296 Подобает убо всякому християнину ведати... – Первые главы Домостроя (см. главы 2–5 и 7) содержат выписки из «Стословца» Геннадия, патриарха Константинопольского (в греческом оригинале – сто стихотворных строк). В свою очередь и эти стихи основаны на цитатах из учительных «слов» Иоанна Златоуста . Первые стихи излагают христианский « Символ веры », и сравнение с древнейшим славянским переводом этого греческого текста в Изборнике 1076 года помогает понять, насколько «бытовое христианство» Руси в XVI в. отошло уже от исходных позиций христианской веры (ср. соответствующие места по изданию: Изборник 1076 года. М., 1964, с. 207–209, 237–239, 214, 271–273, 241–244, 257–260, 266–267). 297 ...дора и просфира... – Просвира – белый круглый хлебец из крутого теста, употребляется в православном богослужении; дора, точнее, антидор – часть просвиры. 298 ...с кутьею... с кануном... – Кутья и канун – кушанья при поминовении умерших, особым образом приготовленные из круп. 299 ...«В чем тя застану, в том и сужу»... – Распространенный в древнерусской литературе перифраз, составленный на основе многих текстов Писания, прежде всего – книг пророков и евангельской притчи о неправедном домоправителе: судить человека станет Бог по делам его. 302 «Егда нечто имать брат твой на тя...» – Краткое переложение («напоминание») из Евангелия: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и прежде пойди помирись с братом твоим, а потом вернись и принеси дар твой» ( Мф.5:23:24 ). 305 Егда зван будеши ким на брак... – Притча из Евангелия от Луки (14, 8–11) приводится по древнеславянскому переводу, в котором слово брак значит «пир»; здесь же добавления и комментарии, заимствованные из «Слов» Иоанна Златоуста по Измарагду, своего рода «преддомострой». 307 Егда жидове седоша ясти в пустыни и пити... – Напоминание о библейских текстах, говорящих о неизбежности наказания идолопоклонникам: «...народ сел есть и пить и стал играть. Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, так что в один день погибло их двадцать три тысячи» ( 1Кор.10:78 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3) Ап. Иаков, продолжают хлысты, пишет в своем послании, что Раав блудница спаслась делами своими ( Иак. 2:25 ), и Иисус Христос говорил книжникам и фарисеям, что мытари и блудиицы вперед их идут в царство Божие (Мф. 21:31). Но ни то, ни другое место не оправдывает хлыстов. Раав блудница спаслась не греховными своими делами, а тем, что с миром приняв соглядатаев и проводив их другим путем ( Иак. 2:25 ), спасла их от смерти, за что и была пощажена евреями при взятии Иерихона. Что же касается слов Иисуса Христа (Мф. 21:81), то они указывают на спасительность покаяния и веры в Его учение. Книжники и фарисеи, считавшие себя знатоками Писания и исполнителями закона, не только не поверили Христу, но и восстали против Него; между тем многие из мытарей и блудниц, сознавая свою греховность, искренно покаялись и уверовали в Его учение. Поэтому Христос Спаситель и сказал, что они прежде книжников и фарисеев войдут в царство небесное. 243 4) Праведники, говорят еще хлысты, должны уподобляться детям, не знающим стыда. Сам Христос сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Но напрасно они указывают на детей. Последние хотя сначала не знают стыда и даже не краснеют, когда снимут с них одежду, но потом, с возрастом и пониманием, начинают чувствовать стыд. Указанием на детей Иисус Христос учит подражать их нравственным качествам: простосердечию, незлобию и т. п. «На злое будьте младенцы, говорит ап. Павел, а по уму будьте совершеннолетни» ( 1Кор.14:20 ) 244 . «Не соревнуйте маломыслию, но незлобию детей», – поясняет бл. Феодорит (Толк. на 1 посл. к Коринф.). Так. обр. Св. Писание ни мало не оправдывает хлыстовского разврата, напротив, в Откровении ап. Иоанн говорит от лица Господа: «Имею немного против тебя (ангела или епископа Фиатирской церкви), потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицей, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное» ( Откр. 2:20 ). Такой разврат и любодейство проповедывались в древности еретиками николаитами и давно осуждены Церковью, которая учит, что брак должен быть заключаем не иначе, как только в Господе (Кор.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

