С.Б. Сорочан Прокопий Кесарийский. Война с персами. I. 12. 3–9 (сочинение в двух книгах, первое издание которых появилось в 543–545 гг.) [О соперничестве между императором Юстином I и иранским (персидским) шахом Кавадом I no вопросу об обладании Кавказом и, β частности, Лазикой 17 ] (3) Ивиры 18 – христиане и лучше всех известных нам народов хранят уставы этой веры, но издревле они находятся в подчинении у персидского царя. (4) Каваду же вздумалось насильственно обратить их в свою веру. Он потребовал от их царя Гургена 19 , чтобы он выполнял все те обряды, которых придерживаются персы, и, помимо прочего: ни в коем случае не предавать земле тела умерших, но всех их бросать на съедение птицам и псам 20 . (5) Поэтому Гурген решил перейти на сторону царя Юстина и просил его дать твердое обещание, что римляне никогда не отдадут ивиров под власть персов. (6) Василевс Юстин очень охотно дал ему такое обещание и отправил племянника прежнего василевса, Анастасия, патрикия Прова с большими деньгами в Боспор, чтобы, склонив дарами войско гуннов, послать их на помощь в качестве союзников ивирам 21 . (7) Боспор – город приморский; кто вплывает в так называемый Понт Эвксинский, для того он находится налево 22 , а от Херсона, самого отдаленного города римской земли 23 , он находится на расстоянии двадцати дней пути 24 . Расположенные между Херсоном и Боспором местности заняты гуннами 25 . (8) Жители Боспора издревле жили независимо, но недавно они отдали себя под власть василевса Юстина 26 . (9) Однако Пров возвратился оттуда 27 , не достигнув своей цели 28 , и василевс отправил в Лазику военачальника Петра 29 с небольшим количеством гуннов 30 , чтобы он, насколько возможно, помог Гургену. [Следует рассаказ о бегстве Гургена с семьей и знатными ивирами в Лазику и их успешном сопротивлении там персам.] (Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история: Пер. cm., коммент. A. А. Чекаловой. – М., 1993. – С. 35–36). 17 Лазикой называли в VI в. древнюю Колхиду. Со времени императора Льва I (457–474) Лазика находилась в зависимости от Сасанидского Ирана. В 522 г., когда умер царь лазов Дамназ, его сын Цафий, вместо того, чтобы получить инвеституру от иранского шаха, явился в Константинополь, принял там христианство и был удостоен знаков царского достоинства от византийского императора. Тогда же Цафий взял в жены дочь константинопольского патрикия Нома – Валериану (см.: Theophanis Chronographia/Rec. C. de Boor. – Lipsiae, 1883. – Vol. 1. – P. 168–169). С тех пор Лазика стала объектом борьбы между Византией и Ираном, пока в 562 г. не была закреплена договором за Византией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Нот. Фотография. Нач. 60-х гг. XX в. [Нем. Noth] Мартин (3.08. 1902, Дрезден - 30.05.1968, Шивта (Субейта), Израиль), нем. библеист, протестант. теолог и историк Др. Израиля. Род. в семье учителя гимназии. C 1921 по 1925 г. Н. изучал теологию и вост. языки в ун-тах Ростока, Эрлангена и Лейпцига (в частности, в Лейпциге ВЗ - сначала у Р. Киттеля , а затем у А. Альта ). В 1927 г. защитил в ун-те Грейфсвальда диссертацию, посвященную древнеизраильской ономастике. Преподавал ВЗ, занимая должности приват-доцента в ун-тах Грейфсвальда (1927-1928) и Лейпцига (1928-1930), профессора в ун-тах Кёнигсберга (ныне Калининград; 1930-1945; в 1939/40 и 1943-1945 служил в армии) и Бонна (1946-1967). Дважды (1947-1948; 1957-1958) избирался на пост ректора ун-та Бонна. В 1964 г. переселился в Иерусалим, став директором Немецкого евангелического ин-та