стана), “Книги дозорн., переписн. и проч.”, 64 (игум. м-ря Иоасаф 1696 г.), 187 (игум. Гедеон 1681 г.); “Памят. кн. Калуж. губ. на 1861 г.”, 273 (краткие свед.); “Справочн. кн. Калуж. губ. на 1871 г.”, Отд. 2, 25 (крест. ходы в день Вознесения и 10 авг.); “Экономич. Журн. на 1889 г.”, 1 (Золотницкий, “Опис. Калуги”); “Отчет Об. Прок. св. Синода за 1887 г.”, 166 (пожертв. В. кн. Константином Константин. серебр. лампады и 600 руб.). 275. Ламбасская – Преображенская , мужская пустынь, ныне погост Ламбасская-Преображенская пустынь, Архангельской губ., Пинежского у., Михайловской волости, в 75 вер. к юго-вост. от Пинеги и в 15 вер. от села Михайловского Четогоры, между ручьем Ламбасом и Урою (см. Подробная карта, часть XI). Основана в 1615 г. старцем Христофором, в 1764 г. оставлена на своем содержании, в 1777 г. упразднена и обращена в приход. “Ист. Росс. Иер.”, V, 6; Ратшин, 17; Пушкарев, “Опис. Росс. Имп., Архан. губ.”, I, 37, “Арханг. губ. вед.”, 1853 г., 5 (происхожд. слова Ламбас); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 834; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1878 г., III, христиан. в предел. Архан. губ., 18 (основ. около 1635 г.). 276. Мазаловский – Спасо – Преображенский – Успенский , женский, 3-го класса, Могилевской губ., Мстиславльского у., при селе Мазоловщизне, в 10 вер. от Мстиславля. Основан в 1665 г. дочерью Мстиславльского стольника Николая Суходольского, Мариамною; в 1743 г. передан униатам, но в 1795 г. вновь возвращен в православие и в 1828 г. возведен на степень 3-го класса. Церковь Преображения построена в 1799 г. иждивением граф. Чернышевой. В 1847 г. сюда разрешен крестный ход с чудотв. иконою Тупичевской Бож. Матери. При м-ре существуют 2 школы для мальч. и девочек. “Ист. Росс. Иер.”, V, 36; Ратшин, 178; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., Отд. I, 27; “Опис. монаст.”, 1817 г., 66; “Памят. кн. Могилев. губ. на 1861 г.”, Отд. I, 1; Отд. III, 87; “Полн. собр. Закон.”, 1795 г., XXIII, 17288; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1846 г., 92 (надел. лесом; здесь назван Вознесенским); “Извл.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 1613 г. разорен литовцами, но вскоре возобновлен. При м-ре состоит школа для мальч. “Ист. Росс. Иер.», V, 367; Ратшин, 427; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г.; I, 180, “Опис. монаст.», 1817 г., 82; “Воен. стат. обозр. Орлов. губ.», 122; “Памят. кн. Орлов. губ. на 1860 г.», 22; “Полн. собр. Закон. 1819 г.», 27740; Зуев, “Путеш. зап.», 120; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1853 г., 18 (разреш. посгр. церковь ); 1884 г., 237 (школа); “Ист. опис. Козельской Введен. Оптиной пуст.», 1862 г., 14; Строев, “Спис. и настоят.», 915, 9; “Орлов. губ. вед.», 1859 г., 40–42 (опис. м-ря); “Прибавл. к Церковн. вед.», 1888 г., 50 (архим. Макарий с 1844 г.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 347 (в 1700 г. имел 5 двор. крест.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 148 (в 1744 г. имел 108 душ крест.); 1862 г., II, Отд. 1, 83 (архим. Сергий 1705 г. и строит. Трифилий 1781 г.); 1865 г., IV, смесь, 85 (в 1679 г. игум. Константин); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 2, прилож., LXVIII, XVIII (в 1678 г. за м-рем числилось 5 двор. крестьян). 