Киприана и мц. Иустины. 1805 г. (ц. сщмч. Киприана в Менико, Кипр) Согласно «Мученичеству...», мощи К. и И. вскоре после гибели святых были привезены в Рим моряками, и там матрона Руфина построила в их честь храм у форума Клавдия. Некоторые исследователи считают эти сведения достоверными ( Franchi de " Cavalieri. 1935; Livrea. 1998), но данные о почитании мощей К. и И. в Риме ранее XII в. отсутствуют. В эпитафии нотария Евгения и его родственников 577-578 гг., обнаруженной в Ватиканской базилике, упоминается ц. св. Киприана на Лабиканской дороге (лат. iuxta sanctum Cyprianum uia Labicana - CIL. T. 6. N 8401), однако этот храм скорее всего носил имя Киприана Карфагенского (ActaSS. Sept. T. 7. P. 247). В «Книге о Латеранской церкви» в редакции Иоанна Диакона (2-я пол. XII в.) сообщается о 2 алтарях в нартексе Латеранского баптистерия, освященных папой Римским Анастасием IV (1153-1154). При сооружении алтаря во имя святых Руфины и Секунды были обнаружены мощи не только этих мучениц, но и К. и И. Обретенные мощи К. и И. были помещены в алтарь, освященный в день их памяти, т. е. 26 сент. ( Ioannes Diaconus. Liber de ecclesia Lateranensi. 11//PL. 78. Col. 1388). По мнению болландистов, мощи 4 названных мучеников первоначально почивали в базилике святых Руфины и Секунды на Корнелиевой дороге (с названием храма связано имя матроны Руфины, зафиксированное в агиографической легенде). К XII в. пригородная базилика начала разрушаться, хранившиеся там святыни были перенесены в Латеран и по указанию папы Анастасия IV помещены в соответствующие алтари (ActaSS. Sept. T. 7. P. 247-249). В наст. время мощи К. и И. хранятся внутри барочного алтаря, освященного в 1727 г. Кроме Латеранской базилики почитание К. и И. в средние века засвидетельствовано в др. рим. храмах, в т. ч. в базилике Санта-Мария-Маджоре (см.: Saxer V. Sainte-Marie-Majeure: Une basilique de Rome dans l " histoire de la ville et de son église (Ve-XIIIe siècle). R., 2001. P. 299-334). В К-поле существовал мартирий К. и И.

http://pravenc.ru/text/1684762.html

В источниках XII в. Л. С., как и др. Соборы того времени, назывался «всеобщим Собором» (consilium generale) - в средние века так могло обозначаться любое крупное собрание духовенства под председательством папы Римского или даже без его участия ( Larson. 2007). В XIII в. «вторым Латеранским Собором» чаще всего назывался Собор 1215 г., т. е. Латеранский IV Собор ( Cheney. 1973). Особый статус Л. С., как и ряду др. Соборов XII-XIII вв., католич. богословы и канонисты стали приписывать лишь в раннее Новое время. В изданной в 1477 г. «Сумме теологии» католич. св. Антонио Пьероцци, архиеп. Флоренции († 1459), привел перечень 48 «всеобщих Соборов», где среди прочих был назван и Л. С. Практика составления ретроспективных перечней вселенских Соборов получила распространение во 2-й пол. XVI в. в связи со спорами о статусе Тридентского Собора (1545-1563) и его решений. Впервые обозначил Л. С. как X вселенский Собор католич. Церкви франц. эрудит Арно де Понтак, еп. Базаса († 1605), в составленном им списке Соборов в соч. «Хронография» (P., 1567). Трудами созданной в 1595 г. в Риме Конгрегации по изданию актов Соборов (Congregatio super editione concilorum generalium) в 1608-1612 гг. было опубликовано собрание материалов Соборов (в т. ч. и Л. С.), признаваемых Римско-католической Церковью вселенскими (т. н. Editio Romana). Ист.: Mansi. T. 21. Col. 523-546; PL. 179. Col. 21-674; Jaff é . RPR. T. 1. P. 878-889; LP. Vol. 2. P. 379-385; Gerhohi praepositi Reichersbergensis Libellus de ordine donorum S. Spiritus//MGH. Lib. 1897. T. 3. P. 273-304; La chronique de Morigny (1095-1152)/Éd. L. Mirot. P., 19122. P. 71-74; Ottonis episcopi Frisingensis Chronica sive Historia de duabus civitatibus VII 23//MGH. Script. Rer. Germ. 1912. T. 45. P. 347; COD. P. 190-194; The Ecclesiastical History of Orderic Vitalis/Ed. M. Chibnall. Oxf., 1978. T. 6. P. 529-531; Falcone di Benevento. Chronicon Beneventanum: Cimmà e feudi nell " Italia dei Normanni/A cura di E. D " Angelo. Firenze, 1998. P. 214; CCCOGD. 2013. Vol. 2. Pars 1. P. 95-114.

