Кроме положения от помещика причт собирал „новинку”, т. е. по четверику хлеба, в октябре месяце, петровщину – в виде масла и яиц; ныне священник получает жалованья 220 руб. в год, дьякон – 70 р. Собираются также новинка и петровщина. Земли при церкви, отрезанной в 1855 году, 36 десятин. Из них 10 десятин занятых пашней, а остальное – под усадьбой, или отдается в аренду, для покоса. Из церковной земли священнику принадлежит 15 десятин, диакону – 9, дьячку – 4½, пономарю – 4½, просвирне – 3 десятины. Кроме земледелия причт занимается садоводством и, частью, пчеловодством. Священник помещается в церковном доме, выстроенном в 1883 г. из леса прежней церкви на церковные деньги в количестве 1205 к. дес., псаломщик занимает две крестьянских избы, на наем которых выдается ему по 3 руб. в месяц. Приход граничит с севера Ковашевским приходом, с юга и запада – Копорским, с востока – селом Медушами. Всех прихожан муж. пола 854 д., женского 1032 д. Они населяют следующие местности: две мызы: Воронино и Готобужи. Деревни: Глобицы, Флоревиц – в 1-й версте, Горбовицы – в 2-х, Петровицы – в 3-х, Гостино – в 7, Кастивско – в 6, Юрьево – в 8, Закорново – в 5 и Готобужская фабрика в 6-ти верстах. Кроме 9-ти деревень, в приходе находится Готобужская бумажная фабрика, в 6-ти верстах от церкви, при речке Воронке и пруде, нарочно для фабрики устроенном. Подле писчебумажной фабрики, в версте от нее, есть другая, для бумаги оберточной, особенно сахарной. В приходе находится речка Воронка, впадающая в Финский Залив в Копорском приходе. Прихожане русские, ижоры и чудское племя. В деревнях Закорнове, Мартинове, Петровицах, Флоревицах, Юрьеве и на Готобужской фабрике – русские, переведенные сюда из других мест; в Глобицах, Воронине и Горбовицах – ижоры, в Гостилове живет чудское племя 3 . Прихожане по-русски говорят свободно, но не всегда правильно и чисто. Прихожане по большей части занимаются извозом в городах. Многие работают на бумажной фабрике. Школ в приходе не мало. Из них три земских – в Глобицах (30 мальч., 19 дев.), Закорнове (21 мальч., 7 дев.), и в Готобуже (37 м. и 17 дев.), воспитат. дома – две школы в Воронине и Гостилове.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Соседние церкви суть Гостилицкая, Медушская и Ропшинская. Ближайшие к селу почтовые дороги – нарвская и петергофская; ближайшая станция этой дороги есть красносельская. В приходе находится 5 земских школ. Одна при церкви, в особом доме; в ней учится 36 мальчиков и 27 девочек; потом есть школы: в Забородке, в 7-ми верстах от церкви (40 мальч. и 20 дев.); в Витине, при волостном правлении, в 5-ти верстах (24 мальч. и 18 дев.); в Клясине, в 5-ти верстах (15 мальч. и 13 дев.); в Мишелове, в 15-ти верст. В первых четырех школах закон Божий преподает дятлицкий священник, а в мишеловской – гостилицкий. Кроме того, есть две школы для питомцев воспитательного дома: в Дятлицах (10 мальч. и 6 дев.) и Жабине (13 м. и 7 дев.). В них учат учителя из питомцев воспитательного дома. В прихожанах замечается беспечность и леность к сельским работам: для женщины – пахать землю или косить траву считается бесчестием. За то усердием к храму Божию прихожане отличаются. Кроме посещения приходской церкви они молятся по часовням. Из часовен более замечательна одна – каменная, на нарвском шоссе, в дер. Витине, в 5-ти вер. от церкви, устроенная волостным старшиною Григорием Ершовым, в память 4 апр., и освященная 28 окт. 1879 г. В ней по праздникам служатся молебны и всенощные. Крестные ходы бывают: в Дятлицах 17 июня в память пожара 1831 года; в Витине тоже бывает 14 сент. и также в память пожара. Поверья у крестьян общие. Крестьяне верят в домовых, называя их „рижниками“; верят, что можно погубить человека, зажегши за него восковую свечку с противоположного конца; роженицы разрешаются в хлевах; покойников выносят чрез скотный двор; в Иванов день жгут костры и „лагунки”, т. е. ведра и кадки из-под смолы; при браках невеста выкупается женихом у родителей, деньгами от 10 до 25 рублей, и натурою – мясом, мукой и вином. Кроме кладбища у церкви, есть два старых кладбища за селом. Там есть старый каменный крест. Приходское попечительство открыто священником Феодором Молчановым. Председатель – священник, а члены – крестьяне. Попечительство ремонтировало крышу на церкви и на церковном доме. 10. Троицкая церковь в Гостилицах

