Л. представлялся своими сторонниками как главный идеолог и вдохновитель создания УАПЦ. Часть исследователей, однако, считает, что не менее важную, а возможно, более значительную роль в организации и разработке идеологических принципов автокефалистского раскола сыграл Чеховский - идеолог т. н. украинского христианского социализма, воплощением идей к-рого, по его мнению, была УАПЦ. В статьях, публиковавшихся в автокефалистской печати, Л. по сути повторял идеи Чеховского, изложенные им в программной работе «За Церкву, Христову громаду, проти царства тьми» (К., 1922). Л. и Чеховский считали, что необходимо политизировать церковную жизнь в сторону «революционности» и церковного «советоправия», они ратовали за ограничение роли «епископата» УАПЦ за счет усиления полномочий «церковных рад». Как формальный глава УАПЦ, Л. имел очень ограниченные полномочия. Фактическими руководителями церковной орг-ции автокефалистов были глава ВПЦР Мороз (до 1924) и «благовестник» Чеховский, в тот период тесно связанные с ГПУ, а впоследствии репрессированные. Л. занимался организацией на Украине автокефалистских общин и руководил на местах захватами православных храмов. Первоначально советские власти содействовали УАПЦ, используя ее против Патриаршей Церкви. Тем не менее иногда прямые насильственные акции автокефалистов, провоцировавшие беспорядки, вызывали у властей негативную реакцию. В ночь на 5 февр. 1923 г. Л. был 1-й раз арестован в г. Богуслав (по др. данным - в с. Михайловка под Богуславом) по обвинению в организации захвата его сторонниками Вознесенского собора в г. Переяслав (ныне Переяслав-Хмельницкий) 2 янв. того же года. Его поместили в комендатуре богуславского отдела ГПУ, но уже 26 февр. выпустили на поруки ВПЦР. Уже через 2 дня после освобождения Л. снова принял участие в захвате автокефалистами храма в мест. Борисполь Полтавской губ. (ныне город Киевской обл.). Участвовал он в насильственных захватах храмов и в дальнейшем. В дек. 1925 г. в Харькове Л. был арестован 2-й раз. Его обвинили в «антисоветской переписке» с представителями УАПЦ в Зап. Европе - С. Шелухиным и Е. Бачинским. В янв. 1926 г. Л. был освобожден из тюрьмы.

http://pravenc.ru/text/2110536.html

С февр. 1925 г. среди рабочих железной дороги, связывающей горнодобывающие центры Меденосного пояса, куда колониальные власти свозили африканцев для отправки на рудники, начал проповедовать Томо Нийренда (1890-1926) из Ньясаленда. Вскоре он приобрел последователей - от Сев. Родезии до Бельгийского Конго. Сначала Нийренда придерживался традиц. учения «Общества Сторожевой башни»: основу его проповедей составляло хилиастическое учение об Армагеддоне - последней битве между добром и злом, когда Христос изгонит сатану и его слуг и живые и мертвые предстанут перед Божиим Судом; праведники будут наследниками райской жизни на земле. Идея о том, что в Судный день вернутся души предков, к-рым будет позволено участвовать в новом теократическом миропорядке, была близка африканцам, воспитанным в традиции культа предков. Нийренда считал, что массовые крещения означают победу над колдовством и вступление в новую эпоху, когда белое население и африканцы будут жить и работать в мире и согласии друг с другом. Однако вскоре Нийренда известил сторонников о том, что с Востока придет Мвана Лесо («сын Божий») и прогонит иноземцев на Запад. В дальнейшем он провозгласил себя «пророком» и «спасителем» и стал называться «сыном Божиим». С этого времени группы его сторонников действовали как орг-ции, независимые от «Общества Сторожевой башни». Самоназванием этих групп стал термин «китавала» - местный искаженный перевод англ. слова tower (башня). В 1925 г. Нийренда, известив паству о том, что он избран «отделить овец от козлищ», начал убивать идейных противников, обвиняя их в колдовстве. При участии местных вождей, желавших таким образом избавиться от конкурентов, погибло ок. 200 чел. В 1926 г. Нийренда и его пособники были повешены, но популярность движения, особенно в пров. Катанга в Бельгийском Конго, росла. В горнопромышленных поселках преимущественно с чернокожим населением, где регулярно возникали конфликты между местными жителями и европейцами, сторонники Нийренды восприняли его казнь как смерть за веру. Его последователи, убежденные в том, что истинной причиной казни Нийренды были не организованные им массовые убийства, а призывы к антиколониальной борьбе, развивали идеологию панафриканизма. В основу взглядов К. легли идеи М. Гарви, лозунг которого «Африка - для африканцев» использовался Нийрендой. В кон. 20-х гг. XX в. панафриканизм выразился в учении К., в призывах изгнать с территории Африки все иноземные религ. и политические организации, что позволило бы осуществить истинное правосудие Христа в Судный день.