http://pravenc.ru/text/2463161.html

В год 600-летия монастыря на острове был установлен Поклонный крест. Литература: Бриллиантов И. Ферапонтов-Белозерский, ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона: К 500-летию со времени его основания, 1398–1898. СПб., 1899; Покрышкин П.П., Романов К.К. Древние здания Ферапонтова монастыря Новгородской губернии. СПб., 1908. Муравьев А.Н. Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские чудотворцы и основанный ими Ферапонтов монастырь. Кириллов, 1913. Е. Стрельникова. По материалам сайта www.ferapontovo.ru Монастырские постройки Историко-художественные достоинства каменной архитектуры монастыря высоко оценивались еще в конце XIX века. В состав построек входят: 1. Собор Рождества Богородицы. 1490 г. Самый древний из сохранившихся каменных храмов Русского Севера. Холодная церковь. Придел во имя Святителя Николая Мирликийского. Иконы вывезены, находятся в разных музеях, третья их часть - в Кирилло-Белозерском музее, в экспозиции. Иконостасная рама уничтожена в 1930-е годы. Вся внутренняя поверхность расписана в 1502 году в технике фрески по сырой штукатурке ростовским мастером - иконописцем Дионисием. Две наружные фрески украшают главный вход в собор и усыпальницу преподобного Мартиниана. На фресках ведутся ежегодно сезонные реставрационные работы. 2. Церковь Благовещения с Трапезной палатой. 1530-1531 гг. Построены на царский вклад Василия III в честь рождения долгожданного наследника Иоанна IV, после богомольной поездки царской четы по Белозерским монастырям. В подклете трапезной была поварня, оттуда по продухам, устроенным в толще стен поступал во второй ярус теплый воздух для обогрева. В подклете церкви Благовещения была хлебня. Церковь имеет ярус звонов, который был заделан после постройки колокольни. Там же имеются два небольших помещения, где хранился архив монастыря (ход на верхний ярус из церкви по внутренней лестнице). В XIX веке разделение на церковь и трапезную устранили, объединив строение общим замыслом: церковь стала алтарем, а трапезная - предалтарной частью церкви. До 1990-х годов в алтаре сохранялся престол, жертвенник, запрестольный образ, семисвещник, полный иконостас со всеми иконами. Несколько лет назад музеем были внесены изменения: изъяты престол, жертвенник, иконостас, солея, киоты и даже пол в алтаре. Алтарь используется как складское помещение.

