Но особенно полна служба праздника славословия, радостной хвалы. «Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите! Христос на земли, возноситеся! Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися» декабря, ирмос 1-й песни канона на утрене]. Так славно начинается канон, всем известный. «Небо и земля… да возвеселятся! Ангели и человецы духовно да торжествуют, яко Бог во плоти явися… Мы же хвалу недостойными устнами… Тому принесем: слава в вышних Богу, и на земли мир: прииде бо чаяние языков, пришед спасе нас от работы вражия» ([там же,] 1-я стихира на литии). «Небо и земля днесь совокупишася, рождшуся Христу (вследствие Рождения Христа). Днесь Бог на землю прииде, и человек на небеса взыде» (там же, 2-я стихира). «Слава в вышних Богу, в Вифлееме слышу от безплотных днесь, на земли мир Благоволившему быти… Возсия бо свет омраченным, и смиренныя возвыси, ангельски поющия: слава в вышних Богу!» (там же, 3-я стихира). «Ликуют ангели вси на небеси, и радуются человецы днесь; играет же вся тварь Рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа, яко всякая лесть идольская преста, и царствует Христос во веки» (там же, стихира,] «И ныне»). «Велие и преславное чудо совершися днесь: Дева раждает, и утроба не истлевает; Слово воплощается, и Отца не отлучается; ангели с пастырьми славят, и мы с ними вопием: слава в вышних Богу и на земли мир!» (там же, стихира на стиховне на вечерне). Это я взял только с первых двух страниц Минеи (стихиры на литии)… И вся служба полна этим славословием… И мне нужно почти сплошь выписывать все песни и тропари… Но сделаю еще две-три новых и по мысли выписки и закончу. «Души праведных вси, и подземная (то есть в аду находящиеся; они-то уж «своего» ничего не могут) купно (вместе) радуйтеся: се (вот) бо избавление всех явися, во граде Вифлееме раждающееся» (23 декабря, тропарь 9-й песни канона на утрене). И сие все творит вся Пресвятая Троица – Ей и слава: «Слава Тебе Отче, Сыне и Душе! Имже (Которым, то есть Богом) устройся таинство ужасное, человеком на возрождение» (24 декабря, стихира на стиховне на утрене).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Стихиры на «Господи, воззвах...»: стихиры святого на 6 (если в Минее всего 3 стихи­ры, то каждую необходимо спеть дважды); «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы»; если вечерня совершается накануне среды или пятницы, то поется Крестобогородичен, находящийся в Минее на ряду. Стихиры на стиховне: стихиры Октоиха с вседневными припевами вечерни («К Тебе возведох очи мои...» и «Помилуй нас, Господи...»); «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы»; если же вечерня совершается накануне среды или пятницы, то поется Крестобогородичен, находящийся в Минее на ряду. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи по гласу тропаря святого. §3.2.3. В случае двух святых Устав такой службы находится в 10-й уставной гла­ве Общей Минеи и в Месяцеслове (48-я глава Типико­на) в последованиях служб двум святым без знака (2 сентября, 3 сентября и так далее). Стихиры на «Господи, воззвах...»: стихиры первого святого – 3; стихиры второго святого – 3; «Слава»: стихира первого святого (редко – стихира второго святого, см. 22 сентября); «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы»; если же вечерня совершается накануне среды или пятницы, то поется рядовой Крестобогородичен Минеи. Стихиры на стиховне: стихиры Октоиха со вседневными припевами вечер­ни («К Тебе возведох...» и «Помилуй нас, Господи...»). Затем возможны два варианта: – если в Минее нет стихиры на «Слава», то на «Слава, и ныне» поется Богородичен (Крестобогородичен) Октоиха; – если в Минее содержится стихира на «Слава», то порядок исполнения будет следующим: «Слава»: стихира святого (первого или второго); «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы», а накануне среды или пятницы – Крестобогородичен Минеи на ряду. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь первого святого; «Слава»: тропарь второго святого; «И ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи по гласу тропаря второго святого. §3.2.4. В случае одного святого (шестеричного или малого) в субботу

