Колонисты праздновали 13 августа день основания общины. Вскоре, после упорядочения управления общины начинается её усиленное стремление к внутреннему усилению и внешнему расширению. Уставы были частью дополняемы, смотря по необходимости. Внешнему совету общины подлежали гражданские случаи, внутреннему – церковная дисциплина, церковное устройство. Важные дела решались жребием, по прямому установлению Господа ( Деян.1:26 ). В 1731 г. было установлено для гернгутов ежемесячное причащение. Имели также место вечери любви и омовение ног. Чтобы лучше управлять паствой, вся община была разделена на различные по роду, возрасту и состоянию группы или хоры. Сам Цинцендорф всюду был руководителем, он променял своё графство на духовное звание. В Шарельзунде весной 1734 г. происходил богословский экзамен, а в Тюбингене Цинцендорф со всеми формальностями был принят канцлером Пфаффом (Pfaff) в духовное звание. Между тем начали основываться новые общины в Германии, Швейцарии, Голландии, Англии, Ирландии, Дании, Норвегии и Швеции и даже в С.-Америке. Но братья не имели права ни крестить, ни совершать Евхаристию. Таким образом, Гернгутская община находилась в затруднительном положении относительно своего расширения за счёт язычников. Но желательный выход из затруднения был найден. В Берлине жил в качестве придворного проповедника моравский епископ Яблонский, рукополагавший в епископа всякого, казавшегося ему достойным. По старанию Цинцендорфа, он и посвятил в епископа брата Давида Ничмана (Nitschmann); сам граф в 1737 г. принял этот сан. Таким образом, выход из затруднения был найден. Между тем события в общине обратили на себя внимание. Курфюртское правительство послало комиссию в Гернгут для исследования дел, и в 1736 г. основатель был изгнан из страны. Со своей домашней и странствующей общиной (Haus-und Pilgergemeinde) он переселился в Веттерау, – гостеприимное убежище всех гонимых за религиозные убеждения. Здесь он основал общины Мариенборн и Гернгааг и потом предпринял путешествие по Европе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

По мере того как поместья смешивались с вотчинами, во владение помещику поступал и этот обязательный труд крепостного крестьянина на одинаковом праве с землей - на праве полной наследственной собственности. Это смешение и повело к замене поместных дач пожалованиями - с Петра I. Совокупность повинностей, падавших по закону на крепостного человека, как по отношению к господину, так и по отношению к государству под ответственностью господина и составляла то, что с первой ревизии называлось крепостной душой. Поместная дача предоставляла землевладельцу лишь временное пользование казенной землей и крестьянским трудом, а пожалование отдавало во владение казенную землю вместе со значившимися на ней крестьянскими душами. Точно так же отличается поместная дача от пожалования и по объему права. В XVII столетии поместная дача отдавала казенную землю помещику во владение условное и временное, именно во владение, обусловливавшееся службой и продолжавшееся по смерть владельца с ограниченным правом распоряжения - ни отпускать, ни завещать, ни отказывать по душе. Но после закона 17 марта 1731 г., окончательно смешавшего поместья с вотчинами, пожалование предоставляло казенные земли с крепостными крестьянами в полную и наследственную собственность без таких ограничений. Пожалование и было в XVIII в. самым употребительным и деятельным средством размножения крепостного населения. Со времени Петра населенные казенные и дворцовые земли отдавались в частное владение по разным случаям. Сохраняя характер прежней поместной дачи, пожалование иногда имело значение награды либо пенсии за службу. Так, в 1737 г. офицерам-дворянам, служившим