– Оставление сердцем житейского и поучение в Писании непрестанно возбуждают в подвижнике досточудный помысл о величии Божием, – и содержание сего помысла (21:140). – Влияние памятований на помыслы (30:179). – При появлении лукавых помыслов должно не прекословить им, а повергать себя пред Богом, и почему (30:183). – Добрые помыслы приходят от ангела-хранителя (34:194). – Каким образом один старец избавлялся от лукавых помыслов (34:194). – Как другой старец прогонял помыслы гордыни (34:195). – Страстные помыслы не перестают приражаться, пока стоит сей мир (38:209–210). – По какой причине помыслы и страсти обладают человеком? (39:213–214) – Лукавые помыслы возникают по ухищрению диавола (40:219). – Господь наказует не за невольное движение лукавого помысла, но за закоснение в оном (40:219–220). – О различении помыслов и о том, что должно испытывать их прилежной молитвой (40:220). – От благочиния чувств рождается благочиние помыслов (41:222). – При алчущем и смиренном чреве не проникают в душу срамные помыслы (43:235). – По характеру и состоянию помыслов можно судить о преуспеянии и бесплодности безмолвнического жития (44:240–241). – Некоторые страсти ведут брань приражением помыслов, другие – тем, что налагают на душу тяжесть (45:244). – Должно строго наблюдать за движением помыслов (45:244). – И у совершенных бывает приражение страстных помыслов (46:248). – Об изменении, бывающем в помыслах: как они из скотских и нечистых превращаются в целомудренные и мирные (46:249). – Когда искушение помыслами ведет к падению? (46:251–252) – Помыслами смирения грешник умилостивляет Бога (46:252). – Помыслами гордыни тревожимы бывают люди, стоящие на высокой степени духовного жития (46:253). – Должно молиться Богу о сохранении от мятежа помыслов и от потопа страстей (52:288). – Как бороться с помыслами во время молитвы? (52:289–290) – Внешние философы назвали мечту безумных помыслов своих умозрением естеств (55:332). – Многие еретики мечты своих помыслов называли духовными созерцаниями (55, 335:336).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

вместо Переславля Залескова посацкого человека Игнатья Гребеншикова по ево веленью р.п. 220. Стретенской сотни Ивашко Тимофеев р.п. 221, 222. Гостиные сотни Федоска Косякин вместо Коширенина посацкова человека Тимофея Аксенова да Переславля Резанскова посадцкого человека Григорья Третьякова по их веленью р.п. 223, 224. Вместо Садовые слободы Ивана Телятева да Огородные сло- боды Василья Чанчикова Иванов сын Телятева Ни(ки)форко р.п. 225. Гороховленин посадцкой человек Гришка Кувалдин р.п. 226, 227. Чухломец посадцкой человек Кирилко Гаврилов сын Смолинской и вместо Унженина посадцкого человека Ивана Абакумова по ево веленью р.п. 228, 229, 230. Лучанин посацкой человек Афонасей Павлов и вместо Торопчанина посацкова человека Семена Деева по ево веленью р.п. да он же Афонасей вместо Ржевитина посадцкого человека Максима Мылникова по ево веленью р.п. 231, 232, 233, 234, 235. Алаторец посацкой человек Климко Матвеев вместо отца своево Матвея, да Муромца посадцкого ж человека Гаврила Сафонеева, да Арзамазца посацкого ж человека Михаила Оникеева, да Курмышинина Семена Иванова сына Тверитина, да Ядринца посацкого человека Кирила Гаврилова по их веленью р.п. 236, 237. Голечинин посацкой человек Оска Кувашев и вместа Туленина посадского человека Ивана Данилова по ево веленью р.п. 238. Тверитин посадцкой человек Семенка Григорьев сын 239. Крюков и вместо Новоторца посадцкого человека Исачка Сидорова по их (?) веленью р.п. 240. Вместо Волоченина Федки Иванова Михеева Дмитровской сотни тяглец Фомка Иванов р.п. 241, 242. Яранец посацкой человек Потенка Севенов и вместо Царева Санчюрскова посацкова человека Гришки Дмитриева да 243, 244, 245, 246. Царева Кокшанского города посадцкова человека Евсейка Бирина, да Кузмодемьянца посадцкова человека Фомки Яковлева, да в Цывиленина посадцкого человека Матюшки Филатова, да Васильягородца посадцкова человека Ондрея Трубина по их веленью, что они грамоте не умеют, р.п. 247. Свияженин посацкой человек Оксентей Ульянов р.п. 248. Воронежец сын боярской Леонтей Павлов вместо Воронежца