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

– если в Минее есть Богородичен, то поется этот Богородичен (например, 26 сентября); – если в Минее указаны только начальные слова Богородична (25 сентября, служба преподобному Сергию Радонежскому), то следует искать этот Богородичен во 2-м приложении Минеи; – если в Минее нет Богородична (2 сентября, служба преподобным Антонию и Феодосию Печерским ), то поется Богородичен из Октоиха из воскресной малой вечерни соответствующего гласа. По «Ныне отпущаеши…»: тропарь воскресный гласа. «Слава»: тропарь святого; «И ныне»: Богородичен воскресный (3-е приложение) по гласу тропаря святого. §2.2.3. Особенности воскресной малой вечерни в случае великого Богородичного праздника Особенности такой службы можно найти в Типиконе в последовании 8 сентября «Аще ли случится… в неделю» (Маркова глава). На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные гласа на 4, «Слава, и ныне»: стихира праздника. На стиховне: воскресная стихира гласа и 3 стихиры праздника, которые берутся из великой вечерни, с их (то есть праздничными) припевами (а так как у нас для трех стихир всего 2 припева, то первый припев поется дважды). «Слава, и ныне»: стихира праздника из малой вечерни праздника. По «Ныне отпущаеши…»: тропарь воскресный гласа. «Слава, и ныне»: тропарь праздника. §2.2.4. Особенности малой вечерни в случае двунадесятого Господского праздника (в любой день) или Богородичного праздника в седмичный день Особенности этой службы указаны в Типиконе в последованиях 8 и 14 сентября. На «Господи, воззвах…»: стихиры праздника на 4, «Слава, и ныне»: стихира праздника. На стиховне: 3 стихиры праздника с их припевами. «Слава, и ныне»: стихира праздника. По «Ныне отпущаеши…»: тропарь праздника. §2.2.5. Особенности малой вечерни в случае великого или бденного святого в седмичный день Особенности данной службы изложены в 15-й главе Типикона, а также в последовании 26 сентября. На «Господи, воззвах…»: стихиры святого на 4, «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен по гласу стихиры «Славы»: – если в Минее есть Богородичен, то поется этот Богородичен (например, 29 июня);

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Причастен: Вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуия (трижды). – Гл. 8. Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих. Хлеб небесный и чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуия (трижды). В Четверг на утрени Стихира на стиховне, гл. 3. Господи мне грешному положил еси покаяние, мене недостойнаго спасти хотя безмерною милостию Твоею. К Тебе припадаю моляся: постом душу мою приклони, яко к Тебе прибегох, Единому многомилостивому. В Четверг на вечерне Стихира на Господи воззвах, гл. 2. Омрачена мя прелестьми борца, Христе мой, просвети, омрачивый на кресте висяй солнце иногда, и просветивый верным свет истинный, оставления яве, яко да ходяй во свете Твоих повелений, достигну чисте воскресения Твоего зарю спасительную. Стихира на стиховне, гл. 4. Желающе Божественныя Пасхи причаститися, не от Египта, но из Сиона грядущия, греховный квас отъимем покаянием: препояшим чресла наша умерщвлением сластей; украсим ноги сапогми, возбранительными от всякаго дела лукаваго, и утвердимся палицею веры; не ревнуем врагом Владычняго Креста, боготворяще чрево, но последуим постом на диавола победу нам показавшему, Спасу душ наших. В Пятницу на утрени Стихира на стиховне, гл. 8. Постное завещание радостно восприимем: аще бо бы сие праотец сохранил, Едемскаго отпадения не прияли быхом. Красный бе в видение и добрый в снедь, уморивый мене плод; да не восхитимся веждами, ни да усладится наша гортань почитаемыми брашны, по приятии же безчествуемыми. Бежим невоздержания, и