43 А ведь сумасшествие и идиотизм в большинстве случаев являются прямыми или косвенными, непосредственными или посредственными, следствиями пьянства и разврата. 46 Воля есть сила; характер есть устойчивый способ или образ деятельности этой силы (он может и меняться у одной и той же воли); содержание сознания есть совокупность отдельных явлений сознания, производимых волею сообразно с её характером. Воля – prius характера, характер prius отдельных явлений сознания. Если воля отделится от «личности», то личность будет совершенно бездеятельна. Эта неспособная к деятельности личность и непонятна и конечно не может считаться образом Божиим. 50 В Св. Писании можно подыскать некоторые выражения, который по-видимому указывают на отделение грехов от грешников, напр., 1Кор.3:15 (дело человека сгорит, а сам он спасется), Матф.5:29–30 (соблазняющий глаз, отсеки соблазняющую руку) и под. (Ibid стр. 214–244) Но прежде, чем изъяснять эти выражения в духе гипотезы, прежде чем в словах Спасителя и Апостолов, метафорических и допускающих различных толкования, находить мысль об отделении грехов от грешников, необходимо принять во внимание другие слова их, параллельные по смыслу и вполне ясные и определенные. Так, Христос сказал: „приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство». „Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный». „И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф.25, 34, 41, 46 срв. Ин.5, 28, 29 ) Αп. Павел пишет: „Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 ) Иисус Христос , по его словам, при втором пришествии совершить „отмщение непознавшим Бога и непокоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, когда Он приидет прославиться со святым Своих» ( 2Фес.1:7–10 ). Срв. Рим.2:5–16 . Ясно, что воздаяние получать люди, а но их психические явления: как вечно блаженствовать будут праведники, а не добродетели, так и вечно мучиться будут грешники, а не грехи. Эта простая и ясная библейская и общечеловеческая мысль должна быть руководящею при объяснении мест Писания менее ясных и двусмысленных.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zhi...

5). Блажен и тот, кого Бог наказывает для вразумления (Иов 5. 17; Пс 93. 12). Вместе с тем в ВЗ прикровенно присутствует вера в то, что Бог не оставляет уповающего на Него и после смерти (Пс 15. 1, 10): «Блаженство [   - приятности] в деснице Твоей вовек» (Пс 15. 11). Эсхатологическую окраску понятие Б. приобретает у пророков: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц...» (Ис 25. 8); «и радость вечная будет над головою их» (Ис 35. 10); «...многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание... и разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда» (Дан 12. 2-3). Шествие праведных в рай. Лоно Авраамово и благоразумный разбойник в раю. Икона “Страшный Суд” из Благовещенского собора Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ). Фрагмент Шествие праведных в рай. Лоно Авраамово и благоразумный разбойник в раю. Икона “Страшный Суд” из Благовещенского собора Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ). Фрагмент Сущность Б. в полноте раскрывают учение Христа и Свящ. Предание Церкви. Бог как Высшее, Истинное Благо является источником Б. и Сам называется блаженным (1 Тим 1. 11; 6. 15): «...подлинно блаженно сие источное добро, к Которому все обращено, Которого все желает...» ( Basil. Magn. Hom. in Ps. 1). Б., единением с Богом в любви ( Basil. Magn. Hom. 9), было райское состояние человека ( Athanas. Alex. De incarn. Verbi. 11). Райское Б. человека все более совершенствовалось бы по мере исполнения им заповедей Творца ( Aug. De Gen. XI 18. 24). Через человека в обожении должно было объединиться все мировое бытие, что доставило бы твари вечное и непреложное Б. ( Епифанович С. Прп. Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. С. 76-77; ср.: Лосский В. Догматическое богословие. С. 244-245). Но, преступив заповедь о послушании Божественной воле (Быт 3. 1-7), Адам и Ева лишились познания Истинного Блага, утратив тем самым состояние Б. (Быт 3. 16-24). Представление о благе потеряло для падшего человека четкие ориентиры.

