В молении перед сидящей на престоле Богоматерью с Младенцем П. и свт. Алексий представлены на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР); коленопреклоненными перед стоящим Спасителем - на иконе «Господь Вседержитель (Спас Смоленский), с припадающими святителями Петром, Алексием, Ионой и мч. Феодором» кон. XVI - нач. XVII в. (ГММК), и на аналогичной иконе с припадающими П. и прп. Ефремом Перекомским 1760 г. (частное собрание; согласно надписи на обороте, икону написали монахи Задне-Никифоровской пуст. Ефрем и Петр). Вместе с вмц. Екатериной на фоне пейзажа П. предстоит Спасителю в облачном сегменте на иконе 90-х гг. XVIII в. (ЦМиАР; принадлежала Е. П. Филинковой, в окладе 1859 г.); один он представлен на холмистом поземе в молении ко Спасителю на иконе, исполненной в XVII в. или позднее (КБМЗ). Образ П. включали в минейные циклы (иконы на авг. и дек. нач. XVII в. (?), ЦАК МДА); преставление П. помещено на декабрьских минейных иконах из Иосифова Волоколамского мон-ря (1569, ГРМ) и из ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде ( 1-я четв. XVII в. ВГИАХМЗ). Перенесение мощей П. изображено на иконе «Господь Вседержитель с пророками, праздники и святые» сер. XVI в. (из ц. вмц. Параскевы Пятницы в Каргополе, ВГИАХМЗ; этот сюжет расположен на 6-м сверху ярусе, регистром выше П. изображен в рост среди избранных святых); на двусторонней иконе-таблетке «Минея на август» 1698 г. письма К. И. Уланова (ГТГ). Образ П. вводили в сложные и многочастные иконописные композиции, такие как «Древо государства Московского» 1663 г. письма Симона Ушакова из иконостаса московской ц. Св. Троицы в Никитниках (ГТГ; П. вместе с вел. кн. Иоанном Калитой поливает корни древа). Его образ встречается в лике святителей на иконах «О Тебе радуется» (кон. XV в., ГММК), «Покров Пресв. Богородицы» (30-е - 40-е гг. XVI в., из собрания Н. П. Лихачёва, ГРМ), «Страшный Суд» 80-х гг. XVI в. (из Сольвычегодска, ГРМ), на иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 1-й пол. XVIII в. (?) из моленной Никиты Васильева в дер.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Согласно его иконографии, сложившейся к концу иконоборческого периода, он обычно изображается с темными волосами с проседью и заостренной бородой средней длины. Одно из ранних единоличных изображений Д. А. было представлено на несохранившейся мозаике в тимпане наоса собора Св. Софии К-польской (ок. 878; известно по рис. Г. Фоссати). Изображение Д. А. сохранилось в диаконнике кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.); в сев. апсиде каппадокийской ц. Ала-килисе в Белисырме (XI в.); в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/06); в кафедральном соборе в Чефалу, Сицилия (1148); в Палатинской капелле в Палермо, Сицилия (50-60-е гг. XII в.); в трапезной мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе (ок. 1200); в ц. св. Афанасия «ту Музаки» в Кастории (1384-1385). Икон с единоличным образом Д. А. немного, наиболее значимая из них по художественным качествам - икона XVI в. из мон-ря Пантократор на Афоне (ГЭ). На Руси образ Д. А. включен в декорацию жертвенника ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199); алтаря собора Спасо-Евфросиниева мон-ря в Полоцке (3-я четв. XII в.; в руках держит свою голову); ц. св. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре в Вел. Новгороде (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.). Д. А. изображается в композиции «Успение Пресв. Богородицы» среди святителей - очевидцев события Иакова Иерусалимского, Тимофея Эфесского, Иерофея Афинского. Вероятно, к ранним примерам изображения можно отнести миниатюру в Минологии из Великой Лавры св. Афанасия на Афоне (Laur. D 54. Fol. 134v, кон. X-XI в.). Святители, среди к-рых, очевидно, представлен и Д. А., изображены в сцене «Успение Пресв. Богородицы» в росписи ц. Св. Софии в Охриде (сер. XI в.), в ц. Асину и др.; на иконах из Десятинного мон-ря (нач. XIII в., ГТГ), из Успенского собора Московского Кремля (ок. 1479, ГММК), из Троицкого собора Павлова Обнорского мон-ря (Дионисий (?), ок. 1500, ВГИАХМЗ), из Успенского собора Иосифова Волоколамского монастыря (1591-1599, ЦмиАР) и на мн. др. Образ Д. А. устойчиво включается как в краткую редакцию «Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/178443.html

