Казепя) Причудской вол., процесс получил продолжение на 3-м съезде в 1924 г. 24 апр. 1925 г. собрался съезд наставников и начетчиков с участием 100 представителей от 5 общин. Обсуждались проблемы брака, возможность допущения на клирос состоящих в браке, брадобритие и курение, вопросы церковного пения, статуса наставников, дискутировалась возможность создания Союза общин. В 1924-1926 гг. в Эстонии оформилось 12 старообрядческих приходов (из них 2 федосеевских). В 1928 г. прошли 2 съезда, определившие принципы объединения старообрядческих общин Эстонии. 10 февр. на 4-м съезде в Муствеэ была создана комиссия для разработки устава и основ работы Союза общин. 17-19 июля 1928 г. в Калласте на 5-м всеэстонском съезде поморские общины соединились в Союз старообрядческих общин Эстонии, высшей властью в к-ром по принятому уставу являлся старообрядческий съезд (общее собрание). Съезд должен был созываться ежегодно ЦСС Эстонии. До 1936 г. съезды проходили регулярно: 3-4 нояб. 1929 г. в Тарту (6-й), 19-20 окт. 1930 г. в дер. Воронья (Вранья) (7-й), 11-12 июля 1931 г. на о-ве Пийриссаар (8-й), 11-12 июля 1933 г. там же (9-й), 15-16 авг. 1934 г. в дер. Б. Кольки (Суур-Колкья) (10-й), 12 февр. 1935 г. в Тарту (11-й), 23-24 июня 1936 г. в Таллине (12-й), 13-й съезд состоялся в дек. 1938 г. в дер. Кикита (Кюкита), 14-й съезд прошел 5 июля 1939 г. в г. Муствеэ. В 1940-1994 гг. Союз старообрядческих общин Эстонии не действовал, съезды не собирались. По данным уполномоченного Совета по делам религ. культов по Эстонской ССР И. Киви, председатель правления Таллинской общины П. П. Баранин в сер. 40-х гг. стремился объединить старообрядческие общины Эстонской ССР со всесоюзным центром, для чего намеревался в 1945 г. посетить в Москве старообрядческого Московского архиеп. Иринарха (Парфёнова) ( Одинцов М. И. Религ. орг-ции в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны: 1941-1945 гг. М., 1995. С. 193-194). Союз старообрядческих общин Эстонии был восстановлен в 1995 г., в Союз вошли 11 зарегистрированных общин (из них 2 федосеевские).

http://pravenc.ru/text/180417.html

Лихачев, Д.С. Статьи ранних лет : сб. Тверь : Обл. отд-ние Рос. фонда культуры, 1993. 146 с.: ил. Аихачев, Д.С. Картежные игры уголовников : [из работы, написанной автором в СЛОНе]//Символика тюрем : нравы уголовного мира всех стран и народов/сост. Н.В. «Трус. Минск: Литература, 1996. С. 166–172. Смирнов, В. Криминологические этюды//Соловецкие острова. 1926. 7. С. 77–86. Соловецкое «дно»: очерки по исследованию уголовного мира/Г.А. Б-ин//Соловецкие острова. 1925. 1. С 51–54; 2. С. 24–28; 3. С. 62–64. По следам... Деятельность Соловецкого Общества Краеведения//Соловецкий лес/Л.Ф. Ипатов, П. Косарев, Л.И. Проурзин, С.В. «Горхов. Архангельск, 2005. С. 32–37. Дряхлицын, Д.Н. Архивные материалы по истории Соловецкого общества краеведения: источниковедческий анализ//Мир источниковедения : сб. в честь С.О. Шмидта. M.; Пенза, 1994. С. 360–362. Дряхлицын, Д.Н. Из истории Соловецкого общества краеведения (СОК) : по «Материалам СОК»//Анциферовские чтения : материалы и тез. конф. (20–22 дек. 1989 r.). Л„ 1989. С. 68–71. Коваленко М.В. Исследовательская работа и творчество заключённых Соловецкого лагеря особого назначения в 1920-е годы//Краеведческие чтения: материалы III науч. конф. (20 февр. 2009 г.). Петрозаводск, 2009. С. 72–76. Коваленко, М. Развитие науки на Соловках в 1920-е гг.