Итак, после длительного периода безразличия и презрения язычество перешло к защите. Новый фактор появился и в отношениях с государством: раньше гонения зависели более от местных властей, теперь, в III в., они определяются самим императором. Все начало зависеть от его личного расположения. Например, император Александр Север был дружелюбен к Церкви (он даже поместил статую Христа в своей частной молельне). Его племянница пригласила во дворец Оригена, чтобы с ним поспорили члены созданного ею религиозно-философского кружка. Его преемник Максимин в 235 г. начинает жестокие гонения. Следующий император, Филипп Араб (244-249), напротив, был очень расположен к христианству. Это было настолько очевидно, что среди членов Церкви ходили упорные слухи, что он сам христианин. Однако слухи эти несколько приутихли, когда в 247 г. он принимал активное участие в языческих празднованиях тысячелетия Рима. Следует помнить, что римские императоры носили титул Верховного Жреца (Pontifex Maximus). В 248 г. начались страшные вторжения готов в Империю, сопровождавшиеся повсеместными грабежами и насилиями. Тогда же началось возрождение Персидской империи. Римская империя переживала глубокие внутренние неурядицы. Все шире стало распространяться народное мнение, что боги отвернулись от Империи из-за богохульства христиан. Враждебность возрастала. В 249 г. александрийские христиане воздерживались от участия в языческих празднествах по поводу отражения очередного набега. Толпа увидела в этом неопровержимое доказательство их измены и злокозненности и устроила громадный погром. 250 г. стал началом гонения Декия (249-251). По его новому указу от каждого гражданина Империи требовалось предъявить справку (libellus), что он перед специальной комиссией принес жертву статуе императора. Пески Египта сохранили для нас несколько таких справок. Итак, впервые римское государство взяло на себя инициативу гонений на христиан. Гонение грянуло как гром с ясного неба. За предыдущие годы христиане успели привыкнуть к относительной безопасности и стабильности, и испытание для многих оказалось непосильным.

http://sedmitza.ru/lib/text/434694/

Античная письменная традиция сосредоточена преимущественно на Г. Днестро-Дунайского региона, где они чаще всего контактировали с римлянами. Предполагают, что переселение даков в 180 г. в пределы Римской империи было вызвано натиском появившихся в Подунавье Г. ( Dio Cassius. Hist. Rom. LXXII 3). У вост. границ Дакии имп. Каракалла (211–217) одержал над ними победу (Scr. hist. Aug. Caracall. 10. 5–6). Известна легенда о рождении имп. Максимина Фракийца (235–238) от отца-гота и матери-аланки (Scr. hist. Aug. Maxim. duo. 1. 5–6; Iord. Get. 83). Первые достоверные сведения о Г. на границе Римской империи относятся к 238 г. ( Petrus Patricius. Fragmenta. 7; Dexippus. Fragmenta. 13). В III в. Г. в союзе с др. племенами многократно нападали на придунайские и малоазийские провинции империи. Нек-рые походы возглавляли гот. вожди, но сами Г. в это время не составляли монолитного политического образования. В 248 г. войско под предводительством Остроготы (218–250) опустошило Н. Мёзию и Фракию ( Dexippus.Fragmenta. 16, 18; Zosim.Hist. I 23; Iord. Get. 90–93). В битве под Авриттом (совр. Разград, Болгария) в 251 г. погибла рим. армия во главе с имп. Децием (249–251) и его старшим сыном Гереннием Этруском. 1-я (255–256) и 2-я (257) морские экспедиции Г. и их союзников по вост. побережью Понта Эвксинского сопровождались грабежами городов Питиунт (совр. Пицунда), Фасис (совр. Поти), Трапезунд (совр. Трабзон) ( Zosim. Hist. I 32–33). В 258 г. Г. разграбили Никомидию (совр. Измит), Никею (совр. Изник) и ряд др. городов М. Азии (Ibid. I 34–35). В 263 г. отряды Г. опустошили Халкидон, Трою, Анхиал, Эфес, разрушив храм Дианы (Scr. hist. Aug. Gallien. 6. 2; Iord. Get. 107). В ходе военной экспедиции в Вифинию, Каппадокию и Галатию(264) Г. захватили множество пленных, в т. ч. предков еп. Вульфилы (Philost. Hist. eccl. II 5). Самый крупный поход с участием Г. состоялся в 267–268 гг. Флот северопонтийских племен, возглавляемых Г. и герулами, в составе 500 судов прошел через Боспор Фракийский и Пропонтиду, достигнув о-вов Скирос и Лемнос (Scr. hist. Aug. Gallien. 13. 6–8; 18. 8; Georg. Sync. Chron. P. 717). В 269 г. племена грейтунгов и тервингов в союзе с певкинами, гепидами, герулами, кельтами вторглись на рим. земли, произведя там большие опустошения (Scr. hist. Aug. Claud. 6. 2). Решающее сражение произошло у Наисса (совр. Ниш, Сербия), где имп. Клавдий II (268–270) нанес им сокрушительный удар, за что получил титул Gotthicus ( Zosim. Hist. I 45. 1). В 275 г. произошло одно из последних вторжений в М. Азию. Победы императоров Тацита (275–276) и Проба (276–282) отразились в легендах рим. монет: «victoria Gotthica». Экспедиции в пределы империи объединяли разноэтнические племена. Организация коалиций выводила в лидеры гот. вождей. Придунайские Г. в IV в.

