А ты, опустошитель (народ Ассирийский), знай, что когда кончишь порученное тебе опустошение от Господа, тогда опустошат и тебя (33:1 241 ). Живущих же в Сионе Господь сохранит, истребив между ними одних беззаконников; Господ царь наш, Той и спасет нас (33:2–24 242 ). Но да будет известно также, что грядет гнев Господень на вся народы, еже погубить их и предать на заклание и во первых, снидет меч Господень на Идумею и произведет в ней запустение, которое потом распространится повсюду (34:1–17 243 ), частью – завоеваниями царей Вавилонских, Персидских и Александра Македонского, частью – царей Сирийских, Египетских, Карфагенян и Римлян, опустошавших и материально и нравственно. Но да возрадуется и эта пустыня языческая: ей дана будет слава Ливанова и честь Кармилова. Бог Сам придет и спасет. Тогда отверзутся очи слепых и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки. (35:1–7). И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святы… и возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их (35:8–10). В обозреваемой девятой речи из произнесенных в первые тринадцать лет царствования Езекии, замечательны два места:  о краеугольном камне , положенном в основание Сиона ( Ис 28:16 ), и  о пустыне жаждущей  (35:1–10). Первое из этих мест, очевидно, указывает на Пс 117:22 , 244 где под именем камня, отвергнутого строителями царства Иудейского, Саулом и его приближенными, подразумевается Давид, ставший основанием этого царства и утверждением столицы его Сиона, честным и мирным образом восторжествовавший над сильными и многочисленными своими врагами, именно – путем терпения и послушания воле Божией; – при появлении своем бывший соблазном для народа; т. е. для веровавших помазанию Самуилову – избранник Божий, а для взиравших на него глазами Елиава ( 1Цар 17:28 245 ) – ненасытный честолюбец. Таковыми качествами и обстоятельствами Давид прообразовал Мессию ( Мф 21:42 246 ). Поэтому святые Апостолы Петр ( 1Пет 2:6–8 247 ) и Павел ( Рим 9:33 ; 248 10:11 249 ) приводят вышеозначенное изречение Исаии, как пророчество о Христе Иисусе, служащее объяснением разномыслия о нем Иудеев и твердым основанием непостыдной христианской веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

А что означают слова, которые сказал человек Божий царю Амасии: Пусть не идет с тобою войско Израильское, потому что нет Господа с Израильтянами, со всеми сынами Ефрема, ибо если решишь ты положиться на них, то обратит тебя Бог в бегство перед лицом врагов, поскольку есть сила у Бога поддержать или обратить в бегство 240 ? Почему и как сила Божия одних поддерживает в битве, давая им отвагу, а других обращает в бегство, наводя на них страх? Не потому ли, что Тот, Кто сотворил на небе и на земле все, что захотел 241 , действует также и в сердцах людей? Мы можем прочесть, что сказал Иоас, царь Израильский, послав гонца к царю Амасии, желающему сражаться с ним. Здесь он, между прочим, говорит: Ныне сиди у себя дома. Зачем ты подстрекаешь ко злу, ведь и ты падешь, и Иуда с тобою? 242 Далее Писание добавляет: Но не послушался Амасия, так как от Бога было это, дабы предать их в руку [Иоаса» за то, что стали прибегать к богам Идумейским 243 . Вот, Бог, желая отомстить за грех идолослужения, такое действие произвел в сердце того, на кого вполне справедливо гневался, что последний не послушая спасительного увещания, но презрев его, отправился на войну, где пал вместе со своим войском. А через пророка Иезекииля Бог говорит так: И пророк, если прельстится и станет говорить, -Я, Господь, прельстил пророка этого, и простру руку Мою на него и истреблю его от среды людей Моих, Израиля 244 . В книге Есфирь (а это была женщина из народа Израильского в земле пленения, сделавшаяся супругой чужеземного персидского царя 245 ) написано, что она, когда необходимо стало ей вступиться за свой народ, который царь повелел избить по всему его царству, обратилась с мольбой к Господу, ибо эта великая нужда побуждала ее, чтобы вопреки царскому приказу и вопреки своему положению она отважилась войти к царю. И посмотрите, что говорит Писание: Он взглянул на нее как бык, в ярости негодования своего, и испугалась царица, и изменился цвет [лица] ее от слабости, и склонилась она на голову шедшей перед ней подруги.