б) Διταξις τς εροδιακονιας. Migne, PG, t. 154, col. 745–766. Устав божественыя службы: како достоит священнику с диаконом служити. – 1) ГИМ, Синод., 346 (892), Служебник, XIV в., лл. 2–9 (без конца); 2) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 732, Служебник, XV в., лл. 2–7 об.; 3) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 864, Требник, XV в., лл. 96–115 об. (без конца); 4) ГИМ, Синод., 376 (268), Требник и Служебник, кон. XV в., лл. 7–24 (под названием: «Устав божественных служеб. Творение Филофеа патриарха Цариграда. Списажеся се смиреным митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном»); 5) ГИМ, Синод., 350 (606), Служебник новгор. архиеп. Евфимия, XV в., лл. 99 об.–120; 6) БАН, 32.2.3 (Сев. 266), Служебник, 2-я пол. XVIII в., лл. 1–20 об.; напечатан по славяно-русскому Служебнику Ватиканской библиотеки, 14, конца XIV–haчaлa XV в. в кн.: Н. Ф. К р а с н о с е л ь ц е в. Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки. Казань 1885, стр. 172–194. 2. Учительное Евангелие (сборник воскресных и праздничных поучений различных авторов, главным образом Иоанна Златоуста ). 71 – 1) ГИМ, Увар. 297 (55), Евангелие Учительное, нач. XV в.; 2) ГБЛ, ТСЛ, 99 (6), Евангелие Учительное, XV в.; 3) ГПБ, ОЛДП, 90, Учительное Евангелие, 1464 г.; 4) ГПБ, Кир.-Белоз., 134/1211, Сборник патристический, нач. XVI в., лл. 1–96; 5) ГИМ, Синод., 209 (76), Собрание поучений, XVI в.; 6) ГБЛ, ТСЛ, 100 (2), Учительное Евангелие, 1524 г. (другой перевод); 7) ГИМ, Синод., 210 (59), Собрание поучений, XVI в.; 8) ГПБ, Соловецк., 371 (155), Учительное Евангелие, XVI в.; 9) ГПБ, Соловецк., 372 (156), Учительное Евангелие, XVI в.; 10) ГПБ, Соловецк., 373 (157), Учительное Евангелие, XVI в.; 11) ЦГИА, ф. 834, оп. 4, 1441, Поучение, серед. XVII в.; 12) ГИМ, Синод., 211 (75), Собрание поучений, XVII в.; 13) ГИМ, Синод., 212 (408), Собрание поучений, XVII в. 3. Предание к ученику. Святейшаго патриарха Константинаграда кир Филофея предание к своему его ученику, еже како внимательне седети в келий с сущими своими послушниками. – 1) ГБЛ, ТСЛ, 704 (1821), Патерик скитский с прибавл., XV в., лл. 318–320 об.; 2) ГБЛ, ТСЛ, 756 (1637), Сборник, XV в., лл. 19–24 об.; 3) ГПБ, Q.I.738, Псалтирь с восследованием, XV в., л. 15 об.; 4) ГИМ, Увар., 205 (61), Авва Дорофей , XV в., л. 171; 5) ГПБ, Кир.-Белоз., 26/1103, Сборник («Иларион Великий»), 1-я пол. XV в., лл. 29–35 об.; 6) ГПБ, Кир.-Белоз., 101/1178, Сборник, XVI в., лл. 97 об.–112; 7) ГПБ, Кир.-Белоз., 25/1102, Сборник («Ниловы главы»), XVI в., лл. 383–387; 8) ГПБ, Кир.-Белоз., 29/1106, Сборник нравоучений, XVI в., лл. 73–80 об.; 9) ГПБ, ОЛДП, Q.661, Сборник, XVI в., лл. 425–433; 10) ГИМ, Воскр.-Новоиерус, 76, Сборник, XVI в., лл. 376–383 об.; 11) ГБЛ, ТСЛ, 799 (1927), Нил Сорский , нач. XVII в., лл. 156–178 об.; 12) ГПБ, Соловецк., 398 (85), Главник, XVII в., л. 115. 72