http://pravenc.ru/text/531505.html

Демиург (гр. Demiurgos) – при гностиците – творец, създател на света; при платониците – върховен разум, творческа сила. Демон (бяс) (гр. зъл дух. дявол, сатана) – В древната класическа литература демонът е добър бог или същество с божествена сила, но в Евангелията демоните винаги са враждебни на Бога. Техният водач е Велзевул (Сатана). Хората, обладани от демони, проявяват симптоми като нямота, епилепсия и ненормално поведение. Деструктивен (разрушителен) култ – разновидност на религиозния култ, чиято практика (религиозна, както напр. «Семейството» или комерческа, както напр. при движението «хърбалайф») е призната от авторитетни институции в дадено общество (народ) за разрушителна 1) по отношение на личността в дадено общество, нейното духовно, психическо и/или физическо здраве; 2) по отношение на самото общество със създадените от него традиционни структури, учреждения и институции, култура, норми на обществен порядък и нравственост, ценности и начин на живот. Вж. също секта. Деций Траян (Гай Мессий Квинт Траян Деций) (лат. Gaius Messius Quintus Trajanus Decius) (ок. 200–251) – римски император (249–251), влязъл в историята най-вече като организатор на първото систематическо гонение на християните. Диаспора (гр. «разсейване, разпръсване») – християни, които живеят извън пределите на църквата, към която юрисдикционно принадлежат. Дикирий – двусвещник – свещник с две свещи, с които архиереят благославя, символизиращ Божественото и човешкото естество на Господ Иисус Христос. Виж също: църковна утвар. Св. Димитрий Мироточиви – Солунски Чудотворец († 306 г.) – светец, великомъченик, особено почитан от древност от всички балкански народи. Родом от Солун. По времето на императора-гонител на християните Диоклетиан (286–305) заемал поста градоначалник на Солун. Получил заповед да преследва християните, но вместо това той станал техен защитник. Заради вярата си в Христа св. Димитър бил затворен в тъмница и убит (прободен с копие). Извън речника: Св. Димитър Солунски. Св. Димитрий Ростовски ( Дмитрий Ростовский , 1651–1709) – до приемането на монашество Даниил Савич Туптало – именит руски църковен писател и проповедник от времето на Петър I, одухотворен богослов, философ и поет, светител, Ростовски-Ярославски митрополит (от декември 1651 до 28 октомври 1709). Завършил Киево-Могилянската духовна академия. През 1668 г. приел монашество, бил игумен в редица манастири в Малорусия. Оглавявал дълго време Ростовската катедра и бил представител на «старата школа» руски архипастири, които поддържали император Петър I в държавните му дела. През 1702 г. бил избран за митрополит на Ростов. Тук той основал първата в Русия духовна семинария с преподаване на гръцки и латински езици. Автор на много духовни съчинения, сред които множество слова и «Духовна азбука». Главен труд на живота му са «Четьи-Минеите» (Житията на светците), които имате възможност да четете в български превод и на страниците на Pravoslavieto.com. Извън речника: Св. Димитрий Ростовски.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Марий, очевидно, был человек, которого нельзя упрекнуть в из­бытке спокойного беспристрастия; иначе он опубликовал бы и другие произведения Кирр­ского епископа, кроме извлеченных им с целью скомпрометировать личность Феодорита: ясно, что подбор был сделан намеренно, с умыслом – очернить имя этого великого пастыря. А если так, то и соображение Гарнье теряет всякую силу и даже может быть направлено в совершенно противную сторону. Балюз (см. Pagii not. IX ad an. 452: Baronii Annales, t. VIII, p. 138) нашел у Меркатора выражение Euticiani и полагал временем выпуска его переводов после – Халкидонскую эпоху. Нагий (loc. cit.) колеб­лется между обоими этими мнениями, не склоняясь решительно ни к одному из них. 1108 Admonitio Garnerii ad excerpta Theodoreti ap. Marium Mercatorem: Migne, lat. ser. t. 48, col. 1065–1066. 