35 Моисей, не откладывая надолго, созвал всю общину израильтян и провозгласил: «Вот заповеди Господни, которые Он повелел вам исполнять: 2«Работой можно заниматься шесть дней, а день седьмой должен быть у вас святым, – это суббота, день священного покоя , он Господу посвящается. Каждый, кто станет работать в сей день, должен быть предан смерти. 3Даже огня нельзя зажигать в этот день, день субботний, ни в одном из жилищ ваших“». 4 И, продолжая обращаться ко всей общине израильтян, Моисей сказал: «Вот еще какой наказ дал вам Господь: 5«Из того, чем вы владеете, определите свое пожертвование для Господа. Каждый по доброй воле может пожертвовать Господу золото, серебро, медь, 6голубую, пурпурную и алую пряжу, лен и козью шерсть, 7красные шкуры бараньи и кожи тонкой выделки ; можно принести древесину акации; 8потребуется и елей для светильника, благовония для елея помазания и для ароматичных курений; 9камень оникс нужен и другие драгоценные камни, чтобы в соответствующей оправе их закрепить на эфоде или нагруднике. 10И пусть все умельцы среди вас соберутся и сделают всё, что повелел Господь: 11 Скинию сделают, ее покрывало шатровое и покрытия ее прочные, изготовят для Скинии все крючки и рамы ее, все шесты и столбы с основаниями для них, 12ковчег и к нему шесты, златой Покров примирения и завесу закрывающую, 13стол с шестами и всеми принадлежностями к нему, стол, на который будут класть хлебы перед Господом . 14Для освещения пусть сделают светильник, лампы к нему и другие принадлежности; пусть не забудут и про елей для светильника; 15нужно будет сделать жертвенник курения благоуханного и шесты для него; пусть приготовят елей помазания и ароматичное курение для Святилища, и полог, закрывающий вход в Скинию, 16и жертвенник для всесожжений с медной решеткой, с шестами и всякими прочими принадлежностями, а также сосуд для омовений и подставкой к нему. 17Двор Скинии должен быть огражден завесами на столбах с основаниями и с особой завесой, закрывающей вход во двор. 18Ко всему к этому добавьте еще колышки для Скинии и для двора, а также и веревки к ним. 19Нужно будет приготовить и искусной работы одежды а для служения во Святилище – для Аарона–священника и для сыновей его одежды, отличающиеся от обычных б, дабы носили они их при священнодействии“».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

10 Езекия призывает к себе, по кн. Пар. священников и левитов, и, обращаясь к ним, говорит: послушайте левиты. Из этого, между прочим, видно, что имя «левит», как имя колена, обнимало собою оба класса служителей Иеговы, не унижая одних и не возвышая других. 11 Приближение и священников и левитов выражено в тексте одним и тем же словом (Чис. 16и 9). 12 Синодальный перевод этих слов: служили охранением для сынов Израилевых слабо передаёт оттенок мысли подлинника. Славянский перевод: умилостивляти о сынах израилевых лучше выдерживает мысль текста. 13 Слова Элера, которому в новейшей литературе принадлежит честь раскрытия идеи ветхозаветного левитства. Theol. d.A.T.1. 313 и Art.Levi в R. Encykl. Herzog. 14 Некоторые из критиков настаивают на том, что по Второзаконию (10:8) избрание левитов, вопреки Чис. 1 и 3, произошло после смерти Аарона, почему они слова: в то время отделил Господь колено Левиино относят к избранию одних простых левитов. Но при чтении Втор. 10:1–11 всякому очевидно, что 6 и 7 ст. этой главы явно прерывают ход речи о событиях при Синае, почему некоторые из западных экзегетов признают их позднейшей вставкой (Ranke, Untersuchung. Über Pent. 11, 283; Oehler, Art.Levi в R.Encykl. VIII, 348). А при таком понимании, с которым невозможно не согласиться, избрание всего Левиина колена и по Второзаконию падает на время пребывания евреев при Синае, напоминанию о важнейших событиях которого посвящена вся эта глава. 