В LBAT 1419 записана непрерывная последовательность лунных затмений c 18-летними интервалами с 609/08 по 447/46 гг. до н.э. Первые записи, в которых, по-видимому, содержалась информация о затмениях, произошедших в сентябре 609 и марте 591 годов до н.э. – повреждены. Имена царей и годы их правления – неразборчивы. Зато следующие две записи ясно датированы в тексте царствованием Навуходоносора (слова в скобках были добавлены для прояснения смысла лаконичных фраз сообщения): 14-й (год), Навуходоносор, месяц VI, (затмение,) которое было пропущено [буквально – «прошло»] на восходе Солнца, … 32-й (год), Навуходоносор, месяц VI, (затмение,) которое было пропущено. За 35° (=35 УШ, т.е. 140 минут) до захода Солнца. Имя царя в оригинальном тексте записано как «Кудурри», что является сокращённой формой имени Набу-кудурри-усур – транслитерация аккадской формы Навуходоносор. Общепринятыми датами 14-го и 32-го года Навуходоносора являются 591/90 и 573/72 гг. до н.э., соответственно. Эти два записанные затмения, отстоящие по времени на один цикл сароса, оба произошли в 6 месяце (элул), который начался в августе или сентябре. Оба затмения были вычислены наперёд, и вавилоняне знали, что ни одно из них не будет видно в Вавилонии, т.к. первое затмение началось «на восходе Солнца», а второе – за 140 минут (35 УШ) «до захода Солнца». Таким образом, оба произошли в дневное время в Вавилонии. Современные вычисления подтверждают, что в 591 г. до н.э. затмение произошло 15 сентября и началось оно примерно в 6:00. А в 573 г. до н.э. затмение произошло 25 сентября пополудни. Таким образом, оба эти затмения очень хорошо соответствуют хронологии, установленной для Навуходоносора. В соответствии же с хронологией Общества Сторожевой Башни, оба эти затмения нужно искать на 20 лет раньше: в 611 и 593 годах соответственно. Но нет затмений, которые бы соответствовали описанию текста осенью хоть одного из тех лет. В следующей записи описывается следующее затмение в серии затмений, происходящих с периодичностью 18 лет. В ней приводятся такие подробности: Месяц VII, 13-е, через 17° на восточной стороне вся (Луна) была покрыта. 28° наибольшей фазы. Через 20° она прояснилась с востока на запад. Её затмение было красным. Позади огузка Овна она была затемнена. Во время начала – северный ветер дул, во время прояснения – западный ветер. За 55° до восхода Солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

Пастырская деятельность К. была нарушена гонением имп. Деция , который вскоре после вступления на рим. престол издал указ, повелевавший всем жителям империи вне зависимости от их вероисповедания принести жертвы богам о здравии нового императора и процветании гос-ва (см.: Euseb. Hist. eccl. VI 41; Lact. De mort. persecut. 4; Oros. Hist. adv. pag. VII 21). Когда 3 янв. 250 г. указ Деция стал известен в Карфагене, язычники потребовали схватить предстоятеля Карфагенской Церкви и бросить его на съедение львам ( Cypr. Carth. Ep. 59. 6; Pontius. Vita. 7). Однако по просьбе карфагенских христиан К., движимый заботой о своей пастве, укрылся в безопасном месте ( Cypr. Carth. Ep. 20. 1). Но и в изгнании он продолжал руководить своей Церковью через верных ему пресвитеров, регулярно посещавших его. Тем не менее бегство епископа вызвало недовольство части карфагенского клира, а противники К. получили новый повод для нападок на него. Кроме того, вскоре после мученической кончины 20 янв. 250 г. Римского еп. Фабиана пресвитеры и диаконы, управлявшие Церковью Рима до избрания нового предстоятеля, послали К. письмо, в котором уведомляли его о смерти своего епископа; к письму они приложили еще одно, в котором выражали недоумение по поводу бегства Карфагенского епископа (Ep. 8. 1). В ответном послании К. подробно объяснял мотивы своего поступка. Он приложил копии своих 13 посланий карфагенскому клиру, исповедникам и мирянам, чтобы доказать, что и в изгнании не оставлял пастырских обязанностей (Ep. 20. 2). В Карфагенской Церкви в это время возник раскол в результате самочинных действий нек-рых исповедников, противопоставивших свой авторитет власти епископа (см.: Болотов. Лекции. Т. 2. С. 375-380). В Карфагене издавна существовал обычай, согласно к-рому исповедник мог написать для кого-либо из отлученных от Церкви ходатайство для обращения к епископу, с тем чтобы епископ присоединил отпавшего к Церкви. Этот обычай был подтвержден Карфагенскими Соборами 255-256 гг. Воспользовавшись существовавшей традицией, исповедники в отсутствие К.