древностей Св. земли (Deutsches Evangelische Institut für Altertumswissenschaft des Heiligen Landes) (1964-1968). Н. является одним из наиболее известных исследователей ВЗ в XX в. Его перу принадлежит ок. 20 монографий, посвященных различным вопросам ВЗ и истории Др. Израиля. Наиболее значителен вклад Н. в исследование ранней истории Израиля, Пятикнижия , исторических книг ВЗ, древнеизраильской ономастики. В работе о догос. истории Израиля (Das System der zwölf Stämme Israels, 1930) Н. выдвинул гипотезу, согласно к-рой Др. Израиль представлял собой священный союз 12 племен, его целью была забота о центральном святилище, где находился ковчег. Местоположение этого святилища менялось, поскольку ковчег переносили с места на место. Союз израильских племен Н. уподобил аналогичным греческим (т. н. амфиктиония) и италийским племенным союзам. Н. развивал в своих трудах («Geschichte Israels» и др.) теорию мирного и постепенного заселения Палестины израильскими племенами (т. н. теория инфильтрации), выдвинутую ранее его учителем Альтом. Широкое признание получила гипотеза Н. о девтерономической истории, разработанная им в кн. «Überlieferungsgeschichtliche Studien» (1943). По его мнению, Второзаконие, книги Иисуса Навина, Судей, 1-4-я Царств представляют собой историографическое сочинение, составленное одним автором, жившим в VI в. до Р. Х. (т. н. девтерономическая история, см. в ст. Исторические книги ). В нем описывалась история Израиля, начиная с завоевания земли обетованной и заканчивая событиями Вавилонского плена. Прологом к нему служил текст кн. Второзаконие с изложением законов, несоблюдение к-рых привело к упадку Северного (Израиль) и Южного (Иудея) царств. Целью сочинения было объяснить причины утраты Иудеей государственности и обстоятельств Вавилонского плена в VI в. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/Нот.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История толкования Священного Писания (по периодам) ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ (ок. 347- 419/20), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви, блж. , прп. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.) ИКУМЕНИЙ [Экумений], визант. экзегет (VI в.), автор древнейшего полностью сохранившегося греческого комментария на Откровение Иоанна Богослова ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ИСИХИЙ († нач. IV в.), александрийский экзегет и справщик текста Септуагинты и НЗ, принятого в IV-V вв. в Египте ИСИХИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ (2-я пол. IV в.- ок. 451), проповедник и экзегет, пресвитер, прп. (пам. 28 марта, согласно Месяцеслову имп. Василия II; 22 сент., согласно Палестино-грузинскому календарю; а также в Соборе всех прп. отцов в субботу сырной седмицы) КАССИАН (Безобразов Сергей Сергеевич; 1892-1965), еп. Катанский в юрисдикции К-польского Патриархата, ректор Свято-Сергиевского богословского ин-та в Париже, богослов, экзегет, переводчик НЗ КАТЕНЫ компилятивная форма комментария на Свящ. Писание, представляющая собой собрание выдержек из сочинений неск. христ. толкователей, сопровождающих библейский текст КОВЧЕГ ЗАВЕТА согласно ВЗ, важнейший священный объект, символизирующий присутствие Бога и располагавшийся во внутренней части скинии собрания и Иерусалимского храма ЛЕФЕВР Д " ЭТАПЛЬ Д " Этапль [Фабер Стапулийский (Этапльский)] Жан († 1536), католич. философ, богослов, экзегет, переводчик, церковный деятель; ведущий представитель франц. позднеренессансного гумманизма НЕПОТ [Арсинойский, Пентапольский, Египетский], епископ города и округа Арсиноя в Египте (оазис Файюм)(ок. 30-50-х гг. III в.), раннехрист. богослов, экзегет

