(4) О щедрости и материальной помощи сказано очень много, но здесь достаточно лишь заметить, что закон Моисеев запрещает отдачу денег в рост между братьями. Под братом он разумеет не только того, кто родился от одних и тех же родителей, но и того, кто относится к одному и тому же племени, держится одной с нами веры, говорит на одном и том же языке. Закон полагал, что обогащаться за счет других закон считает несправедливым. Напротив, он поощряет тех, кто оказывает помощь щедро и с чистым сердцем всем тем, кто находится в нужде. (5) Ибо и эта благая склонность от Бога. Человек щедрый получает прекрасный доход в виде благ, которые наиболее ценятся у людей, таких как нежность, доброта, великодушие, доброе имя и слава. (85, 1) Не находите ли вы, что эта заповедь весьма человечна? Точно так же как и следующая: «Плата бедняку должна вручаться ему в тот же день» 342 . Писание учит нас, что не следует ни минуты задерживать платы слугам нашим. Действительно, если человеку недостанет хлеба, то его усердие ослабевает. (2) Закон говорит также, что кредитор не имеем права войти в дом должника и насильно взять у него залог, но должен просить вынести его наружу добровольно. Еще сказано, что должника нельзя обирать до последней нитки. ( Втор. 24:10 ) (3) Во время жатвы закон запрещает владельцу поля поднимать выпавшие из снопов колосья; точно так же и жнецам он советует оставлять за собой несколько колосьев несжатыми. 343 В этом указании содержится двойной урок: с одной стороны, оно учит быть щедрым и уделять от своего имущества нуждающимся; с другой стороны, бедным таким образом даются средства к существованию. (86, 1) Видите, как закон утверждает одновременно и правосудие, и благость Божию, которые всем доставляют пропитание в изобилии. (2) Точно так же и сборщикам винограда возбраняется возвращаться за забытыми гроздьями или поднимать упавшие. 344 В равной мере эта заповедь применима и к собирателям олив. (3) Наконец, десятины с плодов и стад 345 учили евреев благодарить Бога и стремиться не только к прибыли, но и уделять нечто ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Почему же Сын говорит, что Он был без помощи, если прежде сказано: Я оказал помощь Могущественному ( Пс.88:20 )? Значит, и здесь различай природы. Плоть получает помощь, а божественная природа нет. Он свободен, ибо не познал уз смерти, Он не был схвачен преисподней, но явил в ней Свою силу 342 . Господь был без помощи, так как не через вестника, не через посланника, но Сам Он спас народ Свой 343 . Как мог искать помощи в воскресении Своего тела Воскресивший других? 29. Ac licet homines quoque resuscitauerint mortuum, non in sua tamen uirtute fecerunt, sed in Christi nomine. Aliud est rogare, aliud imperare, aliud mereri, aliud donare. И хотя люди также воскрешали мёртвых, однако делали это не своей силой, но именем Христовым. Одно дело – просить, другое – приказывать; одно – заслужить, другое – даровать. 30. Helias ergo suscitauit, sed orauit, non imperauit. Helisaeus suscitauit configuratus mortuo, suscitauit ipsius etiam mortui corporis tactu, ut esset typus uenturum eum, qui «missus in similitudine carnis humanae» etiam sepultus mortuos suscitaret. Илия воскресил, но он просил, а не повелевал 344 . Елисей воскресил, приняв положение мёртвого тела, воскресил, лишь коснувшись мертвеца, чтобы послужить прообразом Того, Кому надлежало прийти, Который, будучи послан в подобии плоти человеческой 345 , даже после Своего погребения воскрешал мёртвых. 31. Petrus quoque, cum Aenean curaret, ait: In nomine Iesu Nazareni surge et ambula. Non in suo ait, sed in Christi nomine. Surge autem uerbum est imperantis, sed fiducia de merito est, non praesumptio de potestate, et de nominis operatione, non de sua uirtute praeceptionis auctoritas. Quid igitur Arriani dicunt? In nomine Christi et Petrus imperat, et illi nolunt imperasse dei filium, sed rogasse? Пётр, исцеляя Энея 346 , сказал: Во имя Иисуса Назорея встань и ходи ( Деян.3:6 ). Он исцеляет не своим именем, но именем Христовым. Встань – приказание, но в нём уверенность в благодеянии, а не самонадеянное представление о собственной власти и влиянии, здесь сила действия имени Христа, а не самого приказания Петра. А что говорят ариане? Петр повелевает во имя Христа, а они хотят, чтобы Сын Божий не повелевал, но умолял?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

