А св. Василий Великий , имея в виду видение Господа Саваофа, сидяща на престоле высоце и превознесенне 499 , говорит: «Сколько можно заключать по самому порядку и по связи пророческого писания, виденный пророком и вещавший ему есть Сый над всеми Отец» 500 . Но несравненно более Бог Отец открыл Себя для нашего познания в Сыне Своем, Который сказал иудеям: Аз и Отец едино есма 501 . Св. Иоанн Златоуст , объясняя эти слова Господа, от Его лица говорит: «Я не иное что, а то же, что Отец, только пребываю Сыном; и Отец не иное что, а то же, что Я, только пребывает Отцом. И кто познал Меня, тот познал и Отца, уразумел и Сына» 502 . Ту же мысль об открытии Божественного Отца в Сыне Своем Господь выразил и в словах, сказанных Им Его ученикам: Аще Мя бысте знали, и Отца Моего знали бысте убо. И отсель познасте Его, и видесте Его. Глагола Ему Филипп: Господи, покажи нам Отца, и довлеет нам. Глагола ему Иисус: толико время с вами есмь, и не познал ecu Мене, Филиппе, видевый Мене виде Отца; и како ты глаголеши: покажи нам Отца? He веруети ли, яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть? Глаголы, яже Аз глаголю вам, о Себе не глаголю: Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела. Веруйте Мне, яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть; аще ли же ни, за та дела веру имите Ми 503 . В Священном Писании мы находим и свидетельства, из коих видно, что открывал Бог Отец и Своего Божественного Сына. Евангелие сообщает нам, что во время крещения нашего Господа от Иоанна и во время преображения на горе Фаворе, был глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный о Нем же благоволих 504 . К этим свидетельствам надо отнести и голос Божественного Отца, выраженный в словах: и прославих, и паки прославлю, как Ответ на молитву Сына: Отче! спаси Мя от часа сего! Но сего ради приидох на час сей. Отче! прослави имя Твое 505 . Из того же Евангелия мы знаем, что, в ответ на исповедание Ап. Петра, Господь сказал ему: блажен ecu Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, Иже на небесех 506 . Таким образом, в предшествующих евангельских словах говорится, что Сам Бог Отец посредством гласа при крещении и преображении Сына дал о Нем Свое откровение; а в последних словах Евангелия мы видим свидетельство Самого Сына касательно откровения о Нем, данного Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

б) Далее апостол даёт наставление христианам свидетельствовать своё общение с Богом любовью к братьям своим (2:3–11). Во-первых, апостол говорит, что наше общение с Богом, знание Его и любовь к Нему, как совершенное познание Его, свидетельствуется нашим исполнением заповедей Его, исполнением Слова Его, как полного откровения воли Его (2:3–6). 3. И 501 по тому мы узнаем, что мы познали (и знаем) 502 Его (и пребываем в общении с Ним), выставляет апостол, прежде всего, общее положение, если заповеди Его соблюдаем 503 . 4. Если кто говорит: я познал Его, и заповедей Его не соблюдает, тот лжец есть, и в нём истины Божьей 504 нет. 5. Если же кто 505 соблюдает слово (заповеди) Его, в том истинно 506 любовь Божья, познание Его через исполнение Его заповедей совершилась, достигла совершенства (Слав.: совершенна). По сему, по такому исполнению слова Божьего мы (и) узнаем, что мы в Нём (в Боге): 6. Кто говорит, что пребывает в Нём, тот, заключает апостол, должен, обязан поступать так, как Он (κενος), Иисус Христос, Сын Его, в Котором Он открыл нам Себя, поступал 507 . В 7–11 ст. апостол детальнее определяет, в чём заключается воля Божия, которую выполнил Иисус Христос, которую должны и мы исполнять. Все заповеди Его заключаются в одной: в заповеди о любви к ближним (в ней – осуществляется и любовь к Богу – ср. 4:20). Но в виду важности следующего наставления апостол, прежде всего, обращается к христианам с сердечным и трогательным воззванием (7–8). 7. Возлюбленные! 508 пишу вам не новую заповедь, которой бы вы ещё не слыхали, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала: эта древняя заповедь есть слово, которое вы слышали (от начала – по Sin. АВСР не читается) от первых проповедников у вас евангелия, это слово Господа Иисуса Христа (Ср. 2Ин. 5:6 ) 509 . 8. Опять (с другой стороны) пишу вам заповедь новую, – как её назвал Господь, сказав: заповедь новую даю вам: да любите друг друга ( Ин. 13:34 ), – что есть истинно в Нём и в вас (чрез Него и в вас) 510 , потому что тьма проходит, и сей истинный свет любви Божией, принесённой Им на землю, исполненной Им и исполняемой в Нём и вами, уже светит 511 , разгоняя тьму (πγεται страдательный залог).