http://pravenc.ru/text/1684710.html

Следующая и последняя запись в LBAT 1417 датирована 16-м годом Кандалану. Описанное в тексте затмение было видно в Вавилонии и о нём сообщается несколько важных подробностей: (Год) 16 Кандалану, (месяц) симан, 5 месяцев, день 15; на 2 пальца (?) с северо-восточной стороны покрыта (?) На севере она стала яркой. Северный ветер [дул.] 20° – начало, максимальная фаза, [и прояснение.] Позади Антареса (α Скорпиона) [она была затемнена.] Как видно по вопросительным знакам и квадратным скобкам, текст местами немного повреждён, но сохранившейся информации в нём достаточно, чтоб распознать это затмение. Оно произошло на «15 день» месяца симан – третьего месяца, начавшегося в мае или июне. «2 пальца» означает, что оно было частичным, и лишь 2 из 12 частей Луны были затемнены. Общая продолжительность затмения составила 20°, т.е. 80 минут. Если 16-й год Кандалану начался 1 нисана 632 г. до н.э., что общепринято (сравни выше, подразделы А-2 и Б), то мы хотим удостовериться: действительно ли в третьем месяце того года было лунное затмение, соответствующее имеющемуся описанию очевидца? Современные расчёты показывают, что было. Согласно таблице затмений Лиу (Liu) и Фиала (Fiala), такое затмение произошло 23 мая 632 г. до н.э. в 23:51 и продлилось до 1:07 следующего дня. Это означает, что общая продолжительность составила 76 минут, что очень близко к сообщению текста. Согласно этой же таблице, наибольшая фаза затмения составила 0,114 единицы. Эти данные очень хорошо согласуются с древними записями. В хронологии Общества Сторожевой Башни, однако, это затмение должно было произойти на 20 лет раньше – в мае, июне или даже июле 652 года до н.э.. Да, 2 июля 652 года тоже было затмение, но в отличие от частичного, как записано в нашем тексте, оно было полным. А так как оно началось днём, в 15:00, его фазу в Вавилоне вообще не могли видеть. В общем же, в LBAT 1417 приводятся записи о 4 затмениях, идущих друг за другом через 18-летние интервалы (18 лет и примерно 11 дней), каждое из которых можно легко идентифицировать с затмениями 21 апреля 686, 2 мая 668, 13 мая 650 и 23 мая 632 гг. до н.э.. Эти четыре записи связаны вместе последовательными циклами сароса в единый образ явлений, который не подходит ни к одной другой последовательности лет (с 18летними интервалами – прим. переводчика) в VII веке до н.э.. Таким образом, оставшиеся три даты представляют собой абсолютные даты года восхождения на трон и 18-го года царя Шамаш-шум-акина, и 16-го года Кандалану соответственно. Попытки Общества Сторожевой Башни вставить 20 лет в нововавилонскую эру и сдвинуть, таким образом, царствование ранних царей по времени на 20 лет назад, ещё раз эффективно пресекаются вавилонской астрономической табличкой: на сей раз – текстом лунных затмений LBAT 1417. В-2: Табличка лунных затмений LBAT 1419

