Распространенная редакция известна в большем числе списков, чем краткая редакция; рукописи пространной редакции в основном относятся к XVII-XVIII вв. Один из ранних списков происходит из Пскова: ПИАМ. Ф. Никандровой пуст. 61 (128/49). Л. 495-513, 2-я пол. XVII в. (после 1656). Наиболее поздний список распространенной редакции, 2-й пол. XIX в., принадлежал Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. (РГБ. Ф. 214. 234. Л. 63-80). Несмотря на то что распространенная редакция Жития И. была создана по поручению митр. Макария, текст не вошел в составленную по инициативе первосвятителя в нач. 60-х гг. XVI в. «Книгу степенную царского родословия» ; более ранняя краткая редакция Жития И. не была включена в Великие Четьи-Минеи митр. Макария (30-е - нач. 50-х гг. XVI в.). Ни пространная, ни краткая редакции Жития И. не вошли в издания Пролога. Сведения о Юрьевских мучениках Сщмч. Исидор Юрьевский. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Кон. XVIII — нач. XIX в. (МИИРК) Сщмч. Исидор Юрьевский. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Кон. XVIII — нач. XIX в. (МИИРК) Из краткой редакции Жития И. известно, что святой «живаше в латынех, во граде Юрьеве, в Роусском концы», служил священником «церкви святаго чюдотворца Николы и святаго великого мученика Георгия Галелейскаго» ( Лихачёв. 1908. С. IX). Служение И. в Юрьеве автор Жития относит ко времени пребывания на Новгородской и Псковской кафедре архиеп. св. Ионы : с 1 февр. 1459 по 8 нояб. 1470 г. Согласно краткой редакции Жития, против И. выступил один из старейшин (ратман) Юрьева - «немчин»-католик Юрий, «еже зовяшеся Трясоголав», к-рый подал жалобу на православных католич. Дерптскому епископу и «всем старишинам градским». Юрий заявил, что он «слышах от попа роускаго и от всех его крестьян, иже в нашем граде живоут, глаголя, яко нашоу веру хоулят и опресночнаа слоужения, еже мы служим, и оукаряють нас о сем, иже мы прияша от отець своих от многих лет, и свою христьянскоую веру добре похваляют... На многа хоуления окаянныи он немчин изрекь на святых и ярость подвиже бискупа и вельможь града того - безбожных немець» (Там же).

http://pravenc.ru/text/674906.html

Более распространенная иконография А. Д., известная по сохранившимся памятникам иконописи, складывалась не ранее 2-й пол. XVII в. одновременно с составлением жития святого, вероятно под влиянием иконографии прп. Варлаама Хутынского. Описание облика А. Д. имеется в иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. в основном старообрядческого происхождения. В одном указано, что преподобный «подобием аки Варлаам Хутынский, брада руса, схима на плечах» (РНБ. O.XIII.1. Л. 124 об., 3-я четв. XVIII в.); в др. отмечено, что «в схиме, брада аки Александра Ошевенскаго» (БАН. Двин. 51. Л. 260, кон. XVIII в.), в 3-м - «рус, брада аки у Василия Кесарийскаго, на конце остряя, на плечах схима, риза преподобническая, ряска вохра» (РНБ. Погод. 1931. Л. 138 об., 20-е гг. XIX в.). В текстах подлинников отсутствует упоминание, а на иконах - изображение железной шляпы, хранившейся у раки А. Д. Образ А. Д. на фоне своей обители (типичный для основателя мон-ря иконографический извод) представлен, напр., в иконах посл. четв. и кон. XVII в. (ГРМ; МИИРК): А. Д. изображен в схимническом одеянии, с куколем на голове, без свитка, в молении Иисусу Христу в небесном сегменте, на фоне густого леса, озера и панорамы деревянного мон-ря, окруженного высокой оградой. К данному изводу относится икона из ризницы Антониева Дымского мон-ря, описанная в 1907 г. К. К. Романовым (не сохранилась): «Образ преподобного Антония Дымского старого письма. На нем изображен монастырь Дымский, обнесенный деревянною стеною с деревянными башнями, деревянной церковью и кельями внутри. Церковь изображена шатровая с папертью, над которой две главки, над шатром главка, а за нею еще две также над шатрами» (ИИМК. Ф. 29. Ед. 472. Л. 4-4 об.). Подобное изображение деревянного мон-ря (отстроенного ок. 1655 игум. Филаретом) соответствует описанию его построек в описях 1682 г. и 1689 г. после пожара 1687 г. (СПб ФИРИ. Ф. 132. Оп. 2. Ед. 609. Л. 3), при этом изображение 2 глав на соборной церкви, очевидно, восходит к облику мон-ря в XVI в., согласно его древнейшей описи 1583 г. (ВОИДР. С. 89). Во 2-й четв. XIX в. появились иконы, на к-рых А. Д. с развернутым свитком в руке обращен в молении к Казанской иконе Божией Матери (этому образу был посвящен соборный храм обители) на фоне панорамы каменного мон-ря, архитектурный облик к-рого сложился к 30-40-м гг. XIX в. (деревянной оставалась лишь ц. во имя св. Иоанна Предтечи), напр., на иконе ок. 1815 г. (ГМЗК), на гравюре 1815 г. (частное собрание), иконах 1-й трети XIX в. (частное собрание. С.-Петербург), 1842 г. (ГРМ), сер. XIX в. (ГРМ), сер. XIX в. (частное собрание. Тихвин).

