Константин Бродский , до июня 1752; после в Покровском. Против последних двух архимандритов помечено: «поверить». ? Варлаам Андриевский в 1756 перев. из Колязина; † 11 янв. 1763. Матфей Млодзинский , 1763–66, в июле перев. в Святогорский Изюмский. 301 Феофан Федоровский , в 1766–70, перев. в Святогорский мнтрь. Наркисс Квитка в 1770 перев. из Белгородского Николаевского, а в 1788 – в Голутвин. Василий , 1788–93. (Адрес-Календарь) В 1788 мнтрь закрыт, а в 1796 восстановлен заштатным. Строит. Константин , 1796. Игум Иларион , 1797–1806. Строит. Феодосий , 1806–17. – Афанасий , 1818. Игум. Адриан . По возведении во 2-й класс: Архимандриты Иоанн Оболенский с 1836 до июля 1842, перев. в ректоры Казанской академии. Филофей Успенский , в 1842 до сент., перемещён в ректоры Вифанской семинарии. 302 Агафангел Соловьев , 1842–45; до сент. Парфений Попов , 1845–48, 22 апр. Израиль , в апр. 1848, в июне 1851. Венедикт 1851 перев. из Тобольского Знаменского, а в 1856 – в Новгород-Северский Спасский. Герасим , 1856–60. Агапит , 1861–63. Вениамин , 1864–66. Герман , 1869. 3 Хорошевский Вознесенский, девичий, от Харькова 15 вёрст, основан в исх. XVII века; в 1741–1749 был приписным к Куряжскому; ныне второклассный. [VI, 604.] Игуменьи Александра , основательница, в исх. XVII века. Тавифа , грам. 23 февр. 1700. Таисия … Викентия , 1733–36. Афанасий Ковалевская , 1741–48; на покое в 1758. Феофания Кветкина определена 5 окт. 1748; упом. 1754. Мария Гамалеева … (В 1758 бывшая). Елисавета Дуниных , 1758–60. Марфа Авксентьева , 1764–77; после на покое. Тавифа Сошальская , в 1777–98. Феофания Ковалевская , в 1798–1812; † … Евпраксия Томашенкова , в 1812–1827; † … Анатолия Веревкина , в 1827–49, † в авг. Анатолия , в 1849 и 50, отказалась. Антонина Чубарова определена 27 дек. 1850; до 1859. Измарагда , 1860–69. 4 Святогорский Успенский, от города Изюма в 30 верстах, основан в начале XVII века; в 1788 г. закрыт. [IV, 290; VI, 66.] В 1842 г. возобновлён; ныне общежительная пустынь. Строит. Симеон , 1624.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Коротыч. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старая). Покровская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1845. Год утраты:1971 (Разобрана) Архитектор:А.В. Алферов Адрес: Украина, Харьковская область, Харьковский район, пгт. Коротыч, ул. Маяковского, д. 11 Координаты: 49.948774, 36.034688 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Первый храм Покрова Пресвятой Богородицы в с. Коротыч был построен стараниями владельца села и бригадира Слободских казачьих полков Федора Осиповича Осипова в 1694 г. Храм был деревянный, небольших размеров и судя по описям второй половины XVIII столетия, это был трехчастный одноглавый храм. Его колокола располагались на деревянных столбах под навесом, только в 1782 г. стараниями нового владельца коллежского советника Петра Андреевича Щербинина была построена деревянная небольшая колокольня, а храм был существенно перестроен русскими мастерами. Под него подвели каменный фундамент, заменили сгнившее дерево, установили новый иконостас липового дерева, а для священника был выстроен новый деревянный дом, на отведенной в центре села усадебной земле. Первое время при церкви постоянно находился один священник, самым первым из известных нам был Лаврентий Закрицкий. Дьячок и пономарь избирались прихожанами по малороссийскому обычаю каждый год. Из описания Покровской церкви в с. Коротыч за 1811 г. видно, что «церковь деревянная, крепкая, в давних годах построена, престол один – Покрова Пресвятой Богородицы, в продолжении богослужения опасности нет, книг полный церковный круг. Деревянная колокольня, на ней 4 колокола: первый – 10 пудов, второй – 5, третий – 2, четвёртый – 0,5 пуда. Ограда деревянная, крепкая, вновь сделанная. Опись церковного имущества имеется, ризница и сумма хранится в церкви под наблюдением, в запечатанную книгу записывается. За расходом в остатке 20 руб. 23 коп. Поучения читаются в каждый воскресный и праздничный день священником, сочиненные проповеди говорит изустно в своей приходской церкви в день Сретения Господня, в день Воскресения Христова и в день Покрова Пресвятой Богородицы. Метрические книги с 1774 года, а исповедные росписи с 1797 года, по сей день хранятся в церкви. У храма 17 десятин пашенной и сенокосной земли, притч владеет ей беспрепятственно. Прихожане все живут в одном селе.

