Рубрики Коллекции «Когда чекисты уводили папу, она сорвала для него яблоко в саду» – история дочери священника, которого убили за веру 3 мин., 05.12.2020 Поделиться Отца арестовали, когда Лиде было 15 лет. Семья жила тогда в селе Никольском под Москвой. Вечерами папа, отец Владимир, насвистывая, шёл с электрички к домику, в котором его ждали сын, дочь и их мама Маруся — так дети звали свою крёстную, заменившую им мать после ее смерти. Брат с сестрой не могли усидеть на месте и бежали отцу навстречу. Папа был необыкновенным человеком: различал голоса птиц, мог сделать чернильницу, из которой никогда не проливались чернила, или соорудить куриный инкубатор. А еще он играл на фисгармонии, красиво пел и мог легко объяснить решение любой задачки. 1935-36 годы были для них очень счастливыми. Но наступил роковой 1937-й.  Отца Владимира арестовали. Прощаясь, он снял нательный крестик и надел его на Лиду. А дочка, когда его уводили, сорвала в саду яблоко и дала папе. Сотрудник НКВД одёрнул было девочку, но тут вступилась мама Маруся: «У вас есть дети? Так дайте детям с отцом проститься». Тогда и кончилось детство. Приходя из школы, Лида, быстро сделав уроки, садилась в уголок между печкой и кроватью и сидела так до вечера. Иногда ходила на Кузнецкий мост, в приемную НКВД, в надежде что-то узнать об отце, но из раза в раз слышала одну и ту же фразу: «Десять лет без права переписки»… Известий об отце Владимире не было многие годы. В 1956 году Женя, который уже сам стал священником, подал запрос о судьбе отца в прокуратуру и получил ответ: Амбарцумов Владимир Амбарцумович умер 21 декабря 1943 года в лагере от заболевания почек. Но была ли правда в этом ответе? Лида к тому времени уже окончила институт, вышла замуж и сама стала мамой. Решили, что надо совершить отпевание папы в день смерти мамы 24 мая, — дата смерти отца, указанная в справке, так и не стала памятной. Отпевали четыре священника, вместе с сыном покойного, отцом Евгением. А муж Лиды, Глеб Александрович Каледа, потом тоже стал священником — в 1972 году его тайно рукоположили и до 1990 года он служил у себя на квартире.

http://foma.ru/kogda-chekisty-uvodili-pa...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Москве создается Институт Библии 15.02.2011 Новое творческое объединение – « Институт Библии » -- будет создано в Москве на базе Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им.Рудомино (ВГБИЛ). Задачи новой организации, которую возглавит в качестве президента известный московский священник, протоиерей Александр Борисов, заключаются в популяризации достижении библеистики, создании разветвленной сети научного общения специалистов-библеистов, изучении влияния Библии на отечественную и мировую культуру и т.д. Об этом 14 февраля сообщила директор ВГБИЛ Екатерина Гениева, открывая научную конференцию «Библия в традициях отечественной культуры», которая стала первым мероприятием «Института Библии». Организатором конференции, помимо ВГБИЛ, стал приход московского храма свв. бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, настоятелем которого является о. Александр Борисов. Форум был посвящен известным исследователям Библии, священникам Александру Меню (1935-1990) и Георгию Чистякову (1953-2007), имена которых неразрывно связаны с общиной космодамианского храма. Екатерина Гениева пояснила, что Институт Библии мыслится как общественная организация, как «проектное творческое объединение», где единомышленники будут работать на общественных началах. Коснувшись роли известных библейских организаций: Института перевода Библии (РБО) и Российского библейского общества (РБО), Е.Гениева отметила, что их важнейшей задачей является перевод, издание и распространение текста Библии. По ее словам, Институт Библии должен сосредоточиться на научной и просветительской работе, поскольку российское общество «дорого платит за недостаток знаний о Библии». «У нас нет никакого желания ни от кого отделяться. Наоборот, мы хотим соединить усилия и посмотреть, что мы можем вместе», -- сказала директор ВГБИЛ. Протоиерей Александр Борисов, который два десятилетия возглавлял РБО, одобрил инициативу Центра религиозной литературы и директора ВГБИЛ, подчеркнув, что библиотеки в современной России могут взять на себя роль культурных и просветительских центров.