1027. Оранская – Богородицкая – Словенская, мужская, заштатная пустынь (с 1764 г.), Нижегородской губ. и уезда, в 50 вер. от Нижнего, близ дерев. Ораны (Поляны), при р. Русе. Место, на коем устроена пустынь, называлось до ее устройства «Словенова гора», а после, когда расчищен был лес, а земля распахана, названо «орано поле“. Пустынь основана в 1634 г. дворянином Петр. Андр. Глятковым, принесшим сюда по чудному видению во сне имевшуюся у него точную копию иконы Владимирской Бож. Матери, находящейся в Москов. Успен. соборе. Все камен. здания и храм пустыни строены в текущем столетии. Во Владимирском соборе находится чудотв. икона Владим. Бож. Матери, которая носится с крестным ходом в НижнИй, Арзамас, Павлово и по другим местам, так что в обители она остается непродолжительное время в году. Празднество иконе совершается 21 мая. В 1875 г. при м-ре учреждена ремесленная школа. Проф. иеромон. Макарий, “Опис. Оранской Богород. пуст.», Москва, изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 1718 г. пустынь принадлежала к числу небогатых в епархии и в 1732 г. в ней было только 2 инока. В 1764 г. упразднена. “Ист. Росс. Иер.», 279; Ратшин, 71; “Словарь ист. о свят.», 44; Суворов, “Владим. Заоникиев. пуст.», 28; Строев, “Спис. иерар. и настоят.», 763, 23; “Акты юридич.», 216 (Платежная 1633 г. в кормов. деньгах); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 51. 621. Арсениев – Комельский – Ризположенский – Сухарусова пустынь, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), Вологодской губ., Грязовецкого у., Ведерковской волости, в 25 вер. к сев.-вост. от Грязовца, при рч. Колтыше (Кохтыжи), близ впадения ее в р. Лежу. Основан в 1530 г. преп. Арсением, из фамилии бояр Сухарусовых, бывшим игуменом Троице-Сергиева мон. и устроителем Арсениевой пустыни. Преподобный скончался в 1550 г., 24 августа, в каковой день чтится его память; мощи покоятся в пределе преп. Арсения Ризположенского храма. При м-ре находится школа для мальч. и девоч., содержимая земством. “Ист. Рос. Иер.», III, 280 (с грамот.); Ратшин, 64; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 70; “Опис. монаст.», 1817 г., 9; “Вологод. губ. вед.», 1848 г., 40; 1850 г., 48; “Извл. из отч. Об. Пр.», 1884 г., 235; Ключевский, “Жит. свят.», 333, 372; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 51; Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 344 (в 1700 г. имел крестьян 39 двор.); “Слов. ист. о свят.», 43; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 124, 256; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 752, 9; Проценко, “М-ри в России», 5; “Дополн. к Акт. истор.», XI, 8 (Указ 1684 г. о выдаче игум. Ионе книги церковного устава); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. докумен., 62, 15 (Промем. 1723 г. о колич. двор. в вотчин. и об оклад. госуд. сборов); “Чтения в И. Общ. ист.», III, Отд. 1, 146 (в 1744 г. имел 236 душ крест.); 1878 г., IV, ист. опис. Тр.-Серг. лавры, 72 (Арсений Сухарусов); 1879 г., II, продолж. опис. лавры, 114 (тоже об Арсение); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 895 (перечень монаст. деревень, поставлявших в 1722 г. подводы под Государя); III, 1723 г., прилож., LXXIV, XXV (м-рь имел в Вологод.