http://sobory.ru/article/?object=52442

Люботин. Церковь Вознесения Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:1811. Адрес: Украина, Харьковская область, Харьковский район, ст.Люботин, ул. ХХ съезда КПСС, 43 Координаты: 49.974451, 35.948038 Проезд:Проезд от ст.метро " Холодная гора " маршруткой Харьков-Люботин до старого Люботина. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Построен в 1811 г. Действовал до 1930 г. В 1937 г. был частично разграблен и разрушен. Использовался для различных целей. В 1995 г. церковная община приступила к возрождению храма. Свято-Вознесенский храм (Люботин) Храм был основан в 1811 году. По Куряжским записям, в Люботине в 1696 и 1746 годах были два священника - Михаил Яковлевич Луткевич и Федор, из «которых первый пожертвовал монастырю свой сенокосный луг и продал мельницу за 650 золотых». Метрики Пятницкой Люботинской церкви начинаются с 1725 года, а по переписи 1724 года показано при ней «прихожан 233 двора». В 1741 году по прошению Харьковского полкового судьи Александра Черноглазова, разрешено было построить храм Св. Параскевы в с. Люботине. Но «храм сей вскоре после того сгорел, и взамен его построен новый в 1750 году. Между древними антиминсами хранится антиминс 1750 года за подписью Иоасафа епископа Белгородского, с надписью: «в храм св. м. Параскевы в село Люботин». Нынешний каменный храм построен в 1811 году. В 1836 году при устроении нового иконостаса его, по желанию прихожан, освятили во имя Вознесения Господня. Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. - X.: Факт, 2005. Вознесенская церковь построена в 1811 г. старанием прихожан, каменная, однопрестольная. Прихожан муж. пола 3709 душ, жен. пола 3564 души. Капитал церкви 4025 руб., капитал причта 330 руб. Причта положено по штату: два священника, диакон и два псаломщика; жалования первому священнику 141 руб. 12 коп., второму священнику 105 руб. 84 коп., диакону 52 руб. 92 коп., псаломщикам по 35 руб. 28 коп. и 23 руб. 52 коп. Помещения у одного священника и псаломщика собственные, у остальных церковные. Имеются церковно-приходская и земская школы, приходского попечительства нет.

http://sobory.ru/article/?object=03849

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРУСАЛИМСКИЙ СОБОР АПОСТОЛОВ о к-ром известно как из автобиографического сообщения ап. Павла в Гал 2. 1-10, так и из повествования евангелиста Луки в Деян 15. 2-21. Оба описания свидетельствуют, что в Иерусалиме состоялась встреча апостолов Павла , Петра , Иакова , брата Господня, и, согласно Гал 2. 9, Иоанна . Цель встречи - обсуждение вопросов, связанных с признанием миссии ап. Павла среди язычников и определение необходимых условий принятия язычников в христ. Церковь. Собор направил послание христианам из язычников Антиохии, Сирии и Киликии. Это послание цитируется или, возможно, излагается в Деян 15. 23-29. Большинство исследователей придерживаются традиц. т. зр., что в 15-й гл. кн. Деяния святых апостолов и у ап. Павла в Гал 2 речь идет об одном и том же событии, а именно об И. С. а. В таком случае И. С. а. состоялся в 49 или 50 г. Однако такое отождествление событий, описанных в Деяниях св. апостолов и в Галатам Послании , привело к возникновению альтернативных т. зр.: отождествляется сообщение ап. Павла о его посещении Иерусалима (Гал 2) с сообщением Деян 11. 27-30 или с Деян 18. 20-22. Эти не менее гипотетичные т. зр. не вносят существенного изменения в традиционно принятую, хотя и приблизительную дату И. С. а. Поводом И. С. а. были события в Антиохийской Церкви, описанные в Деяниях св. апостолов. Первое миссионерское путешествие апостолов Варнавы и Павла, начавшееся в Антиохии, сопровождалось успехом евангельской проповеди среди язычников малоазийских провинций Римской империи. Вернувшись в Антиохию, апостолы Варнава и Павел «рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам» (Деян 14. 27). Но успех апостолов стал причиной конфликта. «Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим» (Деян 15. 1-2). В Иерусалиме снова выступили «некоторые из фарисейской ереси уверовавшие» (Деян 15. 5). Они настаивали на необходимости твердого соблюдения закона Моисея и требовали обрезания обращающихся из язычников. Тогда «апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» (Деян 15. 5-6).