http://pravenc.ru/text/116056.html

На иконе кон. XIX - нач. XX в. (Железноборовский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь, см.: Минея (МП). Янв. 1983. Цв. вкладка) И. представлен средовеком с темно-русыми волосами и короткой бородой, в длинной зеленой рубахе, с крестом в правой руке, на фоне реки и белых строений (стена, надвратная башня, церковь) - условный образ Зилантова мон-ря. Погрудное изображение И. в круглом медальоне сохранилось среди акварельных набросков В. М. Васнецова (1890, ГТГ), предназначавшихся для украшения арок главного купола Владимирского собора в Киеве. Святой молод, рус, с небольшой бородой, одет в кафтан, в деснице крест. Образ И. встречается в композиции «Собор Казанских святых», в частности на иконе нач. ХХ в. (Там же. Март. 1984. Цв. вкладка) - крайний справа в 1-м ряду, средовек, в темной рубахе со светлым отложным воротником, с препоясанием, в деснице крест. В составе Соборов рус. святых И. (юный, без бороды, в хитоне и плаще) представлен рядом с мч. Стефаном в произведениях выговской иконописи: напр., на иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. мастера П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ, см.: Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). И. введен в группу подвижников XVI в. в росписи галереи русских святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Мученик изображен в группе Казанских святых на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданной в 1934 г. мон. Иулианией (Соколовой) для свт. Афанасия (Сахарова) (ризница ТСЛ), на 2 авторских повторениях нач. и кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), на творческих списках кон. XX - нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/469724.html