http://pravenc.ru/text/1841137.html

31 окт.- 4 нояб. 1922 г. выездная сессия судебной коллегии повторно рассмотрела дело и признала В. и еще 11 священников виновными в том, что, «являясь членами иерархии православной церкви, занимая... должности в Томской епархии, использовали эту легальную организацию в целях свержения завоеванной пролетарской революцией власти рабоче-крестьянских советов и существующего на основании Конституции РСФСР рабоче-крестьянского правительства» (Там же. Л. 148/273 об.). В., архим. Ираклий (Попов) и неск. священников вновь были приговорены к расстрелу без права обжалования приговора. Сразу после оглашения приговора с особым мнением выступил член суда Т. Ф. Карелов, оспоривший решение суда. О приговоре телеграфировали в Верховный трибунал в Москву. В тот же день была получена ответная телеграмма за подписью секретаря ВЦИК А. Енукидзе с приказанием - исполнение приговора немедленно остановить, направить дело в Москву для рассмотрения. 2 дек. 1922 г. судебная коллегия Сибирского отд-ния Верховного трибунала рассматривала вопрос о возможности применения к приговоренным по «делу томских церковников» амнистии в связи с 5-летней годовщиной Октябрьской революции и решила к приговоренным к высшей мере наказания амнистии не применять. Решением Президиума ВЦИК от 2 марта 1923 г. высшая мера наказания В. и 2 др. осужденным была заменена 10 годами лишения свободы, через полгода срок сократили до 6 лет, в февр. 1924 г.- до 5 лет. По данным М. Е. Губонина , в 1924 г. В. числился епископом Нижнеудинским, однако известно, что в янв. 1925 г. архиерей находился в тюрьме в Иркутске ( Дамаскин (Орловский), игум. Житие мц. Татианы (Гримблит; 1903-1937)//Моск. ЕВ. 2003. 4-5). В. был освобожден досрочно, в марте 1925 г., после возведения в сан архиепископа назначен управляющим Омской епархии, к тому времени почти целиком перешедшей в обновленчество (за раскольниками числилось 111 приходов с 81 священником). В. начал объезжать приходы епархии, проповедуя и объясняя вред раскола. В результате активной деятельности архиерея в лоно Церкви ежемесячно возвращалось ок.