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Приписная церковь в деревне Чаванге построена в 1863 г. и освящена в честь Архистратига Михаила. Так как она довольно уже обветшала, то прихожане имеют намерение построить новую, на что уже получено архипастырское разрешение и благословение. Содержанием и украшением упомянутых двух храмов озабочены местные приходские попечительства при той и другой церкви, открытый в сем 1896 году. В селе Тетрине открыта в 1890 г. школа грамоты, переименованная в 1892 г. в церковноприходскую. Помещается она в собственном доме, отопляемом и освещаемом на средства общества. Учащихся в 1895/6 уч. г. было 19 мальч. В том же году, за неимением учительницы, занимались члены причты. С 1896/7 уч. г. назначена учительницей кончившая курс в епарх. женск. училище девица А. Ульяновская с жалованьем в 120 р. Священниками Тетринского прихода служили: 1) Клеоник Митрофанов с 24 июня 1848 г. до 1856 г., 2) Гавриил Гурьев до 1857 г.; 3)Константин Инокентиев Попов по 1861 год; 4) Николай Александров Истомин с 1862 г. по 1864 год; 5) Эвкзакустодиан Титов с октября 1865 по 1875 год; 6) Николай Иоаннов Шмаков с 1876 по 1882 год и 7) Василий Александров Сырнев с 1883 по июль 1891 г. Ныне состоит священником Павел Васильев Дмитриев, 53 лет, кончивший курс семинарии по 2-му разряду; на службе в должности сельского учителя с сентября 1865 по августа. 1866 г; в сане диакона с 8 сентября 1866 г., священника с 7 февраля 1871 года; на занимаемом месте с августа 1891 г. Дакон, на псаломщицкой вакансии, Николай Александров Иоилев, 45 л., увол. из средн. отдел. духовн. учил., на службе с 1866 г., в настоящем приходе с 1879 г. и в сане диакона с 1893 г. Составлено приходским свящ. П. Дмитриевым. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельский епархиальный церковно-археологический комитет, Вып.3, Уезды: Онежский, Кемский и Кольский. - Архангельск : Типо-литография наследников Д. Горяйнова, 1896. - 267с. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. -->

http://sobory.ru/article/?object=42459

При церкви находятся два плана на церковную землю, составленные в 1784 году. Причт состоит из священника, дьячка и пономаря. Из прежних священников известны: Иаков Иоаннов, умерший в 1824 г.; Иоанн Яковлев Смольянинов, уволенный, по старости лет, за штат, в 1852 году. С 1853 года священствовал Иоанн Яковлев Разумовский († 4 марта 1876 г.); после него служил Стефан Петров Соколов († мая 1881 г.); ныне служит Николай Николаев Соколов. С 1843 года причт, по пятому классу, получает 320 р. Руги собирается, на долю священника 5 четвериков ржи и 10 четвериков овса, осеньчины – 10 фунт, льну, петровщины – 150 яиц и 1 пуд масла. Земли церковной 33 дес. 1,144 саж. Из них пахатной 10 дес., сенокосной 2 дес. 500 саж.; по суходолу и по болоту мелкого дровяного леса 21 дес. 644 саж. Сена собирается мало и причт, ежегодно, покупает сена почти на 100 р. с. Причт помещается в собственных домах. Приход граничит: с запада и севера – Рождество-Богородицким приходом, Лодейнопольского уезда, с юга – Никольским Верхо-Оятским, с востока – приходом села Городка. Всех прихожан м. п. 558, жен. 555. Приход составляют следующие деревни: Яровщина (24 двора) – в версте от церкви, Лопотово (8 дв.) – в 2 вер., Кургино (15 дв.), Гуиницы (14 дв.) и сельцо Николаевское (14 дв.) – в 3 вер., Земский Остров (14 дв.) и Пахтовичи (6 дв.) – в 4 вер., Омурино (8 дв.) и Мергино (14 дв.) – в 5 вер., Потакарово (6 дв.) и Трошево (11 дв.) – в 6 вер., Каменка (9 дв.) – в 7 вер., Вагукиницы (14 дв.), Кидебра (9 дв.), Новинка (15 дв.) и Пальчино (14 дв.) – в 8 вер. от церкви. Сообщение деревень с Погостом, весною и осенью, затрудняется рекою Оятью. В приходе много озер, напр.: Борисовское, Бездонное, Заводское, Углянское, Новинское, Пальчинское, Люговское, Пойго, Ветчинское, Падолец, Качинское, Ладожское озеро, Красуха и Гагадрица. Реки, Оять, большая Рыбешка, Тихта; речки, Пудас, Шуньга, Викшенга. Прихожане, кроме земледелия, занимаются заготовкой леса. Грамотных