Панагии Аракос близ Лагудеры (1192), в ц. св. Николая (Агиос-Николаос тис Стегис) близ Какопетрии (XI в.), а также в мозаике собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.), в росписи алтаря в соборе Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря в Вел. Новгороде (1125), в ц. арх. Михаила в Риле, Болгария (рубеж XI и XII вв.), в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези, Македония (1164), и др. Образ Е. К. включен в большинство известных минейных циклов на май и представлен на миниатюрах рукописей (в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и Житием вмч. Димитрия Солунского - Охоп. Bodl. F. 1. Fol. 39v, Фессалоника, 1327-1340 гг.; в греко-груз. рукописи XV в., т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O. I. 58. Л. 113 об.), в настенных минологиях церквей (вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320), Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (ок. 1350), св. Апостолов в Пече, Косово и Метохия (1561), свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718)), в иконописных и гравированных минеях (на иконе на май (кон. XVI в., Москва, КГОИАМЗ), на иконе на май из ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде (кон. XVI в., ВГИАХМЗ), на иконе «Минея годовая» (нач. XIX в., УКМ), на листовых гравюрах на каждый месяц года Г. П. Тепчегорского (1722) и И. К. Любецкого (1730)). В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) Е. описан как «старец плешивый, с седою бородой» (Ерминия ДФ. Гл. 3. § 8. С. 160, 22). В рус. сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) о святом сказано: «…подобием стар и сед власы, брада продолговата аки Власиева (свт. Власия Севастийского.- Авт.), ризы святительския крестечныя, саккос; испод празелень, в омофоре, на главе шапка святительская, в руках Евангелие» ( Филимонов. Иконописный подлинник. 1874. С. 342-343). Лит.: Менолог. 1973. С. 279, 283, 299, 338, 372, 387; Jolivet-Levy C. Les eglises byzantines de Cappadoce. P., 1991. P. 78, 87, 89, 97, 101-102, 196, 322, 325; Евсеева. Афонская книга. 1998. С. 302; Прашков Л. Новооткрытые росписи рубежа XI-XII вв. в кладбищенской ц. арх. Михаила в г. Рила Болгарии//ДРИ. СПб., 2002. [Вып.:] Византия, Русь, Зап. Европа: Искусство и культура. С. 100-114; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI-1-я четв. XII в.: Кат. СПб., 2004. С. 579-582.

http://pravenc.ru/text/Епифаний ...

Наиболее ранняя икона такой иконографии (3-я четв. XVII в. под записью XIX в., ВГИАХМЗ) происходит из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре. На иконе 1-й пол. XVIII в. из вологодской ц. Преображения на Болоте (ВГИАХМЗ) И. находится между преподобными Григорием Пельшемским и Галактионом Вологодским, у него высокий лоб и прямая борода до середины груди. На иконе из ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Вологде (2-я пол. XVIII в., ВГИАХМЗ) по сторонам ростового образа Спасителя И. изображен в числе 81 святого, он имеет широкую длинную бороду и волнистые с проседью волосы. Образ И. (высокий лоб и длинная клинообразная седая борода) помещен в правой части иконы «Спас Всемилостивый, с предстоящими и припадающими святыми» (2-я пол. XVIII в., ВГИАХМЗ). На иконе «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» (3-я четв. XVIII в., ВГИАХМЗ) И. изображен в правой части иконы во 2-м регистре сверху, вполоборота влево, рядом с прп. Герасимом Вологодским, напротив - прп. Арсений Комельский и свт. Николай Чудотворец. И.- средовек с тонкими чертами лица, почти без седины в лежащих «шапкой» волосах, борода широкая и пышная, с проседью. Одеяния писаны по золоту, складки обозначены коричневым цветом, параман и куколь темно-синего цвета с белыми крестами. На иконах 1778 г. кисти Лазаря Ершова «со товарищи» (из кафедрального Троицкого собора Архангельска, АМИИ) и 1779 г., написанной вологодскими мастерами Димитрием и Иваном Сумароковыми (из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды, ВГИАХМЗ), И. представлен в левой части композиции коленопреклоненным, руки сложены крестообразно на груди, волосы с проседью, спускаются на шею короткими волнистыми прядями, борода на конце раздвоена. На иконе из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского в Вологде (нач. XIX в., ВГИАХМЗ) И. также показан в земном поклоне (вместе с преподобными Сергием Нуромским и Арсением Комельским), в темно-вишневой мантии и красной рясе, куколь и параман синие. На иконе XVIII в. «Явление Богородицы и свт. Николая пономарю Юрышу, с русскими чудотворцами» из ц. Преображения на Болоте Вологды (ВГИАХМЗ) И. показан коленопреклоненным справа в нижнем ряду предстоящих. В иконостасе вологодской ц. свт. Лазаря, еп. Кипрского, между северными и царскими вратами имеется писанная маслом икона нач. ХХ в.- на золотом фоне изображена Богоматерь с Младенцем и предстоящие прп. Корнилий Комельский и И.

