По другой версии, скала раздвигается во время погони от солдат, посланных отцом за непреклонной дочерью, дав ей возможность укрыться в селении. Но чудесное образование ущелья многие века пытливый ум человека не мог объяснить иначе. Даже сегодняшней науке трудно внятно объяснить причины подобного природного чуда, когда гора словно разломлена какой-то невидимой силой. Позднее праведная Фёкла поселилась здесь, в пещере, у источника, где проводила дни в посте и молитве и где часто принимала больных, принося им многочисленные исцеления. Отсюда – второе значение названия Маалюля, это место, куда приходят больные, по-арабски «маалиль». После смерти святой в ее пещере был устроен храм и воздвигнут алтарь, сохранившийся и доныне. В IV в. здесь был основан женский монастырь, когда была расширена естественная пещера. В южной ее части размещена гробница с мощами святой Фёклы, а в восточной – каменный престол для богослужений. Здесь же находится и чудотворный источник, водами которого исцеляются и сегодня. Вода здесь капает с потолка и собирается в каменном резервуаре, из него же пила воду и святая ее обитательница. Следует отметить интересный факт, что в пещере выросло дерево, возраст которого никто не берется определить. На склонах гор вокруг пещеры хорошо видны многочисленные кельи-пещеры ранних христиан, которых с древних времен стала привлекать святость этого места. В XIX в. в монастыре Святой Фёклы был построен храм во имя Пророка Иоанна Крестителя, в знак того, что святая Фёкла здесь первая крестила местное население. Были также возведены кельи и благоустроена территория, что позволило создать уютный монастырский комплекс. Здесь по-прежнему располагается женская обитель и сегодня, где проживает тридцать монахинь, заботящихся о поддержании монастыря и воспитании девочек-сирот. Монастырь всегда находился в юрисдикции Антиохийской православной церкви, а до XIX в. в Маалюле даже располагался центр епископата. Интересно, что в 325 г. его епископ Евтихий принимал участие в Первом Вселенском соборе в Никее и подписывал его определения. Местные жители любовно называют святую Фёклу «Баркатой», что означает на арамейском языке «благословенная». Поклониться ее мощам ежедневно прибывают многочисленные паломники, но больше всего их прибывает в престольный праздник, 24 сентября/7 октября, когда празднуется память святой Фёклы. Паломники останавливаются в Маалюле, который является также одним из горных курортов Сирии и куда приезжают жители Дамаска спасаться от летнего зноя.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

К югу от г. Тура (на западе современной Франции) в октябре 732 г. франки под командованием Карла Мартелла победили арабов под предводительством Абдеррахмана ибн Абдиллаха, положив конец дальнейшему продвижению арабов в Европе.   Задолго, с высоты, мы увидели на другой обширной высоте как будто иглу в небо. рядом с ней привиделась нам как будто церковь, но странная, постройки невиданной… – На Красном холме Куликова поля в 1850 г. был установлен обелиск по проекту архитектора А. П. Брюллова. В 1917 г. закончено строительство храма Сергия Радонежского (архитектор А. В. Щусев). «Изучение старинных планов Куликова поля показывает, что в древности оно в доступном для полков виде достигало в ширину не более 2,5–3 км при длине (между пригодными для наблюдения возвышенностями) около 4 км. В литературе пространство Куликова поля, предназначенное для размещения полков, обычно преувеличивается в 2–3 раза».   Да не Куликóво, а Кули ково. Подле поля-то деревня Кули ковка, – а Куликóвка вона, на Дону, в другу сторону. – Местное произношение внятно слышится в «Задонщине», написанной вскоре после Куликовской битвы, ещё при жизни Дмитрия Донского (то есть до 1389 г.). Например: «Не тури возрыкали у Дону великаго на пол Куликове».   Нам без помех думалось о тех русоволосых ратниках, о девяти из каждого пришедшего десятка, которые вот тут, на сажень под теперешним наносом, легли и дóкости растворились в земле, чтоб только Русь встряхнулась от басурманов. – Именно это соотношение выживших и погибших в Куликовской битве принимает историк С. М. Соловьёв: «Когда, говорит предание, великий князь велел счесть, сколько осталось в живых после битвы, то боярин Михайла Александрович донёс ему, что осталось всего сорок тысяч человек, тогда как в битву вступило больше четырёхсот тысяч. Если историк и не имеет обязанности принимать буквально последнего показания, то для него важно выставленное здесь отношение живых к убитым».   …едва ли не четверть миллиона русских, больше двухсот тысяч. – Из Коломны Дмитрий Иванович выступил с войском в 150 тысяч человек. На границе Московского княжества с великим князем соединился двоюродный брат Владимир Андреевич серпуховской и большой воевода московский Тимофей Васильевич с остальными полками.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Струпецкий монастырь святого пророка Илии Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Струпецкий монастырь святого пророка Илии расположен в живописной местности вдоль правого берега реки Искыр, в 20 километрах южнее города Мездра. Он размещен на небольшом возвышении над деревней Струпец, по имени которой названа обитель. Монастырь также называют Торжищенским монастырем, так как недалеко отсюда раньше находилось большое торжище, которое возникло в эпоху Второго Болгарского царства. При обители действует гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] До сих пор доподлинно неизвестно время основания Струпецкого монастыря. Точно установлен факт, что во время завоевания этих территорий османами святая обитель подверглась почти полному сожжению, а старейшей сохранившейся постройкой монастыря является соборная церковь. По некоторым мнениям, храм был возведен в 16 веке, но некоторые исследователи настаивают на 14 веке. Однако фрески «Успение Богородицы», «Вход в Иерусалим» и другие относятся именно к 16 веку. В 1824 году было начато восстановление святой обители. Состоятельный горожанин из Врацы Димитраки Тошин, который ходил в святые места на поклонение, нанял мастеров, чтобы они по ночам чинили крышу монастыря. Вероятно, именно тогда восстановленное подворье было отдано Черепишскому монастырю. Местное население занялось сбором средств и в 1851 году здесь началось строительство. Возводилась новая жилая часть, в 1857 году трехэтажное здание 55-метровой длины было построено. Хозяйственные помещения находились в полуподвале, а на двух верхних этажах были устроены 18 монашеских келий, зимняя церковь и гостевые помещения. Около соборной церкви в 1862 появилось каменное строение, которое было покрыто плитами, изображающими различные фигуры, и имело четыре трубы для воды источника, специально сюда подведенной. Во время революционно-освободительной борьбы Струпецкий монастырь был духовным и просветительским центром. Здесь нашли приют национальные герои Никола Обретенов, Васил Левский и другие.

