А. И. Алексеев. Вкладная книга костромского Богоявленского монастыря в фондах Отдела рукописей РНБ     Публикация вкладной книги костромского Богоявленского монастыря продолжает ряд моих публикаций по введению в научный оборот памятников мемориальной культуры российских монастырей XVI–XVII вв. Костромской Богоявленский монастырь, по преданию, основан в 20-х гг. XV в. прп. Никитой Костромским, «сродником» прп. Сергия Радонежского . На протяжении XVII в. по своей значимости обитель занимала вторые позиции в Костроме после Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря . В собрании Общества любителей древней письменности, которое хранится в Отделе рукописей РНБ, находится вкладная книга Богоявленского монастыря . По водяным знакам бумага рукописи датируется серединой – второй половиной XVII столетия. Книга содержит записи о вкладах за период с 1610-х гг. по 1734 г. Принимая во внимание эти хронологические границы, следует заключить, что протограф вкладной книги, с которого изготовлен наш список, был заведен при игумене Арсении, управлявшем обителью в 1603–1618 гг. , а дошедший до нас список – в последней четверти XVII в. Последний активно пополнялся до 1730-х гг., когда был выведен из оборота при игумене Иове (до 1739 г.) . Богоявленский монастырь не имел таких прочных связей с царской династией Романовых, как Ипатьевский, но порой пользовался вниманием некоторых лиц из царствующей фамилии. Так, 21 марта 1613 г. «государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Русии приложил к образу святого Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа золотой угорский» , а спустя две недели «по приказу государыни и великой старицы иноки Марфы Ивановны Федор Чеботов дал в дом Богоявления… ведро вина церковнаго» . В октябре 1619 г. царь Михаил Федорович вновь пожаловал в монастырь золотой угорский , который был «издержан» на позолоту венца у образа Богоявления Господня. Это пожалование он сделал по пути к особо почитаемому основателем новой династии Макарьеву Унженскому монастырю . Эта обитель существовала еще в XVI в. Культ прп. Макария Желтоводского и Унженского особое распространение получил в годы Смуты в рядах Второго ополчения . На обратном пути 30 октября 1619 г. царь Михаил Федорович пожертвовал в монастырь еще один угорский, который был также «издержан» на позолоту венца у образа Богоявления, а его мать, великая старица Марфа, в дополнение к этому образу подарила золотой крест .

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

Архив Христос перед Анной Кто приговорил Мессию к смерти? Хотя окончательный приговор вынес римский судья Понтий Пилат, несомненно, что главными действующими лицами были члены иерусалимского синедриона. Это название высшего судебного органа покоренного, но еще не лишенного окончательно всех прав народа встречается в Библии только в Евангелии и Деяниях св. апостолов (Мф. 5, 22; 26. 59; Мк. 14, 55; 15, 1; Лк. 22, 66; Деян. 5, 21, 27, 34; 6, 12, 15 и др.). О возникновении синедриона (евр. — «санхедрин») сведений нет. При мидийско-персидских правителях, установивших в 30-е годы VI в. до Р.Х. власть над Палестиной, иудеям дано было право иметь своих судей. В указе царя Артаксеркса I Долгорукого (464–424 гг. до Р.Х.), данном Ездре перед его возвращением в землю обетованную, было сказано: “Ты же, Ездра, по премудрости Бога твоего, которая в руке твоей, поставь правителей и судей, чтоб они судили весь народ за рекою” (Езд. 7, 25). Однако нет оснований говорить о появлении синедриона именно в это время. Греческая этимология этого слова (synedrion; от syn — «вместе» и hedra — «седалище») скорее всего указывает на происхождение синедриона уже в эллинистическую эпоху, начавшуюся в период восточных завоеваний Александра Македонского (20-е годы IV в. до Р.Х). Некоторые библеисты на основании упоминания совета старейшин во 2-й книге Маккавейской (4, 44) относят начало этого судейского органа к эпохе героической борьбы иудеев против иноземной власти царей из династии Селевкидов (70–60-е годы II в. до Р.Х.). Иосиф Флавий в “Иудейских древностях” говорит о синедрионе только с XIV-й книги, где рассказывается о событиях, последовавших после покорения главнокомандующим римской армией в Малой Азии Гнеем Помпеем Палестины (XIV. 9. 3–5). Это упоминание о судебном органе евреев относится к событиям около 55 г. до Р.Х. Членство в синедрионе было пожизненным. Число судей, согласно Талмуду, было 71. Традиция эта восходит ко времени прор. Моисея. “И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они там стояли с тобою” (Числ. 11, 16). Вместе с Моисеем совет старейшин состоял из 71-го члена. В интересующую нас эпоху синедрион мог судить первосвященника, лжепророка и вообще рассматривать религиозные преступления.

