П.В. Долгоруков Дворяне Аксаковы Дворяне Аксаковы (в старину Оксаковы) есть ветвь фамилии Вельяминовых (см. далее, статью о Вельяминовых). отцовский ОТ БОЯРИНА ПРОТАСИЯ КОЛЕНО VIII: Иван Фёдорович Вельяминов-оксак КОЛЕНО IX: Иван Иванович Дмитрий Иванович Василий Иванович КОЛЕНО X: Иван Александрович Семён Александрович Степан Дмитриевич Фёдор Дмитриевич Карп Васильевич Андрей Васильевич КОЛЕНО XI: Леонтий Иванович Данило Иванович Юрий Иванович Афанасий Иванович Григорий Семёнович Михайло Фёдорович КОЛЕНО XII: Протасий Михайлович Фёдор Михайлович Юрий Михайлович КОЛЕНО XIII: Семён Протасьевич Дмитрий Протасьевич Михайло Протасьевич Мирон Протасьевич Герасим Протасьевич Сергий Фёдорович Дмитрий Юрьевич Василий Юрьевич Гавриил Юрьевич Степан Юрьевич КОЛЕНО XIV: Дмитрий Семёнович Иван больший Семёнович Пётр Семёнович Фёдор Семёнович Иван меньший Семёнович Алексей Сергеевич Иван Дмитриевич Никита Дмитриевич Семён Васильевич Иван Васильевич Афанасий Гаврилович Иван Гаврилович Илья Гаврилович Пётр Степанович Александр Иванович 3) и братья его: Василий и Дмитрий получили от Иоанна Великого, в земле новгородской, в погостах: михайловском, никольском и городенском описные вотчины новгородского архиепископа Феофила. Семён Александрович 7) находился четвёртым воеводою в Казани (1559); воеводою (1563), а потом (15641566) наместником в Стародубе; из племянников его: Леонтий Иванович был вторым воеводою во Пскове (1593); потом воеводою в Нижнем (15941597), а Юрий Иванович был наместником в Рыльске (15841586). Иван Васильевич 40) был воеводою в Михайлове (1700). Одиннадцать Аксаковых владели населёнными имениями в 1699 году. Николай Иванович (рождение 1730 † 1802) служил при Екатерине Великой генерал- майором, губернатором в Смоленске и в Ярославле; при Императоре Павле был генерал-лейтенантом; 28 октября 1800 года пожалован в действительные тайные советники, но желая сохранить военный мундир, слишком пол-века им носимый, по собственной просьбе переименован, четыре дня спустя, в генерал-лейтенанты и назначен членом военной коллегии 327 . Сын его Михайло Николаевич был, при Императоре Александре I, генерал-лейтенантом; членом военной коллегии и сенатором. Герб (Общий Российский Гербовник, часть IV, 19): в серебряном поле красное солнце, диагонально, слева на право, пронзённое стрелою. На щите дворянские: шлем и корона с тремя строусовыми перьями. Намет серебряный, подложенный красным. Щит держат два воина в латах, с копьём в руке. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Церкви от Миланского эдикта (313 г. ) до разделения Церквей (1054 г. ). История Церкви на Западе (Римская кафедра, диоцезы).Вероучение. Богословие. Борьба с ересями и расколами ГЕОРГИЙ КАППАДОКИЕЦ арианин, занимавший Александрийскую кафедру во время 3-го изгнания свт. Афанасия I Великого (356 - 361) ДИФИЗИТСТВО богословская доктрина, выражающая христ. веру в истинное божество и истинное человечество Иисуса Христа в концепции двух природ Христа - божественной и человеческой ЕВДОКСИЙ († 370/1), еп. Германикийский (после 327-357), Антиохийский (358 - 359), К-польский (360 - 370/1), один из ересиархов арианства ЕВПОР (кон. V - нач. VI в.), сириец-монофизит, основатель «династии» визант. переводчиков и дипломатов в странах Востока ЕВСЕВИЙ († 371), еп. г. Верцеллы (ныне Верчелли, Италия), церковный деятель и богослов, боролся с арианской ересью, свт. (пам. зап. 15 дек.) ЕВСЕВИЙ († после 451), еп. Дорилейский, визант. церковный деятель, противник ересей Нестория и Евтихия (крайнее монофизитство) ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ЕРЕСЬ [греч. - выбор, направление, учение, школа], ошибочное учение, искажающее фундаментальные основы христ. веры «ЗАВЕТ [ЗАВЕЩАНИЕ] ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА» литургико-канонический памятник, в средние века входивший в состав канонических сборников ряда монофизитских Церквей ИАКОВ САРУГСКИЙ (Серугский; 451/2 - 521), еп. г. Батны (Батнан, ныне Суруч, Турция) в окр. Саруг (пров. Осроена); сир. поэт, богослов антихалкидонитского направления ИОАНН ЕГИПТЯНИН († после 541), еп. г. Гефестополь (Ифест, Н. Египет), видный деятель монофизитства эпохи имп. Юстиниана I (527-565) ИСРАЭЛЬ (ок. 870 - 961), еп. Кашкарский, впосл. католикос-патриарх Церкви Востока, несторианский богослов и полемист КАМПИТЫ (нач. IV-V в.), редко употребляемое наименование группы раскольников в древней Александрийской Церкви ЛУКИЙ архиеп. Александрийский (после 24 дек. 361 - 21 февр. 362, 24 окт. 362 - 5 сент. 363, окт. 365 - 1 февр. 366, кон. 375 - 30 мая 378), арианин МИХИАНСКАЯ СХИЗМА церковный раскол в Византии в 795-797 и 806-811 гг., обусловленный каноническими и церковно-политическими разногласиями НЕСТОРИАНСТВО учение, которое получило название по имени его основателя Нестория († не ранее 450), архиеп. К-польского (428-431), осужденного Вселенским III Собором в Эфесе НЕСТОРИЙ (80-е гг. IV в. - не ранее 450), архиеп. К-польский (10 апр. 428 - 3 сент. 431), один из крупнейших представителей Антиохийской школы, основатель несторианства, осужденный на Вселенском III Соборе в Эфесе ПЕЛАГИЙ (2-я пол. IV - 1-я пол. V в.), лат. христ. учитель и богослов, автор экзегетических и нравственно-аскетических сочинений; один из основоположников пелагианства

http://pravenc.ru/rubrics/121320_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история по периодам. Средние века ГЕОРГИЙ АКРОПОЛИТ (2-я пол. 1217 — 1282), визант. историк, ритор, поэт, богослов, гос. деятель, дипломат и военачальник ГИНКМАР (ок. 806 - 882), архиеп. Реймсский, канонист, богослов, церковный и политический деятель Франкской империи ГОТФРИД БУЛЬОНСКИЙ (ок. 1060/61 — 1100), герц. Н. Лотарингии, один из предводителей 1-го крестового похода и основателей Иерусалимского королевства крестоносцев ГРАССО Иоанн (кон. XII - после сер. XIII в.), имперский нотарий в Отранто, затем (1236-1250) нотарий имп. Фридриха II Штауфена, грекоязычный поэт и писатель-полемист ГРИГОРИЙ АКИНДИН (ок. 1300 - 1348), иером., визант. писатель, философ, богослов, осужденный как еретик за противоборство учению свт. Григория Паламы ГРИГОРИЙ АСВЕСТА митр. Сиракузский (843-852 или 853; 858-867; 877-878/9), митр. Никейский (878/9-879/80); визант. церковный и политический деятель ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) ДАВИД ВЕЛИКИЙ КОМНИН (ок. 1181/83 - 13.12.1212), визант. царевич, младший брат Алексея I Великого Комнина, основателя Трапезундской империи ДАИБЕРТ († июнь 1106), участник 1-го крестового похода, 1-й лат. патриарх Иерусалимский (1099 - 1102, 1105 - 1106) ДИВИТИСИЙ длинная шелковая туника, разновидность далматики, служившая церемониальным облачением высших сановников Византии, включая императоров ДИМИТРИЙ ЛАМПСКИЙ (Фригийский) († 1166/67), визант. дипломат, инициатор богословских споров о Славе Христовой в Византии ДОМЕСТИК в Византии общее наименование разных категорий должностных лиц на военной, гражданской и церковной службе ЕВАГРИЙ СХОЛАСТИК (между 531 и 535 - после 594), визант. историк, автор одного из т. н. классических сочинений по истории древней Церкви ЕВГЕНИЯ (в миру Елена; ок. 1310 - после 1375), жена серб. царя Стефана Уроша IV Душана, кор. (с 1346 царица), местночтимая прп.