http://azbyka.ru/palomnik/Струпецкий_мон...

Церквей, как выше сказано, была всего одна деревянная, а другая, каменная, в Большой Алма-Атинской станице во имя святых мучениц Веры, Надежда, Любви и матери их Софии, вскоре достроена, освещена преосвященным Софониею и обращена во временный Кафедральный собор. «Что Кафедрального собора нет, – писал в своем донесении Св. Синоду преосвященный Софония, – что он только заложен, и с 1869 года существует в одном лишь фундаменте, об этом я также имел честь доносить. Теперь заготовляются материалы и с открытием весны думают открывать и самую работу. Вследствие чего архиерейская кафедра поначалу поставлена была в деревянной церкви Мало-алматинской станицы, где и служение мною было совершаемо. Затем, с 11 ноября, во время освящения новой каменной церкви в Большой Алматинской станице, ближайшей к местности будущего города, и кафедра, и служение архиерейское перенесены в эту последнюю, с обращением ее на время в Туркестанский Кафедральный собор». Удобных домов для размещения архиерея со свитой в городе не имелось, поэтому для Владыки нанята была квартира в доме одного протоиерея, весьма тесная и неудобная. Штат Кафедрального собора временно был сформирован преосвященным Софонией из тех лиц, какие на тот раз случились. В настоятели собора никто из духовенства новой епархии не пожелал поступить. Для исправления должности ключаря и соборного священника по усиленной просьбе Владыки неохотно прибыли из укреплений два священника. Находящийся в Верном военный протоиерей и один из станичных священников также были прикомандированы к собору для священнослужения. Священники неохотно поступали на службу к Кафедральному собору, потому что служа в укреплениях и поселках, они получали жалования, квартирных, суточных по военному положению от 800 до 1200 рублей в год, в соборе же священнику полагалось годового жалования всего 250 рублей. Низшие чины соборного клира были набраны частью из местных причетчиков и диаконов, частью же (регент, иподиаконы и 6 человек певчих) привезены Преосвященным из Твери и Херсона. Экономом при архиерейском доме определен прибывший из Херсона священник, а в помощь ему иеродиакон из Казани. Для прислуги Архиерею назначены три военных денщика. Все это устраивалось временно, на скорую руку и на военно-походный манер, что было естественно в полувоенном, только недавно умиротворенном крае, где ни власти, ни народ, ни даже местное духовенство не были знакомы с условиями и требованиями жизни архиерея-монаха. Поэтому преосвященному Софонии надо было много приложить забот, трудов и терпения, чтобы хотя бы сносно устроить штаты собора и своего дома и направить все к правильной деятельности.