В числе сохранившихся икон - Нерукотворный образ Спасителя (кон. XVI в.), отображающий Божественный Лик монументально и декоративно. Следование новгородским образцам, лучшим произведениям иконописцев, работавших для самой крупной епархии Московской Руси, сохранилось и в XVI в. Храмовая икона Покровской ц. (2-я пол. XVI в., МИИРК) при упрощенности рисунка и колорита в сравнении с одновременными новгородскими памятниками этого извода, напр. иконой из бывш. собрания Н. П. Лихачёва (2-я пол. XVI в., ГРМ), не уступает им в величавой свободе архитектурных построений, спаянности декоративных деталей в гармоническое целое (Художественное наследие Карелии. 2001. Кат. 21). В стиле московских памятников написана икона «Спас Всемилостивый, с архангелами, преподобными Варлаамом Хутынским и Александром и избранными святыми на полях», повторяющая извод «Спаса Смоленского». Иконное изображение отличается чрезвычайной стройностью фигуры стоящего Иисуса Христа и мягкой живописью личного (XVI в., находилась на правом клиросе Преображенской ц., ныне экспонируется в иконостасе Покровской ц.). В свою очередь иконы из К. служили образцами для икон, предназначенных для храмов вокруг о-ва Кижи, напр. для образа из Никольской часовни дер. Тамбицы (кон. XVI в., МИИРК; подробнее см.: Платонов В. Г. Развитие иконографии «Покрова Богородицы» в искусстве Заонежья XVI-XVIII вв.//Кижский вестн. Петрозаводск, 2002. Вып. 7. С. 142-143). Неизвестный ныне образец, скорее всего новгородского происхождения, воспроизводит храмовая икона Преображенской ц. (XVII в., Гос. музей-заповедник «Кижи»; см.: Пуцко. 2009. С. 197). О почитании древнейших храмовых икон из К. можно также судить по описаниям окладов и привесов, содержащихся в письменных источниках, напр. в Писцовых книгах 1628-1631 гг. (публикацию фрагментов см.: Чернякова, Черняков. 1988. С. 71-73). Простота художественного языка сочеталась у мастеров «северных писем» с умением выделять в иконных композициях главное: красный цвет славы Спасителя на иконе «Преображение» окрашивает гору Фавор, треугольные очертания которой повторяют силуэты фигур падающих ниц апостолов.

http://pravenc.ru/text/1684581.html

А. В. Пигин Иконография Преподобные Зосима Соловецкий, Корнилий и Авраамий Палеостровские, с житием прп. Корнилия. Икона. Ок. 1891 г. (НМРК) Преподобные Зосима Соловецкий, Корнилий и Авраамий Палеостровские, с житием прп. Корнилия. Икона. Ок. 1891 г. (НМРК) Ранние образы святого, связанные с Палеостровским мон-рем, не сохранились из-за разорений и пожаров обители. Ок. 1689 г. из огня были спасены нек-рые иконы, вериги и «покров бархатный черный» с гроба К. ( Барсов. 1868. С. 34, 171, 173). Среди вывезенного в Кузаранскую волость были «две иконы местныя, один образ Спасителев, а другой Корнилия Чудотворца» (Там же. С. 106). Прп. Зосима Соловецкий, прп. Корнилий и Авраамий Палеостровские, с житием прп. Корнилия. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (НМРК) Прп. Зосима Соловецкий, прп. Корнилий и Авраамий Палеостровские, с житием прп. Корнилия. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (НМРК) Известны единоличные поясные образы К., созданные во 2-й пол. XVIII - нач. XX в. К произведениям, появившимся в старообрядческой среде Поморья, относится образ 2-й пол. XVIII в. (МИИРК): святой с широкой окладистой бородой правой рукой двуперстно благословляет, в левой держит свиток. На иконе кон. XIX в. (Палеостровский мон-рь) волосы преподобного разделены на прямой пробор, у него раздвоенная узкая на конце борода, в правой руке крест, в левой - свиток; фон золотой. Описания иконописных подлинников XVIII в., в т. ч. старообрядческих, под 23 авг. и 9 янв. немногословны: К. «подобием сед, брада пошире Сергиевой, власы просты, ризы преподобническия» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 68); «всем подобием, аки Герман Соловецкий» (БАН. Двинское собр. 51. Л. 267; кон. XVIII в.); «сед, брада пошире Сергиевы» (БАН. Строг. 66. Л. 138 об.; кон. XVIII в.). Очевидно, К. ошибочно отождествляли с прп. Корнилием Кожеезерским, поскольку он иногда назван не только «новым чудотворцем Палеостровским», но и «начальником Спасского монастыря Кожеозерского». Существовали изображения К. на фоне основанного им мон-ря, в частности миниатюрный золотофонный образ 2-й трети XIX в. из собрания Успенских (ГЭ; см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 56, 132. Кат. 49). Святой представлен в правой части средника молящимся Господу Вседержителю, изображенному в сегменте неба. На К. традиц. монашеские одежды, в левой руке четки, голова не покрыта, широкая борода с проседью закрывает грудь. Вид мон-ря основан на реалиях времени: в центре возвышается белокаменный одноглавый собор с колокольней, др. постройки деревянные. В бухте на причале стоит небольшая часовня. Обитель ограждена стеной, с берега частично каменной.

