Этот указ возвратился к строгостям Воинского Устава Петра. В силу этого указа Св. Синод, которому и прежде принадлежали эти дела о суевериях и волшебстве 1244 , теперь должен был обратить особое внимание на них. Помимо распространения и нового издания этого указа 25 Мая 1731 года 1245 , Св. Синод особым указом 25 Ноября 1737 года 1246 указал, как нужно действовать в этом отношении. Наблюдение за волшебниками и суеверными в епархиях было возложено на архиереев, которым особенно было запрещено допускать так называемых кликуш «до суеверных шалостей». За небрежение они подлежали штрафу. В этих же видах было указано епископам учредить по всем городам из духовного чина нарочитых закащиков, или Благочинных, которые б, коль скоро где что в народе к суеверию подлежащее появлялось, тотчас объявляли о том 1247 . Но самая высшая мера наказания за волшебство не всегда применялась. Напр., по указу 12 1735 года Калинкинскую жительницу Настасью Яковлеву, обвиненную в волшебстве, и полковницу Марию Семеновну Антонову, пользовавшуюся услугами первой, было велено разослать в девичьи монастыри на работу навсегда, предварительно наказав в теле 1248 . При Екатерине все, кто стал бы колдовать или чародействовать, или делать иной подобный обман, происходящий от суеверия или невежества, или мошенничества, и для этой цели стал бы чинить начертания на земле, курения, пугать чудовищами, предвещать по воздуху или по воде, толковать сны, искать волшебством кладов, искать видений, нашептывать на бумагу, траву или питье, – все такие судились в Совестном Суде 1249 . Кликуш в 1770 году было велено наказывать публично плетьми, как обманщиц 1250 . Лжепредсказания и лжепредзнаменования были причислены к другим видам преступной лжи и наказывались сообразно с ними 1251 . Наказанию подлежало и всякое подстрекательство к волшебству. Еще Петр Великий угрожал наказанием вечной ссылкой на галеры всякому, кто велел бы ради своего интереса или суетной славы огласить какое-нибудь чудо притворно и хитро чрез кликуши, или чрез другое что, или подобное тому прикажет творить суеверие 1252 . Постановление это вошло и в Свод Законов Уголовных (ст. 200 изд. 1832 г.; ст. 218 изд. 1842 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

Акафисты Иисусу Сладчайшему (л. 5), Богородице (л. 23), св. Николаю (л. 71). Издания акафистов (и содержащие акафисты) Синодального периода Акафисты всеседмичные. Киев, 1727. Акафисты и каноны и прочие спасительные мольбы. Могилев, 1728. Акафисты Иисусу Сладчайшему (л. 1), Богородице (л. 27), Успению Богородицы (л. 77), св. Николаю Чудотворцу (л. 105). Канонник. Киев, 1729. Акафисты Иисусу Сладчайшему, Богородице, Успению Богородицы и св. Николаю. Акафисты, каноны и прочие душеполезные моления. Киев, 1731. Акафисты Богородице (л. 14 об.), Иисусу Сладчайшему (л. 56 об.), Успению Богородицы (л. 120), св. Николаю (л. 165). Есть и другое издание того же года. Разница в рисунках. Акафисты и каноны. Киев, 1732. Молитвослов. Киев, 1737. Акафисты Богородице (л. 160), Иисусу Сладчайшему (л. 186), Успению Богородицы (л. 225), св. Николаю (л. 260). Акафисты с каноны и прочие душеполезные моления. Киев, 1741. Акафисты Богородице (л. 1), Иисусу Сладчайшему (л. 46), Успению Богородицы (л. 108), св. Николаю (л. 165). Акафисты всеседмичные, благоизбранные. Львов, 1742. Акафисты Святой Троице (л. 1), Бесплотным Силам (л. 28), вмц. Варваре (л. 47), св. Онуфрию (л. 70), свв. апостолам (л. 84), Страстям Христовым (л. 113), всем святым (л. 140). Молитвослов. Киев, 1742. Акафисты Богородице (л. 115), Иисусу Сладчайшему (л. 134), Успению Богородицы (л. 161), св. Николаю (л. 186). Акафисты с канонами и прочие душеспасительные мольбы. Киев, 1743. Акафисты Богородице (л. 1), Иисусу Сладчайшему (л. 46), Успению Богородицы (л. 150), св. Николаю (л. 165). Канонник. Киев, 1743. Акафисты Иисусу Сладчайшему (л. 25), Пресвятой Богородице (л. 52), Успению Богородицы (л. 100), св. Николаю (л. 137). Акафисты с каноны и прочие душеполезные моления. Киев, 1747. Акафисты Богородице, Иисусу Сладчайшему, Успению Богородицы и св. Николаю Чудотворцу. Молитвослов. Почаев, 1755. Акафист Богородице. Молитвослов. Киев, 1755. Акафисты Богородице (л. 160), Иисусу Сладчайшему, Успению Пресвятой Богородицы, св. Николаю (л. 260).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Присоединение территорий, имевших родовые, тейповые и тому подобные институты, происходило вследствие их челобитных о принятии в состав Российской державы. На протяжении столетий таких просьб и трактатов было множество. Упомянем лишь некоторые из них. Молдавские господари просили о русском подданстве в 1656 году, валашское боярство - в 1737-м, курляндский сейм - в 1795-м; цари: менгрельский - в 1638 году, кахетинский - в 1б41-м, имеретинский - в 1653-м; армянские патриархи молили о покровительстве в 1724 году; клялись на верность России ханы шушинский и карабахский, ширванский в 1805-м; просили о русском подданстве казахские и каракалпакские ханы в 1731 году; туркменские роды - в 1745-м. Впервые такие акты собраны в книге «Под стягом России», выпущенной в 1992 году издательством «Русская книга». Конечно, реальное присоединение происходило не сразу. Иногда обстоятельства требовали для принятия «под руку русского Государя» годы и даже десятилетия. Но очевидно: в Государстве Российском, в православном русском Царе многие народы и их правители видели сильного защитника, надёжного покровителя, а в русских - дружественный народ. Первый архивный сборник был неполным. В него не попал акт, который отчасти бросает новый свет на характер отношений, возникавших между Россией и народами горного Кавказа. В XVI - XVIII веках они приняли русское подданство, как и кабардинцы, осетины, кумыки,многие дагестанские племена, чеченцы и ингуши. Как пишет современный ингушский автор, «ингуши приняли подданство, присягали России благодаря своей свободной воле, разуму, согласно готовности, мipoboззpehuю, мечтам и ожиданиям. Это исторический факт». Скреплённые священными клятвами такого рода договоры приобретают нерушимую силу, и их нельзя, подобно торговым сделкам, ни разорвать, ни прекратить, ни изменить - ни тем, кто их заключил, ни их потомкам. http://www.russdom.ru/node/2658 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Сообщение. Святейшему Синоду Новгородского архиерейского дома управителя доношением представляют: в прошлом-де 735 году по указу покойного преосвященного Феофана, архиепископа Новгородского, определено Новгородской епархии с монастырей и церквей сбирать повсегодно на содержание в пребывание его архиерейское в С.-Петербурге и в Москве архиерейской Конторы, то есть на покупку бумаги, свеч, сургуча, чернил, дров и прочего по 500 рублей, которым по нынешний 738 год тот сбор и чинился, а на нынешний-де год тому сбору время приспело, и тот-де сбор на сей год и впредь собирать ли, чтобы учинить определение. А по справке в Святейшем Синоде значится прошлого 1737 года Февраля 8 дня в поданном из Святейшего Синода в Кабинет Её Императорского Величества учинённом о Новгородском архиерейском доме расписании между прочим показано: окладных доходов в 735 году на содержание С.