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Апостол Петр, обращаясь к народу в день Пятидесятницы, говорит: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа» ( Деян. 2, 38 ). Здесь святой Петр говорит о первоначальных действиях Святого Духа, указывает на два акта возрождения человеческой личности: оставление грехов (Крещение) и дар Святого Духа (Миропомазание). Святой апостол Павел в послании к Евреям учение о Крещении и возложении рук (Миропомазании) относит к начаткам учения Христова: «Оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном... Ибо невозможно однажды просвященных и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого... опять обновлять покаянием» ( Евр. 6, 1 – 6 ). Здесь Апостол Крещение и возложение рук (Миропомазание) относит к первоначальным священнодействиям, совершаемым над христианами, но в то же время он различает их. Следствием «Крещение он поставляет просвя-щение, а следствием возложения рук – вкушение дара небесного, причастие Святого Духа. И Крещение и возложение рук, по Апостолу, суть два различных действа, и в обоих он признает таинственную благодатную силу» 244 . Не уподобляются ли нынешние пятидесятники во младенческом своем неведении новообращенным первохристианам тем, что провозглашают на весь мир о крещении Духом Святым, которое будто бы по подобию первоапостольских времен совершается на их молитвенных собраниях? В Апостольской Церкви Миропомазание осуществлялось посредством руковозложения, которое могли совершать только епископы. Это подтверждает Слово Божие: самаряне «поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то и крестились и мужчины, и женщины» ( Деян. 8, 12 ). Но диакон Филипп не мог сообщить им Духа Святого через руковозложение – Миропомазание, для этого из Иерусалима прибывают епископы Петр и Иоанн: «пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого, ибо Он еще не сходил на них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян. 8, 15–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Африканские епископы столь почтительно отнеслись к этим словам, излучающим свет сердечной истины, что в свой черед написали их автору: «Эту фразу из писем, которые вы позаботились разослать во все провинции, говорящую: «Что касается, нас, то только силою Божественного побуждения», мы сочли, что вы говорите ее, дабы походя рассечь обнаженным мечом тех, кто превозносит свободу воли против помощи Божией. И что сделали вы с этой столь свободной волей, как не предали все на нашу смиренную совесть? И однако, с искренностью и мудростью вы увидели, что делаете это только лишь по Божественному побуждению, и сказали об этом мужественно и правдиво. И потому, поскольку «воля подготовлена Господом» [ Npumч 8, 35, LXX ], Он Сам касается сердца Своих сыновей Отцовским вдохновлением, чтобы они совершили что-либо благое. «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» [ Рим 8, 14 ]; так что мы не думаем, что нам недостает свободы воли, и не сомневаемся, что в каждом из добрых движений человеческой воли Дух Святой преобладает». (533, 244) 6. Бог действует в сердцах людей и в самой их свободной воле так, что святое помышление, благочестивый замысел и всякое побуждение доброй воли исходят от Бога: мы способны на какое-то добро только благодаря Тому, без Кого не можем делать ничего [ср. Ин 15, 5 ]. Этому научил нас тот же наставник, Зосима, обращаясь к епископам всего мира со словом о содействии Божественной благодати: «Бывает ли такое время, когда мы не нуждаемся в ее помощи? Во всяком поступке, во всяком положении, во всяком помышлении, во всяком побуждении мы должны призывать нашего Помощника и Защитника». Хвалиться чем бы то ни было есть гордыня человеческой природы; в то время как Апостол провозглашает: «...наша брань не против крови и плоти, но против начальств 334 , против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» [ Еф 6, 12 ]. И он же говорит так: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим» [ Рим 7, 24 ].