http://pravenc.ru/rubrics/121208_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Католические святые ОЛАВ II СВЯТОЙ [Олаф Харальдссон] (ок. 995 - 1030), св. (пам. зап. 29 июля), король Норвегии (1015-1028), почитается как покровитель Норвегии ОЛЕГАРИЙ [Олегер] (ок. 1060 или 1069 - 1137), св. Римско-католической Церкви (пам. 6 марта), еп. Барселоны (с 1116), архиеп. Таррагоны (с 1118) ОРАН [Одран] († ок. 563), исп., мч., пострадавший на о-ве Иона (ныне Айона, Шотландия) (пам. зап. 27 окт.) ОСВАЛЬД (920-992, Вустер), св. (пам. зап. 28/29 февр.), еп. Вустерский (с 961) и архиеп. Йоркский (с 971) ОСТИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ (III в. ?) (пам. 30 янв.; пам. греч. 30 янв.; пам. зап. 5 сент., 22, 23, 24 авг., 20 мая), пострадали в эпоху гонений на христиан в г. Остия близ Рима ОТТОН (ок. 1065 - 1139), епископ Бамбергский, католич. миссионер в балт. Поморье и креститель («апостол») слав. племени поморян, св. Римско-католической Церкви (пам. 30 июня) ОТТОН ФРАЙЗИНГСКИЙ [Отто Фрайзингенский] (ок. 1112 - 1158), блж. Римско-католической Церкви (пам. 22 сент.), епископ Фрайзинга (c 1138), средневек. историк ПАВЕЛ I ИСПОВЕДНИК († 350 или 351), свт. (пам. 6 нояб.; пам. зап. 7 июня), еп. К-польский; занимал кафедру трижды (ок. 336/7 или 340-341, 342, 346-350), видный представитель правосл. партии в арианских спорах ПАВЕЛ АВРЕЛИАН (VI в.?), св. (пам. зап. 12 марта), 1-й епископ Леон (ныне г. Сен-Поль-де-Леон) в Арморике (Бретань, Франция), один из 7 св. покровителей Бретани ПАВЕЛ НАРБОНСКИЙ (III в.), св. (пам. зап. 22 марта, 10 дек.), почитается как 1-й епископ г. Нарбона (ныне Нарбон, Франция) и один из христ. просветителей Галлии ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) ПАВЛИН († 10.10.644, г. Дуробривы (ныне Рочестер), графство Кент, Англия), св. (пам. зап. 10 окт.), архиеп. Эборака (ныне Йорк) (625-633) и еп. Дуробрив (с 633) ПАВЛИН Милостивый (между 352 и 355 - 431), св. (пам. 23 янв.; пам. зап. 22 июня), еп. Нолы, деятель раннего монашества, поэт и писатель

http://pravenc.ru/rubrics/122368_27.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИФАНИЙ [лат. Epiphanius] (438/9-496), свт. (пам. зап. 22 янв.), 8-й еп. г. Тицин (Папия, ныне Павия, Италия). Основные сведения о святителе содержатся в сочинениях 2-го преемника Е. на кафедре, свт. Эннодия . Ему принадлежат похвальная поэма в честь Е., составленная к 30-й годовщине своего епископского служения, и прозаическое Житие Е. (нач. VI в.). Эннодий стал клириком в 493 г. и знал Е. только в последние годы его жизни, в остальном он опирался на сведения, полученные от др. лиц. Хронологических указаний в произведении почти нет, даты мн. событий в жизни Е. вычисляются только по намекам Эннодия. Е. род. в Тицине в семье Мавра и Фокарии. В возрасте 8 лет еп. Криспин I принял его чтецом в состав клира. В 18 лет Е. стал субдиаконом, а в 20 лет - диаконом. Тогда же Криспин рекомендовал Е. в качестве своего преемника некоему Рустицию, знатному человеку («сиятельному мужу») из Медиолана (ныне Милан). После смерти епископа Е. был рукоположен в Медиолане. Между 467 и 472 гг. его отправили послом военачальника Рицимера к имп. Прокопию Антемию в Риме. В 474 г. Е. находился в Толозе (ныне Тулуза) и от имени рим. имп. Юлия Непота (474-475) вел переговоры с вестгот. кор. Эрихом (466-484). Согласно Эннодию, это посольство состоялось в 8-й год пребывания