После речи o добром пастыре, произнесенной в притворе Соломоновом, к И. Христу подошли иудеи с решительным вопросом: «долго ли Тебе держать нас в недоумении и ожидании? Если Ты Христос, скажи нам это прямо“. Христос довольно ясно и прямо отвечает, что Он есть Мессия Христос, как Он и говорил им всегда. В то же время, напоминая им речь о добром пастыре, Он обличает неверие иудеев, говоря, что Он и словом Своим, и делами подтвердил это свидетельство о Себе. Следовательно, если ври всем том они остаются в неверии, то значит, они не принадлежат к числу призванных ко спасению, которые по духовно-нравственному своему состоянию способны того, чтобы Бог Отец призвал их к Сыну своему. Ибо если бы таково было внутреннее состояние их, то Его слово нашло бы отголосок в их сердцах, и тогда Он сохранил бы их пред всеми искушениями; данных Ему Отцом никакая сила вражеская не может похитить из Его рук, ибо могущественнее Бога нет никого, а Он – един по существу с Богом: Аз и Отец едино есма следовательно, един с Ним я по могуществу. Так именно поняли Христа и иудеи, т. е. о единстве Его как Сына Божия, с Богом Отцом по существу. Иудеи упрекают Его в богохульстве, которое видят в Его названии Себя Богом. Христос сначала устраняет этот упрек, a потом доказывает, что Он един со Отцом, что Он есть Сын Божий. Доказательства Моего единства с Богом Отцом, говорит Господь, даны вам в Моем учении и делах. Если первому не верите, то должны верить последним, что Отец, во Мне и Я в Нем. Последние слова снова производят гнев негодования на Него, как на богохульника, и Его хотят схватить, но Иисус Христос уклоняется от их рук и удаляется за Иордан из Иерусалима, на то место, где крестил Иоанн (см. Ин.10:40–42 ). Сколько времени Он там остается, ничего определенного сказать нельзя. На обратном пути из страны Заиорданской Иисус Христос поучал следовавший во множестве за Ним народ разным предметам и давал различные наставления, каковы: о малом числе спасающихся ( Лук.13:22–30 ), о самоотвержении ( Лук.14:25–35 ) и др. Вообще, это путешествие Иисуса Христа из страны Заиорданской обратно в Иудею описывается у ев. Луки в главах 13–14-й. Притчи, произнесенные И. Христом по поводу ропота на Него фарисеев за обращение с мытарями и грешниками (Лук.15:1–32)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

21 В Законе написано: иноязычными и устами иных буду говорить народу этому, но и так не послушают Меня, говорит Господь. 22 Таким образом языки служат знамением не для верующих, но для неверующих, пророчество же не для неверующих, но для верующих. 23 Поэтому, если вся церковь сойдется вместе, и все будут говорить языками, и войдут непосвящённые или неверующие, не скажут ли они, что вы безумствуете? 24 Если же все пророчествуют и войдет кто неверующий или непосвящённый, то он обличается всеми, судится всеми; 25 сокровенное сердца его обнаруживается, и так, павши ниц, он поклонится Богу и провозгласит: действительно, Бог – между вами. 26 Что же, братья? Когда вы сходитесь, у каждого есть псалом, есть наставление, есть откровение, есть язык, есть толкование: всё да будет к назиданию. 27 Говорит ли кто языками, – каждый раз двое или, самое большое, трое, и по очереди, и один пусть толкует. 28 Если же нет толкователя, молчи в церкви и говори себе и Богу. 29 А пророки пусть говорят двое или трое, и другие пусть судят. 30 Если же, пока он сидит, другому будет откровение, первый пусть молчит. 31 Ибо вы можете все один за другим пророчествовать, чтобы все поучались и все получали утешение. 32 И духи пророков пророкам послушны; 33 ибо Бог не есть Бог беспорядка, но мира. Как во всех церквах у святых, 34 жены в церквах да молчат, ибо не разрешается им говорить, но пусть будут послушны, как и Закон говорит. 35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома своих мужей; ибо стыдно жене говорить в церкви. 36 Или от вас слово Божие вышло? Или до вас одних оно достигло? 37 Если кто считает себя пророком или духовным, тот пусть познаёт то, что я пишу вам: что это – Господня заповедь. 38 Если же кто не знает, его не знает Бог. 39 Итак, братья мои, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, и не препятствуйте говорить языками. 