К сожалению, основной урок истории заключается в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков. Порой, когда видишь знакомые разрушительные тенденции в России, хочется кричать: посмотрите на нас, учитесь на наших ошибках... - Как расцениваете распоряжение министра культуры Украины Нищука, чтобы музейные работники провели полную инвентаризацию всех икон и других культурно-исторических ценностей в храмах УПЦ? - Это очевидное превышение полномочий и грубое вмешательство государства во внутрицерковные дела. Налицо подготовка к рейдерскому захвату церковного имущества. Как заметил председатель юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов: «Насколько мне известно, ни Минкультуры, ни заповедник не передавали религиозным общинам ни одной историко-культурной ценности в пользование или для хранения. Поэтому их требования являются незаконными». - Что можете сказать о служении священника в донбасских условиях? - Ничего особенного в нашем служении не нахожу. Как сказал бы Борис Рыжий, без дураков. - И всё же расскажите о себе. - Вот автобиография, которую я перед рукоположением писал в ноябре 2016 года. Родился 3 апреля 1975 года в Донецке в семье рабочих. Был крещен в Свято-Николаевском храме Донецка. С 1982 по 1992 год учился в донецкой средней школе 28 г. С 1992 по 1997-й - в Донецком Национальном университете. Специальность - филолог, преподаватель русского языка и литературы. С января 1997 по август 1998 года исполнял послушание пономаря в Свято-Сергиевском храме Донецка. С 1998 по 2002 год учился в Одесской Духовной семинарии. 9 декабря 2001 года Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Агафангелом, митрополитом Одесским и Измаильским посвящен во чтеца. С октября 2002 года по март 2004 года по благословению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского, проходил церковно-приходское служение в Донецком Епархиальном Управлении. С 1 марта 2004 года нес послушание псаломщика в храме святителя Игнатия Мариупольского на территории Донецкого металлургического завода. С 2003 по 2015 год исполнял послушание литературного редактора донецкого епархиального журнала «Живой родник». С сентября 2004 года по октябрь 2007 руководил Подразделением духовной культуры при Донецком Национальном университете. Преподавал «догматическое богословие», «патрологию», «нравственное богословие». 24 мая 2010 года вступил в брак с Еленой Леонидовной Трибушной. Таинство венчания совершил протоиерей Димитрий Чеверда. 3 мая 2014 года родилась дочь Елизавета.

http://ruskline.ru/opp/2018/noyabr/7/dmi...

Действительно ли эти три события были исполнением пророчества? Или это были просто естественные события, не имеющие особого значения? Давайте рассмотрим доказательства ниже. Лиссабонское землетрясение 1755 года Э. Уайт утверждала, что это землетрясение было «самым ужасным землетрясением, которое когда-либо было зарегистрировано «. С точки зрения разрушительной силы лиссабонское землетрясение не было ни самым сильным, ни самым разрушительным землетрясением в истории. Ниже приведен список самых разрушительных землетрясений в истории: пп Место нахождения Кол-во погибших Магнитуда 23.01.1556 Китай, Шаньси 830,000 26.12.2004 Суматра, Индонезия 283,100 16.12.1920 Китай, провинция Ганьсу 273,400 27.07.1976 Китай, Тянь-Шань 255,000 май, 526 год Сирия, Антиохия 250,000 9.08.1138 Сирия, Алеппо 230,000 26.12.2004 Индийский океан 225,000 12.01.2010 Гаити, Порт-о-Пренс 222,570 25.09.1303 Китай, Шаньси 200,000 22.12.856 Иран, Дамган 200,000 23.03.893 Иран, Ардебиль 150,000 1.09.1923 Япония, Кванто 143,000 28.12.1908 Италия, Мессина 120,000 6.10.1948 Туркменистан, Ашхабад 110,000 сентябрь, 1290 Китай, Чихли 100,000 12.05.2008 Китай, провинция Сычуань 87,000 8.10.2005 Пакистан, Кашмир 80,400 Ноябрь, 1667 Кавказ, Шемаха 80,000 18.11.1727 Иран, Тебриз 77,000 1 ноября 1755 года Португалия, Лиссабон 70,000 25.12.1932 Китай, Ганьсу 70,000 15.08.1868 г. Эквадор/Колумбия 70,000 Очевидно, что лиссабонское землетрясение было не «самое страшное землетрясение, которое когда-либо было зарегистрировано«. Самое страшное землетрясение произошло в Китае в 1556 году, в результате которого погибло почти в двенадцать раз больше людей, чем при лиссабонском землетрясении. Если бы кто-то выбрал любое землетрясение из приведенного выше списка в качестве знака конца, наиболее вероятным кандидатом могло бы быть землетрясение и цунами 2004 года на Суматре, Индонезия, в результате которых погибло почти 300 000 человек. Землетрясение на Суматре не только погубило в четыре раза больше людей, чем Лиссабонское землетрясение, но оно произошло на 249 лет ближе к Пришествию Христа!