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Многочисленности существовавших монастырей соответствует и многочисленность закрытых из них. В период от начала 18 в. до учреждения екатерининских штатов из 1201 монастыря закрыто 175: 141 муж. и 34 дев. В течение 1702–1744 гг., по „Ист. иер. “ (VI, 1114–1147 с.), открыто 33 монастыря 99 муж. и 4 дев.; по „И. с. св. о мон“. Ратшина (19, 130–133.), во второй половине 18 в. еще открыто в Киевской и Астраханской губ. 6 муж. и 3 дев.; всего: 39 муж. и 7 дев. Из них 2 муж. монастыря закрыты также до учреждения штатов. Таким образом ко времени учреждения штатов в Великороссии и Малороссии оставалось монастырей 803 муж. и 209 дев., об. п. 1072. При учреждении штатов закрыто 471 муж., 118 дев., и тех и других вместе 569 монастырей. Сложенные с закрытыми до учреждения штатов они дают сумму 704 монастыря, именно 612 муж.. и 152 дев. Поименный перечень их, хотя в разбросанном виде (в азбучном порядке) и не всегда с прямым указанием года закрытая 100 некоторых монастырей, содержит „История иер.” Не все они однако ж упомянуты в ней, иные вовсе опущены, как будто никогда не существовали. К сумме 764 нужно прибавить 35 муж. и 8 дев. монастырей, закрытых в разные времена после учреждения штатов: тогда мы получим цифру всех монастырей, закрытых в течение целого 18 в.: она простирается до 807. Из них муж. монастырей 647, дев. 160. К ним нужно еще прибавить 2 муж. и 1 дев. м. Минской губернии; 1 муж. и 1 дев. Терской области и 1 дев. монастырь Волынской губ., – закрытые 1792–1799 гг. Итого монастырей, закрытых в 18 в. 650 муж. и 163 д., об. п. 813. В наше время впрочем это число монастырей, закрытых в 18 в., должно быть уменьшено несколько. Именно 33 монастыря муж. и 6 дев. из закрытых при учреждении штатов или ранее, – впоследствии, частию в 18 же в., частию в 19 в., восстановлены. Все количество закрытых монастырей (813) распределяется в 37 нынешних нижепоименованных епархиях весьма неравномерно. Средним числом приходится на каждую епархию по 22 монастыря. Действительное же число закрытых монастырей в каждой епархии покажет ведомость, сообщаемая в приложении. Монастыри, закрытые в 19 веке

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Мотив такого обособления дев от вдов на Западе отмечен полемикой Тертуллиана против епископа, державшегося, очевидно, древней практики, засвидетельствованной еще Игнатием Богоносце м, и принявшего двадцатилетнюю деву в число вдов. На Востоке обособление дев от вдов произошло несколько позднее и, по-видимому, в связи с образованием чина диаконисс. Передав свои церковнослужительские обязанности диакониссам, вдовы утратили прежнее значение, и потому для дев не было смысла вступать в число вдов, и образовался особый чин дев, параллельный чину вдов. Оба эти чина и сделались, так сказать, подготовительным институтом для чина диаконисс. И вот мы видим, что Постановления апостольские, в отличие от Дидаскалии, упоминают о вдовах и девах там, где Дидаскалия говорит только о вдовах и тех и других считает кандидатками в диакониссы 212 . То же мы видим и в других памятниках. Так, о девах как кандидатках в диакониссы упоминает, например, свт. Епифаний Кипрский , говоря, что диакониссой может быть или вдова после первого брака, или