Начало Великого поста Стихира на стиховне, гл. 5. Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов. проповедник покаяния, жительство Ангелов, и спасение человеков, вернии возопиим: Боже, помилуй нас! Тропарь на 1-м часе гл. 6. Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. –      гл. 6. Стопы моя паправи по словеси Твоему, и да не обладает много всякое беззаконие. Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Лице Твое просвети на раба Твоего, и научи мя оправданием Твоим. –      Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое. Тропарь на 3-м часе, гл. 6. Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся. Тропарь на 6-м часе, гл. 2. Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в рай дерзновенный Адамов грех , и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас. Тропарь на 9-м часе, гл. 8. Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас. В Понедельник 1-я седмицы, на вечерне Стихира на Господи воззвах, гл. 2. Всякий грех содеях, всех пройдох блудом; аще восхощу покаятися, не имам слез токи; аще леностно и ныне поживу, муце повинен есмь. Но даждь ми исправление, едино благий Боже, и помилуй мя. Стихира на стиховне, гл. 3. Постимся постом приятным, благоугодным Господеви; истинами пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отлолжение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный. Великое повечерие Ирмосы великого канона, гл. 6, песнь 1-я. Помощник и Покровитель бысть мне во спасение: Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его, славно бо прославися. Припев: Помилуй мя. Боже, помилуй мя. –      2. Вонми небо, и возглавлю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго. –      Видите, видите, яко Аз есмь Бог, манну одождивый, и воду из камене источивый древле в пустыни людем Моим, десницею единою и крепостию Моею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

В греческом слово источник(πηγ) – женского рода, а вода (δωρ) – среднего. В Евангельской фразе πηγ δατος λλομνου причастие λλομνου – среднего рода в родительном падеже, т.е. оно согласовано со словом вода(δατος), которое также среднего рода и в родительном падеже, а не со словом источник (πηγ), которое женского рода в именительном падеже. Текущей является вода, а не источник. Простите, привожу примеры из того, что было под руками (с факсимильных изданий обоих памятников: Остромирово Евангелие (ГПБ, Г-.п. 1.5) М, 1988; Елисаветградское Евангелие (РГБ. Ф. 187. 9500) М, 2009. Триодь Цветная. Старый и новый обряд: среда Преполовения, 2-й канон, 7-я песнь, 3-й тропарь (здесь и далее греческие источники соответствуют новообрядным). Триодь Цветная. Новый обряд: пяток 5-й седмицы, утренние стиховны (гл. 4), 3-я стихира. Старый обряд (та же стихира): четверток 5-й седмицы, утренние стиховны (гл. 4), 3-я стихира. Триодь Постная. Старый и новый обряд: вторник 4-й седмицы поста, песнь 8-я канона, 3-й тропарь. В старопечатной Триоди перевод: вода жива почерпаема. Минея декабрь (старый и новый обряд): 3-е декабря, 3-й воззвах (в греч. 1-й). В старопечатном тексте перевод: воду почерпающа [в жизнь вечную]. Триодь Цветная. Новый обряд: неделя 5-я, эксапостилларий на и ныне, Преполовению. В старопечатной Триоди этого эксапостиллария нет. Богородичная служба по старому чину на Светлой седмице служится во вторник – Одигитрии (бдение). Это древнейшая служба, которая имеется, например, в Триоди Моисея Киянина (XII в.). Греки ее не сохранили, исчезла она после никоновской справы и из наших книг. Так, например, в той же стихире ниже есть выражение: [δωρ] τν μβροσαν το νκταρος. Его следовало бы перевести: [вода] нектара бессмертия(или божественного напитка), но переводчик вводит неологизм и переводит – [воду] амвросию, нектара(в ущерб, кстати, грамматике, не соблюдая падежные формы). Неологизм амвросия(амброзия) не прижился в богослужебных текстах, но прижился в светском речевом обиходе конца XVII и в XVIII веке, как и похожий неологизм харатир(характер), введенный Евфимием Чудовским (см. Крылов I , 232 ).