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassledo...

культурные связи эпохи Средневековья и источниковедение истории и культуры славян: Этюды и характеристики. М., 2012; Wolfram G. Der Beitrag des Theodoros Studites zur byzantinischen Hymnographie//JÖB. 2003. Bd. 53. S. 117-125; Кожухаров С. Проблеми на старобълг. поезия. София, 2004; Кривко Р. Н. Слав. гимнография IX-XIII вв. в исслед. и изд. 1985-2004 гг.//Wiener Slavistisches Jb. 2004. Bd. 50. S. 203-233; он же. Синайско-слав. гимнографич. параллели//Вестн. ПСТГУ. Сер. 3: Филология. 2008. 1(11). 2008. С. 56-102; idem. (Krivko). Typology of Byzantine Service Menaia of 11th-14th cc.//Ars Christiana: In memoriam M. F. Murianov (21. XI 1928 - 6. VI 1995)/Ed. R. Krivko, B. Lourié, A. Orlov. Piscateway (NJ), 2011/2012. Pt. 2. P. 3-68; он же. Текстология и язык слав. служебных миней XI-XIV вв.: АДД. М., 2016; Getov D. Incipitarium for the Apparently Unedited Liturgical Canons, as Contained in the Greek Manuscripts Kept in Bulgarian Libraries//BollGrott. Ser. 3. 2004. Vol. 1. P. 93-114; Incipitarium liturgischer Hymnen in ostslavischen Handschriften des 11. bis 13. Jhs/Hrsg. von H. Rothe. Paderborn etc., 2008. 3 Tl. (Abhandl. d. Nordrhein-Westfälischen Akad. der Wissenschaften; Bd. 118/1-3. Patristica Slavica; 16/1-3); Мурьянов М. Ф. История книжной культуры России: Очерки. СПб., 2008. Ч. 2; Крылов Г., прот. Книжная справа XVII в.: Богослужебные Минеи. М., 2009; Пичхадзе А. А. О языковых особенностях слав. служебных миней//Bibel, Liturgie und Frцmmigkeim in der Slavia Byzantina: Festgabe für Hans Rothe zum 80. Geburtstag/Hrsg. von D. Christians, D. Stern, V. S. Tomelleri. Münch.; B., 2009. S. 297-308; Паренти С. Върху историята на ексапостилария//Пние мало Георгию: Сб. в чест на 65-годишнината на Г. Попов. София, 2010. С. 285-286; Miklas H., H ü rner D., Gau M. Nachträge zum glagolitisch-altkirchenslavischen Menaeum Sinaiticum (Cod. Sing. slav. 4/N)//Библеистика. Славистика. Русистика. СПб., 2011. С. 187-210; Никифорова А. Ю. Из истории Минеи в Византии: Гимнографич. памятники VIII-XII вв.

