Крест преподобной Евфросинии Полоцкой Святыни Белой Руси По мнению многих экспертов, крест Евфросинии Полоцкой, как и пресловутая Янтарная комната, входит в десятку самых ценных пропавших произведений искусства, за которыми охотятся известнейшие коллекционеры. История этого креста драматична, полна загадок и неясностей. И до сих пор неизвестно его местонахождение. Но знаменитая реликвия для православных не просто художественная редкость – она бесценна, ибо является одной из самых известных святынь Белоруссии. История креста Евфросинии Полоцкой началась в теперь уже далеком XII веке. Согласно преданию, однажды к молодой полоцкой монахине Евфросинии (в миру княжне Предславе, внучке полоцкого князя Всеслава Чародея) в келью явился ангел и сказал, что она должна поселиться в Сельце, что на берегу Полоты, неподалеку от Полоцка, и основать там женский монастырь. Евфросиния так и поступила и, при поддержке епископа Илии и влиятельных родственников, учредила в Сельце обитель. В 1161 году усердием Евфросинии здесь была возведена каменная Спасо-Преображенская (Спасо-Евфросиниевская) церковь. Строили ее всего 30 недель, что очень быстро для того времени. Сооружался храм под руководством зодчего Иоанна. Церковь получилась на славу и простояла века, продолжая радовать и нас, уже в XXI веке, изысканностью своих архитектурных форм и древних росписей. Ее пропорции и форма оказали сильное влияние на храмовое зодчество других городов Киевской Руси – Смоленска, Новгорода, Рязани, Пскова. Характерной чертой такой архитектуры стали стремящиеся ввысь пропорции здания. Особенно ярко эта особенность проявилась в облике Пятницкой церкви в Чернигове. При монастыре действовала мастерская, где делали оклады для образов и другие предметы церковного обихода. Одним из самых искусных мастеров в Полоцке был Лазарь Богша – золотых дел мастер (или ювелир, если прибегнуть к современному языку). Богша – сокращенная форма имени Богуслав, которое тогда было широко распространено в землях Юго-Западной Руси; имя Лазарь он получил при крещении.

http://pravoslavie.ru/56194.html

Теплохладная вера – Как вы понимаете место мирянина в современной церковной жизни? Вы много изучали мирянское движение, а сами чувствуете себя нужным, важным в церкви? – У меня довольно много друзей батюшек. Мы можем не общаться годами, но когда встречаемся, этого не чувствуется. Не всех церковных деятелей я сразу понимаю, не каждый клирик вызывает у меня большое уважение. Я хотел бы видеть больше благотворительности – не от отдельных батюшек, а от Церкви в общем, чтобы в Церкви была большая молодежная организация, которая занималась бы волонтерством, и чтобы о ней знали. Это важно! Я уверен, что она есть, и не одна, но мало кто об этом знает. А как было бы хорошо, если бы люди понимали, что такое православная молодежь, что такое православная детская школа! Хотелось бы, чтобы у нас был университет, в котором преподавали бы английский язык – англичане, французский язык – французы. Очень хочу, чтобы появился православный режиссер, который бы смог снимать кино не хуже «9 роты» или «Севастополя», и при этом был бы по-настоящему православным человеком, и через свое творчество свидетельствовал бы о Христе. Думаю, всё еще впереди. Мне кажется, что православная молодежь должна красиво одеваться, заниматься спортом, следить за собой, идти в ногу со временем, быть хорошим примером для других. Это было бы прекрасно для проповеди среди людей, которые не ходят в храм. – По моим ощущениям, у нас как раз нет разрыва между светской и церковной молодежью, кроме, может быть, первых месяцев неофитства. Но при этом общество очень многого ждет от людей церковных и православных. И мы не всегда оправдываем ожидания. Православная наша Дума голосует за закон Димы Яковлева, например. Такое происходит по многим направлениям. В американском Сенате очень логично голосовать за какого-то кандидата в соответствии с его религиозными убеждениями. Человек голосует против легализации однополых браков потому, что он католик, ссылаясь на доктрину Католической Церкви. – Да, у многих людей в России, вроде бы православных, отношение к вере не глубокое. У них нет какого-то духовного стержня и нет нужного образования. Люди просто не понимают, что такое православие, для них это пойти в церковь и лоб перекрестить, на Пасху сходить крестным ходом. Но азы нужно знать, хотя бы раз в жизни что-то прочитать, это важно. Я считаю, что образование дает более осмысленное понимание веры. А у нас часто такая теплохладная вера: вроде ты верующий, но объяснить, почему ты против однополых браков с точки зрения догмата, не можешь.