http://pravenc.ru/text/389625.html

Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» На иконах XVIII-XIX вв. «Спас Вседержитель с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами» Е. обычно представлен рядом с учеником Х. и др. пострижеником Спасо-Каменного мон-ря, прп. Александром Куштским. К наиболее ранним их изображениям в сонме Вологодских святых относится икона 3-й четв. XVII в. (под записью XIX в.) из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре (ВГИАХМЗ). Е. помещен слева, в одном ряду с Х. и прп. Иоасафом Каменским, в знак принадлежности к братии Спасо-Каменной обители. Изображен вполоборота вправо, в монашеском одеянии, с куколем на плечах, руки перед грудью в молитвенном жесте, волосы и средней длины широкая борода с небольшой проседью. Прп. Евфимий Сянжемский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель с Вологодскими чудотворцами». Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы. 1779 г. (ВГИАХМЗ) Прп. Евфимий Сянжемский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель с Вологодскими чудотворцами». Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы. 1779 г. (ВГИАХМЗ) На иконах этого извода 1-й пол. XVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте и XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье в Вологде, на образе «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» 3-й четв. XVIII в., на иконе 1779 г. письма Димитрия Сумарокова и его сына Ивана, происходящей из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды (все в собр. ВГИАХМЗ), на образе XVIII в. предположительно работы великоустюжского мастера (ВУИАХМЗ) Е. изображен, как правило, седым или со значительной проседью, с большими залысинами на лбу и короткими волнистыми волосами, длина и ширина бороды варьируются - пышная и окладистая до середины груди или более длинная, сужающаяся книзу, со слегка раздвоенным кончиком, иногда клинообразная, что более соответствует предписаниям иконописных подлинников. Иначе выглядит Е. на иконе нач. XIX в. из вологодской семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского (ВГИАХМЗ). Он изображен справа от Иисуса Христа, с прижатой к груди десницей, без лысины, с небольшой проседью, с раздвоенной длинной бородой, лежащей на груди 2 широкими волнами. Рядом с Е. везде изображен Х.- средовек в монашеском одеянии с опущенным на плечи куколем, со слегка волнистыми волосами и широкой окладистой бородой с проседью (иногда с небольшими залысинами на лбу). Исключение составляют иконы 1-й пол. XVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте и XVIII в. неизвестного происхождения (ВГИАХМЗ), где оба чудотворца представлены с длинными лопатообразными бородами со значительной проседью, но Х. изображен менее седым. На подобных иконах руки Х., как правило, в жесте моления, в произведении Сумароковых скрещены перед грудью.

