Однако «не так подумал в сердце своем» царь ассирийский (10:7). Военные успехи высоко подняли его тщеславие и приписывая их своей мудрости и силе, он хотел поступить с Иерусалимом, как поступил «с царствами идольскими» (10:11; 37:20). Но Господь определил спасти город «ради Себя и ради Давида, раба Своего» (37:35; 38:5–6). При благочестивом царе Езекии Он не хотел погубить города. Он открыл чрез пророка Исаию, что надменный царь ассирийский «не войдет в город и возвратится тем же путем» в Ассирию, что Ассур падет, и «не от человеческого меча» (37:33, 31:8): Господь Сам жезлом Своим поразит Ассура (30:31). Напротив, горе постигнет тех, которые надеются на коней и колесницы Египта, к Господу же Саваофу, Святому Израилеву, не прибегают (31:1). Царство Божие не имеет нужды в помощи Египта, так как имеет в себе самом опору, непоколебимую ни для каких сил: «вот, Я полагаю в основание на Сионе, говорит Господь, камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный; верующие в него не постыдится» (28:16). – Впрочем, пророк провидел и то, что, хотя Ассур удалится, народ, все-таки, не обратится к Господу, и потому исполнится некогда возвещенное Господом при призвании пророка: «Господь удалит жителей земли сей, и она совершенно запустеет» (6:9–13). Только не Ассур отведет народ в плен, как ожидали современники: вместо него для наказания народа иудейского назначено «новое» (23:13) вавилонское царство, земля Халдеев (13–14, гл. «земля Немврода» – Мих.5:6; 4:10 ), которые поработят народ иудейский и отведут его в плен. Но за то и сам Вавилон падет от руки Мидян (13:17; 21:2). За полтора столетия до падения Вавилона пророк провозвестил уже, что Господь воздвигнет избавителей Сиона от плена вавилонского в лице Кира и мидян (44:28 и дал. 48:14...). Это народ, который «не ценит серебра и не пристрастен к золоту» (13:7); – он «положит конец всем стенаниям» (от Вавилона, 21:2), и находящийся в плену Израиль будет отпущен «не за выкуп и не за дары» (45:13). Все народы, теперь вооружившиеся на Сион (8:9–10; 18:3–4; 29:7; 34:1,...

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Мф. 14, 30). Затем, пока этот Петр еще будет говорить, произнося [слова]: «Господи! спаси меня», — тотчас же Слово прострет руку, предоставляя ему помощь, поддержит его, начавшего утопать, и упрекнет за маловерие и сомнение (ср. Мф. 14, 31). Впрочем, заметь, что Он не сказал: «неверный», — но: «маловерный» (Мф. 14, 31), — и что сказано: «зачем ты усомнился?» (Мф. 14, 31), обладая, стало быть, некоторой верой, но все же склонившись к ее противоположности. 7. И вслед за этим Иисус и Петр войдут в лодку, ветер утихнет, а те, кто находится в лодке, поняв, от каких опасностей были спасены, поклонятся [Ему] и скажут (ср. Мф. 14, 32–33) не просто: «Ты — Сын Божий», как [говорили] и двое бесноватых (ср. Мф. 8, 28–29), но: «истинно Ты Сын Божий» (Мф. 14, 33) - это говорят [именно] ученики, бывшие в лодке, ибо я не думаю, чтобы такое [когда- либо] сказали другие, а не ученики (λλους των μαθητων) . Когда же мы окажемся среди всех этих [обстоятельств], то, переправившись, прибудем в землю (ср. Мф. 14, 34), куда Иисус нам повелел отправиться прежде Его (ср. Мф. 14, 22). И, возможно, некая невыразимая и сокровенная тайна (τι πρρητον κα κεκρυμμνον μυστριον) , касающаяся спасенных Иисусом, раскрывается в [словах]: «и, узнав Его, жители того места», — очевидно, [места] на другой стороне, — «послали во всю окрестность ту», — окрестность [места] на другой стороне, [которая находится] не в самом этом месте, а вокруг него, — «и принесли к Нему всех больных» (Мф. 14, 35). В этом [месте] обрати внимание, что принесли к Нему не просто многих, но всех больных в той окрестности. Больные же, которых принесли к Нему, «просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его» (Мф. 14, 36), умоляя Его об этой милости, ибо они не были такими, как та женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подошедшая