http://pravoslavie.ru/put/070227112849.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «КИРИЛЛОВА КНИГА» («Книга иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иеросалимского, на осьмый век». М., Печатный двор, 21.04.1644), полемический сборник, изданный по указу царя Михаила Феодоровича . Публикация «К. к.» была вызвана возможностью вхождения протестанта в русскую царскую семью: планировался династический брак между царевной Ириной Михайловной и сыном дат. кор. Кристиана IV от морганатического брака гр. Вальдемаром. Патриарх Московский и всея Руси Иосиф и дворецкий кн. А. М. Львов, в ведении к-рых находился Московский Печатный двор , стремились использовать печатные издания для противодействия этому браку. Так, в 1642 г. на Печатном дворе был издан «Сборник о почитании икон», имевший антипротестант. направленность. В составлении «К. к.» и подготовке ее к изданию в кон. 30-х - нач. 40-х гг. XVII в. принимали участие протопоп московского собора во имя Черниговских чудотворцев Михаил Рогов, ключарь московского Успенского собора Иоанн Наседка , справщики Московского Печатного двора Ш. Марьтемьянов и З. Подосенов. В основу «К. к.» был положен полемический сборник, в одном из списков озаглавленный как «Просветитель литовский» (в др. списках сборник не имеет заголовка, по названию 1-й гл. может обозначаться как «Изложение о вере»). Сборник был составлен не позднее 20-х гг. XVII в., наиболее вероятно, в кругу книжников, близких к патриарху Филарету (Романову) . По составу он близок к др. полемическим компиляциям того времени, в частности к «Изложению на люторы» Иоанна Наседки, текстуально с последним не совпадает. «Просветитель литовский» по структуре повторял полемические сборники XV-XVII вв. из произведений, широко бытовавших в рус. рукописной традиции. В нем также приведены новые западнорус. сочинения, в т. ч. антипротестант. тексты; редакторы использовали заимствованные сочинения для обличения реформационного вероучения, против к-рого в рус. письменности не имелось развернутого опровержения. Сборник, судя по входящему в ряд списков тексту оглашения, предназначался для «просвещения» (катехизации) «литовцев» (жителей Литовского великого княжества , вероятно католиков и протестантов). Мн. списки «Просветителя литовского» происходят из крупных монастырей ( Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря , Троице-Сергиевой лавры ), где проходили оглашение иностранцы.

