Ведущая роль в постепенном введении в 40-х гг. XVI в. в Церкви Англии новой формы богослужения принадлежала Т. Кранмеру (1489-1556), в 1533 г. ставшему архиепископом Кентерберийским. Кранмер, являвшийся убежденным сторонником протестант. Реформации, после опалы и казни Т. Кромвеля (ок. 1485-1540) был наиболее близким и доверенным советником кор. Генриха VIII по религ. вопросам и сохранил влияние при его преемнике кор. Эдуарде VI (1547-1553). Исполняя дипломатические поручения в континентальной Европе в нач. 30-х гг. XVI в., Кранмер имел возможность непосредственно познакомиться с различными литургическими реформами, осуществленными в европ. протестант. общинах. В частности, в 1532 г. в Нюрнберге он присутствовал на богослужениях, совершавшихся по чину, разработанному в 20-х гг. XVI в. М. Лютером (1483-1546). Значительное влияние на религиозные взгляды Кранмера оказало его знакомство с М. Буцером (1491-1551); Кранмер состоял с ним в постоянной переписке и был хорошо знаком с предложенными им вариантами реформирования богослужения. Кроме того, Кранмеру был известен англ. перевод нем. протестант. богослужебных текстов (A Simple and Religious Consultation of Us Herman by the Grace of God, Archbishop of Colone... L., 1547), подготовленных при участии Буцера и Ф. Меланхтона (1497-1560) архиеп. Кёльнским Г. фон Видом (1477-1552), который предпринял завершившуюся неудачей попытку реформирования церковной жизни в Кёльне (ср.: Cuming. 1983. P. 73). Наряду с этим Кранмер опирался и на католич. источники: при работе над новыми богослужебными текстами он использовал как традиц. богослужебные книги сарумского обряда, так и подготовленную испан. кард. Ф. де Киньонесом (ок. 1482-1540) по поручению папы Римского Климента VII новую редакцию католич. Бревиария (1-е изд.- 1535; 2-e изд., с исправлениями - 1536; см. в ст. Бревиарий ). В XIX в. исследователи обнаружили и опубликовали 2 рукописных проекта реформирования богослужения (написаны отчасти Кранмером, отчасти его секретарями), которые относятся к кон.

http://pravenc.ru/text/1841554.html

«для достижения внутренной молитвенной цели» 20 и «сердечные занятия» в 1834 г. 21 . Следует отметить, что общее содержание этого текста и отдельные выражения, в нем встречающиеся, во многом напоминают I рассказ странника, а название текста впоследствии определило краткое название рассказов странника. 4.2. 21–23 февраля 1851 г. АТ составил «Перечень жизни одного пустынника, относительно искания сердца для внутренней жизни и молитвы», содержащий краткие сведения о событиях в его молитвенной практике начиная с детского возраста, а также о составлении текстов, посвященных этой практике, который был дополнен в июне 1854 г. (Муз-9265. Л. 313–319 об.; публикация текста: Приложение III), а в январе 1854 г. был составлен более подробный «Перечень начала и хода занятия внутреннею молитвою», позднее дополненный сведениями о событиях, происшедших до весны 1859 г. включительно (Муз-9265. Л. 320–327 об.). Тексты автобиографических перечней 1834, 1851 и 1854 гг. во многом совпадают между собой при описании одних и тех же событий, однако более поздние перечни не являлись распространением текста предшествующих. Каждый из них восходил к общему источнику, обозначенному в перечне 1854 г., где для каждого случая указывался не только дата и возраст, как в первых двух перечнях, но и номер страницы некоего пространного «Жизнеописания», которое к весне 1859 г. содержало более 700 (!) страниц. Судя по содержанию выписок в перечнях 1851 и 1854 гг., этот необнаруженный текст должен был содержать регулярные записи АТ о состоянии и результатах его молитвенной практики. 4.3. К группе автобиографических текстов следует отнести VII письмо (составленное 9 августа 1852 г.), XXIII письмо (составленное 14 января 1857 г.) и XXVII письмо (составленное 27 августа 1858 г.), входящие в состав «Писем, содержащих убеждение к занятию внутреннею молитвою» (Муз-9561. Л. 15 об. – 19 об., 75–77 об., 87–104 об.; опубликовано по Опт-411: Троепольский. 2006: 475–477, 506–507, 513–519). Указанные три письма не только имеют несомненный автобиографический характер, но и содержат фрагменты текстов, совпадающие по содержанию с соответствующими фрагментами перечней 1834, 1851 и 1854 гг., причем в XXIII письме автобиографический «внутренний путь к молитвенной жизни» представлен в форме рассказа некоего пустынника, посетившего автора письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