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богданов Федор Кирьякович (р. 1833), поселенец в Мало-Тымове, раскольник, занимался ростовщичеством – 164 Бородавкин, петербургский купец, присланный на Сахалин за поджог – 139, 465, 833 Боткин Сергей Петрович (1832–1889), проф. Военно-Медицинской академии, общественный деятель – 369, 701, 886 Бошняк Николай Константинович (1830–1899), лейтенант флота, сподвижник Невельского Г. И., участник Амурской экспедиции (1853-55), автор известных Чехову описаний экспедиции – 48, 108, 142–143, 168, 169, 171, 174, 178, 185, 385, 502, 503, 505, 774, 792, 805, 834, 839, 840, 841, 844, 888 Браутон Виллиам (Broughton William Robert), англ. мореплаватель, посетивший Сахалин в 1796 г., автор известного Чехову описания путешествия – 41, 46, 47, 383, 384, 385, 803, 893 Бредихин Ипполит Петрович, помощник капитана «Байкала», племянник известного астронома Бредихина – 44, 181, 392, 802 Брем (Brehm) Альфред Эдмунд (1829–1884), зоолог, автор книги «Жизнь животных» (1863-69) – 290, 291, 637, 869 Бродяга Марья Григорьевна (р. 1853), поселка в Рыковском, совладелица Хавриевича И. П. – 236, 567, 809 Броновский Иван Павлович (р. 1848), поселенец Хомутовки – 203 Брылкин А. Д., участник сибирской экспедиции 1860-х гг. – 547, 548, 889 Бублик Иван Иванович (р. 1856), поселенец Рыковского – 157, 488, 708 Булгаревич Даниил Александрович (1870? – 1926), казначей канцелярии начальника о. Сахалина, заведующий школами, чиновник, у которого Чехов жил в Александровске. Сохранились письма Булгаревича к Чехову (ГБЛ) – 101, 304, 305–307, 318, 429, 650, 652, 754, 756, 758, 761, 779, 788,806, 811, 812, 814, 815, 816, 820, 821, 825, 836, 838, 852, 862, 863, 869, 872, 873, 882 Буссе Н. В., майор, первый начальник Муравьевского поста, военный губернатор Амурской области (1855–1866), участник Амурской экспедиции 1853–1854 гг., автор известного Чехову Дневника экспедиции – 185, 220, 222, 283, 286, 308, 519, 549, 554, 631, 653, 792, 801, 805, 844, 855, 856, 857, 868, 874, 885, 889 Бутаков Арсений Михайлович (1845–1894), начальник Тымовского округа, автор известного Чехову «Отчета по устройству поселений Тымовского округа (1885-89 гг.)». Сохранились письма Бутакова Чехову (ГБЛ) – 120, 152, 153, 154, 155, 156, 177, 231, 235, 312, 321, 331, 332, 449, 481, 482, 483, 486, 511, 626, 663, 755, 761, 826, 835, 857, 874, 879