http://bogoslov.ru/article/2308475

Прокимен пред паремиями: Милость твоя и истина твоя выну да заступите мя, со стихом (чит. в Тр. Постн.). Прим. В Следов. Пс. в Чине вечерни и в Часосл. в Послед. вечерни сказано, что в пяток вечера никогда не поется аллилуиа; но здесь разумеется постовое, а не заупокойное пение. На стиховне стихиры: мученичен 1-й, мертвенных, или покойных, 2-ва. Слава, и ныне, богородичен из Октоиха. Мученичен гласа один и мертвенных два. Слава – Триоди: Начаток ми... И ныне, богородичен Триоди: Молитвами родшия... 886 . На вечерни пред литургиею преждеосв. даров стихир на стиховне нет; но если литургия не совершается, то поется самогласен Триоди 4 гл.: Ныне время благоприятное... 2-жды и мученичен того же гласа из стихир на Господи, воззвах Октоиха. Слава, и ныне, богородичен в тот же глас. Прим. В стихирах на стиховне Октоиха 1-е песнопение надписывается: «мученичен» (см., напр., гл. 1, л. 98). Типикон предписывает петь 1-й мученичен. Это – потому, что их иногда имеется два, а не один (см. гл. 4, Окт. л. 350). Впрочем, если иметь в виду указание Триоди Постной, касающееся суббот Великого поста, то под первым мученичном надобно разуметь первый мученичен из стихир на Господи, воззвах. Мертвенных в некоторых гласах (1, 2, 3) по 2, в некоторых (4, 5, 6) по 1. Если – один, то надобно повторять. Прим. Мученичен есть и в стихирах на стиховне, но указан на этот. Первая стихира на стиховне всегда поется без запева; пред второй в данном случае надобно петь: Блажени, яже избрал и приял еси, Господи; пред третьей: Души их во благих водворятся (эти припевы напечатаны в Октоихе в субб. утра в стихирах на стиховне, л. 108). Так же. После Ныне отпущаеши..., трисвятого, Отче наш... и возгласа – дневные тропари 2 гласа: Апостоли, мученицы, пророцы... Слава, Помяни, Господи... И ныне, богородичен: Мати святая... (чит. их в 55 гл. Типик. и в Часослове в отд. «тропари дневния». Тропарь гл. 8: Глубиною мудрости... Слава, и ныне, богородичен: Тебе и стену, и пристанище... (чит. их в Типик., гл. 49 и Тр. Постн., л. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

1 сентября 4-я песнь 2-го канона в предпоследнем стихе «благоуханье обрел еси»; в кондаке преподобному Симеону «с вышними совокупляя»; 7-я песнь 2-го канона в богородичне – «ты бо явился чистотою всех пребольши»; в стихире на стиховне св. женам глава 2 – «паки в пищи райстей быша»; 4-го сентября – почти все службы пророку Моисею (стихиры пророку на Господи воззвах и на стиховне и канон); 3-го сентября – 9-я песнь канона «благочестия шары»; 5-го сентября – стихира на стиховне «слава»: «в трубных чистых советех»; 5 сент. 5-я песнь 1-й стих «в начертании имуще»; 5-го сентября в стихире на стиховне «слава»: «Свята представления оружием самовольным»; 11 сентября – весь канон мученику Автоному; 19 сентября – 2-я стихира на Господи воззвах «крест воображает»; 27-го сентября 1-ый канон Калистрату». 162 В связи с возникшими текстологическими вопросами в Москву на поиск греческих рукописей, которыми необходимо пользоваться при работе над Минеей, отправляется постоянный член Комиссии Н.Ф. Чуриловский. О характере его работы и размышлениях по поводу текстологии славянских Миней свидетельствует отправленное им из Москвы письмо, адресованное К.Я. Здравомыслову от 13 января 1917 г.: «Глубокоуважаемый Константин Яковлевич! Я всего еще только два дня занимался в Патриаршей Библиотеке, пересмотрел лишь четыре греческих рукописи, но уже пришел к довольно серьезным заключениям. Пришлось лишний раз убедиться, что наш славянский богослужебный текст образовался не случайно и даже не в никоновское время, а пришел к нам из глубины веков и явился результатом упорного, опытного и проникнутого любовью к Христовой вере труда многих поколений. Представляя собою большую духовную и историческую ценность, он требует большой осторожности в обращении с ним. Всего менее при исправлении его наша Комиссия может доверяться греческим печатным изданиям; теперь уже всем известно, что все эти издания в свое время были обработаны и отпечатаны для «грекосов» разными католическими монастырями, не без участия и лукавой Конгрегации пропаганды. Вчера и сегодня я рассматривал по греческим рукописям все сомнительные места, встретившиеся нам при чтении сентябрьской минеи и в конце минеи праздничной, оказалось, что во всех случаях, за исключением одного (...) наш славянский текст находит для себя подтверждение в греческих харатейных списках. При этом замечательно, что чем древнее греческий текст, тем ближе он подходит к нашему славянскому тексту...». 163