http://sobory.ru/article/?object=00501

Заложенный митрополитом Идрским, Специйским и Эгинским Иерофеем 16 декабря 1973 года при игумении Феодосии, новый храм был освящен тем же митрополитом в сослужении многих греческих и зарубежных архиереев 21 мая 1994 года при игумении Ирине. Автор проекта – архитектор Георгий Номикос. Все строительные расходы удалось покрыть за счет продажи некоторой части монастырского имущества и доброхотных пожертвований. Что касается последних, то электрическое освещение устроено было на деньги от продажи дома, подаренного обители архимандритом Тимофеем Калаберидисом, иконостас – Елевферием Музакисом, мозаичный пол – А. Куртатасом, святой престол – усердием неизвестных монахов, а мозаичные иконы – на приношения многих верующих. В монастыре четыре главных праздника: в честь Святой Троицы (8-е воскресенье по Пасхе и следующий, Духов день), в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (пятница Светлой седмицы), день преставления святителя Нектария (9 ноября) и день обретения его мощей (3 сентября). 332 Русский перевод приведен по изд.: Восточные отцы и учители Церкви IV века. Антология. Τ. II. M., Стр. 16. – Перев. 333 Отсюда следует, что предшественница Христодулы Касиана сложила с себя игуменство не менее чем за полгода до кончины. – Перев. 334 Отсутствие в оригинале даты кончины игумении Ирины означает, что еще в конце 1990-х гг., когда готовилось 2-е издание настоящей книги, она продолжала возглавлять монастырь. – Перев. 336 Нарфекс, или нартекс, нарфик, – притвор, паперть, длинный узкий коридор вдоль западной части храма, во время литургии служащий местом для оглашенных и кающихся. Различают внутренний (литийный) и наружный нарфексы. – Ред. 337 Конха – «раковина», полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей зданий (апсид, ниш). В них нередко помещаются мозаики с изображением Спасителя, Божией Матери или святых. – Ред. Читать далее Источник: Димитракопулос Софоклис. Нектарий Пентапольский – святой наших дней/Пер. с новогреч. яз. Ю. С. Терентьева. – Саратов: Издательство Саратовской митрополии, 2012 г., с. 415, с фотоилл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Александр Иванов. Благовещение. Из серии " Библейские эскизы " . ЖМП 3 март 2021 /  6 апреля 2021 г. 12:30 Совет превечный ИКОНОГРАФИЯ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «Днесь спасения нашего главизна…» — поется в тропаре праздника Благовещения, потому что в этот день было положено начало (слав. главизна) спасения: Бог соединился с человечеством через Чистую Деву, вошел в Нее Духом Святым и стал Человеком.  PDF-bepcuя. Храм одушевленный с мысленной порфирой Праздник Благовещения отмечается христианами, предположительно, с IV века. Сначала его стали праздновать в Малой Азии, где издавна почитали Пресвятую Деву Марию, оттуда он пришел в Константинополь, а потом распространился по всему христианскому миру. Распространению этого праздника способствовали раскопки в Святой Земле, в частности в Виф­лееме, предпринятые императрицей Еленой, а также строительство базилики в Назарете, в том месте, где Деве Марии явился Ангел с вестью, что Она будет Матерью Спасителя. Примерно с этого времени начинает складываться традиция изображения Богородицы. Иконография праздника опирается прежде всего на рассказ о Благовещении в Евангелии от Луки (Лк. 1, 26–38), который включает в себя диалог Девы Марии и Архангела Гавриила. Это становится основой иконографии и на Востоке, и на Западе. Однако часто в тех или иных иконографических изводах мы видим различные детали, которые содержатся в апокрифах — так называемых «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии ­Псевдо-Матфея» («Книга о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя»). В них, в частности, повествуется о двух явлениях Ангела: сначала Гавриил явился Деве у колодца и лишь затем в доме Иосифа, где Она по выпавшему жребию пряла пурпурную завесу для Иерусалимского храма. Образ Благовещения представлен довольно широко в христианском искусстве: на иконах и картинах, в храмовой росписи и мозаиках, в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье, прикладном искусстве. Сюжет Благовещения встречается уже на стенах римских катакомб (Присциллы, 2-я пол. II в. – 1-я пол. III в.; Петра и Марцеллина, 2-я пол. III в. – 1-я пол. IV в.; на Виа Латина, сер. IV в.) и на раннехристианских саркофагах. Одним из древнейших изображений Благовещения считаются также мозаики церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме (432–440 гг.). Программа росписи этой базилики разрабатывалась в соответствии с определениями III Вселенского Собора, догматически закрепившего именование «Богородица» за Пресвятой Девой Марией. Здесь мы видим непривычный для нас образ — Дева Мария восседает на троне, одетая как знатная римская женщина, Ее окружают ангелы: один слетает к Богоматери сверху, а четверо стоят возле Ее трона, самый крайний справа беседует с праведным Иосифом. Сцена торжественная, словно перед нами придворный прием.