-Петербургской Конторы с епаршеских монастырей по числу написанных за теми монастыри по генеральной переписи мужска полу душ по три четверти с души 299 руб. 53 ¾ копейки, с уездных церквей платежа церковной дани по 15 5 / 4 коп. с рубля 198 руб. 9 ½ коп., с градских вотчинных церквей 2 рубля 35 ¾ коп., итого на Контору 500 р.; но оных и прочих в том расписании назначенных доходов Святейший Синод в число настоящих включить не может, и по силе состоявшихся высокославной и вечнодостойной памяти Государя Императора Петра Великого 1720 июня 22 и октября 3 чисел, да по Плакату должности Земского Комиссара третьему, Полковничей второму пунктам, и состоявшемуся за подписанием собственной Её Императорского Величества руки и напечатанному июня 23-го 1731 года новоучреждённой Камер-Коллегии Регламенту 9 пункту включить надлежит, понеже оные сборы новонакладные и состоят не без противности указам, а хотя из тех о некоторых и покойного архиепископа Феофана предписания имеются, но Святейший Синод рассуждает, что к тому его преосвященство склонен от своих подчинённых, а паче оставлено о том от Святейшего Синода на особливое рассмотрение Кабинета Её Императорского Величества, на что резолюции ещё не воспоследовало, и ныне Святейшим Синодом определено о вышеописанном сборе для надлежащего рассмотрения из Святейшего Синода сообщить в Кабинет же Её Императорского Величества, о чём сим Кабинету Её Императорского Величества от Святейшего Синода и сообщается.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1713 1Кор.16:9 . – «Что, вопрошает св. Златоуст, значит: дверь велика? – Многие готовы принять веру, многие готовы приступить и обратиться; широк у меня вход, потому что души приступающих охотно принимают послушание веры». – Беседы на Пос. к Коринф., к цит. месту. Μεγλη=большая, обширная, а νεργης (лат. evidens, слав. поспешна)=плодотворная, успешная по деятельности. 1716 Не более, как только 40 лет спустя из этих мест писал Плиний Младший о распространенном здесь христианстве: neque enim civitates tantum, sed vicos etiam atque agros superstitionis istius contagio pervagata est. – Epist. 67. 1720 Потому-то ефесяне за исцелением от повального мора и обратились к прославленному Аполлонию Тианскому. О том, с каким почтением его встречали по пути к Ефесу, см. начало 4 главы его жизнеописания. 1721 Места из классических греческих писателей, где τυχν употреблено в этом именно значении, см. Kvinoël. Op. cit., pag. 640. 1724 Так полагает, напр., Lange (Op. cit. S. 269), переводящий греческое δια τν χειρν: mittelst Handauflegung. 1731 Некоторые из заклинателей, но не все; другие или веровали в божественность Павлова посольства или считали его равным себе, но не большим, чем они сами. 1732 «Для чего они скитались по поселениям? Для прибытка, а не для проповеди». Св. Иоанн Златоуст. Цит. твор. Стр. 213. 1736 Подобным же образом в талмудическом трактате Toldoth Jesau чудотворная сила Спасителя и приурочивается к владению «именем Иеговы». Фаррар. Цит. соч., пр. 1253. Olshausen. Op. cit. S. 256. 1737 «Выражение: начаща (πεχερησαν) показывает, что они, хотя не надеялись на успех, однако налагали руки, чтобы достигнуть цели.» Бл. Феофилакт. Цит. твор. Стр. 237. 1743 Некоторые, как напр., Преосвящ. Иннокентий (Цит. соч., стрр. 135. 136), А. В. Горский (цит. соч., стр. 455), Olshausen (Op. cit S. 256), Masszl (Op. cit. S. 264) и дрр. думают, что τινς 13-го стиха суть именно 7 сыновей Скевы 14-го стиха и что описанная в 14–16 стихах их неудачная попытка есть первая и единственная попытка злоупотребления именно Господа Иисуса со стороны скитающихся иудейских заклинателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Пакрацкий Никанор (Груич; администратор в 1872-1874); Прокопий (Ивачкович; патриарх Сербский и Карловацкий митрополит в 1874-1879); Герман (Анджелич; патриарх Сербский и Карловацкий митрополит в 1881-1888); патриарх Георгий (Бранкович; 1890-1907); патриарх Лукиан (Богданович; 1908-1913). Ист.: Деклараториум Илирикум//ЛетМС. 