http://pravenc.ru/text/149367.html

5 Ужели не вразумятся творящие беззакония, поедающие народ мой, как едят хлеб? Не призывали они Господа! 6 Устрашились они, когда не было страха, ибо рассыпал Бог кости льстецов; посрамлены они, ибо их унизил Бог. 7 Кто дарует с высот Сиона спасение Израилю? Когда возвратит Бог из плена народ Свой, возрадуется Иаков, возвеселится Израиль. 1 238 В конец, песнь Давида, в научение, 53; 2 Когда пришли Зифеи и сказали Саулу: «Не Давид ли это скрывается у нас?». 3 Боже, спаси меня именем Твоим и суди меня силой Твоей! 4 Боже, услышь молитву мою, внемли словам уст моих, 5 239 Ибо чужеземцы восстали на меня, и сильные ищут смерти моей, и не имеют Бога пред собою. 6 Но Бог помогает мне, Господь Заступник души моей; 7 Обратит Он зло на врагов моих. Силой истины Твоей истреби их! 8 По доброй воле я принесу жертву Тебе, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо; 9 Ибо от всякой печали избавлял Ты меня, и на гибель врагов моих взирало око мое. 1 В конец, песнь, в поучение, Асафа, 54. 240 2 241 Услышь, Боже, молитву мою и не отвергни моления моего; 3 Внемли мне и услышь меня! Восскорбел я в горести моей и впал в смятенье 4 242 От угроз врагов и притеснений грешников; ибо обвинили они меня в беззаконии и в ярости враждовали со мной. 5 Сердце мое пришло в смятенье, и боязнь смерти напала на меня; 6 Страх и трепет напал на меня, и покрыла меня тьма. 7 И сказал я: «Кто даст мне крылья голубиные, да улечу и успокоюсь?» 8 243 Вот удалился я, бежал и водворился в пустыне. 9 Ждал я, что Бог спасет меня от малодушия и от бури. 10 244 Погуби врагов моих, Господи, и внеси разлад в речи их, ибо вижу я беззакония и распри в городе. 11 Днем и ночью ходят распри по стенам вокруг него; беззакония и скорбь посреди него и неправда; 12 И не иссякли на площадях его лихоимство и обман. 13 245 Если бы враг поносил меня, претерпел бы я; и если бы ненавистник мой надо мной превозносился, укрылся бы от него. 14 246 Но и ты с ними, человек единодушный, наставник мой и близкий мой, 15 247 Ты, наслаждавшийся со мною яствами, в дом Божий ходивший со мною в единомыслии!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

65 Дальневосточный Собор (или съезд) предполагалось созвать для решения вопроса о статусе дальневосточных епархий. Собор не был созван, в начале осени 1922 г. состоялось совещание епископов в г. Никольск-Уссурийске, в котором приняли участие назначенный на временную Харбинскую кафедру архиепископ Оренбургский и Тургайский Мефодий, а также епископы Мелетий Забайкальский и Нерчинский и Нестор Камчатский и Петропавловский, на совещании было принято решении об образовании самостоятельной Камчатской епархии и особого викариатства Охотского с посвящением во епископа протоиерея Даниила Шерстенникова. 66 Печ. по: РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 3. Д. 323. Л. 108. Подлинник. Автограф епископа Нестора. Помета: «Принять к сведению». 67 Печ. по: ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 233. Л. 115–119. Подлинник. Автограф. Несколько абзацев перечеркнуты адресатом. Так как письмо обсуждалось на заседании Синода, то, вероятно, эти абзацы не подлежали обсуждению. Печать ВРЦУ. Пометы: «К сведению, благословить», «Подложить в дело о признании М[итрополита] Петра», «Доложить в Синоде [подпись митрополита Антония?] 10 Дек[абря] 1925». Опубликовано: Божией милостью архиерей Русской Церкви. С. 466–468. 70 1Петр.2:12–14 : «... и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения. Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро». 71 Имеется в виду «Живая церковь », неканонически образованная в 1922 г. группа священнослужителей и мирян, не подчинившаяся Св. Патриарху и создавшая свое церковное управление. Живоцерковничество проникло и в Китай. Главным его деятелем в Китае был «митрополит» Петр Смелов, с которым в Харбине успешно боролся архиепископ Мефодий (Герасимов), издавший несколько брошюр против обновленцев (см. Обновленческий раскол. М., 2002. С. 89). 