http://pravenc.ru/text/Минея.html

Архив Пн Общецерковный суд будет давать расширительное толкование правоприменительной практике. Интервью с архимандритом Саввой (Тутуновым) 4 февраля 2014 г. 17:21 О специфике церковной судебной системы и правоприменительной практике Общецерковного суда в интервью «Интерфакс-Религия» рассказал заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов) . — Недавно было опубликовано разъяснение Общецерковного суда о порядке подачи заявлений и рассмотрения дел. Почему оно появилось сейчас, ведь церковный суд действует по временному Положению с 2004 года, а с 2008 года — по основному Положению. То есть уже больше пяти лет. — 2004 год, 2008 год — это совсем недавно. Кроме того, на самом деле Общецерковный суд начал практически работать только с 2010 года. За истекшее время у Общецерковного суда было немного заседаний — всего пять за эти три года. Епархиальные суды в большинстве епархий тоже стали действовать недавно — с 2010-2011 годов, причем речь идет не только о новосозданных епархиях, но и о тех, которые уже давно существуют. Сейчас нарабатывается то, что называется правоприменительной, судебной практикой, которая позволяет уточнить Положение о церковном суде. Почему? Потому что Положение о церковном суде создавалось в условиях, когда церковные суды не существовали вообще. В Синодальный период судебными делами занимались духовные консистории. Это была чиновничья, административная система вынесения решений. То есть Положение создавалось при почти полном отсутствии предварительной практики. Ну, а далее жизнь вносит свои коррективы, практика корректирует теорию. Почему именно сейчас опубликовано разъяснение? Вам известно, наверное, что недавно в блогосфере появились записи, ставящие под сомнение способность Общецерковного суда исполнять свои функции по восстановлению справедливости в Церкви, по восстановлению церковного порядка. Хотя автор этих сомнений и те, кто его горячо поддержал, сами не обращались за разъяснениями в Общецерковный суд. Другие люди, смущенные такими публикациями, или, наоборот, заинтересовавшиеся этой темой, стали обращаться в Общецерковный суд с вопросами. Вот в ответ на эти вопросы и дается настоящее разъяснение.

http://patriarchia.ru/db/text/3556006.ht...

К. считал, что основные истины христ. религии могут быть доказаны и защищены от нападок атеистов с помощью рациональных доводов. Попытку рациональной защиты христианства он предпринял в трактате «Побежденный атеизм». В начале трактата К. идентифицирует себя с «человеческим разумом» (intellectus humanus), задачей к-рого является обозреть все существующие формы религ. культа и все аргументы, выдвигавшиеся когда-либо против религии сторонниками атеизма (см.: Campanella. L " ateismo trionfato. 2004. P. 14-19; ср.: Ernst. Tommaso Campanella (1568-1639): The Revolution... 2010. P. 138-139). Последних К. также называет макиавеллистами по имени Н. Макиавелли (1469-1527), защищавшего в своих сочинениях религ. индифферентность и моральный релятивизм. К. был убежден, что естественного разума достаточно для богопознания и что верно следующий своему разуму человек способен самостоятельно достичь той истины, которая содержится в религиозном откровении христианства (см.: Ernst. Tommaso Campanella (1568-1639): The Revolution... 2010. P. 140). Рассуждения К. о роли естественного разума в богопознании во многом предвосхищают последующие концепции приверженцев деизма и сторонников учения о естественной религии , однако в отличие от них К. считал, что истинной религией является не абстрактная вера в Бога, а историческое христианство. К. выделял 6 признаков истинности религии: 1) чудеса; 2) исполнившиеся предсказания пророков; 3) способность верующих пророчествовать; 4) готовность верующих претерпеть гонения и мучения за веру; 5) подтверждение веры праведным образом жизни; 6) существование религии в течение длительного времени (см.: Campanella. L " ateismo trionfato. 2004. P. 186-187). По убеждению К., все вместе эти признаки могут быть найдены только у христианства, поэтому оно единственная истинная религия. При этом религия для К. есть не столько набор определенных вероучительных истин, сколько жизнь сообразно вере: «Религия есть наипервейшее правило нашей жизни» (arte principale del viver nostro - Ibid. P. 166), поэтому она также есть высшая «мудрость» (sapienza) человека (Ibid. P. 73).