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Помимо икон свт. Николая от XIV в. дошли новгородский образ «Чудо вмч. Георгия о змие, с житием вмч. Георгия» (1-я пол. XIV в., ГРМ), иконы «Святые Борис и Глеб, с житием» из ц. Бориса и Глеба в Запрудах в Коломне (2-я пол. XIV в., ГТГ), «Арх. Михаил, в деяниях» из Архангельского собора Московского Кремля (кон. XIV в., ГММК). При тесных связях древнерус. искусства с визант. миром рус. мастера имели собственный опыт и предпочтения в области житийной иконографии, напр. помещали в среднике Ж. и. изображение вмч. Георгия, попирающего змея. Исследователи отмечали, что нек-рые сцены из Жития вмч. Георгия встречаются только в рус. памятниках (см.: Барская Н. А., Сергеев В. Н. Живопись XVI-XVIII вв. из верховьев реки Мсты в собрании ЦМиАР//ПКНО, 1982. Л., 1984. С. 275-292). В XV в. продолжали развиваться житийные циклы свт. Николая, о чем свидетельствуют иконы из Тихвинского мон-ря (нач. XV в., ГРМ), из посада Б. Соли (нач. XV в., ГРМ), из Георгиевской ц. Теребужского погоста близ Ст. Ладоги (1-я пол. XV в., ГРМ), из собрания К. В. Воронина (ок. сер. XV в.), из Андреевской ц. в Вологде (2-я пол. XV в., ВГИАХМЗ), из Введенского собора в Сольвычегодске (2-я пол. XV в., АМИИ), из Покровского мон-ря в Суздале (1-я пол. XV в. и нач. XV в.- обе во ВГИАХМЗ). Каждая из икон имеет свою программу, отличающуюся составом сюжетов. Примеры Ж. и. др. святых в искусстве XV в. единичны: «Святые бессребреники Косма и Дамиан, с житием» из Космодамиановской ц. в Вологде (2-я пол. XV в., ВГИАХМЗ), «Огненное восхождение прор. Илии, с житием» (2-я пол. XV в., Нижегородский гос. художественный музей). Особо следует отметить новгородское произведение «Евангельские сцены» («Земная жизнь Иисуса Христа») из ц. Бориса и Глеба в Плотниках (1-я пол. XV в., НГОМЗ). На иконе нет средника. 25 клейм, начиная с Крещения Господня и заканчивая Вознесением, расположены в 5 регистрах. Это единственный известный сохранившийся пример «ленточного» изложения евангельских сюжетов. Из новгородских памятников XV в. аналогична по композиционному решению икона «Акафист Богоматери», от 3 створок которой сохранилось только 2 (ГММК; частное собрание, Москва).