при казенных горных заводах, пожаловано было в прибавку к денежному жалованию по десяти дворов в дворцовых и казенных деревнях; офицерам из разночинцев - вдвое меньше. Тогда во дворе считалось средним числом четыре ревизские души; эти сорок или двадцать душ отдавались офицерам в наследственное владение, но с условием, чтобы не только они, но и их дети обязательно служили при казенных заводах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Город Пагул, упоминаемый далее в описании пути Ланге, есть китайский город Пин цюань чжоу, который у Ресина назван Пагоу. Далее местности Quan tschin и Pin sau в названном описании показаны на маршруте Ресина под названиями Куан чэн и Пин дяо. 29 октября Ланге прибыл с караваном в Dsi fen ku (Си фын коу), у Великой стены, и направился в Пекин через города Lan jan (Луань ян), San tain (Сань тунь ин), Zun ниа (Цзунь хуа чжоу), оставив в стороне императорские кладбища, где похоронен император Кан си (умерший в 1723 г.). Далее он следовал на города и местечки Zin dschu (Цзи чжоу, город), Pan dsan (Пань цзюнь), San cho gowan (Сань хэ гуань), где его встретил русский иеромонах Лаврентий из Пекина. 8-го ноября Ланге прибыл в Tun schu (Тун чжоу, город), а 10-го вступил в Пекин, где остановился в русском подворье. Здесь он оставался с караваном до 10-го мая 1737 г. и по продаже товара отправился обратно в Россию, последовав по Кяхтинской дороге. Оставленные Ланге, в передний путь, за Великой стеною (близ Си фын коу) вьючные животные, были заранее доставлены на станцию Шаберту (к С. от Калгана) 13 . После Ланге казённые караваны ещё три раза ходили с товарами через Кяхту в Пекин, а именно в 1741, 1745 и 1754 годах. Они следовали обыкновенно по Гунчжиин цзам’ской дороге и употребляли от двух до трёх месяцев на переход от русской границы до Пекина. Только последний караван 1754 года ходил в оба пути по Керуленской дороге, по примеру Ланге в 1731 г. (См. Баыт.-Камен., стр. 253, 261, 262; также выше примеч. 9). Затем, казна, не находя более для себя выгодным производить торговые операции с Китаем, прекратила посылку караванов в Пекин. Наши духовные миссии в Пекине, которые по установившемуся правилу должны были сменяться через каждые десять лет, отправлялись обыкновенно с караванами, но когда последние перестали ходить в Пекин, тогда для сопровождения миссии назначались особые пристава. С 1743 по 1767 г. Бантыш-Каменский перечисляет семь русских курьеров, которые были отправляемы с правительственными грамотами из Кяхты в китайскую столицу; на курьерские поездки требовалось обыкновенно от одного до двух месяцев. Один из таких курьеров, прапорщик И. Якоби, сын Селенгинского коменданта, отличился чрезвычайно быстрой поездкой; 7-го июля 1753 г. он выехал из Кяхты и 27-го того же месяца уже был в Пекине; получив там ответный лист, он, 21-го августа выехал обратно и 24-го сентября достиг Кяхты 14 (См. Бант.-Кам. стр. 259).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

В таком виде «Краткие сказания» представляют собой развернутый план богословской системы Прокоповича. Сделать такой вывод позволяет сопоставление «Кратких сказаний» с богословским курсом, прочитанным Феофаном в Киеве в 1710 – первой половине 1716 г. 30 Автографы этих лекций, как считается, не сохранились. В начале ХХ в. Д. К. Вишневский описал в библиотеке Смоленской духовной семинарии датированные началом XVIII в. рукописные фрагменты (введение, части первая и вторая), которые он идентифицировал как курс Прокоповича. Последний из фрагментов был составлен в 1714 г. 31 Петербургский исследователь К. Суториус считает, что отрывки автографа Феофана сохранились в ОР РГБ; 32 на полях рукописи прочитываются пометы Стефана Яворского . Богословский курс был опубликован уже после смерти Прокоповича. 