http://pravmir.ru/creative/petr-aksenov1...

Вот, дорогие мои, я был болен, и во время болезни я читал Библию . И вот, дорогие мои, послушайте, что говорит пророк Захария: «Две части возьму из вас и вымрут. Одних, говорит Господь, Я истреблю их мором. Одних истреблю голодом. А третью часть (так бывало: голос слабый вдруг он превращался как бы в трубный, с жестом выбрасываемой руки он говорил как знающий, как пророк) – Я расплавлю их». Обратите внимание, как говорит Господь: Я расплавлю их. Тоесть, когда будете как олово расплавленное, когда поймете, дорогие, что перед Богом вы ничто. Со смирением – Господи, ничто я. «И отдам их сребреннику. И очистит их, как серебро...» Скольким, скольким в тот день он явился как сребренник, и он взял эти «расплавленные» души и, терпеливый ювелир, к каждой приложил все возможное ему внимание и всю возможную ему любовь. В 1917 году проездом из Оптиной Анна Александровна Исакова 116 была у нас. Она сказала мне: «У вас в Москве тоже есть священник высокой духовной жизни – отец Алексей на Маросейке» 117 . Она была вся напитана светом Оптиной 118 , восторжена и возбуждена. Под впечатлением ее рассказов я пошел в названную мне церковь . Я пошел посмотреть священника, которого знают, на которого указывают из Оптиной. Во мне было разбужено любопытство к новому миру, который уже выступал для меня в эстетическом очаровании общего увлечения русской иконой, церковным пением, иконописной красотой необыкновенных святых. Я поднялся в маленькую церковь , почти пустую (4 часа, вечерня, неделя Великого Поста). Несколько старушек суетились в церкви. Быстрой, бегущей походкой вошел священник. Старушки бросились к нему под благословение, целуя его руки. Я испугался, что сейчас он увидит меня и обратится ко мне. Я поспешил уйти. Я был разочарован. Но что-то не прошло безследно. Потому что, очень редко что-нибудь записывающий, я почему-то счел нужным записать такие слова: 28-го февраля. Ходил к вечерне в церковь Николы в Кленниках. Странное впечатление произвел на меня этот священник 119 . Есть в нем что-то выделяющее его сразу. Недаром куча женщин бросается к нему под благословение – зрелище непривычное для меня в других церквах. Но что-то казалось мне в нем чужое, я это подметил и Анне Александровне, – какая-то торопливость и простота. Неужели никогда не проникну я в русскую святость? Душе моя, душе моя, восстани, что спиши.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Владимирская Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Владимирская икона Божией Матери. Праздники из ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери в Вологде. 1549 г. (ВГИАХМЗ). Часто в интернете эту икону неверно называют Флорищевской иконой. Файл 362.jpg:   Размер: 1241x1754, 2.18 MPix, 658 Kb. Дата: 2009-11-10, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (697) , (35) . Описание: Владимирская «Оптинская-Новодивеевская» икона Божией Матери. Иером. Даниил (Болотов)? 50-70-е гг. XIX в. (Новодивеевский мон-рь, Спринг-Валли. США) Файл 12254.jpg:   Размер: 323x400, 0.13 MPix, 48 Kb. Дата: 2011-04-13, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (261) , (8) . Описание: Икона Божией Матери «Владимирская» с предстоящими ювелир: Ахапкина Светлана художник: Соколова Елена скань, расписная эмаль, роспись по эмали. Файл 12647.jpg:   Размер: 450x555, 0.25 MPix, 458 Kb. Дата: 2011-05-27, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (267) , (11) . Описание: Икона в окладе " Богоматерь Владимирская " . Дерево, масло; оклад - серебро. Россия, Москва, мастер Тихонов Афанасий, пробирный мастер Дубровин Н.Д., 1838г. Файл 13558.jpg:   Размер: 525x700, 0.37 MPix, 165 Kb. Дата: 2011-09-22, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (217) , (8) . Описание: Икона «Богоматерь Умиление Владимирская». Первая треть XV века (1410-е) Из Успенского собора Московского Кремля. ГММК (Успенский собор) Файл 18002.jpg:   Размер: 900x1373, 1.24 MPix, 171 Kb. Дата: 2012-06-13, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (228) , (9) . Описание: Богоматерь Владимирская «Насаждение древа...» Ушаков Симон Федорович (1626–1686) 1668 г. 104 × 61 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Файл 19031.jpg:   Размер: 2415x3990, 9.64 MPix, 2291 Kb. Дата: 2012-08-13, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (208) , (4) . Описание: Была загружена кем-то как " Межетская чудотворная икона Божией Матери " , не соответствует общепринятой иконографии Мещетской иконы.