//Управление: история, наука, культура : тез. докл. 13-й межрегион. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов, 21–22 апр. 2009 года. Петрозаводск, 2009. С. 17–20. Мельник, А. По следам СЛОНа : Соловецкое общество краеведения//Соловецкий вестник. 1990. 7; 9. Резникова, И. Научная и исследовательская деятельность [СОК]//Соловецкие острова. M., 1996. Т. 2 : Большая Муксалма. С. 31–32. (Тр. МАКЭ/под общ. ред. П.В. Боярского; вып. 9). Смирнова, МА. 80 лет Соловецкому обществу краеведения//Памятные даты Архангельской области, 2004 год. Архангельск, 2004. С. 81–85. Смирнова, МЛ. Деятельность научных краеведческих обществ на Европейском Севере России в 1920–1930-е годы : [в т.ч. СОАОК – СОК]//Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. 3. С. 23–28.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Орловской епархии; с 3.01.1934 в сане архиепископа; с 30.09.1935 архиеп. Курский, но в Курск не поехал; с 18.03.1936 архиеп. Ржевский, вик. Калининской епархии; с 5.06.1936 архиеп. Тульский; с сент. 1936 архиеп. Семипалатинский; в авг. 1937 г. арестован; расстрелян 30.10.1937. Александр упом. после 1918 г. как еп. Сергачевский, вик. Нижегородской епархии; † ок. 1926 г. Алексий (Баженов) с 1917 г. еп. Елизаветградский, вик. Одесской епархии; с 1921 г. еп. Тираспольский, временно управ. Одесской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе. Алексий (Бельковский) с 9.12.1909 еп. Великоустюжский , вик. Вологодской епархии; с 1924 г. на покое; † 1938. Алексий (Буй) 19.12.1923 хирот. во еп. Велижского, вик. Полоцкой епархии; с 1924 г. еп. Петропавловский, вик. Омской епархии; с 1925 еп. Семипалатинский, вик. Омской епархии; 1926–1927 гг. еп. Мичуринский; 1927 г. еп. Шацкий; с дек. 1927 г. еп. Уразовский, вик. Воронежской епархии; в 1929 г. арестован; расстрелян 3.11.1937. Алексий (Ван дер Менсбрюгге) 1.11.1960 хирот. во еп. Медонского, вик. экзарха РПЦ в Западной Европе; с 30.07.1968 еп. Филадельфийский, вик. Нью-Йоркской епархии; с 5.04.1970 в сане архиепископа; с 10.04.1970 на покое; с 1.12.1970 архиеп. Северогерманский; с 24.02.1971 архиеп. Дюссельдорфский; с 27.04.1979 на покое; † 27.01.1980. Алексий (Готовцев) 8.05.1921 хирот. во еп. Звенигородского, вик. Киевской епархии; с 1923 г. еп. Серпуховской, вик. Московской епархии; с февр. 1926 г. по апр. 1927 г. временно управ. Московской епархией; с апр. 1927 г. еп. Рыльский, вик. Курской епархии; с 1932 г. епархией не управ.; † 1936. Алексий (Громадский) 21.04.1922 хирот. во еп. Луцкого, вик. Волынской епархии; с 20.04.1923 еп. Гродненский; с 3.06.1926 в ПАЦ в сане архиепископа; с 15.04.1934 архиеп. Волынский; в 1940 г. возвратился в юрисдикцию МП; 8.05.1943 убит. Алексий (Дехтерев) 12.02.1950 хирот. во еп. Пряшевского; с 22.11.1955 временно управ. Виленской епархией; с 22.11.1956 еп. Виленский и Литовский; с 25.07.1957 в сане архиепископа; † 19.04.1959.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Первым самостоятельным Великоустюжским епископом в XX в. стал сщмч. Алексий ( Бельковский; 1918-1924). (Известен его отзыв о состоянии миссионерского дела в епархии в 1918. Архиерей писал о том, что прежде миссионерам приходилось действовать в основном против старообрядцев- беспоповцев , теперь необходимо бороться с неверием.) После еп. Алексия, ушедшего на покой в 1924 г. в возрасте 82 лет, Великоустюжскую кафедру занимал еп. Иринарх ( Синеоков-Андреевский; 1925-1926). В 