1288 Deutscher Protestanten verein, Berliner Unionsverein, Kirchlich-liberaler Zentralwahlverein n Evangelischer Leienbund. 1290 См, напр. Berliner Local-Anzeiger от 24 июля 1911 г., а также Chronik der Christe. Welt. 1911. 32. 1292 Дело Гейна подробно изложено в Protestantenblatt. 1912, 8 и 21 Beiblatt; здесь достаточно вкратце коснуться этого дела. См. также Die Reformation, 1912, 9. 10 и 11. 1294 Под Heilstatsachen протестанты разумеют чудесные события в жизни Господа, направленные к нашему спасению, начиная от рождения от Св. Духа и Девы Марии и кончая вознесением на небо. 1296 Как известно, либеральное протестантское Богословие предпочитает – в отношении подлинности – первые четыре послания Ап. Павла Евангелиям. 1297 Гейн в своем объяснении указывает, между прочим, на то, что Reingold Seeberg и Bernhard Weiss, два известных Берлинских ученых богослова, подписавшихся под протестом, сами во многих пунктах отступают от церковного учения, напр. о зачатии Иисуса Христа от Духа Святого (Weiss, Religion) о явлении воскресшего Христа ученикам (Weiss, Leben Jesu, I Auflage, 2 Band. S. 603: des Neuen Testamen tes, S. 143; Seeberg, Religion und Geschiehte, II, S. 30, 127:130), Seeberg. ibidem, S. 236, о вознесении Иисуса Христа (Weiss, Religion des N. T. S. 186) и пр. 1303 Дело Трауба подробно изложено в «Christliche Freiheit» 1912, 16 и 37; см. также «Chronik der Christlichen Writ», 1912. 39. 1305 Во время судебного разбирательства обвиняемому поднесен был от его прихожан благодарственный адрес, в котором восхваляется его деятельность и упоминается, между прочим, о том, что, благодаря его пастырскому воздействию, многие из неверия обратились к церкви. Chronik der Chr. Welt. 1911, 46. 1307 Evangelisch-Kirchlicher Anzeiger von Berlin, 1911, 32; мы, кроме того, пользовались брошюрой М. Rade «Jatho und Harnack» Tübingen. 1911, так как в этой брошюре помещен текст лекции проверенный и одобренный самим Гарнаком. 1312 Вот краткие сведения о жизни и деятельности Джоберти: Джоберти родился 5 апреля 1801 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Алфан Фиери сделал Тебе, Дева Мария. В середине сей церкви обращают на себя внимание 10 гранитных колонн коринфского ордена и стоящая на главном престоле красивая дароносица (Tabernaculum), подаренная Деодатом, племянником папы Вонифатия VIII (1294–1303 гг.), но изготовленная кем-то другим еще в 1123 г. У этого престола не низко прикреплена к стене прекраснейшая во всем мире икона Пресвятой Девы Марии. Сюда принесли ее из Константинополя греческие монахи во время иконоборства, начавшегося в 726 г., принесли потому, что тут еще до папы Адриана задолго жили греки и имели свою школу, от которой и базилика эта называлась Св. Мария в Школе, S.Maria in Schola. На этой иконе, написанной на доске 199 , по отзывам римских профессоров живописи Иосифа Геззи († 1721), Бонавентура Ламберти († 1721), Иоанна Маранди († 1717) и Иосифа Киари († 1727), лицо Богоматери все и в каждой части его удовлетворительно 200 и написано так прекрасно и так божественно, что возбуждает изумление 201 . Оно выше всякого искусства человеческого, supera anche ogni arte umana, однако так естественно, как бы лицо самой Пресвятой Девы; в нем соединено дивное величие Девы и вместе матери так, что не найдешь его ни в одной земной женщине. Оно было написано или тогда, когда еще жива была Святейшая Дева, или Сама Она с неба явилась живописцу 202 . А в моей путевой книге у самого престола Космединской церкви записано вот что: «Чело Богоматери открыто и высоко; правильные брови Ее тонки, длинны и не союзны, глаза велики, круглы и отменно хороши, нос прям и весьма правилен; ланиты полны и румяны, уста в виде стрелебного лука очень хороши; вся часть под нижней губой кругла и соразмерна с овальным лицом; шея длинна, персты длинны и пухлявы; из них средний и безыменный соединены, а большой близок к указательному пальцу, мизинец очень мало согнутый написан поодаль от перста безымянного. Омофорион со звездой на правом плече, цвета сине-голубого, оторочен на краях золотистой лентой. Багряный хитон у шеи вышит золотом и унизан драгоценными камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Она была едва ли не единственным оплотом Православия, каковым была всегда и прежде. Ее игумен, после удаления из Иерусалима православного высшего духовенства, был единственным представителем православных, которого почитали и уважали сами иерусалимские короли. 