http://pravenc.ru/text/2458675.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕФРЕМ (Евстафий; † 1486, Перекомский (Перекопский) Николаевский мон-рь), прп. (пам. 26 сент., 16 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Перекомский (Перекопский), Новгородский, игум. Перекомского Николаевского мон-ря. Прп. Ефрем Перекомский. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК) Прп. Ефрем Перекомский. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК) Житие Основные сведения о Е. содержатся в Житии святого, сохранившемся в 2 редакциях: основной и проложной. Вопрос о времени составления основной редакции (известна в 4 списках XVIII-XIX вв.) по-разному решался исследователями. В Житии указывается, что оно было написано учеником Е. игум. Романом. Однако исследователи, выделяя в тексте многочисленные анахронизмы, ставят под сомнение раннее создание Жития. В. О. Ключевский , а вслед за ним и др. исследователи полагали, что Житие Е. было написано в сер. XVI в. (ок. 1554 игуменом Перекомского мон-ря был Роман; при этом Ключевский, не доверяя сообщению Жития Е. о кончине святого в 1486, полагал, что преподобный умер в нач. XVI в.). По мнению Н. А. Охотиной-Линд, сочинение было создано во 2-й пол. XVII в., когда Перекомский мон-рь был возрожден ( Охотина-Линд. 1996. С. 56-57). Основная редакция Жития Е. была составлена на основе Жития прп. Александра Свирского (написано в 1545), почти полностью вошедшего в посвященный Е. текст, и Жития прп. Саввы Вишерского (создано Пахомием Логофетом между 1464 и 1470). Житие прп. Саввы стало источником проложной редакции Жития Е. (известна в единственном списке - ЯИАМЗ. 15544. Л. 243-243 об., 1807 г.), через службу прп. Савве, оказавшую влияние на службу Е. Биография Согласно Житию, родители Е., в миру носившего имя Евстафий, Стефан и Анна, жили в Кашине, недалеко от жен. монастыря в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/182091.html

Иконография «Огненное восхождение» без добавлений других эпизодов известна по памятникам XIV-XVI вв. В русском искусстве было сформировано несколько вариантов иконографии помимо известных в Византии профильного и фронтального изводов, на Руси фронтальный тип «не прижился». В древнерус. искусстве почти обязательно присутствие арх. Михаила или ангела, несущих огненное облако (напр., икона из собрания Лихачёва, 2-я пол. XV в., ГРМ). Иногда 2 ангела несут огненную сферу, как на иконе «Огненное восхождение прор. Илии. Свт. Николай» из ц. св. Власия дер. Волнаволок на Пидьмозере (кон. XVI в., ГЭ). Многочисленные детали иконографии - ростовое или поясное изображение пророка, чаще стоящего, чем сидящего в колеснице, фигура прор. Елисея, хватающего край милоти или только протягивающего к И. руки, жесты рук И., форма повозки и вид огненного облака и т. д.- изображаются по-разному. Один из самых ранних сохранившихся примеров «Огненного восхождения» - нижегородская житийная икона рубежа XIV и XV вв. (НГХМ). Ее средник поделен на 3 части: нижнюю - «голый» позем, среднюю - колесница с И. в круглой сфере, верхнюю - небо, где изображена Богоматерь в типе «Никопея» с поклоняющимися архангелами. В рус. практике можно выделить 2 основные группы «Огненного восхождения», взяв за основу направление движения колесницы вправо или влево. К примерам 1-й группы относятся иконы: кон. XV в. (частное собрание; Иконы из частных собраний: Кат. выставки ЦМиАР. М., 2004. Кат. 66); 1-й пол. XVI в. из ц. И. Ильинского монастыря в Пскове (ГИМ) - языки огненного пламени напоминают крылья херувимов, фигура И. видна по пояс в огненном пламени; 2-й пол. XVI в. (ПИАМ) - внизу видны пещера и камень, на к-ром сидел И.; 2-й пол. XVI в. из собрания Лихачёва (ГРМ), и др. Ко 2-й группе относятся: икона 2-й пол. XVI в. (МИИРК) - И. изображен в рост, стоящим на колеснице; икона 2-й пол. XVI в. из собрания И. С. Рябушинского (2-я пол. XVI в., ГТГ) - один из ангелов, несущих облако, трубит, на голове И. пророческая шапочка.

