.1—12. 122 Vie 94.6—10 123 Vie 94.15—22. 124 Vie 95.6—11. 125 Vie 95.15—23. 126 Vie 96.1—5. 127 Vie 96.5—22. 128 Vie 97—98. 129 Vie 99. 130 Hymn 4.91—97; Hymn 36.1—16. 131 Vie 100. 132 Vie 102.14—103.18. 133 Vie 104.17—24. 134 Vie 107.15—23. 135 Vie 108. 136 См. сн.1 к этой главе. 137 Ер 4.38—45. 138 Ер 4.45—49. 139 Ер 4.181—186. 140 Ер 4 заглавие. 141 Ер 4.392—399. 142 Ер 4.263—271. 143 Ер 4.415—420. 144 Vie 110. 145 Vie 37.11—12. 146 Vie 111.7—17. 147 Vie 113—124. 148 Vie 119.9—12. 149 Vie 120.1—2. 150 Vie 125.1—13. 151 Vie 126.14—19. 152 Vie 128.1. 153 Vie 128.21. 154 Vie 128.17—20. 155 Vie 128.20—129.15. 156 Об отношениях Никиты с пр. Симеоном см. Огласительные Слова, т. I, стр. 55—61. 157 Vie 129.15—25 158 Любопытно отметить удивление современного протестантского богослова К. Деппе, который не может понять, как пр. Симеон не был осужден как еретик мессалианин: «Имея в виду неутомимое рвение византийской иерархии подавлять высоконастроенный энтузиазм, мы поражаемся, что Симеон Новый Богослов не был осужден как мессалианец, или более того, что Симеон Новый Богослов был осужден и послан в изгнание, но мессалианское лжеучение не было поставлено ему в порицание» (Deppe. Der Wahre Christ, стр. 37). Что же касается мнения Деппе об отношении иерархии к мистическим течениям, а автор повторяет это мнение несколько раз, оно нам представляется по крайней мере схематическим и чересчур упрощающим историческую реальность. Как бы то ни было, один православный богослов однажды ответил, скорее под видом шутки, на вопрос, поставленный ему во время одного доклада на Съезде патрологов: «Это чудо Божие, за которое мы должны Его всегда благодарить, что пр. Симеон никогда не был осужден за ересь своими современниками. Иначе этот величайший мистик Православия был бы потерян для него».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

1174 Патерик Печерский, изд. D. Tschiewskij. München, 1964: Vie de Théodose. Слово 18. P. 40: Isakij. Слово 36. P. 185 ff. 1178 Exercices spirituels, Seconde semaine, Quatrie jours. Trad, de P. Jennesseaux. Paris, 1886. P. 182 ff. 1184 Н. В. Гоголь, Собрание сочинений в 7-и тт. Т. III. Москва, 1984. С. 62–113; ср.: P. Evdokimov, Gogol... P. 45–49. 1194 Ibid. P. 36 ff.; И. Пятницкий, Опыт православного нравственного богословия. Ставрополь, 1890. С. 238. 1201 Пространный христианский катехизис Праворлавно-Кафолической Восточной Церкви. Москва, 1914; Tyszkiewicz, Moralistes. P. 83. 1207 Н. Бердяев , О назначении человека. Париж, 1931. С. 99. Бердяев, который борется против «объективации» в гносеологии, является гораздо большим врагом абстрактной нравственности, которую он разоблачает в толстовстве; ср.: О достоинстве христианства и недостоинстве христиан. С. 30. 1210 Н. Федоров, Философия общего дела. Т. 2. С. 236, 264; Н. Лосский, История русской философии. С. 409. 1211 С. Гессен, Философия наказания//Логос. 1912–1913; Философия добра в «Братьях Карамазовых»//Современные Записки, 1928; ср.: Н. Лосский, История русской философии. С. 409. 1215 Н. Лосский, История русской философии. С. 272; С. Н. Булгаков, Свет невечерний. Москва, 1917. С. 263. 1216 Л. П. Карсавин, О личности. Каунас, 1929; О началах. Берлин, 1925. С. 59; Н. Лосский, История русской философии. С. 387. 1217 L. Karsavin, Der Geist des russischen Christentums, §6//Bubnoff II. S. 335; ср.: H. Лосский, История русской философии. С. 387 и сл. 1218 В своих снах Раскольников снова и снова ударяет старуху по голове, но каждый раз после этого она начинает заливаться жутким смехом. Он никак не может до конца убить ее. Кара ясна: «Не старушонку я убил, а себя самого», – думает Раскольников (Преступление и наказание. Ч. III, VI//Собр. соч. Т. 6. Ленинград, 1973. С. 211 и сл.). 1220 I. Hausherr, Philautie. De la tendresse pour soi-même a la charité selon Maxime le Confesseur//OCA 137. Rome, 1952; см. также: Столп и утверждение истины. XII, письмо 11-е.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