33 Первое издание, подготовленное Матвеем Байцуровым и Семеном Денисовым, 34 вышло в 1773–1775 гг. в Кёнигсберге. Оно включало тома 1–3 и том 5-й. Роль 4-го тома выполняет напечатанное еще в 1772 г. в Готе сочинение Феофана «De Processione Spiritus Sancti», подготовленное будущим епископом Нижегородским, тогда еще студентом Московской Духовной академии Дамаскином (Семеновым-Рудневым, 1737–1795). Тома 6 и 7 изданы в Москве в 1776 г. Второе издание вышло в 1782 в Лейпциге; его редактором был Киевский митрополит Самуил (Миславский, 1731–1796), который дополнил систему Феофана томом собственного сочинения. 35 Известно, что сам Прокопович в бытность свою преподавателем Киевской академии успел за 1712–1716 гг. подготовить только семь трактатов: 36 (1) введение о задачах богословия и о Св. писании; (2) о Боге и его свойствах; (3) о Св. Троице; (4) об исхождении Св. Духа; (5) о творении и промысле; (6) о неповрежденном человеке, или состоянии до грехопадения; (7) о состоянии человека после грехопадения. К ним примыкает трактат «Об оправдании», составленный в 1716 г. по просьбе Якова Марковича (первое латинское издание опубликовано в 1769 г. во Вроцлаве). Все остальные разделы богословской системы, известной как система Прокоповича, были дописаны его последователями, которые, правда, опирались на общий план Феофана, изложенный им как в предисловии, так и во вступительной части трактата о неповрежденном человеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

С раскрытой точки зрения уясняется отношение «сердца» и к «разуму» ( νος), которому в в Св. Писанин и особенно в аскетической письменности принадлежит выдающаяся роль и особенно важное значение. Νος является собственно органом «духа» 1730 , с которым он связан непосредственно, теснейшим образом. Точнее отношение «разума» к «духу» определяется следующим образы. Если «дух» есть первоначальный источник и последнее основание высшей, религиозно-нравственной жизни», то «ум есть область теоретического 1731 и нравственно-практического познания 1732 , 1733 , способность сознания заложенных в душе религиозных и нравственных принципов 1734 . Но если, так. обр., νος есть орган «духа», то он же вместе с тем и потому самому, в силу указанного взаимоотношения «духа» и «сердца», является в то же время функциею сердца 1735 , 1736 . Следов., καρδι’α является началом господствующим и подчиняющим себе νος 1737 . Таково – в общих и существенных чертах – учение св. Писания о значении «сердца» в религиозно-нравственной жизни человека. Что касается того учение по данному вопросу, которое мы находим в святоотеческой письменности, то оно, конечно. также признает и оттеняет основное, центральное значение сердца в указанном отношении, однако все же следует отметить, что такое значение «сердца» не проводится св. Отцами так последовательно, как это мы видим в св. Писании. В святоотеческой литературе значение сердца часто ограничивается, а иногда прямо затеняется значением «разума» ( νος). который нередко получает первенствующее, главенствующее значение, тогда как, «сердце», вследствие этого, естественно отступает уже на второй план и само подчиняется «разуму». Данная особенность святоотеческой психологии несомненно обязана влиянию психологических воззрений, возросших и развившихся на почве греческой философии. В истории этой последней понятие «разума» ( νος), с легкой руки Анаксагора 1738 получило центральное, основное и господствующее значение как в метафизических построениях, так и в психологических и нравственных воззрениях. Особенно определенно и систематично это понятие раскрыто в философии Платона 1739 и неоплатоников 1740 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Что