1290 В прилегавших к лавре горах и пещерах, по словам Даниила, подвизалось много анахоретов, мужественно переносивших бедствия времени и невзгоды дикой, безводной страны. 1291 На северо-западе от монастырей свв. Саввы и Харитона был расположен монастырь св. Феодосия. «Монастырь, – говорит о нем Даниил, – на горе градом оделан бысть и видети от Иерусалима». В нем лежали мощи св. Феодосия и многих других св. отцов. 1292 Иерихон имел монастырь св. Михаила, который был построен на том месте, где архистратиг Михаил явился Иисусу Навину. 1293 К востоку от Иерихона, в Иорданской пустыне, лежали три монастыря: один – св. Герасима и два – во имя Иоанна Предтечи; один из последних лежал в развалинах. 1294 Южнее этих обителей, при устье Иордана, находился монастырь Богородицы, называвшийся Каламония – «доброе обиталище». 1295 Во времена Даниила он был «градом оделан весь, черноризцев же в нем двадцать». 1296 В двух верстах от Каламонии стоял монастырь св. Иоанна Златоуста . «Тый монастырь, – замечает о нем Даниил, – такоже градом оделан весь и есть богат вельми». 1297 Назарет имел «весьма прекрасный» монастырь на месте Благовещения Богородицы, 1298 а Рамла – монастырь св. Георгия. 1299 На соседней с Назаретом горе Фаворе во времена Зевульфа стояли три монастыря: один – во имя Господа нашего Иисуса Христа, другой – во имя Моисея, а третий, несколько поодаль от первого, – во имя пророка Илии. 1300 Наш паломник Даниил упоминает только об одном монастыре на Фаворе, расположенном на самом месте Христова Преображения, да и тот принадлежал латинянам. 1301 Наконец, Зевульф видел в Кане Галилейской монастырь Архитриклиний. 1302 В патриархате Антиохийском главным средоточием монашества была сама Антиохия. В 1100 г. в ней и ее окрестностях было 360 1303 монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Конец XIII – начало XIV века ознаменовались укреплением папства через фигуру понтифика Бонифация VIII (12941303 гг.), чье правление прежде всего было направлено на жесткое утверждение папской власти, в противовес укреплявшимся государствам Западной Европы. Восшествие на папский престол и сам его понтификат были связаны с решительными действиями и немалым насилием, хотя папа при этом покровительствовал наукам и искусствам и ввел в курии пышный этикет. Папа Бонифаций пытался осуществлять идеи пап Григория VII и Иннокентия III. Помимо своей активной деятельности, приведшей Римско-Католическую Церковь к папской схизме и Авиньонскому пленению, папа Бонифаций VIII вошел в историю благодаря булле Unam Sanctam, ставшей одним из наиболее значимых среди всех папских документов. Булла не содержит чего-либо нового, что не было бы сказано ранее до папы Бонифация, однако в ней предельно ясно и категорично утверждаются папские притязания на светскую и духовную власть. Булла начинается с утверждения о том, что есть одна единственная истинная Церковь (отсюда и само название буллы), вне которой нет спасения. Папа является наместником Христа, и кто отказывается подчиняться Петру, тот и не принадлежит Христу. Церковь обладает двумя мечами, духовным и светским. Меч светский используется для Церкви, духовный меч – ею самой. Светское сословие может быть судимо духовным, но духовное сословие неподвластно светскому суду. Документ завершается потрясающим заявлением, что для каждого человека подчинение римскому понтифику является необходимым условием спасения (Declaratio quod subesse Romano Pontifici est omni humanae creaturae de necessitate salutis). Булла была внесена в сборник канонического права Corpus juris Canonici и стала законом Римско-Католической Церкви. После заявлений об обладании папой двумя мечами, особенно светским, декларация о безусловной необходимости подчинения всех папе воспринимается как призыв приводить под это спасительное иго папской власти omni humanae creaturae, о чем свидетельствует история не только Крестовых походов. Например, в XVI веке понтификат папы Юлия II был сплошной чередой войн, в которых папа часто лично принимал участие и добивался успеха благодаря своей решительности и энергичности. Перед папой трепетали его генералы, солдаты восхищались его отвагой, сам он вел себя как генерал: возглавлял военные советы, определял орудийные позиции, руководил военными действиями, подвергался артиллерийским обстрелам и т.п.