95-107.     См.: Eruditi Angli notae in Origenis libellum de Oratione//PG 11. P. 1632-1688; E. Jay. Origen " s Treatise on Prayer,London 1954. Р. 126-127; G. Bardy. Origène. De la prière, Exhortation au martyre, III ed., Paris 1932. р. 78 – 79; J.A. Jungmann. Die Stellung Jesu im liturgischen Gebet //Liturgiewissenschaftliche Quellen und Forschungen 19/20. Münster, 1962. p. 137-151; А. Grillmeier. Le Christ dans la tradition chrétienne. Tome II, 4, L " Eglise d " Alexandrie, la Nubie et l " Ethiopie après 451. Paris, 1996. P. 263-264. В ставшем классическим труде по истории «молитвы Иисусовой», Ириней Осэр предпочитает говорить об особом «цветении» почитания Христа у Оригеначто же касается критики молитвы ко Христу, то Осэр не видит в ней противоречия с молитвенной практикой и считает, что здесь какая-то «терминологическая проблема», которая в рамках истории молитвы Иисусовой ему не представляется интересной. См. Hausherr I. Noms du Christ et voies d " oraison//OCA. 1960. Т. 157. P. 47, 77. Гораздо более критично настроенный по отношению к Оригену Жак Лебретон (в александрийце он видит представителя «ученого богословия», тесно связанного с гностицизмом и противопоставляющего себя народной вере) считает, что в данном случае Ориген, исходя из своих субординастических представлений о Троице, критикует традицию молитвы, которая существовала в Церкви с момента Ее появления. См. J. Lebreton. Le désaccord de la foi populaire et de la théologie savante dans l’Eglise chrétienne du III e siecle//Revue d’histoire ecclésiastique. T. XX. Louvain, 1924. p. 24.     А. Hamman. La prière. P. 306. « Explication souvent proposée, récemment reprise par O " Meara,dans son introduction à la traduction anglaise du livre».     Ibid.     А. Hamman. Ibid.     Ibid. P. 307.     Ibid.     Речь идет о споре, который отражен в трактате «Шенуте против оригенистов», изданном Т.Орланди. См.: T.Orlandi. Shenute contra origenistas. Roma, 1985. P. 47, 59; A. Camplani Un episodio della ricezione del ΠΕΡΙ ΕΥΧΗΣ in Egitto: Note di eresiologia shenutiana//F.

http://bogoslov.ru/article/1757764

183 . Johannes von Apamea. Sechs Gespräche mit Thomasios, Der Briefwechsel zwischen Thomasios und Johannes und Drei an Thomasios gerichtete Abhandlungen/Hrsg. Strothmann W. Berlin 1972. (Patristische Texte und Studien. 11). 184 . Jean d’Apamée. Dialogues et traités./Ed. par Lavenant R. P. 1984. (SC 311). 185 . Brock S. John the Solitary, On Prayer//JThs 1979. 30. 84–101. 186 . Colless В. E. Le mystère de Jean Saba//L’Orient syrien. 1967. 48. 514–523. 187 . Colless В. E. The mysticism of John Saba. Melbourne 1969. 188 . Colless В. E. The mysticism of John Saba//OCP 1973. 39. 83–102. 189 . Halleux A. de. Le milieu historique de Jean le Solitaire//III SympSyr 5 .20). 299–305. 190 . Halleux A. de. La christologie de Jean le Solitaire//Muséon. 1981. 94. 5–36. 191 . Harb P. Doctrine spirituelle de Jean le Solitaire (Jean d’Apamée)//ParOr 1971. 2. 225–260. 192 . Hausherr I. Un grand auteur spirituel retrouvé: Jean d’Apamée//OCP 1948. 14. 1–42. 193 . Lavenant R. Le problème de Jean d’Apamée//OCP 1980. 46. 367–390. 194 . Martikainen J. Johannes von Apamea und die Entwicklung des syrischen Theologie//IV SympSyr 5 .21). 257–263. 195 . Paramelle J. Entre messaliens et hésychasts: «Jean de désert»//Le monachisme oriental. L’hésychasme, 20–22 septembre 1989/Association des Amis de Sénanque. P. 1991. 115–127. Иаков Саругский Иаков († 29.11.521) – вдохновенный поэт и богослов монофизитского направления, отдавший много сил полемике с православными халкидонитами. Учился в знаменитой Школе Персов в Эдессе. Среди тем его поэзии большое место занимает мариология, он посвятил стихи также преп. Симеону Столпнику и др. святым, писал на аскетические и эсхатологические темы. 196 . Albert М. Une lettre spirituelle de Jacques de Saroug, éveque monophysite des V е et VI е siècles//ParOr 1972. 3. 65–74. 197 . Alwan Kh. Bibliographie générale raisonnée de Jacques de Saroug († 521)//ParOr 1986. 13. 313–383. 198 . Ashbrook Harvey. S. Jacob of Serugh’s Homily on Symeon the Stylite//Ascetic behavior in Greco-Roman Antiquity: A sourcebook/Ed. Wimbush V. 1 .240). 1–15. Филоксен/Аксенойо