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Седальны по кафисмам: седален праздника; «Слава, и ныне»: еще раз тот же седален. Канон : праздника на 6, канон 1-го святого на 4, канон 2-го святого на 4. Катавасия – ирмос канона 2-го святого, поется по каждой песни. По 3-й песни: кондак и икос 1-го святого 216 , кондак и икос (если есть) 2-го святого; седален 1-го святого; «Слава»: седален 2-го святого; «И ныне»: седален праздника. По 6-й песни: кондак и икос праздника. По 9-й песни: «Достойно есть…» не поется. Читается светилен 1-го святого, «Слава»: светилен 2-го святого; «И ныне»: светилен праздника. Однако если только один из святых имеет светилен, то читается светилен святого; «Слава, и ныне»: светилен праздника. Если же ни один святой не имеет светильна, то читается светилен праздника дважды (через «Слава, и ныне»). Если же имеется два праздничных светильна, то читается 1-й светилен праздника; «Слава, и ныне»: 2-й светилен праздника. Стихиры на стиховне: стихиры праздника с их (то есть праздничными) припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Если же нет стихиры святого, то поется на «Слава, и ныне» стихира праздника. По «Благо есть...»: тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: тропарь праздника. §3. Утреня с великим славословием Дни, когда совершается утреня с великим славословием. В церковном году можно насчитать всего около трех десятков дней, когда полагается совершать утреню с великим славословием. При этом можно выделить три основных типа славословных служб: – службы святым со славословием, когда на утрене поется Октоих (23 сентября, 23 октября, 25 июля); – службы славословным Богородичным праздникам, когда Октоих не поется (9 декабря, 2 июля, 31 августа); – богослужения в дни отдания двунадесятых праздников. Существует также немало славословных богослужений, которые нельзя отнести ни к одному из этих видов и которые, в сущности, представляют собой исключения (1 и 13 сентября, 26 декабря, 7 января, 5-я и 6-я субботы Великого поста, Преполовение Пятидесятницы, 1 и 16 августа и другие). §3.1. Последование утрени с великим славословием

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Священник (с амвона): «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим...». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй (трижды). Благослови». Священник: «Христос истинный Бог наш...» (отпуст по Уставу). Хор: «Великаго Господина...». На практике, если за вечерней следует утреня, то хор поет только протяжное «Аминь». В это время священник входит в алтарь, берет кадило, становится перед престолом и начинает утреню. §3.2. Особенности вседневной вечерни §3.2.1. В случае святого без знака (малого святого) Устав такой службы находится в 10-й уставной главе Общей Минеи и в Месяцеслове (48-я глава Типикона) в последованиях служб святым без знака (25 сентября, 27 сентября, 2 ноября и так далее). Стихиры на «Господи, воззвах...»: стихиры Октоиха – 3, стихиры святого – 3; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы» 173 ; если же вечерня совершается накануне среды или пятницы, то поется рядовой Крестобогородичен Минеи. Стихиры на стиховне: стихиры Октоиха с вседневными припевами вечерни («К Тебе возведох очи мои...» и «Помилуй нас, Господи...») 174 . Затем возможны два варианта: – если в Минее нет стихиры на «Слава», то на «Слава, и ныне» поется Богородичен (Крестобогородичен) Октоиха; – если в Минее содержится стихира на «Слава», то порядок исполнения будет следующим: «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы», а накануне среды или пятницы – Крестобогородичен Минеи на ряду. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи по гласу тропаря (здесь также выбор Богородична определяется гласом и днем седмицы). §3.2.2. В случае святого, «поемого на 6» (шестеричного святого) Устав службы шестеричному святому в седмичный день можно найти в 9-й уставной главе Общей Минеи. Некоторые указания находятся также в последованиях служб шестеричным святым в 48-й главе Типикона (например, 5 сентября, 6 сентября, 24 сентября и так далее).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