http://pravenc.ru/text/158540.html

1919 г. Богдо-гэгэн был низложен, независимость ликвидирована. Советская Россия поддерживала антикит. силы в М. и принимала на своей территории недовольных монг. беженцев. В июне 1920 г. была создана подпольная Монгольская народная партия (с 1925 - Монгольская народно-революционная партия (МНРП)). В авг. 1920 г. в М. вошел отряд белогвардейского ген. Р. Ф. Унгерна фон Штернберга, в февр. 1921 г. захвативший Ургу и восстановивший власть Богдо-гэгэна. В Кяхте было создано Временное народное правительство под рук. Сухэ-Батора, стремившегося освободить М. от белогвардейцев и китайцев. В мае-авг. 1921 г. Монгольская народная армия, возглавляемая Сухэ-Батором, при поддержке частей Красной Армии разбила силы Унгерна фон Штернберга. 6 июля 1921 г. Сухэ-Батор занял Ургу. 10 июля Временное народное правительство было реорганизовано в постоянное Народное правительство; Сухэ-Батор вошел в его состав, заняв пост военного министра. Формально была сохранена ограниченная монархия во главе с Богдо-гэгэном, который не имел реальной власти. Советская Россия признала новое правительство М., заключив с ним 5 нояб. 1921 г. соглашение об установлении дружественных отношений. После смерти Богдо-гэгэна 20 мая 1924 г. встала необходимость выбора для М. формы правления. Был созван первый Великий народный хурал (ВНХ), к-рый 26 нояб. 1924 г. провозгласил создание Монгольской Народной Республики (МНР) и в согласовании с Москвой утвердил ее конституцию. Основной закон ликвидировал частную собственность, лишил избирательных прав бывш. религ. и светскую элиту, объявил разделение религии и гос-ва. Столица Урга была переименована в Улан-Батор. В 1924 г. 3-й съезд МНРП провозгласил развитие МНР по социалистическому пути. В 1925 г. СССР вывел части Красной Армии из М. после ликвидации остатков белогвардейских отрядов. В 1928 г. в результате внутрипартийной борьбы в МНРП между социал-демократами и радикальными левыми к власти пришли последние, получив поддержку Коммунистического интернационала. Левые партийные лидеры приступили к политике активного строительства социализма, основным источником финансирования которой стал СССР.

http://pravenc.ru/text/2564110.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАДЕМИЯ НАУК (АН), высшее научное учреждение России. Проект указа имп. Петра I об основании АН был составлен 22 янв. 1724 г., 28 янв. 1724 г. последовал именной указ Сенату «Об учреждении Академии наук и художеств». Постановление об учреждении АН вышло 21 дек. 1725 г., торжественное открытие состоялось 27 дек. 1725 г. Первоначально называлась АН, с 1747 г.- имп. Академия наук и художеств, с 1803 г.- имп. АН, с 1836 г.- имп. С.-Петербургская АН, с февр. 1917 г.- Российская АН, с июля 1925 г.- АН СССР, с 21 нояб. 1991 г.- Российская АН. Первоначально АН состояла из 3 «классов» (отд-ний) - математики, физики и гуманитарных наук, к-рые подразделялись на кафедры. Академия наук (Кунсткамера). С.-Петербург. 1737 - 1744 гг. Академия наук (Кунсткамера). С.-Петербург. 1737 - 1744 гг. По своей структуре и направлению деятельности АН отличалась от западноевроп. академий: она создавалась как гос. учреждение, обеспечивавшее научно-техническое обслуживание потребностей гос-ва и соединявшее научно-исследовательские функции с обучением. Для подготовки научных кадров при АН были учреждены ун-т, состоявший из юридического, медицинского и философского фак-тов, и гимназия (существовала до 1805). Из-за недостатка средств и незначительного числа слушателей лекции в академическом ун-те читались с перерывами и к 1732 г. фактически прекратились; занятия возобновились в 1751 г., тогда же были введены экзамены, лучшие студенты по окончании ун-та переводились в адъюнкты АН; ун-т был закрыт в 1760 г. АН возглавлял президент, назначавшийся императором. В состав АН входили ординарные профессора-академики и адъюнкты, в 1726 г. введена должность экстраординарного академика. В первый состав АН вошли приглашенные иностранные ученые (всего 11, среди них: математики Л. Эйлер, братья И. и Д. Бернулли, натуралист И. Г. Гмелин, историк Г. Ф. Миллер ). АН имела физический кабинет, лабораторию, астрономическую обсерваторию, анатомический театр, типографию, граверную школу, оптическую мастерскую, инструментальную палату, б-ку и архив. В ее распоряжение была передана Кунсткамера. В 1748 г. М. В. Ломоносов создал первую химическую лабораторию.