1856. 93. Ч. 1. С. 1-62; Акта сабора народа Србског у Темишвару године 1790 држаног и царска Земун, 1861; Српски народни сабор 1769. у Карловцима//ЛетМС. 1872. 114. С. 151-202; Г. Споменици из будимског и пештанског архива. Београд, 1873-1875. 4 збирке. (ГСУД: 2. 3-6); Руварац Д. Mojcuje митр. београдски (1713-1730)//ССКА. 1898. Бр. 34. С. 81-200; он же. Прилози за ucmopujy архиепископа и епископа у мumponoлuju Kapлobaчkoj//ЛетМС. 1899. 198. Св. 2. С. 98-122; 199. Св. 3. С. 119-134; он же. Опис српских фрушкогорских ман-ра: 1753 г. Сремски Карловци, 1903; он же. Дuapujyм Српског Темишварског сабора од 1790. Сремски Карловци, 1914; М. О Прилози за ucmopujy митрополитства му (1731-1737). Нови Сад, 1900; Д. Прилози за ucmopujy српске цркве//Весник Српске цркве. Београд, 1908. 4. С. 293-299; Р. Прилози за ucmopujy Срба у Aycmpo-Yrapckoj у доба nampujapxa Apcehuja III 1913. Бр. 51. С. 16-42; С. за српску ucmopujy из рус. архива и б-ка//Там же. 1922. Бр. 53. С. 1-329; J., M. Српске npubuлeruje од 1690. до 1792. Београд, 1954; Gavrilovi S., Petrovi N. Temišvarski sabor 1790. Novi Sad; Sremski Karlovci, 1972; Р. Српска црква сред. 17. в.//ГСАН. 1980. 2. С. 61-164; С., И. о православним црквама Карловачке мumponoлuje XVIII в. Београд, 1981. Лит.: Кудрявцев А., свящ. Церковный вопрос в Австрии//ХЧ. 1870. Ч. 1. 4. С. 709-740; Ч. 2. 11. С. 849-878; 1871. Ч. 1. 1. С. 150-158; 4. С. 736-755; С. Србски народни сабор у Сремским Карловцима 1869 г. Нови Сад, 1870; Митр. Павле 1884. 137. Св. 1. С. 42-70; Руварац Д. Исторично-критична црта о Земун, 1886; он же. Српски Народни и Црквено-народни Сабори у Yrapckoj од 1690. до данас. Земун, 1889; он же. Постанак и развитак српске црквено-народне abmohoмuje.

http://pravenc.ru/text/1681083.html

Князь Иван Юрьевич, каммергер и юстиц-коллегии президент, рождение 1703 † 1744; женат на Марие Яковлевне Глебовой Князь Алексей Юрьевич, гвардии капитан; женат на Анне Львовне Нарышкиной, рождение 1704 Князь Яков Юрьевич Княжна Мария Юрьевна, рождение 1696 † 1747, за канцлером князем Алексеем Михайловичем Черкасским Княжна Прасковья Юрьевна † 1767, за фельдмаршалом графом Петром Семёновичем Салтыковым Князь Александр Юрьевич, каммергер, рождение 1727 † 1750 Князь Дмитрий Юрьевич, † 9 декабря 1792; женат на княжне Варваре Ивановне Одоевской † 4 февраля 1788 КОЛЕНО XV: Князь Пётр Никитич, действительный тайный советник, рождение 4 августа 1724 †....; женат на княжне Анастасие Васильевне Хованской Князь Иван Никитич, рождение 20 июля 1725 † ....; женат на Екатерине Дмитриевне Карповой † 13 апреля 1780 Князь Сергий Никитич, генерал-поручик, рождение 1731 † 12 апреля 1812; женат на Анне Ивановне Ладыженской, рождение 20 ноября 1733 † 16 февраля 1801 Князь Юрий Никитич, действительный тайный советник, рождение 21 ноября 1736 † 22 августа 1811; женат: 1. на Анне Петровне Салтыковой, рождение 24 сентября 1736 † 16 февраля 1758; 2. на графине Дарье Александровне Вальдштейн, рождённой графине Румянцовой † 1817 (от 2-го брака сын и дочь) Князь Николай Никитич, действительный тайный советник, рождение 6 ноября 1744 † 1821; женат на княжне Варваре Александровне Черкасской Князь Александр Никитич, рождение 8 июня 1751 † 19 января 1778; женат на Дарье Матвеевне Ржевской Князь Василий Никитич Княжна Анна Никитишна, рождение 9 октября 1737 † ...., за Александром Ивановичем Нарышкиным Княжна Елена Никитиша, рождение 1745 † 1832, за генерал-прокурором князем Александром Алексеевичем Вяземским † 1793 Княжна Екатерина Никитишна, рождение 1747 † 24 декабря 1791; в инокинях Княжна Аграфена Ивановна † 1794, за князем Петром Михайловичем Волконским Княжна Варвара Ивановна, за князем Андреем Даниловичем Друцким Княжна Екатерина Ивановна Княжна Прасковия Ивановна Князь Иван Алексеевич; женат на Марие Ананьевич NN