40 Но пусть всё происходит благообразно и в порядке. Глава 15 1 А я объявляю вам, братья, то Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Но теперь «они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду» ( Лк. 9:6 ), «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк.6:13 ). Этим начинается жизнь двенадцати со Христом, причем в евангельском изображении эта двенадцатерица составляет духовную единицу, в своей совокупности общающуюся со Христом: «Он проходил по градам и весям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать», ο δδεκα σν ατ. ( Лк.8:1 ). Они являются свидетелями Его чудес и проповеди , они исповедуют устами Петра веру в Него как во Христа, Сына Бога живого, на пути в Кесарию Филиппову ( Мф.16:13–16 ), и им начинает Господь все настойчивей и определенней возвещать о предстоящем страдании и крестной смерти ( Мф.16:21; 20:17 : «...отозвал двенадцать учеников Своих одних «τος δδεκα κατ’ ιδαν Мк.10:32 ; Лк.9:43–45 ). Им всем без всякого ограничения дано обетование в ответ на вопрошание Петра «что же будет нам», оставившим все и последовавшим за Христом: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф.19, 27–28 ; у Лк.22:29–30 , уже на Тайной Вечере). Даже когда колебалось это единство двенадцати, как, например, когда Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы ( Мк.10:35–40 ), вместе с матерью своей ( Мф.20:20 ) просили у Учителя для себя первых мест в царстве Его, тем нарушая союз любви, остальные десять ο δκα. ( Мк.10:41 ; Мф.20:24 ), стало быть, и Иуда, вознегодовали против двух братьев. Но эти мимоходящие раздоры устраняются, и единство двенадцати снова пребывает нерушимым. Таковым оно является на пути в Иерусалим ( Мк.10:32 ), при торжественном входе Господнем, когда «все множество (παν τ πλθος) учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они» ( Лк.19:37 ). После сего Иисус «вышел в Вифанию с двенадцатью» ( Мк.11:11 ). Они созерцают проклятие смоковницы ( Мф.21:20 ) и внемлют последним речам Господа ( Мф.23:1 ), завершающим разрыв с иудейским народом, присутствуют с Ним на горе Елеонской, слышат Его последнюю весть о предстоящем Ему пропятии в эту Пасху ( Мф.26:2 ) и, наконец, присутствуют на вечере в доме Симона прокаженного. Заслуживает внимания, что относительно его апостольства нет в Евангелиях никаких сведений о его искушениях, каковые имеются о самых главных апостолах, как о Петре, Иакове и Иоанне. Можно сказать, что на протяжении всего Евангелия у трех синоптиков не только отсутствуют указания на какие-либо черты, отличающие Иуду от других апостолов и выделяющие его из единства двенадцатерицы, напротив, мы имеем здесь положительное свидетельство о равноапостольности Иуды, который входил в лик апостольский органически, разделяя его общую жизнь около своего Учителя. И это положительное, хотя и молчаливое, свидетельство Евангелия в высшей степени важно и для понимания природы его предательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

33 . Господь – убежище бедного и нищего, защита от гневного тирана; и трапеза из тучных яств – Иисус Бог наш Спас, и поглощена смерть навеки, и отрет Господь слезы со всех в Церкви Своей ( Ис.25:49 ). 34 . В день посещения Своего Господь поразил мечом Своим левиафана, змея и чудовище морское, и хранит Бог возлюбленный виноградник Свой, днем и ночью стережет его, и загладятся беззакония, и снимутся грехи, и народы поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме, где крест водружен ( Ис.27:113 ). 35 . Сам Бог говорит: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в Него не постыдится – камень же бе Христос ( Ис.28:16 ). 36 . Хульники же и правители народа ложь избрали убежищем для себя и обман покровом себе, за то Господом Богом истребление определено для всей земли ( Ис.28:22 ), ибо народ устами и языком лишь чтит Бога, сердцем же далеко отстоит от Него, но бедные люди возрадуются о Господе Иисусе Христе, Святом Израилеве, Который искупил Авраама и всех верных, и познают мудрость и научатся послушанию евангельскому ( Ис.1324 ). 37 . И явлен будет путь Христов, и благословит Господь верных Своих, и дома их, и поля, и стада; и свет луны будет как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, в тот день, когда Господь обвяжет раны и исцелит язвы народа Своего ( Ис.30:26 ). 38 . Не надейтесь на царей, на колесницы и всадников, ибо вся сила у Бога, и Господь хранит святую гору Свою Сион – Церковь , где покров, защита и спасение ( Ис.31:15 ). 39 . Воцарится Христос – Царь правды, и будет защита и покров верным, и Дух на них сойдет с неба, и пустыня соделается садом плодоносным, и водворится правосудие, и делом правды будет мир в покоищах блаженных ( Ис.32:18 ). 40 . Высок Господь наш Иисус Христос, и суд и правда у Него, и время новое будет и спасение, и мудрость, и ведение, и страх Господень будет сокровищем верным, ибо говорит Сам Господь: ныне восстану, воскресну, возвеличусь, вознесусь, и увидят Царя славы в красоте Его глаза тех, кто ходит в правде и говорит истину, кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла ( Ис.33:515 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