Е. на кафедре, что дает основание отнести начало епископского служения Е. к 466 г. При Е. в Тицине велись работы по восстановлению города, разрушенного в 476 г., во время распри между кор. Италии Одоакром и рим. патрицием Орестом, отцом последнего рим. имп. Ромула Августула и фактическим правителем при нем. В 80-х гг. V в. Тицин был снова разорен во время нападения ругиев. В 493/4 г. в Равенне вместе с Медиоланским еп. Лаврентием Е. просил остгот. кор. Теодориха Великого (493-526) прекратить притеснения рим. населения. Позже Е. вместе с Виктором, еп. Тавринским (Туринским), отправился в дипломатическую поездку ко двору кор. бургундов Гундобальда (480-516). Ему удалось добиться освобождения 6 тыс. пленных, захваченных Гундобальдом в Италии во время кампании против Одоакра (490). Целью поездки также было доставить Лугдунскому (Лионскому) архиеп. Рустику послание папы Римского Геласия I (PL. 59. Col. 138-140), датированное 25 янв. 494 г. В 496 г. Е. ездил в Равенну к кор. Теодориху, чтобы добиться новых гарантий безопасности для жителей Тицина. На обратном пути святитель заболел и вскоре по возвращении в Тицин скончался на 59-м году жизни.

http://pravenc.ru/text/190063.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЙОСЕФ АСАР ЯСАР [сабейск.   Юсуф зу Нувас, Масрук, Дунаас, Димнос, Финхас], иудей, узурпировавший царскую власть в гос-ве Химьяр в нач. 20-х гг. VI в., гонитель христиан. Подлинное имя Й. А. Я., сохранившееся в сабейских надписях, состоит из евр. личного имени   (Ja 1028/1; вариант -   (Ry 508/2)), к-рое почти не встречается в доислам. арав. эпиграфике, и 2 эпитетов, к-рые, вероятно, давались по обретении определенного социального статуса. Обычно имена представителей знати и царей в доислам. Юж. Аравии дополнялись одним эпитетом, однако в истории Катабана и Химьяра есть примеры, когда по неясным причинам их оказывалось 2. Среди поздних химьяритских царей Й. А. Я. был единственным, кто имел тройное имя (в надписи Ry 508/2 приведено в сокращенном варианте, лишь с одним эпитетом (  )). В сир. традиции Й. А. Я. известен как Масрук (  ). Это имя приводится в единственной сохранившейся рукописи сир. «Книги химьяритов» (в перевернутом виде) и в написанном по-гречески, но дошедшем лишь в сир. версии гимне Иоанна Псалта. Возможно, авторы ошибочно отождествили Й. А. Я. с царем Масруком, сыном Абрахи , последним представителем т. н. эфиоп. династии, правившей Химьяром в 30-60-х гг. VI в. В обеих версиях письма еп. Симеона Бет-Аршамского , написанного по-сирийски и описывающего гонения Й. А. Я., царь не называется по имени. В арабо-мусульманских источниках Й. А. Я. упоминается как Юсуф зу Нувас (      ). Прозвище зу Нувас (обладающий локоном), по общему мнению средневек. комментаторов, царь получил потому, что его лицо обрамляли 2 курчавых локона. Связь этого прозвища с принадлежностью Й. А. Я. к иудейской религиозной традиции не просматривается, поскольку обычай носить пейсы возник гораздо позднее. В результате искажения араб. прозвища Й. А. Я. появилось греч. имя Дунаас (Δουνας), представленное в Мученичестве Арефы, откуда оно перешло в церковнослав. язык в различных вариантах (Дунас, Дунаан и др.). К греч. форме имени восходит также арабо-христ. вариант Финхас (  ), без изменений заимствованный эфиоп. агиографией (  ). В ряде произведений греч. и сир. историографии (напр., у Иоанна Малалы , в хронике Зукнина (см. Дионисия Телль-Махрского хроника )) араб. прозвище зу Нувас превратилось в царское имя Димнос (Дамнос, Дамианос, Димнон).