1109 В пользу умственного сродства (конгениальности) Феодорита и Льва В. мы укажем здесь на следующее обстоятельство. Отличительною чертой догматики Киррского епископа было же­лание сохранить истинно золотую средину в решении христологической проблемы; папа также стремится держать свою речь в равновесии между обеими крайностями несторианства и евтихианства. Epist. S. Leonis 120 (152) ad Theodoretum, cap. 4. 5: Mansi, VI, 248–249. Migne, lat. ser. t. 54, col. 1052 (p. 1225. 1053). Migne, gr. ser. t. 83, col. 1322. A. 1110 Epist. S. Leonis 120 (152) ad Theodoretum. В конце этого послания (cap. 6: Mansi, VI, 251. Migne, Iat. ser. t. 54, col. 1054–1055. Migne, gr. ser. t. 83, col. 1324) в манускриптах имеется приписка, сделанная другою рукой: «дано в третьи Иды июня, в консульство славнейшего мужа Опилиона», т. е. в субботу 11-го июня 453 года. Cnf. Fasti Idatiani в «Thesaurus antiqu. rom.», XI, col. 268. Clinton. Fasti romani. Vol. I, p. 648. 1112 Epist. S. Leonis 120 (152) ad Theodoretum: Mansi, VI, 243–251. Migne, Iat. ser. t. 54, col. 1046–1055. Migne, gr. ser. t. 83, col. 1319–1324. 1113 Henrion (Hist. ecclés., XVI, p. 98) – параграф, где говорится о письме Льва к Киррскому епископу, озаглавливает так: Théodoret, délégué du Pape.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Данилевский Иван Семенович 170, 189, 225, 235, 402, 412, 414 Данилов Сергей Сергеевич 369 Данте Алегьери 102, 247, 251, 417, 419, 450 — «Божественная комедия» 247 («Ты за Дантом») 417, 419 Данченко Николай Федорович 62, 86, 376, 382 Делавинь Казимир 82, 381 Дельвиг Антон Антонович 444, 445 Дементьев Александр Григорьевич 372, 444 Демидов Павел Николаевич 102, 224, 231, 386, 411, 413 Дерман А. Г. 367 Дерпт 149 Дженсапр, деревня 161 Дидро Дени 63 («Дидеро») Днепр 391 Доленга-Ходаковский Зориан 393 — Украинские народные песни 126 («две толстые рукописные книги») 393 Домо д’Осола (Domo d’Ossola), город 159, 400 Донизелли, актер 217, 219 Доттори К. 143 («Autori burleschi italiani» — ), 396 Дмитриев Иван Иванович 287 — Басни 287 Дмитриев М. А. 24 Дрезден 27, 109, 346, 347 Дризен Н. В. 368 Дурнов, художник 122, 151, 211, 397, 409 Дурова Надежда Александровна (Александров) 227, 412 — «Кавалерист-девица. Происшествие в России» 227 («Записки Александрова»), 412 Дурылин Сергей Николаевич 372, 374, 395, 444 Дюр Николай Осипович 12, 38, 368 Дюссельдорф 13, 26, 35, 343–345, 347, 449 Е вропа 50, 56, 57, 62, 95, 106, 108, 176, 191, 295, 333, 370 Егер 240 Екатерина II 63, 403 Елагин А. А. 431 Елагина Авдотья Петровна 279, 280, 284, 293, 299, 356, 431, 433, 435, 454 Елагины 374 Елизавета Фоминишка (Лизавета Фоминишна), родственница Погодиных 263, 308, 424, 439 Estelle 204 Ефимов Димитрий Егорович 222, 409, 411 Ефимовы 211 Ж анен, хозяин гостиницы 94, 385 Жанен Жюль 385 Желтухина, владелица дома 136, 163, 388 ( «Желтухов») Женева 14, 16, 58–60, 62, 63, 66, 67, 71–73, 94, 104, 109, 111, 113, 116, 117, 140, 148, 160, 173, 241, 249, 376, 385, 388, 391, 395 Женевское озеро 59, 62, 113, 132 Жиро Джованни 25, 437, 438 — «Дядька в затруднительном положении» 25, 301 («действие переведенной для него комедии»), 304 («Комедия готова»), 437, 438 Жозепе 121 Жорж m-lle (Маргарита Веммер) 83, 381 Жуков, табачный фабрикант 218 Жуковский Василий Андреевич 11–16, 18, 20, 23, 27, 35, 48, 73, 97, 100, 101, 106, 108, 110–112, 131, 159, 160, 190, 192, 195, 197, 199, 201, 204, 210, 251, 253, 255, 260, 268, 272, 273, 277, 281, 288, 317, 339, 343–345, 348, 363, 368, 371, 373, 379, 381, 385, 386, 388, 390, 393, 394, 397, 400, 403, 405–409, 418–420, 424, 426–432, 441, 443, 448–453, 455

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