же из этого выходит на практике? Вы сами сказали, сударыня, что сердце человеческое жаждет, чтобы ему говорил Бог. Если-бы вы сидели в Божием совете и видели с высоты, как род наш в своем ничтожестве и мраке без отдыха ищет Бога, вы конечно посоветовали бы Богу сжалиться и явить Себя людям. И видите ли, когда ап. Павел пришел в Ареопаг проповедовать грекам того Бога, Которому они поклонялись, не зная Его, то он сказал им почти слово в слово то же самое, что мы говорим теперь, т. е. что люди искали Бога, желая почувствовать или найти Его, хотя Он близок к каждому из нас, и что Бог с высоты взирал на эти времена неведения и теперь являет Себя людям. Леруа. Мне кажется, что мы еще не исчерпали вопроса о споре сердца с разумом, но ночь уже наступает, господа, и кто, как я, не хочет пропустить своей ежедневной прогулки при свете звезд, тот должен пожелать любезному обществу покойной ночи. После этих слов мы поднялись и осмотрелись кругом. Там и сям мерцали в сумерках первые бледные звезды. Почти полная луна стояла уже высоко на небе. По стальной поверхности озера тянулись серебристые полосы тумана и ложились на берег. Царила волшебная тишина, под воздействием которой успокаивались мысли. Недалеко от нас по гористому мысу поднимался человек и в эту минуту скрылся в тумане, опоясывавшем берег. Девилль указал на него рукой и серьезно произнес: – Ему надо только бодро идти на верх, и он выйдет из тумана на свет. М. Моравский (Продолжение следует). Кудрявцев Η.П. Евстафий Антиохийский//Богословский вестник 1910. Т. 3. 9. С. 66–78 (2-я пагин.). (Окончание.) 1730 —66— § 2. От внешности обращаемся к содержанию творений Евстафия и, прежде всего, к христологии антиохийского епископа. По учению св. Евстафия в Едином Лице Иисуса Христа нераздельно (διαιρτως) и неслиянно (συγχτως) 1731 два естества. 1732 Он не человек только, но обладает еще и природой Божественной. 1733 Рассматриваемый с этой последней стороны, Христос есть Бог 1734 невидимый (ρατος), 1735 самодовлеющий (ατρκης), 1736 бесконечный (πειρος), 1737 недомыслимый (περινητος), 1738 всеведущий, 1739 всемогущий (παντοδναμος), 1740 все исполняющий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ПСЗ-1. Т. VIII. 5518. 1730 г., мая 8. – Сенатский. – О наказании превратителей правоверных в раскол и отписания их движимого и недвижимого имения в казну Если кто правоверных раскольническою прелестию тайно или явно обольстит, такового, по жестоком в гражданском Суде наказании, посылать в галерные работы вечно, а движимое и недвижимое имение отбирать в казну. ПСЗ-1. Т. VIII. 5554. 1731 г., сентября 10. – Сенатский. – О пропуске Жидов с товарами в Смоленскую Губернию Правительствующий Сенат приказали: по доношению Камер-Коллегии, которым требовано Жидов из заграницы в Смоленск с товары для купечества пропускать ли, а понеже по учиненным пунктам в Верховном Тайном Совете на прошения Гетмана Апостола 1728 года Августа 22 дня, Жидам в Малую Россию на ярманки для купеческого промысла въезжать и товары свои продавать оптом, и на вырученные из товаров деньги товары ж покупать велено, а врозь на локти и фунты товаров своих продавать им и денег золота и серебра из Малой России за границу отнюдь не вывозить и жить им в Малой России и ни кому принимать их не велено; також накрепко смотреть, чтоб те Жиды в Малую Россию копеек и другой монеты под Российским гербом не ввозили. Того ради в оную Коллегию послать указ, велеть о пропуске в Смоленск для торгового промысла Жидов, поступать по вышеписанному указу без всякого упущения с крепким смотрением, что взыщется на той Коллегии. ПСЗ-1. Т. VIII. 5852. 1735 г., февраля 22. – Манифест. В подтверждение того сей Манифест собственноручно Мы подписали и напечатать повелели. ПСЗ-1. Т. IX. 6693. 