до 20 чел. Сперва школы не было, несколько детей училось у священника. В 1883 г. открыта земская школа. В ней учится 57 мальч. и 6 девоч. Она находится в селении – «Земском Острове», в 4 вер. от церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Устроенная на Новой Земле часовня, в 1887 году была обращена в церковь , а для совершения религиозных треб туда был отправлен иеромонах Иона с псаломщиком. Так как устроенная церковь было неудобна и скоро пришла в ветхость, то в Кармакулах была устроена новая церковь, освященная 18 сентября 1888 г., а в 1889 году, с разрешения Св. Синода, на Новой Земле был учрежден монашеский скит, приписанный к Никольскому монастырю, который и должен оказывать скиту материальную помощь. В течении первых трех лет со времени учреждения скита Св. Синод ежегодно отпускал на содержание его 700 р. Так как для Никольского монастыря было обременительно оказывать поддержку скиту, то, по ходатайству епархиального начальства, указом Свят. Синода от 22 апреля 1894 г., было назначено на содержание скита ежегодно по 1000 рубл. и 5000 рубл. единовременно на постройку отдельного корпуса для причта. В настоящее время дом вполне отстроен; в нем же помещается и благоустроенная церковная школа. «Не без удовольствия», замечается о новоземельской школе в отчете о состоянии церковных школ Архангельской епархии, «следует сказать об успехах новоземельской школы, самоедских детей (1 мальч. и 4 девочки) при Николаевском ските, достаточных (успехах) при тех неблагоприятных условиях, при каких существует эта школа, поддерживаемая в первые годы о. игуменом Ионой, а в отчетном году псаломщиком при ските Ф. Боголеповым 69 . Выбор для миссионерских трудов иеромонаха Ионы оказался весьма удачным. Его деятельность, проникнутая духом любви и участием к духовным и материальным нуждам самоедов, простота, общедоступность, сердечность в обхождении с ними, усердные занятия в школе с самоедскими детьми, – снискали ему любовь и уважение среди самоедов и оказали самое благотворное действие на их религиозно-нравственное состояние. И о. Иона сроднился с своей небогатой новоземельской паствой и вдали от нее, когда ему пришлось в 1896 г. ехать в Москву за сбором пожертвований, он духом был с ней. 1 С. О. Огородников пишет: «Первою просветительною общиною на севере в начале XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Причт, состоящий из священника и псаломщика, имеет 19 дес. 135 саж. пахотной и сенокосной земли и семужью тоню, от коей выручается от 5 до 12 р. в год, получает жалованья 205 р. 80 к., дохода свыше 60 р. и проживает в двух общественных домах, устроенных в 1855—64 г.г. и требующих неотложной ремонтировки. В дер. Соенской, отстоящей от села Долгощельского в 30 верст., имеется деревянная однопрестольная во имя св. апост. Петра и Павла церковь. Построена она в 1856 г. на казенные средства, освящена 16 янв. 1865 г., в 1888 и 1889 г.г. обшита снаружи досками и окрашена на средства местных жителей (к 1895 г. 153 м. п. и 155 ж. п.); ризницею и богослужебными книгами недостаточна; получается на содержание ее арендная плата (в 1894 г. 7р. 55к.) с нескольких рыболовных угодий, пожертвованных местными крестьянами, до 3 рублей кружечно-кошелькового сбора и небольшая прибыль от продажи свеч (21 ф.). В селе Долгощельском в 1882 г. открыта церковно-приходская школа, помещающаяся в доме священника, который состоит учителем и законоучителем ее безмездно. Содержится на весьма скудные средства местных жителей. Учащихся в 1894/5 уч. г, было 22 