пожизненная дева 213 . То же повторяет и Юстиниан в 6 новелле 214 . Так как Церковь ставила девство выше вдовства, то девы сделались даже кандидатками более желательными, чем вдовы. VIII книга Постановлений апостольских считает главными кандидатками в диакониссы именно дев, а вдов – лишь в случае отсутствия дев 215 . И Юстиниан в 6 новелле при перечислении кандидаток в диакониссы ставит дев на первом месте. Немало имен диаконисс – дев сохранила нам история. Так, диакониссами-девами были свв. Макрина, Сергия, Сусанна 216 , Лампадия, Синклетикия († 440) 217 , Илария, дочь епископа Ремигия († 530) 218 , св. Мартина († 230) 219 , дочери комита Терентия и др. А когда чин вдов исчез, единственным подготовительным учреждением для диаконисс сделался чин дев. Так смотрит на дело, например, Вальсамон в толковании на 6, 53 и 140 Карфагенские правила, в котором он, перенося на Карфагенскую Церковь порядки, принятые на Востоке, категорически утверждает: «6 и 53 правила настоящего собора говорят, что девы посвящаются для того, чтобы в надлежащем возрасте они могли быть поставляемы в диаконисы» 220 , хотя на самом деле ни одно Карфагенское правило о диакониссах не упоминает, да и самого чина диаконисс, по всем данным, здесь не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Прихожане, по большой части, грамотные. Школ в приходе две: одна в Новой Деревне и одна – в Коломягах. Они существуют с 1877 года. Сначала учащихся, в обеих школах, было от 30 до 40 мальчиков. Ныне в первой – 72 мальч. и 63 девочки, в 2-й – 54 мальч. и 28 дев. Сперва в школах учили члены причта безмездно, а теперь, кроме членов причта, учат учителя, учившиеся в учительских семинариях и получающие от земства жалованье и квартиру. Прихожане соблюдают все уставы церкви и храм Божий посещают усердно. В воскресные и праздничные дни в церкви бывает от 600 до 900 человек и более. Кроме общих праздников здесь соблюдаются следующие, собственно местные, праздники: Рождеству пресв. Богородицы празднует часть Старой и часть Новой Деревни; Покрову – Старая Деревня; Казанской Божией Матери – вся остальная часть Новой Деревни и небольшая часть Старой; св. Димитрию Солунскому – Коломяги. Все эти праздники празднуются вероятно, в память праздников тех сел, из которых выселены были графом Бестужевым-Рюминым здешние крестьяне. В приходе совершается, 28-го июля, в день Смоленской Божией Матери, крестный ход; в некоторых домах служат молебны и бывает окропление св. водою. Обычаи при свадьбах – общие русскому народу. Обычное сватовство, девичник, вечеринки, мытье в бане, обычные подарки и «выкуп» невесты, обычное поздравление с питьем водки, пива и вина и проч. При погребении также нет никаких особенностей. Поминки по умершим сопровождаются чтением псалтири: накануне поминального дня родные собираются в доме умершего и всю ночь грамотные читают псалтирь, а неграмотные слушают и молятся. В приходе существуют два кладбища: одно подле самой церкви, другое за церковию, в полуверсте от нее. Из лиц погребенных на первом кладбище, более замечательны следующие: Протоиерей Каменноостровского дворца, Феодор Иоаннович Кудрявцев. Он священствовал при Каменноостровском дворце 42 года и скончался 28 июля 1848 г.; подле него погребена его супруга Елизавета Яковлевна († 5 дек. 1843); священник здешней церкви Василий Ефимович Флеров († мая 20 1852) и супруга его Пелагия Васильевна († 8 мар. 1849); Сампсоньевской церкви протоиерей Михаил Федорович Кедров († 18 июня 1848); Сергиевского всей артиллерии собора священник Дмитрий Васильевич Малиновский († 16 авг. 1826); протоиерей церкви Михайловского дворца Василий Тимофеевич Шишов († 28 дек. 1879) и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Все эти поучения относятся к тому итогу человеческого бытия, который всегда – явно или прикровенно – присутствует в проповеди Иисуса. Притча о десяти девах имеет богатую историю толкования в святоотеческой традиции. У греческих отцов Церкви толкование часто основывается на созвучии двух слов: λεος («милость», «милосердие», «сострадание») и λαιον («оливковое масло», «елей»). На этом основании под маслом в светильниках понимают дела милосердия, которые присутствовали у одной группы дев и отсутствовали у другой. Иоанн Златоуст считает, что светильниками Иисус называет «сам дар девства, чистоту святости», а под елеем понимает «человеколюбие, милосердие и помощь бедным». В образе опаздывающего жениха «Он показывает, что будет немалый промежуток времени, отстраняя тем от учеников мысль о скором пришествии Его царствия». А образ спящих дев указывает на то, что смерть – это сон. Отсутствие масла в светильниках неразумных дев свидетельствует об их скупости: «ибо нет ничего глупее тех, которые собирают здесь деньги, и отходят без всего туда, где особенно нужно человеколюбие и много елея». Отказ мудрых дев научает тому, что «если изменят нам собственные наши дела, то никто не будет в состоянии помочь нам, и не потому, что не хочет, но потому, что не может» 401 . Толкование блаженного Августина во многом сходно с толкованием Златоуста. Под светильниками он понимает добрые дела, под маслом – любовь. То, что все задремали и уснули, означает, что всех – и мудрых, и неразумных – ожидает смерть. Отсутствие масла в сосудах неразумных дев – символ отсутствия любви в их сердцах 402 . Светильники мудрых и неразумных дев горели, но разным огнем: [%Не говорится ведь, что светильники угасли прежде, чем девы уснули. Светильники мудрых дев горели внутренним маслом, спокойной совестью, внутренней славой, сокровенной любовью. А светильники неразумных дев тоже горели. Но как? Они горели, потому что не было недостатка в людских похвалах. Но только после того, как они проснулись, то есть после воскресения из мертвых, они стали поправлять светильники свои, то есть стали готовиться дать отчет Богу о делах своих. А поскольку тогда некому будет хвалить, то каждый предстанет самим собой, и не будет тогда никого, кто не думал бы о самом себе. Вот почему не нашлось продающих им масло… Светильники их стали угасать, и тогда неразумные девы обратились к девам разумным… Они просили того, к чему привыкли, – светить от чужого масла, искать чужой похвалы 403 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

443, 21 Тогда царь как был в том образе, но с человеческим разумом и слухом, подошел к блаженному Григорию, прося его помолиться об его руках и ногах, чтобы он мог участвовать со всяким, кто в силах строить храмы для дев. 444, 10 И блаженный Григорий поклонился в землю, помолился и обратился с прошением к могущественному Богу, чтобы Он дал царю здоровье. И он вскоре услышал голос с неба, говоривший: «о, Григорий, усилься и укрепись, Я с тобою до самого конца; и строй храмы, и да возвысится их рог. Что касается твоего прошения, молитва твоя услышана, и Я уже даровал тебе то, о чем ты просил». Услышав это, святой укрепился, повернулся в сторону царя, прикоснулся к его рукам и ногам во имя Господа нашего Иисуса Христа и перекрестил их, и они тотчас обратились в свою человеческую природу. 444, 23 И царь начал говорить блаженному: «что прикажешь мне?». И святой дал ему размеры гробов, чтобы он вырыл для них и для тел святых дев (могилы). Тогда царь сказал святому: «прикажи мне привести мою жену Асихену и сестру Кусародукту, чтобы оне служили при обстраивании мест святых дев!». И блаженный разрешил ему это. 445, 12 Тогда царь взял заступ и выкопал (ямы) для гробов, в которые поместили тела святых дев. Вместе с ними были  при копании его жена и сестра, и они носили землю в своих платьях взамен корзин. После этого доставили тела святых дев, блаженной