15 Перевод этого места у Павского: и совершай всесожжения твои…но кровь других жертв твоих должна быть проливаема у жертвенника Иеговы…а мясо ешь (так и в Синодском) неудачен: привнесённое в текст слово других может давать тот ложный смысл этому месту, что как будто, по мысли законодателя, мясо всех других, кроме всесожжения, жертв, следов. и жертв за грехи и повинность, может употреблять сам жертвоприносящий, вопреки законам Левита 4; 6:17–23. Неверность эта произошла от привнесения слова «других», а это в свою очередь, вероятно, зависело от понимания , как в данном месте, так и в других, в общем, родовом смысле жертвы, между тем как это слово в Пятикнижии преимущественно означает жертву мира и употребляется вместо полного названия этой жертвы .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Я действительно знаю биографию отца, как свою собственную, вплоть до самых мелких интимных деталей. Отец родился в городе Кременчуге, в рождественский сочельник, 24 декабря 1881 года. Это было время, когда могущество деда достигло апогея. Он владел имениями в Кременчугском, Градижском и Лубенском уездах Полтавской губернии. Что касается Полтавского уезда, то там арендовали имения мой прадед и брат деда. Левитины держали в своих руках большое количество земельных угодий, среди них имения генералов Тучкова и Белявцева. Предводитель дворянства Агранович был в долгу как в шелку у деда, а полтавский губернатор, приезжая в Кременчуг, останавливался у бабушки, потому что это был лучший дом в городе. Главной резиденцией Левитиных было село Благодировка, где они жили в большом помещичьем доме. Там и проходило детство отца. Дико избалованный матерью, окруженный раболепными слугами, отец уже тогда обнаруживал необузданный нрав и невероятную вспыльчивость. С 8и лет он увлекался лошадьми: несмотря на категорические запреты деда, он вечно угонял лошадей; 12и лет он уже был великолепным наездником. Когда пришел гимназический возраст, бабушка переехала с сыном в город Лубны, где отец поступил в гимназию. Между тем дела деда пошли хуже. Он вошел в компанию с евреем Голосовкером (задумали строить завод) — и тот его ободрал как липку. Горячий, властный, по-детски простодушный, Илья Израилевич привык вести дела на честность — без векселей. Бедняге пришлось много и упорно трудиться, чтоб сохранить хоть часть имения. Жил он в имении один, без жены, которая находилась в Лубнах, при сыне. Да и сын не радовал. Избалованный, ленивый, он упорно не хотел учиться, вечно получал двойки, оставался на второй год. А с 16и лет начались романы — уродился он на редкость красивым. Все лубенские гимназистки были от него без ума. И он дарил их своей благосклонностью. Редкий приезд деда в Лубны обходился без скандалов. Оба вспыльчивые, легко впадающие в ярость, отец с сыном наскакивали друг на друга. Бабушка с плачем бросалась между ними. И только ее вмешательство украшало бурные страсти. Впоследствии, узнав, будучи студентом в Киеве, о смерти Ильи Израилевича, отец только пожал плечами и выругался, а приехав в Лубны, рыдал как безумный на могиле деда и всю жизнь, каждый день, утром и вечером, подолгу молился об упокоении его души. В этом весь отец — порывистый, страстный, экспансивный, не знающий ни в чем удержу.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