ср. 7:25), доколе не излиется на нас дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом» (15 ст. ср. с 15 ст. – 29:17; 44:3 и др.). Тогда в пустыне этой водворится суд и правда (16 ст.), и «делом правды будет мир и плодом правосудия – спокойствие и безопасность навеки»; ибо «град (ср. 28:17) будет падать на лес» (т. е. на Ассура – ср. 10:18, 34), «и город спустится в долину» (ср. 22:1: «о долине видения», ср. 40:4), т. е. унизится гордый Ассур: тогда блаженны будут сеющие при всех водах, оставляющие на свободе ноги вола (ср. 5:17) и осла». – Следующая глава 33-я, равно как и главы 34 с 35-й, представляют утешительную речь пророка о приближающемся спасении страны, о гибели неприятеля, который сделал ее подобною «пустыне». – «Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем и грабитель, которого не грабили» (ср. 16:4; 17:12–14; 21:2; 14:4). «Господи помилуй нас, на Тебя уповаем мы; будь нашею мышцею с раннего утра и спасением нашим во время тесное» (ср. 26:8–9, 1). Когда «восстанет» Господь, рассеются народы и жители Сиона будут собирать их добычу (33 гл., 1–4). «Ибо высок (ср. 2:11 и паралл.) Господь, живущий в вышних; он наполнит Сион судом и правдою. И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости, ведения; страх Господень будет сокровищем твоим» (5–6 ст. ср. 11:2 и дал.). Но теперь спасение еще не пришло; «вот, сильные их кричат на улицах 173 , послы (иудейские) для мира горько плачут», – они напрасно относили дары 174 Ассуру: он «нарушил договор» и превращает землю в пустыню (7–8). «Земля сетует, сохнет; Ливан постыжен, увял; Сарон похож стал на пустыню, и обнажены от листьев своих Васан и Кармил» (9 ст. ср. 24:3–4). Однако бесплодны будут намерения народов, потому что в Сионе обитает Господь. «Ныне я восстану, говорит Господь, ныне поднимусь, ныне вознесусь (10 ст. ср. 51:9). Народы «беременны сеном, разрешатся соломой» (ср. с 23:4; 26:17–18),... будут сожжены, как «срубленный терновник». Тогда «дальние и ближние» (ср. 49:1; 57:19) познают могущество Господа (11–13).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Здесь же наоборот: аще Бог прославися о Нем, и Бог прославит Его в Себе, – слава Отца является не только причиною 34 , но и предшествующим по времени славе Сына Человеческого моментом ( и абие прославит Его, т.е. вскоре после собственного прославления в Нём, но не одновременно). Уже этого одного достаточно, чтобы признать различие славы Сына Человеческого, о которой говорилось ранее (в стихе 31) и той, о которой говорится теперь (стих 32-й). То-же обстоятельство, что о первой славе говорится в прошедшем времени, а о второй – в будущем, окончательно подтверждает действительность указанного различия. 35 Итак, прославившее Бога, и прославившееся в этом выполнении идеи творения своего, человечество, в лице Сына Человеческого, удостояется славы и от Самого Бога. Бог Отец прославил Сына Человеческого, воскресив Его от мёртвых ( Деян. 2:31–32; 3:15; 4:10; 5:31; 10:40 13:30; 17: 31: Рим. 4:24; 8:11; 10:9 ; Еф. 1:20 ) 36 , посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, всё покорив под ноги Его ( Еф. 1:20–22 ср. 1Кор. 15:27 ; Евр. 8:1 ), дав Ему всякую власть на небе и на земле ( Мф. 28:18 ) и имя, выше всякого имени ( Флп. 2:9 ). Эта слава Сына Человеческого была именно следствием крестных заслуг Его, как Он изъяснял по воскресении св. путникам эммаусским: надлежало Христу пострадать и войти в славу Свою ( Лк. 24:26 ). «Видим, писал и Ап. Павел: что Иисус за претерпение смерти увенчан славою и честию» ( Евр. 2:9 ). Первая слава Сына Человеческого была основанием второй: слава страданий и смерти, слава совершеннейшего служения славе Отца, следствием своим имела славу воскресения и прославления на небе. 37 А в лице Сына человеческого небесною славою увенчано и всё