Надо отметить, что не только рядовые иноки были далеки от монашеских идеалов, но и их руководители – игумены часто стояли не на высоте. Поставляясь неразборчиво, они в большинстве своём оказывались неопытными в управлении и неэнергичными в борьбе с недостатками братии, если не были сами заражены ими. Некоторые из них, совершенно не заботясь о соблюдении древних иноческих уставов, устраивали жизнь в монастыре по собственному измышлению. Свидетельствуя об этом, преподобный Феодор говорит: «Ныне… почти все, можно сказать, опираются на обычаи человеческие и на установления соседей, противные заповедям Божиим, и хотят лучше соблюдать образ жизни такого-то и такого-то игумена, нежели божественных отцов наших» (5:8:218); «явилось бесчисленное множество преданий и самоизмышленных постановлений…» (6:165:556–557). Случалось, что настоятели принимали в свои монастыри за деньги 13 , постригали без разбора, «незаконно и не совершенно, от чего всё извратилось» (6:165:556). Ко всему этому, игумены позволяли инокам заниматься житейскими делами и заводить в монастыре собственное имущество. Киновия, по словам Гроссу, стала представлять из себя «общину с целями более хозяйственными, чем религиозно-нравственными» 14 . В результате дисциплина в монашеской среде ещё более и более расшатывалась. Монахам часто не хватало смирения и послушания; ропот и возмущение против монастырского руководства были не редкостью. Наконец, бывали случаи, когда инок после нескольких лет монашеской жизни совсем оставлял её, уходил в мир, вступал в брак или сожительство с женой, поступал на военную службу и на гражданские должности. Мрачное пятно на монашество клали двойные монастыри (мужско-женские), для многих служившие соблазном и преткновением. Совместная жизнь в таких монастырях давала повод к прелюбодеянию 15 . Общей причиной упомянутых недостатков внутримонашеской жизни, прежде всего, было забвение законов общежительного строя, сформулированных святым Василием Великим , отсутствие ревности к исполнению иноческих обетов, стремление действовать по собственной воле. Всё это произошло, по словам преподобного Феодора, «от перемены свободной воли, оскудевшей любви к Богу и обратившей привязанность свою к вещам тленным, не желающей и не решающейся следовать достохвальным примерам и отображать первоначальный и отеческий боговидный образ» (5:8:218–219). Желание следовать своей воле в большинстве случаев и порождало недовольство жизнью в ранее избранном месте, скитание монахов по монастырям с целью подыскать подходящий под личный вкус и привычки образ жизни или же разные самовольные попытки личной организации монашеских общин. В результате в монастырях, по словам Преподобного, «господствует нестроение и непослушание» (5:8:218).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

...Пристрастные к похвалам не только тогда, когда их порицают напрасно, но если их и не часто хвалят, терзаются в душе как бы каким голодом... Невозможно, чтобы море когда-нибудь не волновалось; невозможно, чтобы и душа такого человека оставалась без забот и скорби (свт. Иоанн Златоуст , 44, 464). Источник. Хвалить и удивляться человеку следует не за одежды, равным образом и не за тело, а за душу (свт. Иоанн Златоуст , 45, 214). Хвалить без разбора все, доброе и худое, свойственно не другу, но льстецу и насмешнику... (свт. Иоанн Златоуст , 40, 120). Источник. Кто слышал похвалы за молитву и сознал свое усердие, тот впал бы в гордость, если бы имел многих свидетелями похвал; а теперь, незаметно получив похвалу, он далек от всякого тщеславия (свт. Иоанн Златоуст , 46, 368). Источник. ...Почему и для чего ты ищешь похвалы от людей? Разве не знаешь, что эта " похвала так же, как тень или что либо еще более ничтожное, разливается по воздуху и исчезает? Притом и люди так непостоянны и изменчивы: одни и те же одного и того же человека сегодня хвалят, а завтра порицают (свт. Иоанн Златоуст , 47, 38). Какая польза человеку, если вся вселенная удивляется ему и восхваляет его, а Создатель всяческих и непогрешимый Судия осудит его в тот Страшный день? (свт. Иоанн Златоуст , 47, 218). Источник. ...Не будем дорожить похвалою человеческою и не будем всячески добиваться славы от людей, но ради Того Единого, Который испытует сердца и утробы, будем совершать дела добрые и убегать нечестия (свт. Иоанн Златоуст , 47, 218). Источник. Добродетельному человеку, идущему тесным и скорбным путем и исполняющему заповеди Христовы, невозможно заслужить от всех людей похвалу и удивление, потому что велика сила зла и вражда к добродетели. Поэтому Господь, зная, что человеку, строго подвизающемуся в добродетели и от Него одного ожидающему похвалы, невозможно пользоваться похвалою и доброю славою от всех людей, называет несчастными тех, которые из-за похвалы людской небрегут о добродетели. Похвала от всех может служить величайшим доказательством того, что (хвалимые) немного заботятся о добродетели. Да и как будут все хвалить добродетельного, если он станет исхищать обижаемых от обижающих, терпящих зло от желающих делать зло? Опять, если он захочет исправлять согрешающих и хвалить живущих добродетельно, то не естественно ли, что одни будут его хвалить, а другие – порицать? Поэтому (Господь) говорит: горе, егда добре рекут вам вси человецы ( Лк. 6, 26 ) (свт. Иоанн Златоуст , 47, 218). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

