Прор. Моисей с горящим кустом в качестве своего иконографического атрибута может изображаться в композиции «Свыше пророцы Тя предвозвестиша», получившей на Руси название «Похвала Пресвятой Богородицы» (напр., икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, 2-я пол. или кон. XIV в.). Изображение горящего куста сохранилось и в новом изводе этой Богородичной композиции, появившейся на Руси в посл. четв. XV в. (икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, сер. XVI в., ГРМ), а также присутствует в пророческих рядах рус. иконостасов с XVI в. (икона «Пророки Давид и Моисей» из новгородской ц. апостолов Петра и Павла в Кожевниках, сер. XVI в., НГОМЗ). Сюжет с видением прор. Моисею включается и в состав циклов деяний Св. Троицы (напр., икона «Св. Троица в деяниях», 2-я пол. XVI в., из Покровского мон-ря в Суздале, ГРМ). Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» Иконография этого образа Пресв. Богородицы появилась в XVI в. и, по всей видимости, была разработана в окружении свт. Макария, митр. Московского. Первое упоминание изображения с таким названием встречается в деле дьяка Посольского приказа И. М. Висковатого (1553-1554; «Н. К.» приведена Собором в числе сложных сюжетов, которые пишутся «по древним греческим образцом, яко же святии пророци видеша, и святии отци» - Розыск или список о богохульных строках и сумнении святых честных икон диака Ивана Михайлова сына Висковатого в лето 7062//ЧОИДР. 1858. Кн. 2. Отд. 3. С. 36). Самое раннее датированное изображение Богоматери «Н. К.» является одним из сюжетов иконы «Воскресение Христово - Сошествие во ад, с клеймами земной жизни Христа и праздников» вологодского иконописца Дионисия Гринкова (1567-1568, ВГИАХМЗ). К наиболее древним относятся иконы: из собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (40-е гг.- сер. XVI в.) (КБМЗ), из ц. Богоматери «Одигитрия» в Ростове (сер. XVI в., ГМЗРК), из Кириллова Белозерского мон-ря (60-е гг. XVI в., КБМЗ), из Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде (3-я четв. (60-е гг.?) XVI в., НГХМ). 2-й пол. XVI в. датируются иконы из собрания С. П. Рябушинского (ГТГ), из Спасо-Преображенского собора Соловецкого мон-ря (МГОМЗ «Коломенское»), из собора Смоленской иконы Божией Матери московского Новодевичьего мон-ря, из московской ц. Успения Пресв. Богородицы на Апухтинке (ГТГ), в собрании СГХМ. К рубежу XVI и XVII вв. относятся иконы из собрания Н. С. Голованова (ГТГ), а также из с. Усть-Кишерть Пермской обл. (заказ Н. Г. Строганова, 1604-1605, ЕМИИ).