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Аще ли же и се речеши, яко не всех прочиих аггельскыих в Словесех сил или дейстьв или образ сотворихом паметь, отвещаем яже истинная, яко ихже убо премирное художество не уведехом, 685 и паче о сих мы иного светонаставника требуем и учителя, а яже яко реченныим единосильная оставихом, меру слова промысливше и еже паче нас сокровенство мльчанием почетше. Конец иже «О небесном свещенноначелстве» слову Дионусиа Ареопагита, 686 епископа Афинского, кь Тимофею епископу. 242 Исайя имеет в виду приближение конца седьмой тысячи лет от сотворения мира. По счету от Рождества Христова это 1492г. Опасение, что в 7000. наступит конец света, заметно и у русских авторов XIV–XV вв. 243 Имеются в виду, очевидно, рассказы книги I Паралипоменон о том, как один из ведших колесницу с ковчегом завета, Оза, «простер руку свою, чтобы придержать ковчег, ибо волы наклонили его», прогневил этим Господа и «умер тут же пред лицеи Божиим» ( 1Пар.13:9–10 ), и Деяний апостольских о том, как «некоторый муж именем Анания с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам апостолов» ( Деян.5:1–2 ), и они оба умерли как солгавшие Духу Святому ( Деян.5:5–10 ). 244 Сер или Серес – византийский город в Македонии, которым с 1346 по 1373г. владели сербы, затем он вернулся к Византии, а в 1382г. был захвачен турками. 247 Имеется в виду полуостров Святая Гора Афон, восточный отрог Халкидонского полуострова, где находится множество православных мужских монастырей. В то время им владела Сербия. 250 Вукашин, брат Иована Углеши, некогда виночерпий при дворе сербского царя Стефана Душана, затем жупан г. Прилеп с титулом деспота, с 1366г. краль, король, значительной части Македонии с городами Прилеп, Скопле и Призрен. Вукашин, брат Иована Углеши, некогда виночерпий при дворе сербского царя Стефана Душана, затем жупан г. Прилеп с титулом деспота, с 1366г. краль, король, значительной части Македонии с городами Прилеп, Скопле и Призрен. 251 Турки-османы вступили в Европу как завоеватели в 1352–1354 гг., в 1363г. их столицей стал Адрианополь. Чтобы остановить подчинение турками Балканского полуострова, сербы деспот Углеша и краль Вукашин двинулись с войсками им навстречу, но 26 сентября 1371г. в лесистых окрестностях г. Черномен на р. Марице, к западу от Адрианополя, были наголову ими разбиты и погибли. Земли Углеши на короткий срок захватили затем византийцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Блаженный Феофилакт Болгарский близок в своем толковании ко св.  Иоанну Златоусту . Он делает акцент на отсутствии греховного расстройства в плоти Христа: «Отец послал Сына Своего «в подобии плоти греха», т.е. имеющего плоть, по существу подобную нашей греховной, но безгрешную. Так как упомянул о грехе, то и прибавил «подобие»» 242 . Святитель Феофан Затворник , следуя общей святоотеческой традиции толкования, обращал внимание на то, что греховность плоти есть «неестественное прибавление», возникшее у людей после грехопадения прародителей, поэтому Господь, воспринимая нашу плоть, отвергнул неестественную для нее греховность, т е. первородный грех: «У людей плоть обычно была греховная, а у Господа Иисуса непричастная сему неестественному прибавлению. Она была у Него, как естественная плоть всех людей, за исключением неестественной греховности. Почему и сказано: «в подобии плоти греха». Если б сказал только: «в подобии плоти», то выходило бы, что Он пришел не в настоящей нашей плоти, а в кажущейся. Если б сказал: «в плоти греха», то сделал бы и Господа воплотившегося причастным греху. Но сказав: «в подобии плоти греха», дает разуметь, что Он пришел в настоящей нашей плоти, только без греха, в ней живущего» 243 . Из приведенных святоотеческих толкований видно, что в Предании Православной Церкви этот фрагмент из Послания ап. Павла понимается так, что слова «в подобии» относятся не к «плоти», а к слову «греховной». Таким образом, апостол Павел учит, что Господь имел человеческую плоть единосущную нам, но чуждую греховного расстройства, к которому причастны все люди по естеству, или, другими словами, Он воспринял человеческое естество чуждое первородного греха 244 .   Вторым отрывком, на который обычно ссыпались докеты, была фраза из Послания ап. Павла к Коринфянам: «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор. 15:47–49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/b...