http://pravenc.ru/text/187778.html

ч. «местный» образ Д. и прп. Игнатия «на одной цке. Вверху Отечество» ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 177). Раннее сохранившееся произведение - шитая пелена 1-й пол. XVII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря (ВГИАХМЗ) с текстом общего тропаря на каймах, где Д. с развернутым свитком и прп. Игнатий в молении предстоят благословляющему из облаков Спасителю. Эту иконографию повторяют вологодские иконы сер.- 2-й пол. XVII в. (ЦМиАР), посл. трети XVII в. из ризницы Соловецкого мон-ря (АМИИ, см.: Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат./Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. С. 32. Кат. 23; текст на свитке: «Братие, повинуйтеся наставником вашим и покаряитеся...»), XIX в. из ц. во имя ап. Андрея Первозванного во Фрязинове в Вологде (на доске XVII в., ВГИАХМЗ). Возможно, они получили значение праздничных образов после того, как в кон. XVII-XVIII в. была составлена общая служба святым. Прп. Димитрий Прилуцкий. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими святыми». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Димитрий Прилуцкий. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими святыми». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) С сер. XVII в. известен новый вариант парного изображения Прилуцких святых - с обителью в руках (ГМЗК), что отражает их почитание как покровителей мон-ря. Этот тип, повторяющий подобные изображения преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, получил распространение при св. Маркелле , архиеп. Вологодском, встречается в памятниках вологодского искусства XVIII-XIX вв. в неск. вариантах, одним из к-рых является точное изображение вида обители на 2-м плане композиции (иконы 1-й пол. XVIII в. из Успенского жен. монастыря Вологды, 2-й пол. XIX в., обе в собр. ВГИАХМЗ). Святые, поддерживающие мон-рь, представлены также в среднике иконы с 20 клеймами жития Д. 1-й пол. XVIII в. из ц. во имя вмч. Георгия Победоносца в Вологде (ВГИАХМЗ). В др. изводе Д. и прп. Игнатий показаны припадающими к стопам Спаса Вседержителя с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке, по сторонам - ангелы с орудиями Страстей.

http://pravenc.ru/text/178017.html

Образ И. включен в сонм Вологодских чудотворцев, предстоящих Спасу Вседержителю на неск. иконах 2-й пол. XVII-XIX в. На вологодских иконах И., как правило, показан седым старцем с непокрытой головой, с правильными тонкими чертами лица, с окладистой бородой до середины груди. Его образ помещен в верхней части композиции, в молении, без к.-л. атрибутов в руках, рядом с др. Пермскими святителями. Так, на иконе этого извода 3-й четв. XVII в. (под записью) из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре близ Вологды И. изображен верхним в правой группе (ВГИАХМЗ, упом. в Описи имущества мон-ря 1675 г.- ОПИ ВГИАХМЗ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1. Л. 2 об.). На иконе 1-й четв. XVIII в. из вологодской ц. равноапостольных Константина и Елены (ВГИАХМЗ) в верхнем регистре представлены все Великопермские святители, в левой части - Стефан, Антоний Вологодский и И., справа - Питирим и Герасим. И.- седой старец с пышными, немного волнистыми волосами. Святители Герасим, Питирим и Иона, епископы Пермские. Роспись ц. вмц. Варвары. Кон. ХХ в. (Скоропослушнический Богородицкий мон-рь в г. Печора, Республика Коми) Святители Герасим, Питирим и Иона, епископы Пермские. Роспись ц. вмц. Варвары. Кон. ХХ в. (Скоропослушнический Богородицкий мон-рь в г. Печора, Республика Коми) На иконе 1-й пол. XVIII в. из вологодской ц. Спаса Преображения на Болоте (ВГИАХМЗ) напротив изображенного справа И. (седые кудрявые волосы лежат 4 волнами, окладистая борода разделена на 3 пряди) написан св. Модест, патриарх Иерусалимский. На иконе XVIII в. из вологодской Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье (ВГИАХМЗ) седовласый И. представлен между святителями Питиримом и Герасимом Пермскими. На иконе 2-й пол. XVIII в. из вологодской ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери (ВГИАХМЗ) И. также изображен между ними, у святителя широкая прямая борода со значительной проседью. На иконе «Спас Всемилостивый, с предстоящими и припадающими святыми» 2-й пол. XVIII в. предположительно работы великоустюжского мастера (ВУИАХМЗ) И.- в левой части композиции, с длинными кудрявыми волосами до плеч и пышной, раздвоенной на конце, слегка волнистой бородой, правая рука прижата к груди, левая опущена и отведена в сторону.