http://pravoslavie.ru/36553.html

Первоклассный женский монастырь в Санкт-Петербурге был возобновлён 14 (26) марта 1845 года по указу Николая I. Насельницы были размещены на Васильевском острове в бывшем доме упразднённой Греко-униатской Духовной коллегии. А службы для них совершались в нижнем храме соседней Благовещенской церкви. Адрес: 196084, Санкт-Петербург, Московский проспект, 100 Телефон: 8 (812) 252-37-59 (Дом паломника, с 09:00 до 17:00); 8 (901) 305-58-04 (группа самопомощи для зависимых) Подробнее... Зеленецкий Троицкий мужской монастырь [ править править код ] В новгородских летописях указывается дата основания монастыря — 1564 год. Основателем монастыря считается монах Мартирий (в миру Мина), а среди строителей упоминается Фёдор Сырков, представитель богатой купеческой семьи, который известен благодаря участию при возведении ряда архитектурных ансамблей в Москве, Новгороде и Тихвине. Первоначально здания монастыря были рублены из дерева и окружены деревянной оборонительной оградой. В 1612—1613 годах монастырь был разграблен и сожжен шведами, но был восстановлен по единому плану благодаря Новгородскому митрополиту Корнилию. Большинство сохранившихся зданий монастыря построены в 1680-х годах. Комплекс монастыря представляет собой группу культовых построек, окружённых жилыми и хозяйственными сооружениями. Монастырь окружён массивной оградой. Проезд: От Московского вокзала Санкт-Петербурга до станции Волховстрой, а затем до Зеленца. Адрес: 187370, Ленинградская обл., Волховский р-н, д. Зеленец. Телефон: 8 (263) 37-131 , 8 (921) 598-69-46 , 8 (812) 365-03-00 Подробнее... Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь [ править править код ] Монастырь расположен на одном из островов живописного Череменецкого озера, недалеко от Луги. Как говорит местное предание, в 1478 г., во времена царствования Великого московского князя Иоанна III, на острове, где стоит теперь обитель, крестьянину деревни Русыня по имени Мокий явилась икона св. ап. и ев. Иоанна Богослова и князь, прослышав об этом, повелел основать здесь монастырь во имя этого святого. Поэтому можно предположить, что возникновение обители относится к концу XV в., но археологи, проводившие недавно раскопки на территории монастыря, утверждают, что он был основан гораздо раньше.

http://azbyka.ru/palomnik/Ленинградская_...

Во время Второй мировой войны монастырь продолжал действовать, пусть и со значительными ограничениями. Во время освобождения Гродно в 1944 г. здания и имущество практически не пострадали, однако в послевоенное советское время монастырская земля с огородами была отобрана под парк. Летом 1960 г. была экспроприирована и собственность монастыря, все его насельницы переведены в Жировичскую обитель. В здании монастырского храма разместилось местное ДОСААФ. В нем чинили спортивные мотоциклы, в монастырском дворе выгуливали собак члены клуба служебного собаководства. В 1977 г. здания монастыря передали Республиканскому музею атеизма и религии. В самом Рождество-Богородичном храме стали проводиться концерты (в алтаре стоял рояль), а в Свято-Сергиевской церкви проводились выставки художников и выставлялись экспозиции самого музея. В 1992–1995 гг. православному женскому монастырю были возвращены монастырские здания и главный храм. В 1992 г. в праздник иконы Божией Матери «Боголюбская» было совершено первое после закрытия богослужение в храме Рождества Пресвятой Богородицы, а с праздника Успения Божией Матери (9/28 августа) стали совершаться постоянные монастырские уставные богослужения в Свято-Сергиевском храме монастыря. Современное состояние [ править править код ] Комплекс монастыря представляет собой образец позднего барокко и включает церковь Рождества Пресвятой Богородицы, церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, жилой и хозяйственный корпуса, часовню. В главном соборе монастыря пребывает чудотворный образ Божией Матери «Владимирская», чтимый мироточивый образ преподобного Сергия Радонежского. Церковь Рождества Богородицы - это крестово-купольный трехнефный храм с двумя четвериковыми колокольнями по бокам. Мощный купол венчает головка на барабане. К прямоугольной алтарной части примыкали низкие объемы ризниц (в 1984 году ризница южного фасада перестроена в двухэтажный объем). Главный фасад завершен треугольным фронтоном. Стены декорированы пилястрами, в месте соединения объемов - сдвоенными. По периметру в верхней части стен - широкий профилированный карниз. Внутри крылья трансепта перекрыты цилиндрическими сводами. В северном крыле трансепта хоры, связанные с келейным корпусом. Келейный корпус - двухэтажное " Г " -образное в форме строение, примыкающее с севера к храму. Окна прямоугольные размещенные нерегулярно. Стены гладко оштукатурены. Теплая (зимняя) церковь зального типа с реминисценциями декора фасадов к древнерусскому стилю.

http://azbyka.ru/palomnik/Гродненский_же...