http://pravenc.ru/text/182315.html

XIV в.); в ц. Преображения мон-ря Зрзе (Македония, 1368/69); в ц. свт. Николая в Рамаче (Сербия, ок. 1385); в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Нова-Павлице (Сербия, до 1389); в соборе Христа Спасителя в Цаленджихе (Грузия, 1384-1396); в минологии ц. Св. Троицы мон-ря Козия (Румыния, 1391); в ц. свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Какопетрии (Кипр, 2-я пол. XIV в.); в ц. Св. Троицы мон-ря Ресава (Манасия, 1418); на окладе иконы «Христос Пантократор» из афонского мон-ря Ватопед (кон. XIV-XV в.). В поствизант. памятниках изображения О. В. встречаются: в ц. арх. Михаила в Педуласе (Кипр, 1474); в ц. Св. Креста в Пелендри (Кипр, 2-я пол. XV в.); в ц. Св. Креста близ Платанистасы (Кипр, 1494); в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы (Склаверохори, Крит, XV-XVI вв.); в ц. св. Созомена (Галата, Кипр, 1513); в ц. Успения Пресв. Богородицы в Курдали (Кипр, 1-я четв. XVI в.); в церкви афонского скита Моливоклисья (1536); в соборе Рождества св. Иоанна Предтечи афонского мон-ря Дионисиат (1546/47); в ц. вмч. Георгия мон-ря Воронец (Румыния, 1547); в соборе в честь Преображения Господня Большого Метеорского мон-ря (Греция, 1552); в минологии нартекса ц. св. Апостолов в Печской Патриархии (1561); в ц. свт. Николая в Дубочице (Сербия, 1565); в ц. Пресв. Богородицы мон-ря Студеница (1568); в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Морача (1577/78); в ц. Преображения Господня в Палеохоре (Крит, XVI в.); в трапезной афонского мон-ря Дионисиат (1603); в ц. свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас» в Кастории (1609); в трапезной афонского мон-ря Хиландар (1621); в минологии ц. свт. Николая в Пелинове (Сербия, 1717/18); в ц. 40 мучеников афонского мон-ря Ксиропотам (1783) и др., а также на иконах: «Онуфрий Великий» из епископии в Морфу (Кипр, XV-XVI вв.); «Онуфрий Великий и Петр Афонский» из афонского мон-ря Пантократор (кон. XVI в.); «Гостеприимство Авраама, Уготованный престол, Вознесение Христово и святые» Андреаса Рицоса в Музее изящных искусств (Токио, XVI в.); «Онуфрий, с житием» Еммануила Скордилиса (50-70-е гг. XVII в.) из мон-ря св. Иоанна Крестителя на о-ве Патмос; на створке триптиха из того же мон-ря (2-я пол. XVI в.). По иконографическому образцу др. преподобных во 2-й пол. XVI в. писали иконы с композицией «Успение св. Онуфрия», напр. икона из Музея визант. и христ. искусства в Афинах. Об изводе кончины О. В. в памятниках укр. и белорус. иконописи, а также в рус. иконописи синодального времени см.: Зеленина Я. Э. Икона «Кончина прп. Онуфрия со сценами жития»//Рус. иконы на Синае: Жалованные грамоты, иконы, произведения декоративно-прикладного искусства из собр. мон-ря вмц. Екатерины на Синае. М., 2014. Кат. 49. С. 353-357.

http://pravenc.ru/text/2581421.html

Соч. (избр.): Отдаточные книги Троице-Сергиева мон-ря 1649-1650 гг.//ИА. 1953. Вып. 8. С. 198-220; Копийные книги Троице-Сергиева мон-ря XVI в.//Зап. ОР ГБЛ. М., 1956. Вып. 18. С. 3-47; Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI в.: Ч. 1//АЕ за 1957 г. М., 1958. С. 302-376; То же: Ч. 2//АЕ за 1960 г. М., 1962. С. 129-200; То же: Ч. 3//АЕ за 1966 г. М., 1968. С. 197-253 (совм. с В. Д. Назаровым и Б. Н. Флорей); Социально-полит. история России кон. XV - 1-й пол. XVI в. М., 1967; Очерки рус. дипломатики. М., 1970; Богословская преамбула жалованных грамот//ВИД. 1973. Вып. 5. С. 81-107; Монастырские док-ты о полит. борьбе сер. XVI в.//АЕ за 1973 г. М., 1974. С. 29-42; К изучению формуляра великокняжеских жалованных грамот кон. XIV - нач. XVI в.//ВИД. 1979. Вып. 11. С. 238-251; Рус. дипломатика. М., 1988; Финансы средневек. Руси. М., 1988; К вопросу о типологии фальсификаций источников эпохи средневековья: Ч. 1//АЕ за 1988 г. М., 1989. С. 25-30; То же: Ч. 2//АЕ за 1989 г. М., 1990. С. 50-54; То же: Ч. 3//АЕ за 1990 г. М., 1992. С. 34-40; То же: Ч. 4//АЕ за 1991 г. М., 1994. С. 33-41; К предыстории идеи «Москва - Третий Рим»//Обществ. сознание, книжность, лит-ра периода феодализма. Новосиб., 1990. С. 262-273; Церк. юрисдикция в кон. XIV - нач. XVI в.//Церковь, общество и гос-во в феод. России: Сб. ст. М., 1990. С. 151-163; К вопросу о численности рус. войска и народонаселения в XVI в.//Реализм ист. мышления: Проблемы отеч. истории периода феодализма: Чт., посвящ. памяти А. Л. Станиславского. М., 1991. С. 112-115; Царский синодик 50-х гг. XVI в.//Ист. генеалогия. Екатеринбург; П., 1993. Вып. 2. С. 44-67; Из истории рус. средневек. источника: Акты X-XVI вв. М., 1996; Актовая археография. М., 1998; Жалованные акты на Руси XII-XIV вв.//Средневек. Русь. М., 1999. Вып. 2. С. 21-45; К теории и практике сравнительного источниковедения//Норна у источника Судьбы: Сб. ст. в честь Е. А. Мельниковой. М., 2001. С. 158-168; Теория собственности вообще и феод. собственность в частности//Собственность в России: Средневековье и раннее Новое время/Отв. ред.: Н. А. Горская. М., 2001. С. 7-40; Древнейшее московское Евангелие и его двинской адресат//Средневек. Русь. 2004. Вып. 4. С. 252-298 (совм. с Л. В. Столяровой); Россия и греч. мир в XVI в.: [Сб. док-тов и мат-лов]. М., 2004. Т. 1 (совм. с Л. В. Столяровой и Б. Н. Фонкичем); По следам троицких копийных книг XVI в.: (Погодинский сб. 1846 г. и архив Троице-Сергиева мон-ря)//Перечень актов архива Троице-Сергиева мон-ря, 1505-1537. М., 2007. С. 55-238; Книга в Древней Руси (XI-XVI вв.). М., 2010 (совм. с Л. В. Столяровой).