1926-1927 гг. В. е. временно управлял Никольский еп. Иерофей (Афоник) . Затем на Великоустюжскую кафедру был назначен еп. Софроний ( Арефьев; 27 дек. 1927 -22 марта 1932, с 24 апр. 1929 архиеп.). Деятельность еп. Софрония осложнялась тем, что в В. е. достаточно быстро распространилось иосифлянство , вождем к-рого в В. е. с 1928 г. являлся еп. Иерофей (Афоник). Затем В. е. занимали еп. Серафим ( Трофимов; 22 марта 1932 - 24 авг. 1933), сщмч. еп. Николай ( Клементьев; 24 авг. 1933 - 11 авг. 1936, с 1934 архиеп.), архиеп. Питирим ( Крылов; янв. 1936 - 3 июля 1937). Др. назначения на Великоустюжскую кафедру неизвестны. В Северо-Двинской губ. обновленчество стало известно летом 1922 г. Во внутренней сводке 6-го отд-ния Секретного отдела ГПУ «О расколе духовенства» от 14 сент. 1922 г. в отношении Северо-Двинской губ. сообщалось, что там под председательством прот. А. Г. Ермолаева был организован епархиальный комитет из 10 чел., комитет выпустил листовку «Живая церковь». В 1923-1927 гг. существовала обновленческая Великоустюжская кафедра, к-рую возглавляли: Николай Орлов (10 окт. 1923 - 1925), Михаил Постников (20 февр. 1925 - 1925), Кирилл Ильинский (10 марта 1925 - 1925), Николай Ашихмин (24 апр. 1925 - 3 февр. 1927). В 1925 г. обновленческая структура включала 139 церквей, 146 священников, 27 диаконов. В 1927 г. обновленческая епархия была обращена в вик-ство при новообразованной обновленческой Сысоло-Вычегодской епархии, к-рой управлял Александр Сахаров, живший в Вел. Устюге. В 30-х - нач. 40-х гг. вик-ство в сане «архиепископа» возглавляли Иоанн Тюрин (1933 - 22 апр. 1936), Михаил Соколовский (22 апр. 1936 - 26 июля 1942).

http://pravenc.ru/text/150143.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛАБУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Собор Всемилостивого Спаса в Елабуге. 1808-1816 гг., перестроен в 1855 - 1864 гг. Фотография. Кон. XX в. (РГБ) Собор Всемилостивого Спаса в Елабуге. 1808-1816 гг., перестроен в 1855 - 1864 гг. Фотография. Кон. XX в. (РГБ) в 1922-1929 гг. в составе Сарапульской епархии, в 1929-1934 гг. в составе Казанской и Свияжской епархии, названо по г. Елабуга (в 1920 город был передан из Вятской губ. в новообразованную Татарскую АССР, ныне районный центр в Татарстане). 23 дек. 1921 г. по представлению Сарапульского и Елабужского еп. Алексия (Кузнецова) вышел указ Свящ. Синода о назначении настоятеля Троицкой ц. в Сарапуле прот. Николая Анисимова после пострижения в монашество епископом Елабужским, викарием Сарапульской епархии. 21 янв. 1922 г. прот. Николай принял монашеский постриг с именем Георгий, 12 февр. того же года в Вознесенском кафедральном соборе Сарапула он был хиротонисан и поставлен на новообразованную Елабужскую кафедру. 23 окт. 1923 г. еп. Георгий (Анисимов) был осужден на 2 года лишения свободы за «антисоветскую деятельность», вскоре освобожден. В связи со ссылкой еп. Алексия (Кузнецова) со 2 авг. по 12 дек. 1924 г. еп. Георгий управлял сарапульскими городскими церквами и храмами 1, 2 и 3-го благочиннических округов Сарапульской епархии, с 6 авг. по 25 сент. 1924 г. управлял также Малмыжским викариатством Сарапульской епархии. 19 февр. 1925 г. еп. Георгий был назначен на Малмыжское вик-ство, Е. в. возглавил бывш. Малмыжский еп. Ириней (Шульмин) . 