http://pravenc.ru/text/578252.html

Особую группу составляют изображения Д. (как правило, в левой части композиции) в рост вместе со своим учеником прп. Амфилохием. На иконе XVII в. из ц. ап. Андрея Первозванного во Фрязинове в Вологде (ВГИАХМЗ) Глушицкие чудотворцы предстоят Св. Троице Новозаветной, в нижней части - вид основанного ими монастыря (на записи XIX в.- 2-этажный 5-главый собор с примыкающей к нему 3-ярусной колокольней). На подобной иконе XVIII в. (ГРМ) с изображением обители святые обращаются в молитве к Спасу Еммануилу, на иконе-пяднице нач. XVII в. из Глушицкого Сосновецкого монастыря (ВГИАХМЗ) - к Нерукотворному образу Спасителя, внизу между ними - 6-гранный колодец под сенью (возможно, надкладезная часовня мон-ря). На обороте двусторонней иконы «Спас Нерукотворный. Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие» сер. XVIII в. (ЦМиАР) святые представлены на фоне условного пейзажа, на прориси с образа XVIII в. (?) (ГРМ) они поддерживают руками обитель с 5-главым собором ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 93). Образ XIX в. (ВГИАХМЗ) в отличие от большинства изображений представляет святых в виде седовласых старцев, левая рука Д. прижата к груди, правая с раскрытой ладонью опущена. Изображение Д., в монашеском одеянии, с непокрытой головой, с темной бородой среднего размера, как правило, рядом с прп. Амфилохием, встречается на мн. иконах Спаса Вседержителя с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами, происходящих из церквей Вологды (в наст. время в собр. ВГИАХМЗ): напр., на образе 3-й четв. XVII в. (под записью XIX в.) из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком монастыре; на иконе XVIII в. из ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери - в правой группе в поясном поклоне; на иконе XVIII в. из ц. Рождества Богородицы на кладбище - в числе 4 наиболее почитаемых местных святых, в коленопреклоненном молении вместе с прп. Амфилохием; на иконе XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье; на образе 1779 г. работы Димитрия Сумарокова с сыном Иваном из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе; на иконе XVIII в. из ц. Рождества Богородицы на Верхнем долу - в правой группе святых; на образе «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» 3-й четв. XVIII в.- в левой группе; на иконе нач. XIX в. из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского и др. Деисус (Седмица) XVII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря (ВГИАХМЗ) дополнен 2 фигурами припадающих к стопам Иисуса Христа наиболее чтимых Вологодских преподобных - Димитрия Прилуцкого (слева) и Д. (справа).