сзади и прикоснувшаяся к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею (ср. Мф. 9, 20–22), — заметь также в [словах] край одежды Его, — вследствие чего «тотчас течение крови у ней остановилось» (Лк. 8, 44). А эти [больные] из окрестности земли Геннисарет- ской, в которую, переправившись, прибыли Иисус и ученики Его (ср. Мф. 14, 34), не сами пришли к Иисусу, но были приведены теми, кто послал (ср. Мф. 14, 35) [за ними], так как они не могли прийти сами вследствие сильной болезни; и они не просто прикоснулись к краю [Его одежды], как страдавшая кровотечением [женщина], но сперва те, [кто их принес], просили [об этом] (παρακαλεσντων κενων) (ср. Мф. 14, 36). Впрочем, и среди них «которые прикоснулись, исцелились» (Мф. 14, 36). А есть ли какое различие между [выражением] «исцелились» (διεσθησαν) , использованным применительно к ним, и спасением (το σωθηναι) [женщины], — ведь страдавшей кровотечением было сказано: «вера твоя спасла (σσωκ) тебя» (Мф. 9, 22), — обдумай сам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Мф.14:31 ). Впрочем, заметь, что Он не сказал: «неверный», – но: «маловерный» ( Мф.14:31 ), – и что сказано: «зачем ты усомнился?» ( Мф.14:31 ), обладая, стало быть, некоторой верой, но всё же склонившись к её противоположности. 7 . И вслед за этим Иисус и Пётр войдут в лодку, ветер утихнет, а те, кто находится в лодке, поняв, от каких опасностей были спасены, поклонятся [Ему] и скажут (ср. Мф.14:32–33 ) не просто: «Ты – Сын Божий», как [говорили] и двое бесноватых (ср. Мф.8:28–29 ), но: «истинно Ты Сын Божий» ( Мф.14:33 ) – это говорят [именно] ученики, бывшие в лодке, ибо я не думаю, чтобы такое [когда-либо] сказали другие, а не ученики (λλους τν μαθητν) 131 . Когда же мы окажемся среди всех этих [обстоятельств], то, переправившись, прибудем в землю (ср. Мф.14:34 ), куда Иисус нам повелел отправиться прежде Его (ср. Мф.14:22 ). И, возможно, некая невыразимая и сокровенная тайна (τι πρρητον κα κεκρυμμνον μυστριον) 132 , касающаяся спасённых Иисусом, раскрывается в [словах]: «и, узнав Его, жители того места», – очевидно, [места] на другой стороне, – «послали во всю окрестность ту», – окрестность [места] на другой стороне, [которая находится] не в самом этом месте, а вокруг него, – «и принесли к Нему всех больных» ( Мф.14:35 ). В этом [месте] обрати внимание, что принесли к Нему не просто многих, но всех больных в той окрестности. Больные же, которых принесли к Нему, «просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его» ( Мф.14:36 ), умоляя Его об этой милости, ибо они не были такими, как та женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подошедшая сзади и прикоснувшаяся к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею (ср. Мф.9:20–22 ), – заметь также в [словах] край одежды Его, – вследствие чего «тотчас течение крови у ней остановилось» ( Лк.8:44 ). А эти [больные] из окрестности земли Геннисаретской, в которую, переправившись, прибыли Иисус и ученики Его (ср. Мф.14:34 ), не сами пришли к Иисусу, но были приведены теми, кто послал (ср. Мф.14:35 ) [за ними], так как они не могли прийти сами вследствие сильной болезни; и они не просто прикоснулись к краю [Его одежды], как страдавшая кровотечением [женщина], но сперва те, [кто их принёс], просили [об этом] (παρακαλεσντων κενων) 133 (ср. Мф.14:36 ). Впрочем, и среди них «которые прикоснулись, исцелились» ( Мф.14:36 ). А есть ли какое различие между [выражением] «исцелились» (διεσθησαν) 134 , использованным применительно к ним, и спасением (τ σωθναι) [женщины], – ведь страдавшей кровотечением было сказано: «вера твоя спасла (σσωκε) тебя» ( Мф.9:22 ), – обдумай сам.