http://pravenc.ru/text/1238031.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «КНИГА ХИМЬЯРИТОВ» [сир.    ], анонимный памятник сир. агиографической литературы (1-я пол. VI в.). Текст сохранился в уникальном фрагментарном списке, который был переписан с более ранней рукописи неким Стефаном из храма св. Фомы в г. Эль-Карьятейн (на полпути между Дамаском и Пальмирой) 10 нисана (апр.) 1243 г. селевкидской эры (932 г. по Р. Х.). Он был обнаружен в частной коллекции супругов Вирен из Стоксунда (пригород Стокгольма) и введен в научный оборот швед. сирологом А. Мубергом в 1924 г. «К. х.» посвящена гонениям на христиан в гос-ве Химьяр при царе-иудее Йосефе Асаре Ясаре (20-е гг. VI в.), к-рый в этом тексте именуется Масруком. Из 49 глав полностью или частично уцелели главы 7-9, 13-14, 16-17, 19-23, 42-49; содержание остальных известно благодаря их заголовкам, приведенным в оглавлении в начале рукописи (Fol. 3b-6b). «К. х.» открывается подробным рассказом о появлении иудеев в Химьяре и 1-м вторжении туда войск Аксумского царства (гл. 1-7; сохр. лишь небольшой фрагмент гл. 7). В дальнейшем повествование сосредоточено гл. обр. на преследовании награнских мучеников и в основном соответствует содержанию 2 посланий еп. Симеона Бет-Аршамского , но отличается от них более изысканным лит. стилем. В гл. 31 речь идет о пострадавших христианах в г. Мариб, в главах 29-30 и 32 - в обл. Хадрамаут , в частности в существующем и в наст. время в устье вади Даван сел. Эль-Хаджарейн. В заключительных главах (40-49) сообщается о победоносном карательном походе аксумского царя Калеба (см. Елезвой ) против Химьяра . Проблема авторства «К. х.» до сих пор не решена. Автор был очевидцем нек-рых описанных событий и находился в Хире в янв. 524 г. одновременно с визант. послом свящ. Авраамом . Согласно гипотезе Муберга, поддержанной Н. В. Пигулевской , «К. х.» написал Сергий (Саргис; вариант - Гиваргис, т. е. Георгий), еп. Русафы (Сергиополя); по мнению И. Шахида - еп. Симеон Бет-Аршамский. Впрочем, оба этих предположения весьма уязвимы для критики.

