Далее Он предлагает и примеры кровных и семейных отношений, самых родственных и близких, которые разделяются острейшим мечом принятой по проповеди веры, из которых две пары связаны по кровному родству, а третья – родством по брачному союзу (свойством). Иначе о том же. Два отношения у трех пар, и с другой стороны, три пары лиц у двух отношений. Ведь двойное имеется отношение у (предметов и лиц) соотнесенных 504 , и от отца к сыну, и от сына к отцу, и у других так же. Тройственны же здесь пары предложенных лиц: отец и сын, мать и дочь, свекровь и невестка, а «против трех» и «против двух» 505 сказано для обозначения их расторжения и отчуждения] 506 . (12, 53) Отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей. Этого нельзя связать со сказанным прежде, но следует читать это с другого начала и толковать исторически, как указывающее на разделение верующих и неверующих, что будут разделены даже самые близкие родственные отношения. Ищи же в девятнадцатой главе Евангелия от Матфея толкование места: «ибо Я пришел разделить человека с отцом его» и т. д. 507 , вполне соответствующее настоящему изречению. А в духовном смысле отцом может быть ум, а его сыном – порочный помысел, против которого он восстает, отвергая его, как пагубный. Матерью же может быть сердце, а дочерью ее – порочное пожелание, против которого и оно восстает и отвергает его. Свекровью же может быть синагога иудеев, а ее невесткой – Церковь христиан, как ставшая невестой Христу, Который по человечеству был Сыном указанной синагоги, ведь из нее Он произрос. (12, 54–56) Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает. Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? Лицо земли и неба – это поверхность того и другого. То есть, Он говорит: «Возвещая предсказания, вы умеете различать поверхность земли и неба и от наблюдения за ней предсказывать будущее. А времени сего, – времени Моего пришествия, очевидно, – как вы не различаете из рассмотрения законных и пророческих книг, где находятся его знамения и признаки, из которых оно легко распознается внимательными?» Но эта речь обращена к книжникам, пусть она и сказана просто к народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Е.А. Авдеенко Кафизма XV На вопрос Пилата: «Царя ли вашего распну?» – «первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря» ( Ин.9:15 ), а народ кричал «сильно: распни, распни его» (см. Мк.15:14 ). Псалом говорит о грехах народа, которые не дали опознать Мессию. Пс.106:27             Празднуют, шатаются, как пьяный,                         и вся мудрость их – поглощена. «Празднуют» – специально для этого стиха предлагают значение «кружатся» (BDB, p.290). Однако «празднуют» вполне уместно: так обозначается торжество и беспечность. «Шатаются» – Каин «шатающийся» ( Быт.4:12 ) 503 . «Поглощена» – «поглотить» означает совершенно изъять из этого мира; так поступает Господь с враждующими на Него: «Яхве в гневе Своем поглотит их, и поест их огонь» ( Пс.21 /20:10). Как пала мудрость тех, кто был мудр когда-то, сказал Христос:       «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» ( Мф.11:25 ). Псалом 108 – псалом проклятий. «Сказанное в виде желания говорится пророчественно. Псалмопевец не желает, чтобы совершилось это, а только предсказывает, что будет это по причине их злобы» (ПсСвОт). Человек враждует на Бога, а Бог на человека – нет. У Христа нет врагов, но восстающий на Мессию поднимает такой грех погибельный, который опознается как «гнев Божий» и «проклятие». Господь же никого не проклинает, хотя проклятие происходит – от Божьего миропорядка 504 . Господь ни против кого не гневается – «заушенный за род человеческий и не прогневавшийся» 505 . Господь осуждает грех не в теле другого (в таком случае мы бы все погибли). Он осуждает грех в Своей собственной Плоти 506 . Такова главная тема Псалма проклятий – «ужаснись, человече». Пс.108:1             Руководителю [хора]. Давида псалом.                         