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых нномыслящими с Православной Церковью в вопросе о толковании Священного Писания Ин. 5:39 . «Исследуйте Писания: ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». Объяснение. Писание, читаемое без исследования, может возбуждать недоумения, и могут быть некоторые места толкуемы ошибочно: 2Пет.3:16 . Посему-то и требуется при чтении Писания руководство более сведущих учителей и пастырей Церкви: Тит.1:9 ; Деян.8:30–35 ; 2Пет.1:20–21 . Что в деле спасения необходимо не одно новозаветное, но и ветхозаветное Писание, об этом свидетельствуется: Ин.5:45–46:20:30 . 2Пет.3:16 . «Как он (апостол Павел) говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутверждённые, к собственной погибели, превращают, как и прочие Писания». Объяснение. Главная причина «неудобовразумительности» в Писании заключается в том, что разум Божий безмерно превосходит разум человеческий: Ис.55:8–9 ; 1Кор.3:19 ; поэтому люди, не усвоившие главных истин Христова учения, тем более не могут усвоить деталей этого учения: 1Кор.2:14 . Отсюда глубоко заблуждаются те, кто не признаёт необходимости руководства в деле спасения Священным Преданием, хранимым и передаваемым Церковью: 1Тим.3:15 ; 2Пет.1:19–20 ; Деян.8:30–31 ; 2Фес.2:15 . 1Ин.2:27–28 . «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. Итак, дети, пребывайте в Нём, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться перед Ним в пришествие Его». Объяснение. Эти слова нужно разуметь не в отношении к каждому члену Церкви порознь, так как в ней есть и дети, имеющие нужду в научении, дети, по возрасту и по знанию требующие наставления, вразумления и учения, для всего этого есть и должны быть в Церкви отцы, учители, воспитатели, пастыри духовные: Еф.4:11–12 ; Рим.10:14–15 . Не всякий и взрослый может понимать по надлежащему Писание: Деян.8:30–31 ; 2Пет.1:20 ; 1Кор.8:2 , потому что в нём есть нечто неудобовразумительное: 2Пет.3:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!    Об этом написано в девятой главе (27—34 ст.); найди там и подробное объяснение. Мф.20:31. Народ же прещаше има, да умолчита…,Народ же заставлял их молчать;    заставлял их молчать из уважения к Иисусу Христу, Которого они беспокоили. Мф.20:31. Она же паче вопияста, глаголюща: помилуй ны, Господи, Сыне Давидов.но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!    Обрати внимание на их настойчивость. Им будем подражать и мы, ослепленные душевно, и будем взывать к Нему от всего сердца. А если встретится с чьей-либо стороны препятствие, будем усиливать свою молитву, а не ослаблять, и, конечно, преклоним Его к себе, как и они. Мф.20:32-33. И востав Иисус возгласи я и рече: что хощета, да сотворю вама; Глаголаста Ему: Господи, да отверзетеся очи наши…,Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши.     «возгласи», т. е. подозвал. Зачем Он спрашивал их? Чтобы кто-нибудь не подумал, что они хотели получить одно, а Он дал им другое. Но почему не спросил о вере их? Потому что доказательством веры служил крик их, которого они не прекратили даже тогда, когда их заставляли молчать. Мф.20:34. Милосердовав же Иисус прикоснуся очию има: и абие прозреста има очи, и по Нем идоста.Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним.    Они были не только настойчивы, но и достойны, потому что последовали за Христом в благодарность за оказанное им благодеяние. Некоторые говорят, что об одном из этих двух слепцов, более известном и называвшемся Вартимеем, упомянули и Марк в десятой главе (46 ст.), и Лука в восемнадцатой главе (35 ст.) своего Евангелия; а о другом они умолчали, как о слуге первого, — подобно тому, как сказано в восьмой главе о двух бесноватых. В подтверждение этого мнения указывают на то, что слепцы эти одно и то же и сказали, и услышали, и одинаково последовали за Христом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Ис.29:13 . «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо мною есть изучение заповедей человеческих». Объяснение. Здесь разумеются предания старцев, – древних мужей, не согласные с Божественной истиной или учением: Тит.1:9 . Господь говорит книжникам и фарисеям – иудейским