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Княжна Татияна Михайловна, рождение 1768 † 1840; за генерал-поручиком князем Иваном Ивановичем Прозоровским Княжна Елена Михайловна Князь Михайло Петрович, рождение 30 августа 1764 † 18..; женат на Анне Ивановне Козловой Княжна Екатерина Петровна, рождение 1766 † 1767 КОЛЕНО XVII: Князь Николай Михайлович, рождение 1714 † 1759; женат на Татияне Алексеевне Кружевниковой Княжна Елена Михайловна старшая, рождение 1712 † 1747, за графом Алексеем Петровичем Апраксиным 101. Князь Андрей Михайлович, майор, рождение 24-го ноября 1740 † 1777; женат на Анне Фаддеевне Хитровой Князь Алексей Михайлович Княжна Варвара Михайловна † 1767 Княжна Анна Михайловна † 1813, за Фёдором Григорьевичем Кориным Княжна Елена Михайловна младшая Князь Михайло Васильевич, гвардии капитан, рождение 10 января 1729 † 29 марта 1753; женат на Анне Александровне Головиной Княжна Татияна Васильевна, рождение 1731 † 1759 Князь Николай Александрович, рождение 1726 † 31 декабря 1751 Князь Николай Сергеевич, гвардии капитан, рождение 27 апреля 1712 † 23 декабря 1773; женат: 1. на княжне Марие Ивановне Барятинской † 1746; 2. на Екатерина Михайловна Бобрищевой-Пушкиной, рождение 15 октября 1725 † 24 августа 1758; 3. на Александре Александровне Хитровой (овдовев, вышла за гвардии капитана Михайла Алексеевича Кологривова), рождение 2 апр. 1737 † 1787 (от 2-го брака 2 сына и 2 дочери; от 3-го брака сын) Князь Алексей Сергеевич, полковник, рождение 27 февраля 1723 † 13 августа 1765; женат на Анне Ивановне Бибиковой, рождение 2 декабря 1730 † 1779 Княжна Наталия Сергеевна, рождение 30 июля 1715 † 13 ноября 1755, за бригадиром князем Николаем Алексеевич Долгоруковым Княжна Екатерина Сергеевна, рождение 4 декабря 1719 † 1750, за каммергером Сергием Наумовичем Сенявиным Княжна Анна Сергеевна Княжна Татияна Сергеевна, за гвардии капитаном Петром Владимировичем Шереметевым Князь Пётр Яковлевич, генерал-майор и гвардии майор, рождение 13 мая 1719 † 8 сентября 1767; женат на Марие Семёновне Плещеевой Князь Александр Яковлевич, полковник, рождение 30 мая 1729 † ....; женат: 1. на Дарье Петровне Измайловой, рождение 4 марта 1730 † 12 января 1766; 2. на Александре Петровне Воейковой (от 1-го брака сын; от 2-го брака 2 сына и дочь)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Это место записки Бирена служит между прочим указанием времени, в которое она составлена. Герцог называет императрицу покойною, а Елизавета-Христина умерла 21 декабря 1750 г., 59 лет. Следовательно, записка Бирена составлена позже 1750 года. 683 Петр Бирен, наследный принц, а впоследствии герцог курляндский, родился 4 февраля 1724 года в Митаве, где отец его был ближайшим придворным вдовствовавшей герцогини курляндской Анны Иоанновны. Избрание последней на русский престол проложило семейству Биренов, не пользовавшемуся в Курляндии даже правами дворянства, путь к непомерному возвышению. 