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

117 См.: Werner U. Pavel Florenskij «Ikonostas» im zeitgeschichtlichen Umkreis//P. Florenskij. Die Ikonostas. Stuttgart, 1988. S. 28. 121 В отечественной эстетике 20 в. эти и близкие к ним идеи были затем плодотворно развиты Л.С. Выготским, М.М. Бахтиным, Ю.М. Лотманом. 123 Об особой значимости концепции пространства в философии Флоренского см.: Хоружий С. С. Указ. соч. С. 188. Наиболее полно самим Флоренским проблемы художественного пространства и времени изложены в лекциях: Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993. Научно выверенное издание см.: Флоренский П. Собрание сочинений: Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М., 2000. 125 Антиномиями искусства и художественной формы подробно занимался в это время в Москве другой крупный мыслитель того времени младший современник Флоренского А.Ф. Лосев , работавший тогда профессором Московской консерватории и сотрудничавший и с искусствоведами. В 1927 г. он опубликовал важнейшую работу на эту тему – «Диалектика художественной формы», в которой подробно проанализировал систему антиномий искусства (подробнее см. гл. VII наст. изд.). 126 Сходными представлениями, как это на первый взгляд ни парадоксально, руководствовались представители ряда направлений искусства 20 в., далекие от понимания искусства как выразителя (или символа) духовных сущностей, в частности поп-арта. 127 Так, например, фундаментальный, глубоко продуманный курс лекций по теории композиции, в котором композиция также постоянно сопоставлялась с конструкцией, читал в 1921–1922 гг. В. Фаворский (см.: Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М.: Советский художник, 1988. С. 71–195). 128 Из контекста рассуждений Флоренского следует, что под «возрожденским» он имеет в виду не столько само искусство Возрождения (с его настенными росписями и живописью на доске), но прежде всего – взявшую тогда начало и развившуюся позже в Европе станковую живопись на холсте. 129

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Впрочем, считать этот трафарет во всех случаях лишенным реальной основы никак невозможно. Ясно, что какие-то путешествия были, что их было немало. Детали же трудно установить, да если бы мы их и установили, они едва ли дали бы нам что-нибудь принципиально новое. Важнее то, что делал Платон после этих своих путешествий. Все они приходились на 90-е годы и закончились (что не вызывает сомнения) его посещением Италии и Сицилии в 389-387 гг. до н.э. Об этом прямо повествует VII письмо Платона, признаваемое современной филологической критикой за подлинное, об этом же говорится и в биографии Диона у Плутарха. Первое пребывание Платона в Сицилии, во время которого он вступил в дружеские отношения с Дионом, ближайшим родственником сиракузского тирана Дионисия Старшего, чуть не окончилось для него трагически. Дионисий в результате каких-то придворных, а может быть и не только придворных, интриг был настолько разгневан на Платона, что велел спартанскому послу Поллиду не то убить Платона, не то продать его в рабство. Кажется, Платон действительно был привезен на остров Эгину для продажи в рабство, где его и купил киренец Анникерид за 20 или 30 мин, причем тут же отпустил на свободу. Передают, что друзья Платона хотели вернуть Анникериду эти 20 или 30 мин, но Анникерид от этого отказался, и Платон на эти деньги купил себе сад в афинском пригороде, называвшийся Академией (название было дано в честь местного героя Академа). По другим сведениям, Платон был выкуплен у спартанца Поллида известным пифагорейцем Архитом, который к тому же будто бы был учителем Платона. Вот тут-то (в начале 80-х годов) как будто и кончились ранние путешествия Платона, после чего Платон учредил в Академии свою собственную философскую школу, с которой он уже не расставался до самой смерти. Примечательно, что эта знаменитая платоновская Академия просуществовала в Афинах до самого конца античного мира, т.е. в течение почти 1000 лет, и была закрыта только императором Юстинианом в 529 г. Если попытаться собрать имена всех непосредственных учеников Платона по разным источникам, их можно будет назвать несколько десятков.

http://predanie.ru/book/219675-kommentar...