http://pravicon.com/icon-58-photo

И Ангел сказал: «Иди снова на землю, Петр, и прибавь добрых дел, чтобы не погибла душа твоя». После этого видения мытарь совершенно изменился. Он раздал все, что имел, нищим, отпустил на волю своих рабов, кроме одного слуги, и пошел путешествовать по Святым местам. Поклонившись Гробу Господню в Иерусалиме, он сказал своему слуге: «Нечего мне больше дать бедным, продай меня в рабство, а эти деньги раздай нищим». Слуга отказался. Тогда Петр сказал: «Если ты не послушаешь меня, то я накажу тебя и сам продам тебя в рабство в далекую страну». Слуга ответил: «Я сделаю, как ты повелеваешь». Петр сказал: «Я еще силен и могу исполнять любую работу, поведи меня и продай на рынке». Тот раздел его до пояса, обвязал шею веревкой и повел продавать на рынок. Некий ремесленник, ювелир, заплатил требуемую сумму за Петра, взял его в дом свой, а верный слуга раздал полученные деньги бедным. Ставший рабом Петр, служа хозяину, отличался честностью и умом; ремесленник чувствовал, что с приходом нового слуги благословение Божие почило на его доме и на всех его делах. Через некоторое время он случайно узнал, что Петр был одним из богатейших людей Александрии, был даже знаком самому императору. Испугался ремесленник и тотчас захотел позвать Петра и даровать ему свободу. Но Петр, узнав об этом и бегая славы человеческой, решил удалиться. Дом был закрыт. При дверях стоял немой привратник, Петр крикнул ему: «Открой дверь!» И вдруг немой заговорил и сказал: «Тотчас открою тебе, господин!» И открыл дверь. Петр скрылся, ушел в пустыню. А когда спросили привратника, что случилось с ним, почему он вдруг заговорил, то он сказал: «Из уст этого человека как будто бы изошел огонь и коснулся меня, и после этого я исцелился». И так прежний грешник и мытарь стал великим святым и чудотворцем. Евангелие, которое мы слышали сегодня, заканчивается словами: ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 10). Господь стал Сыном Человеческим, чтобы мы стали сынами Божиими по благодати. Господь пришел, чтобы спасти погибшего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