старцам: «преступаете» заповедь Божию... Мф.15:3:6 ; Мк.15:6 , но этим не отрицаются всякие наставления старцев и отцов: 2Ин.1:1 ; 3Ин.1:1 ; Ин.7:22 . Смешивать одно предание с другим нельзя, так как под именем Священного Предания разумеется Слово Божие: 1Фес.2:13 . Не всё то записано в Евангелии, что необходимо для нашего спасения Лк.9:11 . «Но народ, узнав, пошёл за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял». Объяснение. Здесь подтверждается, что далеко не всё записано евангелистами, чему учил Господь: Ин.20:30:21:25 ; очевидно, в беседе о Царствии Божием Господь многие такие наставления давал, которые впоследствии и другим людям передавались устно апостолами: 1Фес.2:13 . Ин. 20:31. «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». Объяснение. Что не вполне достаточно для спасения рода человеческого одного писанного, можно видеть и из предыдущего 30 стиха, и особенно из Ин.21:25 ; из этих мест видно, что далеко не всё то записано, что творил и чему учил Иисус; значит, этими словами не имелось в виду отвергнуть Священное Предание: 2Фес.3:6 , а лишь внушалось, что и тех чудес, которые описаны в Евангелии, достаточно для того, чтобы уверовать, что Иисус Христос есть воистину Сын Божий. По Преданию писал апостол Лука своё Евангелие: Лк.1:2–3 ; учили соблюдать и хранить Священное Предание прочие святые апостолы: 1Кор.11:2 ; 1Ин.2:24 . 2Ин.1:12 . «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна». Объяснение. Отсюда видно, что многое важное и полезное для утверждения в жизни христианской не заключено было апостолами в письмена: Деян.20:31 ; а что заключено туда, то заключено по нужде: 3Ин.13–14 ; при невозможности иного лучшего способа сообщения устного наставления. Это устное апостольское наставление и есть Предание, хранить которое настойчиво умоляет нас апостол Павел: 2Фес.3:6 ; 1Тим.6:20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В Числ 14. 22-23 Бог говорит израильтянам: «...все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их». Этот же мотив о том, что все израильтяне (за исключением Халева и Иисуса Навина), ушедшие вместе с М. из Египта, обречены за свое маловерие погибнуть в пустыне, звучит в ряде мест книг Второзаконие и Иисуса Навина. Запрет М. и Аарону входить в землю обетованную в Пятикнижии объясняется по-разному. В Числ 20. 12 Бог говорит М. и Аарону: «...за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему». Однако история, рассказанная непосредственно перед этим (о том, как М. вывел для ропщущих израильтян воду из скалы - Числ 20. 2-11), не поясняет, в чем именно заключалось неверие М. и Аарона. Догадки ранних комментаторов (Бог велел М. приказать скале дать воду, а М. вместо этого ударил жезлом по скале; или М. ударил дважды, как будто одного удара жезлом было недостаточно; или М. выразил свои сомнения, обратившись к народу в Числ 20. 10) не имеют обоснований. Возможно, текст Числ 20. 12 вообще не связан непосредственно с контекстом и эта история содержит лакуны ( Gray G. B. A Critical and Exegetical Comment. on Numbers. N. Y., 1903. P. 262). Иное объяснение дается во Втор 1. 37: Бог прогневался на М. за неверие израильтян в то, что они смогут завоевать землю обетованную; во Втор 3. 26 также говорится, что Бог гневался на М. не из-за его поступков, а из-за неверия израильтян. Нельзя, впрочем, исключить и того, что тема Божия гнева здесь вторична: М. и Аарон не фигурировали в преданиях о завоевании Палестины; данный мотив давал возможность объяснить, почему вождь и законодатель Израиля не вошел в землю обетованную (см. также: Coats G. W. Legendary Motifs In The Moses Death Reports//CBQ. 1977. Vol. 39. N 1. P. 34-44). Перед смертью М. провозгласил Иисуса Навина своим преемником (Втор 31. 1-8), обратил к народу прощальное пророческое слово, связанное с грядущими судьбами Израиля (Втор 31. 14-30; 32. 45-47), воспел победную Песнь (Втор 32. 1-44) и благословил колена Израилева (Втор 33). М. умер в возрасте 120 лет (Втор 34. 7), перед кончиной Господь показал ему с вершины горы Нево землю обетованную (Втор 34. 1-4). Бог Сам позаботился о погребении М., и место его захоронения осталось неизвестным (Втор 34. 7). В течение 30 дней народ оплакивал своего вождя и законодателя (Втор 34. 8). М. в других книгах Ветхого Завета