мальч. и 3 девоч. К числу достопримечательных событий в истории описываемого прихода нужно отнести пребывание в селе Долгощельском миссии от 25 марта по 11 апр. 1825 г., учрежденной для обращения в христианство самоедов и состоявшей из архим. Антониево-Сийского монастыря Вениамина, священника Ижемского прихода Феодора и дьячка Якова Истоминых и чиновника Алексея Федорова и окрестившей в столь короткое время 175 самоедов об. п. с детьми. Приписывая такой успех помощи Божией и молитвам Пресв. Богородицы, архим. Вениамин возложил свой архимандритский крест на храмовую икону Божией Матери и после литургии в пяток на светлой неделе 3 апр. служитл молебствие с крестным ходом вокруг тогдашнего храма, каковой ход совершается и в настоящее время (ежегодно) в пяток-же светлой недели (согласно указу Пинежского Духовного Правления от 22 мая того-же 1825 г., данному по ходатайству архим. Вениамина). Кроме того, о пребывании миссии напоминает в настоящее время серебр. медаль, Высочайше пожалованная крестьянину Соенской дер. Петру Крапивину за его содействие членам миссии и пожертвованная сыном его в приходскую церковь.

http://sobory.ru/article/?object=58662

“Ист. Росс. Иер.», V, 91; Ратшин, 518; “Памят. кн. Твер. губ. на 1865 г.», Отд. III, 2; на 1868 г., Отд. II, 76; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 468, 15; “Чтения в И. Общ. ист.», 1875 г., III, Отд. 2, 42 (опис. Ниловой пуст.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VII, 1727 г., 181 (дело о монахе пустыни Тарасие Семерихине). 930. Моденский – Николаевский или Воскресенский, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), Новгородской губ., Устюженского у., в 30 вер. к вост.– сев.-вост. от Устюжны, при впадении рч. Моденки в Мологу. Уже существовал в 1579 г., когда в нем был игуменом Иосиф; в 1661 г. м-рь сгорел. М-рь дает помещение для училища на 50 челов. мальч. и девоч., которое содержится на счет земства. “Ист. Росс. Иер.», V, 92, Ратшин, 385; “Опис. монаст.», 1817 г., 74; Пушкарев, “Новгор. губ.», 33; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», Отд. II, 62; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1850 г., 90 (надел. лесом 150 десят.); 1884 г., 237 (училище); “Новгор. губ. в.», 1853 г., 30 (ист. памятн.); “Ярослав. губ. в.», 1857 г., 20 и 21 (следств. дело 1605 г. о черномъ попе Антоние, распространившем известие о приходе на Москву Лжедмитрия); Строев, “Спис. иер. и наст.», 102, 36; “Акты истор.», II, 55 (Отписка 1605 г. Углицк. воеводы на черного попа Антония о распростран. им будто бы слухов про Лжедмитрия); “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 203 (Утвердит. гр. 1613 г. об избрании ц. Мих. Фед.; игум. Антоний); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 146 (в 1744 г. имел 312 душ. крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 346 (в 1700 г. имел 65 двор. крест.); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., V, 372 (игум. Антоний подписал акт избрания ц. Мих. Феодор. 1613 г.). 931. Моисеевский – Богадельный, женский, совсем уничтоженный, в гор. Москве, находился на Тверской улице, у Охотного ряда. Делается известным с XVI ст., когда при нем была устроена богадельня, существовавшая и по упразднении монастыря в 1764 г. Каменная церковь Благовещения с приделами прор. Моисея и св. Николая, построенная в 1647 г., а также и богадельня за ветхостью сломаны в 1789 г., и место, занимаемое ими, присоединено к Охотному ряду.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002   003