Курск. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты У входа в храм размещена " История нашего храма " : Храм Вознесения Господня (Вознесенская церковь) города Курска была построена в 1888 году " тщанием прихожан и доброхотных жертвователей " , как писали современники. До этого приходским храмом для жителей Казацкой слободы служила Михайловская церковь на улице Архангельской (ныне К.Либкнехта). Церковь кирпичная, пятикупольная. Построена в стиле позднего классицизма с чертами эклектики. Приземистый четырехстолпный главный храм трапезной связан с трехярусной колокольней, боковые фасады украшены портиками. Правый придел посвящен Покрову Божией Матери, а левый - апостолам Петру и Павлу. В 1888 с Горы Афон были привезены иконы Божией Матери Скоропослушница и великомученика Пантелеимона. В 1893 году усилиями приходского священника Иоанна Ершова в церковной ограде было выстроено каменное одноэтажное здание для одноклассной церковно-приходской школы. Самым известным настоятелем здесь был священник Алексей (Алексий ?) Карасев, служивший с 1909 по 1915 год. Регент первого разряда, устроитель и руководитель певческих курсов, автор многочисленных трудов по церковно-певческой педагогике, он был известен на всю Россию. Судьба пастыря трагична, в 30-ые годы его расстреляли. Кстати, до наших дней сохранился его дом на улице Куровой-Беговой, 5. Одним из источников существования причта Вознесенской церкви до революции были 33 десятины пахотной земли, сдававшейся в аренду. В 1907 году на церковной усадебной земле были построены два деревянных дома для священнослужителей. Третий, купленный прихожанами еще в 1887 году, использовался для псаломщика. В 1919 году частью прихожан Вознесенской церкви в свое заведывание был взят домовой храм в Знаменской роще (бывшей летней резиденции Курских архиереев), где в воскресенье и по праздничным дням совершались богослужения. В 1940 году по решению местных властей храм был закрыт. Но прихожане не отдали его на разграбление безбожникам. Узнав о том что приход собираются закрывать, коренное местное население - казаки - с вилами в руках окружили храм, не дав этого сделать. В храме ежедневно совершалась служба. Во время Великой Отечественной войны храм был вновь открыт для богослужений. Особая благодать, как считается среди православных, в тех церквях, которые не закрывались и не были осквернены. Вознесенский храм - единственный в Курске, который фактически не закрывался со дня освящения и до настоящего времени.

http://sobory.ru/article/?object=01684

В послевоенное советское время земля с огородами была отобрана под парк. Летом 1960 г. была экспроприирована и собственность монастыря. Все его насельницы были переведены в Жировичскую обитель. В здании монастырского храма разметилось местное ДОСААФ. В нем чинили спортивные мотоциклы, в монастырском дворе выгуливали собак члены клуба служебного собаководства. В 1977 г. здания монастыря передали Республиканскому музею атеизма и религии. В самом Рождество-Богородичном храме стали проводиться концерты (в алтаре стоял рояль), а в Свято-Сергиевской церкви проводились выставки художников и выставлялись экспозиции самого музея. В 1992-1995 гг. православному женскому монастырю были возвращены монастырские здания и главный храм. В 1992 г. в праздник иконы Божией Матери «Боголюбская» было совершено первое после закрытия богослужение в храме Рождества Пресвятой Богородицы. А с праздника Успения Божией Матери стали совершаться постоянные монастырские уставные богослужения в Свято-Сергиевском храме монастыря. Комплекс монастыря представляет собой образец позднего барокко. Церковь Рождества Богородицы - это крестово-купольный трехнефный храм с двумя четвериковыми колокольнями по бокам. Мощный купол венчает головка на барабане. К прямоугольной алтарной части примыкали низкие объемы ризниц (в 1984 г. ризница южного фасада перестроена в двухэтажный объем). Главный фасад завершен треугольным фронтоном. Стены декорированы пилястрами, в месте соединения объемов - сдвоенными. По периметру в верхней части стен - широкий профилированный карниз. Внутри крылья трансепта перекрыты цилиндрическими сводами. В северном крыле трансепта хоры, связанные с келейным корпусом. Келейный корпус - двухэтажное Г-образное в форме строение, примыкающее с севера к храму. Окна прямоугольные размещенные нерегулярно. Стены гладко оштукатурены. Теплая (зимняя) церковь зального типа с реминисценциями декора фасадов к древнерусскому стилю. В настоящее время монастырский комплекс включает церковь Рождества Пресвятой Богородицы, церковь во имя Святого преподобного Сергия Радонежского, жилой и хозяйственный корпуса, часовню. В главном соборе монастыря пребывает чудотворный образ Божией Матери «Владимирская», чтимый мироточивый образ Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=40973