С процессуальной стороны «Евангелие» апостольское оказывается всецело субъективным и отрешенным от подлинного факта в благовестии Христа и деле Искупителя. Разумеется, оно не могло бы сохраняться и применяться, продолжая быть пустым личным мечтанием. Для него было обязательно конкретное содержание, в котором субъективные порывы и индивидуальные влечения должны были получать реальное выражение и осязательное обоснование. Для сего Апостол мог пользоваться, конечно, лишь тем, что было у него в распоряжении. Как сын своего времени 336 , он по духу и убеждениям был и остался иудеем 337 не менее, чем по плоти и крови 338 , – в отличие от денациональности Христа 339 , универсализм которого лишь затемнен проповедью Павловой 340 , где открывают даже пояснения к талмудическим данным 341 . Если вообще христианство коренится в религии Израиля 342 и неотделимо от лучшего в ней 343 , если весь Новый Завет есть «величайшее творение еврейского народа» 344 , то тем более верно, что Павел никогда не был в силах освободиться от иудейских уз, двигался в иудейских созерцаниях, определялся раввинскими формулами 345 и т. п., почему Иерусалим для него лично был и в будущем рисовался всегдашним христианским средоточием и иудео-христиане представлялись святыми первого ранга 346 – соответственно партикуляристической ограниченности иудейского идеала 347 Мессии, служившего концентрацией национальных вожделений и надежд 348 . Иудейство было ближайшим соучастником в формулировании Павловой теологии 349 , и чрез это в ней сохранялась генетическая его связь с христианством 350 при непрерывности развития духовной жизни апостольской 351 . Новое прозрение во многом было подготовлено иудейством 352 , где в фарисействе содержались его элементы 353 в общем 354 и в частностях 355 , а потому необходимо воспринималось при иудейских предположениях 356 , отражалось в зеркале иудейской теологии, раскрывалось в иудейских категориях 357 и притягивало сродный им материал. Таковой прежде всего черпался из Библии при пособии обычных раввинских средств произвольного выжимания и насильственного навязывания 358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

342 Для этого осенения Архиерей выходит в царские врата и принимает трикирий и дикирий от стоящих у царских врат иподиаконов, которые, по осенении, приняв от Архиерея трикирий и дикирий, входят царскими вратами в алтарь и поставляют трикирий и дикирий на свои места. 343 Снимает с архиерея и возлагает на него митру в это время и в другие моменты совершения литургии протодиакон. 344 В это время первый иподиакон, положив орлец у правого угла престола, берёт тот, который лежал у средины престола, а затем, ко времени подхождения Архиерея к престолу, кладёт снова у престола орлец и принимает лежавший у угла престола. 345 В это время иподиаконы становятся за престолом, имея в руках трикирий и дикирий; при возгласе: «Станем добре», подают трикирий и дикирий Архиерею, затем сопровождают его на амвон, поддерживая его с правой и левой стороны; по возвращении Архиерея в алтарь, они принимают от него трикирий и дикирий, идут за престол и, поклонившись оттуда Архиерею, поставляют трикирий и дикирий на свои места. 346 Обыкновенно, после веяния, первые двое сослужащих приближают воздух для целования его Архиерею; для складывания воздух передаётся (обыкновенно 2-м сослужащим) младшему иерею (который, исполнив это, полагает воздух на левой стороне престола), а в иных местах – диакону (который относит его на жертвенник). 348 Кадильницу подаёт Архиерею второй диакон; приняв её от Архиерея, он кадит вокруг престола и весь алтарь, а затем отдаёт кадильницу пономарю. 349 Произнеся это, он подходит к Архиерею, целует его руку, митру, снова руку, затем, поклонившись ему, становится на своё место. 350 Для произнесения слов: «приносящего св. дары сия», протодиакон, войдя в алтарь, подходит к престолу, и произнося эти слова, указывает со орарем на свв. дискос и потир; затем, поклонившись Архиерею, он снова возвращается в царские врата и продолжает: «О спасении Благочестивейшаго» и т.д., а после этого возглашения опять возвращается в алтарь, подходит к Архиерею, принимает от него благословение, целует его руку и произносит: «ис полла эти деспота».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