http://pravenc.ru/text/63760.html

(англ., франц., лат.) языки (он владел 27 языками). 29 апр. 1925 г. он окончил ун-т со степенью магистра богословия и продолжил учебу на философском фак-те Боннского ун-та под рук. нем. ориенталиста проф. Х. Гуссена. Тогда же перевел на нем. язык Житие Георгия Агиорита, написал предисловие и комментарии к тексту. За короткое время подготовил и защитил 26 февр. 1926 г. дис. «История грузинского монашества от истоков до 1064 года: к вопросу об истории восточного монашества», получившую признание европ. ученых. 17 дек. 1927 г. Перадзе была присвоена ученая степень д-ра философских наук. В 1926-1927 гг. в Брюсселе он усовершенствовал свои знания вост. языков под рук. ориенталиста свящ. Пауля Пеетерса, посещал лекции в Лувенском католич. ун-те. С 1927 г. в Англии изучал груз. рукописи в фондах б-к Британского музея и Оксфордского ун-та. В июле того же года был назначен на должность приват-доцента Боннского ун-та, где преподавал груз. и арм. языки. К этому же периоду относятся первые публикации его трудов. Перадзе регулярно участвовал в международных конференциях и симпозиумах. В 1928 г., после зачитанного им на собрании ориенталистов в Бонне доклада, посвященного груз. филологии, ученым сообществом была вынесена резолюция о значительности груз. лит. наследия для мировой культуры и о необходимости преподавания груз. лит-ры в ун-тах Германии. В 1930 г., по окончании международной конференции в Вене, Перадзе нек-рое время изучал груз. рукописи в б-ке ун-та в Граце, в частности личную коллекцию австр. ученого Г. Шухардта. В том же году им были опубликованы следующие труды: «Die Probleme der georgischen Evangelienübersetzung»//ZNW. 1930. Bd. 29. H. 3-4. S. 304-309 (Проблемы груз. евангелического перевода); «Der Heilige Georg im Leben und in der Frommigkeit des georgischen Volkes: ein religionsgeschichtlicher»//Der Orient. 1930. Bd. 12. H. 2. S. 45-52 (Св. Георгий в жизни и верованиях груз. народа), «Das Mönchtum in der orientalischen Kirche»//Ibid. H. 3. S. 85-89 (Монашество в Вост.

http://pravenc.ru/text/166569.html

К. п. о. надеялась, что несение службы в Красной Армии одобрит и руководство баптистов, однако их XXV Всесоюзный съезд в дек. того же года не поддержал резолюцию о военной службе несмотря на сильное давление со стороны ОГПУ. Многих из делегатов съезда вызывали для бесед с Тучковым, а 6 из них были заключены в тюрьму. Потерпев неудачу, комиссия дала поручение ОГПУ проводить деятельность по расколу баптистов, используя предстоящие съезды региональных общин для создания организационного комитета по подготовке нового Всероссийского съезда, лояльного к требованиям властей. На проведение местных баптистских съездов комиссия предполагала выделить 10 тыс. червонцев. Подобная работа проводилась и в отношении других религ. течений. В результате резолюции об обязательности военной службы для своих последователей приняли V Всесоюзная конференция адвентистов седьмого дня (авг. 1924) и III Всесоюзный съезд молокан (февр. 1926). Их организация и проведение проходили под контролем ОГПУ. В дек. 1926 г. признать военную службу согласился и XXVI Всесоюзный съезд баптистов. К. п. о. отказывала в регистрации сектантским орг-циям, в уставе которых не содержалось положения о признании всех гос. повинностей, в т. ч. военной службы. Это положение было закреплено подготовленным комиссией постановлением ЦК ВКП(б) «О сектантстве» от 7 апр. 1927 г. Сектантские общины, замеченные в антивоенной пропаганде, распускались ОГПУ по указанию К. п. о. Комиссия использовала для ослабления сектантских орг-ций те же методы, к-рые применялись против правосл. Церкви. К. п. о. препятствовала попыткам объединения сектантских движений. 5 мая 1925 г. она поручила ОГПУ «подобных объединений не допускать». Одновременно проводилось поощрение новых внутренних разделений среди сектантов. Так, 1 окт. 1927 г. заслушав вопрос о новом течении в баптизме, комиссия признала существование 2 параллельных течений в баптизме целесообразным и разрешила новой группе издание журнала и проведение организационного съезда. В отличие от правосл. Церкви, сектантские объединения сохраняли в 20-х гг. возможность для достаточно широкой издательской деятельности, к-рая, однако, строго контролировалась. Разрешение на публикацию книги или журнала часто использовалось для оказания давления на руководство религ. объединения. В июне 1928 г. было решено сократить наполовину как количество религ. изданий, так и их тираж. В мае следующего года была принята рекомендация прекратить ввоз сектантской лит-ры из-за рубежа.