http://drevo-info.ru/news/10191.html

В одном селе Яков подошёл к окну и попросил хлеба. Жившая в этом доме вдова, у которой было двое детей, пожалела его и пригласила жить в свою семью. Там прожил он почти год. Это было в Татарии, село Кармалы . Своё проживание Яков отрабатывал тем, что трудился на хозяйском поле. В селе был действующий православный храм и велась обычная приходская жизнь, как будто и не было гонений. Вернувшись в 1935 году на Донбасс, Яков пытался найти братьев. Старший Иван, который сел в тюрьму вместо отца, отбыв заключение, жил недалеко от родных мест - в Луганске, где работал кузнецом. Василия и Тихона Яков нашёл в Мариуполе. Они работали на Мариупольском металлургическом заводе Ильича. Туда же в том же году устроился и Яков крановщиком. Юноша отказался вступить в компартию, открыто говоря, что является верующим. Однако начальство ценило его за трудолюбие, ответственность, точность и аккуратность. Со временем он стал старшим в бригаде. Когда началась Великая Отечественная война , старшие братья Якова ушли добровольцами на фронт. Иван участвовал в боях, был взят в плен и угнан в Германию. После войны остался в Бельгии, а потом переехал в Канаду. В 1990-х годах Иван приезжал на Афон повидать брата игумена. Василий пал смертью храбрых при форсировании Днестра в 1944 году. Тихон служил лётчиком, из-за полученных ран прожил недолго и скончался в 1954 году. Рабочих Ильичёвского завода, среди которых был Яков, не призывали на фронт, потому что завод имел оборонное значение. Ильичёвские металлурги выпускали броневую сталь для танков Т-34, торпедных катеров и самолётов-штурмовиков ИЛ-2. Когда линия фронта приблизилась к городу, была организована эвакуация промышленных предприятий и людей на Урал и в Сибирь. Эвакуировали и Ильичёвский завод. Будучи бригадиром крановщиков, Яков Алёхин непосредственно участвовал в переносе и погрузке демонтированнаго оборудования. Покинуть город, как и многие другие, он так и не успел. 8 октября 1941 года Мариуполь был взят фашистами. 26-летний Яков Алёхин в числе других жителей Мариуполя был угнан в Германию. Их привезли в маленький городок Зинген округа Констанц в земле Баден-Вюртемберг, где они работали на фабрике три года. За пределы завода их не выпускали. Яков работал по своей специальности - крановщиком. Ему вновь довелось испытать каторжный труд, голод и нечеловеческие условия жизни.

http://drevo-info.ru/articles/13675097.h...

В последующие годы храм постоянно благоукрашался. В 1825 году вокруг храма возвели ограду. Уже с начала XIX века храм был двуштатным. В 1861 году в селе Талдоме значилось сельское приходское училище. В 1867 году поновили роспись Ильинского и Никольского приделов, поставили иконостасы с новыми иконами. 10 декабря 1867 года они были освящены. В 1890-х годах храм претерпевает серьезную реконструкцию. Сохранился эскизный проект реконструкции, разработанный архитектором А.П. Виноградовым в 1894 году. Также сохранились чертежи некоторых деталей храма, где видны изменения, внесенные архитектором в первоначальный вариант проекта. Эти чертежи датированы 1895 и 1896 годами. В 1935 году храм закрыли. В последующее время в нем размещались различные организации. Последние годы перед открытием храма здесь находилась обувная фабрика. В 1990 году в Талдоме при участии протоиерея Петра Бахтина была организована община верующих и началась работа по передаче здания храма прихожанам. В 1991 году община была зарегистрирована и здание храма было передано верующим. Первое время богослужения совершались в двухэтажном деревянном здании, находящемся рядом с храмом и являвшимся складским и административным зданием обувной фабрики. После передачи здания храма и других пристроек к нему, принадлежащих обувной фабрике, богослужения совершались в восточной пристройке к храму - со стороны разрушенного алтаря храма. Летом 1997 года над зимней (трапезной) частью храм был снесен второй этаж, надстроенный в советское время. В это же время проводились работы по укреплению купольной части храма и начались работы по установке угловых куполов. Осенью 1998 года был установлен центральный барабан и купол храма. В конце ноября и начале декабря центральный купол был обшит металлом под золото и над всеми куполами храма установлены кресты и начаты работы по укреплению стен трапезной части храма, которые закончились летом 1999 года. Летом и осенью 1999 года укрепляется фундамент колокольни для будущего ее строительства, а также выкладывается закомары на южной стороне трапезной. Летом 2000 года начались отделочные и кровельные работы на купольной части храма, а также утепление кровли трапезной.

http://drevo-info.ru/articles/13676035.h...