[Иллюстрированная информация : Дата изготовления : 1161 год; Статус : утерян во время Великой Отечественной войны; Размеры : высота — 51,8 см, длина верхнего перекрестия — 14 см, нижнего — 21 см; Материалы :  кипарис, серебряные и золотые пластинки, жемчуг, эмалевые образы, драгоценные камни; Местонахождение копии : Крест хранится в Полоцком Спасо-Ефросиниевском женском монастыре в алтаре Спасо-Преображенского храма, Белоруссия; Преподобная Ефросиния Полоцкая (1100-1173) ; История; Святыни и лики  утерянного креста (подробное описание лицевой и оборотной сторон креста); Что такое напрестольный крест ;  Интересные факты. Подготовил Кирилл Баглай ]. Ил.: Спасо-Преображенский храм, Белоруссия. Фото Иосифа Цапелика; Преподобная Ефросиния Полоцкая. Икона; Брестский ювелир Николай Кузьмич, изготовивший в 1997 году полноразмерную копию святыни. Фото  Tatiana Matlina/Wikimedia CommonsC/CC-BY-SA-4.0; Крест Ефросинии Полоцкой. Изображение лицевой и оборотной стороны с подробным описанием отдельных частей святыни; Святейший Патриарх Алексий II, которому  был вручен первый Орден Креста Ефросинии Полоцкой — высшая награда Белорусского Экзархата; Крест Ефросинии Полоцкой, изображенный на белорусской десятирублевой купюре; Вынос воссозданного Креста из алтаря Спасо-Преображенского храма для поклонения.  Фото//Фома. - – ноябрь 2018. – С.70-71. - (раздел « Культура », рубрика « Школа “ Фомы ”. Суть вещей »). Читаем вместе с детьми. 9+ : Наталья Харпалева . Тайны Заволочья. Как устроен Русский Север. Фото Сергея Гармашова, Михаила Прохорова и lori.ru. Редакция благодарит за помощь в подготовке статьи и за предоставленные материалы организации, которые занимаются сохранением святынь Русского Севера: Проект «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» (obsheedelo.ru). Проект «Вереница» (verenitsa.ru). Иллюстрации нарисовали Наталья Федоренкова, Зинаида Тодорова и Михаил Маяков//Фома. - — ноябрь 2018. - С.72-81. - (раздел « Культура », рубрика « Читаем вместе с детьми. 9+ »). Кроме основного текста, материал включает несколько подробных, прекрасно проиллюстрированных справочных заметок: « Как устроены “небеса»” » (С.77), « Как устроен северный дом », « Типы северных домов » (С.78-79), « Как устроен северный храм », « Типы храмов Русского Севера », « Кижи » (С.80-81).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-187...

Возведение храма началось весной 1867 под руководством инженер-капитана Д. П. Палицына, который специально был командирован в Мюнхен для знакомства с новейшими строительными приемами. Закладку церкви произвел 14 июня 1867 Владыка Иоанникий. Возводили здание только русские каменщики. Цоколь был сделан из шидловецкого песчаника, ступени — из серого силезского гранита. Отопление предусматривалось по системе инж. Флавицкого посредством калориферов. К декабрю 1868 церковь, вмещающая 800 человек, была готова, но неожиданно возникло затруднение — строительный комитет задумал осветить храм газом, что, по мнению архиерея, противоречило «обычаю и уставу Православной Церкви». Пришлось срочно заменять светильники, и газовые фонари остались только снаружи. Убранство церкви приготовлялось в России и Германии. Хоругви и плащаница были исполнены в Москве и пожертвованы помещиком А. П. Федоренко; канделябры и золоченое бронзовое паникадило «о 78 огнях» — в Берлине, бронзированные стальные колокола (самый большой весил почти 1900 кг) отлиты в Бохуме. Серебряную утварь поставил известный ювелир И. П. Сазиков. Над росписью трудились два академика — Р. Ф. Виноградов, который написал 12 священных изображений снаружи (сохранились на северном фасаде), и В. В. Васильев, исполнивший «Тайную вечерю» на Горнем месте. Интерьер был расписан ими совместно. Васильев был также автором образов в трехъярусном золоченом иконостасе стоившем 6000 руб. Его вырезал в Петербурге мастер Серебряков. Два образа «Три Святителя» и «Св. Григорий Двоеслов» написал акад. К. И. Корсалин. И в росписях, и в иконах есть изображения южнорусских святых и небесных покровителей Царствующего Дома. 29 июня 1869 архиепископ Иоанникий освятил новый храм, в сооружении которого были «заинтересованы одинаково и православное население Варшавы, и вся Православная Россия». К этому дню Императрица Мария Александровна подарила образ св. Марии Магдалины, торжественно встреченный православными жителями предместья. Члены строительного комитета получили награды «за отличную и безвозмездную службу». В следующем году в новом храме побывал Император Александр II.