http://pravenc.ru/text/1470143.html

Процесс сокращения классов, учительских ставок и целых школ идет в Смоленской области уже много лет. В 2004-07 годах в регионе сократили 46 школ, в 2008-09 — 39. 20 февраля, ПРАВМИР. В новом учебном году свои двери для школьников в Смоленской области откроют лишь 404 школы. В 2009 году их было 520, в 2012 — 480, нынче работают 445, пишет Российская газета . Две трети из смоленских школ — сельские, именно они портят статистику. — Сокращается количество обучающихся, особенно на селе, где живут люди преклонного возраста, — пояснила причины стремительного сокращения числа школ на в-встрече с журналистами вице-губернатор Ольга Окунева. — Кроме того, продолжается оптимизация школьной сети, направленная на повышение количества учеников в классе. Невозможно оснастить современным оборудованием школу, где один-два ученика в классе, и для того, чтобы образовательный процесс был более качественным, идет оптимизация школьной сети, при одновременном обеспечении транспортной доступности учебных заведений. Процесс сокращения классов, учительских ставок и целых школ идет в Смоленской области уже много лет, но привести систему образования в соответствие с требованиями федеральных властей пока не удается. В 2004-07 годах  в регионе сократили 46 школ, в 2008-09 — 39. В 2010 году в адрес администрации Смоленской области прозвучал резкий упрек в неэффективных бюджетных расходах, объем которых на тот момент достигал полутора миллиардов рублей при собственных доходах региона около 16 миллиардов. Немалую их часть обеспечила как раз система образования: в соответствии с нормативами, в городской школе в классе должно быть не меньше 25 ребят, а в среднем по Смоленской области на тот момент — 20, в классах сельской школы — не меньше 14, а на деле — 6,5. К числу малокомплекных в регионе относились 73,3 процента школ. В результате разрабатываемые в администрации Смоленской области программы оптимизации школьной сети не приносили запланированного результата. Добиться показателя в девять учеников на один класс сельской школы предполагалось еще к концу 2011 года, а на деле он по сей день остается тем же, что в 2010 году.

http://pravmir.ru/v-smolenskoj-oblasti-4...

4. Κατζινκς . 2000= Κατζινκς Α., πρωτοπρεσβ. Το υμνογραφικ και ευχολογικ ργο Θεοκτστου του Στουδτη. Θεσσαλονκη, 2000. 5. Talbot. 1983= Talbot A.-M. Faith Healing in Late Byzantium. The Posthumous Miracles of the Patriarch Athanasios I of Constantinople by Theoktistos the Stoudite. Brookline (Massachusetts), 1983. 6. Talbot . 2004= Talbot A.-M. Fact and Fiction in the Vita of the Patriarch Athanasios of Constantinople by Theoktistos the Stoudite//Les vies des saints à Byzance. Genre littéraire ou biographie historique?/Ed. P. Odorico, P. Agapitos. Paris, 2004. P. 87–101. 7. Talbot. 2010= Talbot A.-M. The Compositional Methods of a Palaiologan Hagiographer: Intertextuality in the Works of Theoktistos the Stoudite//Imitatio- Aemulatio- Variatio. Akten des internationalen wissenschaftlichen Symposions zur byzantinischen Sprache und Literatur. Vienna, 2010. P. 253–260. 8. Τσμης . 1980= Τσμης Δ. Ιωσφ Καλοθτου Συγγρμματα. Θεσσαλονκη, 1980. 9. Байер . 2000= БайерХ.-Ф . Участие Ирины-Евлогии Хумнены в исихастском противоборстве XIV в.//Античная древность и средние века. 2000. Вып. 31. С. 297–322. 10. Барабанов . 1989= Барабанов Н.Д . «Слово» Феоктиста Студита и распространение исихазма в К-поле в 30-е годы XIV в .//Византийский Временник. 1989. Т. 50. С. 139–146. 11.  Пападопуло-Керамевс. 1905= Пападопуло-Керамевс А.И. Жития двухъ вселенскихъ патриарховъ XIV в., Свв. Атанасия и Исидора I//Записки Историко-Филологическаго Факультета Императорскаго С.-Петербургскаго Университета. Спб., 1905. Ч. 76. С. 1–51. Комментарии ( 1): Дунаев А.Г. 05 ноября 2014г. 14:21 Каньелас, полагаю, убедительно доказал, что вторым духовником Ирины Евлогии был Григорий Акиндин. Ср. по этому поводу: http://danuvius.livejournal.com/97798.html В русской научной литературе принято давать транскрипцию фамилий ученых. Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/4273992