73 После образования в 1921 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Ménant, в летописях Ассирийских царей (р. 249–250) замечает, что при настойчивости Ассирии в исполнении своих планов, полная картина известных событий получается конечно не на памятниках того монарха, который предпринял завоевание какой-нибудь страны, а на памятниках его сына и иногда внука. Так полное понятие об плане Ассирии, задумавшей подчинить себе Египет, мы получаем только на памятниках Ассурбанипала 849 , которого действия заканчивают ряд мер и походов, начатых при Саргоне 850 . Мы возвращаемся к чтению: „Исаия ходил нагой и босой три года“. По этому поводу комментатор Исаии в Англ. коммент. Библии Англ. духовенства, Кей, указывает на пунктуацию и чтение масоретов, по которым Исаия не три года ходит нагой и босой, а ходит нагой и босой: „в указание и предзнаменование на три года (вперед) об Египте и Ефиопии“. Повидимому так же понимает это место и наш комментатор Епископ Петр (Толк. на Ис. стр. 244), так как он говорит на это место пророка: пророк ходил так „в знак и предвестие того, что в течение трех лет многие Египтяне и Хусы (Кушиты, т. е. Ефиопляне) будут отведены в плен нагими и босыми“. Вероятно также надо понимать и перевод Вульгаты: „trium annorum signum“, так что действие (единое)? Исаии было предзнаменованием имеющего совершиться в течение трех лет. 5 . Тогда ужаснутся и устыдятся из-за Ефиопии, надежды своей, из-за Египта, которым хвалились. 6 . И скажут в тот день жители этой страны: вот каковы те, на которых мы надеялись, и к которым прибегали за помощью чтобы спастись от царя Ассирийского! и как спаслись бы мы? Мы говорили во вступлении и увидим ниже в главе XXII, 15–19 851 , что в Иерусалиме была партия приверженцев союза с Египтом, главой которой был некто Севна, чужеземец, быть может даже Египтянин, который имел влияние на Езекию. Исаия однако настоял на удалении его от руководительства делами. Настоящие два стиха очевидно относятся к вредному влиянию той партии, которая настаивала на необходимости сблизиться с Египтом, не понимая того, что Египет не в силах бороться с орудием гнева Божия-Ассуром.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   4) насмехались и ругались над Ним, когда Он был судим, и потом, когда уже висел на кресте (Лк.22:63; Мк.15:20; Лк.23:35);    5) был причислен к разбойникам, между которыми и был распят (Мк.15:27—28);    6) Он знал, что многие останутся равнодушными к Нему и навеки погибнут в своем неверии и греховности.     240. Кто помог Господу Иисусу Христу нести крест?    Нести крест помог Господу Иисусу Христу Симон Киринеянин (Лк.23:26).     241. Кто плакал о Господе Иисусе Христе, когда Он нес крест Свой на место казни?    Когда Господь Иисус Христос нес крест Свой на место казни, плакали и рыдали о Нем многие иерусалимские женщины (Лк.23:27).     242. Что сказал Господь Иисус Христос плакавшим о Нем женщинам?    Плакавшим о Нем женщинам Господь Иисус Христос сказал: «Дщери иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» (Лк.23:28).     243. Где и в какой день недели был распят Господь Иисус Христос?    Господь Иисус Христос был распят недалеко от Иерусалима на горе Голгофе, на которой было место казни, в пятницу.     244. Что значит слово «Голгофа»?    Слово «Голгофа» значит лобное место.     245. Отчего это место было названо лобным?    Это место было названо лобным оттого, что на нем лежало много черепов (лбов) и костей казненных, которых, если они не были евреями, не погребали, но оставляли их тела на съедение хищным зверям.     246. Что делали враги Господа Иисуса Христа в то время, когда Он в страшных муках висел на кресте?    Когда Господь Иисус Христос в страшных муках висел на кресте, враги Его смеялись над Ним и богохульствовали.     247. Как отвечал распятый Спаситель на хуления Своих врагов?    На хуления Своих врагов распятый Спаситель отвечал горячей молитвой за них: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34).     248. Как вели себя разбойники, распятые вместе с Господом Иисусом Христом?    Распятые вместе с Господом Иисусом Христом разбойники вели себя так: висевший слева «злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас»; разбойник, висевший справа, упрекнул его за это словами: «или ты не боишься Бога?» — и просил Иисуса: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк.23:39—42).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Вопрос 127. Иные говорят, что невозможно человеку не гневаться? Ответ. Если бы воину можно было гневаться перед очами царя; то и в таком случае сказанное не имело бы основания. Ибо если взор человека, по природе равночестного, по превосходству его сана удерживает от страсти; то не тем ли паче удержится тот, кто несомненно уверен, что Бога имеет зрителем собственных своих движений, поскольку Бог, испытующий сердца и утробы, душевные движения видит гораздо лучше, нежели человек-наружный?    