[Каликст; лат. Callistus, Callixtus] († 222 (?), Рим), мч. (пам. зап. 14 окт.), еп. (папа) Римский (218-222). Важнейший источник сведений о К.- соч. «Опровержение всех ересей» («Философумены»), к-рое приписывается Ипполиту Римскому ( Hipp. Refut. IX 11. 1 - 12. 26; X 27. 3-4). Автор трактата нередко отождествляется с мч. Ипполитом , рим. пресвитером, сосланным в 235 г. на о-в Сардиния вместе с Римским папой Понтианом . В трактате получила отражение позиция противников К., описание его жизни и деятельности отличается пристрастностью и выдержано в негативных тонах. Офиц. жизнеописание К. содержится в источниках IV-VI вв., самое раннее - в т. н. Каталоге Либерия (перечень Римских епископов (пап) от ап. Петра до Либерия (352-366)), сохранившемся в составе Хронографии 354 г. (Календаря Филокала). В Каталоге Либерия сообщается, что К. был преемником Зефирина (198-217 или 218), занимал Римскую кафедру с 218 по 222 г., понтификат К. продолжался 5 лет, 2 месяца и 10 дней. Согласно Евсевию Кесарийскому, К. возглавлял Римскую Церковь 5 лет ( Euseb. Hist. eccl. VI 21). Более подробные сведения включены в раннюю редакцию «Liber Pontificalis» (составлена вскоре после 530), где утверждается, что К. был сыном римлянина Домиция и занимал кафедру 6 лет, 2 месяца и 10 дней. Он установил соблюдение 3 постных суббот, когда следовало воздерживаться от употребления зерновых, вина и масла. В дек. К. рукоположил 8 епископов, 16 пресвитеров и 4 диаконов. Он устроил христ. кладбище на Аппиевой дороге, которое впосл. именовалось кладбищем К. Папа принял мученическую смерть, 14 окт. был похоронен на кладбище Калеподия, на 3-й миле Аврелиевой дороги. Бóльшая часть этих утверждений скорее всего недостоверна, т. к. составитель «Liber Pontificalis», не располагая достаточными сведениями о жизни и деятельности ранних епископов Рима, нередко прибегал к домыслам (см.: The Book of Pontiffs (Liber Pontificalis): The Ancient Biographies of the First Ninety Roman Bishops to AD 715/Transl. R. Davis. Liverpool, 2000 2. P. XVII-XXVII). Схожие сведения приведены в Мученичестве К. (BHL, N 1523), предположительно составленном в кон. V в. Согласно этому источнику, К. принял мученическую смерть в годы правления имп. Александра Севера (222-235).