В 2004 г. зарегистрировано оппозиционное Традиционное Сангхе «Центральное духовное управление буддистов Российской Федерации» с центром в М. В следующем году был учрежден буддийский центр «Три драгоценности». Центр является инициатором возведения буддийского храма на Поклонной горе в память погибших во время Великой Отечественной войны воинах-буддистах. 4 нояб. 2014 г. на выделенном Правительством М. участке был торжественно заложен 1-й камень в основание мемориального храма; центр «Три драгоценности» собирает пожертвования на строительство. Новая община тибетского буддизма «Центр Дрикунг Кагью Ратна Шри» была создана в 2009 г. В 2010 г. зарегистрирован буддийский центр «Дзогчен Джигме Чопинг». В 2007 г. на территории центра Рерихов в московской усадьбе Лопухиных (в 2017 суд обязал центр освободить здания усадьбы) построили 1-ю в столице буддийскую ступу. В 2000 г. Мэр города Ю. М. Лужков подписал распоряжение о возведении 1-го в М. буддийского храмового комплекса и ступы в Отрадном, Далай-лама благословил проект в 2004 г., в окт. того же года было получено разрешение на строительство комплекса. В февр. 2015 г. рядом со стройплощадкой открылась «Пагода рая» с молитвенным барабаном. В нояб. 2016 г. получил регистрацию 1-й буддийский мон-рь в М.- дацан «Легшед Даржалинг», к-рый добивается выделения земли под строительство своего комплекса. К буддизму Махаяны (дзэн-буддизму) относятся 3 общины: «Московское представительство Всероссийского центра дальневосточного буддизма Махаяны» (1997; Всероссийский центр создан в 1992 в Ульяновске), Международный фонд изучения и содействия философским традициям Махаяны «Рангджунг Еше Гомде Рашен» (2005), Московский центр сохранения традиций Махаяны «Ганден Тендар Линг» (2010). Зороастризм Зороастризм в М. представляют: община «Белая Гора» (1997), «Зороастрийский институт астрологии» (1997) и «Зороастрийская религиозная община» (2013). Даосизм В 1995 г. было зарегистрировано «Высшее духовное управление даосской церкви возрожденной драгоценности» в М. Существуют «Даосская религиозная миссия социальных и благотворительных инициатив», ряд местных общин. Сикхизм

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Публ.: Извлечение из протоколов Совета КДА за 1891/92 уч. г. К., 1893. С. 186-189; То же, за 1893 уч. г.//ТКДА. 1894. Прил. 2. С. 317-319; То же, за 1896-1897 уч. г. К., 1898. С. 102, 129-130; То же, за 1908-1909 уч. г.//ТКДА. 1909. Прил. 4. Прил. С. 136-144; 5. С. 145-153; Миртов Д. П. Статьи по философии в 1904 г.//ХЧ. 1905. 10. С. 558-561; Рыбинский В. П. Из академической жизни//ТКДА. 1906. 1. С. 170-193; Антоний (Храповицкий), архиеп. Отчет по высочайше назначенной ревизии КДА в марте и апр. 1908 г. Почаев, 1909. С. 50-52; Правда о КДА: Вынужденный ответ на изд. архиеп. Волынским Антонием брошюру «Отчет по высочайше назначенной ревизии КДА в марте и апр. 1908 г.»: Сб. К., 1910; Наши разногласия по вопросу о патриаршестве: Речь проф. П. П. Кудрявцева на общем собр. Свящ. Собора//Церк.-обществ. мысль. 1918. 10. С. 7-13; Хроника Всеукр. Церк. Собора: Ученый комитет при Министерстве исповеданий//Там же. 17/18. С. 30-31; Зеньковский В., прот. Пять месяцев у власти (15 мая - 19 окт. 1918 г.): Восп. М., 1995; П. Кудрявцев: З рукописноï спадщини/Упоряд.: Л. А. Пастушенко//Haykobi зап. НаУКМА. К., 2004. Т. 35: Киïвська akaдeмiя. С. 89-95; Ткачук М. Л., Пастушенко Л. А. До П. Кудрявцева: iз мamepiaлib cлiдчoï справи 1938-1939 pokib//Maricmepiyм. К., 2012. Вип. 47: Icm.-фiлoc. cmyдiï. С. 68-100; Вернадський В. I. Buбpahi наук. npaцi. К., 2012. Т. 2. Кн. 1. Ч. 1. С. 388-423. Лит.: Шурляков С. До icmopiï фiлocoфcьkux товариств у i coцioлoriчha думка. 1993. 7/8. С. 153, 159, 167, 175; Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению. М., 2001; Ткачук М. Л. Кудрявцев П. П.//Фiлocoфcьka думка в Ykpaïhi: Бioбiблiorp. словник. К., 2002. С. 111-112; Мозгова Н. Г. КДА, 1819-1920: Фiлoc. спадок. К., 2004. С. 259-272; Пастушенко Л. А. П. Кудрявцев: bixu життя i mbopчocmi//Мультиверсум: Фiлoc. альм. К., 2005. Вип. 50. С. 83-93; она же. П. Кудрявцев у peлiriйho-фiлocoфcьkoмy жummi початку ХХ ст.//Киïвська Akaдeмiя. К., 2007. Вип. 4. С. 166-179; она же. П. Кудрявцев: ochobhi напрямки mbopчocmi//Haykobi зап. НаУКМА. 2009. Т. 89: Фiлocoфiя та С. 60-66; она же. П. Кудрявцев - вихованець i професор КДА//Киïвська Akaдeмiя. 2010. Вип. 8. С. 50-64; она же. До П. Кудрявцева: hobi apxibhi мат-ли//Там же. 2011. Вип. 9. С. 113-124; Филиппенко Н. Г. Киевское религиозно-филос. общество (1908-1918/19): Очерк истории. К., 2009; Шип Н. А. КДА в kyльmypho-ocbimяhcьkoмy npocmopi Украïни (1819-1919). К., 2010.

