«Ты – Сын Мой Возлюбленный, на Тебе благоволение Мое». 12И тотчас Дух гонит Его в пустыню; 13и пробыл Он в пустыне сорок дней, принимая искушение от Сатаны. И был Он со зверями, и ангелы служили Ему. 14А после того, как Иоанн был схвачен, пришел Иисус в Галилею, возвещая Благовестие Божие 15и говоря, что срок исполнился и Царствие Божие совсем близко: «Покайтесь и веруйте в Благовестие!» 16И проходя по берегу Галилейского моря, увидел Он Симона и Симонова брата Андрея, закидывающих в море сети, потому что были они рыболовы. 17И сказал им Иисус: «Ступайте за Мною, и я сделаю так, что вы станете ловцами людей». 18И они тотчас, оставив сети, пошли за Ним. 19Он же, пройдя немного далее, увидел Иакова, сына Зеведея, и Иоанна, брата его, которые тоже были в лодке и чинили сети; 20и тотчас Он призвал их. И они, оставив своего отца Зеведея в лодке с работниками, ушли за Ним. 21И входят они в Капернаум. И тотчас, войдя в субботу в синагогу, Он стал учить. 22И они дивились поучениям Его; ибо Он учил их как тот, кто имеет власть, а не так, как книжники. 23И тотчас оказался у них синагоге человек, обуреваемый нечистым духом, и он вскричал: 24«Чего Ты хочешь от нас, Иисус Назарянин? Ты пришел на погибель нам! Знаю, кто Ты, Святой Божий!» 25И пригрозил ему Иисус, говоря: «Замолчи и выйди из него!» 26И сотрясши того человека судорогой, нечистый дух вышел из него с громким воплем. 27И все пришли в ужас и стали спрашивать друг у друга: «Что это такое? Неслыханное учение, со властью! И нечистым духам отдает повеления, и те слушаются Его!» 28И слух о Нем тотчас разошелся по всей округе Галилейской. 29И тотчас, выйдя из синагоги, Он с Иаковом и Иоанном пришел в дом Симона и Андрея. 30А теща Симона лежала в сильном жару, и Ему тотчас говорят про нее. 31И Он, подойдя и взяв ее за руку, поставил ее на ноги; и жар оставил ее, и она стала им служить. 32А ввечеру, когда зашло солнце, к Нему стали приносить всех больных и одержимых, 33и весь город собрался у дверей. 34И Он исцелил многих больных, страдавших разнообразными недугами, и многих бесов изгнал. И Он не дозволял бесам глаголать, ибо они знали, кто Он.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

«У некоего человека было два сына. 12И вот младший сын сказал отцу: «Отец, выдай мне ту долю семейного достатка, которая мне причитается!» А тот разделил между ними свое имущество. 13Через малое число дней младший сын, забрав все, уехал в дальнюю страну и там, ведя жизнь беспутную, промотал весь свой достаток. 14А когда он все истратил, в стране той случился сильный голод, и нужда стала для него чувствительна. 15Он пошел и нанялся к одному из обитателей страны той, и тот послал его на свои пастбища пасти свиней. 16И он рад был бы поесть досыта хоть рожков, какими кормились свиньи, но никто ему не позволял. 17И тогда он, придя в ум, сказал себе: «Сколько работников у моего отца получают еду в изобилии, а я тут погибаю с голоду! 18Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отец, я согрешил против Неба и против тебя; 19я уже недостоин называться твоим сыном, пусть я буду для тебя, как один из твоих работников!» 20И он встал и пошел к своему отцу. Еще издали увидел его отец, и сердечно сжалился над ним, и побежал навстречу, и кинулся ему на шею, и поцеловал его. 21А сын сказал ему: «Отец, я согрешил против Неба и против тебя; я уже недостоин называться твоим сыном!» 22Но отец сказал своим рабам: «Скорее несите сюда самую лучшую одежду и нарядите его, наденьте ему на руку перстень, а на ноги – обувь! 23Да возьмите из стада откормленного теленка и заколите, будем пировать и веселиться! 24Вот ведь, этот мой сын был мертв – и ожил, он пропадал – и нашелся!» И стали они веселиться. 25А старший его сын был в поле; подходя на обратном пути к дому, он услышал музыку и пляску, 26подозвал одного из рабов и спрашивал, что бы это значило. 27Тот сказал ему: «Это вернулся твой брат, и твой отец заколол откормленного теленка, на радостях, что нашел его в добром здравии». 28А он осерчал и не хотел входить; но отец, выйдя, стал его приглашать. 29И сказал он в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе, и никогда не ослушался веления твоего; и мне ты ни разу козленка не дал, чтобы я мог попировать с друзьями. 30А как вернулся этот твой сын, который проел твое имущество с блудницами,– для него ты заколол откормленного теленка!» 31Но тот сказал ему: «Чадо, ты всегда со мною, и все мое – твое; но надо было веселиться и ликовать, что этот твой брат был мертв и ожил, пропадал и нашелся " ».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