http://pravenc.ru/text/1320099.html

Западная: граница 150; Европа 194. 226. Западно-русские: униатские митродолцты 216; униаты 196. » . Западно-русский край 205. Западно-русские области 195. Западные пограничные военные округа 5. Западный; край 151; фронт 282. Западные епархии 149.186.194.202.204–205.245. Зеландский епископ 187. Зимний дворец в Петрограде 7. 8. 9. 12. 13. 51. 57. 58. Зубчанинов Сергей Иванович, главно-уполномоченный по устройству беженцев 154. 155. 157. Игнатьева Софья Сергеевна, графиня 148. «Известия Верховного Совета по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов» 89–90. 96. 119. Иларион(Троицкий), архимандрит 198. Илия, епископ супурганский 194 225. Илия, пророк 1. Иркутск 124. Исаакиевская площадь в Петрограде 33. Исаакиевский собор в Петрограде 33. Испанский представитель в Берне 185. Итальянская, улица в Петрограде 179. Итальянское происхождение 258. Иезуиты 203. Иерусалимская: Миссия 194. 195. 218. 219. торненская обитель 218. 219. Иерусалим 194. 217. 218. 219. Иоанн Богослов, евангелист 282. Иоанн Воин, св. 284. Иоанн Креститель 149. Кавказская: граница 222; минеральная группа 124. Кавказский фронт 73. Казанская икона Божией Матери 46. Казанский: собор в Петрограде 9. 11. 14. 31; Университет 294. Калишский православный собор 180. Карталинский архиепископ 15. Кахетинский архиепископ – см. Карталинский. Кильбурн Дж., пастор 277. Киржач, г. 281. Кисловодск, г. 227. Кишанев 175. Киевопечерская лавра 182. Киевская епархия 150. Киевский: митрополит 182; округ 309. Киевское Славянское благотворительное Общество 210. Киев 37. 38. 39. 210. Ковенский госпиталь 279. Ковкин Василий, церковник 282. «Колокол», газета 45. Комаров Л. В., священник 283. Кондратьев Георгий Андреевич, чиновник особых поручений при министре Внутренних Дел 193. Кони Анатолий Федорович, член Государственного Совета 166. Константиновский уезд 154. Константинопольский патриарх 197. 306. Константин Константинович, Великий Князь 32. Копенгаген 187. Коссоры 73. Костромской Богоявленский монастырь 282,

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Т. 4. С. 218. 9492). Резолюция на прошении помещицы о сохранении церковной земли, отдаваемой священником в содержание казенной Лосинной фабрики: «Консистории выслушать с делом и что положено будет представить, обратя внимание на то, что священник написал неправду, будто помещица от содержания земли отказывается, и что землю, данную для земледелия и для того способную, отдавать под строение не сообразно с ея назначением и сомнительно в отношении к последующему времени» (Резолюции. Т. 4. С. 218. 9493). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Сказывается Вам к сведению и исполнению, что 27 экзамен в Академии и, следственно, по преданию от предков, у меня обед для ученой братии» (Письма преподобному Антонию. С. 241. 295). 16 июня. Письмо московскому гражданскому губернатору И. Г. Сенявину: «Ваше превосходительство, милостивый государь! Вознесенской давидовой пустыни строитель иеромонах Афанасий донес мне следующее: “Сего июня 4 дня в 6 часов пополудни пришел неизвестный человек, ростом высокий, телом крепкий, к пасущим в поле стадо коров монастырских и выспрашивал, где строитель во время ночи спит, сколько при нем келейников и каков он в лицо? Причем держал в руках безмен на ремне вроде разбойническаго кистеня, нож необыкновенной величины и за поясом большой топор» (ДЧ. 1886. Ч. 3. 12. С. 500). 22 июня. Резолюция на выписке из докладного консисторского реестра о послушнике, подавшем рапорт о переводе его в другой монастырь; указанный послушник за время прохождения искуса в монастыре иногда вел себя нетрезво: «Как послушник в Угрешском монастыре жить не хочет; другого монастыря настоятеля согласия на принятие его в виду нет; то Консистории учинить следующее: дать ему месяц на исходатайствование от которого-либо настоятеля, вне столицы, согласия на принятие его; есть ли в месяц никто не примет, то, как не оказавшагося благонадежным в искусе, исключить его из монастыря и из духовнаго ведомства в то звание, из котораго поступил» (Резолюции. Т. 4. С. 218–219.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Вопросы о церковном искусстве : «Живоподобное письмо»: что это такое Отвечает Дмитрий Трофимов , руководитель творческих мастерских «Царьград». Ил.: Киккская икона Божией Матери, 1668//Фома. — 6(218) — июнь 2021. — С.94. — (рубрика « Вопросы о церковном искусстве »). «... Живоподобие — уникальный стиль русского искусства. Его создал царский изограф Симон Ушаков. Многие годы он возглавлял иконописную мастерскую Оружейной палаты». Почему на иконе изображают 12 апостолов? Ведь Иуда же предал Христа! Отвечает Анатолий Влезько , руководитель мастерской «Палехский иконостас». Ил.: Вознесение Господне. Андрей Рублев, Даниил Черный, 1408//Фома. — 6(218) — июнь 2021. — С.94. — (рубрика « Вопросы о церковном искусстве »). В этом году праздник Вознесения Господня приходится на 10 июня. Реклама: С.95-97. Эпилог: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает директор фонда «Доктор Лиза» Наталья Авилова . Фото из архива автора//Фома. — 6(218) — июнь 2021. — С.98-99. — (рубрика « Эпилог »). Имеется биографическая справка (С.98). 1. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя? У меня есть любимая рубрика — «Люди». Благодаря ей я узнала десятки совершенно потрясающих людей и историй их жизни. В этом номере отец Павел Когельман (с.38) рассказывает, что, по его мнению, самое сложное в священстве, а протоиерей Владимир Бойков (с.56) — о потрясающих людях и встречах, которые возможны только у нас, в России. 2. Какую публикацию Вы бы особенно порекомендовали тем, кто еще мало знает о вере и Церкви? Еще одна моя любимая рубрика — « Читаем Евангелие вместе с радио „ Вера “ » (с.24). Действительно, вера Иосифа Обручника, его жизнь, его сила и решимость — прекрасный пример доверия Богу и урок жизни по вере, жизни для Бога. 3. О чем бы Вам хотелось прочесть в будущих номерах «Фомы»? Мне бы очень помогла даже не конкретная статья, а рубрика или разворот для детей. Не «детская», а именно в стиле и формате «Фомы» — мудрая, познавательная... На задней обложке: Реклама журнала: ПОМОГИТЕ НАМ БЕСПЛАТНО ПОДПИСАТЬ НА «ФОМУ» НЕИМУЩИХ. Аппликация Марии Сосниной.