Иисус Христос называет Святого Духа иным, другим Утешителем, именно вместо Себя, так как Он и Сам был Утешитель; потому что пока Он находился с Своими учениками, то Сам был их Утешителем. Поэтому и Христос называется также παρκλητος – ходатай в 1Ин. 2:1 . В этих словах, с одной стороны, ясно выражается личность Святого Духа, а с другой ипостасное Его отличие от Отца и Сына (ср. Мф. 28:19 ). Если ниже посольство Святого Духа называется явлением или откровением Самого Иисуса Христа (ст. 21), пребыванием Отца и Сына в человеке, как в Своем жилище (ст. 23) и даже новым пришествием Иисуса Христа (ст. 18; ср. 16и далее), то это нисколько не противоречит сказанному выше. Ибо как Сын ничего не говорит и не делает Сам от Себя, но живет и действует чрез Отца и есть едино со Отцом; так и Святой Дух, посылаемый в мир Сыном и исходящий от Отца, действует в мире нераздельно с Ними. Иисус Христос обещает умолить Отца, чтобы Он послал Святого Духа; ибо Христос как Ходатай ( 1Ин. 2:1 ) наш выпрашивает нам у Отца всяк дар совершен, и без нашего сознания в своих грехах и примирения во Христе Дух Святой всегда был бы далеко от нас. В словах да будет с вами вовек подается нам утешительная уверенность, что это обетование относится не к одним апостолам, но и к истинным их последователям, так что, следовательно, доколе будет существовать мир, Утешитель будет пребывать в Своей Церкви. Этот Утешитель называется Духом истины, так как содействует восприятию людьми пребывающей во Христе истины. Но этого Духа истины не может принять в себя мир, то есть погрязшее во грехе человечество, потому что он не имеет никакой внутренней восприемлемости для принятия Его; потому что грех в существе своем есть ложь, а с ложью Дух истины не может обитать вместе. Грех помрачает и затемняет духовное зрение, так что обремененный грехами человек не может видеть и познавать, то есть умственно замечать пребывающего и действующего в глубине его души Святого Духа. В противоположность миру Господь говорит о Своих учениках, что они знают Духа, потому что Он в них пребывает и в них будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Святой апостол Павел, когда оказывали ему вопиющие несправедливости, долгом своим считал изъяснить неправду учрежденному начальству (Деян.16и 25:10–11), а архиерею (первосвященнику), велевшему его бить, отвечал с укоризной ( Деян.23 ). Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся ( Мф.5:42 ). Просящему у тебя дай, – говорит Иисус Христос в Нагорной беседе. Удовлетвори нужды ближнего, кто бы он ни был, – нужду как духовную, так и вещественную. Очевидно само собою, что дела милосердия и благотворительности не исключают условий и обстоятельств, когда просящему давать не только не полезно, но и вредно. Например, любовь к ближнему не позволит подать яд желающему лишить себя жизни. Быть милосердым всякий может – вот сущность заповедей Господа нашего Иисуса Христа. Не рублями, но и копейкой можно послужить другому; не хлебом – стаканом воды оказать одолжение; не делом – лаской, советом можешь утешить нуждающегося. И за это награда твоя от Господа, и награда иногда большая, нежели за пост и молитву. Любящий ответ на просьбу – средство богоугождения и спасения, для каждого, без исключения, доступное. Благотворительность столь ценна пред Богом, что в лице нуждающихся принимает ее от нас Сам Господь. Не внимающие голосу нуждающихся отказывают в милостыне самому Богу. И долг справедливости требует, чтобы «просящим давали». Мы и в храм Божий собираемся для того, чтобы просить себе милостей у Бога. Сколько прошений мы вознесли к Нему со словами: «Подай, Господи»! И Господь не оставляет нас милостью. Но спросите у своей совести, как сами вы отвечаете на просьбы других. А просящих Иисус Христос в Евангелии отождествляет с Собой: «когда Я алкал, вы накормили Меня, нагого одели Меня» ( Мф.25:35–36 )... Итак, что же мы уклонялись давать просящим? Нам – «подай, Господи», а Самому Господу отказываем – и как часто отказываем с грубостью, с презрением... Может быть, скажут: «Проситель большею частью сам от себя в нужде – от своей лености, от пьянства и т.п. Неужели и таким подавать? Не впрок пойдет им данное!» В таком случае постарайтесь, чтобы впрок пошло: присоедините к дару слово увещевания, участия сердечного. Человек – не камень: может, и опомнится, что недостойно человека быть навязчивым тому, кто в силах обойтись без сторонних даяний.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