http://e-vestnik.ru/culture/sovet_prevec...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Вознесенский собор (1889) и Введенская ц. (1885) в г. Елец. Фотография. 2016 г. На территории Л. о. свыше 2 тыс. археологических памятников, древнейший из к-рых - Гагаринская стоянка (22-20 тыс. лет до Р. Х.), расположенная на левом берегу р. Дон, на сев. окраине с. Гагарина Задонского р-на. Обнаруженная в 1924 г., стоянка стала 1-м памятником, где впервые в СССР были исследованы остатки жилища открытого типа эпохи верхнего палеолита (костенковско-виллендорфская культура). Известны многослойные памятники на территории Липецка: Липецкое озеро (5-3 тыс. лет до Р. Х.) и Л. о.- Рыбное озеро-1 и Рыбное озеро-2 (слои эпох неолита, бронзы и раннего железного века), Савицкое (слои тех же эпох), а также Тюнинские могильники (памятники бронзового века). В первые века по Р. Х. на территории региона обитали потомки скифов, финно-угорские племена, поздние сарматы. У с. Перехваль Данковского р-на и с. Гудово Добровского р-на находятся самые северные сарматские городища (I-III вв.). Со 2-й пол. III в. получают распространение памятники группы Каширки-Седелки, оставленные населением, близким к носителям черняховской и киевской культур. Кон. IV - V в. датируются памятники группы Замятино-Чертовицкое. У дер. Мухино Задонского р-на обнаружено одно из немногочисленных в Европе гуннских захоронений. В VIII-X вв. край осваивали восточные славяне боршевской культуры: они расположили свои поселения по берегам рек, возведя систему городищ. К кон. XI в. были освоены берега верхнего Дона, рек Быстрая Сосна, Красивая Меча и правобережье р. Воронеж. В XII - 1-й пол. XIV в. верховья Дона являлись владениями Черниговского и Рязанского княжеств. В 1237 г. на р. Воронеж рязанцы дали 1-й бой хану Батыю, в 1316 г. край разорили войска хана Узбека. К сев. окраине Л. о. примыкает Куликово поле, где в 1380 г. была одержана победа над войсками Мамая, окончательно разбитыми при преследовании их до берегов р. Красивая Меча (см. Куликовская битва ). Вскоре после этого Елец стал центром новообразованного Елецкого княжества. В 1395 г. край был разорен Тамерланом, ок. 1414 г., после нового набега, Елец и Елецкое княжество прекратили существование, слав. население покинуло территорию верхнего Дона, ставшую частью Дикого поля.