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

[Изд. одной из редакций апофтегмы Авва Римпянин 1]. 252 . Hausherr I. Le Métérikon de l’abbé Isaïe//OCP 1946. 12. 286–301. Études de spiritualité orientale 1 .405). 105–120. [На осн. рус. пер. еп. Феофана без учета 4 .250]. 253 . Paschos P.B. Νον Μητερικν: γνωστα κα νκδοτα πατερικ κα σκητικ κεμενα περ τιμων κα γων Γυναικν. θναι 1990. 254 . Possinus P. Thesaurus asceticus, sive Syntagma opusculorum duodecima de re ascetica scriptorum. Tolosae 1683. [Нек-рые редкие апофтегмы, не переиздававшиеся и не переводившиеся]. 255 . Stiemon D. Isaïe, 3 (moine byzantin, 12 е –13 е siècle)//DS 1971. 7(2). 2080–2082. [По мнению автора, авва Исаия путем выбора терминов придает поучениям исихастскую окраску]. 256 . Ward Benedicta. Apophtegmata Matrum//StPatr. В 1985. 16. 63–66. Signs and Wonders. L. 1992. Латинский корпус апофтегм CPG 5570–5574; BHL 6525, 6527, 6529–6531, 6535; PL 73, 855–1062 [cf. CPL 1145]; PL 74, 381–394 [CPL 1079c] CPGS 5570–1. Подр. библиографию cм.Regnaulm, 4 .206–211. Пер. систематич. собрания, вып. диаконами Пелагием и Иоанном (сер. VI в.): (PL 73. 855–1022). Ср.: 257 . Никитин П. В. Греческий «Скитский» патерик и его древний латинский перевод//ВВ 1916. 22. 127–171. 258 . Desert wisdom: sayings from the Desert Fathers/[selected and translated] Nomura Y. Garden City; Ν. Y. 1982. XV, 106. [Пер. по PL 73 и PG 65]. 259 . Regnault L. Les Sentences des Pères du Désert. Recuiel de Pélage et Jean. Solesmes 1976. 314. 260 . Solignac A. «Verba Seniorum»//DS 1994. 16. 383–392, статья дополняет раздел «Апофтегмы» в: DS 1]. 261 . Vitae Patrum/Ed. Rosweydus H. 4 .204)//Lib. V, VI. [PL 73,74, passim. Содержит почти весь корпус лат. переводов]. Сирийский корпус апофтегм CPG 5577–5578, ВНО 864–867 Recensio vetustior (CPG 5578): не издано; см.: 262 . Мещерская Е. Н. «Патерики» в сирийской письменности//Палестинский сборник. 1987. 29/92. 22–27. 263 . Acta Martyrum et Sanctorum. Т. VII vel Paradisus Patrum/Ed. Bedjan P. P. Lipsiae 1897. [Собр. апофтегм в составе сборника Рай Отцев несторианского монаха Анан Ишо из монастыря Бет Абе (VII в.), CPG 5577.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Hausherr I. Aux origines de la mystique syrienne: Grégoire de Chypre ou Jean de Lycopolis?//OCP 4. 1938. P. 497–520 (=Hausherr I. Hésychasme et prière. Roma, 1966. P. 63–86 (OCP 176)) [Осэр определят подлинного автора сочинения, изданного Дедерином в 1936 г.: проблема авторства решается через разграничение нескольких Иоаннов]. Hunt Н. «Praying the body»: Isaac of Nineveh and John of Apamea on anthropological integrity//Harp 11/12. 1998/1999. P. 153–159 [Хант исследует идеи Иоанна Отшельника и Исаака Сирина о необходимости использования тела при общении с Богом, в том числе для преуспевания в духовной жизни]. Kitchen R. In Search of lost Apophthegmata in John the Solitary of Apamea//Syriac Symposium III: The Aramaic Heritage of Syria (June 1999, Notre Dame, Indiana) [в этом неизданном до- —648— кладе анализируется богословское содержание 14 рассказов, входящих во второй диалог «О душе и страстях людей» и посвящённых преимущественно бесстрастию]. Lavenant R. Le problème de Jean d’Apamee//OCP 46. 1980. P. 367–390 [Лавнан разбирает тезисы Осэра и Штроттманна об идентичности авторов с именем Иоанн и отдаёт предпочтение Осэру, считая, что существовали три различных Иоанна]. Martikainen J. Die Sentenzen des Johannes von Apamea//Syrisches Christentum weltweit. Studien zur syrischen Kirchengeschichte (Festschrift für Wolfgang Hage)/Martin Tamck, Wolfgang Schwaigert, Egbert Schlarb (Hrsg.). Münster, 1995. S. 76–81 (Studien zur Orientalischen Kirchengeschichte 1) [краткий обзор трёх сборников изречений]. Martikainen J. Johannes von Apamea und die Entwicklung der Syrischen Theologie//Symposium Syriacum IV/R. Lavenant (Ed.). Roma, 1987. S. 257–263 (OCA 229) [анализ]. Nin M. Il Commento di Giovanni il Solitario a Mt. 5, 3 //Harp 5. 1992. P. 29–37 [анализ комментария на первую заповедь блаженств, подчёркивается аскетический характер произведения]. Sauget J.-M. Giovanni di Licopoli//Dizionario patristico e di antichità cristiana 2. Roma, 1983. Col. 1568–1570 [приводятся сведения общего характера. Словарь переведён на франц. и англ. языки].