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Бен-Сира призывает уступать, когда можно, властным и богатым, хотя он знает, что есть ситуации, когда уступать нельзя 501 ; как бы то ни было, не следует иметь с держателями власти и богатства ничего общего, не надо полагаться на их милость. «Когда властный будет тебя приглашать, уклоняйся». Когда бен-Сира говорит о вражде между богатыми и бедными – а говорит он об этом много и выразительно, – легко почувствовать, что его собственное место – не между богатыми. «Какое общение у волка с ягненком? Так и у грешника – с благочестивым. Какой мир у гиены с собакою? И какой мир у богатого с бедным? Пища для львов – онагры в пустыне; так и для богатых корм – бедные. Отвратительно для надменного смирение; так отвратителен для богатого бедный» 502 . Перед нами два параллельных ассоциативных ряда: «бедность» – «смирение» – «благочестие» и «богатство» – «надменность» – «грех». Это, впрочем, нимало не мешает бен-Сире советовать построже относиться к рабу 503 . И все же совет этот чуть иначе выглядит в контексте всей книги, ибо точно в таких же выражениях, если не более энергично, наш автор рекомендует не давать поблажки сыну 504 и легкомысленной дочери 505 , – но также и своей собственной душе, своему «я»: «Кто приставит к помыслам моим бичи и к сердцу моему назидание мудрости, дабы они не щадили проступков моих и не потворствовали заблуждениям моим?» 506 Для бен-Сиры весь мир – огромная школа, и человек имеет все основания пожелать себе, чтобы его как следует «школили» в этой школе; но школу тогда никто не мыслил себе без розги. Мы говорили о контрасте между эллинским и ближневосточным отношением к сфере дидактики. Наряду с контрастом, однако, поспешим отметить и сходство, выявившееся в эллинистическом синтезе и предопределившее византийский синтез. Сходство это состоит прежде всего в особой предрасположенности к восторгам школы, к тому, чтобы видеть в «учении» как таковом ценность превыше всех ценностей. Перед мудростью должны отступить на задний план и воинские добродетели, и простосердечная «душевность»: как ближневосточный человек, так и эллин лелеют не «душевное», а «духовное» 510 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

– В истории гонимого Давида находят свое первоначальное основание и прообразовательно-пророческие слова псалмопевца о Христе Спасителе: «ради Тебя (Боже) несу и посрамление и стыд покрывает лице мое; ибо ревность по доме твоем снедает меня и злословия злословящих Тебя нападают на меня» 503 . По свидетельству истории действительно главным образом божественное изображение Давида и особенное к нему благоволение Господа делало его страшным для Саула, и даже вызвало к гонениям против него: «стал Саул бояться Давида, потому что Господь был с ним, а от Саула отступил. И увидел Саул, что Господь с Давидом и сделался врагом его на всю жизнь» 504 . Тоже благоволение Божие к Давиду, из низкой доли пастуха приблизившее его к царскому престолу и сделавшее любимцем народа, конечно, было главною причиною неудовольствия и зависти к нему со стороны многочисленным придворных Саула, видевших в нем опасного соперника. С другой стороны не могло им нравиться и благочестие и богобоязненность Давида: действуя из видов корыстолюбия и честолюбия, бесчестные льстецы и ласкатели, они всегда могли опасаться в Давиде сильного своего обличителя и, в случае восшествия его престол, по справедливому замечанию Саула, не могли рассчитывать на его благосклонность, чувствуя себя скорее заслуживающими наказания 505 . Это делало для них Давида еще более ненавистным и побуждало своими клеветами и злословием пред царем искать его погибели. С этой стороны Давид справедливо мог называть врагов своих восстающими против десницы Божией 506 и говорит в своей молитве Господу: «ради Тебя несу я посрамление», – за мою любовь к Тебе и Твоему закону, и за Твое благоволение ко мне я терплю клеветы, злословия и преследования от врагов моих. Несомненно также, что Саулу очень не нравилась в Давиде и его ревность к дому Божию и богослужение, естественно поставлявшая его в сношения с пророком Самуилом и священниками, которые заметно отшатнулись от Саула со времени отвержения его Господом. Мы видим из истории, что каждое известие об участии Давида в религиозных празденствах 507 , особенно сношение его с местом богослужения и священниками, все больше и больше раздражает Саула и усиливает нерасположение его к Давиду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