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

Ист.: PLP, N 2284; Nicephori Gregorae Byzantina historia/Ed. L. Schopen, I. Bekker. Bonn, 1829-1855. T. 1. P. 555-559; T. 2. P. 901-926, 935, 976, 1001; T. 3. P. 31, 139, 235, 267, 272; idem. Antirrhetika, I/Einl., Textausg., Übers. u. Anm. von H.-V. Beyer. W., 1976. Passim; idem. Epistulae/Ed. P. A. M. Leone. Matino, 1983. Vol. 2. P. 287, 340 (В. К. назван Василием); Ioannis Cantacuzeni Historiarum libri IV/Ed. L. Schopen. Bonn, 1828-1832. T. 1. P. 543-556; T. 2. P. 602-603; T. 3. P. 27, 166-183; idem. Anmirrhemica//PG. 151. Col. 74-75; idem. Refutationes duae Prochori Cydonii/Ed. J. Voordeckers, F. Tinnefeld. Turnhout, 1987. P. 3-5, 33-34, 41, 175; idem. Contra Barlaam et Acindynum//PG. 154. Col. 697-700; Прохоров Г. Публицистика Иоанна Кантакузина 1367-71 гг.//ВВ. 1968. Т. 29. С. 318-341; Darrouzès J. Lettre inédite de Jean Cantacuzène//REB. 1957. T. 17. P. 15-17; Γρηγορου το Παλαμ Συγγρμματα. Θεσσαλονκη, 1962-1988. Τ. Α-Δ; Κουροσης Σ. Ι. Γρηγορου το Παλαμ τσσαρες νκδοτοι πιστολα πρς λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος//ΕΕΒΣ. 1963. Τ. 32. Σ . 347, 354-362, 367-369, 372; Loenertz R. Dix-huit lettres de Grégoire Acindyne//OCP. 1957. T. 23. P. 120; Πιτσκης Κ. Γ. Γρηγορου Ακινδνου Ανκδοτη πραγματεα περ (Κωνσταντνου;) Αρμενοπολου//Επετ. Κντρου Ερενης Ιστορ. Ελλ. Δικαου. 1972. Τ. 19. Σ. 193; Letters of Gregory Akindynos/Ed. and trad. A. Constantinides-Hero. Wash., 1983. Letters 5, 7, 8, 9, 10, 12, 27, 42, 46; Δαβδ Δισυπτου Λγος κατ Βαρλαμ κα Ακινδνου πρς Νικλαον Καβσιλαν/Εκδ. Δ. Γ. Τσμης. Θεσσαλονκη, 1976. Σ. 35-36, 92; Browning R. David Dishypatos " Poem on Akindynos//Byz. 1955-57. No. 25-27. P. 725, 727, 738; Ιωσφ Καλοθτου Συγγρμματα/Εκδ. Δ. Γ. Τσμης. Θεσσαλονκη, 1980. Passim; Γνης Δ. Π. Τ συγγραφκν ργον το οκουμενικο πατριρχου Καλλστου Α. Αθναι, 1980. Passim; Θιλοθου Κωνσταντινουπλεως το Κοκκνου Αγιολογικ ργα, Α/Εκδ. Δ. Γ. Τσμης. Θεσσαλονκη, 1985 [Encomium Gregorii Palamae]; Θιλοθου το Κοκκνου Δογματικ ργα, Α/Εκδ. Δ. Β. Καμκη. Θεσσαλονκη, 1983 [Antirrhetika]; Пападопуло-Керамевс А. И. Жития двух вселенских патриархов XIV в., свв. Афанасия I и Исидора I. СПб., 1905. C. 83-87, 111. (ЗИФФ; 76); Petrarca F. Le Familiari/A cura di V. Rossi. Firenze, 1937. Vol. 2. P. 276-277; акты: Miklosich, Müller. T. 1. P. 238–239, 288, 290–291, 294, 404–407, 409–411, 424, 501, 505, 530, 545, 568, 574; T. 2. P. 113, 249, 267, 294–295; PG. 151. Col. 679–772; Meyendorff J. Le Tome synodal de 1347//ЗРВИ. 1963. T. 8/1. С. 211, 213–222, 225; Порфирий (Успенский), еп. История Афона. СПб., 1892. T. 3. C. 729–735; Успенский Ф. И. Синодик в Неделю Православия. Од., 1893. C. 85–89, 94–96; Gouillard J. Le synodikon de l’orthodoxie//TM. 1967. T. 2. P. 81, 85, 87, 89, 91, 99, 103.