«Чего ты хочешь, чтобы Я сделал для тебя?» А тот сказал: «Господи, чтобы мне снова видеть!» 42И сказал ему Иисус: «Ты будешь видеть! Вера твоя спасла тебя». 43И он тотчас же снова стал видеть и последовал за Ним, славя Бога. И весь народ, видя это, благодарил Бога. 19 Войдя в Иерихон, проходил Он городом. 2И один человек, по имени Закхей, начальник мытарей и богач, 3хотел посмотреть, кто же это Иисус, но не мог из-за многолюдства, потому что был низкого роста; 4и вот он, забежав вперед, залез на смоковницу, чтобы посмотреть на Него, когда Он будет проходить мимо. 5Когда Иисус пришел на это место, Он поднял глаза Свои на него и сказал ему: «Закхей, слезай скорее! Мне надобно сегодня остановиться в твоем доме». 6И тот поспешно спустился и с радостью принял Его; 7и все, кто это видел, стали негодовать, рассуждая, что вот-де, к такому грешнику, и Он вошел под кров. 8А Закхей встал и сказал Господу: «Господи! Половину всего, что у меня есть, я отделяю для нищих, а что отнял вымогательством, возмещу вчетверо». 9И сказал ему Иисус: «Сегодня пришло спасение дому этому, потому что и этот человек – сын Авраамов. 10Ведь Сын Человеческий пришел, чтобы отыскать и спасти то, что пропало». 11Тем, кто слушал это, рассказал Он еще и притчу; ведь Он был в близости Иерусалима, и вот им казалось, что теперь-то Царство Божие явится незамедлительно. 12Итак, Он сказал: «Некий человек высокого рода отправился в дальнюю страну, чтобы получить царское достоинство, а после вернуться. 13И вот он, вызвав к себе десять своих слуг, раздал им десять мин и приказал: «Пустите их в оборот, пока я буду в отлучке», 14А его соотечественники не любили его, и они выслали за ним вслед посольство с поручением заявить: «Не желаем, чтобы этот сделался над нами царем!» 15И вот когда он возвратился, получив царское достоинство, велел он вызвать к себе тех слуг, которым дал деньги, чтобы узнать, кто сколько нажил. 16И пришел первый, и сказал: «Господин мой, твоя мина принесла десять мин». 17И тот сказал ему: «Похвально, ты хороший слуга; за то, что ты в малом деле показал себя верным, прими под начало десять городов!» 18И пришел второй, и сказал: «Твоя мина, господин мой, принесла пять мин».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

    6:27—29. В диалоге между Иисусом и народом обыгрывается понятие дело; в иудаизме подчеркивалась необходимость совершать праведные дела, но Иисус сосредоточивает внимание только на одном деле: вере в Него (еврейские учителя восхваляли Авраамово «дело» веры в Бога, но требование Иисуса более конкретно). Люди требуют от Иисуса «дела», что в данном случае означает «чуда» (ст. 30); такое же значение имеетиногда это понятие и в еврейской литературе. «Печать» (ст. 27) означает, что Бог удостоверяет личность Иисуса; ср. коммент. к 3:33.     6:30—59 Иисус как Новая Манна    Этот отрывок представляет собой традиционный еврейский мидраш, или толкование на Исх. 16и Пс. 77:24, который Иисус цитирует в Ин. 6:31. Иисус парафразирует, разъясняет и истолковывает библейский текст таким же образом, как это делали еврейские учителя, однако слушатели не понимают Его. Древние учителя иногда сознательно делали свои речи трудными для понимания, чтобы выявить из множества слушателей истинных последователей.     6:30,31. Люди по-прежнему хотят, чтобы Иисус действовал как новый Моисей, которого они ожидали, — на земном, политическом уровне. Многие евреи надеялись, что в грядущем мире обеспечение манной возобновится. Как и другие древние авторы, Иоанн вольно пересказывает имеющийся у него материал своими словами; народ ссылается здесь на Писание, как это делали раввины на диспутах(Исх. 16:4,15; ср.: Пс. 77:24; по-видимому, Иоанн знает и использует и древнееврейскую, и греческую версию этих текстов).     