http://pravenc.ru/text/1841564.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАР Герар [евр.  ,   ; греч. Γραρα], г. на юге Ханаана, к западу от пустыни Негев (Быт 10. 19), расположенный на пути в Египет, «между Кадесом и Суром» (Быт 20. 1). С севера Г. граничил с Вирсавией и Газой (Быт 10. 19; 26. 1-2; 2 Пар 14. 12-13). Упоминание о Г. встречается в повествовании о патриархе Аврааме, к-рый поселился в районе Г. по приглашению царя Авимелеха (Быт 20, 26). Г. являлся одним из царских городов Филистии, где правил Авимелех (Быт 26. 1). Земли Г. не были завоеваны и остались вне зоны расселения колен Израиля (Быт 21, 22-32; см. список городов: Нав 15). Заселение Г. евреями относят к эпохе единого царства, когда земли Г. стали частью наследия сыновей Симеона (1 Пар 4. 39-41). Царь Иудеи Аса (ок. 911-870 гг. до Р. Х.), разбив «эфиоплянина» Зарая у Мареши, преследовал его войско до Г. и разрушил все города в его окрестностях (2 Пар 14. 8-14). В визант. период название исчезнувшего города Г. сохранилось на топонимическом уровне. Еп. Евсевий Кесарийский упоминает обл. Гераритика ( Γεραριτικ), располагавшуюся выше Даромы, в 25 рим. милях к югу от Элевтерополя ( Бет-Гуврин ) ( Euseb. Onomast. 60. 7-14), и находящиеся там колодцы: «кладезь клятвы» Авраама (Быт 21. 30) (Ibid. 166. 20), колодец Исаака (Быт 26. 32-33) (Ibid. 168. 1) и «кладезь суда» близ селения Вирдан (Ibid. 166. 23). Обл. «Герарский сальтус» упоминается блж. Феодоритом Кирским (Γεραρηνν σαλτν - Quaest. in II Paral. XIV 13//PG. 80. Col. 828A) и Прокопием Газским (Γεραριτικν σαλτν - In II Paral. XIV 12//PG. 87. Col. 1212С). На карте из Мадабы (VI в.) между городами Орда и Вирсавия помещено схематичное изображение Г. с надписью: «Герара, некогда царский город филистимлян и область хананеев, к югу отсюда Герарский сальтус» ( Avi-Yonah M. The Madaba Mosaic Map. Jerusalem, 1954. P. 72-73). Изображение г. Герар на мозаичной карте из Мадабы. Ок. 565 г. Изображение г. Герар на мозаичной карте из Мадабы. Ок. 565 г.

http://pravenc.ru/text/164535.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЗГЕН I Каталикос всех армян Вазген I. Портрет. 1959 г. Худож. М. Сарьян (Музей собора Эчмиадзин) Каталикос всех армян Вазген I. Портрет. 1959 г. Худож. М. Сарьян (Музей собора Эчмиадзин) [Васкен; арм. ] (в миру Левон-Карапет Палчян (Балджян)) (20.09.1908, Бухарест - 18.08.1994, Эчмиадзин), Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян. Начальное образование получил в арм. школе в Одессе, куда в годы первой мировой войны переехали его родители. После возвращения в Румынию продолжил учебу в бухарестском лицее Мисакян-Кесимян, затем в Бухарестском высшем торговом уч-ще (1924-1926). Окончил литературно-философский факультет Бухарестского ун-та (1936) и отделение практической педагогики (1937). В 1929-1943 гг. преподавал в арм. школах Бухареста. В 1937-1938 гг. редактировал и издавал в Бухаресте научный ж. «(?)» (Пашня). В 1942 г. рукоположен во священника в Афинах предстоятелем Греческой епархии Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) архиеп. Карапетом (Мазлумяном). Обучался на богословском фак-те Бухарестского ун-та (1943-1944). В 1943 г. получил степень вардапета и принял имя В. Был назначен местоблюстителем (1943), а затем предстоятелем (1947) Румынской епархии ААЦ. 23 мая 1948 г. в Эчмиадзине католикос Геворг VI присвоил В. степень верховного вардапета, а в 1951 г. он был хиротонисан во епископа. В 1952 г. В. был избран в румын. Комитет защиты мира. С 1954 г. член Верховного духовного совета св. Эчмиадзина. В дек. 1954 г. получил в управление также и Болгарскую епархию ААЦ. 30 сент. 1955 г. на Национально-церковном Соборе тайным голосованием В. был избран Верховным Патриархом и Католикосом всех армян, 2 окт. в Эчмиадзинском кафедральном соборе состоялась его интронизация. И в Румынии, и позднее в Эчмиадзине В. прилагал много сил к объединению арм. диаспоры, к укреплению духовных и культурных связей с родиной. он совершил 30 пасторских посещений епархий ААЦ в разных странах, в рамках межцерковного общения встречался с главами различных конфессий, был участником Всемирных конференций религ. деятелей в Москве (1977, 1982), Берлине, Хельсинки. При нем ААЦ стала членом ВСЦ (1962) и Конференции европейских Церквей. Награжден золотыми медалями Всемирного совета мира им. Жолио Кюри (1962) и Советского комитета защиты мира (1968), «Звездой Республики» Румынии (1952), орденом «Знак почета» (1968), орденом Дружбы народов (1978), а также орденом прп. Сергия Радонежского 1-й степени (1983).