    3) В притче о богатом и Лазаре (Лк. 16и далее) Авраам говорит страждущему во аде богачу, что если находящиеся в живых братья его не верят Моисею и пророкам, то они не поверят и тому, кто воскреснет из мёртвых. Как бы в подтверждение этого Иисус Христос действительно воскрешает Лазаря, чтобы убедить современников в Своей Божественности; но враги Его, при виде воскрешённого Лазаря, замышляют убить и Его и воскрешённого Им, и вовсе не убеждаются в Божественности Чудотворца.     4) Говоря о решении синедриона убить Иисуса Христа, Евангелист замечает, что Каиафа, высказавший мнение, что лучше пострадать одному человеку (Иисусу) за народ, чем погибнуть всем людям, явился невольным предсказателем смерти Иисуса Христа за Свой народ, потому что в тот год Каиафа был первосвященником. Обязанность же первосвященника была открывать народу волю Божию, и эта обязанность (или, лучше, право) принадлежала первосвященникам, каковы бы они ни были по своему характеру. Заговор синедриона. Вечеря в доме Симона прокаженнаго    (Мф. 26:1-13; Мк. 141-9; Лк. 22:1-2; Ин. 13:1-11).    Скрываясь от преследований врагов, Иисус Христос, впрочем, не думал избегать смерти; но как Агнец Божий, пришедший в мир взять на Себя грехи мира, Он только хотел предать Себя на заклание в тот день и час, когда закалался прообразовательный агнец, и когда всякий Иудей в своих чаяниях и мыслях должен был представлять принесение в жертву Мессии, прообразуемого агнцем. Раньше этого предопределённого времени Он не хотел допустить Своим врагам схватить Его. Когда же наступило время, Он не препятствовал первосвященникам в исполнении их преступного определения против Него.    Лицом, помогшим им в этом деле, является один из учеников Иисуса — Иуда Искариот. Снедаемый страстию сребролюбия и тайно удовлетворявший ей похищением части вметаемого в ковчежец на общую потребу всех учеников, этот лукавый ученик вздумал основать своё благосостояние на гнусном предательстве и решился продать или выдать своего Учителя за деньги искавшим Его членам синедриона, вероятно, разсчитывая, что великий Чудотворец сумеет избавиться от рук Своих гонителей, а сам Иуда воспользуется ценою проданного Мессии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

11 Тогда Аарон принялся умолять Моисея: «Господин мой! Прошу, не наказывай нас за грех, который мы в неразумии своем совершили. 12 Пусть же не уподобится Мариам мертворожденному, у которого при извержении из утробы матери тело наполовину истлело». 13 Моисей воззвал к Господу: «Боже, исцели ее!» 14На это так ответил Господь Моисею: «Если бы отец ее плюнул в лицо ей, разве не скрывалась бы она от стыда дней семь? Так пусть поживет она неделю вне стана, а потом ее можно будет принять». 15Вывели Мариам на семь дней за стан, и народ не снимался с места, пока она не вернулась. 16И только после того народ покинул Хацерот и направился в пустыню Паран. Двенадцать лазутчиков 13 Господь сказал Моисею: 2«Отправь людей, чтобы осмотрели они землю Ханаан а, которую даю Я сынам Израилевым. По одному человеку вы должны отправить от каждого из двенадцати колен б, по одному из их вождей». 3 И отправил Моисей, по велению Господа, из пустыни Паран глав сынов Израилевых. 