А между тем вопросы эти столько же интересны, сколько и важны. Мы уже видели отчасти, что патриарх Енох пользуется в среде мусульман особенным уважением; они считают его необычайным мудрецом, которому известны все тайны неба и земли: он пророк, боговидец, величайший праведник, проповедник покаяния, знаменитый ученый, изобретатель арифметики, астрономии, астрологии, письма, шитья и т. д. 340 . Откуда же перешли все эти легендарные сказания к мусульманам? Основываясь на свидетельстве аббата Людовика Марракчия, который в своем сочинении Refutatio Alcorani говорит, что «Коран в своих баснях почти всегда следует за Талмудом как собака за собакой» 341 , можно бы думать, что мусульманские сказания об Енохе также составлены на основании Талмуда. Но легендарные рассказы евреев о допотопном патриархе, записанные в Талмуде, главным образом рисуют нам небесную жизнь Еноха, жизнь его, как Метатрона, которому подвластны небо и земля, ангелы и люди, тогда как в арабских сказаниях об Идрисе очерчивается преимущественно его земная жизнь до переселения на небо и притом совершенно независимо от Талмуда. Легендарные рассказы апокрифической книги «Яшар» также не могли послужить основой для мусульманских рассказов об Идрисе. Правда, в книге Яшар есть сказание о наставлении Енохом современников в законе Божием 342 , что напоминает рассказ Рабгузы о произнесении Идрисом речей пред народом 343 , но это сходство слишком незначительно, чтобы можно было на основании его поставлять легенды магометан в зависимость от книги Яшар; притом сходство это единственное: самое взятие Еноха в рай описывается в книге Еноха совсем иначе, чем у мусульманских писателей, например у Рабгузы 344 . Более близко напоминает легенды магометан рассказ об Енохе книги Юбилеев 345 , но и здесь сходство не особенно значительно; можно думать, что автор книги Юбилеев и мусульманские писатели заимствовали свои сказания из одного первоисточника (отсюда сходство), но перерабатывали их независимо друг от друга (отсюда различие).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

341 (Ст. 1). Надо различать пустыню Син от пустыни Синайской. – (Сравни Числа XXXIII, 12–16). Последняя прилегала к самой священной горе. Пустыня же Син, ныне называемая Деббет-ер-Рамле, простирается почти насквозь всей ширины Синайского полуострова между известковым хребтом Ти и гранитными отрогами Синайских гор. 342 (Ст. 2). Ропот начался еще задолго до прихода к Синаю. Мы выше видели, что Израиль шел медленно, быть может не целой массой, а коленами или отрядами, которые проходили разными многочисленными ущельями, выходившими в широкую пустыню Син. Вероятно, что здесь в Деббет-ер-Рамле (Син) впервые соединяются эти отдельные группы в один общий стан, и именно вследствие того начинает чувствоваться недостаток в пище – В пустыню пришел Израиль полтора месяца спустя выхода из Египта (см. ст. 1), и в это время должны были истощиться и запасы его. – Но мы не должны забывать,что с народом шли многочисленные стада, стало быть нельзя думать, чтобы в строгом смысле был голодв стане. 343 (Ст. 3). Кук думает, что Израильтяне вспоминают казни Египетские, и опирается на выражение: «если бы умерли от руки Господней!», что, конечно, заставляет думать, что они указывают на чудеса, совершившиеся в Египте. 344 (Ст. 3). Из этого выражения, сравнивая его с кн. Чucл. XI 5, можно заключить, что хотя Израильтяне были угнетены работой в Египте, но они кормились хорошо, частию вероятно от правительства, распоряжавшегося работою, частию от собственных произведений земли своей. Раздача пиши работникам упоминается в памятниках Египта. Впрочем, не в изнурении работою лежала в Египте опасность для Израиля. Опасность заключалась в нравственном унижении, в рабстве, в совершенном уничтожении национального духа, наконец, в идолопоклонстве 345 (Ст. 4). «Одождю хлеб» есть выражение, прямо указывающее на чудесное питание Израиля. Т. наз. ныне манна, или огустевший сладкий сок дерева «Tamarix mannifera» не мог бы дать пищи столь значительному количеству людей. Это было явление, не встречаемое в природе; это был «хлеб с небес». Испытание, о котором говорится в этом стихе, относится к нравственной стороне народа Израильского: Господь рядом чудес спасает их, питает их, и всякое чудо есть новое испытание в том, останется ли верен Израиль Господу, послушается ли его законов? (сравни гнев Господень за идолопоклонство во главе XXXII Исхода).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