6:32,33. Одним из методов толкования текстов у евреев был такой: «Не читай этот текст так, как говорит х,но как у». Иисус говорит: «Не Моисей, а Бог дал этот хлеб». Его слушатели не могли этого не признать; именно так представил дарование манны Моисей (Исх. 16:4,15; ср.: Втор. 8:3). Подобно многим другим толкователям того времени (см., напр., Свитки Мертвого моря), Иисус старается применить библейский текст к существующей ситуации.     6:34. Они слушали Иисуса и воспринимали Его слова по-своему (ср.: 4:15), поэтому Он продолжает разъяснять дальше. Во всей древней литературе (Платон, раввины, романы и др.) непонятливость оппонентов или второстепенных персонажей часто использовалась как фон для усиления звучанияаргументов главного героя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

(д)  Рационалистическое введение более «естественного» представления о вещах. Ср. Песнь 8виногради дашя воню: в. д. вино, 1презре мя слнце: узре мя слнце, Мф. 13преплувъше придошя в земл33; генисареть: п. присташа в з. г., второе чтение из ркп. XIV в. (ГИМ, Увар. 269). Выражение мира сего ( Ин. 14:30 , 16и др.) в рукописи полного Евангелия-апракос XV в. (ГИМ, Воскр. 2) заменено на цьсарь мира сего. (е)  Гармонизация текста, т. е. приведение его в согласие с ближайшим контекстом или параллельными местами. Ср. Песнь 1лъбъжи мя: целуи мя(в стихе 8целую тя); 1пасеши: спиши (далее в этом же стихе почиваеши); 2зима преиде: зима приде (далее в этом же стихе дъждь отиде). (ж)  Унификация в духе библейской стилистики, например, прибавление начинательного союза и, добавление предлога к после глаголов речи и т. п. (з) Стилистическая нормализация лексического состава, вследствие чего, например, воня заменяется на благовоние, говение на благоговение, огород на оград, сапози на обутие и т. д. Примеры взяты из правки Песни в Острожской библии (см. Глава 5, § 15). § 2. Контроль над стабильностью текста Рассмотренные текстовые вариации отражают либо характер языковой нормы, как он представлен в определенной социальной среде в определенную эпоху, либо практику рационалистической критики текста (исправления по смыслу). Существовали, однако, и филологические приемы выработки «правильного» текста, основанные на сравнении разных источников. В свою очередь и они вели к расширению текстовой вариантности. Наличный славянский переводный текст при подготовке его к копированию мог сравниваться с иноязычным оригиналом. При такой сверке в него вносились исправления двух категорий: (1) одни приводили наличный славянский текст в согласие с особенностями нового иноязычного оригинала, (2) другие исправляли наличный славянский текст в соответствии с принятыми в данном случае переводческими принципами. Объем перемен, вносимых в текст при такой сверке, мог быть больше или меньше, это зависело от множества обстоятельств. Результат сверки можно характеризовать или как редактуру, или как новый перевод в зависимости от нашего понимания намерений редактора-переводчика. В целом филологическая проблематика при сверке готового текста с оригиналом может быть сведена к проблематике перевода (см. Главу 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

15, ср., в частности, «стеклянное море» в 15и 4:6). Тот параллелизм, который наблюдается между чашами и трубами (ср., напр., 16и слл. и др.), дал основание для теории «рекапитуляции». Но нельзя забывать, что, в плане Апк., в излиянии семи чаш совершается суд над Царством зверя (ср. 16:2, 10, 19 и, по контрасту, 15:2), и те муки, которые оно вызывает (ср. 16:9, 10—11, 21), могут быть понимаемы, как предвосхищение адских мук (ср. 14:9—11). В излиянии последней, седьмой, чаши (16:17—21), сопровождаемом космической катастрофой (ср. 11:19), совершается суд над Вавилоном. Поэтому отступление гл. 17 обращено не к будущему, а к прошлому. Суд над Вавилоном уже совершился, и образ блудницы, сидящей на семиголовом звере (17:3) на водах многих (ст. 1). должен дать понятие о блуднице уже после исполнения приговора. Мы имели случай коснуться этого образа и связать его в целом и в частностях с Римскою