по насыщении страстен не покоримся; назнаменаимся кровию, о нас Веденнаго на смерть волею, и не коснется нас губитель; и снемы Пасху Христову священнейшую, во спасение душ наших. В Пятницу на вечерне Стихира на Господи воззвах, гл. 5. Приидите, вернии, делаим во свете дела Божия, яко во дни благообразно ходим, всякое неправедное списание от себе ближняго отъимем, не полагающе претыкания сему в соблазн. Оставим плоти сладострастие, возрастим души дарования, далим требующим хлеб, и приступим Христу в покаянии вопиюще: Боже наш, помилуй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Попразднственные песнопения вообще, можно сказать, менее предпразднственных оригинальны. Здесь все важнейшие песнопения, как и в другие попразднства, заимствуются из праздничной службы. Оттуда берутся почти все заключительные стихиры (на «Слава и ныне»), причем праздничные стихиры выпеваются здесь все по очереди, которая начинается с литийных стихир (стихиры на «Господи воззвах», как наиболее видные в службе этого праздника, не поются в попразднство): так, 16-го числа в качестве заключительной стихиры на хвалитех поется 1-я литийная стихира праздника («Подобаше самовидцем»), 17-го на Господи воззвах – 2-я литийная, на стиховне вечерни – 3-я, на стиховне утрени – 4-я. На таких же группах стихир 18-го числа и на Господи воззвах 19 августа – поются по очереди все 4 стиховные стихиры праздника. 19 августа в качестве заключительных к стиховным стихирам вечерни и утрени поются опущенные ранее 5-я и 6-я литийные стихиры. 20-го последняя хвалитная (первые три хвалитные, как не самогласные, не поются в попразднство) и стихира 50-го псалма. 21-го на Господи воззвах в качестве заключительной поется такая же стихира с малой вечерни праздника. 22-го – опять первая литийная стихира. Все же остальные заключительные стихиры попразднственных дней не заимствуются из праздничной службы, а новые. Такие новые стихиры положены прежде всего на вечерне под 16-е августа, наиболее торжественной по близости к празднику и по совпадению этого дня попразднства с новым праздником (Нерукотворенного Образа): на «Господи воззвах» гл. 8-й «Девичестии лицы», на стиховне гл. 8-й «Уверяя Иисус» – творение знаменитого в церковном песнотворчестве императора Льва VI («Леонта деспота»). Если здесь особые стихиры даны «за честность дне», то в других случаях – по недостатку праздничных стихир: так на стиховне вечерни в 21 и 22 августа – обе упомянутые стихиры с вечерни 16-го; на стиховне утрени 21 и 22 заключительные стихиры новые для соответствия всей группе по гласу и подобну. Повторяет попразднство и другие песни праздника. Так, новые светильны попразднство имеет только 16 и 17-го, а далее (18, 19, 20, 21 и 22-го) – светилен праздника. Реже повторяются седальны праздника: 1-й седален повторяется 17, 19, и 21-го, 2-ой – 20-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Следующая стихира стоит особняком. Поется она уже на утрени, на праздничной утрени, когда совершается полиелей. Это стихира по 50-м псалме, т. е. после 50-го псалма. В приходском служении 50-й псалом часто опускается, и вот получается такое удивительное обстоятельство: стихира после того, чего никогда не бывает. На воскресном всенощном бдении она всегда одна и та же: «Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость». Стихиры на хвалитех поются тоже на утрени. Способ пения стихир на хвалитех подобен пению стихир на Господи, воззвах. Называются они «на хвалитех», потому что «хвалите» — первое слово многих стихов псалмов 148-го, 149-го, 150-го. Эти псалмы составляют неизменяемую часть службы и находятся в Часослове. Сначала стихи этих псалмов поются подряд, затем сплошное пение останавливается, и к каждому стиху начинает припеваться по одной стихире. Этих стихир может быть 8, 6, 4. Есть евангельская стихира. Это стихира особенная, она присутствует только на воскресном всенощном бдении и практически никогда не выпадает. Она может вытесняться со своего привычного места, но не исчезает бесследно. Ее законное место — Слава в цикле стихир на хвалитех. Берется эта стихира из особого приложения Октоиха, поскольку зависит не от гласа, а от Евангельского чтения на этой службе. На утрени также могут быть стихиры на стиховне. Их строение, число и способ пения во всем подобны пению таких стихир на вечерне. На вечерне стихиры на стиховне бывают всегда, а на утрени — только будничной.   