http://pravenc.ru/text/154245.html

Греческое слово kyrios, " Господь " " не есть синоним слова " " Бог " " : оно является лишь почетным титулом и означает " " господин " " . О Сыне Божием в Символе веры сказано " " Бога истинна от Бога истинна.., единосущна Отцу " " : о Святом Духе этого не сказано. 213 PG 37, 1245–1248=2.392–393. 214 Евр. 11:38. 215 Сл. 42,2, 5–12; 6, 1–2; SC 384, 52–62=1.587–589. 216 Монахов. 217 Проповеди Григория записывались стенографами. 218 Придворные евнухи были известны своей приверженностью к арианству. 219 Имеется в виду епископ Демофил или, может быть, Евномий. 220 Сл. 42, 26, 1–27, 18; SC 384, 108–114=1.601–602. 221 PG 37, 1164=2.391. 222 Письмо 182; ed. Gallay, 131=2.503. 223 Письмо 139; ed. Gallay, 95=2.478. 224 PG 37, 1268=2.396. 225 Письмо 135; ed. Gallay, 98–99=2.471. 226 Письмо 132; ed. Gallay, 97=2.506. 227 Письмо 152; ed. Gallay, 111–112=2.489. 228 О любви Григория к уединению см. Szymusiak. Solitude. 229 Ср. Письма 106–120; ed. Gallay, 84–90=2.474–477. Ср. PG 37, 1307=2.92. 230 Сл. 7, 16; PG 35, 776=1.169. 231 О языке и стиле писем Григория см. Gallay. Langue. 232 Письмо 51; ed. Gallay, 47–48=2.426–427. 233 Ср. Письмо 52; ed. Gallay, 48–49=2.487. 234 О дидактической поэзии Григория см. Ackermann. Poesie. 235 Необходимость такой замены стала особенно очевидной во времена Юлиана, который в своих эдиктах указывал на несоответствие воззрений греческих поэтов и философов христианскому мировоззрению (ср. вышеупомянутый Эдикт об учителях). 236 Греч. ametria может означать также " " отсутствие поэтического метра " " . 237 Или " " метре " " . 238 PG 37, 1331–1333=2.408–409. 239 PG 37, 755–760=2.41–43. В последних двух строках речь идет о грехопадении Адама. 240 Ср. Rapisarda. Pessimismo. 241 Намек на имя Нектария (букв. " сладкий " " ), преемника Григория на Константинопольской кафедре. 242 PG 37, 1387–1389=2.125. 243 PG 37, 776=2.48. 244 PG 37, 787–788=2.123. 245 PG 37, 771=2.46. 246 PG 37, 1305=2.78. 247 PG 37, 1347=2.79. 248 PG 37, 775=2.48. 249 PG 37, 1420–1421=2.124. 250

