Паремии святого – 3. Стихиры на литии: стихира храма, стихиры святого. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Минеи на ряду (того же гласа). Если в Минее указаны только начальные слова Богородична, то нужно по гласу стихиры «Славы» искать соответствующий текст в 1-м или 2-м приложениях Минеи. Если же в Минее вовсе отсутствует Богородичен, то поется стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». Стихиры на стиховне: три стихиры святого с их припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Минеи на ряду (того же гласа). Если в Минее указаны только начальные слова Богородична, то нужно по гласу стихиры «Славы» искать соответствующий текст в 1-м или 2-м приложениях Минеи. Если же в Минее вовсе отсутствует Богородичен, то поется стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого (дважды) и «Богородице Дево…» (единожды). §4.5.11. В случае бденного святого или в период пред- или попразднства двунадесятого праздника Устав такой службы представлен в 11-й главе Общей Минеи («О святем, имущем бдение или полиелей, в предпразднствах или попразднствах, кроме недели»). Также особенности ее можно найти в Типиконе в последованиях 23 апреля (великомученику Георгию Победоносцу) и 8 мая (апостолу Иоанну Богослову). «Блажен муж…» (1-й антифон 1-й кафисмы). Стихиры на «Господи, воззвах...» на 8: стихиры праздника – 3; стихиры святого – 5; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. В субботу на «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа. Паремии святого – 3. Стихиры на литии: стихира храма, стихиры святого; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Стихиры на стиховне: стихиры святого с их припевами; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого (дважды), тропарь праздника (единожды). Глава 2. Повечерие Повечерие – богослужение суточного круга, которое совершается по Уставу после вечерней трапезы (потому и называется повечерием, так как совершается «по вечери»). В православном богослужении различаются два вида повечерия: великое и малое.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Но главное нужно помнить: Она – Божественна! И преславна! Вот как я дошел до этого от песнопений церковных. Везде все слышу просьбы, просьбы, просьбы к Ней. Все зовут о помощи. Все надеются на Нее… Просят себе милости, благодати… Какой же? Стал я всматриваться в это – и увидел, что, главным образом, и просят именно о спасении: «Пресвятая Богородице! Спаси нас!» Но так как у людей есть беды духовные и беды земные, то Она помогает и там, и здесь. Послушаем. Уже в тропаре, – как мы говорили, – Она в нынешний день «молитвами Своими избавляет от смерти души наши». – Молися выну (всегда) сохранити и спасти от всякаго прилога противнаго (на великой вечерне стихира на Господи, воззвах, и ныне), то есть от диавольских искушений. Мы Ей покланяемся, яко молящейся о душах наших (стихира на литии). – Молися, Пречистая, спастиси душам нашим (стихира 1-я на стиховне). – Спаси нас, исповедающих Тя, Богородицу, от всякаго (вообще) обстояния и избави от бед души наша (стихира 2-я на стиховне). – Христианский род вознеси (то есть дай силу) и спаси души наша (стихира на стиховне слава, и ныне). Как видите, главным образом, ныне говорится о спасении душ, а в дополнение – и избавлении от иных бед. И мы с своей стороны в день Ее славы должны приносить Ей тоже – духовные «дары» – СПАСАЕМЫЕ ДУШИ: – Усты чистыми… сердцем светлым… высокою мыслию… в нарочитый (особый) избранный (исключительный) день преставления… Девы и Чистыя (тропарь 7-й песни 1-го канона). – Житие чистое совнесше, изыдем к погребению (стихира на Господи, воззвах, и ныне на вечерне 16 авг.). – Подобает бо Матери Божии яко Царице царскими добродетельми светлосияющими дориноситися (быть славимой). Ныне, в день Ее славы, в раю и души праведных, обступивше, Царицу славят (стихира на Господи, воззвах, и ныне на вечерне 16 авг.). Подобно и мы должны принести святые добродетели; об этом говорит целая стихира: – Светло празднуем в Божественнем успении (Той), Я же (Которая) вышши всех тварей, приносяще Сей славныя и светлыя еси дары, воистинну божественны, яже суть Сей лепотны (приличествуют): веру, и надежду, и любовь несмутну (чистую), чистоту, освящение и правду, имиже (Она) наслаждается, да (этим) и причастники Ей сподобит нас быти и царствия вышняго удостоит (стихира 3-я на Господи, воззвах на вечерне 20 авг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