http://pravenc.ru/text/Иерусалимском ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРКЕЛЛИН [Марцеллин; лат. Marcellinus; греч. Μαρκελλνος] († 303/4), сщмч. (пам. 7 июня), еп. (папа) Римский (с 295/6). О М. сохранились противоречивые сведения, степень достоверности к-рых трудно определить. Во многом это связано с тем, что М. занимал Римскую кафедру во время «великого» гонения на христиан (см. ст. Гонения на христиан в Римской империи ), к-рое, по-видимому, привело к дезорганизации и внутренним конфликтам в Римской Церкви. Впосл. поведение епископа во время гонений было предметом дискуссий. Также в ранних источниках М. ошибочно отождествляли с его преемником Маркеллом I . «Великое» гонение на христиан началось с издания имп. эдикта о конфискации молитвенных зданий и церковного имущества, об уничтожении священных книг и о запрете христ. собраний (23 февр. 303). Впосл. было издано еще неск. законов против христиан, но в зап. части Римской империи скорее всего действовал только 1-й эдикт, в соответствии с к-рым христиан судили в Италии и Африке, подконтрольных августу Максимиану Геркулию (286-305) ( Ste. Croix. 2006; cp.: Clarke. 2005. P. 647-665). Вероятно, на Западе гонения были менее жестокими, чем на Востоке (напр.: Green. 2010. P. 212-213). По свидетельству Евсевия Кесарийского , в зап. регионах империи христиан преследовали только 2 года, после чего там воцарился мир ( Euseb. De mart. Palaest. XIII 12-13). В более поздних агиографических сказаниях сообщается о мучениках, погибших в Риме во время «великого» гонения (напр., о Панкратии, Себастиане, увенчанных мучениках), но историческая ценность этих источников невелика. Однако в древнейшем рим. календаре «Depositio martyrum» упоминается, что в 304 г. погибли мученики Парфений и Калокер (19 мая) и Базилла (22 сент.) (Das Kalenderhandbuch. 2014. S. 503, 512-513; ср.: Curran. 2000. P. 49-50). В «Церковной истории» Евсевия Кесарийского М.- последний из упомянутых Римских епископов, преемственность к-рых прослеживается в сочинении. По свидетельству историка, его «настигло» или «захватило» гонение (ν κα ατν διωγμς κατεληφεν - Euseb. Hist. eccl. VII 32. 1). Возможно, Евсевий намеренно использовал двусмысленное выражение, т. к. знал о предполагаемом отступничестве М. ( Castelli. 2013. P. 806). В лат. переводе Руфина Аквилейского сказано, что Римского епископа «застала эпоха гонения» (persecutionis tempus invenit), а Феодорит Кирский утверждал, что М. «отличился» во время гонения ( Theodoret. Hist. eccl. I 3. 1).