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

п. (см.: Сагарда. 2004. С. 457-458; подробнее о содержании см.: Stritzky. 2014; также ср.: Quasten. Patrology. 1950. Vol. 2. P. 66-69; Gessel. 1975). Прочие произведения 1. «О Пасхе» (De Pascha; CPG, N 1480; CPGS, N 1480; научные издания: Orig è ne. Sur la Pâque. 1979; Die Schrift des Origenes «Über das Passa». 1993), сочинение сохранилось в греч. оригинале с нек-рыми лакунами. В перечне блж. Иеронима не упоминается (8 гомилий с заглавием «О Пасхе» - др. произведение О.); авторство О. устанавливается на основании рукописных колофонов и содержательного анализа. Точное время создания неизвестно; согласно Нотену, трактат был создан в Кесарии Палестинской между 235 и 248 гг., причем поздняя датировка более вероятна (см.: Orig è ne. Sur la Pâque. 1979. P. 108-109). Греч. текст представлен в корпусе папирусов, найденных в Туре в 1941 г.; нек-рые отрывки также засвидетельствованы в катенах. С т. зр. формы соч. «О Пасхе» - композиционно цельный экзегетический трактат, близкий к библейским комментариям О. (см.: Ibid. P. 101-103). Произведение состоит из 2 частей: в 1-й части О. предлагает рассмотрение исторических событий, связанных с установлением Пасхи в ВЗ и описанных в кн. Исход (Исх 12. 1-11); во 2-й части он представляет «духовное» толкование этого библейского сюжета в свете учения об Иисусе Христе как истинной Пасхе (см.: 1 Кор 5. 7-8), открытого христианам в НЗ (подробный анализ содержания см.: Orig è ne. Sur la Pâque. 1979. P. 112-150; Buchinger. 2005). 2. «Строматы» (Stromata=Strom.; CPG, N 1483; CPGS, N 1483), сочинение утрачено, сохранились лишь немногочисленные фрагменты (частичное изд.: PG. 11. Col. 101-108; обзор и анализ сведений см.: Nautin. 1977. P. 293-302; также см.: Moreschini. 1987). Согласно Евсевию Кесарийскому, сочинение состояло из 10 книг и было создано в правление имп. Александра Севера, «как об этом свидетельствуют собственноручные пометки» О. (см.: Euseb. Hist. eccl. VI 24. 3). Т. о., О. работал над ним в Александрии в 20-х гг. III в., по датировке Нотена - в 222-229 гг.

http://pravenc.ru/text/2581523.html

А. В. Кузьмин, Е. В. Романенко Иконография Вел. кн. Всеволод Юрьевич с сыном (?). Фрагмент рельефа Дмитриевского собора во Владимире. 1198 г. Вел. кн. Всеволод Юрьевич с сыном (?). Фрагмент рельефа Дмитриевского собора во Владимире. 1198 г. Наиболее древним изображением В. Ю., по мнению ряда исследователей (В. В. Косаткин, Н. Н. Воронин, Г. К. Вагнер, Т. П. Тимофеева, Т. Я. Мокеев), является рельеф тимпана сев.-вост. закомары Дмитриевского собора во Владимире с восседающим на троне правителем с юным отроком на коленях, по сторонам - по 2 отрока более старшего возраста. Эти изображения были идентифицированы как образы В. Ю. и его сыновей. Согласно др. версии, композиция представляет библейский сюжет (Ф. Кемпфер - Иосиф и его братья, А. М. Лидов - Давид с Соломоном на коленях), в к-ром современники могли видеть прототипы известных исторических персонажей (дискуссию об этом см. в кн.: Гладкая М. С. Композиция сев.-вост. закомары Дмитриевского собора во Владимире с властителем на троне//Макариевские чтения. Можайск, 2003. Вып. 10. С. 266-278). По мнению М. С. Гладкой, заказчик храма, В. Ю., воздержался от размещения своего «портрета» на стенах Дмитриевского собора, ограничившись резным инициалом «В.», помещенным между изображенными в медальонах библейскими царями Давидом и Соломоном ( Она же. Каталог белокаменной резьбы Дмитриевского собора во Владимире: Центр. прясло сев. фасада. Владимир, 2003. С. 146-148). Миниатюры, иллюстрирующие события, связанные с княжением В. Ю., представлены в Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34. 5. 30. Л. 212 об., 217 об., 220, 222, 223-228 об., 235, 236, 240 об., 242 об.-243, 244). В соответствии с текстом В. Ю. изображен верхом на коне как воин или как правитель восседающим на престоле. Княжеское облачение отражает западноевроп. реалии: В. Ю. либо в длинном платье с широкими рукавами, либо в коротком платье, чулках и остроносых туфлях; на голове - круглая шапка без меховой оторочки. Вел. кн. Всеволод Юрьевич. Фреска юго-вост. столпа Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг.