Боже хвалы моей, не умолчи. «Руководителю» хора – такое надписание для псалма проклятий имеет отдельное значение: общество должно услышать и прослушать, каким страшным будет богоотступничество. «Боже хвалы моей» – кратчайшая форма исповедания веры: я знал и произносил истинную хвалу (техила) Тебе 507 . «Не умолчи» – именно потому, что я право верую и исповедую 508 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Его отец сказал ему: «Послушайся меня, не губи свою юность, так чтобы осрамиться во дворце и чтобы отобрали у тебя анноны 502 , которые дают тебе. Я и твоя мать – нет у нас детей, кроме тебя, и если твоя мать слышит, что твое тело беспокоило (болью тебя хоть) один день, она не ест и не пьет из-за тебя. Клянусь твоим здоровьем, в день, когда ты был рожден мне, я пожертвовал золотой центенарий в храм Аполлона ради тебя. И я провел три дня, подметая и окропляя 503 , пока тебе не исполнилось три (дня). А на твой третий (день) после того, как ты был рожден мне, я предназначил дочь Василида тебе в жены. Теперь же, мой сын, не огорчай меня, и я дам тебе тридцать золотых центенариев». Василид и Эвий подошли к апе Виктору и сказали ему: «Поистине, мы принимали тебя как человека благородного. Чем же ты стал сегодня из-за непослушания твоему отцу, когда он просил тебя таким образом? И нас ты не постыдился. Мы просим тебя: что есть в твоем сердце, что ты хочешь, чтобы мы сделали тебе, – мы сделаем тебе это». Разгневался апа Виктор и вскричал, говоря: «Боже, Твои глаза видят, и Твои уши слышат, что так, как я хочу жить, я хочу, чтобы каждый... и я не завидую. Ты видишь, о Боже мой, то, что делают со мной, так что говорят мне: „(Возьми) тридцать золотых центенариев и отрекись от Бога, Который тебя сотворил, перед всей этой толпой». Разве вы думаете, что я Иуда, который предал своего Господа за тридцать серебрянников, из-за чего унаследовал кладезь бездны и червя неусыпного? Клянусь молитвами святых, так как я недостоин клясться именем Бога, чтобы не освятить свои уста (букв, «чтобы я не стал чистым своими губами»), что, если ты даруешь мне весь мир, и царство Диоклетиана, и всех богов, которых он изготовил, я не принесу жертвы. Написано: „Если ты приобретешь весь мир и повредишь своей душе – что за польза тебе, и что ты приобретешь или что ты дашь взамен твоей души? " " 504 . Когда сказал это апа Виктор и услышал это его отец, он сказал: «Клянусь Аполлоном и Артемидой, я предам тебя царю, и он убьет тебя. Ведь законы повелевают: „Если сын не послушен своему отцу – пусть убьют его 505 ».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Если оградишь себя печатью, обезопасишь свою будущность лучшим и самым действенным способом, ознаменовав душу и тело Миропомазанием и Духом, как древний Израиль ночной и охраняющей кровью первенцев и помазанием ( Исх. 12, 13 ), тогда что может с тобой случиться? Святитель Григорий Богослов ( 113, 505 ). Во Христа крестившись и во Христа облекшись ( Гал. 3, 27 ), вы «стали подобными образу» Сына Божия ( Рим. 8, 29 ), потому что Бог, предопределивший «усыновить нас Себе» ( Еф. 1, 5 ), сделал сообразными телу славы Христовой ( Флп. 3, 21 ). Потому, став причастниками Христовыми ( Евр. 3, 14 ), вы справедливо называетесь помазанниками и о вас сказал Бог: «не прикасайтесь к помазанным Моим» ( Пс. 104, 15 ). Помазанниками же сделались вы, приняв изображающее Святого Духа. И все над вами совершено в образе, потому что вы образ Христов. Как Христос, омывшись в Иордане и сообщив водам благоухание Божества, вышел из вод, и было на Него существенное наитие Духа Святого, потому что подобное почивает на подобном, так и вам, исшедшим из купели священных вод, дано Миропомазание, изображающее собою то самое, чем помазан Христос. А это есть Дух Святой, о Котором и блаженный Исаия сказал в пророчестве от лица Господа: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим» ( Ис. 61, 1 ). Ибо Христос был помазан не человеком и не елеем или миром, но Отец помазал Его Духом Святым, предопределив Ему быть Спасителем целого мира, как говорит Петр: «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета» ( Деян. 10, 38 ). И пророк Давид говорил: «Престол Твой, Боже, вовек; жезл. правоты – жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» ( Пс. 44, 7–8 ). И как Христос действительно был распят и погребен, и воскрес, а вы сподобились в Крещении уподобительно быть с Ним распятыми и погребенными и воскреснуть, так нужно понимать и о Миропомазании. Он помазан духовным елеем радости, то есть Духом Святым, Который именуется елеем радости, потому что Он есть источник духовного радования, а вы, приобщившись Христу и став Его причастниками, помазаны миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Здесь Он назвал Себя сыном человеческим, или потому, что родился от Девы, происходившей, как я сказал, из рода Давида, Иакова, Исаака и Авраама, или потому, что сам Авраам был отцом Его и исчисленных мужей, от которых Мария ведет происхождение; ибо нам известно, что родители женщин суть отцы детей, которых родили их дочери. А когда один из учеников