http://pravenc.ru/text/2562328.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОСКОВСКИЕ ПРОЦЕССЫ 1922 г. Проходившие над духовенством и мирянами Московской епархии (172 обвиняемых, в т. ч. 49 священнослужителей). Наряду с Петроградским процессом того же года были самыми массовыми показательными судебными процессами во время организованной советскими властями кампании по изъятию церковных ценностей . В течение 1922 г. в Москве состоялось 2 больших «церковных» процесса. 23 февр. 1922 г. был опубликован декрет ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих», в к-ром в связи с необходимостью оказания помощи голодающим в Поволжье обосновывалась конфискация из храмов предметов из драгоценных металлов. 28 февр. того же года патриарх Московский и всея России свт. Тихон выступил с посланием по поводу изъятия Советским гос-вом церковных ценностей. В патриаршем послании говорилось о помощи, оказываемой Церковью жертвам голода, и о разрешении приходским советам ввиду чрезвычайных обстоятельств народного бедствия жертвовать на нужды голодающих церковные украшения и предметы из драгоценных металлов, не освященные и не имеющие богослужебного употребления. При этом патриарх осудил как акт святотатства постановление ВЦИК о насильственном изъятии церковных ценностей, в т. ч. священных сосудов и проч. богослужебных предметов, и не одобрил даже добровольное пожертвование священных предметов, к-рые церковными канонами запрещено использовать не для богослужебных целей. Патриаршее послание не могло быть донесено до паствы через печать, поскольку публикация любого церковного документа происходила только с разрешения советских властей. Поэтому для ознакомления верующих с текстом послания епархиальные церковные управления рассылали его по приходам для оглашения священниками после богослужений. В дальнейшем участие в распространении патриаршего послания об изъятии церковных ценностей стало основным обвинением против духовенства на Московских и др. церковных процессах 1922 г.

http://pravenc.ru/text/2564198.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОНУФРИЙ (? - 23.07.1628, Астрахань), архиеп. Астраханский и Терский (1615-1628), видный деятель Смутного времени. Происходил, возможно, из семьи новгородских детей боярских. Предположительно принял постриг в Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре в Новгороде, в соборе к-рого был придел прп. Онуфрия Великого . Можно предположить, что именно О. упоминается в дозорной книге Ст. Руссы 1611 г. и в труде П. М. Строева в качестве игумена старорусского на Острову в честь Преображения Господня мужского монастыря (Писцовые и переписные книги. 2009. С. 88, 204; Строев. Списки иерархов. Стб. 80). В дозорной книге 1611 г. приведены сведения из несохранившегося писцового описания Ст. Руссы 1606/07 г. Согласно им, в 1607 г. игуменом Преображенского мон-ря был Онуфрий, а к 1611 г. его сменил игум. Варлаам. Если это предположение верно, то, вероятно, что О. вместе с оставшимися в живых монахами бежал в Новгород после разорения Ст. Руссы поздней осенью 1608 - весной 1609 г. (отрядом тушинского полковника Я. Кернозицкого (Керножицкого)) или в кон. 1609 - нач. 1610 г. (отрядами тушинцев или польско-литов. войск). По всей видимости, О. был хорошо известен Исидору , митр. Новгородскому (1603-1619), к-рый не позднее 1611 г. поставил его игуменом Антониева мон-ря в Новгороде. Впервые предположение о тождестве О. и соименного ему игумена Антониева мон-ря выдвинул Строев ( Строев. Списки иерархов. Стб. 59), из совр. исследователей деятельность О. в качестве игум. Антониева мон-ря рассматривала Е. И. Кобзарёва ( Кобзарёва. 2003. С. 353). Подпись О. стояла 1-й на обороте Приговора от 25 дек. 1611 г. о приглашении в Русское государство швед. королевича (ДАИ. Т. 1. 162. С. 283-285). О. часто упоминается в документах Новгородского оккупационного архива в нач. 1612 г., в частности, о взятии денег с Антониева мон-ря (11 февр. 1612; см.: Роспись. Л. 773-775) и о взятии «мобилизационных» денег за выставление воинов (1 нояб. 1612 за 3 месяца за даточных людей, 21 конного и 21 пешего воина, было взято 186 р.; см.: Приходно-расходные книги 1612/13 г. С. 49-53). В том же году О. написал челобитную руководителям новгородского правительства Я. П. Делагарди и кн. И. Н. Одоевскому Большому Мнихе, в к-рой жаловался на произвол властей: «...в нынешнем 120 г. по вашему указу иманы деньги палатнику Клаусу Храмбору с монастырской вотчины в Деревской и Бежецкой пятинах вдвое, а теперь правят за монастырскую вотчину в Обонежской пятине» (Дело по челобитным. Л. 88-91).