http://pravenc.ru/text/2564944.html

Древнейшие рус. иконы «О Т. р.»: псковская, перевезенная в суздальский Покровский мон-рь (2-я пол.- кон. XV в., ГТГ); московская, созданная в кругу Дионисия (ок. 1480, ГММК, Успенский собор Московского Кремля); новгородская икона-таблетка (кон. XV в., НГОМЗ); икона из местного ряда иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (ок. 1497, КБМЗ; ее композиция близка к псковской иконе, на к-рую мог ориентироваться иконописец еще до перемещения последней в Суздаль). Эти произведения стали образцами для мастеров XVI в. В XVI в. иконография «О Т. р.» развивалась преимущественно в иконописи. Памятники московской школы 1-й пол. XVI в. демонстрируют влияние образа из Успенского собора Московского Кремля. К нему близки икона из Успенского собора Дмитрова (нач. XVI в., ГТГ), а также композиция Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова мон-ря, в нек-рых деталях цитирующая и новгородский извод. Среднерус. мастера XVI в. создавали крупные образы, больше ориентируясь на новгородский извод, но знали и псковский. Иконы из Пафнутиева Боровского мон-ря (ГТГ), из Мурома (МИХМ), из ГМЗК - образцы творческой переработки композиции предыдущего столетия. В Новгороде иконография «О Т. р.» обогатилась новыми элементами, претерпела стилистические изменения. В Пскове известен лишь один памятник XVI в., сочетающий новгородский и московский изводы. В Вологде сюжет развивался в живописи и в мелкой пластике на основе уже известных композиций. В сер.- 2-й пол. XVI в. в Московской Руси иконография «О Т. р.» обогатилась космогоническим элементом - чином Небесных сил, в виде полукольца обрамляющим сферу «словесного рая». Сотериологический элемент иконографии - образы душ праведных или невинноубиенных в виде младенцев - встречается на иконе из Соловецкого мон-ря (кон. XVI в., ГММК) и на иконе из Илиинской ц. Вологды (3-я четв. XVI в., ВГИАХМЗ). В композициях появились и др. отличия: новгородские, а затем и среднерус. иконописцы стали изображать храм фронтально, а не в изометрической проекции (икона из Пафнутиева Боровского мон-ря), крылья ангелов, поддерживающих сферу с Богоматерью, теперь писали раскрытыми, акцентируя роль Небесных сил как посредников между Богом и человеком.

http://pravenc.ru/text/ О Тебе радуется ...

Последование А. в целом не изменилось со времени действия Студийского устава (напр., ГИМ. Син. Л. 142об., XII в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 52). Оно помещено в совр. печатных греч. и рус. Минеях и состоит из цикла стихир на Господи воззвах 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа и канона 4-го гласа с акростихом «ρδβλθυοτεΑρχιππον μν τν σοφν θεηγρον» (Архиппа воспеваю мудрого, богоглаголивого), принадлежащим гимнографу Иосифу, имя к-рого вписано в тропари 9-й песни. По греч. рукописям известен еще один канон А. 2-го гласа без акростиха, с началом: « Ως ορανς σμερον/ Εκκλησα Χριστο» (Ныне Церковь Христова как небо) гимнографа Георгия, имя его вписано в богородичны (Ταμεον. Ν 504. Σ. 169). Этот канон не вошел в печатные богослужебные книги. О. В. Венцель Мученичество святых Архиппа, Филимона и Апфии. Миниатюра из Минология. XI в. (ГИМ) Мученичество святых Архиппа, Филимона и Апфии. Миниатюра из Минология. XI в. (ГИМ) Иконография. А. изображается средовеком, в хитоне, гиматии; бывает представлен с ап. от 70 Филимоном и Апфией (как правило, в мучении), чья память празднуется в тот же день, или единолично, а также в композиции «Собор святых апостолов». Изображен на миниатюрах: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 200, 976-1025 гг.,- в мучении); в Минологии (ГИМ. Греч. 183. Fol. 101, посл. четв. XI в.,- в мучении, с ап. Филимоном и Апфией); в греко-груз. рукописи (РНБ. О. I. 58. Л. 100об., XV в.,- в рост, с ап. Филимоном и Ананией, память к-рого приходится на 4 янв. и 1 окт.). В настенных минологиях на февраль: в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; в ц. вмч. Георгия в с. Воронец (Румыния), ок. 1504 (?); в ц. свт. Николая в Пелиново, 1717-1718 гг.; возможно, изображение мученичества представлено под 22 нояб. в церквах мон-рей Дечаны и Козия. В рус. памятниках: на минейной иконе на февраль, кон. XVI в., на иконе из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (ВГИАХМЗ). В Соборе апостолов представлен слева внизу на иконе «Апостольская проповедь», 1660-1662 гг., письма Феодора Евтихиева Зубова (?) (ЯИАМЗ).

http://pravenc.ru/text/76546.html

Спас в силах. Икона из деисусного чина Глушицкого мон-ря. 1-я четв. XVI в. (ВГИАХМЗ) Спас в силах. Икона из деисусного чина Глушицкого мон-ря. 1-я четв. XVI в. (ВГИАХМЗ) Вероятно, в 1528 г., во время посещения Г. м. вел. кн. Василием III Иоанновичем и Еленой Васильевной Глинской , была подтверждена иммунитетная грамота Г. м. на тони по р. Сухоне, данная в XV в. вологодским кн. Андреем Васильевичем. В 1543/44 г. Г. м. владел ок. 70 поселениями, в т. ч. более 20 починками. Жалованными грамотами царей Иоанна IV Васильевича от 5 июля 1548 г., Бориса Феодоровича Годунова от 15 янв. 1600 г., Василия Иоанновича Шуйского от 27 июня 1606 г., Михаила Феодоровича Романова от 9 янв. 1614 и 9 мая 1621 г. Г. м. наделялся землями и рядом льгот. По описи 1679 г., Г. м. владел 5 селами и 28 деревнями, в к-рых находились 158 крестьянских и бобыльских дворов и 3 мельницы. В каждом селе находился монастырский двор. В разное время к Г. м. было приписано 9 мон-рей и пустыней; имелось подворье в Вологде. В нач. XVI в. Г. м. перешел из ведения Ростовской епархии к Вологодской епархии. Игумен мон-ря ставился уже Вологодским епископом по челобитью братии (РИБ. Т. 2. 266. Стб. 1112). В XVI в. Г. м. был степенным, среди вологодских обителей занимал 4-е место после Спасо-Каменного , Димитриева Прилуцкого и Павлова Обнорского мон-рей . Царь Иоанн Грозный в послании старцам Кириллова Белозерского мон-ря писал, что «в наших глазах у Дионисия преподобного на Глушицах и у великого чудотворца Александра на Свири бояре не постригаются, и монастыри эти процветают постническими подвигами». Однако с кон. XVI в. значение Г. м. начало постепенно падать. Если подпись игумена Г. м. в акте Собора 1581 г. стояла на 29-м месте, то в грамоте об избрании на царство Бориса Годунова 1598 г. уже на 39-м. В степени Соборного уложения 1649 г. настоятель Г. м. упоминается лишь на 43-м месте, в Росписи Монастырского приказа 1661 г. Г. м. занимал 14-е место. По уложению 1649 г., «за бесчестье» игумена Г. м. полагалось 20 р. штрафа, «за бесчестье» келаря - 15, казначея - 10 р.

http://pravenc.ru/text/165173.html

С XII в. на изображениях Е. появляются золотые узоры: Е. на архиеп. Антонии, игум. Синайского мон-ря (икона «Лествица прп. Иоанна Лествичника», XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), на святителях Клименте, папе Римском, Ипатии («Еупатии») Гангрском и Николае Чудотворце (новгородская икона «Спас на престоле, с избранными святыми», 2-я пол. XIII - нач. XIV в., ГТГ); на свт. Николае Чудотворце (новгородская икона «Свт. Николай Зарайский и ап. Филипп», 1-я пол. XIV в., ГТГ). С XIII в. встречаются Е. с контрастными цветовыми сочетаниями красной и белой материи, с жемчугом и золотым шитьем: на святителях Василии Великом и Николае Чудотворце, представленных на боковых полях диптиха «Богоматерь с Младенцем» - «Вмч. Прокопий» (2-я пол. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); на свт. Василии Великом, изображенном на царских вратах из Успенской ц. погоста Кривое на Сев. Двине (2-я пол. XIII в., ГТГ). На самых ранних житийных иконах изображение Е. в облачении иерея может быть опущено (клеймо иконы «Вмч. Пантелеимон, с житием», нач. XIII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае) даже в сценах совершения таинств (клеймо этой же иконы «Св. Ермолай совершает крещение Пантелеимона»). Фрагмент изображения лицового шитья епитрахилии на иконе «Свт. Николай Чудотворец». 3-я четв. XVI в. (ВГИАХМЗ) Фрагмент изображения лицового шитья епитрахилии на иконе «Свт. Николай Чудотворец». 3-я четв. XVI в. (ВГИАХМЗ) С XIV в. Е. изображали подробно, соответственно др. деталям ставшего более сложным и пышным облачения святителей. Таковы златотканые, с жемчугом, драгоценными камнями и разноцветными кистями Е. на святителях по сторонам смертного ложа свт. Василия Великого (икона «Успение свт. Василия Великого», XV в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); Е. со сложными узорами (напр., завитками лозы с пальметтами внутри) на святителях на фресках апсиды парекклисиона церкви к-польского мон-ря Хора (Кахрие-джами) (ок. 1316-1321), в композиции «Поклонение Жертве» в апсиде кафоликона мон-ря Преображения Господня, Метеоры (кон. XV в.); Е. на свт. Николае Чудотворце в росписи кафоликона свт. Николая мон-ря Анапавса, Метеоры (мастер Феофан Критский, 1527); Е. на прп. Зосиме, причащающем прп. Марию Египетскую (фреска в нартексе кафоликона мон-ря Преображения Господня, Метеоры, 1-я пол. XVI в.). Эта особенность унаследована искусством Др. Руси: Е. на фигурах святителей на иконах-«полотенцах» (таблетках) (2-я пол. XVI в., из Покровского собора Суздаля), Е. с фигурами свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста на свт. Николае (икона «Свт. Николай Чудотворец», 3-я четв. XVI в., из Леонтьевской ц. Вологды, ВГИАХМЗ).