1737 г., ноября 25. – Синодский. – О пресечении суеверий Сего Ноября 15 дня, в полученном Ее Императорского Величества, за подписанием собственные Ее Императорского Величества руки, Святейшему Синоду указе, сего ж Ноября 14 дня состоявшемся (между прочим) объявлено: ... в Регламенте Духовного Синода, между прочих оного должностей, не меньше и о кликушах, как генерально Духовному Синоду, так наипаче и именно каждому Архиерею в своей Епархии тщательно наблюдать и смотреть и о кликушах, чтоб оных до суеверных шалостей не допускать и искоренять, довольно изображено...; но ныне де принуждены Ее Императорского Величества сомнение иметь, едва ль вышеупомянутые указы и Регламент повсюду надлежащим образом исполняются, и не преданы ль иногда забвению...; того де ради Ее Императорское Величество запотребно рассудили, Духовному Синоду чрез оный Высокоповелительный указ все прежние указы и Регламент Духовный наикрепчайше подтвердить, дабы такие являющиеся суеверия как наискорее пресечены и искоренены были, и впредь бы везде о недопущении того с крайним прилежанием смотрение и престережение всегда имелось...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

14)  Иеракс Зборовинский, из м. Поморина, сын протопопский, род в 1692 г., был студентом Академии (в 1700-х гг.), монашество принял в 1718 г. (в 1732 г. в ведомости личного состава значился среди простых монахов) 31 . 15)    Иларион Негребецкий, дворянский сын из г. Перемышля, род. в 1692 г., учился в Академии («латинскому письму»), в 1720 г. принял монашество, и 1721 был посвящен в иеродиаконы, впоследствии занимал должность лаврского типографа (1722–1734 г.), в 1733–1735 гг. был вместе с тем профессором богословия Невской Академии, в 1735 г. получил назначение на должность игумена Змиевского (приписного к лавре) монастыря и в 1737 г. был избран и посвящен в С.-ΓΙетербурге печерским архимандритом, в каковом звании и скончался в ночь на 8 января 1740 г. 32 16) Пахомий Горленко, из г. Прилук, сын полковника, род. в 1692 году, учился в Академии (в 1700-х годах) в 1715 г, (а может быть, и несколько ранее 33 ) принял монашество в Волошине, где он, очевидно, проживал, разделяя бедственную судьбу своего отца – Д. Л. Горленко, и там же был посвящен митрополитом Гедеоном в иеродиакона; впоследствии был принят в Киево-Печерскую лавру здесь в 1725 г. Переяславским епископом Кириллом Шумлянским был рукоположен в сан иеромонаха 34 . В ведомости личного состава лавры за 1735 г. он значится среди иеромонахов, «бывших на ближней пещери» 35 . Скончался П. Г. 3 мая 1736 года, где оставил по себе память подвижника строгой жизни 36 . 17)  Наркисс Армашенко, мещанский сын, из Киева, род. в 1695 г., учился в Академии («в латинских училищах», в 1700-х гг.), монашество принял в 1717 г. в Черниговской кафедре от архиепископа Антония Стаховского, иеродиаконство получил в 1719 г. от него же и в иеромонахи рукоположен Белгородским епископом Епифанием Тихорским в 1727 г., в ноябре 1741 г. в С.-Петербурге 37 . 18)   Игнатий Концевич, из польского гор. Пинска мещанский сын, род. в 1695 г., был студентом Академии (в 1700-х гг.), монашество принял в 1721 г., иеродиаконом сделался в 1722 г. и иеромонахом в 1731 г. 38

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