е. Конфуцзы). 326. Ли-дай ди-ли чжи юнь бянь. – География, составленная согласно с летописными книгами беспрерывно сменявшихся царствований. 327. Хуан-чау юй ди юнь бянь. – Книга стран, подвластных императорской династии. 328. Цзу бянь цзун тху. – Полное начертание девяти пределов, т. е. карта Китая (древнего). 329. Хуан-чау iu тхун юй ди цюань тху. – Подробная карта Китайского Государства, с обзором царствовавших и ныне царствующих династий. 330. Сань чжэу цзи люэ. – Топографическое описание трех округов второго разряда (чжеу, sous prefecture) в пров. Хо-цзяне. 331. Ли-дай бянь фан. – Государственные границы, защищаемые плотинами, рвами, земляными насыпями и укреплениями. 332. Хай цзян цзун тху. – Карта всей приморской границы – с подробными объяснениями. 333. Лян бан чжи люэ. – Летописные известия о смежных государственных границах. 334. Ли-дай цзянь-юй бяо. – О государственных границах Китая, (по докладу Императору). 335. Цзюй и лу. – Известия о заселенных и обрабатываемых частях государства (китайского). 336. Цзин гу юй ди тху. – Начертание настоящих и древних обитаемых земель (Китая). 337. Я-си-я дун бу юй ди тху. – Карта отдельных областей восточной Азии. 338. Чжэу сянь мин. – Политические деления древнего Китая (на чжэу-округ в 2,500 семейств и сянь-подразделения этого округа). 339. Iu юй лу. – Отдельные замечания о достойных внимания странах. 340. Си юй ши ди. – Страна западных незаселенных частей кит. государства. 341. Си юй. – Западные области – суо тхань, т.е. отрывочные рассказы о западных областях Китая. 342. Си юй цзи. – Хроника стран западных. 343. Си юй цзун чжи. – Полный сборник сведений о западных странах. 344. Си ю цзи. – Летопись о племени Ю в западных областях (Китая). 345. Си ши цзи. – Летопись о посольствах в западные страны. 346. Юань си-бэй юй ди ли тху. – География с рисунками разных и главных северо-западных областей (Китая). 347. Си ху чжи цзуань. – Сборник сказаний об озерах в западных областях. 348. Чун-сю ху цю шань чжи. – Сказания Чун-сю о возвышенных насыпях (ху).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Эта двойственность учения св. Григория справедливо отмечена в исследовании В. Несмелова: Догматическая система св. Григория Нисского. Казань, 1887, стр. 153: «Внимательное чтение его (св. Григория) творений ясно показывает, что на самом деле он мыслил несколько иначе, чем говорил в полемике с Евномием. Все его исторические суждения имеют свой надлежащий смысл только по отношению к такому же суждению Евномия относительно полной постижимости сущности Божией; безотносительно же к этому суждению, они должны быть приняты с большим ограничением». Полемика св. Григория с Евномием содержится главным образом в 12 книгах «Опровержения Евномия», в русском издании его творений, занимающих V и VI тома (особенное значение имеют книга II и XII). Отчетливое и компетентное изложение спора Евномия с святыми Василием В. и Григорием Н. см. в цит. соч. В. Несмелова. I, гл. II—III. 342 Опровержение Евномия, II (Несмелов, 153), р. п., V, 271. 343 Опров. Евн., XII, р. п., VI, 291, 2. 344 По гипотезе Ш. Нуцубидзе и бельгийского ученого Э. Хонигмана, автором «Ареопагитик» является грузинский мыслитель Петр Ивер. См.: Нуцубидзе Ш. Тайна Псевдо–Дионисия Ареопагита. Тбилиси, 1942; Хонигман Э. Петр Ивер и сочинения Псевдо–Дионисия Ареопагита//Труды Тбилисского ун–та, 1959. Т. 59. Возражения против этой гипотезы см.: Византийский временник. М.; Л., 1956. Т. 8. 345 См. в патрологии Миня, серии греческих авторов, т. IV. Подлинные сочинения Дионисия Ареопагита, вместе с парафразом Пахимера, помещены в III томе той же серии. 346 Св. Дионисий Ареопагит оказывал влияние и на склонное к чрезмерной рационалистической ясности католическое богословие, даже в лице главы его — Фомы Аквинского, об этом можно судить — правда, не по основному строению его богословской системы, Summa theologiae (общедоступное изложение учения Фомы см. у Sertillanges. Saint Thomas I—II. Paris, 1912), но по отдельным его положениям. Приводим для примера: «Нужно пользоваться путем исключения, в особенности при рассмотрении божественной сущности. Ибо божественная сущность своею безмерностью превосходит всякую форму, постигаемую нашим умом; таким образом мы не можем постигнуть ее чрез познание того, что она есть, но имеем о ней лишь некоторое понятие чрез познание того, что она не есть» (Est autem via remotions utendum, praecipue in consideratione divinae substantiae. Nam divina substantia omnem formam, quam intellectus noster attingit, sua immensitate excedit; et sie ipsanr apprehendere non possumus cognoscendo quid est, sed aliqualem ejus habemus notitiam cognoscendo quod non est» (Contra Gentiles, lib. I, cap. XIV). Пит. у Леруа. Догмат и критика, стр. 29. «О Боге мы не можем постигнуть то, что Он есть, а лишь что Он не есть, и как все остальное к Нему относится» (non enim de Deo capere possumus, quid est, sed quid non est et qualiter alia se habeant ad ipsum) (Op. cit., I. 1, c. XXX. Цит. у Леруа, 129. Здесь же см. сопоставление и других мест из Фомы Аквинского и ссылки его на Дионисия). 347