Могилы убиенных Их расстреляли у тюрьмы в Верхнем Чове . По свидетельствам очевидцев и местных жителей, там и сегодня можно обнаружить ямы – в стороне, около старого кладбища . Павел Елькин – в нижнем ряду крайний справа Александра Ивановна с помощниками на двух телегах под покровом ночи, видимо, лесными дорогами, везла 13 тел в тентюковский лес, где лежали ее дети. Там, по словам Тамары Пантелеймоновны Лапиной, племянницы Александры Ивановны Деминой, они выкопали две могилы: в одну сложили всех мирян, в другую – монашествующих и священнослужителей. Однако есть также и мнение, что похоронили каждого из мучеников по отдельности , чему может быть косвенным подтверждением наличие 15 захоронений на месте первых могил, с которых начался погост, то есть это 13 могил участников «Священной дружины» и одна сдвоенная могила Нины и Жени. Александра – Сандро, Сашук, как ее ласково звали односельчане, – хранила тайну долгие годы. Однажды, придя со своей племянницей-крестницей – уже молодой девушкой – на кладбище, она рассказала ей о том, кто похоронен под этими двумя столбиками, на одном из которых был прибит маленький металлический крест. Это была могила священнослужителей. «Осия» Неизвестная могила. Находится в непосредственной близости к двум могилам новомучеников При обследовании кладбища наше внимание привлекла могила, расположенная в значительной близости от упомянутых захоронений новомучеников. В соседнем семейном комплексе – в одной ограде, где все могилы имеют признаки ухода, – поставлены металлические кресты по типу тех, что ставили в 1970–1990-х годах. И есть одна, отличная от них: между двумя могилами – могилка, за которой, вероятно, не смотрели – наравне с другими не содержали. Она находится между захоронениями 1935 и 1948 годов. Эта могилка уже даже утратила холмик, если он вообще был, так как она врезана между двумя другими могилами. На ней до сих пор стоит столбик, подобный тому, какие ставили с 1930-х годов. Основание его совсем истлело. На всем кладбище не нашлось такого второго. Данное захоронение очень мало похоже и на детское. На столбике вырезано лишь одно слово – «Осия».

http://pravoslavie.ru/124499.html

е. ок. 592/1 г. до Р. Х.), когда И. было 24 года. Эти документы демонстрируют, что И. в плену получал достаточное содержание для своего семейства и свиты. Мн. ученые разделяли мнение, что И. продолжал считаться легитимным царем как в Вавилонии, так и в Иудее. Вероятно, вавилоняне рассматривали И. в качестве замены царя Седекии в случае необходимости. Еще одним возможным подтверждением статуса И. являются кувшины, найденные в р-не Бейт-Шемеша ( Вефсамис ) и Тель-Бейт-Мирсима, на ручках к-рых отчетливо прочитывается клеймо:       («[Принадлежит] Елиакиму, управляющему Йокина»). Мн. ученые отождествляют упомянутого правителя с И., указывая, что, несмотря на пленение, царь продолжал владеть имуществом или угодьями в Иудее, к-рыми он управлял при помощи посредников (см., напр.: Albright W. F. Archaeology of Palestine and the Bible. N. Y., 1935. P. 125; Berridge. P. 661; существуют и др. т. зр., относящие эти находки к более позднему периоду - см.: Malamat. 2001. P. 314-315). Существовавшее политическое противостояние между 2 царями нашло отражение в Книгах пророков. В первые годы правления царя Седекии прор. Анания предсказывал, что через 2 года И. возвратится в Иудею и вернет захваченные храмовые сосуды (Иер 28. 1-4). Прор. Иеремия, поддерживавший позицию непротивления Вавилонскому царству, выступал против подобной перспективы, объявив, что И. никогда не вернется на родину (Иер 22. 27). Он также предостерегал народ от влияния пророков, придерживающихся сходной с Ананией политической идеологии (Иер 29. 8-10). Кроме того, согласно его пророчеству, никто из потомства И. не сядет на престоле Давида (Иер 22. 30). Некоторые комментаторы полагают, что, оплакивая горькую участь иудейских правителей, прор. Иезекииль в повествовании о молодом льве изображал И., с которым он связывает мессианское обетование (Иез 19 - см., напр.: Blenkinsopp J. Ezekiel. Louisville (Kent.), 1990. P. 85). Особое расположение к И. подтверждается тем, что прор. Иезекииль датирует свою книгу годами пленения И.