Вопрос 134. Если кто, разгневавшись, отказывается взять что либо из потребного? Ответ. Таковой достоин ничего не получить, если и попросит, пока настоятель не усмотрит, что исцелен его недуг, лучше же сказать, недуги.    Вопрос 243. Чего требует Апостол, говоря: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем», сказав впрочем в другом месте: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» ( Ефес.4, 26, 31 )?    Ответ. Думаю, что Апостол ведет здесь слово в подражание Господу. Ибо как Господь в евангелии, сказав прежде: «что сказано древним» то-то, потом присовокупляет: «А Я говорю вам» вот что ( Матф.5,21, 22 ): так и Апостол здесь, сперва упомянув о древнем изречении, сказанном тогда жившим: «Гневаясь, не согрешайте» ( Псал.4, 5 ), вскоре потом и от себя присовокупляет, что нам прилично, сказав: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас».    Вопрос 244. Что значит: «дайте место гневу» ( Рим. 12, 19 )? Ответ. Или «не противься злому», как написано, но ударяющему «в правую щеку» обращать и другую и пр. ( Матф.5, 39 – 41 ) или же: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» ( Матф.10, 23 ). Вопросы о посте и чревоугодии    Вопрос 17. Если кто мысленно вспомнит о вкушении пищи, потом сам себя осудит, то ужели и он будет осужден, как заботившийся о пище?    Ответ. Если вспоминание сие бывает прежде голода, когда природа не беспокоит еще, то ясно видна в этом рассеянность души, обличающая ее в пристрастии к настоящему и в нерадении об угодном Богу. Однако же и в этом случае готово Божие милосердие; ибо осудивши сам себя свободен от обвинения, по причине покаяния, особливо если и в прочем соблюдает себя от поползновения, памятуя, что сказал Господь: «ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Иоан.5, 14 ). Если же, когда понуждает природа и одолевает голод, хотя чувство приводит в действие память, однако же рассудок побеждает тщанием о лучшем и упражнением в этом, то память не заслуживает осуждения, а победа достойна похвалы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

А позже сам Исаия именем Господним говорил Израилю: „Каждый день простирал Я руки Мои к народу непокорному, к народу, который постоянно оскорбляет Меня“. ( Ис. 65:2–3 ). 3 . Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Глубоко чувство любви в этих словах упрека Израилю: у народа этого менее чувства благодарности и привязанности, чем у животных. Укор этот связуется с воззванием, о котором мы говорили выше: „внимай земля“. Глубоко пал человек, если нравственно ниже животного. Господь взывает к человеческому достоинству. В укоре этом есть и напоминание народу, что он не только питался материальной пищей от щедрот Господних и в пустыне, и в земле ему дарованной, но что его преимущественно перед всеми народами питал Господь духовной пищей- словом Господним 244 . По поводу выражения: „осел знает ясли Господина своего“, некоторые немецкие комментаторы останавливают внимание на том, что ясли, заключающие в себе земную пищу, служат в пророчестве этом символом плодородной земли, дарованной в удел Израилю; но яслями духовной пищи Израиля были закон и храм. Прибавим, что в дальнейшем и святейшем символизме этого пророчества, ясли напоминают нам те бедные ясли, в которых лежал предвечный Младенец, Божие Слово, принявшее на Себя плоть человеческую: „истинный хлеб жизни“. ( Ин. 6:48–55 ). Конечно, эта святейшая тайна не была еще доступна Израилю, но это он мог понять, что: „Господь нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой; ограждал его, смотрел за ним, хранил его как зеницу ока Своего... и кормил его“ ( Втор. 32:10–14 ); и „Иуда сделался святынею Его, Израиль-владением Его“ ( Пс. 113:2 ); „и жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею... во все дни Соломона“ ( 3Цар. 4:25 ). Но как говорил еще Моисей: „утучнел Израиль и стал упрям; утучнел... и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего... и сказал Господь: они род развращенный, дети, в которых нет верности“ ( Втор. 32:15–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010