http://pravenc.ru/text/155472.html

Отрывки из сборника приводятся по изданию протоиерея А. Смирнова (Казань, 1896). Для лучшего понимания 17-го псалма мы привлекли также перевод А. Б. Рановича (М., 1933). ПСАЛМЫ СОЛОМОНА, II, VIII, XVII II. Псалом Соломона о Иерусалиме   (1) Когда возгордился грешник 222 , тараном он низверг укрепленные стены 223 , и Ты не воспрепятствовал [сему]. (2) Взошли на алтарь Твой народы чужие, попирали его обувью своею в гордости (3) за то, что сыны Иерусалима обесславили святыню Господню, осквернили дары Божий беззакониями 224 . (4) Посему Он сказал: отбросьте их далеко от Меня; Я не благоволю к ним. (5) Красота славы Его ни во что вменена пред Богом, обесславлена до конца. (6) Сыны и дочери в жестоком плену; с печатью (ν σφραγνδι) 225 выя их, со знамением между народами 226 . (7) По грехам их сотворил Он им. Ибо оставил их в руках побеждающих, (8) так как отвратил лице своё от помилования их, – юношу, и старца, и детей их вместе 227 . Ибо лукавое сотворили они вместе, чтобы не слушать 228 . (9) И небо восскорбело, и земля возгнушалась ими. Ибо никакой человек не совершит на ней того, что сделали они. (10) И познает земля все суды Твои праведные, Боже. (11) Они положили 229 сынов Иерусалима в посмешище вместо блудника в нем 230 ; всякий проходящий входил [в него] пред солнцем; (12) они смеялись над беззакониями их, над тем, как они поступали; пред солнцем 231 выставили на позор неправды их. (13) И дочери Иерусалима осквернены по суду Твоему за то, что они сами осквернили себя нечистотою смешения 232 . (14) Утробою своею и внутренностями своими я страдаю о них 233 . (15) Я буду оправдывать Тебя, Боже, в правоте сердца 234 ; ибо в судах Твоих – правда Твоя, Боже. (16) Ибо Ты воздал грешникам по делам их, и по грехам их, крайне лукавым 235 . (17) Ты открыл их грехи, чтобы явить суд Свой. Ты истребил память о них от земли. (18) Бог – Судия праведный, и Он не будет лицеприятным 236 . (19) Ибо народы обесчестили Иерусалим попранием ног; совлечена красота его с престола славы. (20) Он препоясался вретищем вместо одежды красоты, веревкой вокруг головы своей вместо короны; (21) снял венец славы, который возложил на него Бог 237 . В бесславии красота его повергнута на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