Его, называвшийся прежде Симоном по откровению Отца Его, признал Его Сыном Божиим Христом, то Он переименовал его Петром. И так как в писаниях Его апостолов написано, что Он Сын Божий, то и мы называем Его Сыном, и знаем, что Он существует прежде всех тварей и произошел от Отца силою и волею Его: Он то разнообразно назван в пророческих книгах и премудростью, и днем и востоком, и мечем, и жезлом, и Иаковом, и Израилем. Признаем также, что Он через Деву сделался человеком для того, чтобы каким путем началось преступление, происшедшее от змия, таким же получило оно и свое разрушение 505 . Ибо, Ева когда была девою и невинною, приняв слово змия, произвела неповиновение и смерть; а Мария Дева, принимая веру и радость, когда ангел Гавриил принес Ей радостную весть, что «… найдет на нее Дух Господень и сила Всевышнего осенит ее, посему и рождаемое от нее святое есть Сын Божий», отвечала: «… пусть будет мне по слову твоему» 506 . И вот от нее родился Тот, о Котором, как я доказал, сказано в столь многих местах Писания; через Него Бог поражает змия и уподобившихся ему ангелов и человеков, и освобождает от смерти тех, которые раскаиваются в своих грехах и веруют в Него. 101. – Следующие слова псалма: «… на Тебя надеялись отцы наши, надеялись и Ты освободил их, к Тебе взывали и спаслись, на Тебя надеялись и не посрамились; но я червь, а не человек, поношение людей и отверженный народом» показывают, что Он признает отцами тех, которые надеялись на Бога и были избавлены Им, и которые были отцами той Девы, от которой Он родился и стал человеком, сверх того Он показывает, что и Сам будет спасен тем же Богом, но не хвалится тем, что Он сделает что-нибудь Своею волею и силою. Так он поступал и на земле. Когда некто сказал Ему: «… учитель благий!», то Он отвечал: «зачем ты называешь Меня благим? Один только благ, это Отец мой небесный» 507 . Словами: «… я червь, а не человек, поношение людей и отверженный народом», Он предсказывал на то, что будет Он и что случится с Ним Самим. Поношение бывает отовсюду нам верующим в Него; Он есть отверженный народом, потому что Он был от вашего народа презрен и обесчещен и претерпел то, что вы замыслили на Него. Дальнейшими словами: «… и все видящие Меня смеялись надо мной и говорили устами, кивая головою: Он надеялся на Господа, пусть избавит Его, потому что желает Его», Он также предсказывал, что произойдет с Ним. Ибо, каждый из видевших Его распятым кивал головою, искривлял рот и друг перед другом в нос говорили с насмешкою то, что написано и в записях Его апостолов: «Он назвал себя Сыном Божиим, пусть сойдет и ходит; пусть Бог спасет Его» 508 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

И далее сказано: Мф.26:18–19 . «Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху». Блаженный Иероним Стридонский так истолковал слова « пойдите в город к такому-то »: «Новозаветное Писание сохраняет обычай Ветхого завета. Часто мы читаем: “Он сказал ему… на месте оном… и оном”, что по-еврейски выражается словами: , и при этом не называется имя ни лиц, ни мест… Имена этих лиц опущены для того, чтобы всем, которые собираются совершить Пасху, была предоставлена полная свобода отпраздновать » 503 . – То есть не смотрели на имя человека, его происхождение и социальный статус. Слова: « Учитель говорит: время Мое близко » – должны были означать, что хозяин был знаком Господу Иисусу и был посвящен в тайну Его скорой смерти. Святитель Иоанн Златоуст подтверждает это, он пишет: «…еще другие слова: “Время Мое близко”. Это делал Он для того, чтобы, с одной стороны, чрез непрестанное напоминание и частое предсказание ученикам о страдании приучить их к бестрепетному размышлению о будущем, с другой – чтобы показать как самим ученикам, так и принимающему их и всем иудеям, как я часто говорил, что Он не непроизвольно идет на страдание» 504 . И далее мы читаем: Мф.26:20 . «Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками». Блаженный Иероним, обращая внимание на то, что все 12 апостолов с Иисусом, пишет: «Иуда во всем поступает так, чтобы отклонить от себя подозрение в предательстве» 505 . – О таких апостол Иоанн Богослов писал: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» ( 1Ин.2:19 ). И действительно, Иуда во время Тайной вечери вышел, оставив пасхальную трапезу, и к нему применимы слова пророка и псалмопевца Давида, сказавшего: «Не так – нечестивые, [не так]: но они – как прах, возметаемый ветром [с лица земли]. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» ( Пс.1:4–6 ). 