Gassowska E., 1979, S. 122–127; Informator archeologiczny, 1977–1981. Животинское , Воронежская обл., Россия. На городище IX–X вв. обнаружена яма диаметром 80 и глубиной 60 см, в которой находились уголь, 23 астрагала с отверстиями, точильный камень, бронзовый котел, кувшин и горелое зерно. На городище найдены глиняные хлебцы. Винников А. З., 1990, с. 104. Зааринген , округ Бранденбург, Германия. Около курганного могильника VII–XII вв. находится круглая площадка (диаметром 20 м), окруженная кольцевым рвом шириной 2–3 м (рис. 6, 4). Hermann J., 1971, S. 259. Звенигород, Тернопольская обл., Украина. Городище Звенигород расположено на склоне холма правого берега Збруча около с. Крутилов. Исследования проводили Прикарпатская экспедиция ИА РАН, Тернопольский краеведческий музей в 1985, 1987,1988 гг. Открыто три капища, 15 культовых сооружений, 10 длинных наземных домов, сделаны разрезы валов и рвов, исследованы окрестные селища (рис. 27–64). Вал 1 перерезан траншеей в северо-восточной части около современной дороги. Ширина вала 8 м, высота 1,8 м. В основании его залегает слой золы и угля толщиной 15–20 см, содержащий керамику скифского времени. Он перекрыт каменной насыпью высотой 70 см и на ней спланирована ровная площадка, покрытая углем и содержащая лепные черепки пражской культуры VI–VII вв. Затем насыпан слой земли и камней толщиной 40 см и на его поверхности устроена горизонтальная площадка, покрытая слоем угля и золы мощностью до 30 см, содержащая черепки XII в. В шурфе, выкопанном во внешнем рву этого вала, обнаружена горизонтальная площадка, выложенная камнями и черепками XII в. Вал 2 перерезан траншеей на месте современной дороги. Ширина вала 9 м, высота 1,8 м. В основании вала на высоту 50 см лежат камни, перекрытые большими каменными плитами (длиной до 80, шириной 30–40 см) и горизонтальным слоем обожженной красной глины толщиной 30–50 см. В слое найден один черепок с чернолощеной поверхностью скифского времени. Верхняя часть вала насыпана из земли и камней. На поверхности вала расчищена на 8 м в длину горизонтальная площадка, покрытая каменной вымосткой и слоем угля. Здесь найдена керамика XII в. и многочисленные вещи. Во внешнем рву этого вала также выявлена горизонтальная площадка, мощенная камнем.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБД КУЛАЛЬ [араб.    ], знатный химьяритский род, в V-VII вв. исповедовавший христианство. Его предком-эпонимом был, очевидно, Абд Кулаль (‘bdkll-m) - автор позднесабейской надписи из Саны (CIH 6), датируемой 573 г. химьяритской эры (463 г. по Р. Х.); упоминание в ней «Милостивого [Бога]» (r hmn-n) типично для южноарав. «неопределенного монотеизма ». По преданию, род был обращен в христианство миссионером, прибывшим от Гассанидов из Сирии. Нет оснований говорить об арианстве А. К.; под его «изначальным (исконным) христианством» (ан-насранийа аль-ула) следует понимать скорее монофизитство. Члены рода играли заметную роль в политической жизни Химьяра , однако утверждения о захвате ими во 2-й пол. V в. царской власти и попытки отождествить их с реальными царями, известными по надписям, вызывают серьезные сомнения. В нач. 30-х гг. VII в. Абд Кулалиты обратились в ислам, а к нач. Х в. род пресекся. Ист.: Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari/Ed. M. J. de Goeje. Ser. 1. Lugd. Batav., 1879-1898. P. 881; CIH 6//CIS. Pars 4. P., 1889. T. 1. P. 15-19; Ibn Coteiba " s Handbuch der Geschichte/Hrsg. v. F. Wüstenfeld. Gött., 1850. S. 309; Ibn Saad. Biographien Muhammeds, seiner Gefährten und der später Träger des Islams bis zum Jahre 230 der Flucht. Bd. 1/2: Biographie Muhammed " s/Hrsg. v. E. Mittwoch und E. Sachau. Leiden, 1917. S. 32; Bd. 5: Biographien der Nachfolger in Medina/Hrsg. v. K. V. Zetterstéen. Leiden, 1905. S. 86-87; Ал-Х асан ал-Хамда   ни  . Кита  б ал-икли  л. Дж. 2/Тахки  к Мухаммад ал-Аква‘. Багдад, 1980. С. 327-328. Лит.: Ryckmans J. Le christianisme en Arabie du Sud préislamique//L " Oriente cristiano nella storia della civiltà: Atti del Conv. intern. (Roma, 31 marzo - 3 apr. 1963; Firenze, 4 apr. 1963). R., 1964. P. 428-429, 443-444; Пиотровский М. Б. Южная Аравия в раннее средневековье: Становление средневекового общества. М., 1985. С. 20, 92, 125-127, 145, 147, 150, 161-162. С. А. Французов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/62434.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ACC [греч. ρδβλθυοτεΑσσος, совр. Бехрамкале, Турция], портовый город в М. Азии на побережье Эгейского м., напротив о-ва Лесбос (выходцами с к-рого основан в VII в. до Р. Х.). В кон. VII в. до Р. Х. А.- самый крупный город Троады (12-15 тыс. чел.). В VI в. до Р. Х. его контролировали лидийцы, позже персы, но после побед над ними греков А. вновь обрел свободу (479 до Р. Х.). Взносы города в казну Афин позволяют оценить его население в V в. до Р. Х. в 4 тыс. чел. В 133 г. до Р. Х. А. был покорен римлянами, к-рые составили часть его населения. В качестве хорошо защищенного порта А. сохранял стратегическое значение до IV в. по Р. Х. Во время своего 3-го миссионерского путешествия ап. Павел , проделав ок. 30 км пути по суше из Троады, встретился в А. со спутниками, к-рые плыли морем (Деян 20. 13-14), чтобы затем отправиться с ними в Митилину. Возможно, ап. Павел беседовал с учениками по дороге в А., стремясь дать пастве последнее наставление по пути в Иерусалим. А. был связан с философской школой в Афинах. В 347-345 гг. до Р. Х. в А. преподавал Аристотель , приглашенный правителем А. и учеником Платона Гермеем. Здесь Аристотель начал работу над трактатом «Политика». В А. род. (ок. 331 до Р. Х.) и вырос Клеант, ставший после Зенона главой афинской школы стоиков, фраза из его «Гимна Зевсу» включена в знаменитую проповедь ап. Павла в Афинах (Деян 17. 28). Памятники архитектуры и археологии А. начал изучать с посл. трети XIX в. Американский археологический ин-т. С 1981 г. раскопки ведет археологическая служба Турции. Стены акрополя (IV в. до Р. Х.) являются наиболее сохранившимся фортификационным сооружением древнегреч. мира, храм Афины - самой значительной дорической постройкой в М. Азии. В городе, планировка к-рого следует неровностям скалистого рельефа, изучены общественные сооружения, а также некрополи (с архаической эпохи до позднерим. времени). Художественный стиль стои дорийско-иониийский, указывающий на влияние Пергамского царства (241-133 до Р. Х.) Визант. период представлен плохо, его памятники переработаны после тур. завоевания (мечети, возможно, поставлены на местах христ. храмов и включают их сполии). В тур. эпоху город вновь обрел военное значение, что отражено в его новом названии, к-рое переводится с тур. как Крепость Бехрама. Лит.: Yamauchi E. M. Assos//ABD. Vol. 1. P. 503 [Библиогр.]. Рубрики: Ключевые слова: АДАНА город в килийской долине, на р. Сейхан (древнее название – Сар), центр Одноименного вилайета в Турции АНАЗАРВ древний город в вост. части Киликии (юго-запад Малой Азии, близ совр. Агачлы, Турция), митрополия в сост. Антиохийского Патриархата АМАСТРИДА город (совр. Турция) на Юж. бер. Черного моря, визант. митрополия, ныне митрополия Вселенского Патриархата АМОРИЙ визант. город в центре М. Азии (совр. пос. Хисаркёй близ Эмирдага, Турция), митрополия Константинопольского Патриархата