В Лисичанске при Никольском храме раздали жителям города теплую одежду. Информационная сводка о помощи беженцам (от 26 сентября 2022 года) 26 сентября 2022 г. 18:35 При храме святителя Николая Мирликийского в Лисичанске прошла благотворительная акция — жителям города раздали теплую одежду. Также Никольский приход передал продуктовые наборы в местное общество людей с инвалидностью. Приход благоверного великого князя Александра Невского при МГИМО в Москве передал с марта беженцам и жителям зоны конфликта около 40 тонн гуманитарной помощи. Священник Полтавской епархии доставил продукты жителям Балаклеи Харьковской области. Священники, волонтеры, сестры милосердия в России регулярно передают в пункты временного размещения (ПВР) продукты, бытовую химию, воду, одежду, обувь, канцелярские товары. Информационная сводка  Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению о церковной помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям от 26 сентября 2022 года. Статистика Помощь раненым, медицинская помощь Размещение беженцев в церковных учреждениях и при поддержке Церкви Гуманитарная помощь Предложить свою помощь или обратиться за помощью в связи со сложившейся острой ситуацией можно по номеру горячей линии церковной социальной помощи «Милосердие»: 8 800 70-70-222. Помочь беженцам и пострадавшим мирным жителям можно, отправив смс на номер 3443 со словом «Беженцы» и суммой пожертвования. Например: «Беженцы 300». Сообщить, какую помощь оказывает ваша епархия беженцам и пострадавшим мирным жителям, можно на почту  diaconia@patriarchia.ru  (необходимо указывать тему письма: «Сводка беженцы»). Актуальная информация о возможностях помощи в епархиях на территории России собрана на  специальной странице  сайта Синодального отдела по благотворительности. Предыдущие информационные сводки о помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям доступны по  ссылке . Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в  Telegram-kahaлe «Дела Церкви»  и  «Дела Церкви. Кратко» ,  «Помощь беженцам»  и в группе Синодального отдела по благотворительности в  VK ,  ОК ,  Viber , на  Уоитиве-канале . Экспертные комментарии и ответы на вопросы — в аккаунте Отдела в  Яндекс.Кью . Диакония.ru / Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5963196.ht...

— В связи с признанным фактом гонений христиан на Ближнем Востоке и в связи с тем, что географически Италия расположена на пути потока мигрантов из стран Ближнего Востока в Европу, были ли случаи, когда христиане-мигранты, оказывающиеся в Италии, обращались за помощью в приходы Русской Православной Церкви? Андрей — Вы правы, Италия расположена на пути потока мигрантов, которые, спасаясь от гуманитарной катастрофы у себя на родине, приезжают в Европу в поисках защиты. Почти ежедневно на итальянский остров Лампедуза прибывают лодки с беженцами. Италия старается их принимать, обеспечивать необходимые условия для того, чтобы они могли интегрироваться в местное общество. Зачастую Италия служит для беженцев лишь транзитной страной по пути в другие европейские государства. Конечно, все эти люди нуждаются в помощи, и, говоря об Италии, отмечу, что такую помощь оказывает прежде всего Католическая Церковь. Существуют различные католические благотворительные организации, которые предоставляют мигрантам кров, пищу, одежду, возможность выучить итальянский язык, получить необходимые для легального пребывания в стране документы. Иногда беженцы обращаются и к нам, в приходы Московского Патриархата в Италии, и мы со своей стороны стараемся помочь тем, чем можем – продуктами питания, размещением и т.д. Но стоит отметить то, что по большей части за помощью к нам обращаются выходцы не с Ближнего Востока, а из братской Украины. Вот таких нуждающихся на наших приходах очень и очень много. С начала кризиса на Украине в Италию прибыли тысячи беженцев в надежде спастись от военных действий на востоке страны. Мы помогаем им не только на месте, но и организуем регулярные отправки и средств, и продуктов, и вещей первой необходимости в охваченные противостоянием регионы. В детские дома, в дома престарелых, в приходы и монастыри Украинской Православной Церкви. — При Управлении Московской Патриархии по зарубежным учреждениям действует Паломническая служба . Какие наиболее популярные маршруты сегодня у российских паломников? Планы развития службы?

http://patriarchia.ru/db/text/5015041.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010