22 дек. 1925 г. еп. Ириней уклонился в григорианский раскол , в к-ром пребывал до 30 янв. 1926 г. В 1929 г. Е. в. стало частью Казанской епархии. Однако уже в сер. 20-х гг. XX в. (по-видимому, в связи с уклонением в раскол еп. Иринея) елабужский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь и приходские храмы города и Елабужского кантона подчинялись Казанским архиереям. 14 дек. 1930 г. во епископа Елабужского в Казани был хиротонисан Палладий (Шерстенников) , в 1933 г. переведенный на Ржевское викариатство Калининской епархии. 11 авг. 1933 г. на Елабужскую кафедру получил назначение еп. Александр (Раевский) . Архиерей не приезжал в Елабугу, 15 марта следующего года он был назначен епископом Кустанайским. Впосл. Е. в. не замещалось. Епископы Георгий (Анисимов; 12 февр. 1922 - 19 февр. 1925), Ириней (Шульмин; 19 февр. 1925 - 15 июля 1930), Палладий (Шерстенников; 14 дек. 1930 - 24 авг. 1933), Александр (Раевский; 11 авг. 1933 - 15 марта 1934). Лит.: Акты свт. Тихона. С. 350, 426, 436, 865, 866; Сухих А., прот. Вспомним поимённо. Киров, 2004. Кн. 2. С. 25, 50; Губонин. История иерархии. С. 167, 286, 581, 698, 758; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские. Каз., 2007. С. 339, 458. А. В. Маркелов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/189665.html

и Г. е., т. к. Глуховское викариатство Черниговской епархии не было упразднено, еп. Дамаскин управлял им до кон. нояб. 1925 г. Еп. Матфей занимал Новгород-Северскую кафедру до кон. 1925 г. В 1925-1926 гг. существовала Новгород-Северская обновленческая кафедра, к-рую занимал «епископ» Сергий Белопольский. Успенский собор в Новгороде-Северском был закрыт в 30-х гг. XX в., богослужение в нем возобновилось в 1941 г. Первым настоятелем после открытия стал свящ. Михаил Бунак. По его инициативе прихожане обращались в Черниговскую епархию с просьбами о восстановлении в Новгороде-Северском муж. мон-ря и епископской кафедры, однако из-за боевых действий это было невозможно. 28 июня 1998 г. во епископа Новгород-Северского, викария Черниговской епархии, был хиротонисан архим. Амвросий (Поликопа). В 2003 г. он стал архиепископом Черниговским и Нежинским, с 31 мая 2007 г., после разделения Черниговской епархии, имел титул «епископ Черниговский и Новгород-Северский». Архиереи Новгород-Северские и Глуховские епископы: Иларион (Кондратковский; 27 марта 1785 - 1 сент. 1797), Матфей (Храмцов; 23 апр.- нач. мая 1923; 20 февр. 1924 - 1925 - епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии). Новгород-Северские и Глуховские викарные епископы: Феофилакт (Праведников; 13 окт. 1868 - 12 янв. 1869), Серапион (Маевский; 29 мая 1869 - 15 мая 1876), Афанасий (Пархомович; 9 июня 1885 - 4 марта 1889), Антоний (Соколов; 24 сент. 1889 - 19 янв. 1891), Сергий (Соколов; 2 февр. 1891 - 26 марта 1893), Мефодий (Никольский; 15 июля 1893 - 28 июня 1894), Питирим (Окнов ; 17 июля 1894 - 2 нояб. 1896), Евфимий (Счастнев; 17 нояб. 1896 - 28 окт. 1898), Михаил (Ермаков ; 31 янв.- 20 окт. 1899), Филипп (Бекаревич; 6 нояб. 1899 - 17 февр. 1902), Исидор (Колоколов; 12 мая 1902 - 4 нояб. 1903), Нестор (Фомин; 4 нояб. 1903 - 19 авг. 1910), Иоасаф (Романов; 22 сент. 1910 - 16 февр. 1911), Василий (Богоявленский; 4 марта - 12 мая 1911), исп. Пахомий (Кедров; 30 авг. 1911 - 17 сент. 1916), Иоанн (Доброславин; 16 окт. 1916 - нач. 1923), Матфей (Храмцов; 20 февр. 1924 - 1926), Амвросий (Поликопа; 28 июня 1998 - 16 окт. 2003). Ист.: Церковное торжество в Новгород-Северске//Вера и жизнь. Чернигов, 1916. 21/22. С. 162-163.