http://pravenc.ru/text/389301.html

искусстве XV-XVI вв. представлены рядом икон с ростовым изображением: иконой из собрания Н. П. Лихачёва (нач. XV в., ГРМ) - Д. С. извлекает из ножен меч; небольшой иконой-врезкой из собрания Мараевых (1-я пол. XV в., ГТГ) - парной иконе вмч. Георгия; изображением в среднике житийной иконы из с. Поникарова (позднее - в с. Гуменец) близ Ростова (рубеж XV и XVI вв., ГМЗРК) - Д. С. с обнаженным мечом в правой руке; 2-частной иконой с композицией «Огненное вознесение прор. Илии» и фигурой Д. С., происходящей с погоста Лядины Каргопольского р-на (1-я пол. XVI в., ГЭ); иконой «Димитрий Солунский и прп. Антоний Сийский» (2-я пол. XVI в., МИИРК); изображением на сударе из Ипатиевского мон-ря, вероятно вклад Д. И. Годунова (90-е гг. XVI в., ГММК); иконой из Успенского собора в Дмитрове (10-20-е гг. XVII в., ЦМиАР) и др. (в ряде произведений этого типа Д. С. держит мученический крест). Изображения Д. С.-воина встречаются на мерных иконах царских детей: царевичей Димитрия Иоанновича Угличского (образ в основных чертах повторяет древнюю икону из Димитриевского собора во Владимире) и Димитрия Алексеевича (обе в ГММК); в XVII в. возникла основанная на этой патрональной теме традиция совместного изображения Д. С. и св. царевича Димитрия Угличского (иконы из собрания П. Д. Корина и ЦАК МДА). Довольно редкий пример поясного варианта - образ с детализированным изображением доспехов, напоминающим памятники палеологовского и поствизант. периодов (2-я пол. XVI в., ГТГ). Изображения Д. С.-воина включались в состав минейных циклов, напр., изображение вместе с вмч. Георгием на иконе-таблетке из Рождественского собора в Суздале (2-я пол. XVI в., ГВСМЗ), вероятно восходящее к утраченной таблетке из комплекта новгородского Софийского собора кон. XV в. В XVI в. распространился обычай размещать фигуры Д. С. и Георгия - воинов на створках киотов резных изображений свт. Николая (Николы Можайского): к числу этих произведений относятся створки из с. Едома Архангельской обл. (АМИИ) и собрания С. П. Рябушинского (ГТГ) и створка с фронтальным изображением Д.