http://pravenc.ru/text/2578461.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕДСТВИЯ СТИХИЙНЫЕ В Свящ. Писании указывается, что землетрясение, потоп, засуха, голод, эпидемия и проч. Б. с. происходят или непосредственно по воле Божией (Лев 26. 3-4, 18; 2 Пар 7. 13; Пс 103. 32; 148. 8; Иов 37. 6; Иер 14. 22), или по Его попущению (Ам 3. 6), что они бывают необходимы для вразумления грешников (Иез 33. 11; 2 Цар 14. 14; Иона 3. 10; Откр 3. 19) и свидетельствуют о любви Божией к Его народу (Откр 3. 19; ср.: Притч 3. 12; Евр 12. 6-7). Б. с. часто предшествуют или сопутствуют явлениям Бога (Ис 29. 6; ср.: Пс 49. 3; Ос 6. 3; 3 Езд 3. 19), а в эсхатологической перспективе предстают как подготовительные акты Божия Суда в конце времен (Лк 21. 11). Но в Свящ. Писании приводится и множество примеров ходатайств и молений праведников (таких, как Авраам: Быт 18. 16-32; Моисей: Исх 9. 29; прор. Илия: 3 Цар 18. 42-45 - ср.: Иак 5. 17-18; прор. Иеремия: Иер 14, и др.) об избавлении от грозящих Б. с., более того, через прор. Захарию Господь заповедует всем просить у Него «дождя во время благопотребное» (Зах 10. 1) и Сам укрощает бурю по просьбе Своих учеников (Мф 8. 23-27; Мк 4. 35-41; Лк 8. 22-25). Библейская традиция нашла свое продолжение в христ. богослужебной практике - со временем были созданы особые чинопоследования на случаи Б. с. История Совершение особых молитвословий, обрядов и священнодействий при Б. с. отмечено как в ВЗ (напр., Нав 7. 6), так и в творениях мн. античных авторов ( Тит Ливий. III 7. 7-8; XLI 21. 10-11; Овидий. Фасты. VI 9. 395-397; Светоний. Август. 100. 4; Ювенал. Сатиры. VI 466; Сенека. О блаженной жизни 26; Иосиф Флавий. Иуд. война. II 314): во время Б. с. верующие с удвоенной силой возносили молитвы, для всей общины устанавливался пост, часто сопровождавшийся и др. покаянными обрядами (посыпанием себя пеплом, ношением вретища, хождением босиком); совершались шествия вокруг мест поселения и по прилегающим территориям с торжественным перенесением особо почитаемых священных предметов.