http://pravenc.ru/text/2110530.html

Скачать epub pdf В день великого праздника Рождества Христова вниманию читателей портала предлагается статья священника Михаила Желтова , посвященная обзору византийских песнопений рождественского богослужения. Тема вочеловечения Сына Божия присутствует в христианской гимнографии с древнейших времен. Но песнопения, специально посвященные Рождеству Христову, начали появляться только с IV века. Древнейшие из известных – несколько кратких гимнов, принадлежащих перу святых Илария Пиктавийского († 367) и Амвросия Медиоланского († 397), а также Пруденция († после 405). Среди греческих песнопений в честь праздника Рождества Спасителя наиболее древними датированными гимнами являются кондаки преподобного Романа Сладкопевца († 1-я пол. VI в.), созданные на рубеже V и VI веков. Это не означает, что более древних гимнов не было – среди тех текстов, что дошли до нас в позднейших сборниках рождественских песнопений, могут присутствовать композиции (или их фрагменты) V и, возможно, даже IV века, – но для датировки таковых не имеется оснований. Наиболее известен тот кондак преподобного Романа, с которого, по преданию, и началась его слава песнописца. Этот кондак состоит из 24 строф («икосов»), первые буквы которых образуют акростих: Το ταπεινο ομανο μνος («Гимн смиренного Романа»). Икосы предваряются проимием (вступлением) παρθνος σμερον τν περοσιον τκτει· – Дева днесь Пресущественнаго раждаетъ... 1 . Именно этот проимий известен нам сегодня как «кондак» Рождества, хотя в действительности кондаком первоначально называлось само многострофное произведение как единое целое, а не одно лишь краткое вступление к нему. В современных богослужебных книгах выписывается только первый икос из кондака прп. Романа, ниже помещен русский перевод полного текста кондака (перевод иером. Иакова (Цветкова) 2 , с нашей правкой): Проимий (вступление): Сегодня Дева рождает Превысшего всякого существа, а земля приносит вертеп Неприступному; ангелы вместе с пастырями славословят, волхвы же со звездой путешествуют: ибо ради нас родился Юный Младенец, Предвечный Бог!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Аббатство Монте-Кассино. Фотография. 2015 г. Самнитские укрепления в Монте-Кассино. IV–III до Р. Х. [Монтекассино; итал. Montecassino], католич. бенедиктинское аббатство близ г. Кассино в обл. Лацио, примерно в 130 км к юго-востоку от Рима. Мон-рь подчинен непосредственно Папскому престолу и имеет статус территориального аббатства, соответствующий статусу диоцеза. Основатель монастыря, св. Бенедикт (см. Венедикт Нурсийский ), почитается не только как основоположник ордена бенедиктинцев , но и как отец зап. общежительного монашества . Хотя бенедиктинский орден не имел централизованной структуры и М.-К. никогда не было его адм. центром, аббатство пользовалось особым авторитетом как место подвигов св. Бенедикта и как 1-й монастырь, организованный в соответствии с бенедиктинским уставом. В средние века М.-К. было одним из самых значимых духовных и культурных центров Италии и всей Зап. Европы. Мон-рь находится на вершине отрога горы Кайро, господствующего над долинами рек Лири и Рапидо. Там пролегала Латинская дорога (Via Latina), к-рая вместе с Аппиевой дорогой составляла основной путь из Рима в Юж. Италию. Крепость на месте аббатства была построена осками или вольсками и в IV в. до Р. Х. перешла под контроль самнитов. После победы римлян над самнитами она была включена в состав Римского государства (2-я пол. III в. до Р. Х.). У подножия горы возник г. Кассин (Казин, ныне Кассино), получивший статус рим. муниципия, а примерно в сер. I в. до Р. Х.- статус колонии. К эпохе расцвета города (I-II вв. по Р. Х.) относятся амфитеатр, театр, мавзолей Уммидиев, остатки богатой городской усадьбы («нимфей Понари») и акведука. В V в. в Кассине существовала епископская кафедра ( Lanzoni. Diocesi. P. 173). VI-VII вв. Св. Бенедикт и основание монастыря Сведения о св. Бенедикте и ранней истории мон-ря содержатся в «Диалогах», составленных в 593-594 гг. папой Римским свт. Григорием I Великим (CPL, N 1713). Согласно 2-й кн. «Диалогов», озаглавленной «Жизнь и чудеса достопочтенного аббата Бенедикта», святой происходил «из области Нурсии» (ныне Норча, пров. Перуджа) и учился в Риме. Уже в юные годы он оставил мир, чтобы служить Богу и вести монашескую жизнь (sanctae conuersationis habitum quaesiuit). Сначала за подвижником ухаживала верная кормилица, затем он стал отшельником и поселился в пещере в полном уединении. Через 3 года св. Бенедикта выбрали настоятелем соседнего мон-ря, но после неудачного опыта руководства он вернулся к отшельничеству. Тогда вокруг него собрались ученики, для которых он основал 12 обителей; в каждой из них жили 12 монахов во главе с настоятелем (pater). Среди учеников Бенедикта были юные сыновья римских аристократов, святые Мавр и Плацид . Согласно Григорию Великому, Бенедикт покинул 1-й основанный им мон-рь (см. Субиако ) из-за конфликта с пресв. Флоренцием, к-рый завидовал его духовному авторитету.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