http://pravenc.ru/text/2462181.html

«очима» центр. влади Pociйcьkoï Правосл. Церкви: Eboлюцiя не сприйняття//Npoceмihapiй: icmopiя Церкви, науки, культури. К., 1999. Вип. 3. С. 190-203; он же. Юpucдukцiйha noлimuka Pociйcьkoï Правосл. Церкви 1917-1921 рр.: Украïнський аспект: Канд. дис. К., 1999; Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999; он же. Судьбы иосифлянских пастырей: Иосифлянское движение РПЦ в судьбах его участников: Арх. док-ты. СПб., 2006; Бажан О. Г. До питання про onoзuцiйhuй рух в cepeдobuщi Pociйcьkoï Правосл. Церкви в Ykpaïhi в 1950-1980-х рр.//Icmopiя peлiriй в Ykpaïhi: Npaцi Х Miжhap. наук. конф. Льbib, 2000. Кн. 1. С. 52-56; он же. Ahmupeлiriйha noлimuka в УРСР в 1950-mi рр.: Noзuцiя Церкви, настроï серед bipyючux//Peлiriя i Церква в icmopiï Украïни: Мат-ли Miжhap. наук. конф. Полтава, 2006. С. 31-38; он же. Репресивна noлimuka радянських oprahib держбезпеки на Kuïbщuhi у 1940-х - на початку 1950-х pokib//Наук. зап. НаУКМА. К., 2009. Т. 91: Icmopuчhi науки. С. 35-41; он же. «Шпигуни в сутанах»: До питання про масштаби noлim. penpeciй среди духовенства та bipyючux в УРСР у 1937-1938 рр.//Сумський icm.-apx. ж. 2010. 10/11. С. 135-154; Бажан О. Г., Данилюк Ю. З. Випробування bipoю: Боротьба за peaлiзaцiю прав i свобод bipyючux в Ykpaïhi в дpyriй пол. 1950-х - 1980-mi рр. К., 2000; Киридон А. М. Обновленство в Ykpaïhi: Причини виникнення та спроби nepioдuзaцiï//Icmopuчha пам " ять: Зб. наук. праць. Полтава, 2000. 1/2. С. 152-160; она же. Дepжabho-цepkobhi biдhocuhu в paдяhcьkiй Ykpaïhi 1920-1930-х рр.: Coцiaльhuй buмip//Проблеми icmopiï Украïни: Факти, судження, пошуки: Miжbiдoмчuй зб. наук. праць. К., 2004. Вип. 12. С. 234-256; она же. Документи «Окремоï папки» ЦК КП(б)У як джерело з icmopiï noлimuku радянськоï влади щодо peлiriï i Церкви//Cmyдiï з apxibhoï справи та документознавства. К., 2004. Т. 11. С. 150-157; она же. Eboлюцiя noлimuku napmiйho-дepжabhoro kepibhuцmba радянськоï Украïни щодо peлiriï i Церкви (1917-1930-mi рр.)//Icmopuчhuй ж. К., 2004. 6/7. С. 20-31; она же.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010