4 И вот их имена: от колена Рувима – Шаммуа, сын Заккура; 5от колена Симеона – Шафат, сын Хори; 6от колена Иуды – Халев, сын Ефуннэ; 7от колена Иссахара – Игаль, сын Иосифа; 8от колена Ефрема – Осия, сын Навин; 9от колена Вениамина – Палти, сын Рафу; 10от колена Завулона – Гаддиэль, сын Соди; 11от колена Иосифа, то есть от колена Манассии, – Гадди, сын Суси; 12от колена Дана – Аммиэль, сын Гемалли; 13от колена Асира – Сетур, сын Михаэля; 14от колена Неффалима – Нахби, сын Вофси; 15от колена Гада – Геуэль, сын Махи. 16Таковы имена тех людей, которых отправил Моисей осмотреть землю. (А Осию, сына Навина, Моисей переименовал в Иисуса. ) 17Моисей поручил им осмотреть землю Ханаан и при этом сказал им: «Пройдя через Негев , поднимитесь в горы 18и осмотрите землю – какова она, и народ, живущий на ней, – силен он, слаб ли, малочислен или многочислен. 19Какова вообще земля, в которой он обитает, – хороша или плоха? Каковы города, в которых он живет, – обнесены ли они крепостными стенами или нет? 20Какова там почва – плодородна она или нет, растут ли там деревья? Будьте мужественны и принесите плодов той земли». (А это было время созревания первых плодов винограда.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Во-первых, в каком-то смысле «родом Божьим» являются все люди ( Деян.17:2829 ), так что «сыном» Божьим можно назвать даже Адама ( Лк.3:38 ). Кроме того, говоря о сути образа Божьего, мы убедились, что люди не были в буквальном смысле рождены Богом, а потому не являются в буквальном смысле Его потомством. Следовательно, мы не можем видеть в слове «сын» указание на то, что люди обладают одной природой с Богом. Во-вторых, Павел говорит о том, что мы стали сынами Божьими через «усыновление» ( Рим.8:15:23 ; Гал.4:5 ), каковой факт, естественно, означает, что мы не являемся «природными» детьми Бога. В-третьих, Иоанн, единственный библейский писатель, который называет христиан «рожденными» от Бога, сообщает нам и о том, что Иисус Христос – «единородный», то есть уникальный, единственный в своем роде 451 Сын Бога ( Ин.1:14:18; 3:16:18 ; 1Ин.4:9 ). По меньшей мере, это означает, что мы не являемся и никогда не будем сыновьями Божьими в том смысле, в котором Сыном Божьим является Христос. Господь Иисус очень четко отделял Свое сыновство от сыновства Своих последователей: называя Бога «Моим Отцом» и «вашим Отцом», Христос никогда не называл Его «нашим [общим] Отцом» (Мф.6Он лишь показывал ученикам, как должны молиться они). Например, после воскресения Он сказал: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин.20:17 ) 452 . В-четвертых, хотя в некоторых случаях слово «рожденный» действительно указывает на факт появления ребенка, обладающего родительской сущностью, так происходит далеко не всегда. Например, Иисуса Христа, Который во время Своей земной жизни уже был уникальным Сыном Божьим ( Лк.1:35; 3:22; 9:35 ; Ин.1:14; 3 :16и т. д.), Бог «родил», воскресив Его из мертвых ( Пс.2:7 ; см. также Деян.13:33 ; Евр.1:5 ). Как мы уже убедились, Иисус уже был Сыном Божьим в самом буквальном смысле этого слова, и Ему, вопреки утверждениям проповедников Веры, незачем было «рождаться вновь» в качестве Божьего Сына. Следовательно, слова «Я ныне родил Тебя» ( Пс.2:7 ) означают, что в тот момент Бог передо всем миром открыто и официально признал Христа Своим Сыном, воскресив Его из мертвых (см. Рим.1:4 ). Этот пример позволяет предположить, что Писание, говоря о «рождении» христиан от Бога, имеет в виду нечто иное, нежели воспроизведение в людях Его божественной природы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