http://sobory.ru/article/?object=19245

Ист.: Архив ОП. Ф. 20. 1925. 6. Л. 8. Лит.: Сербинович К. С. Ист. сведения о жизни прп. Евфросинии, кн. Полоцкой, с описанием изображ. креста, принесенного ею в дар Полоцкой Спасской обители. СПб., 1841; Говорский К. А. Жизнь прп. Евфросинии, кн. Полоцкой, с ист. описанием основанного ею девичьего Спасо-Преображенского мон-ря и с прил. изображ. Св. Креста, устроенного ею для монашеской церкви//Вестн. юго-зап. и Зап. России. К., 1863. Т. 4. Май. Отд. 2. С. 24-42; Июнь. С. 88-100; Сапунов А. П. Древности Спасо-Евфросиниевского девичьего мон-ря в Полоцке//Полоцкие ЕВ. 1885. 8-10; Петров Н. И., Городецкий М. И. Белоруссия и Литва/Изд.: П. Н. Батюшков. Спб., 1890. С. 24, 26, 28-30, 39-40; Дубровский М., свящ. Житие прп. Евфросинии, княжны Полоцкой, с кр. описанием основанного ею в Полоцке жен. мон-ря. Витебск, 18943; Довгялло Д. И. Крест прп. Евфросинии, кн. Полоцкой//Полоцкие ЕВ. 1895. 11-12; Алексеев Л. В. Лазарь Богша - мастер-ювелир XII в.//Сов. Арх. 1957. 3. С. 224-244; Макарова Т. И. Перегородчатые эмали Др. Руси. М., 1975. С. 68-73, 95, 99; Мигулин И. С. Правда о кресте//Вестн. Могилёва: Газ. 1991. 38; Багадзяж М. Лазар Богша: Праз смугу Сб. Минск, 1993; Алексеев Л. В., Макарова Т. И., Кузьмич Н. П. Крест - Хранитель всея Вселенныя//Вестн. Белорус. Экзархата. Минск, 1996. 15; Шалина И. А. Богоматерь Эфесская-Полоцкая-Корсунская-Торопецкая: Ист. имена и архетип чудотв. иконы//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 201-205; Алексеев Л. В., Макарова Т. И., Кузьмич Н. П., Дышиневич В. Н. Крест - Красота Церкви: История создания и воссоздания Креста прп. Евфросинии Полоцкой. Минск, 1998; Животворный символ Отчизны: история Креста св. Евфросинии Полоцкой. Минск, 1998; Мон-рь у церкви Спаса: Полоцкий Спасо-Евфросиниевский мон-рь от древности до наших дней. Минск, 2007; Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенская церковь Евфросиниева мон-ря и ее фрески. М., 2007. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЕВСКИЙ КРЕСТ был установлен Новгородским архиеп. свт. Алексием в XIV в. на зап. стене собора Св. Софии в Новгороде