Будучи по сравнению с пророчеством Ос.1:11 , где ожидаемый объединитель нового Израиля назван просто главою, более определенным предсказанием о личности Мессии, как ο потомке Давида, рассматриваемое пророчество 5 ст. так же, как и то, с виду бедно подробными чертами, но также, как и оно, на самом деле богато по содержанию, заключающемуся в заключительной к нему части. Подобно тому, как очень краткое лично-мессианское пророчество 1:11 восполнено у пророка очень обширным и богатым содержанием, данным в образе обручения Иеговы с народом израильским ( Ос.2:19–23 ), точно также и пророчество Ос.3:5 , краткое по своему содержанию, достаточно восполняется всем сказанным в отделе пояснительном, т. е. в Ос.6:1–3; 11:8–11; 14:2–9 . Вместе с положительными чертами, которые соединяются в картине будущего с именем «Давида», как Богом благословенного и идеального Царя, по отношению к Которому пороки и зло современного пророку царского дома являются лишь тенью, подчеркивающею Его величие и благо, пояснительная часть Ос.6:1–3 дает довольно подробный образ предрекаемого времени во всех отношениях. «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня, и говорить: пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил, и Он исцелит нас, поразил, и перевяжет наши раны. Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицом Его» 243 . Построение отдела Ос.6:1–3 очень близко по своим частностям к отделу Ос.2:7, 14–15; 3:4–5 и весь отдел по содержанию есть дальнейшее, более подробное развитие того, что в отделе Ос.2:7, 14–15 выражено в образе жены, разочаровавшейся в своих любовниках, положившей в мыслях возвратиться к первому мужу и увлеченной законным супругом в пустыню для окончательного исправления и получения надежды на спасение; a в отделе 3, 4, – освобождено от иносказания и представлено лишь в чертах общих, как обращение к Богу покаявшегося Израиля 244 . С другой стороны отдел Ос.6:1–3 , заключающий в себе пророчество, стоит в полном соответствии с предшествующими угрозами главы 5-ой и в этом отношении, как представляющий аналогию с ранее отмеченным чередованием угроз и обетований, звучит вполне в духе особенностей проповеди пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Быт. 25:3 Иокшан родил Шеву, [Фемана] и Дедана. Сыны Дедана были: [Рагуил, Навдеил,] Ашурим, Летушим и Леюмим. Шева и Дедан, сыновья Раамы, внуки Хуша или Куфа, значатся в родословной таблице Х главы ( Быт. 10:7 ). Полагают, что между семитами и хамитами произошло смешение, и потому племена по происхождению хамитские дали имена свои родам семитским. «Жилище Шевы (говорит м. Филарет) должно было быть неподалёку от наватеев (Страбон, L, 16). От этого, по догадке Бохарта, савеи – хищники стад Иова ( Иов. 1:15 )». Наватеи, по Ленорману (Atlas d’histoire ancienne), было племя, происходившее от Амалика и кочевавшее к северу от Ецион-Гавера, или залива Еланитского (восточного залива Синайского полуострова). Остальные имена этого стиха совершенно неизвестны и, по всей вероятности, смешались с другими племенами Аравии. Попытки отождествить их с именами, упомянутыми у позднейших географов, были сделаны Кнобелем, Кнейлем и др. Быт. 25:4 Сыны Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. То же самое надобно сказать и о сыновьях Мадиана. Ефа – в нашем славянском переводе Гефа или Гефар – упомянут у пророка Исайи ( Ис. 60:6 ) вместе с Мадианом: эти два племени изображены как везущие в Иерусалим золото и благовонные смолы из царства Шевы или Саабы (откуда приходила царица «южская» к Соломону). Все сии сыны Хеттуры. У Ленормана в его Manuel d’histoire ancienne (T. III, p. 244 Arabes) есть интересные указания об Амалика, египетских шазу, одною ветвию которых арабские предания считают Кетура – родовое название всех происшедших от Хеттуры. Быт. 25:5 И отдал Авраам все, что было у него, Исааку [сыну своему], Быт. 25:6 а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную. «Отослал сыновей наложниц от Исаака». Одарив их, Авраам отделил их от того, который был представителем избранного семени и который должен был наследовать один не только наследство отца, но и землю обетованную. Под именем земли восточной обыкновенно понимают Аравию, жители которой все вообще назывались Бене-Кедем – «сыновья востока» (Англ. Библия); так их называют Суд. 6:3 ; 3Цар. 4:30 ; Иов. 1:3 . Они впоследствии назывались по-арабски Шаркиин, т. е. восточными, из чего составилось слово Сарацины (митрополит Филарет).