http://pravenc.ru/text/293810.html

Конечно, эти вопросы философии и мировоззрения не исключительны для эмигрантского общества, и в России нынешней, и на отколотых от нее пространствах, без сомнения, много образованных, интеллигентных и ответственных людей, благодаря которым история России обречена на сохранение и жизнь. Но для меня тогда, при первых вхождениях в дом Олега и Ирины, как впоследствии я стал их называть с своем кругу, открывалась неизвестная ранее сторона особого хранения истории России за ее пределами. Я даже представить себе не мог, что такое существует и на сколько это важно для самой России. Что такое быть русским было для моего друга Олега Григорьева? Я никогда не задавал ему этот вопрос, а он никогда сам не начинал такой разговор. Я просто слушал его короткие отрывочные рассказы о разных моментах его жизни, от учебы в кадетском корпусе в предвоенные годы, до великого рассеяния беженцев второй мировой по всем континентам планеты. Благодаря твердой приверженности следовать принципам товарищеского долга, русского православного человека Олег Владимирович серьезно взялся вместе со своей супругой вытаскивать из серьёзного переплета одного русского штурмана, в который тот угодил не по своей воле, а при попустительстве и слабости российской защиты своих моряков в иностранных портах. Парню грозил долгий тюремный срок по сфабрикованному делу, и только благодаря упорству и настойчивости Олега и Ирины, мурманский моряк был выпущен из тюрьмы и благополучно был отправлен в Россию. Другой случай, который можно назвать просто чудом, произошел в Сербии, в середине 1990-х, когда Олег уговорил Ирину последовать за ним на слет кадет в Сербии, и в результате они вдвоем оказались на центральной площади Белграда и совершенно неожиданно Ирина услышала в городской толпе произнесенную каким-то прохожим фамилию своего родного деда, Дмитрия Васильевича Краинского (1871-1935), известного в императорской России правоведа, инспектора системы исполнения и наказания, мецената и попечителя сиротских приютов. Об этом человеке ходили легенды, говорили, что он автор очень детального документирования большевистских злодеяний на протяжении всей гражданской войны, что он вел дневник и на чужбине. И вот, в толпе, Ирина услышала эти имя и фамилию и отыскала этого прохожего. Им оказался старьевщик, предлагавший на распродаже некие дневники Краинского.

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/15/...

Любопытно, что, работая с 1919 года в ВЧК, Агранов был одновременно секретарем Совета Народных Комиссаров и так называемого Малого СНК: его подпись стоит под многими постановлениями вместе с подписью В. И. Ленина. Дальнейшими вехами служебной карьеры Агранова, дотянувшего в 1935 году даже до поста первого заместителя наркома внутренних дел, стали расследование им обстоятельств антоновского мятежа на Тамбовшине, дела ЦК правых эсеров и дела Я. Блюмкина, подготовка процессов по делам «Промпартии» и «Трудовой крестьянской партии», виртуозные допросы убийцы Кирова Л. Николаева, руководство работой по разоблачению и осуждению «врагов народа» Л. Б. Каменева, Г. Е. Зиновьева, Н. И. Бухарина, А.И. Рыкова, М. Н. Тухачевского и многих других. Как видим, рука одного и того же режиссера-постановщика тянется от первого громкого политического процесса по делу «Тактического центра» до череды сногсшибательных процессов 1936 – 1938 годов. Какая показательная, тесная связь времен! Агранов долгое время специализировался на ловле именно интеллигентских заблудших душ, и нетрудно догадаться, почему его постоянно «тянуло» к литературно-богемным кругам. Он считался приятелем многих доверчивых писателей, начиная от Б. Пильняка и кончая В. Маяковским. Тень изворотливого чекиста ставила зловещую точку в судьбах сотен людей (успешная попытка выяснить причастность Агранова к убийству Маяковского была предпринята В. Скорятиным в «Журналисте», 1990, 1, 2, 5), пока он сам не был в августе 1938 года осужден Военной коллегией Верховного суда СССР по обвинению в «контрреволюционной деятельности» и не отправлен вслед за своими бывшими подопечными. В 1955 году при проверке дела Агранова Главная военная прокуратура не нашла оснований для его реабилитации ввиду того, что он допускал систематические нарушения социалистической законности. С 16 по 20 августа 1920 года большая аудитория Политехнического музея в Москве представляла невиданное зрелище: здесь слушанием дела «Тактического центра» фактически открывалась целая эпоха публично-показательных процессов над врагами советской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010