В последующих трёх глаголах («возвысится и вознесется, и возвеличится») Второисаия показывает три этапа возвышения Слуги Ягве : начальный, серединный и кульминационный. Первый глагол ( , «йарум», исходная форма , «рум») означает «приподниматься над уровнем чего-либо» (см. Прит. 11:11 ), второй ( , «нисса», исходная форма , «наса») – «подниматься так, чтобы стать заметным, славным», т.е. достигнуть определённой степени величия, и, наконец, третий глагол ( , «гаваг», исходная форма , «гаваг») означает простое «пребывание на высоте без дальнейшего стремления вверх», а, значит, предполагает достижения апогея славы и наивысшее величие. 504 По мнению многих толкователей, на Господе Иисусе Христе эти три состояния исполнились в Его воскресении, вознесении на небо и седении одесную Бога Отца, что было следствием Его преуспевания в деле искупления человеческого рода от греха. Интересно, что третье еврейское выражение, использованное Второисаией для обозначения полного прославления Слуги Ягве – «возвеличится весьма» ( , «гаваг мэод») по смыслу тождественно греческому выражению ап. Павла из послания к Филиппийцам (2:9): «[Христос] смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог Его превознес " ( θες ατν περψωσεν). 505 52:14 Синодальный перевод: «Как многие изумлялись, [смотря] на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих!». В Великом свитке Исаии данный стих имеет важное смысловое разночтение. Рассмотрим вначале точное значение стиха по масоретскому тексту. Высказав в предыдущем стихе основную мысль, пророк раскрывает её более подробно в 14-ом и 15-ом стихах. Слуга Ягве будет успешен в достижении Своей цели. Однако Его путь будет настолько прискорбен, что Его вид представляется пророку обезображенным сильнее, чем у кого-либо из людей, что изображает в 14-ом стихе высшую степень уничижения и страдания. Но за этим последует столь великая слава, что, как сказано в стихе 15-ом, этому будут удивляться и народы, и даже «славные земли» – цари. 506

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

В то время, когда Иоанн находился дома, занимаясь рыбной ловлей, Спаситель проповедовал в южной Галилее. Отвергнутый и изгнанный своими согражданами Назаретянами, Спаситель оставил свой родной город Назарет 505 . Через горы, минуя Кану и равнину Эль-Батуф, Он направился к берегам Геннисаретского озера, где жили Его первые ученики 506 . Весть о возвращении Христа на берега Геннисаретского озера скоро облетела города и селения, которые ютились здесь в большом количестве 507 . Жители их тоже знали, что это не простой, обыкновенный человек 508 . Поэтому нисколько не удивительно, если около Него быстро начали собираться большие толпы слушателей. Однажды Спаситель проходил по берегу Геннисаретского озера. Как и всегда, за Ним следовало множество народа. Все желали послушать Учителя, слово Которого наполняло душу каждого каким-то неизъяснимым миром и чудным восторгом, будило в душе лучшие чувства и думы. Многие из слушателей могли сказать относительно учения Христа вместе с Лукою и Клеопою: „не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге, и когда объяснял нам Писания“ 509 ? Вот почему и теперь, как замечает Евангелист, „народ теснился к Нему“ 510 , каждый хотел стоять рядом с Учителем, чтобы можно было не только слышать каждое Его слово, но и видеть выражение Его лица, от которого веяло неземным величием, каждое Его движение. Мало-помалу народ оттеснил Спасителя к самому озеру. Здесь стояли две лодки. Одна из них принадлежала Петру, а другая Иоанну и Иакову, сыновьям Зеведея. Чтобы дать возможность каждому видеть Себя и слышать Свое учение, Спаситель взошел в лодку Петра и просил его отплыть несколько от берега 511 . Это было тотчас же исполнено и Спаситель, седши, учил народ из лодки 512 . Спаситель окончил Свою проповедь. Нет сомнения, что каждое слово её так же глубоко западало и в душу учеников Его, как и в души многочисленных слушателей. Было достаточно и этой проповеди для того, чтобы те, которых теперь намеревался призвать Спаситель, по одному Его слову оставили все и последовали за Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Военное предприятие, так неожиданно вторгшееся в мирную жизнь Авраама, благополучно окончилось. Не только была вполне достигнута ближайшая цель этого предприятия – освобождение из плена Лота; но оно увенчало Авраама славой, приобрело ему уважение и почтение у соседей, возвысило его значение среди них: царь Содомский обязан признательностью Аврааму за возвращение из плена его подданных; царь Салимский благословляет Авраама именем Бога Всевышнего; союзники Авраама – Анер, Эшкол и Мамрий должны быть довольны Авраамом за предоставление им доли богатой добычи. Таким образом, все в новом отечестве Авраама – Палестине – складывалось для него самым благоприятным образом; но душа его была далеко не спокойна: рано или поздно он мог ожидать возврашения Кедорлаомера, а это