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-218-...

Димитрий (Беликов; 1852—1932 гг.), в григорианском расколе, «митрополит» Томский и Сибирский»; историк Сибири. Григорий (Яцковский; 1866—1932 гг.), архиепископ Свердловский, с 1925 г.один из инициаторов и первый руководитель григорианского раскола. Николай Дмитриевич Успенский (1890–1987 гг.), в 1925– 1928 гг. профессорский стипендиат и секретарь Высших Богословских курсов. Макарий (Звездов; 1884–1937 гг.), 29 мая 1926 г. хиротонисан во епископа Торопецкого, викария Псковской епархии; в том же году переименован во епископа Белокопытского и Великолукского той же епархии; с сентября 1927 г. епископ Муромский, викарий Владимирской епархии. Агафангел (Преображенский; 1854–1928 гг.), свт. Кирилл (Смирнов; 1863–1937 гг.), сщмч. Евгений Андреевич Бобовский (1890–1972 гг.), протоиерей, в 1924 –1926 гг.клирик Николо-Богоявленского собора. Вениамин (Муратовский; 1856–1930 гг.), обновленческий «первоиерарх». По организации Епархиального собрания. Административный отдел Ленгорисполкома. По данным о. Александра Мазырина, митрополит Иосиф считал свое недопущение в Ленинград результатом интриги архиепископа Алексия и епископа Николая, а также группы протоиереев, прозванных «алексиевцами». Но едва ли можно говорить об «иосифлянско-алексиевском» разделении, так как архиепископ стремился поскорее уехать в Новгород ( Мазырин А. В., свящ. Попытка легализации… С. 23–53). Гавриил (Воеводин; 1869–1937 гг.), с сентября 1926 г. по апрель 1927 г. архиепископ Кингиссепский, временно управлял епархией на время отъезда митрополита Иосифа . Дата приведена по старому стилю. Павел Никанорович Левашев (1 866–1937 гг.), с 1917 г. служил в церкви сщмч. Власия бывшего московского Никитского монастыря. Борис (Рукин; 1879–1931 гг.), до декабря 1925 г. епископ Можайский, запрещен как один из инициаторов григорианского раскола, григорианский митрополит. По средам в соборе настоятель вел апологические беседы об основных истинах христианства. Варлаам (Ряшенцев; 1878–1942 гг.). Арсений (Стадницкий, 1862–1936 гг.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10047581/