Это возрастание верующих на земле происходит под непосредственным водительством Самого Господа Иисуса Христа и Духа Святого, и залогом этого водительства служит богоустановленная церковная иерархия и свв. таинства. Сам «Дух» Божий «разделяет властию коемуждо якоже хощет» церковно-иерархические служения 1Кор.12для управления верующими и для сообщения им благодати посредством свв. таинств, – и это высокое достоинство церковного пастырства вселяет в верующих твердую веру в то, что они ведутся пастырями Церкви правильным путем к небесному отечеству, что, следовательно, чрез пастырей их пасет Сам Пастыреначальник. Поэтому, не признавая богоучрежденной церковной иерархии, и, тщетно отыскивая ее для себя па небе, – ибо небесная Церковь также не признает своими отступников от Церкви земной. – и, не имея седмеричного числа таинств, церквеотступники становятся в безвыходное положение людей, отторгнутых и от истинной Церкви и от богоположенных в ней законов исторического существования. «Пусть еретики покажут происхождение своих церквей», заметим мы им словами Тертуллиана , «пусть развернут порядок своих епископов, восходящий чрез преемство от начала, так, чтобы первый епископ имел посредником и предшественником кого-либо из Апостолов, или апостольских мужей, обращавшихся, однако, с Апостолами» 346 . Высказанному требованию церквеотступники, как это само собою понятно, не удовлетворят до скончания века, и потому совершенно несправедливо называют свои общества Церковью. Таким образом, не в безусловном равенстве членов Церкви состоит её кафоличество, ибо этим разрушалось бы самое тело Христово, а в посильном для каждого члена созидании тела, и притом так, чтобы каждый во всей своей жизни стремился исполняться духом Христовым. Не даром Сам Спаситель требует от каждого, хотящего идти за Ним, взять крест свой Мф.10:38 ; 16и быть готовым на самые тяжёлые, лишения и страдания Мф.20:23. 26–28 ; Ин.13:5; 15:20 . Равным образом и поучению Апостолов мы должны постоянно распинать в себе «ветхого человека» и «носить в теле своем мертвость Господа Иисуса» Рим.6:6–8 ; 2Кор.4–10 для того, чтобы, по мере умножения в нас страданий Христовых, умножалось Христом и наше утешение 2Кор.1:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

В полемике с Сотирихом выясняются два основных сотериологических принципа, на которые опираются Николай Мефонский и Отцы Соборов 1156–1157 гг. Первый из них, фундаментальный принцип всякого православного учения о Домостроительстве спасения, состоит в следующем: всякое действование ( νργεια) Святой Единосущной и Нераздельной Троицы также едино и нераздельно. Если действует одна из Ипостасей Троицы, то в этом действии участвуют и две другие. Иными словами, не существует действий какой-либо Ипостаси, изолированных и совершенно независимых от действий других Ипостасей. Так, когда воплотился Сын, то Отец благоизволил, а Дух содействовал. Это не означает, как заключает Сотирих, что воплотился и Отец и Дух 203 , но что Они также соучаствовали в воплощении Сына Также, когда «Дух Святый сходит, то Отец и Сын везде соприсутствуют Ему, и соблагоизволяют и содействуют» 204 . Признание единого действия Святой Троицы является общим для Святых Отцов и проходит красной нитью через все византийское богословие. Для обоснования этого принципа можно найти немало указаний в Священном Писании . Так, в самом начале его говорится о едином действии Святой Троицы: В начале Бог (древнеевр. ’Elohiym – т. е. Святая Троица) сотворил небо и землю ( Быт. 1:1 ). В Предвечном Совете вся Святая Троица изрекает согласно: Сотворим человека и т. д. ( Быт. 1:26 ). В Новом Завете можно указать тексты: ; 16и многие другие. В них Спаситель говорит о единстве Своего действия с Отцом. Согласно учат и Святые Отцы. Святой Василий Великий выводит из этого положения единосущие Ипостасей: «Если же уразумеем, что действование Отца, Сына и Духа ничем не различается и не разнится, то по тождеству действования необходимо заключить о единстве естества Освящает, творит, просвещает, утешает, и все подобное производит одинаково Отец и Сын и Дух Святый» 205 . Особо говорит святой Василий Великий о едином домостроительном действии Святой Троицы: «Превысшее нас домостроительствуется силою Духа, так же как силою Отца и Сына». 206

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010