http://pravenc.ru/rubrics/122990_5.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕОНТИЙ [Греч. Λεντιος] (IV в. (?)), свт. (пам. зап. 13 февр.), митр. Кесарии Каппадокийской. В первые века христианства на кафедре Кесарии Каппадокийской были 2 епископа по имени Леонтий: в 285 г. и ок. 319-325 гг. О 1-м ничего не известно, 2-й упомянут в неск. исторических источниках. Вероятно, является одним лицом с Леонтием, к-рый рукоположил во епископа свт. Григория Просветителя (ок. 314), совершил таинство Крещения над свт. Григорием , еп. Назианза (старшим), принял участие в I Вселенском Соборе. Есть свидетельство IX в. о нетленных мощах Л. (PG. 111. Col. 437-440). Памяти Л. нет в вост. календарях, в календаре Элладской Православной Церкви и календаре РПЦ. Он назван святым в Римском Мартирологе кард. Цезаря Барония. Ист.: Greg. Nazianz. Or. 18//PG. 18. Col. 1000; MartRom. P. 26-27. Лит.: Ananian P. La data e le circonstanze della consacrazione di S. Gregorio Illuminatore//Le Muséon. 1961. T. 74. P. 43-73; Sauget J. M. Leonzio//BiblSS. Vol. 7. Col. 1314-1315. Иконография Изображения Л. встречаются в живописи храмов в Каппадокии, что обусловлено прежде всего местным почитанием этого святого. В соответствии со служением епископа, Л. представлен в фелони, с омофором, держащим Евангелие. Его образ размещается, как правило, в виме и встречается с X в., однако в ряде случаев атрибуция требует дополнительной аргументации. Так, К. Жоливе-Леви приводит неск. косвенных доказательств в пользу изображения Л. в апсиде церкви Гёреме 4а (1-я пол. X в.; по атрибуции Г. Жерфаньон - Лев Катанский или Лев, папа Римский, см.: Jolivet-Levy. 1991. P. 89, 105). Образ Л. также представлен в росписи апсид храмов: Кылычлар-килисеси (ок. 900); церкви близ Ыспыдына, иль Кайсери (XI в.); Барбара-килисеси (нач. XI в.) и др. Лит.: Jolivet-Levy С. Les églises Byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l " abside et de ses abords. P., 1991. P. 89, 105, 138, 261, 330. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/2463457.html

Да в лицах того злата осталося пол 2 золотника. И всего злата пошло на оклад чюдотворца Кирила на средины и в венец и в цату я в позолоту и что того злата в лицех осталося пол фунта пол 12 золотника. Да у того ж чюдотворного образа в окладе поставлено в венце 3 камени складные в гнездцах яхонты червчаты да алмазцы. Да в цате камень лазорев яхонт да два гнездца, а в них яхонты червчаты складные. Да в полях 3 яхонты лазоревы да две бирюзы да два серавика да два вареника. Да в цате на спнях 4 зерна бурминских. Да в венце и на полях 14 зерн жемчюжных да в обниз пошло жемчюгу 12 золотников. Да у цаты в привесе 3 запаны, которые взяты от чюдотворцова образа, что стоит у чюдотворцова гроба у главы. Да мастеру дано от чюдотворцева образа и от убрусца Пречистые Богородицы от дробниц от дела 10 рублев. И всего на оклад чюдотворцу Кирилу к христолюбцевым дачам в прибавку пошло денег мелково збору в сребро и на золото и что мастеру от дела дано 30 рублев 11 алтын 4 деньги. Указатель рисунков Изображение (хромолитография) преп. Кирилла Белозерского († 9 июня 1427 года), писанное при жизни преподобного св. Дионисием Глушицким 1327 . Рис. I. Общий вид Кирилло-белозерского монастыря, со стороны Копани (по фотографии с натуры). Рис. II. Вид Кирилло-белозерского монастыря с мыса Обшары, со стороны Горицкой дороги (по фотографии с натуры). Рис. III. «Меньшой» Кириллов монастырь (Ивановский). Вид со стороны «свиточной» башни (по фотографии с натуры). Рис. IV. Собор Успения Пресвятые Богородицы, церкви: св. Владимира и св. Епифания (по фотографии с натуры). Рис. V. План собора Успения Пресв. Богородицы и церкви св. Владимира. Рис. VI. Разрез Успенского собора. Рис. VII. Проект реставрации планов: Успенского собора и церкви св. Кирилла. Рис. VIII. Входные двери в северной стене Успенского собора (по рисунку из альбома Н. Мартынова). Входные двери в северной стене церкви св. архангела Гавриила (по рисунку с фотографии). Рис. IX. Изображение церкви, по рукописи XV века, Кирил. библ. 19–1096, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