http://pravenc.ru/text/1840465.html

«Моя история. Рюриковичи»: впечатления посетителей В Манеже заканчивается выставка «Православная Русь. Рюриковичи», посвященная 700-летнему правлению этой династии в истории России. Мы попросили посетителей выставки поделиться своими впечатлениями. 19 ноября 2014 г. Рейтинг: 4.4 Голосов: 3 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии ан 30 ноября 2014, 04:57 Пожалуйста, привезите эту выставку в Санкт-Петербург! И в Лондон тоже. Станислав 28 ноября 2014, 21:11 Выставка очень необходима для развития и понимания русского современного, молодого человека смысла и предназначения России. Но были неприятные моменты на выставке, когда лектор в подряснике коментировал правление Иоанна IV Грозного и очень уверенно говорил, что царь, русский народ не любил и в переписке со шведским королем называл собаками. Есть два сохранившихся письма королю швеции, в которых Иоанн спрашивает о родословной Юхана III, о том откуда происходит его династия ибо он имел дерзновение общаться в письме ставя свое имя впереди Иоанна Васильевича, что было как вызов. В заключении письма Иоанн говорит - ... а нам, великим государям, и сноситься с тобой бесчестие, а лай тебе писать и того хуже, а перелаиваться с тобой горше того не бывает на этом свете, а если хочешь перелаиваться, так найди себе такого же холопа да с ним и перелаивайся. Больше в письмах четвероногие не упоминаются нигде. Отец Юхана Густав Ваза действительно не был королем а стал королем самочинно после свержения власти датского короля. Вот такие заявления приносят очень большой вред т.к полуправда это страшная вещь. Ирина 22 ноября 2014, 23:46 Очень поддерживаю предложение Веры про CD. Я живу в маленьком городе, попасть на выставку для меня очень сложная задача: отстоять очередь после долгой дороги в Москву, пройти весьма серьезное расстояние на самой выставке, получив большой объем информации и просто впечатлений, отправиться в тот же день в обратный путь... Как было бы замечательно, если бы выставки - и предыдущая, и сегодняшняя, могли прийти к нам домой! Это очень нужно, особенно в наше неспокойное и трагическое время.

http://pravoslavie.ru/75245.html

ЦВ 17 (461) сентябрь 2011 /  12 сентября 2011 г. Епископ Игнатий: Условия современного мира требуют от нас незамедлительных действий 21 августа в Преображенском соборе Новоспасского ставропигиального мужского монастыря города Москвы Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Игнатия (Депутатова) во епископа Шахтинского и Миллеровского.   Из Слова архимандрита Игнатия (Депутатова) при наречении во епископа Шахтинского и Миллеровского Ваше Святейшество, Святейший владыка и любящий наш отец! Богомудрые архипастыри Святой Христовой Церкви! Всемилостивый Бог призывает ныне меня к великому и безмерно ответственному архиерейскому служению на Шахтинской кафедре через определение Вашего Святейшества и Священного Синода Русской Православной Церкви. Особенно трепетно для меня, что Донская земля является родиной моих предков, принадлежащих к священнической династии. Мой прадед иерей Павел Коробейников в 30-е годы был расстрелян на этой земле вместе с Ростовским архиереем. Ныне по Промыслу Божию происходящие со мной события невольно обращают мой мысленный взор к пройденному недолгому моему жизненному пути. Передо мной проносятся юные годы, когда я проходил обучение в духовных школах. Вспоминаются наставники и духовники, которые старались привить подлинную жертвенную любовь к людям. Особенно остро звучат в моей памяти слова одного наставника, обращенные к нам, тогда еще студентам Санкт-Петербургской духовной академии, который говорил: «Всегда помните, дорогие мои, и никогда не забывайте о том, что вы призваны пасти не своих овец, но овец стада Христова, за каждую из которых Христос Спаситель готов вновь и вновь идти на крестные страдания и смерть». И вот я, предстоя перед величием этого жертвенного служения, вспоминаю слова приснопамятного митрополита Антония Сурожского, который, рассуждая о пастырском служении, говорил, что это служение не должно знать ни дня ни ночи; что не должно быть такого момента, когда человек не имеет права страдать, болеть, нуждаться в помощи только потому, что пастырю пришло время отдыхать или заниматься своими делами. И сколь ответственнее и требовательнее должно быть отношение у епископа к своему служению! Он должен иметь незыблемую готовность встретить любые испытания, принять любой удар и даже саму смерть, ибо епископ идет первым по тернистому пути за Христом, ведя за собой вверенную ему паству.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_ignatiy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ древнейшее гос-во в долине р. Нил, его территория простиралась от Средиземного м. на севере до 1-го порога Нила на юге. Территория страны исконно делилась на 2 части: Нижний Е.- Дельту Нила и Верхний Е.- узкую плодородную долину реки, ограниченную Ливийской пустыней на западе и Аравийской пустыней на востоке. Существовал также ряд оазисов: Файюм, примыкающий к долине реки в ее средней части, а также Сива, Бахария, Фарафра, Дахла, Харга - в глубине Ливийской пустыни. История Древнего Е. охватывает 30 царских династий. В ней выделяется ряд крупных периодов: Раннее царство (XXXI-XXVIII вв. до Р. Х.; 1-2-я династии), Старое (или Древнее) царство (XXVIII - нач. XXII в. до Р. Х.; 3-8-я династии), 1-й Переходный период (нач. XXII - кон. XXI в. до Р. Х.; 9-10-я династии), Среднее царство (кон. XXI - нач. XVIII в. до Р. Х.; 11-12-я династии), 2-й Переходный период (нач. XVIII - сер. XVI в. до Р. Х.; 13-17-я династии), Новое царство (сер. XVI - нач. XI в. до Р. Х.; 18-20-я династии), 3-й Переходный период (нач. XI - сер. VII в. до Р. Х.; 21-25-я династии), Поздний период (сер. VII-IV в. до Р. Х.; 26-30-я династии). Царствами называются периоды, на протяжении к-рых в Е. существовала объединявшая страну крепкая централизованная власть. Переходные периоды - времена политической раздробленности. Раннее царство (XXXI-XXVIII вв. до Р. Х.; 1-2-я династии) Предки египтян пришли на территорию долины Нила с запада в V тыс. до Р. Х. Первоначально, по-видимому, был заселен Файюмский оазис, а затем началось освоение долины реки. Поселения додинастического периода (V - кон. IV тыс. до Р. Х.) представляли собой крупные сельские общины, где было развито ремесленное производство (керамика, медные орудия), но еще не наблюдалось значительной имущественной дифференциации. В посл. четв. IV тыс. до Р. Х. начался процесс формирования государственности, в к-ром ведущую роль играли правители городов Верхнего Е. Тинис и Иераконполь. К этому времени ранние земледельческие общины уже создали первые территориальные объединения-номы, к-рые позднее превратятся в провинции исторического Е. Потребность общин в объединении была связана с необходимостью сооружения ирригационных систем: возникающая гос. власть брала под контроль прежде всего эту сферу. На протяжении всей егип. истории поддержание и сохранение оросительной системы и ритуальная ответственность за необходимый уровень нильского паводка оставались одной из главнейших функций царей.