человечество. Воскрес в Божественной славе Господь, но вот и всем христианам пишет Апостол: вы воскресли со Христом ( Кол. 3:1 ); с прославленным телом Он вознёсся на небо, но и все христиане должны иметь надежду на Него, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его ( Флп. 3:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Повествование Луки о пребывании Павла и Силы в Филиппах завершается эпизодом, о котором мы упоминали выше в связи с темой римского гражданства Павла: Когда же настал день, воеводы послали городских служителей сказать: отпусти тех людей. Темничный страж объявил о сем Павлу: воеводы прислали отпустить вас; итак выйдите теперь и идите с миром. Но Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас. Городские служители пересказали эти слова воеводам, и те испугались, услышав, что это Римские граждане. И, придя, извинились перед ними и, выведя, просили удалиться из города. Они же, выйдя из темницы, пришли к Лидии и, увидев братьев, поучали их, и отправились ( Деян. 16:35–40 ). Нас может удивить, почему, будучи оба римскими гражданами, Павел и Сила не объявили об этим сразу, ведь это могло избавить их и от избиения палками, и от ареста. Ответа в книге Деяний мы не находим. Вполне возможно, что они, подражая Христу, не желали избавления от страданий, но добровольно терпели их в соответствии со словами, которые Павел сделал лейтмотивом своей проповеди в первом миссионерском путешествии: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие»> ( Деян. 14:22 ). Во всяком случае, говоря об избиении и аресте Павла и Силы, Лука не указывает на какие-либо попытки сопротивления с их стороны. Но, пожалуй, еще больше может удивить то, что Павел и Сила не захотели покинуть город, когда были отпущены, а объявили о своем римском гражданстве и потребовали, чтобы их официально освободили. О причинах этого требования автор Деяний, опять же, ничего не говорит. Толкователи предполагают, что тем самым Павел хотел указать городским властям на их тройную вину: «они посадили в темницу римских граждан, без суда, и всенародно». 202 Другие считают, что Павел имел в виду пользу для местной христианской общины: если бы Павел и Сила были изгнаны из города тайно после позорного избиения, сочувствовавшие нм оказались бы в трудном положении после их ухода. 203 В особенно тяжелом положении мог бы оказаться темничный страж, находившийся на службе у римского государства, а теперь оказавшийся, возможно, единственным мужчиной в христианской общине, состоявшей преимущественно из женщин, а следовательно, ее фактическим главой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Следуя Божиим заповедям, благочестивые люди Ветхого Завета благоговейно почитали праведников не только во время их жизни на земле ( 3Цар.1:23 ; 2Цар.24:20 ; 3Цар.18:7 ; 4Цар.1:13 ), но и по смерти. Вечно ветхозаветное благовестие гласит: В память вечную будет праведник ( Пс.111:6 ; ср. Притч.10:7 ; Сир. 44:1–27 ). Под укоризну и порицание подпадали те, кто не оказывал должного почтения праведникам и после их смерти ( Прем.2:16, 21–22 ). Память о них должна быть бессмертной, потому что бессмертна добродетель и ее признают и Бог, и люди ( Прем.4:1 ). В Новом Завете Сам Творец Богочеловеческого домостроительства спасения дает новую заповедь о благочестивом почитании христоносных Апостолов и подвижников веры. Он говорит Своим ученикам: Вы друзья Мои... Я уже не называю вас рабами; ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего ( Ин.15:14–15 ). Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня ( Мф.10:40 ). Отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня ( Лк.10:16 ). Несомненно, эти Божественные слова Спасителя повелевают воздавать благоговейное почтение христоносцам и богоносцам. Воздаваемое им оно в них воздается Ему, а через Него – Его Небесному Отцу. Такой же смысл имеют и другие слова Спасителя, обращенные к Апостолам: Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф.5:14–16 ). – Эти слова Спасителя означают: Апостолы=святые суть не сами по себе свет, но [они] носители истинного Света – Христа, говорящего о Себе: Я свет миру ( Ин.8:12 ; ср. Ин.1:9, 9:5, 12:35 ). – Верой и любовию Апостолы возжгли свои души этим Светом и светят Им. Поэтому когда прославляются они, тогда в них прославляется Владыка Христос, ибо Он – их слава и свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010