2839 Гл. 180. 181. 189. – Лиц, интересующихся более точными и подробными справками топографического и исторического характера относительно всех перечисленных выше пунктов Палестинских, Сирийских, Киликийских и Финикийских путешествий Мосха, отсылаю, во избежание повторения, к книгам, посвященным выяснению истории Палестинского и Сирийского монашества, и топографии Святой земли: – Олтаржевский, Ф., Иером., Палестинское монашество с IV до VI века, Прав. Палест. Сборн., т. XV, вып. 2., СПБ. 1896; Сладкопевцев П., Древние Палест. обители и прославившие их Св. подвижники. Вып. I–IV, СПБ. 1895–1896,–Изд. Имп. Прав. Пал. Общ. (в виде же статей – см. Душеп. Чт. за 1884–1885 гг.); Сладкопевцев П., Древние Сирийские Обители и просл. их св. подвижн., Вып. 1–2, СПБ. 1902 г., Изд. Имп. Прав. Пал. Общ.; Иером. Анатолий. Исторический очерк Сирийского монашества до половины VI века. Киев, 1911 г., (напр. стр. 200–201; 273–275 и др.); Палестинский Патерик (перев. и прим. проф. И. Помяловского), изд. Имп. Пал. Общ., вып. 4, СПБ. 1885 (житие св. Саввы Освященного), вып. II (Евфимия Вел.), вып. III (Иоанна Молчальника), в. IV (Илариона В.), в. V (Порфирия Газ.), в. VI (Герасима Иорд.), в. VII (Кириака Отшельника), в. VIII (Феодосия Кин.), в. IX (Георгия Кипрского), в. X (Харитона Испов.); Феодосий. О местоположении святой земли начала VI в., изд. Проф. И. Помяловского, Прав. Палест. Сборник, т. X, вып. 1 (28.), СПБ. 1891: Аркульфа рассказ о святых местах, записанный Адамианом ок. 670 г., изд. и пер. И. Помяловского, проф., Пр. Пал. Сб., т. XVII, в. I (49 в.) СПБ. 1898 г.; повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест (пер. пол. IX в.), изд., пер. и объяснил В. Г. Васильевский , Пр. Пал. Сб., т. IV, в. 2 (в. 11), СПБ. 1886 г.; Путник Антонина из Плаценции конца VI в., изд. И. Помяловского, Пр. Пал. Сб., вып. 39; А. Л(еонид)а. Старый Иерусалим и его окрестн., из записок инока-паломника, М. 1873, стр. 389–466; есть данные в сочинениях – Гейки, Антонина, Олесницкого.– 2840 606–620 (Филарет, Луг Духовный, VII с), 611–621 (Порфирий, Александрийская Патриархия, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

V) «Колокол» (находившийся в конце XVII века на меньшем монастыре у церкви Иоанна Предтечи), «на нем подписано: Лета 7101-го месяца июля в 18 день при игумене Иосафе Кирилова монастыря». (Там же, л. 477 об.). VI) «Колокол, на нем подпись: Лета 7123 июня в 1 день слит колокол Кирилова монастыря при игумене Флавияне». (Там же, л. 477). VII) «Колокол прибойной-же, на вем подписано: Лета 7125 июня в 24 день слит сей колокол при державе государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Росии и при игумене Саватие при келаре старце Боголепе Грабове». (Там же, л. 476 об.). Как видно из этих надписей, все семь колоколов предназначались специально для Кириллова монастыря, причем три из них были отлиты псковичами, которые в XVI веке были известны как опытные литейщики. (Сравн. арх. Досифей, Топогр. и истор. опис. ставропиг. первокл. Соловецкого монастыря, М. 1834, стр. 69 и т. п.) некоторые из колоколов отливались (см. II и IV) и исправлялись в самом монастыре (сравн. расходные книги Кириллова монастыря; напр.: «казаку Ивашку» в сентябре 1607 года, «дано за труды, что он делал у колоколов 5 алтын» (Рукоп. Кир. мон. 24–624, л. 44 об. – См. также Рукоп. Кир. мон. 29–629, л. 90 и т. п.). Но помимо перечисленных» колоколов в XVI и в начале XVII века в Кириллове должны были находиться и другие. Еще в первую половину XVI века в игуменство Афанасия старцем» Ионою Третьяковым и его сыном Фомою был пожертвован колокол с надписью: «благовестит Господь день от дне спасение Божие» (Рукоп. Соф. библ. 1152, л. 65 об.