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В. Булгаковым (1913, р1993), об исихастах говорилось как о «сословии мистиков, которые отличались самою странною мечтательностью», «вздорное мнение» которых «об условиях восприятия несозданного света вскоре само собою предано было забвению» (т. 2, с. 1622). 260 В одном из писем еп. Феофан допускает при приготовлении к Причастию замену церковных служб поклонами с молитвою Иисусовою (Письмо 622//Собрание писем. Вып. 4. С. 94–95). 263 См., напр., письмо 320 к благочинному монастыря (там же, с. 192 – 194). Описав некоторые формальные моменты, в конце письма святитель все же замечает, что «внешние приёмы (описаны в 5 т. Доброт.): сесть на стуле, склонить голову, стеснить дыхание, можно оставить» (с. 194). Ср. письмо 324 (с. 197): «Дыхания не надо стеснять и на сердце натиска не делать, а свободною мыслью творить молитву. Ведайте, что молитва истинно духовная прививается благодатью. Прочтите в Добротолюбии сказание о пр. Максиме Кавсокаливите (Афонском) и ему подражайте. Два года молился он от души [курсив автора. – А. Д.] (Богоматери), не употребляя ничего особенного, и получил искомое в одно мгновение». 266 Это сочинение недавно переиздано: Цветник священно инока Дорофея: Рукопись конца семнадцатого века. СТСЛ, 2008 (воспроизведена рукопись ОР РГБ, ф. 722, 247). Рус. пер. Д. В. Кантова: Свято-Преображенский Валаамский монастырь, 2005. Все ещё продолжает (уже на протяжении 10 лет) готовиться к публикации переиздание древнерусского текста с параллельным переводом на современный русский язык, предисловием и примечаниями С. В. Минеевой. 271 Hausherr 1927, 150–172. Позже появились английский (в составе Добротолюбия: Th e Philokalia/Th e complete text compiled by St Nikodimos of the Holy Mountain and St Makarios of Corinth, transl. from the Greek and edited by G. E. H. Palmer, Ph. Sherrard, K. Ware. Vol. IV. London, 1995. P. 64–66 [предисл.], 67–75 [пер.]; мы не сверяли наш перевод с этим текстом) и итальянский (Rigo 1993, 37–46, то же с небольшими исправлениями и дополнениями: Rigo 2008, 403–412) переводы названного трактата.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010