Империей. В символике Апк. блудница на звере главы 17 не может быть отделена от первого зверя главы 13. Мысль о суде над Вавилоном доминирует в образах гл. 18, тем самым, тесно связанных с излиянием седьмой чаши в гл. 16 (17—21). Небесный голос, призывающий к воздаянию (18и слл.) дает место плачу царей (стт. 9—10) и купцов (стт. 11—19) и веселию святых (ст. 20). Гл. 18 кончается символическим актом Ангела, заключающим приговор над Вавилоном (стт. 21—24). Небесное славословие 19:1—10 тоже связано с осуждением Вавилона. Оно переносит нас в Царство Славы и возвещает брак Агнца (ср. стт. 7—9), но в стт. 11—21 совершается явление Всадника на белом коне, Слова Божия (ст. 13), Царя Царей и Господа Господствующих (ст. 16), выходящего на последнюю брань. Из стт. 17—21 вытекает, что осуждение блудницы еще не означало поражения зверя и лжепророка (ср. стт. 19 и слл.). Упоминание царей в стт. 18 и слл. возвращает нас и к образам гл. 18 (ста. 9—10, ср. еще 17и слл.). Суд совершается с некоторою постепенностью. Но и эта победа Слова Божия не есть еще окончательное поражение зла. В гл. 20 после скования дракона (ср.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3485...

   В 12Апостол переходит к частностям. Он дает конкретные наставления, не думая о системе. Но все они объединены проникающим их духом любви. Они и поставлены под знак любви с первого же слова. В 13:1—7 Павел особо останавливается на обязанностях к властям. Павел был римский гражданин. Он ценил это звание (ср. Деян. 16и слл., 22и слл.). Мы помним, что он сам апеллировал к кесарю (Деян. 25:11). И Дееписатель Лука, его верный ученик, постоянно подчеркивал его лояльность по отношению к государственной власти (ср. Деян. 17:6-9, 18:12-17 и др.). К такой же лояльности он призывает и своих римских читателей. Для ап. Павла носители власти — служители Божии. Время, когда ап. Павел писал Римл., несомненно, благоприятствовало такой оценке римской государственной власти. Это было в начале правления Нерона (Quinquennium Neronis), когда императорская власть стояла на достаточной высоте. К концу века положение переменилось. Для Тайнозрителя в Апокалипсисе, Рим есть Вавилон, великая блудница (гл. 17), и память о Нероне дает материал для образа Зверя (13:18, 17:8—11). Но и в эпоху начавшихся гонений, ап. Петр призывал христиан оказывать послушание носителям власти (1 Петр. 2и слл.). Христианство никогда не призывало к политической или социальной революции. В 13:8—14 Павел подводит итог тем наставлениям, которые составляют первый отдел практического учения Римл. Он говорит о стимуле нравственного поведения, и опять особое ударение полагает на любви (стт. 8—10). Ст. 10 почти буквально повторяет Гал. 5:14.    Второй отдел в практическом учении Римл. всецело посвящен вопросу о немощных в вере (14—15:13). Явление, которое ап. Павел имеет в виду, до известной степени параллельно тому, которому посвящен отрывок 1 Кор. 8-10. Но идоложертвенное не упоминается. Отдельные члены Римской Церкви — немощные в вере, как их называет ап. Павел, — налагали на себя разные ограничения, преимущественно пищевые. Мы этого вопроса уже касались и высказали соображения, что с элементами иудейскими могли войти в сложное соприкосновение элементы языческие. В таком случае, мы имели бы дело с первыми проявлениями иудаистического гносиса. Как бы то ни было, практическое решение, которое предлагает ап. Павел, совпадает с тем, на котором он настаивает в 1 Кор. Его исходная точка есть свобода, которую он возводит, в согласии с общим учением Римл., к ее высшему догматическому основанию: вере. Он выражает этот общий принцип в отрицательной форме: «все, что не по вере, — грех» (ст. 23б). При этом ударение, переносится вовнутрь. Как и в Гал. (ср. 5:6; 6:15), внешнее — несущественно. «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (14:17). Но по любви к немощным сильные призываются, как и в 1 Кор., ограничивать себя в своей свободе. Это — главная тема отрывка, и последнее обоснование призыва есть ссылка на пример Христов, явленный Им в Его спасительном смирении (15:1—13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3485...