http://pravenc.ru/text/76672.html

Почитание И. Ш. в Шартре, чуть позже и в еп-стве Бове, началось вскоре после его смерти, но оно не носило всеобщего характера. Дата канонизации неизвестна. Особо почитался регулярными канониками. В 1570 г. папа Пий V установил день поминовения И. Ш. для регулярных каноников 20 мая. В Шартрском еп-стве поминовение совершается также 23 дек. Сочинения В наст. время известно 25 проповедей И. Ш., многие из к-рых были произнесены на Соборах. В проповедях затрагиваются литургические и догматические вопросы. Сделанные из них выписки (эксцерпты) были широко распространены в средние века и оказали влияние на раннюю схоластику Ланской богословской школы. Сохранилось также ок. 300 посланий и грамот И. Ш., почти все они были написаны в период его пребывания на Шартрской кафедре. Эти документы являются главным источником сведений о жизни и деятельности И. Ш. В сохранившихся рукописях его послания нередко соседствуют с раннесхоластическими сочинениями Ланской школы (прежде всего Ансельма Ланского ). Для развития канонического права важное значение имеют 3 сборника И. Ш.: «Трехчастный свод» (Collectio Tripartita), Декрет (Decretum) и «Панормия» (Pan(n)ormia, или Liber decretorum). «Трехчастный свод» состоит из 2320 глав, распределенных по 3 частям (отсюда его условное название). Первые 2 части объединены в «собрание А», составленное предположительно в 1093-1094 гг., где в хронологическом порядке представлены подлинные и подложные декреталии от правления папы сщмч. Климента I (I в.) до понтификата Урбана II, каноны Соборов (до VII в.). В 3-ю ч., «собрание В», вошли выдержки из сочинений отцов Церкви, монашеских уставов, франк. картуляриев и др. правовых источников. Главными источниками для «собрания А» послужили сборники канонического права: Лжеисидоровы декреталии , «Collectio Britannica» (ок. 1090, Рим), «Четырехчастный свод» (восходящий к собранию Регинона Прюмского , IX в.) и «Collectio Hispana» (VII в.). Вероятно, скомпонованное позднее «собрание B» представляло собой сокращенный вариант Декрета И. Ш. Впосл. «Трехчастный свод» стал одним из основных источников Декрета Грациана (см. ст. Грациан , канонист).

http://pravenc.ru/text/Иво.html

2-я пол. XX в. оказалась для А. б. не менее напряженной в политико-религ. отношении. Борьба держав за влияние в Сиро-Палестинском регионе усилилась из-за противостояния между Израилем и араб. гос-вами. От решения вопросов древней истории часто зависела возможность построить систему национальной идеологии этих гос-в, обосновать права на расселение или контроль над территориями. Уже в 20-30-х гг. XX в. молодежные орг-ции евреев в Палестине требовали от молодых переселенцев участия в археологических работах, полагая, что прямой контакт с древностями станет одним из средств формирования самосознания нации. Позже израильские археологи создали собственную систему изучения «библейского прошлого» и ставили своей целью заполнить пробелы в истории «эпохи завоевания» Ханаана, формирования монотеизма, эпохи Второго храма и иудейских войн. Гос. поддержка помогла израильской археологии в 70-90-х гг. не только выдержать соперничество в полевых исследованиях, но и быстро создать обобщающие труды, реконструирующие ход исторического процесса в Сиро-Палестинском регионе в эпоху от бронзового века до Римской империи. Результаты открытий использовались в идеологической, политической и религ. борьбе. Однако уже в 80-х гг. нек-рые исследователи истории Др. Израиля заговорили о чрезмерной односторонности «израильской парадигмы» в исследованиях Св. земли. Ряд ученых (Ф. З. Дейвис, Т. Л. Томпсон, Н. П. Лемхе) обвинили их в «похищении истории», в попытке присвоить «наследие Палестины», принадлежащее палестинцам-мусульманам. Они исходят из того, что тексты ВЗ датируются не ранее времени персид. пленения или эпохи эллинизма и поэтому непригодны для реконструкции истории древнего Израиля. Традиц. А. б. обвиняют в неверных выводах относительно отсутствия городов в центре Палестины бронзового века, в невыработанности критериев для различия культур хананеев и евреев и даже в отсутствии археологических подтверждений существования хананеев, в невозможности существования гос-в Иудеи до VII в. до Р. Х. из-за ее слабой заселенности и др. Это вызвало реакцию со стороны младшего поколения учеников Олбрайта во главе с У. Девером, к-рые противопоставили отказу признавать древности раннего железного века «израилитскими» конкретные находки, такие, как надписи IX в. до Р. Х. из Дана (Сев. Израиль), где упомянут «дом Давида» и «царь Израильский», а также полиэтничность памятников Палестины эпохи железного века, относя их к разным культурам (Гезер - ханааниты, Избет-Сартах - протоизраилиты, Телль-Микна - филистимляне и т. д.). Перспективы взаимодействия археологии и библеистики