Авель (Македонов Николай Николаевич, 1927–2006), архимандрит, подвизался на Афоне в 1970–1978 гг., в 1975–1978 гг. настоятель Свято-Пантелеимоновского монастыря, в 1978 г. вернулся в Россию, в 1979–1989 гг. почётный настоятель кафедрального собора г. Рязани и духовник Рязанской епархии, в 1989–2004 гг. наместник Пощупского Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии. Аверов-Тосица Эвангелос (р. 1910), политический деятель и дипломат Греции, журналист, в 1946 г. избран депутатом греческого парламента, в 1950–1952 гг. входил в состав ряда правительств в качестве министра сельского хозяйства, национальной экономики и снабжения, вице-министра иностранных дел с мая 1956 г. по март 1958 г. и с ноября 1961 г. по июнь 1963 г. Аврелиан , монах Руссика, скончался в 1963 г. Александр (Немоловский Александр Алексеевич , 1877–1960), архиепископ Брюссельский и Бельгийский в 1936–1940 гг. и в 1960 гг., с 1959 г. митрополит; в 1901 г. был послан миссионером в США, пострижен в 1909 г. и возведён в сан епископа Аляскинского, в 1919 г. епископ Североамериканский, в 1920 г. возведён в сан архиепископа, в 1922 г. подвизался в Стамбуле и в Андреевском скиту на Афоне, с 1928 г. настоятель Свято-Никольской церкви в Брюсселе, в 1940–1945 гг. в немецком плену, узник концлагерей, в 1945 г. перешёл в юрисдикцию Московского Патриархата, в 1945–1948 гг. правящий архиерей Берлинской и Брюссельской епархии. Александр Лавриот (Лазаридис), учёный монах Великой Лавры, продолжил начатую его предшественниками в первой половине XX века работу по систематизации архива Лавры и опубликовал в 1960-х гг. документы периода турецкого владычества, материалы, относящиеся к Греческому восстанию 1821–1832 гг., и документы за 1850–1855 гг. Алексий (Альберт ван дер Менсбюрюгге, 1899–1980), архиепископ Дюссельдорфский в 1971–1980 гг., выпускник папского Восточного института в Риме, специалист по восточной патрологии и литургике, родился в католической семье, перешёл в православие в 1929 г., в 1950–1959 г. был членом Католическо-православной Церкви, затем вернулся в юрисдикцию Московского Патриархата, в 1961–1968 гг. епископ Медонский, в 1968–1970 гг. епископ Филадельфийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

возглавлял Русскую Православную Церковь Заграницей в 1920–1936 гг. Митрополит Евлогий (Георгиевский) (1868–1946) в 1921–1931 гг. являлся управляющим русскими православными приходами в Западной Европе. В 1931–1946 гг. возглавлял Временный Экзарх Константинопольского Патриархата в Западной Европе. В 1945 г. инициировал процесс возвращения Экзархата в юрисдикцию РПЦ. Скончался в 1946 г. Митрополит Анастасий (Грибановский) (1873–1965) в 1915–1919 гг. возглавлял Кишиневскую епархию. В эмиграции с 1919 г. Активный деятель Русской Православной Церкви Заграницей. В 1936–1965 гг. Первоиерарх РПЦЗ. Архиепископ Феофан (Быстров) (1872–1940) в 1913–1919 гг. возглавлял Полтавскую епархию. В эмиграции с 1920 г. До 1931 г. постоянный член Архиерейского Синода РПЦЗ. Архиепископ Феофан (Гаврилов) (1872–1943) в 1917–1920 гг. возглавлял Курскую епархию. В эмиграции с 1920 г. Являлся членом Архиерейского Синода РПЦЗ. Митрополит Ермоген (Максимов) (1861–1945) в 1919–1920 гг. возглавлял Екатеринославскую епархию. В эмиграции с 1920 г. В 1924–1942 гг. являлся членом Архиерейского Синода РПЦЗ. В 1942–1945 гг. возглавлял самопровозглашенную Хорватскую Православную Церковь. Расстрелян сербскими партизанами в 1945 г. Архиепископ Гавриил (Чепур) (1874–1933), в 1918–1920 гг. управляющий Челябинской епархией. С 1921 г. являлся членом Высшего церковного управления заграницей, с 1921 г. член Архиерейского Синода РПЦЗ. Епископ Михаил (Космодемьянский) (1858–1925) в 1911–1919 гг. возглавлял Александровское викариатство Ставропольской епархии. В эмиграции с 1920 г. С 1921 г. являлся членом Архиерейского Синода РПЦЗ. Епископ Дамиан (Говоров) (1855–1936) в 1918–1920 гг. возглавлял Царицынскую епархию. В эмиграции с 1920 г. Митрополит Вениамин (Федченков) (1880–1961) в 1919–1920 гг. возглавлял Севастопольское викариатство Таврической епархии. В эмиграции с 1920 г. В 1922 г. принял к исполнению указ патриарха Московского Тихона об упразднении Временного высшего церковного управления заграницей. В 1933–1947 гг. являлся Экзархом Русской Православной Церкви в США. С 1947 г. проживал в Советском Союзе.