кондак и икос (если есть) 1-го святого; кондак и икос (если есть) 2-го святого; седален 1-го святого; «Слава» – седален 2-го святого; «И ныне» – седален праздника (предпразднства). По 6-й песни: кондак и икос праздника (предпразднства). По 9-й песни: светилен 1-го святого; «Слава» – светилен 2-го святого; «И ныне» – светилен праздника (предпразднства). Если в Минее светильны святым не указаны, то дважды читается светилен праздника (см. выше). «Всякое дыхание...» не поется. Стихиры на «Хвалите» (если есть): Здесь возможны два случая: 1) Стихиры праздника (предпразднства) на 4; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – стихира праздника (предпразднства) (см., например, 22, 23 января, 3 января и др.). 2) Стихиры святого на 4; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – стихира праздника (предпразднства) (см., например, 16, 20 сентября, 29 декабря). Однако чаще всего хвалитные стихиры в Минее отсутствуют и потому не поются вовсе (как на вседневной утрени в случае богослужения шестеричному святому). Славословие не поется. Стихиры на стиховне: стихиры праздника (предпразднства) с их припевами; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – стихира праздника (предпразднства). Если в Минее стихира святого отсутствует, то на «Слава, и ныне» поется стихира праздника (предпразднства). По «Благо есть...»: Служба одному святому: тропарь святого; «Слава, и ныне» – тропарь праздника (предпразднства). Двум святым: тропарь 1-го святого; «Слава» – тропарь 2-го святого; «И ныне» – тропарь праздника (предпразднства). На часах Служба одному святому: тропарь праздника (предпразднства); «Слава» – тропарь святого; «И ныне» – богородичен часа. Кондак праздника (на всех часах). Двум святым – тропари: – на 1-м и 6-м часах – тропарь праздника (предпразднства); «Слава» – тропарь 1-го святого; «И ныне» – богородичен часа. – на 3-м и 9-м часах – тропарь праздника (предпразднства); «Слава» – тропарь 2-го святого; «И ныне» – богородичен часа. Кондак праздника (предпразднства) на всех часах. Литургия Антифоны, изобразительные. Блаженны на 8: В предпразднство:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Малая вечерня Так как на воскресной малой вечерне в период предпразднства или попразднства не поются песнопения праздника (см. Марковы главы 8, 15 сентября, 2 февраля и др.), то можно заключить, что воскресная малая вечерня в случае бденного святого в данный период должна иметь те же особенности, что и малая вечерня в случае бденного святого в неделю в «обычный» период (когда нет предпразднства или попразднства) 428 . На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные гласа на 4, «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Октоиха («малый догматик») настоящего гласа. На стиховне: воскресная стихира гласа и 3 стихиры святого, которые берутся из великой вечерни, с их припевами (а так как у нас для трех стихир всего 2 припева, то первый припев поется 2 раза). «Слава»: стихира святого (из малой вечерни); «И ныне»: Богородичен по гласу стихиры «Славы»: – если в Минее есть Богородичен, то поется этот Богородичен; – если в Минее указаны только начальные слова Богородична, то следует искать полный текст этого Богородична во 2-м приложении Минеи; – если в Минее нет Богородична, то поется Богородичен из Октоиха из воскресной малой вечерни соответствующего гласа. По «Ныне отпущаеши…»: тропарь воскресный гласа. «Слава»: тропарь святого; «И ныне»: Богородичен воскресный (3-е приложение) по гласу тропаря святого. Великая вечерня Стихиры на «Господи, воззвах ...» на 10: стихиры воскресные на 3, праздника – 3, святого – 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа. Паремии святого – 3. Стихиры на литии: стихиры праздника (со стиховни вечерни данного дня) и стихиры святого; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Стихиры на стиховне: стихиры воскресные Октоиха 4 с их припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь праздника (дважды) и тропарь святого (единожды) (см. Маркову главу 