http://pravenc.ru/text/Археология ...

Тем не менее ближайший друг и ученик Исидора Браулион Са-рагосский считал «Дифференции» единым трактатом, написанным в двух книгах, на что указывает отрывок из так называемого Reno-tatio librorum divi Isidori – перечня или каталога произведений Исидора, составленного Браулионом. Этот отрывок дает повод исследователям, в числе которых крупнейший знаток творчества Исидора К. Кодоньер Мерино, говорить о композиционном единстве двух частей 9 . Кроме того, из приведенного выше отрывка из «Книги о знаменитых мужах» Ильдефонса видно, что автор обозначает словом liber практически все произведения Исидора, в частности «Сентенции» в 3 книгах и «Этимологии», где число книг равняется 20. Это заставляет предположить, что liber в данном случае обозначает произведение как таковое, и, следовательно, считать, что Исидор написал не два различных произведения, а один трактат в двух книгах. «Дифференции», вероятно, были написаны Исидором довольно рано, в 600 и 615 гг., так как они стоят первыми в списке трудов севильского епископа, составленном его почитателем и учеником Браулионом Сарагосским 10 . Между тем Браулион, насколько нам известно, перечислил произведения учителя в хронологическом порядке, во всяком случае «Этимологии», несомненно итоговый труд Исидора, стоят в списке последними. Кроме того, в некоторых рукописях «Дифференции» приписываются «молодому Исидору» (Isidorus Iunior), что также заставляет относить их к раннему периоду творчества епископа. К сожалению, у нас нет более надежных способов датировки трактата. Возможно также, что вторая книга была создана несколькими годами позже первой, конкретнее – около 610 г., как полагают М.С. Диас-и-Диас и М.А. Андрес Санс 11 . По их мнению, содержание второй книги указывает на то, что она писалась или редактировалась непосредственно до «Сентенций», в которых поднимаются те же вопросы. «Сентенции» же были созданы между 612 и 615 гг. Эта дата определяется местом трактата в перечне Браулиона, а также тем обстоятельством, что при работе над ним Исидор не использовал «Гомилии» Григория Великого , которые появились в библиотеке Севильи не ранее 619 г. Итак, датой создания первой книги принято считать конец VI – самое начало VII в., а второй – 610–615 гг. Содержание трактата и его источники