http://pravenc.ru/text/178231.html

Вариант имеется на иконе с 2 регистрами кон. XVI в. (?) из собрания В. М. Васнецова (позднее - Т. А. Мавриной, ГМИИ, Музей личных коллекций; см.: Смирнова. 2007. С. 139): И. изображен в составе процессии на мосту, на нем белая митра, крещатые ризы, в руках крест и кадило. Иногда изображение И. отмечено аббревиатурой IOA на нимбе, как на иконе из ц. Успения Пресв. Богородицы с. Курицка близ Новгорода (1-я пол. XV в., ГТГ). Известна прорись с иконы XVI в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 534-535). Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Кон. XVIII — нач. XIX в. (МИИРК) Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Кон. XVIII — нач. XIX в. (МИИРК) Эта схема встречается на иконах XVII-XVIII вв., где к атрибутам И. может быть добавлен посох, как на иконе из ц. Успения Пресв. Богородицы на Торгу в Новгороде, известной по акварели Ф. Г. Солнцева (не сохр.; см.: Смирнова. 2007. С. 141). На иконах позднего времени история чуда от иконы «Знамение» представлена большим количеством сцен. Среди них есть такие, в к-рых святитель изображен с иконой над воротами осажденного города, как в клейме на раме иконы Божией Матери «Знамение» из ц. прор. Илии в Ярославле (80-е гг. XVII в., ЯХМ). Все больше места занимают детали пейзажа, архитектуры; образ И. более типизирован, исполнен в соответствии с общими принципами святительской иконографии: святой в разных типах облачения в клеймах неск. икон Божией Матери «Знамение» с историей и чудесами (кон. XVII в., ГИМ; 1-я треть XVIII в., ГМЗК; сер. XVIII в., ГРМ). Сюжет чуда от иконы изображался и в храмовых росписях (1742-1743, ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Ярославле; в наст. время фрагмент в ГТГ). Одна из икон объединяет изображение чуда от образа с панорамой Новгорода, по сторонам к-рого в клеймах - фигуры святителей И. и Никиты (2-я пол. XIX в., ГМЗК). На иконе 1902 г. из мастерской Белоусовых в Палехе (ГРМ) в среднике - образ Божией Матери «Знамение», в клеймах - акафист Пресв.

http://pravenc.ru/text/468947.html

В ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле (1363) К. и Д. были представлены в нижнем регистре росписи сев. стены и сев.-вост. пилона так, что их фигуры фланкировали вход в жертвенник. В ц. Спаса Преображения на Ильине ул. (1378), расписанной греч. мастером Феофаном Греком, придел К. и Д. располагался в юж. камере на хорах, очевидно, там были изображения св. врачей (живопись придела не сохр.). В ц. Спаса Преображения на Ковалёве (1380) образы К. и Д. располагались в зап. притворе на юж. стене, рядом со святыми Борисом и Глебом. В ц. св. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре (60-70-е гг. XV в.), расписанной в память об умерших в моровом поветрии 1465 г. новгородцах и представляющей собой монументальный минологий, К. и Д. представлены дважды: в замке сев. подпружной арки (под 1 нояб.- Асийские мученики), в нижнем регистре юго-зап. столба (под 1 июля - Римские мученики); изображения, находившиеся на зап. своде и в люнете (исключение - образ прор. Осии), соответствующие Минее на 2-ю пол. окт., утрачены. Изображения К. и Д. в медальонах рядом со святыми Аникитой и Киром располагались на сев.-зап. столбе в ц. свт. Николая Чудотворца в Гостинопольском мон-ре (ок. 1475 - кон. XV в.). Свт. Николай Чудотворец, святые Косма и Дамиан в молении Богоматери. Икона. XVI в. (МИИРК) Свт. Николай Чудотворец, святые Косма и Дамиан в молении Богоматери. Икона. XVI в. (МИИРК) Сохранившиеся изображения К. и Д. в древнерусском искусстве в целом следуют визант. иконографии. Представление о ней можно составить по новгородским домонг. иконам. На иконе «Свт. Николай Чудотворец, с избранными святыми» из Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря (кон. XII - нач. XIII в., Новгород, ГТГ) К. и Д. изображены на верхнем поле по сторонам «Этимасии», по пояс, в левой руке у каждого ларец, на который они указывают правой рукой; облик св. бессребреников соответствует ранней византийской иконографической традиции (средовеки, с темными короткими волосами, бородой и усами). На боковых полях - ростовые изображения святых Бориса, Глеба, Флора, Лавра, Евдокии, Домны; на нижнем - поясные образы святых Параскевы и Фотинии.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010