http://pravenc.ru/text/77782.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИЙ († после 468), архиеп. Селевкии Исаврийской, церковный писатель. Жизнь Занял епископскую кафедру Селевкии, митрополии провинции Исаврия (юг М. Азии), по всей вероятности, ок. 440 (после 431, но ранее 448 - Aubineau. 1972. P. 169-170). На Поместном К-польском Соборе (448) В. вместе с др. участниками осудил монофизитскую ересь Евтихия , однако через год, на т. н. разбойничьем соборе в Эфесе (449), проходившем под давлением Александрийского архиеп. Диоскора , принял участие в оправдании Евтихия и смещении противостоявшего ему К-польского Патриарха свт. Флавиана . На Вселенском IV (Халкидонском) Соборе (451) В. подписал «Томос к Флавиану» св. папы Льва I Великого , осуждавший Евтихия. В 458 г. В. вместе с др. епископами своей провинции направил послание имп. Льву I в поддержку решений Халкидонского Собора, протестуя против поставления на Александрийскую кафедру Тимофея II Элура , известного своими монофизитскими взглядами (послание сохр. в лат. версии: Mansi. T. 7. Col. 559-563; ActaCO. T. 2/5. P. 46-49). Сочинения Свт. Фотий , Патриарх К-польский, упоминает 15 гомилий В., а также «Деяния мц. Феклы», составленные в стихах (не путать с 2 книгами «Жизнь и чудеса св. Феклы» - PG. 85. Col. 477-618) и др. произведения ( Phot. Bibl. Cod. 168). Сочинения В. демонстрируют его широкую начитанность в античных авторах и хорошее риторическое образование. Свт. Фотий отмечает изощренность стиля В., к-рая иногда мешает естественному восприятию мысли автора. Однако, по его мнению, это обстоятельство дает писателю нек-рые преимущества для изложения сложных тем. Вероятным образцом для риторического мастерства В. являются проповеди свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста ( Aubineau. 1972). Сочинения В. оказали заметное богословское влияние на прп. Романа Сладкопевца ( Maas. 1910; Sichem. 1968). Из 41 проповеди В. (PG. 85; CPG. 6656) 37 признаются подлинными; 2 - сомнительного авторства ( Godet. 1932): «На Благовещение Пресв. Богородицы» (In sanctae deiparae annuntiationem. Or. 39//PG. 85. Col. 426-452) и «На пророка Илию» (In Eliam. Or. 11//Ibid. Col. 148-157); 2 - неподлинные: «Против иудеев» (Contra Iudaeos. Or. 38//Ibid. Col. 400-425; Tillemont. P. 344; Marx. 1941. P. 333; Fenner. P. 6) и «Похвала первомученику Стефану» (Laudatio protomartyris Stephanis. Or. 41//Ibid. Col. 461-473; Tillemont. P. 345). Особый интерес представляет проповедь «На одержимого» (De arreptivo. Or. 23//Ibid. Col. 269-277), содержащая материал по демонологии; в гомилии «На Преображение Господне» (In transfigurationem domini. Or. 40//Ibid. Col. 452-461) дается толкование природы Фаворского Света.

http://pravenc.ru/text/150679.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕФЕСЯНАМ ПОСЛАНИЕ [Послание к Ефесянам], одно из писем ап. Павла , входящее в канон НЗ. Текст и канонический авторитет Самые ранние свидетельства текста Е. П. представлены папирусами P 46 (ок. 200; содержит 1-ю, 3-4-ю главы полностью, во 2-й гл. не хватает стихов 8-9, в 5-й гл. нет ст. 7; в 6-й гл. не хватает стихов 7 и 19), P 49 (III в.; только части 4-й и 5-й глав), P 92 (III-IV вв.; фрагменты 1-й гл.). Е. П. представлено также во всех основных унциалах. Всего в рукописной традиции встречается ок. 23 значимых разночтений. Наибольшее их количество содержится в 5-й гл.; важнейшие для истории текста - в Еф 3. 9; 4. 28; 6. 12, 19. В сир. каталоге из мон-ря вмц. Екатерины на Синае Е. П. указано между Посланиями к Колоссянам и к Филиппийцам, в каноне Муратори - между 2-м Посланием к Коринфянам и Посланием к Филиппийцам, в 39-м праздничном послании свт. Афанасия, у блж. Иеронима ( Hieron. In Eph. Prol.), блж. Августина ( Aug. De doctr. christ. II 8-9. 12-14), свт. Амфилохия, в 60-м прав. Лаодикийского Собора и др.- между Посланиями к Галатам и к Филиппийцам. В Декрете папы Геласия Е. П. стоит между 2-м Посланием к Коринфянам и 1-м Посланием к Фессалоникийцам. В Кодексе Безы Е. П. располагается между Посланием к Галатам и 1-м Посланием к Тимофею. Однако в большинстве рукописей (включая папирус P 46, Ватиканский, Синайский, Александрийский кодексы и Пешитту) и во всех печатных изданиях Е. П. помещается между Посланиями к Галатам и к Филиппийцам. Адресаты и заглавие В большинстве рукописей и печатных изданий Е. П. имеет соответствующее заглавие (лат. inscriptio или subscriptio) Προς Εφεσιους (греч.; впервые появляется в основных унциалах, а также зафиксировано в каноне Муратори и у Тертуллиана ), а в ст. 1 указано местоположение адресата - ν Εφσ («в Ефесе»; эти слова присутствуют в основных унциалах, но в Синайском и Ватиканском кодексах написаны поздним редактором). Вопрос об изначальных адресатах Е. П. поднимался уже в древности.

http://pravenc.ru/text/182055.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010