http://pravenc.ru/text/190057.html

Свидетельство самой книги не позволяет сделать вывод о безусловной верности к.-л. из 2 датировок. Те места, к-рые можно было бы рассматривать как указания на время создания И. Б. О., допускают различное толкование. В Откр 11. 1-2 говорится о том, что Тайнозритель должен измерить храм и «поклоняющихся в нем». Сторонники ранней датировки видят здесь указание на еще стоявший Иерусалимский храм, разрушенный римлянами только в 70 г. Однако большинство авторов (как древних, так и современных) понимают эти слова символически. В Откр 17. 7-11 описывается «зверь», на котором сидит «великая блудница» (17. 2), а его головы отождествляются с 7 царями, из которых «пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, недолго ему быть» (17. 10). При отнесении образа зверя к Римской империи - этот взгляд разделяется большинством современных экзегетов - в его головах естественно видеть именно рим. императоров, и тогда вопрос датировки сводится к определению того, кто этот 6-й царь, к-рый «есть» и при к-ром соответственно написана книга. Однако дать однозначный ответ на этот вопрос практически невозможно. Во-первых, отсутствуют четкие критерии для определения того, кто должен считаться 1-м царем, и следует ли включать в подсчет императоров Гальбу, Отона и Вителлия, правивших после смерти Нерона в общей сложности менее полутора лет. Во-вторых, неясно, является ли число царей (7) историческим или символическим. Если первым царем считать Октавиана Августа или Юлия Цезаря при условии, что учитываются и 3 императора, правившие после Нерона, то 6-м получаются Гальба (правил с июня 68 по январь 69 г.) или Нерон (54-68). Если считать Августа 1-м царем и не учитывать Гальбу, Отона и Вителлия, тогда 6-м оказывается Веспасиан (69-79). Видение ап. Иоанна Богослова. Икона. 3-я четв. XV в. (ВГИАХМЗ) Видение ап. Иоанна Богослова. Икона. 3-я четв. XV в. (ВГИАХМЗ) Первые 2 варианта безусловно благоприятствуют ранней датировке И. Б. О., а 3-й ее допускает. Но нек-рые исследователи за точку отсчета предлагают принять смерть и воскресение Иисуса Христа как события, определяющего богословие И. Б. О. ( Collins A. 1984; Prigent. 2000). Первым по счету царем при таком подходе может рассматриваться либо Тиберий, при к-ром Христос был распят, либо Калигула, к-рый был 1-м императором, взошедшим на престол после этого события. Если 1-м царем считать Тиберия, то в случае учета 3 императоров, правивших после Нерона, 6-м оказывается Отон (правил с янв. по апр. 69 г.), а без них им будет Тит (79-81). Если 1-м царем принять Калигулу, 6-м является либо Вителлий (правил с апр. по сент. 69 г.), либо Домициан. Отон и Вителлий в роли 6-го царя соответствуют ранней датировке И. Б. О., Тит в строгом смысле слова не соответствует ни ранней, ни поздней, и лишь делающий Домициана 6-м царем вариант с Калигулой как 1-м царем (при пропуске Гальбы, Отона и Вителлия) соответствует поздней датировке.