http://bogoslov.ru/article/3219067

Все состояния, связанные с унынием, сопровождаются беспокойством или тревогой, которая является, помимо отвращения, основным свойством этой страсти 1290 . Нечистый дух уныния нападает прежде всего на тех, кто посвящает себя духовному деланию, стараясь таким образом отвратить их от пути Святого Духа, любым способом помешать занятиям, которые подразумевает такая жизнь, и особенно воспрепятствовать упорядоченности и постоянству аскетического делания, которые необходимы для духовной жизни 1291 , нарушить способствующие ей тишину и неподвижность 1292 . Так, преподобный Иоанн Лествичник показывает ее как «расслабление души, небрежность ума, нерадение об аскетическом делании» 1293 . Уныние «ослабляет духовного [человека] и лишает его храбрости в отношении дел, которые он должен делать у себя, препятствует ему оставаться там и возрастать в делании» 1294 . Под влиянием уныния его ум «становится расслабленным и неспособным к любому духовному деланию» 1295 , он становится равнодушным ко всем творениям Божиим 1296 , больше не желает будущих благ 1297 и доходит даже до того, что обесценивает духовные блага 1298 . Все святые отцы видят в унынии одно из основных препятствий к молитве 1299 . Преподобный Иоанн Лествичник определяет его как «изнеможение в псалмопении, слабость в молитве» 1300 . «Демон уныния в особенности нападает на тех, кто уже преуспел в молитве или старается преуспеть», – замечает преподобный Симеон Новый Богослов 1301 . И многие замечают, что особенно во время молитвы он производит оцепенение в душе и теле и ввергает человека в сон: «Когда нет псалмопения, тогда и уныние не является. И когда богослужение заканчивается, наши глаза открываются», – обращает внимание преподобный Иоанн Лествичник 1302 . Но «когда приходит время богослужения и молитвы, [этот бес] начинает снова отягощать наше тело; стоящих на молитве он погружает в сон и с помощью зевания, которое одолевает нас время от времени, мешает произносить стихи полностью», – говорит тот же святой 1303 . И если верно, что уныние поражает прежде всего тех, кто старается подчинять себя постоянной духовной дисциплине и ради этого сводит к необходимому минимуму внешнюю деятельность и перемещения, а также ищет полной тишины и уединения, если верно, что человек настолько подвержен нападению этой страсти, особенно боящейся отшельников, насколько дисциплинирует себя в духовном отношении и уединяется, чтобы в тишине посвятить себя молитве, объединяющей с Богом, то тем более тот, кто живет вне любой дисциплины или даже вообще вне какой-либо духовной деятельности, подвержен нападениям уныния.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

В конце 1282 г. умирает Михаил VIII Палеолог и на трон вступает его сын Андроник II Старший, как политик и государственный муж намного уступающий своему отцу, но искренне преданный Православию. Одним из первых его деяний было расторжение ненавистной многим подданным византийского василевса унии и низложение патриарха Иоанна Векка, главного сотрудника Михаила Палеолога в проведении униональной религиозной политики 15 . После краткого патриаршества престарелого Иосифа, вскоре умершего, на Константинопольскую кафедру был возведен Григорий Кипрский (1283–1289 гг.) — человек несомненно выдающийся по своей учености, богатым дарованиям и поразительному трудолюбию 16 . Пытаясь найти точный и ясный ответ на латинское учение о Filioque, Григорий, прежде всего в своем известном “Томосе”, развил ряд идей по поводу учения о Святой Троице. Данный “Томос”, который некоторые историки называют “ключевым догматическим документом” XIII в. 17 , был сначала утвержден рядом православных архиереев на Влахернском соборе 1285 г., но вскоре некоторые формулировки в нем, главным образом тезис о “вечном проявлении Святого Духа через Сына”, вызвали серьезную оппозицию, к которой примкнул и святитель Феолипт. В результате этой оппозиции Григорий Кипрский был вынужден покинуть столичную кафедру 18 . Как можно предполагать, основную часть времени святитель Феолипт уделял своим архипастырским обязанностям. Филадельфия была одним из важнейших малоазийских городов и славилась апостольской древностью своей церкви 19 . Никифор Хумн (С. 217) называет ее “градом христианнейшим” и многолюднейшим, замечая, что Феолипт стал здесь предстоятелем народа верующего и боящегося Господа. В первое патриаршество Афанасия I (1289–1293 гг.) мы не имеем никаких сведений о внешней деятельности святителя Феолипта; скорее всего, он пребывал в Филадельфии, занимаясь делами митрополии. При патриархе Иоанне XII Косьме (1294–1303) он уже активно вступает в сложные перипетии церковных и политических событий своей эпохи. Частично это объясняется тем, что святитель Феолипт заимел весьма прочные связи при константинопольском дворе: тесные отношения поддерживал он с весьма влиятельным сановником — великим логофетом Феодором Музалоном, одним из образованнейших людей того времени.

http://pravmir.ru/oglasheniya/

В течение веков терминология невежества будет бытовать в языке аскетов. Когда Ориген говорит о μρτημα, это часто имеет смысл доктринальной ошибки 1292 . Григорий Нисский выбор зла приписывает ошибке разума, который позволяет соблазнить себя обманчивой реальностью. Если зло предстало бы во всей своей наготе, человек бы не поддался ему 1293 . Слово γνωσα в соединении с κακα очень часто встречается у Евагрия. Сражаясь с монахом, бесы прежде всего стремятся лишить его ведения 1294 . Так, в христианском смысле, ведение γνσις ληθν существенно отличается от «простой науки» философов 1295 . «Подлинная наука» предполагает соблюдение заповедей. Таким образом, невежество, которое проявляется в грехе, идет вместе с непослушанием, с восстанием против Божьего закона 1296 . Согласно общему принципу praxis есть путь к theoria. Так, причиной «неведения» становится недостаток доброделания 1297 . Когда отсутствует praxis, говорит Евагрий, разум отяжелен страстями и «ускользает», покидает свою работу созерцания 1298 . Грешник погружен в глубокий сон 1299 . В этом контексте прочитываются другие сходные термины, которые объясняют причины греха, например βουλα, недостаток размышления 1300 и, прежде всего κρος, «пресыщенность» 1301 . Если для Оригена Божественный Логос есть «живой хлеб», «истинное питие», то цена этой пищи – соблюдение заповедей вечной жизни. Κρον λβειν τς θεωρας означает остановиться в созерцании из-за недостатка любви и бодрствования. В таком виде мы находим это понятие у Оригена . Но с конца IV в. оно больше не употребляется, поскольку возникает риск видеть в нем под влиянием неоплатонизма идею, что само благо создает эффект «пресыщенности» 1302 . Несоблюдение заповедей, оскорбление Бога Иоанн