http://pravenc.ru/text/153839.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАХОМИЙ ВЕЛИКИЙ [Греч. Παχμιος Μγας; греч. форма древнеегипетского и коптского имени с определенным артиклем p - axwm - Пахом, т. е. «сокол»] (ок. 292 - ок. 346), прп. (пам. 15 мая; пам. копт. и зап. 9 мая). Основатель общежительного монашества в Египте. Жизнь и труды Основным источником сведений о жизни и трудах П. В. является анонимное Житие П. В. (далее: VP). Сочинение дошло в многочисленных рукописях и редакциях как на греческом (древнейшая, т. н. G1 или Vita prima (BHG, N 1396-1396а), сохранилась в неск. рукописях, самые ранние из к-рых (F и B) датируются X-XI вв.; G2 или Versio vulgata (BHG, N 1400-1400b); G3 и др. второстепенные поздние изводы), так и на коптском на 2 диалектах: саидском (S) примерно в 20 фрагментарных изводах (S1 - S21; S1 в ркп. VI в.) и бохайрском (Bo, с лакунами; ркп. 1-й пол. XI в.), а также на латинском (пер. G2 с добавлением материалов из «Лавсаика») и арабском (перевод одной из версий Bo) языках. Есть и 2 др. греч. сочинения, происходящие из Пахомиевой среды: «Паралипомена» («Пропущенное»; BHG, N 1399-1399а; далее: Par.), где содержится житийный материал, не вошедший ни в одну из версий VP (с добавлением греческого фрагмента из несохранившегося Жития П. В.: Fr. 1), и «Послание Аммона» (Ep. Ammonii; BHG, N 1397-1398; отождествить автора с известным историческим лицом не удается). Критический разбор этих источников см.: Lefort. 1943. P. XIII-XCI; Veilleux. 1968. P. 16-114; Хосроев. 2004. С. 9-32. В связи с такой обширной лит. традицией при ее анализе необходимы коррекция данных, учет наличия агиографических клише и разнобоя в порядке и отборе событий в различных версиях. Прп. Пахомий Великий. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 30–40-е гг. XI в. Фото: А. Захарова Прп. Пахомий Великий. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 30–40-е гг. XI в. Фото: А. Захарова Согласно источникам, П. В. род. в Фиваиде в номе г. Латополь (ныне Исна) в семье египтян-язычников (G1. 2; Bo. 3) и в отличие от прп. Антония Великого , чьи родители были христианами, принял христианство самостоятельно (христ. имена брата и сестры П. В.- Иоанн и Мария, возможно, были получены ими в монашестве). Родители П. В. были состоятельными людьми (Bo. 5), он участвовал с ними в языческом культе (G1. 3; Bo. 4). О его детстве почти ничего не известно. По всей вероятности, сведения о том, что П. В. получил начальное образование, т. е. умел читать (ср.: G1. 29 и Bo. 25 о том, что он был чтецом в церкви г. Тентира (ныне Дендера)) и писать по-коптски, но греч. языка не знал, и свидетельства о том, что он начал учить греческий в преклонном возрасте и преуспел в этом (G1. 95; Bo. 99; ср.: Par. 27: П. В. «не знал греческого языка», но, помолившись, «научился говорить на всех языках»), не заслуживают серьезного внимания; в любом случае, уже являясь главой «общежития», свои проповеди П. В. произносил по-коптски (ср.: Ep. Amonii. 4).

http://pravenc.ru/text/Пахомий ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010