http://pravenc.ru/text/471605.html

В 1992 г. сохранившийся деревянный храм во имя преподобных Дионисия и Амфилохия был открыт как приходской (с. Покровское Сокольского р-на Вологодской обл.), к нач. 2006 г. приписан к Димитриеву Прилуцкому мон-рю. В дни больших праздников братия обители совершает в храме богослужения. Справа от царских врат хранится икона XIX в. с гробницы преподобных Макария, Тарасия и Феодосия. Сохранилось неск. икон деисусного чина из Покровского собора Г. м. (1-й четв. XVI в.; ВГИАХМЗ), житийная икона преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких (XVII в.; ВГИАХМЗ), икона «Благоразумный разбойник» (XVII в.; ВГИАХМЗ), двусторонняя икона «Спас Нерукотворный. Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие» (сер. XVIII в.; ЦМиАР). Из б-ки мон-ря сохранились рукописные синодик (XVII в.; ВГИАХМЗ. 2139), Житие преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (XVII в.; ВГИАХМЗ. 1841), сб. «Устав монастырский» (XVII в.; ВГИАХМЗ. 4357). Арх.: РГАДА. Ф. 281. 2581, 2585, 2594, 2639, 2666, 2677; Ф. 1209. Кн. 62, 14726, 14732, 14880, 14733, 14737, 14881; ГАВО. Ф. 343. 3; Ф. 496. Оп. 1. Д. 1488, 18634, 19354; ГАВО. Ф. 523. Оп. 1. Д. 1, 35, 41, 55, 58, 102, 125, 203; ВГИАХМЗ. 433, 1018, 1841, 1989, 2014, 2094, 2095, 2139; 7296, 7297, 10632, 26954/2, 29443/161. Ист.: Опись книгам, в степенных мон-рях находившимся, составленная в XVII в.//ЧОИДР. 1848. 6. С. 43-44; ПСРЛ. Т. 6. С. 48; Т. 8. С. 242; Т. 12. С. 255; Т. 20. Ч. 1. С. 373; Т. 26. С. 295; Т. 39. С. 175; Ведомость о Глушицком мон-ре 1763 г.//Вологодские ЕВ. 1876. 18. С. 265-267; Опись Глушицкого мон-ря 1679 г.//Там же. С. 257-262; Ведомость о суммах, ассигнованных к отпуску из казны на штатное содержание по Вологодской епархии на 1888 г.//Там же. 1888. 4/5. С. 56-57; АСЭИ. Т. 3. 252-262. С. 273-280; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Др. Руси: Рукоп. кн. Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV в. М., 1980. С. 123-124; Соборное Уложение Алексея Михайловича, 1649 г.//Рос. законодательство X-XX вв. М., 1985. Т. 3: Акты Земских соборов. С. 107; Памятники письменности в музеях Вологодской обл. Вологда, 1987. Ч. 1. Вып. 1. 30, 34, 52; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ. СПб., 2003; Семячко С. А. Житие Дионисия Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера. СПб., 2005. С. 77-216.