http://bogoslov.ru/article/6192400

Первым настоятелем Н. В. м. в 1656-1658 гг. был игум. Стефан (с 18 окт. 1658 архимандрит), до назначения состоявший в клире патриарха Никона, являвшийся в 1658-1660 и 1666-1679 гг. архиепископом Суздальским и Тарусским. Среди настоятелей обители в XVII в. выделяется любимый ученик и постриженик патриарха Никона архим. Герман (управлял Н. В. м. с окт. 1680, архимандрит в 1681-1682) - крупнейший представитель музыкально-поэтической школы, сложившейся в обители. К той же школе принадлежал архим. Никанор (настоятель в 1686-1698) - автор пространной «Летописи» о строительстве Воскресенского собора, написанной акростихом (высечена на белокаменных плитах, предваряет вход в кафоликон). В 1722-1723 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Лаврентий (Горка; впосл. епископ). Сменивший его архим. Киприан (Скрипицын; 1723-1727) в 1719-1723 гг. был архимандритом ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря , а позднее - настоятелем дмитровского во имя святых Бориса Глеба мужского монастыря (1727-1732), московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря (1732-1733), Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря (1733-1736) и Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря (1736-1737), затем епископом Вятским и Великопермским (1737-1739), Коломенским и Каширским (1739-1740), членом Синода (с 4 марта 1739). В 1727-1736 гг. Н. В. м. возглавлял архим. Мелхиседек (Борщов), бывший ранее игуменом Клобукова мон-ря в Кашине (см. Клобуков кашинский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь ; 1715-1717), архимандритом старицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (1717-1722), дмитровского Борисоглебского (1722-1723) и Иосифова Успенского (1723-1727) мон-рей. В 1735 г. он был взят в Тайную канцелярию по доносу Феофана Прокоповича в связи с делом еп. Корельского и Ладожского Маркелла (Родышевского); в 1744-1748 гг.- настоятель Крестовоздвиженского Бизюкова мон-ря. В 1737-1742 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Карион (Голубовский), в 1734-1737 гг. состоявший архимандритом Преображенского мон-ря в Ярославле, в 1743-1752 гг.- Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В 1742-1744 гг. мон-рь возглавлял архиеп. Петр (Смелич), в 1744-1748 гг.- архим. свт. Иларион (Григорович; впосл. епископ). Деятельность настоятелей Н. В. м. в 1748-1765 гг. Амвросия (Зертис-Каменского ; с 1753 епископ, с 1764 архиепископ), и в 1765-1771 гг. его родного брата Никона (Зертис-Каменского) была в основном направлена на реставрацию обители. Н. С. Зертис-Каменский еще в 1748-1756 гг. находился в Н. В. м. «при строении в должности живописного искусства надзирателя». В 1756 г. он пострижен в монашество с именем Никон, в 1761 г. был архимандритом переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы мужского монастыря , а в 1761-1765 гг.- Саввина Сторожевского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010