http://pravenc.ru/text/187870.html

Мария Николаевна написала иконы для иконостасов этих приделов. В их числе образ «Московских святителей с Владимирской иконой Божией Матери» и икона «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму Саровскому », где Мария Николаевна изобразила свою святую покровительницу – святую мученицу Иулианию. В том же году в подарок ко Дню Ангела наместнику Лавры архимандриту Пимену (ныне почившему Святейшему Патриарху) она написала Владимирскую икону Божией Матери, басменный оклад на которую изготовил ювелир Ф.Я. Мишуков. Несколько позднее в Трапезном храме для иконостаса XVII века главного придела во имя Преподобного Сергия Мария Николаевна написала в стиле всего иконостаса недостающие иконы из праздничного ряда. Нельзя не сказать о том, что широкий интерес именно к древней иконе, к технике иконописи последовал уже после кончины монахини Иулиании. На протяжении своей жизни матушка Иулиания видела и испытывала то, что было нередким в церковной среде, – непонимание духовной ценности изобразительного языка древней русской иконы. Подчас отдавалось предпочтение живописному изображению. Сейчас даже трудно представить, каким это было испытанием для нее. Неоценим вклад матушки в дело разъяснения значимости древнерусской  коны и утверждения иконописных традиций именно в Лавре, среди братии монастыря и среди будущего духовенства. В 1958 году Мария Николаевна организовала при Московской Духовной Академии иконописный кружок. Студенты, желающие заниматься в кружке, в основном не имели художественной подготовки. Учитывая это, она постепенно опытным путем создала свою программу и метод обучения, сделала наглядные учебные образцы. «Учеба иконописца – это не академические штудии, а дело жизни, подвиг, учеба духовная, как вместить в краски и линии невместимое, Справа налево: наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Пимен (впоследствии – Патриарх), Мария Николаевна. художник Марина Алендорф, реставратор Е.С. Чуракова как человеческими средствами явить Богочеловеческое. Только Божественная благодать может помочь в этом свершении иконописцу.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/trud-iko...

Теннер, иконы в них принадлежали кисти В.Л. Боровиковского, который написал также образ свв. Константина и Елены. Известный бронзовщик П. Ажи изготовил символы Веры, Надежды и Любови, укрепленные под куполом, а Ж. Герен - огромное, в 180 свечей, паникадило. Ко дню освящения чудотворный образ Казанской Божией Матери был украшен богатейшей ризой из чистого золота с драгоценными камнями и жемчугом. После изгнания французов из России донской атаман гр. М.И. Платов прислал собору 40 пудов отнятого у них трофейного серебра. Архитектор К. А. Тон использовал это серебро в 1834 для облицовки главного иконостаса (через сорок лет то же сделали в приделах). В том же году Император Николай I заказал академикам Ф. А. Бруни, П. В. Басину и К. П. Брюллову большие запрестольные образа в резных золоченых рамах. В 1884 по эскизу арх. Н. В. Набокова ювелир О. Я. Соколов из 11 пудов серебра сделал для соборной плащаницы великолепную гробницу, а шесть лет спустя - чеканные серебряные хоругви. В 1903 прихожане задумали воздвигнуть у собора огромную колокольню, но осуществить этот проект не удалось из-за возражений Академии художеств. К столетию храма был проведен большой реста врационный ремонт, которым руководили епархиальный зодчий А. П. Аплаксин, А. А. Парланд и художник Э. К. Липгарт. Живопись подновили М. С. Судковский и Н. А. Бруни. Кроме чудотворного образа, стоявшего в особом киоте слева от царских врат, почитанием у верующих пользовались и некоторые старинные иконы: Спасителя в иконостасе, свт. Николая и Ченстоховской Божией Матери, подаренной Кутузовым. По проему Н. Н. Никонова в 1891 в соборе была устроена, по примеру других храмов, Голгофа с частицей Живоносного Гроба. Другая частица находилась в иконе Воскресения, которую прислал в 1906 иерусалимский патриарх Дамиан. В соборе было много превосходных изделий из серебра: ризы на иконах, предалтарная балюстрада, кадило 1644 года, подаренная Анной Иоанновной дарохранительница, венцы, в которых венчался с супругой вел. кн. Павел Петрович, священные сосуды, сделанные в Париже по заказу Александра I, оклад напрестольного Евангелия, изготовленный в 1787 по рисунку И.

http://sobory.ru/article/?object=01954

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010