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И если они будут хранить Его повеления, то Он благословить их, и они будут Его сынами, и Он будет их Отцем отныне, и до века“ 500 . В благословении Иакова говорится (гл. XXII): „Да даст тебе, Господь семя правды от сынов твоих, которое святило бы Его но всей земле! „Да послужат тебе и падут пред семенем твоим все народы! Будь силен пред людьми!“ 501 . При таком исключительном национализме и превозношении над всеми народами каким- το диссонансом звучат приведенные в XVIII г. слова благословения Аврааму: „благословятся в семени твоем все народы земли“ 502 . – Что же касается национального идеала автора книги Юбилеев, то в этом случае никак нельзя согласиться с почтенным исследователем книги, проф. А.В. Смирновым, что „автор ее ожидает чисто земного царства, в котором сыны Израиля будут наслаждаться полным земным благополучием, не нарушаемым никакими житейскими горестями“ 503 . Совершенно противоположный взгляд относительно национального идеала рассматриваемой книги высказывает Лянген 504 , по словам которого „писание это содержит столь духовное и религиозное понимание мессианского времени, какого мы обыкновенно не встречаем в том периоде“. Проф. А.В. Смирнов называет взгляд Лянгена „чистым недоразумением“. Однако вопрос о чистом недоразумении, или безобиднее, неправильности суждения не так легко решается, если обратиться к самому содержанию книги. По изданию и переводу самого о. прот. Смирнова, читаем в 1-й главе: „После сего они обратятся ко мне (т.е. после того, как израильтяне сознают свои грехи и грехи отцов своих), во всей праведности, и от всего сердца и от всей души, и Я обрежу крайнюю плоть их сердца и крайнюю плоть сердца их семени, и соделаю в них дух святый, и очищу их... И их душа прилепится ко Мне и ко всем Моим заповедям... и Я буду их отцом, и они будут Моим сыном, и все будут именоваться сынами Божиими и все сынами духа... Я Отец их в праведность и правду... и Я люблю их“ 505 . В другом месте ангелы Божии научали людей „совершать на земле правду и справедливость“ (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Когда же сотник на слова Господа ответил сильнейшей верою: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой (Мф 8, 8); то Господь похвалил веру его больше всех веровавших Ему в Израиле: истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры (Там же, 10). Если бы сотник имел такую веру не от себя, то Христос напрасно хвалил бы то, 505//что Сам дал, а скорее сказал бы: Я не дал такой веры и Израилю. Такое испытание веры случилось и с патриархом Авраамом, о котором говорится: Бог искушал Авраама (Быт 22, 1). Правда Божия хотела испытать не ту веру Авраама, которую Господь внушил ему, а ту, которую он по своей свободе показал, будучи призываем однажды и просвещенный от Господа. Поэтому не незаслуженно одобряется твердость его веры и ему при сообщении благодати, которая на короткое время оставляла его для испытания, сказано так: не поднимай руки твоей, теперь Я знаю, что ты боишься Бога (Быт 22, 12). Во Второзаконии говорится, что такое искушение нашей веры вменяется нам в достоинство (Втор 13, 1—3). Итак, Бог, покровительствуя тем, чью веру хочет искусить, оставляет место и собственным их силам и воле (для заслуги) и искушает только тех, которые могут вступить в борьбу с искупителем. А иначе зачем и искушать тех, о ком знает, что они по своей немощи не могут противостоять искусителю? Это подтверждает апостол, который говорит: кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил (1 Кор 10, 12, 13). Словами: кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть, он внушает нам заботу свободной воли, по которой мы могли бы или утвердиться в принятой благодати при рачительности, или лишиться ее по нерадивости, а словами: вас постигло искушение не иное, как человеческое — указывает на немощь и непостоянство не укрепившегося еще духа коринфян, из–за которого они еще не могли вступить в борьбу с теми нечистыми духами, с коими он сам и подобные ему совершенные сражались, как говорит он в послании к ефесянам: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего (Еф 6, 12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Мистическое состояние Авраама соответствует открывающемуся ему Богу. И.