Рипсимы и тридцати двух, замученных с нею, в то место, где оне были замучены [, и построили там церковь ]. И построили другую церковь там, где свидетельствовали блаженная Гаяна и с нею три девы, и доставили тела их в место, где оне были убиты. И построили еще церковь в давильне, где была убита другая дева, которая была замучена в допросах. ср.446, 7 И когда они кончили постройку церквей и перенесли в них тела святых дев, царь просил святого Григория разрешить ему отправиться на гору, которая называется Араратом, в области, называемой Масисом, и принести оттуда на своих плечах балки и косяки для дверей церкви, чтобы с него был снят образ свиньи. И он велел ему сделать так. Тогда тот поднялся на гору над Масисом и выломал там двенадцать больших камней для трех святых церквей, куда перенесли тела дев, для каждого храма по одной двери и для каждой двери по четыре камня, которые притащил на своем плече, так как он был мощный гигант, и мощь его очень увеличилась в его вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

550 Так как такое отношение между верующим человеком и Богом устанавливается через живое усвоение слова Евангельского или учения Христова и через прямое осуществление его в жизни, и так как, с другой стороны, самое проповедуемое слово Св. Евангелия производит уже суд, разделение 551 (κρσις) между верующими; то и девы притчи, олицетворяющие в себе верующих во Христа, разделяются на дев мудрых и глупых. Тех и других дев указывается в притче по пяти. Это равенство числа дев не имеет существенного значения; оно не показывает, что ко второму пришествию Христа окажется одинаковое количество как истинно верующих в Христа, так и мало верующих или неверующих. Важно, как в двоякой характеристике дев, так и в их количественном обозначении разделение их на два рода, предостерегающее нас и располагающее к осмотрительности в деле нашего спасения. Девы неразумные называются тем же именем, как и девы мудрые и это их название имеет лишь тот смысл, как и обозначение «плевел», трав сорных, по внешнему виду сходных, с травами годными в пищу, – или обозначение гнилой рыбы 552 в других притчах. Девы неразумные нашей притчи обнаруживают правда готовность идти во сретение своему жениху; но это их действие имеет цену не большую, как готовность слушать слово Божье со стороны того, в Ев. Матфея упоминаемого, безрассудного человека, который по степени и качеству этой готовности уподобляется желающему построить дом свой на песке. 553 Самое главное основание к различению и отделению дев безрассудных от дев мудрых заключается в том, что у первых чувствуется недостаток некоего света пред временем их встречи со своим женихом (светильницы наши гаснут). 554 Образ света есть весьма удачный образ для обозначения отношения верующих, олицетворяемых под видом дев, к Своему Возлюбленному Главе–Христу. Христос Сам называет себя 555 светом мира в смысле духовного просвещения мира истиною божественною; верующие во Христа, находящиеся с Ним в нравственном единении, также в глубине своих сердец, как в некоторых сосудах, таят свет добродетельной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

18.1 Шератский хребет 18.2 Развалины Аммана и Джараша 18.3 Минеральные произведения 18.4 Иерусалим 18.5 Река Лита 18.6 Иордан. Мертвое море 18.7 Источник в Суре 18.8 Ал-Хейт 18.9 Ярмук. Аз-Зерка 18.10 Рыбы источник Сул. 18.11 Источники около Сафеда 18.12 Источники при Табарии 18.13 Ключи долины ат-Туджжан 18.14 Мертвое море 18.15 Дамасский округ 18.16 Владения Сафеда 18.17 Царство Керакское 18.18 Царство Газзское 19. Ибн-ал-Вардий (+ 1349) 19.1 Ибн-ал-Вардий 20. Шемс-ад-динь ас-Суютий (писал в 1470 г.) 20.1 Взятие Иерусалима 20.2 Абу-Убейда пишет в Иерусалим 20.3 Письмо Абу-Убейды Омару 20.4 Прибытие Омара в Сирию 20.5 Договор Омара с жителями Иерусалима 