12 августа 1730 года император Карл VI возвел обер-камергера Бирена с детьми в графское достоинство римской империи, а 16 февраля 1731 года восьмилетний Петр Бирен пожалован прямо в ротмистры минихова кирасирского полка. С избранием обер-камергера графа Бирена в герцоги курляндские, последовавшим 2 июня 1737 года, сын его Петр стал именоваться наследным принцем; в 1739 году был сватан отцом к принцессе Анне Леопольдовне, но неудачно, и 14 февраля 1740 года, при праздновании турецкого мира, получил алмазные знаки андреевского ордена. В самый день кончины императрицы Анны Иоанновны, 17 октября 1740 года, Петр Бирен назначен подполковником конной гвардии и носил это звание до переворота 9 ноября, прекратившего регентство герцога курляндского. 2 января 1741 года герцог Бирен признан государственным преступником, достойным смерти, и 13 июля отправлен из Шлиссельбурга, где содержался со всем семейством, в Пелым, на вечное житье. Петр, лишенный чинов и орденов, последовал за отцом, и в 1742 году вместе с ним перевезен из Пелыма в Ярославль, назначенный, по повелению императрицы Елизаветы Петровны, местом заключения изгнанников. Здесь Петр прожил около двадцати лет. Император Петр III, воцарившийся в 1761 году, даровал прощение Биренам, призвал их в Петербург, и 2 апреля 1762 года пожаловал Петра генерал-майором, с назначением в шефы одного из кирасирских полков, а 9 июня возвратил ему александровский орден.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Все разнообразие мемуарно-документальной прозы XVIII b., включая произведения второстепенных и малоизвестных авторов, представлено в упомянутой книге Доналда Стауффера (см.: Ibid.) и особенно в дополнительном томе (см.: Idem. Bibliographical Supplement to The Art of Biography in Eighteenth-Century England. Princeton, 1941). См.: Starr G. A. Defoe and Spiritual Autobiography. Princeton, 1965. См.: Rambler. 1750. 13 october. См.: Idler. 1759. 24 november. См.: Guillamet L. The sincere ideal: Studies in sincerity in eighteenth-century English literature. Montreal; L., 1974. Подобные идеи развивал, в частности, крупнейший поэт начала XVIII b. Александр Поуп в своих стихотворных посланиях, известных под названием «Моральные опыты» (1731–1735). Johnson S. Works: In 8 vol. L., 1870–1876. T. II. P. 124. Предтечей романтиков в создании духовной автобиографии творческой личности был историк Эдвард Гиббон (1737–1794), автор знаменитого труда «История упадка и разрушения Римской империи» (1776–1788). Его «Воспоминания о моей жизни» (1796) до сих пор пользуются любовью английского читателя. См.: Moore Th. The Life, Letters and Journals of Lord Byron. L., 1830; см. также: Байрон ДжГ. Дневники; Письма. М., 1963. В файле — Том второй, Глaba VII, раздел «5. Еще раз о романах» — прим. верст. См.: Годвин В. Сен-Леон: Повесть шестнадцатого века/Пер. с англ. М. М. Ланиной; предисл. и примеч. А. П. Бондарева. М.: Ладомир, 2003. — 405 с. (Готический роман). Подробно о взаимоотношениях с женщинами, сыгравшими большую роль в эмоциональном, духовном, общественно-политическом становлении писателя, см.: Тугушева М. Они его любили: Герберт Джордж Уэллс и женщины в его жизни. М., 2001. В файле — Том второй, Глaba VIII, раздел «1. Беседы у домашнего очага» — прим. верст. В файле — Том второй, Глaba IX, раздел «8. Мировая революция» — прим. верст. Свифт Дж. Письма. М.: Текст, 2000. С. 100. Составителя Ю. И. Кагарлицкий, Л. А. Сифурова. Комментарии (Составил Ю. И. Кагарлицкий) …от Атлас-хауса к бремени Атласа.  — Атлас (он же Атлант) — в греческой мифологии титан, брат Прометея. После поражения титанов в наказание должен был поддерживать на краю света небесный свод. Атлас-хаусом назывался дом, в котором Уэллс жил в детстве.

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010