Сейчас мы переходим к рассмотрению самой крупной гимнографической формы, того жанра, который вытеснил к VIII веку древний кондак. Жанр этот называется канон (от греч. κανον — «правило»), может быть, потому, что он составлен по определенным правилам; точного объяснения этому названию нет. Канон состоит из песен. Максимальное и нормативное число песен — девять, т. е. больше девяти песен не бывает, но вторая песнь практически всегда отсутствует и поэтому большинство канонов состоит из восьми песен. Такие каноны, состоящие из девяти или восьми песен, называются полными. А бывает, что канон состоит из 2-х, 3-х или 4-х песен. Слово трипеснец вам знакомо, оно дало название книге Триодь, но существуют и другие неполные каноны: двупеснцы и четверопеснцы. Такие неполные каноны встречаются в системе Триоди, но есть они и в Минее. Как строится песнь канона? Каждая песнь состоит из ирмоса и тропарей канона. Слово «тропарь» в данном случае означает не центральное и главнейшее песнопение праздника, а имеет более широкое значение: это некая гимнографическая строфа из службы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

На стиховне: воскресная стихира гласа и 3 стихиры святого храма, которые берутся из великой вечерни, с их припевами (а так как для трех стихир всего 2 припева, то первый припев поется 2 раза). «Слава»: стихира храма; «И ныне»: Богородичен по гласу стихиры «Славы»: – если в Минее есть Богородичен, то поется этот Богородичен; – если в Минее указаны только начальные слова Богородична, то следует искать этот Богородичен во 2-м приложении Минеи; – если в Минее нет Богородична, то поется Богородичен из Октоиха из воскресной малой вечерни соответствующего гласа. По «Ныне отпущаеши…»: тропарь воскресный гласа. «Слава»: тропарь храма; «И ныне»: Богородичен воскресный (3-е приложение) по гласу тропаря храма. Великая вечерня «Блажен муж…» (поется вся кафисма, которая делится на три антифона). Стихиры на «Господи, воззвах ...» на 10: стихиры воскресные на 4 и храма на 6; «Слава»: стихира храма; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа. Паремии храма – 3. Стихиры на литии: стихиры храма; «Слава»: стихира храма; «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». Стихиры на стиховне: стихиры воскресные Октоиха 4 с их припевами. «Слава»: стихира храма; «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». По «Ныне отпущаеши...»: тропарь «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь храма (единожды). Утреня По «Бог Господь...»: тропарь воскресный (дважды); «Слава»: тропарь храма, «И ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря храма. Седальны по кафисмам: седальны воскресные Октоиха. По 1-й кафисме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен настоящего гласа. Однако если этот Богородичен был пропет на «И ныне» по «Бог Господь…» (при совпадении гласов воскресного тропаря и тропаря храма), то необходимо в данном месте прочитать рядовой Богородичен Октоиха (см. Типикон, 52-ю главу «В неделю на утрени на Бог Господь»). Величание и избранный псалом святого храма. Седальны по полиелеи: ипакои гласа (Октоих), седален храма по 1-й кафисме, седален храма по 2-й кафисме, «Слава»: седален храма по полиелеи, «И ныне»: Богородичен седальна храма по полиелеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Стихира храма. Стихиры на стиховие предпразднства вечерния. Слава – литийн. стихир Триоди (Мытаря и Фарисея). И ныне – предпразднства из утр. стихир на стиховие. Стихиры праздника: Ветхий денми... и прочих дне. Из Триоди две хвалитныя стих., первая: Фарисея велехвальный..., вторая: От дел похваленми... Слава – литийных стихир Триоди. И ныне – праздника. Стихиры праздника из стиховных того дня и из хвалитных праздника. Слава – литийных стихир Триоди. И ныне – праздника. Стихиры праздника. Стихиры на хвалитех из Триоди, кроме песнопения с надписью: Слава. Слава – литийных стихир Триоди. И ныне – праздника. В неделю Блуднаго Стихира храма. Слава, гл. 4: Яко блудный сын… И ныне, богородич. 