20.6 Справедливость Омара 20.7 Договор Омара с христианами 20.8 О постройке Абд-ал-Меликом купола ас-Сахры 21. Муджир-ад-дин ( писал в 1496 г.) 21.1 Муджир-ад-дин 21.2 О пещере в Хевроне – Могила Исава 21.3 Размеры Соломоновой стены 21.4 Могила Иосифа 21.5 Могила Лота 21.6 Могилы Иова и Шу’айба 21.7 Могила Моисея 21.8 Могила Лукмана 21.9 Могила Давида 21.10 Храм Иерусалимский и скала 21.11 Соломонов трон 21.12 Соломонова цепь 21.13 Другие диковинки храма Иерусалимского 21.14 Баня царицы Савской 21.15 Могила Соломона 21.16 Могила Ионы 21.17 Могила Марии 21.18 Постройки Елены 21.19 Преимущества Иерусалима. Черная плита 21.20 Землетрясение в Рамадане 130 года 21.21 Сподвижники пророка 21.22 Табии, ученые и подвижники, бывшие в Иерусалиме 21.23 Иерусалим при ал-Хакиме 21.24 Землетрясения 21.25 Атсиз и Ортокиды 21.26 Михраб Давидов 21.27 Описание Месджид ал-Аксы 21.28 Михрабы Давида и Му’авии 21.29 Размеры Месджид-ал-Аксы 21.30 Отдельные помещения в Мечети 21.31 Двери мечети 21.32 Колодезь Листа 21.33 Михраб Давидов 21.34 Рынок Знания 21.35 Колыбель Иисуса 21.36 Джамия Магребинцев 21.37 Благородная ас-Сахра 21.38 Благородная ступня 21.39 Пещера 21.40 Крыша купола Скалы 21.41 Двери купола Скалы 21.42 Купол Цепи 21.43 Платформа ас-Сахры 21.44 Куббет-ал-Ми’радж 21.45 Макам-ан-Небий 21.46 Макам-ал-Хидр 21.47 Соломонов купол 21.48 Моисеев купол. Портики мечети. Колодцы. Размеры мечети

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

— свящ. А. П.) Собора. Сих именно дев Собор и называет диакониссами…» (Ioann. Zonar. Comm. in 19 сап. 1 Conc. Nic.). Это толкование следует признать поздним и искусственным отождествлением понятий «диаконисса» и «дева» лишь на основе обязательного для обеих групп женщин хранения целомудрия, но в IV–V вв. они не являлись синонимами. Маловероятно, хотя и допустимо, что в карфагенской практике речь могла идти об организации дев с функциями древних служительниц — диаконисс. За пределами данного региона возраст вступления в чин дев жестко не фиксировался, но девство рассматривалось как пожизненное. Иустин-мученик (Iust. 1 Apol. 15) и Тертуллиан (Tert. Apol. 9) упоминают известных им пожилых девственников. Как и позднее, Евсевий (IV в.) — старицу-девственницу, пострадавшую при императоре Деции (Euseb. Hist. eccl. VI. 41. 7), а Палладий (нач. V в.) — деву Сальвию, достигшую 60 лет (Pallad. Laus. 142–143). О том, как посвящались девы на Востоке, ничего не известно: этого обряда в принципе могло и не быть. Согласно «Апостольскому преданию», приписываемому св. Ипполиту (III в.), «не возлагается рука на деву, но только [ее] заявление (propositum) делает ее девой (uirginem)» (Hipp. Trad. apost. 12/51). По «Апостольским постановлениям», «дева не рукополагается (ο χειροτονεται), потому что не имеем повеления Господня, этот подвиг — дело воли и не в осуждение брака, но для упражнения в благочестии» (Const. Ap. VIII. 24. 2). Однако на Западе сформировалась традициия посвящения дев епископом или по его благословению пресвитером, причем через возложение рук. На Венетском соборе 465 г. говорилось о девах, которые «следуют благословению, данному [им] возложением руки (benedictionem per manus impositionem)» (Conc. Ven., сап. 4). Гиппонский собор (393 г.) также свидетельствует о посвящении (consecrentur) дев (Conc. Hipp., сап. 1) епископом при полном запрете делать это пресвитеру (Conc. Hipp., сап. 34), что подтверждал и Второй Карфагенский собор (390/387 г.) (2 Сопс. Сагтн., сап. 3). По сути его повторяет двуязычный 6й канон первой сессии IV Карфагенского собора (25 мая 419 г.), именуемого еще «Кодексом по делу Апиария», запрещавший пресвитеру поставлять (посвящать) дев (κορν καϑιρωσιν, puellarum consecratio) (IV Conc.

http://bogoslov.ru/article/6192803

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010