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

В предыдущей главе продолжительность нововавилонской эры была установлена семью разными линиями доказательств. Все они были основаны на древних вавилонских клинописных текстах, таких как хроники, списки царей, царские надписи и десятки тысяч экономических, административных и правовых документов времён нововавилонского периода. В этой главе было представлено ещё семь независимых доказательств. Все они основаны на древних вавилонских астрономических табличках, которые предоставили непрерывную цепочку абсолютных дат VII и VI веков до н.э. Эти тексты ещё и ещё раз подтвердили абсолютную хронологию событий нововавилонской эры: 1) Астрономический дневник VAT 4956. В дневнике VAT 4956 записано около 30 полностью подтверждённых при проверке астрономических положений небесных тел, наблюдавшихся в 37 году царствования Навуходоносора. Такая комбинация астрономических положений не повторится снова и за тысячи лет. Как следствие этому, все эти положения обнаружены только в одном году – 568/67 г. до н.э. Если это и есть 37-й год Навуходоносора, что указано в тексте таблички дважды, то 587/86 г. до н.э. должен быть его 18-м годом, в котором он опустошил Иерусалим. 2) Астрономический дневник BM 32313. BM 32313 – самый ранний дошедший до наших дней дневник. При помощи записанных в нём астрономических наблюдений учёные смогли установить дату сделанных в нём записей как 652/51 г. до н.э. А то историческое сообщение, которое в его тексте сопровождает астрономические наблюдения и в точности повторяется в вавилонской исторической табличке – хронике BM 86379, или «Хронике Акиту», – показывает, что все эти события произошли в 16-м году Шамаш-шум-укина. И тогда этот дневник зафиксирует его 20-летнее царствование на 667648 годы до н.э., 22-летнее царствование его преемника Кандалану – на 647–626 гг. до н.э., 21-летнее царствование Набопаласара – на 625–605 гг. до н.э. и 43-летнее царствование Навуходоносора – на 604–562 гг. до н.э.. Снова выходит, что 18-й год царствования Навуходоносора и разрушение Иерусалима произошли в 587/86 г. до н.э.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

По др. версии, падение Колхи в 20-30-х гг. VIII в. до Р. Х. стало следствием вторжения киммерийцев. Сохранились следы многочисленных пожарищ этого периода. В аккад. текстах ок. 714 г. до Р. Х. описана киммерийская «страна Гамир» в юж. части Центр. Закавказья. Происходили также вторжения скифов. Археологические памятники начиная с VII в. до Р. Х. представлены поселениями, разрушенными скифами, о чем свидетельствуют погребения со скифским оружием (железные мечи-акинаки, бронзовые и железные наконечники стрел, железные боевые топоры) и конской сбруей (удила и псалии). Нек-рые данные топонимики позволяют предположить, что часть скифов и киммерийцев осела в Закавказье, войдя в VI в. до Р. Х. в состав этнически пестрого объединения сасперов (область между Колхидой и Мидией и, возможно, сев. области Урарту). Г. Кавтарадзе, М. Инадзе, М. Пирцхалава Лит.: Sulimirski T. Scythian Antiquities in Western Asia//Artibus Asiae. 1954. N 17; Дьяконов И. М. История Мидии от древн. времен до кон. IV в. до н. э. М.; Л., 1956; Абрамишвили Р. М. К датировке памятников эпохи поздней бронзы и широкого освоения железа из Самтаврского могильника//Вестн. Гос. музея Грузии. Тбилиси, 1957. Т. 19-А, 21-Б; Меликишвили. К истории. 1959; Пиотровский Б. Б. Ванское царство. М., 1959; Погребова М. Н. Иран и Закавказье в раннем железном веке. М., 1977; она же. Закавказье и его связи с Передней Азией в скифское время. М., 1984; Лорткипанидзе О. Д. Наследие Древней Грузии. Тбилиси, 1988; Иванчик А. И. Киммерийцы: Древневост. цивилизации и степные кочевники в VIII-VII вв. до Р. Х. М., 1996; он же. Киммерийцы и скифы. М., 2001. (Степные народы Евразии; Т. 2). Колхида и Картли (Иверия) В VI в. до Р. Х. на месте исчезнувшей Кулхи (Юж. Колхида) на территории совр. Зап. Грузии сложилось крупное Колхидское царство. Его границы простирались от совр. Туапсе по р. Нигепсухо (древняя Лазика Арриана) до р. Апсар (совр. Чорохи). Античные источники и археологические материалы свидетельствуют о его могуществе и богатстве: Геродот ставит колхов (и восточногруз. племена сасперов) в один ряд с мидийцами и персами (1-я пол. VI в. до Р. Х.). Часть населения Колхиды попала в зависимость от древнеперсид. державы Ахеменидов; по словам Геродота, в V в. до Р. Х. колхи каждые 5 лет посылали в дар персам 100 юношей и 100 девушек, однако уже к концу века, как утверждает Ксенофонт, освободились от дани.

http://pravenc.ru/text/168205.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010