грозило жестокой расправой, неизбежной гибелью. Только Господь Бог мог избавить Авраама от этой опасности; и Господь является Аврааму, обещает ему Свою защиту и повторяет Свое обетование о великой награде, ожидающей Авраама: а после сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении (ночью), и сказано: не бойся, Аврам, Я твой щит; награда твоя (будет) весьма велика», ( Быт. 15:1 ). Авраам высказывает Господу Богу свое горячее желание иметь потомство, при отсутствии которого всякие другие земные блага теряют в своей ценности, ибо вместе со смертью человека они переходят в чужие руки. «Аврам сказал: Владыко Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем – этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой» ( Быт. 15:2–3 ). Авраам уже раньшс получил от Господа обетование ( Быт. 13:14–17 ), что потомство его будет весьма многочисленно и будет владеть землей Ханаанской. Оставаясь бездетным и снова получая от Господа обетование великой награды, Авраам высказывает предположение, что обетование о многочисленном потомстве относится не, к плотскому его потомству, которого у него нет, а к потомству в юридическом смысле; и при этом представителем такого потомства и своим наследником он выставляет своего домоправителя – Елиезера. Замечательно, что Авраам как бы забывает о своем племяннике Лоте, добровольно удалившемся от дяди и, очевидно, по мнению последнего, сделавшемся недостойным великих божественных обетований. Едва ли в указании Авраамом своим наследником домоправителя Елиезера можно видеть простой обычай, по которому при отсутствии сыновей раб наследует господину, в качестве последнего носителя фамильного культа, представителя религии 505 . Если Авраам отдает предпочтение Елиезеру, при наличности родного племянника Лота, то, очевидно, первый превосходил второго в очах Авраама своими религиозно-нравственными достоинствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Генезис спасающей веры, по изображению православного учения, в общих чертах таков. «Вера приходит через покаяние» 500 . Начало веры необходимо предполагает пересмотр всех устоев, на которых доселе опиралось фактическое содержание и действительное направление личной жизни каждого человека, – оценку ее наличного содержания с точки зрения того высочайшего идеала безусловного добра, который во всем ослепительно-ярком величии принес на землю Христос Спаситель в Своей личности и в недосягаемом совершенстве осуществил в Своей жизни. Свет Богочеловеческой жизни Христовой, пронизывая глубины человеческого самосознания и самоопределения, возбуждает в тайниках души суд над его собственною личностью, ее идеалами, интересами, действительным содержанием, прожитым прошлым и нажитым наличным настоящим. « Суд же состоит в том, что свет пришел в мир... Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы; а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» 501 . Христос есть « истина» ( λη’θεια) 502 ; « истина» воплотилась в « Нем» во всем своем безусловном совершенстве 503 . В Его учении, в Его жизни дан человечеству совершенный, идеально «истинный» критерий добра, нравственного совершенства. « Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» 504 . « Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» 505 . Вера человека и покоится прежде всего на познании истины во Христе, возникает только при свете этого познания, на его почве 506 . Озаренный светом этого познания, человек переживает глубокий, коренной внутренний переворот. Сущность этого переворота состоит в том, что все лучшие, благороднейшие, богоподобные элементы человеческой природы устремляются ко Христу, а от элементов, чуждых жизни Христовой, человек отрекается, отвращается, чувствует к ним отвращение, ненависть 507 . Эту мысль совершенно определенно выражает св. Ап. Павел. По учению Апостола, познание « истины» во Христе служит для человека живым побуждением « отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и обновиться, духом ума» своего, «о блечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» 508 . Именно этому «научается» человек «во Христе» ( ν ατ διδα’χθητε) 509 . Таким образом, обращение ко Христу есть процесс, так сказать, двусторонний, – он включает в себя «покаяние» и «веру» 510 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Глава 66 (1) Так говорит Иегова: Небо престол Мой, И земля – подножие ногам Моим; Какой же дом вы построите Мне, И какое место для покоя Моего? (2) Как все это рука Моя устроила. Так существует все это, – Говорит Иегова. Но вот на кого воззрю Я: На смиренного и сокрушённого духом, И трепещущего при слове Моем. (3) Кто закалает вола, Кто убивает человека; Кто приносит