17:8–13. Вердикт на основании знамения. При отсутствии или недостаточном количестве вещественных доказательств решение могло быть вынесено при помощи знамений. Это означало, что истец должен был обратиться к священникам или левитам (17:9), в обязанности которых входило выяснение божественной воли. Методы гадания на древнем Ближнем Востоке включали исследование овечьей печени (гепатоскопию), толкование сновидений (некоторые вавилонские тексты содержат перечни сновидений и событий, которые они предвещают, – несчастные случаи, смерти, военные поражения или победы; см.: Дан. 2:9 ), наблюдение за необычными явлениями природы и составление астрологических таблиц (особенно в IX-VII вв. до н. э., в период господства Ассирийской империи). Как явствует из библейского текста, израильтяне использовали для выяснения божественной воли урим и туммим ( Исх. 28:30 ; Чис. 27:21 ), а пророки истолковывали голод, засуху и другие стихийные бедствия как возмездие Бога неверному народу ( Ам. 4:10– 12 ; Агг. 1:5–11 ). 17:14–20 Царь 17:14–20. Царь, избранный богом. Шумерский «Царский список», в котором перечислены цари, правившие с «допотопных» времен до окончания III династии Ура, начинается словами «Когда была ниспослана с небес царская власть». На протяжении всей древней истории в Месопотамии господствовало убеждение, что каждый правитель получает мандат на царствование непосредственно от богов. Так, Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.) в прологе к кодексу законов говорит о том, что Ану и Энлиль установили в Вавилоне «вечное царствование» и избрали его, Хаммурапи, царствовать на благо людям. Поэтому царь должен править мудро и справедливо, никогда не злоупотребляя своей властью и подчиняясь повелениям богов. Несколько иначе обстояло дело в Египте, где каждый фараон считался богом. 17:16. Приобретение коней. Поскольку лошади использовались главным образом для боевых колесниц и вооруженных всадников, приобретение большого количества лошадей свидетельствует либо об агрессивной внешней политике, либо о стремлении монарха произвести впечатление своим богатством и могуществом. Упоминание Египта указывает на зависимость Израиля от этого государства как союзника и поставщика лошадей для ведения войны ( Ис. 36:6–9 ). Подобные союзы оказались гибельными для Израиля и Иуды, и в конце периода царств решительно осуждались пророками ( Ис. 31:1–3 ; Мих.5:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

История равноправного положения сыновей Иакова, рожденных как от жен, так и от наложниц, также находит свое объяснение в Законах Хаммурапи : «Если человеку его супруга родила сыновей, и его рабыня родила ему сыновей и отец при жизни своей сказал сыновьям, к-рых ему родила рабыня: «Мои сыновья», и он их причислил к сыновьям супруги, то после того, как отец умрет, сыновья супруги и сыновья рабыни должны поровну поделиться имуществом в доме их отца». В текстах Алалаха уровня VII (ок. 1900-1780 гг. до Р. Х.) и IV (XV в. до. Р. Х.) упоминается, что отец мог отнять права первородства у старшего и найти наследника среди др. сыновей (ср. историю Манассии и Ефрема - Быт 48. 13-20 и рассказ о статусе Иосифа - Быт 48. 22). Находки в древней столице хеттов Хаттуасе (совр. Богазкёй, Турция) проливают свет на рассказ о покупке Авраамом пещеры Махпелах. Если бы Авраам купил только пещеру, тогда, согласно хеттским законам, расходы по содержанию, обработке и т. п. продолжал бы нести Ефрон. В том случае, если Авраам приобретал также и землю, на к-рой находилась пещера, все расходы ложились на нового владельца (23). Упоминание деревьев в договоре (23. 17) отражало обычай хеттов записывать точное число деревьев, растущих на продаваемой территории (англ. и нем. переводы древневост. текстов, имеющих отношение к повествованию в кн. Б., см.: Gressmann H. Altorientalische Texte zum AT. B., 19262, 1970; Pritchard J. B. Ancient Near Eastern Texts Relating to the Old Testament. Princeton, 19693; Jepsen A. Von Sinuhe bis Nebukadnezar: Dokum. aus der Umwelt des AT. B., 1975). Егип. реалии в повествовании об Иосифе также признаны мн. учеными и в общем подтверждаются археологическими открытиями. Возвышение пришельца-семита могло произойти в период правления гиксосов. Еще в XIX в. были найдены скарабеи с именами гиксосских правителей, носивших кроме егип. имени Уесер-Ра (возлюбленный Ра) семит.- Якеб-эль. Описание их столицы Авариса (егип. Раамсеса) совпадает с описаниями в конце кн. Б. и начале кн. Исход ( Василиадис . С. 102-105). Егип. надписи сохранили названия «виночерпий», «хлебодар» (ср.: 40. 2); напр., в гробницах чиновников перечисляются все должности, когда-либо ими занимаемые (напр., сановника Метена, кон. 3-й - нач. 4-й династии; надпись в Бени-Хасане в гробнице Хнумхотепа, сановника времен 12-й династии). Празднования дней рождений царей в Египте обычно сопровождались освобождением заключенных (40. 20). Описания отношений к азиат. полукочевникам (46. 34; 43. 32), 110 лет жизни Иосифа как символа счастливой жизни, бальзамирование Иакова и Иосифа служат свидетельствами того, что фоном повествования об Иосифе являлась егип. культура (подробнее см. ст. Иосиф ).