303. Он был первым из императоров, поверившим в Христа./исправлено: Он был первым из императоров, ставший христианином. 304. Кроме того, говорится, что в первый год его правления исполнилось тысяча лет городу Риму. 5449 305 . Деций правил один год./исправлено: 5448 (249–251 гг.) /добавлено: Он подавил разгоравшуюся гражданскую войну в Галлации. 306. Рассказывают, что монах Святой Антоний стал известен в Египте/.исправлено: Говорят, что монах Антоний стал известен в Египте. Своим основанием первые монастыри обязаны ему. 5451 307 . Галл и его сын Волузиан правили два года./5450 307 . Галл правил два года совместно с сыном Волузианом. /добавлено: Они не сотворили ничего достойного упоминания. (251–253 гг.) 308. Новата, пресвитер епископа Киприана, отправившись в Рим, породил там новацианскую ересь. 5466 309. Валериан правил совместно с Галлиеном пятнадцать лет./исправлено: 5465 (253–268 гг.) 310. Киприан, бывши первым учителем риторики, а затем епископом, обретает мученический венец. 311. Готы опустошают Грецию, Македонию, Азию и Понт. 312. Валериан 42 , развязавший преследования христиан, был пленен персами и состарился там, причем жизнь его была полна позора и бесчестия. 5468 313. Клавдий правил два года./исправлено: 5467 (268–270 гг.) 314. Он побеждает готов, которые разоряли Иллирию и Македонию. 315. Появляется еретик Павел Самосатский. 5473 316 . Аврелиан 43 правил пять лет./исправлено: 5472 /добавлено: Сражаясь, он почти вернул Римскую империю в ее прежние границы. (270–275 гг.) 317. Проводя задуманные преследования христиан, он был поражен молнией и мгновенно скончался. 5474 318. Тацит правил один год/исправлено 5473 (275–276 гг.) 319. Краткость его жизни не предлагает никаких замечательных деяний. /исправлено: Краткость его жизни не предлагает достойных истории никаких деяний. 5480 320. Проб правил шесть лет./исправлено: 5479 /добавлено: Он был храбр на войне и блестящ в мире, он отвоевал все Галии у вторгшихся варваров. (276–282 гг.) 321. Зарождается манихейская ересь.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

С. 247). В Пшав-Хевсурети (Тионетский у., Сев. Грузия) была отправлена Исполнительная экспедиция верховного груз. правительства, о результатах которой Паскевич писал И. спустя 2 года: «Они (хевсуры и пшавы.- Авт.), живя в недоступных местах, одни из горских народов постоянно преданы нашему правительству... они не в наше время отступили от наших обрядов богослужения, но мы застали их в теперешнем положении суеверия». Сравнивая их с мусульманами, к-рых «с благодушным великодушием терпит» правительство, хотя они и «незаблудшие, подобно пшаво-хевсурам христиане», Паскевич предложил обращение их «предоставить времени» ( Паскевич//Там же. С. 250-251). 13 апр. 1829 г. по представлению ген. Ермолова имп. Николай I подписал указ об учреждении на Кавказе Об-ва миссионеров как наиболее перспективного в деле просвещения горцев. Экзарх понял, что наилучшими проповедниками оказались простые священники, не обладавшие глубокими познаниями, но имевшие богатый опыт общения с людьми; по его предложению миссионерами назначали представителей груз. духовенства, «простых и необразованных науками, но кротких, благочестивых и терпение стяжавших» (Там же. С. 248-249). Проповедь велась также среди грузин (джарцев, ингилойцев), селившихся в Саингило (Джаро-Белоканы, позже Закатальский окр. Тифлисской губ.; ныне на территории Азербайджана) и утративших Православие в связи с вхождением этих территорий в состав Ирана, а также среди лезгинских племен. Так, И. в письме Вельяминову от 12 авг. 1822 г. сообщал, что из Каха к нему прибыла делегация джарцев с просьбой окрестить их в Тифлисе. В июле И. направил в Саингило миссию под рук. кн. Шермазана Абхазова, встретившую сопротивление местных мусульм. властей. Однако в 1830 г., с вхождением этих территорий в состав Российской империи, стала возможна беспрепятственная проповедь не только среди ингилойцев, но и среди лезгинских племен ( Иона (Василевский)//Там же. Т. 6. Ч. 1. С. 427-428; Он же//Там же. Т. 7. С. 249-250; Ермолов//Там же. Т. 6. Ч. 1. С. 428-429).