в жертву овцу, Кто задушает пса; Кто приносит в дар кровь свиную, Кто воскуряет фимиам, Кто преклоняется перед идолом; Как они услаждаются в путях своих, И мерзостями своими душа их утешается: (4) Так и Я услажусь мучениями их, И ужасное для них наведу на них, Ибо Я звал, и никто не отвечал, Я говорил, а они не слушали, И делали злое в глазах Моих, И что Я не хотел, то избирали 505 . (5) Послушайте слова Иеговы, Трепещущие при слове Его: Говорят братья ваши, Ненавидящие вас, Гонящие вас за имя Мое: «Пусть прославит Себя Иегова, И мы посмотрим на веселие ваше 506 »... Но они будут посрамлены. (6) Шум от города 507 ... Голос от храма.. Голос Иеговы, Воздающего заслуженное врагам своим.... (7) Еще не мучилась родами, а родила, Еще не пришли боли ее, А разрешилась сыном 508 . (8) Кто слышал что-либо подобное сему? Кто видел таковое? Возникала ль страна в день один? Или, нарождался ли народ разом, Как разом заболел и родил Сион Детей своих? (9) Я ли расторгну чрево, и не дам родить? – Говорит Иегова; Или Я, сделавши оплодотворение, и заключу утробу? – Говорить Бог Твой. (10) Радуйтесь с Иерусалимом, И торжествуйте о нём, Все любящие его! Веселитесь с ним много, Все скорбевшие за него! (11) Ибо вы будете сосать и насыщаться Из сосцов утешений его; Будете с жадностью сосать 509 и напаяться Из полной груди 510 славы его. (12) Да, так говорит Иегова: Вот Я наведу на тебя, как реку, мир, И, как поток разившийся, Славу народов, И вы будете напояться; На руках будут носить вас, И на коленах ласкать. (13) Как кого – либо мать его утешает, Так Я утешу вас, И в Иерусалиме будете иметь утешение. (14) И посмотрите, и возрадуется сердце ваше,

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Говорит он также, что все богослужение должно совершаться «благопристойно и чинно» (в славян.–«по чину») ( 1Кор. 14:40 ), но как именно и по какому чину, нигде в Св. Писании не сказано. Св. Писание не указывает даже того, сколько и какие писания подлинно апостольские, между тем есть немало апокрифических книг с именами апостолов, напр., «Евангелие 12 апостолов», «Евангелие Фомы», «Деяния Павла» и др. Все эти сведения сохранились только в Св. Предании. Ввиду такой важности Св. Предания апостолы прямо и решительно заповедали христианам соблюдать его наравне со Св. Писанием. «Братья,–пишет ап. Павел Фессалоникийцам,–стойте и держите предания, которым вы научены, или словом, или посланием нашим» ( 2Фес. 2:15 ). «Что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить», говорит тот же апостол Тимофею ( 2Тим. 2:2 ), указывая этим и самый способ сохранения и распространения его устной проповеди, т. е. Предания. «Хвалю вас, брат,–замечает ап. Павел Коринфянам,– что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор. 11:2 ); фессалоникийцам же говорил: «завещеваем вам, брат, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию» (2 Фес., 3:6) 504 . Вопреки столь ясным и многочисленным свидетельствам все сектанты – рационалисты решительно отвергают необходимость Св. Предания для научения истинной вере и в оправдание свое говорят, во-первых, что Св. Писание заключает в себе все необходимое для нашего спасения. Так, а) ап. Павел в прощальной беседе с ефесскими пастырями говорит: «я не упускал возвещать вам всю волю Божию... Я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас; не пропустил ничего полезного» ( Деян. 20:20,27,81 ).– Но если апостол «три года» и «непрестанно», «днем и ночью» учил Ефесян, то, несомненно, устно, так как в Св. Писании нет такого послания к Ефесянам, которое бы заключало в себе трехлетнюю его проповедь и возвещало «всю волю Божию» (в существующем послании о многих важных христианских истинах, напр., крещении, причащении и др. совсем не говорится) и ни сам ап. Павел, ни дееписатель Лука, передающий прощальную беседу его с ефесскими пастырями, не говорят, чтобы кто-либо записал все наставления, преподанные им Ефесянам в течение трех лет. 505 б) «Сие написано,–говорит евангелист Иоанн,–дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя имели жизнь во имя Его» ( Ин. 20:31 ). Значит, «написанного в Евангелиях вполне достаточно для веры во Христа и нашего спасения».–Но, как видно из контекста речи (см. ст. 30), евангелист говорит здесь лишь о своем Евангелии, а не о всем Св. Писании, причем проводит ту мысль, что для начала веры во Христа, как Сына Божия, довольно и тех свидетельств, которые приведены в этом Евангелии. 506 Если же понимать это место согласно с сектантами, то придется признать ненужным и отвергнуть не только Св. Предание, но и все вообще Св. Писание, кроме Евангелия Иоанна. 507

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010