1725 . Nellas P. La vita spirituale in Cristo. Studio sull’antropologia cristocentrica di Nicola Cabasilas//Id. Voi siete dèi. Antropologia dei Padri della Chiesa. Roma 1993. 131–173. оригинал: Афины 1981. Англ. пер.: N.Y. 1987. Франц. пер.://Р. 1989. 83–129. 1726 . Petra В. La vita in Cristo. Temi etici nel pensiero di Nicola Cabasilas//Studia moralia. 1989. 27. 77–102. 1727 . Psevtonkas B. S. Νικλαος Καβσιλας ταν συχαστς ντιησυχαστς// Πρακτικ. 1984 6 .1643). 205–221. 1728 . Rubini Μ. L’antropologia cristologica di Nicolas Cabasilas. Diss. theol. [Teildruck], Pont. Univ. a St Thoma. Molfetta 1976. XIX, 80. излож.://Nicolaus. 1974. 2. 195–201. 1729 . Salaville S. Le Christocentrisme de Nicolas Cabasilas//EO 1936. 35. 129–167. 1730 . Salaville S. Vues sotériologiques chez Nicolas Cabasilas (XIV е s.)//Byzantines [Bucarest, repr. Paris 1968]. 1943. 1. 5–57. 1731 . Spiteris Y. Nicola Cabasilas Chamaetos. Una sintesi della teologia bizantina//Laurentianum. 1995. 36:3. 285–390. 1732 . Spiteris Y. Cabasilas: teologo e mistico bizantino. Nicola Cabasilas Chamaetos e la sua sintesi teologica. (Pubblicazioni del Centro Aletti. 15). Roma 1996. 192. [Биография, обзор соч., анализ богословия. Приложения с текстами]. 1733 . Spiteris Y., Conticello С. G. Nicola Cabasilas Chamaetos//ТВ II. 315–410. [Наиболее подробная и лучшая сводка на сегодн. день]. 1734 . Suciu P. Nicolai Cabasilae byzantini scriptoris saec. XIV doctrina theologica de vita supernaturali (Pontificium Athenaeum Urbanianum De propaganda fide. Tesi dattilo-scritta di Dottorato in teologia). Roma [s.d.]. 1735 . Thorborg Μ. Συνφεια, a key-word in the thinking of Nicolas Cabasilas//Univ. de Copenhague. Cahiers de l’Institut du Moyen-Âge Grec et Latin. 1974. 13. 60–62. пер.: Συνφεια, μι λξη– κλειδ στν σκψη το Νικολου Καβσιλα// ποπτεα. 1977. 2. 449–450. 1736 . Toniolo Ε. Μ. La mariologia di Nicola Kabasila. Diss. Vicenza 1955. 1737 . Tsirpanlis C. N. The mystical theology of Nicolas Cabasilas// Θεολογα. 1976. 47. 85–104.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Василий Никифорович Иван Никифорович КОЛЕНО XVII: Иван Андреевич Иван Васильевич, гвардии капитан † 2 июля 1737 Граф Василий Иванович, действительный статский советник † 1785; женат на Анне Яковлевне Протасовой в январе 1786 Граф Андрей Иванович, действительный статский советник; рождение 1721 † 30 июня 1803; женат на княжне Александре Ивановне Щетининой † 2 февраля 1811 Граф Борис Иванович, статский советник; рождение 6 апреля 1723 † 14 декабря 1786; женат 1) Ha Марие Сергеевне Борщовой; 2) на княжне Екатерине Петровне Гагариной, рождение 15 ноября 1746 † 2 июля 1810 (от 1-го брака сын; от 2-го брака 2 сына и 2 дочери) Граф Фёдор Иванович, тайный советник; женат на Евдокие Мхайловне Хрущёвой, рождённой княжне Волконской Граф Пётр Иванович; рождение 9 июля 1726 † 30 ноября 1789; женат на Марие Дмитриевне Сабуровой, рождение 13 мая 1733 † 10 марта 1787 Графиня Прасковья Ивановна, рождение 1709 † 1758; за действительным тайным советником князем Иваном Васильевичем Одоевским Графиня Мария Ивановна, рождение 6 янв. 1720 † 4 января 1793; за гвардии майором Петром Васильевичем Чаадаевым Графиня Аграфена Ивановна, за Иваном Григорьевичем Писаревым Графиня Екатерина Ивановна, за Карамышевым Граф Александр Петрович, конной гвардии майор; рождение 30 августа 1719 † 10 января 1792; женат на Евдокие Львовне Измайловой, рождение 25 марта 1731 † 19 мая 1794 Граф Иван Петрович; женат на Хрущовой Графиня Анастасия Петровна, за генерал-аншефом Иваном Алексеевичем Салтыковым Анна Петровна, за гвардии-капитаном Петром Семёновичем Хлоповым Андрей Васильевич Михайло Моисеевич Александр Григорьевич Михайло Аникеевич Алекеандр Васильевич Николай Васильевич; женат на графине Санти Лев Васильевич, статский советник; женат на Екатерине Михайловне Римской-Корсаковой Марфа Васильевна, рождение 1730 † 1808 Анна Васильевна, рождение 15 февраля 1732 † 23 мая 1809; за действительным тайным советником графом Фёдором Андреевичем Остерманом Мария Васильевна Наталия Васильевна Варвара Васильевна КОЛЕНО XVIII:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010