http://pravenc.ru/text/2577759.html

И. Введенский. 27-30 авг. 1925 г. с особой торжественностью был отмечен праздник Успения Пресв. Богородицы в Киево-Печерской лавре. По этому случаю в Киев прибыл «митрополит» Харьковский и всея Украины Пимен, а также викарий Могилёв-Подольской епархии - «епископ» Барский Гавриил. 28 июля 1925 г., в день памяти св. кн. Владимира, из Владимирского собора обновленцами был совершен торжественный ход к памятнику Крещения Руси. В нем приняло участие духовенство 18 синодальных приходов Киева во главе с «митрополитом» Иннокентием и Васильковским «епископом» Павлом; аналогичные крестные ходы прошли в 1926 и 1927 гг. 13 нояб. 1927 г. в присутствии «митрополитов» Харьковского и всея Украины Пимена, Киевского Иннокентия и Изюмского Владимира, а также «епископов» Житомирского Павла и Белоцерковского Иова состоялось освящение нового обновленческого соборного храма во имя Преображения Господня в Киеве (Украïнський православний блarobichuk. 1928. 1. С. 12-14). В 1925 г. митр. Киевский и Галицкий Иннокентий совершил ряд инспекционных поездок по епархии. Он посетил Белую Церковь (янв. 1925), Сквиру (20-24 февр. 1925), Смелу, Черкассы, Корсунь, Шполу, Уманщину, Переяславщину. 24 апр. 1925 г. административный отдел НКВД УССР уведомил Харьковское епархиальное управление о разрешении на открытие в Киеве Высшей богословской школы. Вначале предполагалось назвать ее академией, однако административный отдел НКВД воспротивился и поставил Свящ. Синоду условие: «…чтобы школа не именовалась академией и не давала ученых степеней, как ходатайствовали учредители, и находилась именно в Киеве…» (Голос православной Украины. Х., 1925. 10. С. 6). В уставе школы, просуществовавшей до марта 1929 г., отмечалось, что «преподаватели школы выбираются советом школы и утверждаются Всеукраинским Св. Синодом... Преподаются следующие предметы: Священное Писание Ветхого и Нового Завета с исагогикой и экзегетикой, догматическое богословие с историей догматов, христианская этика, апологетика, христианская философия с философской пропедевтикой, церковная история (общая, русская и инославных исповеданий), патрология, сравнительное богословие с сектантством и расколом, литургика, каноника аскетика, пастырское богословие, гомилетика, христианская археология и искусство, церковное украиноведение и библейские языки» (Там же).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

еп. Никодим (Казанцев; 18 сент. 1861 - 6 апр. 1870), еп. Павел (Попов; 10 июня 1870 - 31 марта 1873), еп. Антоний (Николаевский; 31 марта 1873 - 14 мая 1881), еп. Исаакий (Положенский; 30 мая 1881 - 8 марта 1886), еп. Тихон (Троицкий-Донебин; 8 марта 1886 - 28 марта 1892), еп. Александр (Богданов; 23 марта 1892 - 30 апр. 1894), еп. Акакий (Заклинский; 30 апр. 1894 - 28 окт. 1898), еп. Евфимий (Счастнев; 28 окт. 1898 - 9 янв. 1913), еп. Никон (Бессонов; 26 янв. 1913 - 25 июля (фактически апр.) 1917), еп. Гавриил (Воеводин; май - 1 авг. 1917, временно управлял епархией), еп. Зосима (Сидоровский; авг.