http://pravenc.ru/text/2563952.html

Отныне прощение грехов сосредоточено в их руках. Они судьи, уполномоченные Богом. От их решения зависит участь человека в вечности. Они приняли «Духа истины», благодаря чему их решения предопределяет Св. Дух 237 . Это поручение является осуществлением обетования Прощальной беседы: «Утешитель придет к вам... И придя, Он явит миру его заблуждение о грехе и о праведности и о суде» (16:7 – 8) – и завершает темы суда и греха в Евангелии от Иоанна. В отличие от книги Деяний св. апостолов, у евангелиста Иоанна Вознесение и сообщение Св. Духа ученикам происходит в первый день Воскресения, а не спустя сорок и пятьдесят дней. Не случайно евангелист говорит о первом дне недели (20:19). Для него это начало нового творения. Воскресший Христос сообщает человеку новую жизнь. Дуновение Иисуса Христа напоминает, как в книге Бытия Адам «стал душею живою» благодаря дыханию жизни, которое «вдунул в лице его» Бог ( Быт 2:7 ). Уверение Фомы «Ф ома же, один из Двенадцати, называемый Близнец, не был с ними, когда приходил Иисус» ( Ин 20:24 ). Отсутствис Фомы никак не объясняется 238 . То, что Иисус прошел сквозь закрытые двери, даёт Фоме повод усомниться в реальности увиденного апостолами 239 . Он хочет удостовериться, что это действительно была плоть Распятого: «...если не увижу на руках Его следа от гвоздей и не вложу пальца моего вместо гвоздей и не вложу руки моей в бок Его, никак не поверю» (20:26). Впоследствии пробитые гвоздями руки подтверждают Его страдания, а рана в боку – подлинность Его смерти. «И через восемь дней снова были ученики в доме, и Фома с ними. Приходит Иисус, когда двери были затворены; и стал посредине и сказал: мир вам!» (20:26). А затем приглашает Фому убедиться в подлинности ран на Его теле: «...дай палец твой сюда и посмотри на руки Мои, и дай руку твою и вложи в бок Мой, и не будь неверующим, но верующим» (20:27). Евангелист не говорит, что Фома решился исполнить своё намерение. Всеведения Иисуса Христа оказалось достаточно, чтобы он поверил: «Ответил Фома и сказал Ему: Господь мой и Бог мой!» (20:28). Это самое высокое наименование Иисуса Христа на страницах четырёх Евангелий. Исповедание Фомы напоминает начальные строки пролога, где говорится, что Слово было Богом (1:1). Цель составления Евангелия «Говорит ему Иисус: ты потому уверовал, что увидел Меня. Блаженны не видевшие и поверившие» (20:29). Эти слова Иисуса Христа звучат как обращение к читателям Евангелия. Поэтому в заключение этого эпизода Иоанн открывает доктринальный замысел своего труда – привести его читателей к вере: « Много и других знамений сотворил Иисус перед учениками Своими, о которых не написано в книге этой. Об этих же написано, чтобы вы веровали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и чтобы, веруя, имели жизнь во имя Его» (20:3031). Книга Иоанна посвящена осмыслению знамений, и Воскресение стало последним из них. Виденье и вера

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Книжникам и фарисеям, которые присутствовали при этом и искали повода обвинить Его, сказал: «Я не пришел нарушить закон или пророков, но исполнить ( Мф.5:17 )». Но исполнение потребно там, где есть недостаток. И каково должно быть исполнение, (сие) показывает, говоря: «вот, восходим мы в Иерусалим, и исполнится все, что написано обо Мне ( Лк.18:31 )». А о недостатках сказал: «древнее прошло ( 2Кор.15:17 )». Тем же, кои крещены в то, что совершенно, и погружены были в то, что превосходнее, и обновлены посредством того, что изобильнее, говорит: «скорее небо и земля