1-й по гл. Славы: Призри на моления… Так же, как выше (на И ныне – Яко блудный сын). Так же, как выше (на Славу – Яко блудный сын). Стихиры праздника те же, что выше. Из Триоди 3 хвал.: Блуднаго глас… Изжих блудно… Отче благий… Слава – литийный стих. Триоди. И ныне – праздн. Так же, как выше. Так же, как выше. В неделю Мясопустную Стихира храма. Слава, гл. 7: Господи разумевшее заповеди… И ныне, богород. 1-й по гл. Славы: Под кров твой, Владычице… Так же, как выше (на И ныне – Господи разумевше заповеди). Так же, как выше (на Славу – Господи разумевше заповеди). Стихиры праздника те же, что выше. Из Триоди 2 хвал.: Помышляю день он… О каковый час тогда… Слава – литийн. стихир Триоди. И ныне – праздника. Так же, как выше. Стихира храма. Из Триоди два хвалитныя стих.: Помышляю день он. О каковый час тогда… Слава – Предтечи: Сокровище божественных даров… И ныне. Триоди славник: Господни разумевшее заповеди. В неделю Сыропустную Стихира храма. Слава, гл. 6: Солнце лучи скры… И ныне, богородич. по гласу Славы, но не воскрес., а особый: Таинственно воспеваем тя… Стихиры праздн. те же, что выше. Из Триоди две хвалитн. стих.: Уведи мне… Поприще добродетелей… Слава – литийн. стих. Триоди. И ныне – праздника. Стихиры праздника. Хвалитные стих. Триоди, кроме песнопен. с надписью: Слава. Слава – литийн. стих. Триоди. И ныне – праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

На стиховне стихира воскресная, глас 7-й: «Воскресл еси из гроба, Спасе мира…», и стихиры святителя, глас 1-й и глас 2-й, со своими припевами (стихиры святителя и припевы к ним см. на стиховне великой вечерни). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Излияся благодать…» (см. на литии великой вечерни), «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Не устыдеся Всеблагий Бог…» (см. на стиховне великой вечерни). По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 7-й. «Слава» – тропарь святителя, глас 1-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же. По окончании пения тропарей иерей перед царскими вратами произносит малую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…» (четыре прошения). Возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит малый отпуст («Христос, Истинный Бог наш…»), после чего хор поет многолетны. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7-й – 3, праздника, глас 8-й – 3 (первая стихира – дважды), и святителя, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Премудрости рачитель быв…», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Мати убо…». Вход с кадилом. Прокимен дня, глас 6-й: «Господь воцарися…», со стихами (по обычаю). Паримии Минеи – 3. Сугубая ектения . «Сподоби, Господи». Просительная ектения и молитва главопреклонения . На литии стихира храма и стихиры святителя, глас 3-й (см. на литии). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Излияся благодать…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Сходяй Спас…». На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Благодать чудес…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Не устыдеся Всеблагий Бог…» . По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й (дважды), и «Богородице Дево…» (единожды). Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея . Окончание великой вечерни на бдении по обычаю . На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 1-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010