http://pravenc.ru/text/1683989.html

Содержание и тон письма ясно показывают, как изменился к концу правления И. В. характер его отношений с духовными лицами. 27 окт. 1505 г. вел. князь скончался, а в янв. следующего года на главные рус. кафедры были поставлены представители духовенства, сопротивлявшиеся политике вел. князя: Новгородскую кафедру занял игум. Троице-Сергиева мон-ря Серапион, которого прославляли в духовной среде за смелое противостояние И. В. на Соборе 1503 г., Ростовским архиепископом стал брат прп. Иосифа Волоцкого Вассиан II (Санин) Лит.: Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. Пг., 1918. М., 1998; Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI в. М.; Л., 1955 (по указ.); Черепнин Л. В. Образование рус. централизованного гос-ва в XIV-XV вв. М., 1960; Бернадский В. Н. Новгород и Новгородская земля в XV в. М.; Л., 1961; Каштанов С. М. Социально-полит. история России кон. XV - 1-й пол. XVI в. М., 1967; он же. Финансы средневек. Руси. М., 1988; Аграрная история северо-запада России: 2-я пол. XV - нач. XVI в. Л., 1971; Казакова Н. А. Русско-ливонские и русско-ганзейские отношения: Кон. XIV - нач. XVI в. Л., 1975; Флоря Б. Н. О путях полит. централизации Рус. гос-ва: (На примере Тверской земли)//Об-во и гос-во феодальной России. М., 1975. С. 287-298; Хорошкевич А. Л. Рус. гос-во в системе междунар. отношений кон. XV - нач. XVI в. М., 1980; Зимин А. А. Россия на рубеже XV-XVI ст. М., 1982; Назаров В. Д. Свержение ордынского ига на Руси. М., 1983; он же. «Любосоветный самодержец»// Сахаров А. Н., Назаров В. Д., Боханов А. Н. Подвижники России: Ист. очерки. М., 20063. С. 147-168; Кобрин В. Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.). М., 1985; Алексеев Ю. Г. Освобождение Руси от ордынского ига. Л., 1989; он же. Государь всея Руси. Новосиб., 1991; он же. Под знаменами Москвы. М., 1992; Лурье Я. С. Иван III Васильевич//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 369-371 [Библиогр.]; он же. Две истории Руси XV в. СПб., 1994; Соловьев С. М. Сочинения в 18 кн. М., 1989. Кн. 3. Т. 5/6; Кром М. М. Меж Русью и Литвой. М., 1995; Карамзин. ИГР. 1998. Т. 6; Успенский Б. А. Царь и патриарх: Харизма власти в России: (Визант. модель и ее рус. переосмысление). М., 1998 (по указ.); Алексеев А. И. Под знаком конца времен. СПб., 2002; он же. Заметки о религиозности Ивана III//Исследования по истории средневек. Руси: К 80-летию Ю. Г. Алексеева: Сб. ст. М.; СПб., 2006. С. 187-201; Плигузов А. И. Полемика в Рус. Церкви 1-й трети XVI ст. М., 2002 (по указ.); Борисов Н. С. Иван III. М., 20063; Мат-лы междунар. науч. конф. «Иван III и проблемы рос. государственности», 25-26 нояб. 2005. [СПб.], 2006. (Тр. кафедры истории России с древнейших времен до XX в.; 1); Скрынников Р. Г. Иван III. М., 2006; Тарасов А. Е. Религиозные аспекты политики моск. князей во 2-й пол. XV - 1-й трети XVI в.: АКД. М., 2007; Абеленцева О. А. Митр. Иона и установление автокефалии Рус. Церкви. М.; СПб., 2009 [Библиогр.].