- 26 сент. (фактически 2 нояб.) 1917, временно управлял епархией), еп. Назарий (Андреев; 26 сент. (фактически 2 нояб.) 1917 - 9(22) февр. 1918 (фактически 10 дек. 1917), временно управлял епархией; 9 февр. 1918 (фактически 10 дек. 1917) - не позднее 13 сент. 1922), еп. Зосима (Сидоровский; 1919, временно управлял епархией), еп. сщмч. Амфилохий (Скворцов; 8 марта 1925 - 13 июля 1926), еп. Никон (Дегтяренко; 5 окт. 1927 - 3 февр. 1928), еп. Димитрий (Вологодский; 3 февр.- 9 сент. 1928, временно управлял епархией), архиеп. Мелхиседек (Паевский; 9 сент. 1928 - 30 мая 1931), архиепископ Павел (Павловский; 11 авг. 1931 - 11 июня 1933 (до 4 апр. 1933 - епископ)), еп. Антоний (Миловидов; 16 июня 1933 - 3 мая 1934), еп. Феофан (Еланский; 23 апр. (хиротония 6 мая) 1934 - 11 мая 1935), еп. Серафим (Зборовский; 9 сент. 1935 - 1 апр. 1936), еп. Сергий (Куминский; 1 апр. 1936 - 4 нояб. (?) 1937, временно управлял епархией), архиеп. священноисп. Лука (Войно-Ясенецкий; 27 дек. 1942 - 7 февр. 1944), архиеп. Варфоломей (Городцов; янв. 1944 - 4 авг. 1947, временно управлял епархией), еп. Софроний (Иванцов; 4 авг. 1947 - 24 дек. 1947, викарий), еп. Иоанникий (Сперанский; 23 янв. 1948 - апр. 1949, викарий), архиеп. Антоний (Черемисов; 20 июля 1990 - 5 окт. 2011; до 19 февр. 1999 епископ), митр. Пантелеимон (Кутовой; с 5 окт. 2011). Монастыри Действующие: Успенский мон-рь (мужской, в Красноярске, основан в 1879, в 1921 закрыт, возрожден в 2000); Благовещенский мон-рь (женский, в Красноярске, основан в 1995).

http://pravenc.ru/text/Красноярская и ...

Приговорен к 2 годам ссылки в Зырянский край, считая начало срока – 14 нояб[ря] 1922 [г.] В Московской Таганской тюрьме был с епископом Коломенским Феодосием 20 . В одиночке Таганской тюрьмы освятил для себя походный антиминс во имя Всех святых, в земле Русской просиявших, и несколько антиминсов для раздачи отправлявшимся в изгнание – 16 февр[аля] 1923 г. Этап – конец апреля – начало мая 1923 [г.] Вятская внутр[енняя] тюрьма – май 1923 [г.] В этапе следовал с епископом Дмитровским Серафимом (Звездинским) 21 и епископом Петергофским Николаем (Ярушевичем) 22 Г. Усть-Сысольск. Митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) 23 , архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский) , епископ Звенигородск[ий] Николай (Добронравов) – май 1923 [г.] Г. Усть-Вымь – июнь–июль 1923 [г.] Г. Усть-Сысольск 24  – июль 1923 [г.] – июль 1924 [г.] Епископ Старо-Уфимский Аввакум 25 В Усть-Сысольском нар[одном] суде пересуд по делу о ценностях. – апрель 1924 г. 26 Приговор: 1 год заключения. По кассации за давностью дело прекращено С. Усть-Кулома. Митр[ополит] Кирилл, епископ Кинешемский Василий 27  – июль 1924 г С. Керчемье – июл[ь] [г.] – янв[арь] г. Пробыл в Зырянском краю по приговору  – май г. – 14 нояб[ря] [г.] Пробыл без приговора сверх срока – 14 ноября 1924 г. – 20 января 1925 г. Возвратился во Владимир на церковное делание – февр[аль] 1925 г. Арестован в Гавриловом Посаде Юрьев[ского] у[езда] при поездке по епархии и препровожден во Владимир для «выяснения личности» – 9 сентября] 1925 [г. Освобожден – 10 сент[ября] 1925 [г.] Арестован – 2 янв[аря] 1926 г. Освобожден – 2 марта 1926 г. Назначен управляющим Ивановской епархией – ноябр[ь] 1926 г. Написал одну резолюцию – назначил преподавателя Владимирского Дух[овного] Училища Мих[аила] Алекс[?] [фамилия нрзб.] на священническое место в г. Шую. Предложено добровольно уехать из епархии или прекратить управление церковными делами. Отказался оставить вверенную паству. На замечание: «Если виновен, – судите», – получен ответ: «Нам не выгодно вас судить» – декабрь 1926 [г.]