81 Разбор критических мнений и доказательств есть у Корнели. 1. с. 1,214–222 pp. Keil. Einleitung. 189–192 ss. 82 Чтение упоминается у Губиганта, Каулена (Einl. 181s.), Якимова (Корш. Всеобщая история литературы 1, 304 стр.). оно имеет многих защитников. Так, в свое время еще Кимхи держался чтения этого. Его защищают Блек, Ригм (Einl. 396s.), как вполне согласное с контекстом. Новейшие критические гипотезы о чтении 18, 30–31 приведены у Новака (1.с.154–155), но выводы неясные и противоречивые ими даются. 85 Троцкий. Религиозное, общественное и государственное состояние Евреев в период Судей. Спб. 1885 года. Здесь и надлежащая литература вопроса. Много таких доказательств приводится и у Лопухина: Библ. История 1,920–991 стр. 87 Так рещается этот вопрос у Вигуру. Руководство к изучению Библии. 2,47–52 стр. Keil. Einleitung. 192–194 ss. Cornely. Introd. Spec. 1,224–227 pp. 89 Корнели (Introd. Spec. 1, 235). Вигуру (Руков. 2,65) и Кейль (Einleit. 438s.) этого мнения не разделяют, хотя и сами не решают определенно этого вопроса, не зная личности писателя. 90 Напрасно, поэтому, Кейль утверждает, что в пер. 70 намеренно по сходству содержания помещали кн. Руфь после Судей. Таково ее место было и в древних еврейских списках. 92 Напрасно Вигуру утверждает, что мнение о написании книги Руфь Самуилом «без доказательств» (Руков 65 стр.). Этих доказательств немало… 93 Напрасно Вигуру замечает, будто книга Руфь написана «по смерти Давида» (Руков 65 стр.). О смерти Давида здесь нет ни малейшего намека. Он не называется царем, чего нельзя ожидать у писателя, пережившего Хевроистское событие ( 2Цар.5:1–6 ). Все приводит нас к эпохе и лицу Самуила. 94 Главнейшие из них перечислены у Корнели. Introd. Spec. 1, 236. Oetti. 1. с.213–14. Немного нового сказали и более поздние критики Будде и Новакк (B. Ruth. 1900. 180–184). 96 В этом смысле, например, Абарбанел объясняет еврейское наименование сих книг. Carpzovii. Introduction. 211p. 98 Мнимые противоречия, нужно заметить, очень наивные, рассматриваются у Вигуру (Руков 2,75–77 стр.), Струженцева (Чт. Об. Люб. Дух. просв. 1877, нояб.), проф. Богородского (Еврейские цари), Корнели (Introd. Spec. 1, 261–270 pp.), Кейля (Einl. 199–206 ss.), с указанием соответсвующей критической и апологетической детальной литературы. Нужно заметить, что новые резкие критики отвергают разность писателей книг Царств, а в мнимых противоречиях видят лишь «неопытность» одного автора и «неумение» обращаться с историческим материалом (Bleek–Wellhausen. Einl. 1894.206s.). новейшие эволюционисты видят постепенное образование книг из источников иеговистических, елогистических, девтерономистических, священнических и т.п. (Guthe. Bibelw. 1903. 572–573ss. Nowack. Die Bucher Samuelis. 1902.14–25ss.), причем по обычаю бесконечно разногласят в определении как первоисточников, так и дальнейших «редакций и редакторов» книг (Nowack. 1. C.30–34 ss.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Указ, притом же, предписывая строгости исключительно против ново обращаемых, в практике мог встречать весьма важное затруднение, ибо для судей язычников был лишь в редких случаях удоборешаем вопрос: известный христианин – недавний христианин или христианин издавна? Какие признаки недавнего христианства? Кто в состоянии был бы уследить за тем, чтобы какой-нибудь язычник не принял христианства, – раз оно не запрещено? Известно, чем неопределеннее закон, тем неопределеннее и его действие, а закон Септимия, насколько мы его знаем, не отличается определенностью. Говоря так об отношении Септимия Севера к христианству и его указе 202 года, мы, однако, не думаем утвердить, что время правления этого римского императора было счастливым временем для христиан. Гонение со стороны язычников довольно нарушало спокойствие христиан в царствование Септимия, но оно было не везде: несомненно оно было в Египте и Африке, но было ли в других странах трудно сказать, а если где и было (например, в Малой Азии), то было очень слабо; притом же ни из чего не видно, что гонение происходило по определению центральной власти, по воле самого Севера или вследствие строгостей его известного указа: она происходило, вероятнее всего, по случайным причинам, по воле и распоряжению проконсулов, которые могли действовать по прежним законам, объявлявшим преследование христиан и никем не отмененным. 402 Верховная власть и законодательство были благосклоннее самого общества римского к христианам в царствование Септимия Севера – вот результат, к которому, по всем правам, может приходить историк при изучении правления первого из Северов. Вся первая половина III века доказывала, что языческий Рим уже близок был к печальному для него разрешению вопроса, который задает ему христианство: быть или не быть. Первая половина этого века есть время возвышения христианства и в сознании его последователей, и в сознании самих язычников. Его уже не столько гонят, сколько приучаются к мирному общению с ним. Около средины III века было двое столь благосклонных к христианству императоров, что сложилось даже предание, что они были христианами, – говорим об Александре Севере (222–235) и Филиппе Аравитянине (244–249).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010