–66; Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 92 об.–93; Сахаров, Кормовая книга, 1. с., стр. 75, анр. 13). В 1569–70 (7078) году Василий Дмитриевич Данилов дал в Кириллов монастырь 5 колоколов да 2 гири меди (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 117 и об.). В конце XVI-ro века несколько колоколов было приобретено и отлито для монастыря в Москве и Вологде. Так в апреле 1582 года старец Александр купил на Москве колокол «к монастырскому красному колоколу, а в нем 11 пуд, дал денег 20 пол 8 рубля да провозу дал от колоколов до Вологды рубль и пол 3 алтына» (Рукоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Тенденция к обособлению и приданию особого значения некоторым праздникам существовала уже в древности, однако заключительное оформление состава двунадесятых праздников и ограничение их количества символическим и священным для Библии и христианства числом 12 происходит уже на достаточно позднем этапе. В святоотеческих творениях (главным образом, в гомилиях) IV–V веков уже приводятся перечни важнейших Господских праздников, но они еще относительно невелики. Так, святитель Прокл, архиепископ Константинопольский (1-я пол. V в.), перечисляет пять важнейших праздников года: Рождество Христово, Крещение, Воскресение, Вознесение и Сошествие Святого Духа и заключает свою речь фразой: «Вот праздники, которые сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в них» col. 705] . Также в трудах святых отцов и византийских писателей появляется термин «Владычни праздники» (οι Δεσποτικα εορτα) как общее обозначение важнейших празднований года; впервые он встречается в гомилии святителя Епифания Кипрского (2-я пол. IV в.), а затем становится общеупотребительным выражением. В середине VIII века епископ Эвбейский Иоанн перечисляет уже большое количество праздников и его перечень чем-то напоминает современный, ибо наряду с Господскими в него входят некоторые праздники Богородичные: Зачатие Пресвятой Богородицы, Рождество Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Преображение, Страсти и Воскресение, Вознесение Господне, Пятидесятница col. 1476] . Как мы видим, в этот список вошли семь нынешних двунадесятых праздников, но есть также Пасха (которая ныне почитается по статусу как праздник выше двунадесятого) и ныне славословный праздник Зачатия Богородицы. Следующим этапом в развитии данного понятия можно считать XI–XIV века, когда начинает часто фигурировать число «12» для обозначения общего количества «Владычних» праздников, хотя содержание данного понятия еще имеет неустойчивый характер. Так, в стихотворении Иоанна, митрополита Евхаитского (XI в.), которое так и называется «На Владычни праздники» (Εις τας Δεσποτικς εορτς), перечислены следующие праздники: Благовещение, Рождество Христово, Обрезание, Сретение, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Неделя ваий, Распятие, Воскресение, Вознесение и Пятидесятница. Типикон Криптоферратской библиотеки (ок. 1300 г.) добавляет к этому списку еще Тайную вечерю и Антипасху, в результате получается 14 Владычних праздников с. 907] . Как мы видим, в этих перечнях называются только Господские празднования (Благовещение как праздник Зачатия Господа Иисуса Христа также можно условно причислить к Господским).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Vol. 1. P. 151). О крипте И. упоминается в источниках XII в. ( Brent. 1995. P. 18-25), однако к этому времени храмовый комплекс, вероятно, пришел в упадок. В Риме существовало еще неск. церквей, посвященных И. В надписи пресв. Илиция (кон. IV в.) упоминается о церкви или капелле (memoria sancti martyris Yppoliti), находившейся на холме Эсквилин. Вероятно, храм действовал до 1-й пол. XIV в., когда был заброшен и впоследствии разрушен ( Armellini. 