http://pravenc.ru/text/153739.html

В надписи на триумфальной стеле ок. 1210 г. фараон Мернептах восхваляет свою победу над городами и племенами Ханаана, в т. ч. и над Израилем. Т. к. Израиль изображен здесь иероглифом, обозначающим не страну, а народ, исследователи считают, что во времена Мернептаха процесс завоевания и заселения Ханаана еще не был завершен и событие исхода поэтому должно было произойти в середине эпохи Рамсеса II, возможно в последние годы его царствования или в начале правления его сына Мернептаха ( Donner. 1995). Большое значение для определения хронологии исхода имели археологические раскопки, в частности проведенные в 30-х гг. XX в. в Заиорданье под рук. Глюка. Тогда выяснилось, что гос-ва Эдом и Моав в том виде, как они описаны в Библии (Числ 20. 17-20), в XIII в. еще не существовали. Заиорданье, согласно выводам Глюка, не было заселено оседлым народом с XVIII до XIII в., а городские центры начинают возникать ок. IX-VIII вв.; в Юж. Заиорданье в период позднего бронзового - 1-й фазы раннего железного века (т. е. 1400-1200), за редким исключением, преобладали небольшие поселения земледельцев и кочевников. Раскопки в Эдоме показали, что относящиеся к железному веку Ароер, Восора (Боцра), Умм-эль-Бияра и др. были заселены только в VIII-VII вв. Не было найдено археологического подтверждения завоевания городов Заиорданья, описанного в Числ 21. 30,- Дивона (ныне Дибан) и Есевона (ныне Телль-Хисбан). Поэтому серьезное сопротивление кочевников (эдомитов и моавитян?) (ср.: Числ 21. 23-28) израильтяне могли здесь встретить только в XIII в. (ср.: Снигирев. 2007. С. 190). Археологи также выяснили, что ханаанские города в горах Иудеи подверглись внезапному разрушению приблизительно в XIII-XII вв., многие из них отождествляются с городами, взятыми при вторжении Иисусом Навином. Археологически подтверждается разрушение во 2-й пол. XIII в. Телля-Бейт-Мирсима, Лахиша , Вефиля и Асора (см. в статьях Иисуса Навина книга , Исход ). Датировка исхода сер. XV в. также обосновывается данными как письменных источников, так и археологических исследований. Если допустить, что царь Соломон, правивший 40 лет (3 Цар 11. 42), умер в 925 г. до Р. Х., то именно на сер. XV в. (точнее, согласно MT, на 1446) указывают слова 3 Цар 6. 1: «В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу». Число лет, прошедших от исхода до начала строительства храма, ряд исследователей интерпретируют как символическое. Однако это предание подтверждают слова судии Иеффая : «Израиль уже живет триста лет в Есевоне и в зависящих от него городах…» (Суд 11. 26). Иеффай в конце своего служения говорит, что израильтяне взяли эти моавские города уже давно (ок. 340 лет назад), еще до вторжения в Ханаан (Числ 21. 25-35); в случае ранней датировки исхода его правление приходится на нач. XII в., а в случае поздней - на сер. X в., т. е. уже на период царствования Соломона.