http://pravenc.ru/text/189507.html

Познание нашего времени, самих себя и отечества. Что ждет зрителей на выставке «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи» 30 октября в информационном центре «ИТАР-ТАСС» состоялась пресс-конференция, посвященная открытию XIII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи». Выставка откроется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 5 ноября в центральном выставочном зале «Манеж» и будет посвящена основным вехам в истории Древней Руси, ключевым этапам её становления. 18 мультимедийных залов общей площадью 4000 квадратных метров подробно расскажут об истории Древней Руси, с её взлетами и падениями на протяжении семи столетий. Открытие выставки состоится 4 ноября 2014 г. в ЦВ3 «Манеж» по адресу: г. Москва, Манежная пл., 1. Вход только по приглашению. В этот день выставка будет работать с 15:00 до 21:30. В остальные дни часы работы: 10:00–21:30. Вход свободный. Телефон горячей линии по проекту: +7 (800) 505–25–40 В пресс-конференции приняли участие: Архимандрит Тихон (Шевкунов), ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата, Юрий Артюх, руководитель Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы. Модератор Максим Рыжков (ИТАР-ТАСС) поприветствовал участников и гостей пресс-конференции, рассказав о цели встречи: «Мы привыкли, что к Дню народного единства в «Манеже» происходят удивительные события: прошлогодняя выставка, приуроченная к юбилею династии Романовых, была столь грандиозной, столь необычной, что невольно мы ждали продолжения. И в этом году мы его получим – с 4 по 20 ноября будет выставка, посвященная династии Рюриковичей. Несмотря на то, что первые два монарха из династии Романовых – Михаил Федорович и Алексей Михайлович правили достаточно долго, все-таки Романовы ассоциируются с петровскими реформами, и европейским путем России длиной в 200 лет. А вот Рюриковичи – это наши истоки, наша основа, это непосредственная связь с Византией.

http://pravmir.ru/ya-obeshhayu-vam-otkry...