18912. P. 224; Hülsen Ch. Le chiese di Roma nel Medio Evo. Firenze, 1927. P. 263). В 962 г. впервые упоминается о 2-й церкви, расположенной в р-не Треви, к-рая действовала до 2-й пол. XVI в. (Ibid. P. 262-263). Мощи Мощи мч. Ипполита Римского в ц. святых Ипполита и Кассиана в Роджено, Италия Мощи мч. Ипполита Римского в ц. святых Ипполита и Кассиана в Роджено, Италия После того как базилика и катакомбы И. на Тибуртинской дороге были заброшены, мощи святого перенесли в расположенную поблизости базилику св. Лаврентия (Сан-Лоренцо фуори ле Мура). Впосл. частицы мощей были переданы в др. рим. церкви. Согласно надписи 1123 г. об освящении ц. Санта-Мария ин Космедин, среди святынь храма была рука И. Глава мученика хранилась в ризнице базилики св. Лаврентия, в 1740 г. часть ее была передана в ораторий Распятия (Сантиссимо-Крочифиссо). По др. сведениям, мощи И. и пострадавших с ним святых были помещены папой Львом IV (847-855) под алтарем ц. святых Увенчанных мучеников (Санти-Куатро Коронати) (LP. Vol. 2. P. 115-116; Gori. 1862. P. 60-61, 73). При перестройке церкви в 1111 г. под алтарем обнаружили мощи мн. святых, в т. ч. И., о чем сообщалось в составленной по этому случаю надписи (Inscriptiones Romanae infimi aevi Romae exstantes/Ed. P. A. Galletti. R., 1760. T. 1. P. XXVI; см. также: The Lives of the Ninth-Century Popes (Liber Pontificalis)/Transl., introd., comment.: R. Davis. Liverpool, 1995. P. 128). В средние века мощи И. почитались в аббатстве Сен-Дени (Франция). Согласно различным источникам, они были привезены в Галлию аббатом Фульрадом (749/750-784), который получил их во время одного из посещений Рима.

http://pravenc.ru/text/673789.html

176) (доминату), приуроченный к 1 ступени октахорда (во втором напеве – к 6, так как на 5 ступени изменчивое «си»), имели на разных нотах. Так получилось 4 гласа (к ним позднее прибавлено еще 4) 732 . Гласы эти носят название амвросианских; в составе нынешнего римско-католического осмогласия (григорианского) они соответствуют гласам 1, 3, 5 и 7. Из наших гласов они (первые три из них) близки к 1, 2 и 3 гласам. Богослужебное чтение в IV-V вв Богослужебное чтение в IV и V вв. по сравнению с III в. претерпело значительные изменения в отношении и объема читаемого, и приурочения чтений к тому и другому богослужению, и подбора чтений. Сформирование канона В первом отношении окончательно положена резкая граница между каноническими и неканоническими свящ. книгами. По-видимому, в самом начале IV в. было еще некоторое колебание в этом отношении, но со второй половины этого века канон свящ. книг повсюду получил нынешний свой состав. Так Евсевий († ок. 337 г.) еще колеблется в признании Апокалипсиса каноническою книгою, равно как в принадлежности соборных посланий Иак., Иуд., 2 Петр., Иоан. 2 и 3 этим апостолам 733 . Св. же Афанасий († 373) 734 , равно как соборы Лаодикийский (втор. пол. IV в.) 735 и карфагенский (419 г.) 736 знают канон уже в нынешнем виде (Лаодикийский собор не называет, впрочем, в списке канонич. книг Апокалипсиса). Точное установление канона не могло не возвысить авторитета библейской письменности, не усилить, так сказать, чувства богодохновенности ее и благоговения к ней. Чтение свящ. книг за богослужением теперь окончательно получает то сакраментальное значение, которое ему усвоялось отчасти и в прежнее время (не без влияния синагоги). Вместе с тем, – по сравнению с III в. -теперь Ветхий Завет все более отодвигается на второй план при богослужебном чтении. Количество чтений из Ветхого и Нового Завета В начале этого периода замена еще некоторая равномерность в чтении обоих Заветов при богослужении. Так Апостольские Постановления назначают (для литургии, на которой тогда и были только чтения) два чтения из Ветхого Завета 737 : из закона и пророков 738 и два (с.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010