Богослов ( Ин 3:4 ) отождествляет грех с беззаконием ( νομα; νμος – закон). Также это слово часто переводят как «нарушение закона», преступление. Практически оно становится синонимом αμαρτα 1303 . Фарисеи ставят закон вне личных отношений между Богом и человеком. Но в Ветхом Завете нарушение заповеди имело смысл преступления, совершенного против Яхве. Пророки и весь Новый Завет основывают Закон неизменно на любви к Богу и к ближнему, опираясь на личность Христа 1304 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

175 . Целестин III (Джачинто Бобоне) (10/14 апреля 1191 – 8 января 1198) 5. Папство на вершине власти 176 . Иннокентий III (Лотарио, граф Сеньи) (8 января/22 февраля 1198 – 16 июля 1216) 177 . Гонорий III (Ченчио Савелли) (18/24 июля 1216 – 18 марта 1227) 178 . Григорий IX (Уголино, граф Сеньи) (19/21 марта 1227 – 22 августа 1241) 179 . Целестин IV (Джоффредо Кастильоне) (25/28 октября – 10 ноября 1241) 180 . Иннокентий IV (Синибальдо Фиески) (25/28 июня 1243 – 7 декабря 1254) 181 . Александр IV (Ринальдо, граф Сеньи) (12/20 декабря 1254 – 25 мая 1261) 182 . Урбан IV (Жак Панталеон) (29 августа/4 сентября 1261 – 2 октября 1264) 183 . Климент IV (Ги Фулькуа Ле Гро) (5/22 февраля 1265 – 29 ноября 1268) 184 . Григорий Х (Тебальдо Висконти) (1 сентября 1271/27 марта 1272 – 10 января 1276) 185 . Иннокентий V (Пьетро ди Тарантасиа) (21 января/22 февраля – 22 июня 1276) 186 . Адриан V (Оттобоно Фиески) (11 июля – 18 августа 1276) 187 . Иоанн XXI (Пьетро Юлиани) (16/20 сентября 1276 – 20 мая 1277) 188 . Николай III (Джованни Гаэтано Орсини) (25 ноября/26 декабря 1277 –22 августа 1280) 189 . Мартин IV (Симон де Брион) (22 февраля/23 марта 1281 – 29 марта 1285) 190 . Гонорий IV (Джакомо Савелли) (2 апреля/20 мая 1285 – 3 апреля 1287) 191 . Николай IV (Джироламо Маши) (22 февраля 1288 – 4 апреля 1292) 192 . Целестин V (Пьетро дель Мурроне) (5 июля/29 августа – 13 декабря 1294) 193 . Бонифаций VIII (Бенедетто Каэтани) (24 декабря 1294/23 января 1295 – 11 октября 1303) 194 . Бенедикт XI (Никколо Боккасини) (22/27 октября 1303 – 7 июля 1304) 6. От Авиньонского пленения пап до Констанцского собора 195 . Климент V (Бертран де Го) (5 июня/14 ноября 1305 – 20 апреля 1314) 196 . Иоанн XXII (Жак Дюэз) (7 августа/5 сентября 1316 – 4 декабря 1334) Николай V (Пьетро Райналлуччи) (антипапа) (12 мая 1328 – 25 августа 1330) 197 . Бенедикт XII (Жак Фурнье) (20 декабря 1334 – 25 апреля 1342) 198 . Климент VI (Пьер Роже) (7/19 мая 1342 – 6 декабря 1352) 199 . Иннокентий VI (Этьен Обер) (18/30 декабря 1352 – 12 сентября 1362)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Suchla – Corpus Dionysiacum I. Pseudo-Dionysius Areopagita. De divinis nominibus/Hrsg. von B.R. Suchla. В.; N. Y., 1990. Thomas Aquinas – S.Thomae Aquinatis Opera omnia: In 71. Stuttgart; Bad Cannstatt. 1980. Χρστου – Γρηγορου το Παλαμ Συγγρμματα : Τμοι I – V/ Εκδδ . Π . Κ . Χρστου . Φεσσαλονκη , 1970–1994. – 1904 . / 1 Иоанн (Майстер) Экхарт , немецкий доминиканец, глава рейнской мистической школы. Приор в Эрфурте (1294–1300), викарий Тюрингии (до 1298), «лектор сентенций» (1293–1294), профессор (1302–1303, 1311–1313) богословия в Парижском университете, доминиканском Studium generale (1323–1326) в Кёльне, провинциал Саксонии (1303–1311), генеральный викарий Богемии (с 1307), куратор подконтрольных доминиканцам женских монастырей