16 августа). Утреня По «Бог Господь...»: тропарь воскресный (дважды); «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: тропарь праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Субботняя служба имеет особенности, связанные, во-первых, с тем, что в субботу совершается отдание гласа, во-вторых, с тем, что в Октоихе на ряду находятся некоторые заупокойные песнопения, которые, однако, поются только в том случае, если совершается парастас (заупокойная служба). Если же совершается обычная вседневная служба с пением «Бог Господь…» на утрене, то заупокойные песнопения опускаются. Устав вседневной субботней службы находится в 12-й главе Типикона. Стихиры на «Господи, воззвах...»: стихиры святого на 6 (если в Минее всего 3 стихиры, то каждую необходимо спеть дважды); «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа. Стихиры на стиховне: стихиры мученичны Октоиха с вседневными припевами вечер­ни («К Тебе возведох очи мои...» и «Помилуй нас, Господи...»). Но так как в Октоихе на стиховне находятся одна или две заупокойные стихиры, то вместо них следует петь стихиры из «Господи, воззвах…» (то есть можно спеть одну стихиру из стиховни и две из «Господи, воззвах…»). «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы». Если же в Минее стихира отсутствует, то на «Слава, и ныне» поется стиховный Богородичен Октоиха. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: воскресный Богородичен настоящего (уходящего) гласа. §3.2.5. В случае двух святых в субботу Стихиры на «Господи, воззвах...»: стихиры первого святого – 3; стихиры второго святого – 3; «Слава»: стихира первого святого; «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа. Стихиры на стиховне: стихиры мученичны Октоиха с вседневными припевами вечерни («К Тебе возведох очи мои...» и «Помилуй нас, Господи...»). Но так как в Октоихе на стиховне находятся одна или две заупокойные стихиры, то вместо них следует петь стихиры из «Господи, воззвах…». «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы». Если же в Минее стихира отсутствует, то на «Слава, и ныне» поется стиховный Богородичен Октоиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

VII. Господи, воззвах и стихиры Пс. 140 . Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи! †. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя, Господи! Услыши мя, когда взыщу помощи Твоея в борьбе с грехом, когда начну вступать на тесный, тернистый путь заповедей Твоих. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя. Услыши мя, Господи. †. Да направится молитва моя, да вознесется пред Тобою, как фимиам кадильный, – да не тяготеет к земле душа моя, к земным заботам и удовольствиям. Приими молитвенное воздеяние рук моих, как жертву вечернюю. Читается: Положи, Господи, хранение устам моим и проч. стихи 140 и 141 псалмов. Пение стихов и стихир Псл.141:7. Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. Душа моя в заботах земных, в скорбях, в страстях греховных, как в темнице пребывает; освободи меня от них, чтобы чистым сердцем Тебе славити. И поется стихира первая. Мене ждут праведницы, дóндеже воздаси мне. Меня примут праведники, когда воздашь мне благодать Твою, когда соделаешь меня носителем Духа Твоего Святаго. † Стихира вторая. Пс.129:1 . Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой. †. Стихира третья. Пс.129:2 Да будут уши Твои, внемлющие гласу моления моего.†. Стихира четвертая. Пс.129:3,4 Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит. Яко у Тебе очищение есть. Если беззакония наши отмечать, то кто устоит правым пред Тобою? Только у милосердия Твоего наше очищение, прощение грехов. †. Стихира пятая. Пс.129:5 . Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, упова душа моя на Господа. Ради имени Твоего Святаго претерплю все скорби, лишения, бедствия сей жизни, – ради того, чтобы сохранить имя – звание христианина. †. Стихира шестая. Пс.129:6 . От стражи утренния до нощи, от стражи утренния да уповает Израиль на Господа. От раннего утра до глубокой нощи, от первого часа до последнего, весь день, всю жизнь да уповает народ Божий на Господа. Утверди нас! †. Стихира седьмая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По 6-й песни: кондак и икос праздника. По 9-й песни: «Достойно есть…» не поется. Светилен святого; «Слава, и ныне»: светилен праздника. Однако если святой не имеет светильна, то читается светилен праздника дважды (через «Слава, и ныне»). Если же имеется два праздничных светильна, то читается 1-й светилен праздника; «Слава, и ныне»: 2-й светилен праздника; – если служба шестеричному святому (15 сентября): канон праздника на 6 и канон святого на 6. Катавасия – ирмос канона святого; поется по каждой песни. По 3-й песни: кондак и икос праздника, седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: седален праздника. По 6-й песни: кондак и икос святого. По 9-й песни: «Достойно есть…» не поется. Светилен святого (дважды); «Слава, и ныне»: светилен праздника. С тихиры на «Хвалите…» (если есть): здесь возможны два случая: – стихиры праздника на 4; «Слава»: стихира святого (или праздника); «И ныне»: стихира праздника (см., например, 21, 22, 23 декабря, 3 января); – стихиры святого на 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника (см., например, 16, 20 сентября, 29 декабря). Однако чаще всего хвалитные стихиры в Минее отсутствуют и потому не поются вовсе. Стихиры на стиховне: стихиры праздника с их (то есть праздничными) припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Если нет стихиры святого, то поется на «Слава, и ныне» стихира праздника. По «Благо есть...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: тропарь праздника. Если же тропарь святого отсутствует, то поется только тропарь праздника единожды. §2.2.7. В случае двух святых в период пред- или попразднства двунадесятого праздника Устав совершения службы двум святым в период пред- или попразднства можно найти в 12-й уставной главе Общей Минеи и в последованиях 11 сентября, 23 и 24 ноября, 27 декабря и прочих. По «Бог Господь...»: тропарь праздника, тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: тропарь праздника. Кафисмы по Уставу (всегда читается 2 кафисмы, в том числе и в период зимнего расписания).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Чтец (или хор): «Сподоби, Господи...». Хор: стихиры на стиховне по Уставу. Чтец: «Ныне отпущаеши...», Трисвятое по «Отче наш…». Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство и сила и слава…». Хор поет «Аминь» и тропари по Уставу. Священник произносит сокращенную сугубую ектению, состоящую из четырех прошений («Помилуй нас, Боже...»). Хор: «Господи, помилуй» (трижды на каждое прошение). Священник (возглас): «Яко милостив и человеко­любец Бог еси...» . Хор: «Аминь». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови» . Священник (с амвона): «Христос истинный Бог наш...» (малый отпуст). Хор: «Великаго господина...». §2.2. Особенности малой вечерни §2.2.1. Особенности воскресной малой вечерни в случае малого святого или святого, «поемого на 6» Устав такой службы излагается в 1-й главе Типикона. На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные гласа на 4, которые берутся из великой вечерни (это первые 3 воскресные стихиры). При этом 1-я стихира поется дважды. «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха, называемый также «малым догматиком» (в отличие от догматика, который поется на великой вечерне). На стиховне: воскресная стихира гласа (1-я стихира с великой вечерни) и 3 стихиры Богородице с их (то есть Богородичными) припевами. «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха (этот Богородичен поется только на малой вечерне). По «Ныне отпущаеши…»: тропарь воскресный гласа. «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный гласа. §2.2.2. Особенности воскресной малой вечерни в случае великого (бденного или полиелейного) святого Особенности такой службы представлены в 3-й главе Типикона. На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные гласа на 4, «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Октоиха («малый догматик») настоящего гласа. На стиховне: воскресная стихира гласа и 3 стихиры святого, которые берутся из великой вечерни, с их припевами (а так как в нашем случае для трех стихир всего 2 припева, то первый припев поется 2 раза). «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен по гласу стихиры «Славы»:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Вторник, утреня. Стихира 1-я на стиховне: «Вскую, унывающи, душе моя, греху работаеши?» Уныние, производя расслабление духа, заставляет человека жить по плоти или гордости. Посему при отсутствии борьбы с ним оно непременно сопровождается грехом для унывающего. Но и само оно есть следствие греховного состояния, составляя как бы одно с ним. Поэтому оно и есть грех . А так как грех может быть очищен только благодатию Божиею, то и с унынием можно бороться только молитвою. 