http://pravenc.ru/text/578300.html

иером. Иаков (Цветков) Св. преподобномученице Февронии 249 (25-го Июня). Кондак, глас 4-й. Подб.: Явился ecu... Прославим, веные, в песнях Февронию, оставившую все земное издетска; ибо она попрала врага, и получила сугубый венец победы. Икосы: (Τν μοναστν) Воспрославим ныне, верные, достойными песнями сию 250 славу монахов и украшение мучеников, Февронию: ибо она мужественно и с презрением низложила вражеския полчища, сперва постничеством, а потом священно воинствуя посреди ристалища и вопия к мучителям с дерзновением: «Издетска я возлюбила Христа с верою, и до конца спешу ради Его умрети, да с Ним обитаю ныне вовеки, и прииму сугубый венец моей победы. ( πρν τν υαν) Древле лукаво подвергший смерти Еву попирается краснейшими ногами отроковицы, и со стекашем вопиет: «Увы мне! Что сотворю? Ибо я мучусь 251 от той, чрез которую древле прельстил Адама, и ныне соделался посмешищем пред всеми. Ибо чрез жену я причинил человекам клятву, и чрез не же опять лишился тех, которых прежде содержал во узах. Ибо Христос, воплотившийся от Девы, излил жизнь древле осужденным, и сия получила сугубый венец победы. (Υπ τ σκμματι) 252 Пришед, наконец, в ристалище, святая дева, вооружившись крестом Христовым, как копием, вопияла: «Для меня как дары – эти оковы, о судиле! Твори, что хощешь». Почему сей нечестивец, воспламенившись гневом, подвергнул ее мучениям, думая чрез то ниспровергнуть ея мужество: но она, возвед очи свои горе, сильно устремилась к созерцанию Христа, котораго возлюбила, и говорить к игемону: «Ты сделался виновником великой для меня жизни; ибо я буду ныне ликовать с мучениками, и прииму сугубый венец победы. 249 Переведено из Anal, sacra; заимствовано Питрою из Тавринекого кодекса (f. 121); творение неизвестного песнописца, подражателя св. Роману Сладкопевцу, начинающееся, над икосами, акростихом: Του. В Аф. кондакарии помещены кондак и три икоса (см. кондакарий архимандрита Амфилохия, стран. 124 и 187). Св. преподобномученица Феврония, с двухлетнего возраста, воспитывалась в женском монастыре, в Сиваполе, древнем Ассирийскомъ городе; достигши совершенных лет, она совершенно посвятила жизнь свою на служение Богу в непорочном девстве; пострадала в царствование Деоклитина (184–305 гг. по Р. Хр.), быв принуждаема от мучителя к выходу в замужество, по чрезмерной красоте своей, и отвергши все предлагавшаяся ей земныя прельщения. 252 Сего икоса в «Anal. sacra» нет; он заимствовал из Афонского кондакария (см. кондакарий архимандрита Амфилохия, стр. 178). Читать далее Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Т. 6. Ч. 1. С. 425-426, 430   Ермолов//Там же. С. 431-432; Иона (Василевский)//Там же. С. 432-433   Иона (Василевский)//Там же. С. 435-436; Ермолов//Там же. С. 436; Кирион (Садзаглишвили). 1907. С. 58   Ермолов//Там же. С. 614; Иона (Василевский)//Там же. С. 637-638   ПБЭ. 1904. Т. 5. С. 370-371   Карбелашвили. 1907   Закревский//АКавАК. Т. 7. С. 216   ЖПодв. 1908. С. 291   Иона (Василевский)//АКавАК. Т. 7. С. 246-247   Груз. духовенство. 1906. 6. С. 17   ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 780. Л. 4   Волков. 1961. Ч. 1. С. 343   Паскевич//АКавАК. Т. 7. С. 404   Груз. духовенство. 1906. 6. С. 6   Груз. духовенство. 1906. 6. С. 14, 15   Перадзе. 