http://pravenc.ru/text/469780.html

Древнейшие рус. иконы «О Т. р.»: псковская, перевезенная в суздальский Покровский мон-рь (2-я пол.- кон. XV в., ГТГ); московская, созданная в кругу Дионисия (ок. 1480, ГММК, Успенский собор Московского Кремля); новгородская икона-таблетка (кон. XV в., НГОМЗ); икона из местного ряда иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (ок. 1497, КБМЗ; ее композиция близка к псковской иконе, на к-рую мог ориентироваться иконописец еще до перемещения последней в Суздаль). Эти произведения стали образцами для мастеров XVI в. В XVI в. иконография «О Т. р.» развивалась преимущественно в иконописи. Памятники московской школы 1-й пол. XVI в. демонстрируют влияние образа из Успенского собора Московского Кремля. К нему близки икона из Успенского собора Дмитрова (нач. XVI в., ГТГ), а также композиция Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова мон-ря, в нек-рых деталях цитирующая и новгородский извод. Среднерус. мастера XVI в. создавали крупные образы, больше ориентируясь на новгородский извод, но знали и псковский. Иконы из Пафнутиева Боровского мон-ря (ГТГ), из Мурома (МИХМ), из ГМЗК - образцы творческой переработки композиции предыдущего столетия. В Новгороде иконография «О Т. р.» обогатилась новыми элементами, претерпела стилистические изменения. В Пскове известен лишь один памятник XVI в., сочетающий новгородский и московский изводы. В Вологде сюжет развивался в живописи и в мелкой пластике на основе уже известных композиций. В сер.- 2-й пол. XVI в. в Московской Руси иконография «О Т. р.» обогатилась космогоническим элементом - чином Небесных сил, в виде полукольца обрамляющим сферу «словесного рая». Сотериологический элемент иконографии - образы душ праведных или невинноубиенных в виде младенцев - встречается на иконе из Соловецкого мон-ря (кон. XVI в., ГММК) и на иконе из Илиинской ц. Вологды (3-я четв. XVI в., ВГИАХМЗ). В композициях появились и др. отличия: новгородские, а затем и среднерус. иконописцы стали изображать храм фронтально, а не в изометрической проекции (икона из Пафнутиева Боровского мон-ря), крылья ангелов, поддерживающих сферу с Богоматерью, теперь писали раскрытыми, акцентируя роль Небесных сил как посредников между Богом и человеком.

http://pravenc.ru/text/ О Тебе радуется ...