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

А как только отнять зеркалы, вдруг все копии сокрываются в своей исконности или оригинале, будто ветви в зерне своем. Однако же телесный наш болван и сам есть едина токмо тень истинного Человека. Сия тварь, будто обезьяна, образует лицевидным деянием невидимую и присносущую силу и божество того Человека, коего все наши болваны суть аки-бы зерцаловидные тени…» 341 Григорий Сковорода (1722–1794) — украинский философ и поэт, в своих произведениях и трактатах резко критиковал официальную религию и паразитизм господствующих классов. 342 «Чин явления истины» — «Чин бываемый во явление истины между двома человекома тяжущимася». Книга под этим названием издана синодом; в конце предисловия указано, что «благословением же святейшего синода напечатася книга сия… в царствующем граде Москве» в 1864 году. В дальнейшем повествовании Лесков приводит отрывки из этой книги с некоторыми изменениями и неточно; например, у Лескова: «И аще дерзнешь неправду показать, то да трясешися, яко крин на земли», — а в тексте «Чина»: «Елицы же лестною клятвою неправду праведну показати смеете… и да трясется яко Каин еще и на земли». 343 Остер — река, приток Сожа, протекает в Белоруссии и Смоленской области. 344 Опанас Опанасовш закрепостил их за собою, и учинился над ними пан, еще где до Катериных времен! — Катерины времена — время царствования Екатерины II (1762–1796); Екатерина II (1729–1796) всемерно укрепляла крепостнический режим; в частности, ею были изданы указы о праве помещиков ссылать крестьян на каторгу и о запрещении крестьянам подавать жалобы на помещиков; в царствование Екатерины II украинские крестьяне были окончательно закрепощены. 345 …их стали писать «крепаками»…— то есть крепостными. 346 Пуга (юго-зап., обл.) — кнут, хлыст. 347 Копа (обл.) — куча, груда, ворох. 348 Одностойне (укр.) — единообразно, единодушно. 349 …полковник… разметал его «бебехи». — Бебехи (укр.) — перины; здесь: имущество, домашний скарб. 350 Выбачайте (укр.) — от выбачати — извинять. 351 Брама (укр.) — ворота.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Ибо он решил не прекратить это свое хвастовство и пустое самомнение, а кичливо преподносить себя и свое пленение варварами как образ Христа и Христовых страстей [которые Он претерпел] ради нас, по своему обыкновению извращая факты ложными утверждениями и рисуясь тем, чего следовало бы стыдиться. Так в сердце неразумного нет места памяти Божией и богоугодной добродетели. Поэтому Бог и попустил ему подвергнуться самому сильному глумлению и быть всеми ненавидимым как мерзость запустения 341 . Ибо с этого времени произошла резкая перемена, и он даже для сильно любивших его правителей и единомышленников стал настолько ненавистен из-за беззаконного и содомского сношения с варварами, что они за свободу того, ради кого обещали пожертвовать всем своим имуществом и, если потребуется, самих себя отправить в Аид, не хотят теперь дать даже обола. Книга 29, раздел 16 Потому что, куда бы ни склонилась чаша весов, они не рассчитывали на благоприятный для них результат. Ибо если они, – так они говорили, – решат покрыть [выдвигаемое против него] обвинение молчанием и позволить ему священнодействовать, то все камни возопиют 342 о чрезмерности этого преступления; а если убедят его не исполнять свои функции и воздерживаться от священнослужения, то он в дальнейшем будет им самым дерзким среди многих обвинителей и направит против них свой язык, острейший всякого меча, и окажется для них тяжелее всякого Олимпа. А когда к тому же станут слышны выплеснувшиеся на улицы театральные и базарные остроты – про икры 343 , андрогинного бога 344 и беременное недоразвитым плодом бедро 345 , – являющиеся отнюдь не выкидышами Диониса и фиванской Семелы, но плодами, родственными нечестивому варварскому семени, и теми лукавыми и нечестивыми порождениями, какие сам он привык непрестанно рождать из [утробы своего] нечестивого мышления, или, скорее, [не порождениями, а] недоразвитыми и противоестественными выкидышами, тогда какой муки худшим не покажется это всем тем, кому случилось иметь его своим учителем? Книга 29, раздел 17

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010