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«В действительности, в момент, когда вы произносите вашу просьбу, вы уже получаете просимое. Если вы живете в бедности, недостатке, и хотите это изменить, измените то, что вы говорите. Это поменяет ваше положение. Следите за своим лексиконом. Бог обязан будет пойти вам навстречу, по Его слову. Если вы твердо настоите на своем, ваши нужды будут удовлетворены» 240 . Позитивное исповедание открывает двери положительной духовной силе, а негативное – отрицательной. С практической стороны, духовный закон – основная сила во вселенной. В своей книге «Два вида веры» Э. У. Кеньон настаивает: «нами управляет исповедание наших уст» 241 . Кеннет Хейгин рассказывал, что он никак не мог понять, почему «неспасенные» люди иногда преуспевают в этой жизни лучше членов его общины, когда его посетило озарение: эти люди «сотрудничают… с законом веры» 242 . Вот почему Хейгин учит людей верить в свою веру, в противоположность тому, чтобы иметь веру в Бога. Укрепить веру, советует Хейгин, поможет частое повторение слов «вера в мою веру». «Продолжайте произносить, пока эти слова не запечатлеются в вашем сердце. Я знаю, сначала это кажется странным: ваш разум начинает протестовать. Но мы говорим не о вашей голове; мы говорим о вашем сердце» 243 . Хейгин апеллирует к Мк.11:23 : «Ибо истинно говорю вам: если кто СКАЖЕТ горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но ПОВЕРИТ, что сбудется ПО СЛОВАМ его, – будет ему, ЧТО НИ СКАЖЕТ» (выделено Хейгином – Ю.З.). Его комментарий: «Заметьте еще две вещи насчет двадцать третьего стиха: (1) он верит в своем сердце; (2) он верит в свои слова. По-другому это можно сказать так: он верит в свою собственную веру». Соответственно, Хейгин призывает читателя «верить в свои слова и верить в свою веру» 244 . Не только Хейгин, но и большинство других учителей «Движения веры» практически всегда указывают на этот отрывок, чтобы доказать, что Иисус учил апостолов «вере в собственную веру». Таким образом, основная составляющая «формулы веры» – это наши слова. Здесь берет начало концепция «Теологии процветания», известная как «назови – потребуй – получай» («name it – claim it – get it») 245 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pjatides...

В день суда мы сами будем своими обвинителями, обличаемые собственной совестью. В этой крайности найдём ли какую иную защиту или помощь, кроме веры в человеколюбивого Господа Христа? Вера наша – защита, помощь, безопасность, дерзновение для тех, кто не может дать ответ по множеству грехопадений. Во время нашего борения память о Владыке Христе и непоколебимая вера в Него подобно некому мирному, светлому и кроткому Ангелу, отгоняет трепет и стыд, преисполняет нас благодушия и приближает к Богу. В этом смысле и понимай сказанное: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одни другую в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа ( Рим. 2:15–16 ). 243. Ему же Если желаешь войти в Царство Небесное, то желай себе скорбей, потому что кто не имеет скорбей, тот не войдёт в Царство Небесное: потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь ( Мф. 7:14 ). 244. Диакону Панигирию Ты писал: почему многие, согрешив в одном и том же, понесли разное наказание? Отвечу: потому что Судия точен во всём. Он смотрит не только на вид греха, но и на намерения и состояние согрешившего, время, место и корень греха. Так же на то, услаждался ли человек грехом, или печалился, или оставался бесчувственным. Пребыл ли он в грехе или раскаялся, впал ли в грех по случаю, увлечению или обдуманно. Господь видит и различает время и состояние жизни. Потому что содеял ли человек грех до закона или по законе – в благодати 141 – не одно и то же. Один наказывается снисходительно, другой с большей строгостью, а третий – без пощады. Всё это ясно проповедано в Святом Писании. 245. Схоластику Евдемону Когда собираешься выйти из дома, тогда произнеси: отрекаюсь от тебя сатана, от гордыни твоей, от служения твоего и сочетаюсь с Тобой, Христе. Без этого не выходи из дома. Говоря это, перекрестись. Тогда не только встречный человек, но и сам дьявол не сможет причинить тебе какой-либо вред, видя на тебе это оружие. 246. Приску

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010