http://pravenc.ru/text/293912.html

9:2. Емаф в начале V в. до н. э. Название Емаф может относиться как к району, так и к городу. Он был расположен примерно в 130 милях к северу от Дамаска вблизи реки Оронт. Если это была в то время провинция, как полагают некоторые исследователи, то она, по всей видимости, занимала территорию между рекой Оронт и Средиземноморской областью. Археологических и литературных данных о Емафе в VI и V вв. до н. э. мало. 9:2. Тир и Сидон в начале V в. до н. э. Эти города были провинциями Финикии между рекой Литани и Средиземным морем. Хотя эти портовые города были важными целями в военных кампаниях Персии на западе, сведений о них на тот период немного. 9:5,6. Филистимские города в начале V в. до н. э. Территория древней Филистии в это время стала провинцией Азот. Газа служила плацдармом для военных операций Персии против Египта, а Аскалон был процветающим портовым городом. Раскопки в Азоте показывают, что это был весьма важный и богатый город в персидскую эпоху, но исторические документы дают о нем мало информации. 9:7. Кровь, запрещенная пища. Это свидетельствует об изменении законов питания в Филистии, которые стали ближе к иудейским законам. Израильтянам запрещалось есть мясо с кровью (см. коммент. к Лев. 17:11,12 ; существовали особые предписания относительно возможности употребления в пищу мяса тех или иных животных; см. коммент. к Лев. 11 ). 9:7. Екрон будет, как Иевусей. Иевусеи были коренными жителями в районе Иерусалима во время завоевания земли под водительством Иисуса Навина. Они продолжали осуществлять контроль над Иерусалимом в течение эпохи судей вплоть до завоевания Иерусалима Давидом. Есть несколько документальных свидетельств того, что они были ассимилированы израильскими племенами, а не уничтожены (см. коммент. ко 2Пар. 24:18 ). Экрон отождествляют с Телль-Микне в долине Сорек, примерно в 20 милях к юго-западу от Иерусалима и в 20 милях от Средиземного моря. Нижний город занимает площадь в 40 акров, курган имеет площадь десять, а акрополь два с половиной акра. Раскопки, произведенные в 1980-е гг., позволяют нарисовать общую картину этого города. Он был известен производством оливкового масла, и в нем было более ста заводов по его переработке. Надпись, найденная в пределах городища в 1966 г., которая датируется VII в. до н. э., представляет собой первый пример, позволяющий судить о филистимском диалекте западно-семитской языковой ветви с использованием финикийского письма. После того, как Навуходоносор разрушил Экрон в 603 г. до н. э., там было очень мало поселений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1526) армия венг. короля была разбита, Лайош II и все командующие войсками погибли. На венг. трон были избраны короли Фердинанд I Габсбург и Янош I Запойяи, к-рые фактически поделили страну между собой: зап. районы получили Габсбурги (Венгерское королевство), восточные - Запойяи (Трансильвания). В борьбе с Габсбургами Янош Запойяи заключил союз с турками (1528). К. пытался увещевать его, но безрезультатно; в 1529 г. папа отлучил Запойяи от Церкви. В мае 1529 г. турки вторглись в Венгрию. Одержав неск. побед, они подчинили Запойяи центральные и южные области страны. В июле 1529 г. Янош Запойяи принес присягу турецкому султану и был признан им королем Венгрии. Трансильвания стала самостоятельным княжеством под протекторатом Османской империи. При продвижении тур. войск к Вене папа, недавно выплативший огромный выкуп и освободившийся из заключения, не мог оказать помощь Фердинанду Габсбургу. В кон. мая 1529 г. К. назначил нунцием в Австрию Винченцо Пимпинеллу, еп. Россано, предоставив ему возможность отчуждать церковное имущество для военных нужд (булла от 27 авг. 1529). 27 сент. 1529 г. турки осадили Вену, но 14 окт., после неск. неудачных попыток взять город, им пришлось снять осаду. В июне-авг. 1530 г. папа выпустил ряд бреве, адресованных европейским государям, предложив им совместно собирать на военные нужды до 80 тыс. дукатов ежемесячно (планировалось, что император и франц. король выделят по 20 тыс. дукатов, англ. король - 10 тыс., папа Римский и кардиналы - 10 тыс., остальные 20 тыс. должны были дать правители Португалии, Шотландии и итал. гос-ва), однако все под разными предлогами отказались. Климент VII, папа Римский. Ок. 1533 г. Худож. С. дель Пьомбо (Пинакотека, Парма) В 1523-1524 гг. фламанд. теолог Альберт Пигге в составленной для К. записке о делах Московии отмечал важность союзнических отношений с московскими князьями в условиях тур. угрозы. Папа в послании от 25 мая 1524 г. хотя и писал вел. кн. Московскому Василию III только о «соединении» Церквей, не касаясь др.

http://pravenc.ru/text/1841391.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010