http://pravenc.ru/text/178323.html

К ним относятся, напр., иконы XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье и из ц. Рождества Пресв. Богородицы на Верхнем долу в Вологде (ВГИАХМЗ), икона «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» (3-я четв. XVIII в., ВГИАХМЗ) и др. На иконе «Явление Богородицы и свт. Николая пономарю Юрышу, с русскими чудотворцами» из вологодской ц. Преображения на Болоте (XVIII в., ВГИАХМЗ) К. в коленопреклоненном молении - справа ближайший к центру. Прп. Кирилл Белозерский. Фрагмент иконы «Собор русских чудотворцев». Кон. XVIII — нач. XIX в. Выг (МИИРК) Прп. Кирилл Белозерский. Фрагмент иконы «Собор русских чудотворцев». Кон. XVIII — нач. XIX в. Выг (МИИРК) Изображения К. иногда вводились в композиции «Собор Новгородских святых», как на большой пяднице кон. XIX - нач. XX в. из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде, куда включены мн. Белозерские чудотворцы, и «Собор Радонежских святых», как на 2 иконах «Собор св. учеников прп. Сергия» 2-й пол. XIX в. из Успенского собора ТСЛ (на зап. грани юго-зап. столпа и на вост. грани сев.-вост. столпа). Образ святого присутствует в уникальной композиции «Собор Печерских и Вологодских святых» 1-й четв. XVIII в. (?) в чеканном окладе 1732 г., изготовленном «тщаниемъ града Вологды купецкаго человека Антона Леонтъева сына Колмогорова» (надпись именует икону образом Божией Матери Печерской, ВГИАХМЗ). В центре композиции - Богородица в короне (тип Оранты), вокруг - сонм Киево-Печерских и Вологодских чудотворцев; ростовой образ К. в схиме - в левой группе предстоящих, в одном ряду с преподобными Иоасафом Каменским, Амфилохием Глушицким и Кириллом Новоезерским. Образ К. обязательно писали на иконах «Собор русских святых» разных иконографических вариантов, напр. на выговской иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), на старообрядческих иконах нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) и 1-й пол. XIX в. из моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР, изображен дважды) и др. Примерами включения образа К. (вместе со свт. Кириллом Александрийским) в минейные циклы являются иконы: «Минея на июнь» кон. XVI в. из ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде (ВГИАХМЗ; см.: Рыбаков. 1995. Кат. 81) и «Минея на май и июнь» XVII в. из старообрядческого скита в Судиславле Костромской обл. (поновление - 1-я четв. XIX в., ГРМ); листы из гравированных святцев Г. П. Тепчегорского 1714 и 1722 гг. (экземпляры 2-й четв. XVIII в. в РГБ; см.: Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург): Описание колл. отд. изоизданий РГБ. М., 2004. С. 44, 48. Кат. 33. 10, 34. 10); святцы в молитвеннике с месяцесловом кнг. М. П. Волконской, проиллюстрированном в 50-х гг. XIX в. под рук. и при участии Ф. Г. Солнцева (Молитвослов кнг. М. П. Волконской: Работы акад. живописи Ф. Солнцева/Сост.: Г. В. Аксенова. М., 1998. С. 208), и др.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Крест и сень близ могил преподобных Амфилохия и Дионисия Глушицких. Фотография. Нач. XXI в. Крест и сень близ могил преподобных Амфилохия и Дионисия Глушицких. Фотография. Нач. XXI в. Решением ликвидационной комиссии 5 сент. 1924 г. Г. м. был упразднен, постройки переданы детскому дому им. В. И. Ленина, движимое имущество - детскому дому и Глушицкой сельхозартели, часть церковных облачений - в «культурные учреждения» Свердловско-Сухонского р-на. Бархатная малиновая завеса от царских врат использовалась для изготовления флагов комсомольцев и пионеров, красная напрестольная ткань - флагов Морженгской ячейки РКП. В 1920-1921, 1923-1924 гг. из Г. м. в Вологодский музей иконописи и церковной старины вывозились святыни, в т. ч. сохранившиеся иконы Божией Матери «Знамение» (Воплощение) (нач. XVI в.; ВГИАХМЗ), «Покров Пресв. Богородицы» (1-я четв. XVI в.; ВГИАХМЗ), напрестольный кипарисовый крест (XVI в.; ВГИАХМЗ). Часть б-ки Г. м., в т. ч. Печерский патерик (К., 1678), неск. Евангелий XVIII в., также находятся в фондах ВГИАХМЗ. К нач. 2006 г. в дер. Сосновец Сокольского р-на Вологодской обл. сохранился фундамент Предтеченского храма Г. м., где под спудом почивают мощи прп. Дионисия и Амфилохия, 2-этажный келейный корпус с домовой церковью, погреб, часть ограды. Близ предполагаемого места захоронения преподобных братией Димитриева Прилуцкого мон-ря установлен поклонный крест. Арх.: РГАДА. Ф. 281. 2581, 2585, 2594, 2639, 2666, 2677; Ф. 1209. Кн. 62, 14726, 14732, 14733, 14737, 14880, 14881; ГАВО. Ф. 523 [Дионисиево-Глушицкий мон-рь]; Ф. 496 [Вологодская духовная консистория]; ВГИАХМЗ. 433, 1018, 1841, 1989, 2014, 2094, 2095, 2139, 7296, 7297, 10632, 26954/2. Ист.: ПСРЛ. Т. 6. С. 48; Т. 8. С. 242; Т. 12. С. 255; Т. 20. Ч. 1. С. 373; Т. 26. С. 295; Т. 39. С. 175; Ведомость о Глушицком мон-ре 1763 г.//Вологодские ЕВ. 1876. 18. С. 265-267; Опись Глушицкого мон-ря 1679 г.//Там же. С. 257-262; Пимен (Мясников), архим. Восп. М., 1877. С. 111-112; Ведомость о суммах, ассигнованных к отпуску из казны на штатное содержание по Вологодской епархии на 1888 г.//Вологодские ЕВ. 1888. 4/5. С. 56-57; АСЭИ. Т. 3. 252-262. С. 273-280; Соборное Уложение Алексея Михайловича, 1649 г.//Рос. законодательство X-XX вв. М., 1985. Т. 3: Акты Земских соборов. С. 107; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ. СПб., 2003; Семячко С. А. Житие Дионисия Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера. СПб., 2005. С. 77-216.

http://pravenc.ru/text/165175.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010