в Страсбурге и в его окрестностях (1314–1323). Основные сочинения: «Парижские диспутации» (Quaestiones Parisienses, 1302–1313), теологическая сумма «Трехчастный труд» (Opus tripartitum, 1311–1313; отдельные сочинения до 1311 и после 1313), содержащая теоретические «Прологи», комментарии на книги Ветхого и Нового Заветов, 56 лат. эскизов к проповедям; немецкие трактаты: «Речи наставления» (Die rede der underscheidunge, до 1298), «Книга Божественного утешения» (Daz buoch der götlîchen troestunge), «О человеке высокого рода» (Von dem edeln menschen, 1308–1314), «Об отрешенности» (Von abegescheidenheit, 1323–1326), более ста проповедей; а также документы, связанные с Кёльнско-авиньонским процессом, в том числе сохранившиеся два (из трех) списка ответов инквизиторам (1325/1326). В булле папы Uoahha XXII «На ниве Господней» от 27.111.1329 г. были прокляты 28 пунктов экхартовской теологии. Ruh К. Meister Eckhart//Die deutsche Literatur des Mittelalters. Verfasserlexikon: In 13 Bd. В.; N. Y., 1980. Bd. 2. S. 327–348. 2 Григорий Палама , идеолог византийского исихазма. Воспитанник Императорского университета, монах на Афоне (1316 с перерывами до 1345) и в Веррии (1326–1331), участник соборов 1341, 1347 и 1351 гг., архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/hri...

Косьма I Иерусалимит (1075 – 1081) Евстратий Гарида (1081 – 1084) Николай III Кирдиниат (Грамматик) (1084 – 1111) Иоанн IX Агапит (11111134) Лев Стиппиот (11341143) Михаил II Куркуас (Оксеит) (11431146) Косьма II Аттик (11461147) Николай IV Музалон (11471151) Феодот II (Феодосий (?)) (1151/21153/4) Неофит I (11531154,1 месяц) Костантин IV Хлиарин (11541157) Лука Хрисоверг (11571169/70) Михаил III Анхиальский (1170 –1178) Харитон Евгениот (11781179) Феодосий Ворадиот (11791183) Василий II Филакопул Каматир (11831186) Никита II Мунтан (11871189) Досифей Иерусалимский (февраль 1189) Леонтий Феотокит (февр. – окт. 1189) Досифей (повторно) (11891191) Георгий II Ксифиллин (11911198) Иоанн X Каматир (1198 – 1206) Михаил IV Авториан (ок. 1208 – 1214) Феодор II Ириник (1214 – 1216) Максим II (1216) Мануил I Харитопул Сарантин (ок. 1216/17 – 1222) Герман II (1222 – 1240) Мефодий II (1240) ок. 1240 – ок. 1243/4 – вакантен Мануил II (1243/4(?) – 1254) Арсений Авториан (1254 – 1260) Никифор II (1260 – 1261) Арсений Авториан (повторно) (1261 – 1265) Герман III (1265 – 1266) Иосиф I (1266 – 1275) Иоанн XI Векк (1275 – 1282) Иосиф I (повторно) (1282 – 1283) Григорий II (Георгий Кипрский) (1283 – 1289) Афанасий I (1289 – 1293) Иоанн XII Косьма (12941303) Афанасий I (повторно) (1303 – 1309) Нифонт I (1310 – 1314) Иоанн XIII Глика (1315 – 1319) Герасим I (1320 – 1321) Исайя (1323 – 1332) Иоанн XIV Калека (1334 – 1347) Исидор I (1347 – 1350) Каллист I (1350 – 1353) Филофей Коккин (1353 – 1354) Каллист I (повторно) (1355 – 1363) Филофей (повторно) (1364 – 1376) Макарий (1376/7 – 1379) Нил (1380 – 1388) Антоний IV (1389 – 1390) Макарий (повторно) (1390 – 1391) Антоний IV (повторно) (1391 – 1397) Каллист II Ксанфопул (1397) Матфей I (1397 – 1402) 1402 – 1403 – вакантен Матфей I (повторно) (1403 – 1410) Евфимий II (1410 – 1416) Иосиф II (1416 – 1439) Митрофан II (1440 – 1443) Георгий III Мамма (1443 – 1450) 137 Афанасий II (1450) Геннадий II Схоларий (1454 – 1456,1463,1464 – 1465)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010