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Для предотвращения оттока верующих из обновленческого движения власти решили провести перерегистрацию общин и заключить новые договоры на пользование храмовыми помещениями. Для этого спешно формировались часто фиктивные обновленческие «пятидесятки», к-рым передавали церковные здания. Если в селах процессы перерегистрации проходили относительно мирно, то в городах возникали столкновения. Опираясь на помощь властей, обновленческое викариальное управление прибегало к силовому захвату городских церквей: Старокупеческой в янв. 1925 г., Симеоно-Агриппиновской в февр. 1925 г., Касперовской в мае 1925 г., а также к смене руководства общин, что вызывало конфликты. Церковная ситуация в Николаеве описана в жалобе рабочего-металлиста С. И. Шемета на имя председателя ЦИК М. И. Калинина от 1 июня 1925 г.: «...Новейшее явление в церковной жизни, под влияние которого попал было и народ, но разобравшись в гнусном обмане, часть священников возвратилась к православной Церкви по своей воле, другие же по воле народа, также попавшего в обман и пожелавшего молиться так, как подсказывает его свободная совесть». Шемет описал захват обновленцами Касперовской и Симеоновской церквей в Николаеве: «[В Касперовскую церковь] под охраной милиции против воли народа [получают назначение] темные личности, недостойные по своему прошлому звания священников. Подобный священник Емельян Яцкевич (так в документе, правильно: Яскевич.- Т. К.)... несмотря на вооруженную охрану, был выгнан 9 мая из Касперовской церкви... А на другой день, несмотря на протесты собравшегося народа, опять пытался войти в храм… 24 мая часть православного народа, до 200 человек, узнала, что живистам разрешено в Семеновской церкви общее собрание. Явившись в церковь, народ убедился, что живист священник Сергей Машкевич... на собрании служил при наличии не более 20 душ приверженцев, сидевших в церкви на скамьях. Собравшиеся женщины были возмущены этим, заставили живистов встать и спросили у них, зачем они собрались, на что было отвечено - «выбирать пятидесятку»... Вызванный Машкевичем милиционер попросил православных, не желающих вышеназванного священника, отделиться. Увидя, что православные по количеству превосходят живистов не менее, чем в 10 раз, он пошел сообщить об этом… своему начальству. Явившись снова, этот милиционер сказал народу: «Выгоните этого священника из церкви, заприте ее на ключи, держите у себя». Обрадованный народ запер еще и на другой замок, но к ужасу нашему в понедельник 26-го мая усиленная милиция, явившись к храму, отбила молотком замок, ввела под охраной Машкевича и стояла, пока он не кончил службы со своими единомышленниками» (Там же. Л. 7 об.- 8).

http://pravenc.ru/text/2565630.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010