http://pravenc.ru/text/1841844.html

В антисоветское движение были вовлечены и рус. переселенцы, создавшие «крестьянскую армию» К. И. Монстрова. До 30-х гг. XX в. басмаческое движение боролось с советской властью и новыми порядками (обобществление всех сфер жизни общества, уничтожение института частной собственности, попрание религ. чувств киргиз. народа, массовое преследование инакомыслящих). Результатом такой политики стало бегство от 15 до 20% местного населения в Китай и Афганистан. 14 окт. 1924 г. в составе РСФСР была образована Кара-Киргизская автономная область, переименованная 25 мая 1925 г. в Киргизскую автономную область; 1 февр. 1926 г. она была преобразована в Киргизскую АССР. К. прошла через все преобразования советской эпохи - коллективизацию, индустриализацию, культурную революцию. Вместе с тем именно в советскую эпоху при помощи российских ученых киргизы обрели лит. норму киргиз. языка, с 1926 г. трижды изменявшего свой алфавит с араб. языка на латиницу, а в 1940 г.- на кириллицу. К этому времени была ликвидирована неграмотность и К. стала индустриально-аграрной республикой. Медицинские мероприятия, проведенные советской властью, способствовали стремительному росту рождаемости среди киргизов в XX в. В 30-х гг. XX в., во время сталинских репрессий, погибла половина членов республиканской партийной орг-ции ВКП(б). Большой урон был нанесен молодой национальной интеллигенции. 5 дек. 1936 г. статус К. в составе СССР был повышен до союзной республики. В годы Великой Отечественной войны в К. были эвакуированы мн. предприятия и культурные учреждения из Москвы, что способствовало дальнейшему развитию республики в послевоенный период. К. была также местом поселения депортированных народов - немцев, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, турок-месхетинцев. Политическая стабильность в стране была нарушена в 1990 г., когда в Оше произошли межнациональные столкновения между киргизами и узбеками. 27 окт. 1990 г. А. А. Акаев был избран Президентом Киргизской ССР. 31 июля 1991 г. парламент принял Декларацию о гос.

http://pravenc.ru/text/1840153.html

Значительный вклад в приобщение христиан к борьбе за независимость И. сделал Бхавани Чаран Банерджи, известный под именем Брахмабандхав Упадхьяя (1861-1907). 26 февр. 1891 г. он был крещен англикан. священником. В знак протеста против брит. колониального владычества он отказался от посещений церковных служб, а в сент. того же года в Карачи перешел в католичество. В 1902 г. Упадхьяя совершил путешествие в Европу, где читал лекции об индуизме, встречался с католич. иерархами. По возвращении в И. Упадхьяя продолжил антиколониальную борьбу, в 1907 г. был посажен в тюрьму по обвинению в подстрекательстве к мятежу. Через неск. дней после ареста он умер. В кон. XIX - нач. XX в. исследователи впервые обратились к проблеме взаимоотношений христиан (и христианства) и индийской нации. Упадхьяя был одним из первых индийцев, разрушивших «неразделимое целое», в виде которого воспринимались западная цивилизация и христианство. Другим человеком, внесшим значительный вклад в «национализацию» христианства, был Садху Сундар Сингх (1889-?), член сикхской общины, принявший христианство в 1905 г. Сингх считал, что проповедь христианства может быть успешной только в случае ее ведения на понятном верующим языке. В 1929 г. он отправился в миссионерскую поездку в Тибет. Дальнейшая его судьба неизвестна. В сер. XIX - 1-й пол. XX в. возникли Христианская ассоциация молодежи (1857), Всеиндийская конференция индийских христиан (1910), Студенческое христианское движение (1912), Молодежный христианский совет действия (1938) и др. Европ. миссионеры приветствовали создание ИНК в 1885 г. и призывали христиан вступать в него. Когда стала очевидна независимая от колониальных властей позиция ИНК, строившего идеологию с использованием элементов индуизма, мн. христиане перестали поддерживать ИНК. На позицию миссионеров повлияло решение, принятое властями Британской Индии после первой мировой войны, брать со всех миссионеров клятву о невмешательстве в политику, о подчинении властям и сотрудничестве с ними. Нек-рые миссионеры приняли активное участие в национальном движении: Ч. Ф. Эндрюс (1871-1940), друг М. Ганди, президент Всеиндийского конгресса профсоюзов в 1925 и 1927 гг.; Л. М. Шифф, секретарь Дж. Неру; Э. С. Джонс и др. Последний создал политическую концепцию «Царства Божия», в основе к-рой лежали идеи, заимствованные из доктрин протестантизма, индийского национализма и советского опыта построения социалистического общества (он посетил СССР в 1934). Ключевыми элементами концепции миссионера были освобождение, взаимодействие, социально-экономическая справедливость, равенство. Христианство в независимой И.