http://pravenc.ru/text/165173.html

XIX в. (ЦМиАР) действие происходит в интерьере с 2 келейными образами троицкого игумена в красном углу, М. склонился к стоящему на коленях прп. Сергию, спрятав лицо в складках мантии, куколь лежит на плечах. Этот же сюжет получил распространение как одно из клейм в житийной иконографии прп. Сергия, начиная с местного образа с 19 клеймами посл. четв. XV в. письма Дионисия из иконостаса Троицкого собора ТСЛ (Троицкий образ прп. Сергия Радонежского. М., 2010. С. 106-107). Образ М. с поднятыми к лицу покровенными руками едва виден в глубине арочного проема палаты за фигурой коленопреклоненного прп. Сергия, его голова не покрыта, персональные черты иконописцем не выявлены. В житийных циклах, восходящих по иконографии к образу из Троицкого собора, в 12-м клейме изображен М. (в остальных клеймах среди учеников образ М. не обозначен), иконы: 80-90-х гг. XV в. (из Успенского собора Московского Кремля, ГММК); ок. 1510 г. предположительно письма Феодосия, сына Дионисия (из Успенского собора в Дмитрове, ЦМиАР); 1-й трети XVI в. (из ц. Благовещения Богородицы в Чудовом мон-ре, ГММК); 1591 г. и кон. XVI в. работы мон. Евстафия (Головкина) (СПГИАХМЗ, ПЗИХМЗ; см.: Попова Т. Л. Иконы из собр. Переславского музея-заповедника. Рыбинск, 2015. С. 58-63. Кат. 17); нач. XX в. (ГМИР) и др. На иконе нач. XVI в. (ок. 1512?), предположительно происходящей из надвратной ц. прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевом монастыре (СПГИАХМЗ), М. изображен на фоне арки рядом с прп. Сергием; на московской иконе ок. 1586 г. из Троицкого собора в Ипатиевском мон-ре Костромы (КГОИАХМЗ) юный М. написан в проеме палаты еще не упавшим на колени; на иконе кон. XVI в. из ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Троице-Сергиевом мон-ре (СПГИАХМЗ) - изображен в профиль; на ростовской иконе 1-й пол.- сер. XVI в. из ц. прп. Сергия Радонежского в Борисоглебском мон-ре на Устье (ГМЗРК) - М., средовек с небольшой русой бородой, предстоит в молении за прп. Сергием (как прп. Никон в др. иконографическом изводе). О событии рассказано в 2 клеймах на житийных иконах 1-й пол. XVII в. с дополнениями 3-й четв. XVII в. (Древности и духовные святыни старообрядчества. М., 2005. С. 96-97. 58) и 1-й трети XVIII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря (ВГИАХМЗ): сначала прп. Сергий молится и предупреждает М. о чудесном посещении, затем оба встречают Пресв. Богородицу с апостолами. На некоторых иконах подписано имя М.; с нач. XVI в., гл. обр. в троицких произведениях, встречаются его изображения с нимбом.