1925 г. Седмица 4-я Великого поста Среда, вечерня. Стихира 1-я на «Господи, воззвах» : «Благих напряжение множайшее благодеяние творит» . То есть понуждение себя к добру с напряжением сил приносит много добра всему человеку. Седмица 5-я Великого поста Среда, утреня, 2-я стихира на стиховне в конце: «Разбойническими помышленьми уязвився окаянный, и еле жив бых, Господи, пророческий же лик презре еле жива видев суща и хитростьми человеческими неисцелена» . Священник и левит в притче о милосердном самарянине отнесены здесь к пророческому лику. Значит, если ветхозаветному священству дана была благодать освящения и учительства, то тем несравненно более таковая присуща новозаветному. Стихира 3-я мученична на «Господи, воззвах» на вечерне в ту же среду: «…мечем бо преклониша выи, Тебе ради преклоншаго небеса и сошедшаго: излияша кровь свою Тебе ради истощавшаго Себе, и зрак рабий приимша: смиришася до смерти, нищету Твою подражающе» . Пострадать за Христа значит понести с Ним вместе Его поношение и уничижение. Там же, стихира 17-я по «От стражи утренния» : «Езеро иссушивый страстей, кровоточивыя прикосновением ометов Твоих» . Кровотечение женское есть знак плотского страстного состояния; тело не подчиняется духу, но расслабляется от колебания души между ним и грехом. От того же могут происходить истечения и жижи, особенно у мужчин, если, конечно, последнее не от природы. Неделя 5-я поста. Стихиры на стиховне, стихира на Славу: «Помысла прегрешения молчанием обучения подавила еси...» При обучении добродетели, пребывая в молчании языка и ума, уничтожаем грехи мысли. Седмица 6-я Великого поста

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Не вынесла человеческая душа! Пали на землю! Евреи даже боялись произносить слово «Иегова» (или «Ягве») – Сущий. А здесь Он явился во славе, неприкровенно. И тварь, человек сотворенный, не вынесла своего Творца… Без благодати сие невыносимо! И нам (до днесь) это чрезмерно важно: это укрепляет и проясняет нашу веру! А в ней – всё. И мы должны не только исполняться ныне трепетом, но и радоваться, причащаться веселию апостольскому, ибо слава Божия открылась не им лишь одним, а через них и всему миру. Крещение, преображение, воскресение и вознесение – это четыре свидетельства Божества Господа Иисуса Христа. Слава Ему за сие откровение! Подтвердим это словами церковных песней. «На горе высоце преобразился еси, Блаже, показав учеником Твоим Силу Твою» (1-я стихира на литии), «славу Твоего Божества» (2-я стихира там же). «И глас свыше Отечь из облака шумно предсвидетельствующ и глаголющ: Сей есть, егоже нетленно из чрева прежде денницы родих, Сын возлюбленный Мой, егоже послах спасти во (имя) Отца и Сына и Духа Святаго крещаемыя и исповедающия (Троицу) верно, яко нераздельна есть едина держава Божества: Того послушайте!» (3-я стихира там же). Неодержимое, то есть невыдержимое, непереносимое, нестерпимое, Твоего светолития и неприступное Божества зряще, апостолов лучшии… Божественныя изменишася изменением (стихира на стиховне). «Днесь показал еси на горе Фаворстей славу Божественнаго Твоего зрака» (стихира на стиховне). «Сокровенную молнию под плотию существа Твоего, Христе, и Божественнаго благолепия, на святей показал еси горе, Благодетелю, просияв сущим с Тобою учеником. И разумевше нестерпиму сущу славу Твою, Свят еси, возопиша: яко неприступен Сый, виден был еси плотию мирови» (седален по полиелее). – Божества Твоего Спасе, малу зарю обнажив… премирныя Твоея славы сотворил еси (учеников) рачители (желатели, искатели) (стихира по Евангелии). Как видим, множество песнопений отведено сему откровению Божества, и то еще не в полноте Его, а в виде «зари». Но и сие было выше сил человеческих!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010