Аналогичный случай произошел в это время с моей знакомой в Самарканде, у которой за несколько дней до ареста какая-то дама спросила: «Извините, Вы не были в лагере?» (В Средней Азии очень много бывших лагерников). На это моя приятельница гордо ответила: «Этого не было и не могло быть!» Дама робко сказала «извините» и отошла. Быть может, этой даме принесло бы некоторое удовлетворение узнать, что моя приятельница, арестованная через 4 дня после этого разговора, провела 10 лет в лагерях и до самой смерти не смогла вернуться в нормальную колею. У нас был сосед по квартире, юрисконсульт Мюллер. Коренной петербуржец, стопроцентный советский человек, активный «деятель» местного домоуправления, общественник. Вдруг арестовали. Его теща и хорошая, милая девочка-дочка лет 16и были немедленно высланы. Тоже как в воду канул: где, когда умер, в каких лагерях, — ничего неизвестно. У отца был сослуживец Скворцов, известный ленинградский инженер, участник гражданской войны, награжденный орденом Красного знамени. То же самое. По России точно проходила эпидемия чумы или холеры; не разбирая, косила первых попавшихся людей, всех, кто попадет под руку. В это время ленинградское управление НКВД возглавлялось Заковским, циничным, наглым карьеристом, авантюристом, который хвастал тем, что был когда-то соратником Дзержинского. Помню одну его статью в «Ленинградской правде», прямо подстрекавшую к ложным доносам. В начале статьи этот «государственный деятель» давал советы простым людям о том, как должен поступить «советский человек». Он говорил: «Ты видишь — твой сосед живет не по средствам. Что сделает в таком случае обыватель? Посудачит с женой и забудет об этом. Но не так должен поступать советский человек: он должен немедленно сообщить об этом органам. Вот недавно мы получили заявление от одного рабочего, что ему подозрительна (хотя он и не имеет фактов) бухгалтер — дочь попа. Проверили: оказалось, что она враг народа. Поэтому не следует смущаться отсутствием фактов; наши органы проверят любое заявление, выяснят, разберутся». Надо сказать, что подобные призывы не пропадали даром: со всех сторон сыпались доносы; доносили враги, доносили друзья, доносили жены. Доносили из мести, из желания выслужиться, были и оболтусы, принимавшие всю эту газетную чепуху всерьез. Я знал одну студентку, в общем не плохую, но донельзя ограниченную девушку, которая, придя в кинотеатр, «усмотрела», что на поясном портрете Ворошилова, на ордене Ленина, виден полковничий погон (тогда еще в советской армии погон не было). Как она могла рассмотреть на поясном портрете, где орден был раз в пять меньше обычной величины, погон и определить, что он полковничий, — никому не известно. Она немедленно вызвала заведующего кино. Он побледнел как смерть, услышав такой сюрприз, и приказал немедленно снять портрет. Это случай эпизодический, но я знал нечто подобное в масштабах города.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

У Исаии так говорит Господь: «се, Аз полагаю во основание Сиону камень многоценен, избран, краеуголен, честен, во основание ему, и веруяй в онь не постыдится» ( Ис.28:16 ). В псалме 117: «камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла; от Господа бысть Сей и есть дивен во очесех наших. Сей день, егоже сотвори Господь; возрадуемся и возвеселимся в онь. О Господи, спаси же; о Господи; поспеши же. Благословен грядый во имя Господне» ( Пс.117:22–26 ). У Захарии: «се, Аз ввожду раба Моего Востока; заме камень, егоже дах пред лицем Иисусовым, на камени едином седмь очес суть» ( Зах.3:8–9 ). Также во Второзаконии: «и напишеши на камениих сих весь закон сей яве зело» ( Втор.27:8 ). И в книге Иисуса Навина: «и взя камень велий, и постави его под теревинфом, иже есть пред Господем. И рече Иисус к людем: се, камень сей будет вам в свидение; яко сей слыша вся глаголанная от Господа, елика глагола к вам днесь, и сей будет вам в свидение в последния дни, егда солжете Господеви Богу вашему» ( Нав.24:26–27 ). Тоже в книге Деяний Апостольских Петр говорит: «князи людстии и старцы Исраилевы, аще мы днесь истязуемы есмы о благодеянии человека немощна, о чесом сей спасеся, – разумно буди всем вам и всем людем Исраилевым, яко во имя Иисуса Христа Назореа, егоже вы распясте, егоже Бог воскреси от мертвых, о сем сей стоит пред вами здрав. Сей есть камень укоренный от вас зиждущих, бывый во главу угла и несть ни о единем же инем спасения; несть бо иного имене под небесем даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам» ( Деян.4:8–12 ). Он есть камень, послуживший Иакову возглавием (ибо глава мужа – Христос) в то время, когда тот спал и видел во сне лестницу, касающуюся неба, на которой утверждался Господь и по которой восходили и нисходили Ангелы (Быт.28и след.): Иаков освятил этот камень и возлил на него елей, таинством помазания знаменуя Христа. Он есть тот камень, на котором восседал Моисей, взошедши на верх холма, когда Иисус Навин сражался против Амалика (Исх.17и след.): таинством камня и твердостию сидения на нем Амалик побежден от Иисуса, то есть диавол побежден Христом. Он есть тот великий камень, на котором поставлен был кивот завета, отпущенный и возвращенный иноплеменниками и привезенный на колеснице волами (1Цар.16и след.): Он есть тот камень, которым Давид поразил чело Голиафа и убил его ( 1Цар.17:49 ), показывая, что диавол и слуги его низлагаются после поражения части головы, не имеющей на себе того знамения, которым мы пребываем всегда безопасны и живем. Он есть тот камень, который поставил Самуил, после победы Израиля над иноплеменниками, и назвал Авеннезер, то есть «камень помощи» ( 1Цар.7:12 ). XVII. Что этот камень обратится наконец в гору и наполнит всю землю

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Есть даже основание думать, что после Моисея и И. Навина недолго владело Манассиино колено селениями Иаировыми. По свидетельству Суд. 10:4 , судья Иаир владел 30 только городами в Галаадской земле, которые и получили от этого второго Иаира имя селений Иаировых, на основании чего и полагают 98 , что завоёванные первым Иаиром города были утрачены в смутное время судей и что только часть возвращённых судьёй Иаиром городов снова получила при нём, или благодаря ему сохранила на некоторое время, имя, под которым известны были у Израильтян все Васанские города. При такой непрочности владений Израильтян в Васане – этой самой пограничной области на восточной стороне за-иорданской страны – рассматриваемое выражение не только не подтверждает теории большей части критиков о происхождении Второзакония незадолго до вавилонского плена, но стоит в противоречии с этой гипотезой. Оно одно заставляет отнести Второзаконие к более раннему времени, когда галаадские города, носившие название селений Иаировых, не были ещё отняты гессурянами и сириянами, и когда замечание писателя Второзакония о сохранении этого названия могло действительно иметь значение. 2) Второй разряд 99 мест Пятикнижия, указывающих, по мнению критиков, на позднейшее его происхождение, составляют находящиеся здесь „исторические и археологические объяснения”. К этому разряду причисляются четырнадцать мест Пятикнижия, (именно по де-Ветте Шрадеру: Быт. 12:6 ; Быт. 13:7 ; Быт. 14:2, 7, 8, 17 ; Быт. 23:2 ; Быт. 35:19 ; Быт. 36:1, 31 ; Исх. 16и Втор. 3:5, 9, 11 ), которые и рассмотрим по порядку. Именно: В книге Бытия говорится: в земле сей тогда (жили) хананеи ( Быт. 12:6 ) и далее: и хананеи и ферезеи жили тогда в той земле ( Быт. 13:7 ). После того, как бытописатель дал уже понятие о ханаанской земле и её жителях, ( Быт. 10:18–19 ), настоящее замечание его о хананеях действительно „может показаться странным и неуместным” 100 . Поэтому одни из толкователей допускают здесь позднейшую вставку в текст Пятикнижия, сделанную уже после истребления израильтянами хананеев, а другие находят в этих словах один из признаков позднейшего писателя всего Пятикнижия.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010