Ш. Шифман, толкуя Быт. 15:12 , говорит: «В дальнейшем (ср. Быт. 31:42 ) слово Ужас служит одним из обозначений Божества» 504 . Ужас Авраама потом будет страхом Исаака – это и есть великий и единый, таинственный и страшный Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, Бог всех их потомков, единый и вечный Бог! Сон, ужас и мрак Авраама – это состояние Божественного Мрака, где Бог, о котором будут говорить св. Дионисий Ареопагит и другие отцы, опытно познавшие Бога. 5.10. Пророчество о египетском рабстве И сказал Ягве Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. Но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении: после сего они выйдут (сюда) с большим имуществом. А ты отойдешь к отцам твоим в мире, и будешь погребен в старости доброй. В четвертом роде возвратятся они сюда; ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась ( Быт. 15:13–16 ). Господь возвещает Аврааму скорби, скитания и египетское рабство его потомков. Прп. Ефрем Сирин отмечает постепенное ухудшение положения Авраамова потомства. «Показав сие Авраму, Бог говорил: ведый увеси, о чем и хотел ты знать, яко преселно будет семя твое в земли не своей. Не пленниками пойдут туда потомки твои, но переселятся на вьючных скотах и юницах, какие будут у них [так и было при Иакове и Иосифе – Г.Ф.]. И поработят я лет четыреста. Не стали бы они и умолять об изведении их оттуда, если бы не подверглись тяжкому рабству» 505 . Переселенцы постепенно станут рабами. Детальнее эту последовательность прослеживает равви Берман. Потомки Авраама будут пришельцами [ – гер]. И поработят их [ – авад]. И будут угнетать их [ – инну]. Берман: «(В Египте) будут жить три поколения, проходящие три ступени несвободы. Сначала – герут (проживание не в своей стране, не обязательно в Египте). Потом – авдут (рабство, которое начинается после смерти сыновей Иакова в Египте). И третья стадия – инуй (мучение в земле Египетской)» 506 . Три эти состояния переживаются народом не только в социальном (общественном) плане, но и в духовном, нравственном. Сначала утрачивается родная почва, потом происходит порабощение страстям, грехам, стихиям этого мира, и кончается все это мучительным состоянием. Эти три стадии прошел блудный сын в евангельской притче ( Лк. 15:11–32 ). Все это должны будут пройти потомки Авраама в своем становлении, своем рождении как народа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Мф.22:22 . И слушая [это], они изумились 502 . Те, которые должны были веровать столь великой премудрости, изумились, потому что лукавство их не нашло места для устроения козней. «И, оставив Его, ушли», унося [свое] неверие одновременно вместе с изумлением. Мф.22:23 . В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения. У иудеев было две ереси (разделения): одна – фарисеев, другая – саддукеев. Фарисеи на первое место ставили праведность [через соблюдение] преданий и внешних обрядов, которые у них назывались δευτερσεις (точное воспроизведение); поэтому в народе 503 они назывались «отделенные» (отдельные от других); а саддукеи, что значит «праведные», сами себе присваивали 504 то, чем они не были. В то время, как первые веровали в воскресение тела и души и учили о бытии ангелов и духа, вторые (по свидетельству Деяний апостолов) отрицали все ( Деян.4 ). Это те два дома, о которых более ясно говорит Исайя, что они споткнутся 505 о камень соблазна 506 . Мф.22:24–27 .[окончание 23-го]  И спросили Его: Учитель! Моисей сказал: «если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему». Было у нас семь братьев: и первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему. Подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена. Не веровавшие в воскресение мертвых и полагавшие, что душа погибает вместе с телом, правильно построили вымысел, изобличающий заблуждение тех, которые утверждают воскресение мертвых. А может быть и так, что в их роде когда-нибудь и действительно случилось нечто подобное. Мф.22:28 .  Итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее. Своему вымыслу они противопоставляют нечто постыдное [как следствие], чтобы отвергнуть истину воскресения. Мф.22:29 .  Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией. Они заблуждаются потому, что не знают Писаний, следовательно, не знают и силы Божией, то есть Христа, Который есть «Божия сила и Божия премудрость» ( 1Кор.1:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010