46 Прокимен: Господь воцарися..., накануне недели поется во весь год (Типик., послед. 14 сентября). 50 Этот выход делается для совершения литии, которая, по Типикону, составляет неотъемлемую принадлежность каждого всенощного бдения, хотя в настоящее время совершают ее только накануне больших праздников. Самый выход на литию, когда она бывает, по установившейся практике совершается чрез отверстые царские двери. 51 Представляется необходимым сделать следующие замечания: а) Во 2 гл. Типикона сказано: «Поем стихиру храма». В этом выражении заключается указание на то, что надобно петь одну только стихиру храма, а не две и не более, потому что когда Типикон назначает для пения одно песнопение, то употребляет единственное число, напр., говорит: «посем стихира воскресна, глас 6: Воскрес Иисус от гроба» (гл. 2), «Слава, стихира евангельская рядовая» (гл. 2); а когда назначает несколько стихир, то употребляет множественное число, напр., он говорит: «На Господи, воззвах стихиры».., «на хвалитех стихиры»..., «на стиховне стихиры»..., «стихира храма и святого стихиры» (гл. 3), или выражается, напр., таким образом: «Поем стихиру воскресну и входим в храм..., поюще и прочия стихиры воскресны» (гл. 2). – Но почему после слов: «поем стихиру храма», немного ниже, в той же главе Типикона говорится: «и по совершении стихир», т. е. делается указание на многие стихиры? Ответ на это надобно искать в Октоихе, в последовании великой вечерни, бывающей накануне воскресного дня, где сказано: «Поем самогласну стихиру святого обители, литию творяще в притворе, на ней же поем стихиры Павла Амморейского, или что настоятель изволит» (стихиры Павла Амморейского в Октоихе напечатаны выше этого замечания в числе стихир на Господи, воззвах). Отсюда следует, что кроме стихиры храма, можно петь стихиры Павла Амморейского или какие-нибудь другие, напр., после первой стихиры храма можно петь и прочие его стихиры. Впрочем, можно и ничего не петь, кроме стихиры храма, а после нее прямо Слава, и ныне, богородичен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Отсутствие начального возгласа. Заканчивается чин Изобразительных молитвой Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, и сразу – «Приидите, поклонимся», и читается псалом 103. Далее все идет обычным порядком (светильничная молитва священника, великая ектения, рядовая кафизма, стихиры на «Господи, воззвах»). Стихиры на «Господи, воззвах» поются особым образом (Великим Постом стихиры Октоиха не поются, следовательно, знания относительно пения воззвахов неприложимы, нужен особый подход). Далее – «Свете тихий»; входа, как правило, нет – он бывает в тех редких случаях, когда назначается полиелей; прокимен (но не Часослова, а Триоди); 1-я паремия Триоди (всегда из книги Бытия); 2-й прокимен Триоди, 2-я паремия Триоди (из книги Притчей Соломоновых); «Сподоби, Господи» и пр. На обычной вечерне между «Свете тихий» и «Сподоби, Господи» только один прокимен. Далее – просительная ектения, стихиры на стиховне (не из Октоиха, а из Триоди). Этих стихир должно быть три, но дается только два текста (первая стихира поется дважды: самогласен дня дважды и мученичен). Самогласен дня имеет своим содержанием какие-нибудь покаянные великопостные чувства, т. е. его можно отнести к триодным текстам (относящимся собственно к Посту), а мученичен – обычная стихира из Октоиха, посвященная подвигу свв. мучеников. Что такое самогласен? Это термин музыкальный: слово это противостоит слову «подобен». Внутри каждого гласа есть подобны – какие-то определенные мелодии. И если, предположим, написано: «Глас 2-й подобен «....», то тем самым указывается, что нужно петь совершенно определенный мотив. А помимо подобных, есть еще самогласны. Обычно указывает так: «Глас такой-то, самогласен». По-видимому, когда-то в древности каждый из самогласных пелся особенным образом, сейчас уже никто не помнит, как. Сейчас не все подобны известны, и бывает, написано: «Глас такой-то, подобен такой-то», а нот этого подобна нет. Тем паче никто не может сказать ничего о самогласных. Сейчас если указано, что стихира самогласная, она поется в чистый глас стихиры, а не на подобен.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.) Примечание. По традиции, к 9-й песни канонов праздника – припев: «Апостоли, сошествие Утешителя зряще, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – ин светилен праздника. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Царю Небесный...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й (единожды). Отпуст: «Иже в видении огненных язык...». На часах – тропарь и кондак праздника. На Литургии антифоны изобразительны. Блаженны праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 9-я – 8 (1-го канона – со ирмосом). На входе: «...спаси ны, Утешителю Благий...». По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника. Апостол и Евангелие – дня (Рим., зач. 79, от полу; Мф., зач. 15). Задостойник Пятидесятницы. Отпуст: «Иже в видении огненных язык...». Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 1-й и глас 2-й – 6 (см. в самый день праздника), и святителя, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас тот же: «Отче Феофане богомудре...», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Приидите, людие...». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 5-й: «Преблаженне отче Феофане...», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Языцы иногда...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й, «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же. Отпуст: «Иже в видении огненных язык...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по 1-м стихословии, глас 8-й; седален святителя по 2-м стихословии, глас тот же. «Слава» – седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Премудрый учителю...», «И ныне» – седален Триоди, глас тот же (см. по 1-м или по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Феофана...». Стихира святителя, глас 6-й: «Излияся благодать...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-29/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010