1901. С. 357   Иона (Василевский)//АКавАК. Т. 6. Ч. 1. С. 426, 430; Вельяминов//Там же. С. 431; Ермолов//Там же. С. 688-689   Ермолов//Там же. С. 436-437   Паскевич//Там же. Т. 7. С. 245-246   Паскевич//Там же. Т. 7. С. 372-373   Иона (Василевский)//Там же. Т. 6. Ч. 1. С. 423; Ермолов//Там же. С. 423-424   Иона (Василевский)//Там же. С. 431; Ермолов//Там же. С. 433   Панкратьев//Там же. Т. 7. С. 404   Иона (Василевский)//Там же. С. 247). В Пшав-Хевсурети (Тионетский у., Сев. Грузия   Паскевич//Там же. С. 250-251   Паскевич//Там же. С. 248-249   Иона (Василевский)//Там же. Т. 6. Ч. 1. С. 427-428; Он же//Там же. Т. 7. С. 249-250; Ермолов//Там же. Т. 6. Ч. 1. С. 428-429   Кронек, фон//Там же. Т. 8. С. 245-247; Евгений (Бажанов)//Там же. Т. 9. С. 712   Иона (Василевский)//Там же. Т. 7. С. 247-248   Бельский. 1852. С. 3; Отношение Грузино-Имеретинской синодальной конторы//АКавАК. Т. 8. С. 247; ПБЭ. 1904. Т. 4. С. 727; ЖПодв. 1908. С. 280   ЖПодв. 1908. С. 280-307   ЖПодв. 1908. С. 296 Редакция текста от: 14.10.2023 20:49:45 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/27116.html

Удалившись от всего мирского, Киприан ведет строгий образ жизни, читая лишь Писание и Тертуллиана , которого он считает своим учителем. О своей жизни до обращения Киприан пишет так: «Я бродил вслепую в ночной мгле, меня швыряли волны моря житейского, я плыл наудачу, не сознавая своей жизни, чуждый свету и истине. Тогда я был таков, что вера в благость Божью и упование на спасение стоили мне трудов и сомнений» («К Донату», 3). В конце 248 или в начале 249 г. Киприан избирается епископом и скоро становится крупным церковным авторитетом, известным далеко за пределами Африки. Однако впереди его ждали тяжелые испытания. Пришедший к власти в 249 г. император Деций организовал во всем государстве первое систематическое преследование христиан. Киприан, фактически глава Африканской Церкви, вынужден был скрываться в окрестностях Карфагена, поддерживая свою паству посланиями. Сохранилось около двадцати его писем этого периода. В Карфаген он возвращается только через пятнадцать месяцев после смерти Деция в 251 г. Во время гонений многие христиане отступились от веры и теперь искали возможность вернуться в лоно Церкви. Обычно снисходительный и мягкий, Киприан проявляет суровость и налагает на отступников тяжкое покаяние. В 252 г. на Карфаген обрушилось страшное бедствие – эпидемия чумы, которая свирепствовала до 254 г. Киприан организовывает лечебницы и сбор средств для заболевших, при этом он призывает помогать всем пострадавшим без различия вероисповедания. В августе 257 г. император Валериан обнародовал указ о новом преследовании христиан. В этот раз Киприан ссылается в небольшой городок Курубис неподалеку от Карфагена. Там он провел около года, готовясь принять мученическую смерть. Наконец его призвали в Карфаген для судебного разбирательства. Киприану было предложено принести жертву. После того, как он отказался сделать это, ему объявили приговор – казнь путем отсечения головы. 14 сентября 258 г. при большом стечении народа карфагенский епископ был обезглавлен. Он принял смерть с твердостью, к которой недавно призывал своих собратьев по вере в письмах и в сочинении «К Фортунату о поощрении мученичества» (257 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010