http://pravenc.ru/text/389577.html

29 янв. 1918 г. имущество Синода было конфисковано. После реорганизации архивного дела и создания Единого гос. архивного фонда 19 июля 1918 г. было образовано Петроградское отд-ние. З. возглавил 2-е отд-ние 4-й секции Петроградского отд-ния, объединившего все архивы духовного ведомства. Основу 2-го отд-ния составили бывш. архив и б-ка Синода. Под рук. З. в 1919-1922 гг. работали многие профессора Петроградской ДА после ее закрытия (И. Г. Айвазов , А. И. Бриллиантов , А. А. Бронзов , В. М. Верюжский , Н. Н. Глубоковский , И. А. Карабинов , прот. П. И. Лепорский , П. С. Смирнов , Б. В. Титлинов ). Благодаря деятельности этого отделения были спасены от гибели архивы и библиотеки Петроградских ДА и ДС, Александро-Невской лавры , Петроградской духовной консистории, Римско-католической коллегии, мн. с.-петербургских церквей и монастырей. На 1-й конференции архивных работников Петрограда З. председательствовал на одной из секций и выступал с докладом «Так называемый «секретный архив» 2-го отделения 4-й секции». Осенью 1925 г. З. был переведен на должность старшего архивиста, но продолжал работать во 2-м отд-нии Историко-культурной секции (название 4-й секции с 1923). В 1926 г. в ж. «Красный архив» была опубликована последняя работа З. В марте 1929 г. З. был арестован, после 4 месяцев тюремного заключения выслан в адм. порядке на 3 года, жил во Владимире, в Рыбинске, в Юрьеве-Польском, в Твери. В кон. дек. 1932 г. вернулся в Ленинград, но с введением единой паспортной системы был вынужден уехать на родину. Остался неопубликованным главный труд З.- «Биографический словарь иерархов РПЦ с введения на Руси христианства до 1918 г.». З. начал составлять словарь в 90-х гг. XIX в. и собирался закончить работу к 200-летнему юбилею Синода (февр. 1921). Наибольшую ценность представляют статьи об иерархах синодального периода, написанные на основе материалов архива Синода с привлечением «секретного архива» и содержащие большое количество сведений. По объему словарь существенно превзошел хронологические перечни рус. архиереев, издававшиеся Синодом до революции, словари Ю. В. Толстого , П. М. Строева , Н. Н. Дурново и др. Лишь словарь митр. Мануила (Лемешевского) содержит больше сведений и библиографических данных, при этом биографии у З. более точные. В качестве иллюстраций для словаря предполагалось использовать специально собранную коллекцию Киевского митр. Флавиана (Городецкого) : 4 альбома фотоснимков, в к-рые было включено ок. 740 портретов архиереев со времени учреждения Синода по 10-е гг. XX в. (в т. ч. фотографии с живописных портретов).

http://pravenc.ru/text/199679.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010