Закрыть itemscope itemtype="" > Зачем Путину ехать в Китай? Отношения в треугольнике Россия – США - Китай 30.09.2011 1095 Время на чтение 7 минут Давняя история вопрос Как учат классики марксизма: «История – это наука всех наук»! В истории Святой Руси был период с названием монголо-татарское иго. Тогда в XIII – XV веках князья русских уделов ездили в «Орду» (так назывался стан кочевников) получать от хана ярлык (указ с клеймом) на право правление. А между Московским и Тверским князьями была лютая борьба за получение ярлыка «Великого Князя», имевшего особую милость собирать дань со всех русских земель. И расплачиваться с ханом от имени всей земли русской. Тюрко-монгольская глобализация Старого Света охватывала практически всю евразийскую ойкумену 13-14 веков от Индокитая через Китай, Сибирь, Русь, Иран и до Южной Европы. И если в покоренном Китае (Срединное государство) установилась монгольская династия Великого Хана с именем «Юань» и столицей Ханбалык (ныне Пекин). То Русь была всего лишь окраиной и платила дань хану (по-китайски вану ) северной Золотой Орды. В начале 13 века мировой порядок был установлен «Севером Старого Света», ядро которого составляли племена монгольского корня. В конце 20 начале 21 века новый мировой порядок устанавливает «Север Нового Света» – североамериканские Соединенные Штаты с англосаксонским ядром. Иными словами в устройстве общества периода кочевников старой Орды следует искать подсказки принципов финансово-экономического и социально-культурного общежития племен и народов разных цивилизаций для периода глобализма «новых кочевников»: «Нового мирового порядка», который по-латыни именуется «Новой Ордой повторившейся в цикле» (см. надпись на обороте купюры в один доллар США: « novus ordo seclorum » ). Можно сказать, что после поражения Советской России в холодной войне и образования однополярного мира во главе с США, Новая Россия живет в периоде англо-американского ига. И в условиях «Нового мирового порядка» (латинский корень ordo значит – «порядок») платит Новой Орде дань деньгами и ресурсами. Соответственно и «князья» новой России должны ездить в «Орду» на поклон к американцам, дабы получить «ярлык» на право распоряжаться народами России и собирать дань с земли русской.

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/01/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛИАЛ [Велиар; евр.  ,  ], в иудейской и раннехрист. лит-ре демоническое существо, дух небытия, лжи и разрушения. Этимология имени неясна. Раввины понимали его как состоящее из отрицательной частицы  и слова   (иго, ярмо), т. е. тот, кто сбросил «иго Божие» ( Otzen. P. 132; Thomas. P. 15). Однако это объяснение считается устаревшим; широко распространено понимание слова   как «никчемность, бесполезность» (   + корень   - быть полезным) ( Pedersen. P. 539). Др. вариант этимологии: имя В. состоит из  и корня  (восходить) и имеет, т. о., значение либо «тот, кто не восходит», т. е. «неудачник», либо «(место, из к-рого) никто не поднимается» - эвфемистическое обозначение шеола ( Cross, Freedman. P. 22 n. 6) (ср.: Иов 7. 9). Нек-рые исследователи связывают имя В. с евр. корнем   - глотать (параллели существуют в араб., арам., аккад., эфиоп. и др. языках). Представление о В. как о «поглощающей бездне» обнаруживает параллели с представлением о шеоле (ср.: Пс 17. 5-6; Thomas. P. 18-19; Tromp. P. 125-128). В Синодальном переводе ВЗ это имя чаще всего передается описательно. На близость понимания В. как «смерти», «ада» указывает параллелизм выражений «потоки беззакония (  )», «цепи ада», «сети смерти» в Пс 17. 5-6 (ср.: 2 Цар 22. 5). Встречаются и др. примеры такого параллелизма: «человек Велиала» - это «человек нечестивый» (Притч 6. 12), «убийца» (2 Цар 16. 7, Суд 19. 22; 20. 13), «лукавый» (Притч 19. 28), это злые люди (1 Цар 30. 22). Связь В. с представлением о хаосе часто использовалась для отнесения к «сынам Велиала» людей, к-рые разрушают социальный порядок ( Maag. P. 294-295; Otzen. P. 134-135): «негодные люди», лжесвидетельствовавшие против Навуфея (1 Цар 21. 10-13; ср.: Притч 19. 28), разрушители монархии (1 Цар 10. 27; 2 Цар 20. 1; 2 Пар 13. 7); им противопоставляется царь из династии Давида (ср.: 2 Цар 23. 5-7; Пс 100. 3; Otzen. P. 135). «Сыны Велиала» - те, кто сбивают Израиль с истинного пути и учат поклоняться др. богам (Втор 13. 13), как, напр., сыновья Илия, к-рые «не знали Господа» (1 Цар 2. 12).