Активное развитие житийной иконографии в XVI в. происходило не только в столице, но и в известных художественных центрах - Вел. Новгороде, Пскове, Ростове, Ярославле. Здесь были свои предпочтения в выборе сюжетов для Ж. и. таких чтимых святых, как свт. Николай или вмч. Георгий. Создавали Ж. и. и местных святых или святых, которым были посвящены престолы храмов, напр. в Вел. Новгороде прп. Варлаама Хутынского (икона ок. 1560, ГРМ). Для новгородских храмов в качестве местных образов в XVI в. были написаны иконы с подробными повествовательными циклами: «Апостолы Петр и Павел, с деяниями» из ц. Петра и Павла в Кожевниках (ок. 1558, НГОМЗ), «Рождество Богоматери, с житиями Иоакима, Анны и Богоматери» из собора Рождества Богоматери Антониева мон-ря (ок. 1560, НГОМЗ). Среди новгородских Ж. и. Николая Чудотворца необходимо отметить икону «Свт. Николай Чудотворец (Зарайский), с житием» из г. Боровичи (кон. XVI в., НГОМЗ), некоторые клейма к-рой, напр. «Явление свт. Николаю Св. Духа», неизвестны по др. памятникам, а распространенные сюжеты («Перенесение мощей в Бари») оригинальны по исполнению. Псковские мастера создали галереи житийных образов св. жен, среди к-рых - редкая икона «Мученицы Параскева, Варвара и Ульяна, с житиями Варвары, Ульяны Илиопольской и Ульяны Никомидийской» из Варваринской ц. (1-я пол. XVI в., НГОМЗ). Псковские Ж. и. свт. Николая своеобразны в отдельных мотивах, выборе сюжетов и в художественном решении. На 2 иконах (из ц. свт. Николая с Усохи, 40-е гг. XVI в., ГРМ, и 2-я пол. XVI в., ПИАМ) присутствует клеймо «Видение агнца Нонне, матери свт. Николая», лит. основа которого неизвестна по текстам Житий и чудес святителя. В искусстве Ярославля XVI в. помимо Ж. и. почитавшихся на Руси святых разрабатывалась иконография Ярославских чудотворцев: икона из ц. Ярославских чудотворцев Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле «Св. князья Феодор, Давид и Константин, с житием» в 36 клеймах (ЯМЗ, 60-е гг. XVI в.). В XVI-XVII вв. для мн. обителей создавались иконы их небесных покровителей и основателей, чьи мощи почивали в храмах. К числу крупных заказчиков принадлежал Соловецкий мон-рь, для к-рого Ж. и. преподобных Зосимы и Савватия писали в Москве, Вел. Новгороде: «Богоматерь, с предстоящими Зосимой, Савватием и братией монастыря и с житием Зосимы и Савватия», «Святые Зосима и Савватий, с житием» (обе 1545, ГММК). Если Ж. и. Соловецких чудотворцев получили широкое распространение по всей стране (напр., икона «Святые Зосима и Савватий, с житием» из ц. Св. Троицы в Нёноксе, 2-я пол. XVII в., АМИИ), то Ж. и. чтимых основателей др. монастырей были известны гл. обр. в стенах их обителей: «Св. Стефан Махрищский, с житием» из Стефанова Махрищского мон-ря (3-я четв. XVII в., Гос. музей «Александрова слобода»), рама с клеймами Жития прп. Иосифа Волоцкого из Иосифова Волоколамского мон-ря (ок. 1697, ЦМиАР).

http://pravenc.ru/text/182315.html

В числе Пермских и Устюжских святых И. (в молении, в охристой фелони и архиерейской шапке, с Евангелием в правой руке) показан в правом клейме иконы «Свт. Стефан Пермский, с деисусом и избранными святыми», происходящей из дер. Цилиба Ленского р-на Архангельской обл. (1717, ЦМиАР; см.: Прп. Сергий Радонежский/Авт.-сост.: Н. Н. Чугреева. М., 1992. С. 147, 267. Ил. 77; Дары музею им. Андрея Рублёва, 1957-2003: Кат./Сост.: Т. Н. Нечаева. М., 2003. С. 37. Кат. 101. Ил. 39). Образ Божией Матери «Необоримая стена и Покров России» (1866, Чердынский краевед. музей им. А. С. Пушкина) создан в мастерской с. Покча Пермской губ., согласно надписи, «в память избавления от злоумышленного покушения на жизнь царя-освободителя Александра II» как вклад в ц. Благовещения Богородицы крестьянина В. И. Федосеева. Представленные святые прославились апостольским и миссионерским служением, И. изображен вместе с ап. Андреем Первозванным, равноап. вел. кн. Владимиром, блгв. кн. Александром Невским (небесный покровитель имп. Александра II), равноапостольными Кириллом и Мефодием, Пермскими святителями. В составе композиции «Собор русских святых» И. включен, в частности, в группу святителей на выговской иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), на северодвинской иконе XIX в. из дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл. и на образе 1814 г. письма мастера-старообрядца П. Тимофеева (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85. Кат. 62, 70), на поморской иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ, см.: Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52) и др. Необычно - в белом клобуке И. представлен во главе среднего ряда группы святителей на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР). Крайним справа в 1-м ряду святителей (крайний слева - свт. Стефан Пермский) он написан на иконе сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ, см.: Ibid. P. 144-147. Cat. 53). Образ И. присутствует в группе подвижников XV в. в стенописи галереи русских святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010).