http://pravenc.ru/text/2563830.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГУРИЙ Свт. Гурий, архиеп. Казанский. Фрагмент Казанской иконы Божией Матери. 1-я четв. XVII в. (ВГИАХМЗ) Свт. Гурий, архиеп. Казанский. Фрагмент Казанской иконы Божией Матери. 1-я четв. XVII в. (ВГИАХМЗ) (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495, Радонеж - ночь с 4 на 5.12.1563, Казань), свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Казанский и Свияжский. Основным источником сведений о святом является Житие святителей Варсонофия и Г. (см. ст. Варсонофий, свт. , еп. Тверской), написанное в 1596-1597 гг. митр. Казанским и Астраханским сщмч. Ермогеном (впосл. патриарх Московский и всея Руси) по повелению царя Феодора Иоанновича и патриарха св. Иова вскоре после канонизации Г. Согласно Житию, святитель происходил из обедневшего дворянского рода. Род московских служилых людей Руготиных известен с кон. XV в., уходит корнями в сер. XIV в., ведет свое происхождение из Можайска (см.: Кузьмин А. В. Князья Можайска и судьба их владений в XIII-XIV вв.: Из истории Смоленской земли//ДРВМ. 2004. 4(18). С. 116. Примеч. 55, 56; Беляев Л. А. Русское средневековое надгробие. М., 1996. С. 328). Родственник Г. Феогност (Руготин) был, как и Г., пострижеником Иосифова волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , впосл. являлся игуменом Селижаровского во имя Святой Троицы монастыря ( Зимин. Крупная феодальная вотчина. С. 156). В синодике казанского Благовещенского собора под заголовком «Род святителя Гурия» записан прп. Иосиф Волоцкий. Несмотря на то что в Житии о родстве Г. с прп. Иосифом ничего не говорится, запись в синодике дает основание для предположения о родственных связях Саниных и Руготиных. По сообщению Жития, в молодые годы Г. Руготин был холопом (по-видимому, боевым) кн. Ивана Пенкова Ярославского, затем стал «управителем» хозяйством. Заподозрив Григория в прелюбодеянии со своей женой, Пенков хотел его казнить, но за слугу заступился сын князя. (Возможно, господином Григория был не кн. Иван (Хомяк) Данилович Пенков († 1540), не имевший детей, а его брат кн. Василий († между 1527 и 1530), женатый на Арине (Ирине) и имевший сына Ивана, к-рый ок. 1557 стал боярином; см.: Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV - 1-й трети XVI вв. М., 1988. С. 92-93; Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб., 1992. С. 120.) Григорий был брошен в темницу, где провел ок. 2 лет, питался овсом, к-рый ему сбрасывали в снопах. Один из охранников передавал узнику бумагу и чернила, Григорий писал азбуки, охранник их продавал, а деньги по указанию узника раздавал нищим. По молитвам Григория однажды двери темницы чудесным образом оказались открыты, и он отправился в Иосифов волоколамский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/168357.html

XVII в. из ц. Воскресения Христова на Дебре в Костроме вместе с Московскими святителями изображены апостолы Петр и Павел. На иконе 2-й пол. XVIII в. (ВУИАХМ) святители П., Алексий, Иона, с одной стороны, и Модест, Антипа и Власий - с другой, молятся образу Божией Матери «Знамение»; на правой створке складня «Деисус» нач. XVII в. (из коллекции Л. К. Зубалова, ГРМ) святители П. и Алексий предстают вместе с блгв. князьями Борисом и Глебом; на столбике царских врат (1643, Троицкий собор, ТСЛ) - вместе с Византийскими и Московскими святителями и ветхозаветными праведниками. В ряду избранных святых П. представлен, напр., на иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ; вместе со свт. Иоанном Милостивым, вмц. Екатериной и прп. Елисаветой), на иконе 2-й пол. XVIII в. (Национальная галерея Республики Коми; вместе со свт. Василием Великим, блж. Прокопием Устюжским, мч. Евфимием (?)). Нередко в числе избранных святых П. изображен на полях икон, в т. ч. в клейме на иконе Божией Матери «Одигитрия» из ц. Спаса на Валушках в Каргополе 2-й четв. XVI в. (ВГИАХМЗ); на складне «Праздники и избранные святые» 2-й пол. XVI в. (СПГИАХМЗ); на левой створке складня «Ярославская икона Божией Матери, с праздниками и святыми» 1491 г. (из ц. прор. Илии в Сандырях (ныне в черте Коломны), ГТГ); на многочисленных иконах «Шестоднев, с избранными святыми» 1-й пол. XIX в. палехских мастеров (мастерская В. И. Хохлова, ГТГ, ЦМиАР, ГИМ, частные собрания); в композициях с тезоименитыми святыми («семейная» икона гр. А. А. Аракчеева для ц. ап. Андрея Первозванного в усадьбе Грузино, нач. XIX в., ГЭ) и др. Образ П. помещен в числе предстоящих и припадающих на иконах Божией Матери «Моление о народе», напр., посл. четв. XV в. (поновление - 1775, частное собрание); 30-40-х гг. XVI в. из собрания Рахмановых (старообрядческий Покровский собор при Рогожском кладбище в Москве); 2-й пол. XVI в. (ГИМ); 2-й четв.- сер. XVI в. (из ц. Владимирской иконы Божией Матери в Вологде, ВГИАХМЗ); 1-й четв. XVII в. (ГММК); на прорисях с икон XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010