http://pravenc.ru/text/150051.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Эдомитяне, идумеи Эдомитяне, идумеи, потомки Исава ( Быт. 36:1–19 ), поселившегося ко времени возвращения Иакова из Месопотамии в р-не горы Сеир ( Быт. 32:3 ; Быт. 36:6–8 ). Эдомитяне полностью отвоевали Сеир у хорреев ( Быт. 14:6 ; Быт. 36:20–30 ; Втор. 2:12.22 ). Наряду со старейшинами в Библии упоминаются и восемь эдомитянских царей ( Быт. 36:31–39 ). Последний из царей Эдома, год смерти которого не приводится, мог быть современником Саула. Результаты иссл. показывают, что в то время цари у Э. избирались; позднее ( 3Цар. 11:14 ) речь идет уже о цар. династии. Во время странствования израильтян по пустыне эдомский царь запретил им проходить через его землю. Поскольку война с Э. израильтянам была запрещена, они пошли в обход Эдома ( Числ. 20:14–21 ; Втор. 2:4–8 ; Суд. 11:17 ). В отличие от аммонитян и моавитян, Э. в третьем поколении могут войти в общество Господне ( Втор. 23:8–9 ), но ВЗ рассказывает о длит. вражде между евреями и Э. с момента их первого столкновения. На протяжении 400 лет дело не доходило до открытых воен. действий; первым против Э. выступил Саул ( 1Цар. 14:47 ); Давид полностью подчинил их себе, чем подтвердил предсказание Валаама ( Числ. 24:18 ). За битвой в Соляной долине следует покорение всей земли Э. ( 2Цар. 8:13–18 ; 1Пар. 18:12–17 ). Иоав с войском в течение шести месяцев остался в Эдоме и уничтожил там все мужское население ( 3Цар. 11:15–22 ), лишь цар. сыну Адеру удалось спастись бегством в Египет. После смерти Давида и Иоава Адер вернулся в свою страну врагом Соломона ( 3Цар. 11:14–22.25 ), но не смог воспрепятствовать предпринятому этим царем строит-ву кораблей в портовом городе Ецион-Гавере ( 3Цар. 9:26–28 ) и сооружению медеплавильных печей. При Иосафате, продолжившем строительство кораблей в Ецион-Гавере, эдомитянами правил иуд. наместник ( 3Цар. 22:47–50 ), который в 4Цар. 3 назван «царем». При этом наместнике Э. принимают участие в совместном походе израил. царя Иорама и иуд. царя Иосафата против моавитского царя Месы (Меши) ( 4Цар. 3:4–27 ). Когда в отместку за это моавитяне и аммонитяне нападают на Иудейское царство, в их войске оказываются и Э., которые, однако, первыми пострадали во вспыхнувшей между союзниками ссоре ( 2Пар. 20:1.10.23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010