http://pravenc.ru/text/578252.html

В составе Собора русских святых Е. показана на иконах поморского извода в правой группе мучеников, блгв. князей и св. жен: в куколе, крайней справа после блгв. кн. Евдокии (Евфросинии) Московской - на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК); на образе 1814 г. письма Петра Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись с именем «с княгиня Елена игумени[я] Мос[ковская]» - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463); на иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. надпись не сохранилась (ГТГ - Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). Оплечный образ Е. также введен в верхний ряд св. жен в правой княжеской группе на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР), надпись: «п Елена мос(к).». Е. изображена на хромолитографии «Собор святых жен, просиявших в Русской земле» 2-й пол. XIX в. из ц. во имя ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского мон-ря в С.-Петербурге (обретена в 2002 в дер. Дмитриево Череповецкого р-на Вологодской обл., на берегу Рыбинского водохранилища, возможно, происходит из Леушинского мон-ря, см.: Рус. жены-мироносицы: Обретение уникальной иконы//Леушино: Газ. 2004. 8(85). 25 апр. С. 1-2). К прославлению Е. в лике местночтимых Московских святых в 1998-1999 гг. худож. С. Мелкозёровым выполнен образ Е. в традиц. иконописной стилистике на золотом фоне - в рост, в островерхом куколе и с наперсным игуменским крестом, с раскрытой ладонью десницы и длинными четками в левой руке, на верхнем поле - поддерживаемый ангелами Смоленский образ Божией Матери (в наст. время в трапезном Успенском храме обители, см.: Моск. Богородице-Смоленский Новодевичий мон-рь: Альбом. М., 2004. С. 22). Аналогичный поясной образ того же автора участвовал в чине канонизации святой, существуют оплечные варианты, в т. ч. на ее надгробии (Там же. С. 6, 70, 80). Е. с наперсным крестом представлена в одном из медальонов росписи свода трапезной Горненского Казанского жен. мон-ря в сел. Айн-Карем близ Иерусалима (2006).

http://pravenc.ru/text/189739.html

(живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Необычно - седобородым старцем, в мантии и клобуке, с Евангелием в руках - И. написан на оконном откосе храма ц. Всех святых над Экономическими воротами Киево-Печерской лавры (1906, худож. И. С. Ижакевич с учениками). Как один из самых почитаемых Киево-Печерских святых, И. включен в Собор рус. святых на поморской иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК); на иконе письма мастера-старообрядца П. Тимофеева 1814 г. (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 2008. С. 82-85. Кат. 70; прорись см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453); на иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ; см.: Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). Его образ находится в левой группе преподобных во 2-м ряду среди др. Киево-Печерских чудотворцев (между преподобными Марком Гробокопателем и Алипием): И. написан обнаженным по пояс, с непокрытой головой, окладистой бородой и крестообразно сложенными руками. На иконе рус. чудотворцев сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ; см.: Ibid. P. 144-147. Cat. 53) И. изображен в мантии и куколе в 3-м ряду справа, на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) - в набедренной повязке, крайним слева в 1-м ряду. В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) , на иконах 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (2 в ризнице ТСЛ, СДМ) и на списках иконописцев кон. XX - нач. XXI в. (храм Христа Спасителя, ц. свт. Николая в Клённиках и др.) И.- в нижней части композиции в группе чудотворцев Ближних пещер. Известны совр. иконы И., напр. перед входом в храм во имя И. в Голосеевской пуст. в Киеве (написана на основе надгробной иконы из пещер). Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т.

http://pravenc.ru/text/469003.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010