прейдут, нежели пропадет одна черта из закона ( Лк.16:17 )», и: «всякий, – говорит, – кто нарушит одну из заповедей ( Мф.5:19 )», то есть, нового завета. «Кто ударяет тебя в (одну) щеку, обрати ему и другую ( Мф.5:39 )». Сим утверждает, что то (сказанное древним) изречение: «удар за удар (ср. —87— Исх.21:25; 24:19:20 )» несовершенно, поскольку то, что совершенно и истинно, установил во дни благодати, говоря: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не можете войти в царство небесное ( Мф.5:20 )». Итак, тем сказано было: «не убивай ( Исх.20:13 )», вам же: «не гневайся ( Мф.5:22 )»; тем: «не прелюбодействуй ( Исх.20:14 )», а вам: «не вожделей ( Мф.5:28 )», там «зуб за зуб ( Исх.21:24 ; Лев. 24:20 ; Втор.19:21 )», а здесь: «кто ударяет тебя в щеку, обрати к нему и другую ( Мф.5:39 )». И иным образом тому же учит: «если ты, – говорит, – хочешь принести дар твой на алтарь твой, то оставь дар твой и пойди примиришься ( Мф.5:23:24 )», – что сказал для того, дабы никто не оставался в сомнении о том, справедливо или нет пренебречь Божественным жертвоприношением и оставить без отмщения преступников. «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев ( Мф.5:20 )». Поскольку, если закон повелевает: «не собирай колосьев после жатвы твоей, и не сбивай маслин твоих два раза, и не подбирай ягод в винограднике твоем, но пусть остается это бедным ( Лев.19:9:10 )», если сие сказано тем, которые живут под законом, то что повелевается христианам, коим Господь сказал: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не можете войти в царство небесное ( Мф.5:20 )».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На одежде победоносного всадника св. Иоанн увидел надпись: «Царь царей, Господь господствующих» (19:16). Это был Иисус Христос. Воинство, следовавшее за ним – борцы Церкви небесной и земной, виссон чистый – означает праведность святых (19:8). Гибель зверя и лжепророка. Скованный сатана (20:1–15) Далее св. Иоанн видел, как «зверь» и все цари земные собрали великое воинство, чтобы сразиться с всадником, сидящим на белом коне, и воинством Его. Но эта война не состоялась, т. к. слуги сатаны («зверь» и «лжепророк») живыми были брошены в озеро с горящей серой, а прочие убиты мечом сидящего на коне, т. е. «духом уст Его». И тогда сошел с неба Ангел, имевший ключ от бездны, с большою цепью в руке своей: и Ангел этот «взял сатану и сковал его на тысячу лет». (20:2). «После же сего ему должно быть освобожденным на малое время» (20:3). Тысячелетнее царство. Новая борьба. Гибель сатаны (20:2–10) Период истории мира, когда сатана будет связан, называется тысячелетним царством. Тогда все святые воскреснут и будут царствовать со Христом. Св. отцы, толкователи Апокалипсиса, по-разному объясняют смысл этого пророчества, но никто не принимает его буквально, а лишь как полноту Божиих свершений; ибо у Бога «тысяча лет, как один день» ( 1Пет. 3:8 ). Судьбы Божии неисповедимы. Пройдут сроки тысячелетнего царства, и «сатана будет освобожден» из темницы своей и выйдет обольщать народы. И число их будет, как песок морской. Св. Иоанн видел, как соблазненные сатаной народы «вышли на широту земли и окружили стан святых и город возлюбленный» (20:8) (вероятно Иерусалим). Но война против святых опять не состоялась. Участь сатаны и всех служителей его была предрешена Богом. С неба ниспал огонь и пожрал всех. Сатана, прельщавший народы, был «ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться» во веки (20:10). Страшный Суд и воскресение мертвых (20:11–15) О всеобщем воскресении мертвых и страшном суде Иисус Христос многократно проповедовал Своим ученикам. Он учил: «Когда же приидет Сын Человеческий и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы, и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» ( Мф. 25:31–32 ). «И пойдут (грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф. 25:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010