П.И. Мурилкин Богословское осмысление феномена человеческих страданий в гомилиях на книгу Иова прп. Исихия Иерусалимского Источник Аннотация Статья посвящена изучению представлений о человеческих страданиях прп. Исихия Иерусалимского , выдающегося грекоязычного проповедника второй половины IV – первой половины V веков, оставившего гомилии на Книгу Иова. К сожалению, до наших дней дошло только 24 проповеди из объемного труда преподобного отца, однако сохранившиеся тексты убедительно подчеркивают его богословскую интуицию в осмыслении животрепещущих вопросов, касающихся феномена человеческих страданий. Фрагменты гомилий, приведенные в настоящей статье в переводе ее автора, свидетельствуют о красоте слога, который использовал прп. Исихий при толковании одной из самых загадочных книг Священного Писания . Общие сведения об авторе и произведении Прп. Исихий Иерусалимский (2-я пол. IV в. – ок. 451 года) был учеником свт. Григорий Богослова . Приняв иноческий постриг и рукоположение в пресвитерский сан, он подвизался сначала в пустынной местности, а затем – в Иерусалиме, где прославился своим выдающимся проповедническим даром и как знаменитый экзегет 1 . Труды прп. Исихия были столь ярки и уважаемы, что уже при его жизни, во втором десятилетии V в., были предметом особого изучения 2 . Для богословского осмысления феномена человеческих страданий особый интерес представляют 24 гомилии (проповеди) автора, посвященные толкованию ветхозаветной Книги Иова, в которой, пожалуй, наиболее остро поднимается проблема страданий. Проповеди дошли до наших дней только в армянском переводе 3 , хотя сам прп. Исихий писал на древнегреческом языке, который обычно употреблялся в Иерусалиме во время его жизни 4 . Сам греческий текст, к сожалению, не сохранился, но благодаря усердию армянских переводчиков, которые очень внимательно относились к произведениям иерусалимского происхождения, предположительно с VI века произведения прп. Исихия стали входить в наследие армянской литературы 5 . Толкование Иерусалимского пресвитера на Книгу Иова охватывает собой первые ее 20 глав. Начало комментария 21-й главы внезапно обрывается на первых словах ответа Иова Софару 6 , что косвенно свидетельствует о несохранившейся остальной части толкования 7 . Как отмечает исследователь Ш. Рену, скорее всего, автор произносил свои проповеди в иерусалимском храме Святого Сиона 8 и они не были связаны с богослужебным употреблением самой Книги Иова, принятом в Иерусалимской Церкви 9 . Предположительно, автор по-своему разбил священную книгу на смысловые части и последовательно комментировал их 10 . Прп. Исихий в основном комментирует Книгу Иова по тексту Септуагинты в редакции Гекзапл Оригена и, кроме того, по Александрийскому кодексу, менее он обращается к Ватиканскому и Синайскому кодексам и переводам Акилы, Симмаха и Феодотиона 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusal...

инок Всеволод (Филипьев) I период. Вторая половина I века – начало IV века (312 г.) Отдел первый. Церковная письменность в эпоху мужей апостольских [Втор. пол. I – сер. II вв.] Глава первая. Характеристика мужей апостольских и их творений Отцы Церкви, бывшие непосредственными учениками и преемниками святых апостолов, именуются «мужами апостольскими». Они были самовидцами апостолов и слушателями их наставлений. Эти наставления запечатлелись в писаниях мужей апостольских. Апостол Павел пишет своему ученику Тимофею: «что слышал от меня... то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» ( 2Тим. 2:2 ). Где пребывали святые апостолы и где они учили, там явились и ученики апостольские. Например, к апостолу Иоанну Богослову, по свидетельству священномуч. Иринея Лионского , стекались пресвитеры слушать наставления. В городе Александрии апостол Марк основал огласительное училище, давшее впоследствии многих великих учителей Церкви а св. апостол Фаддей основал такое же училище в Эдессе. Немного письменных памятников сохранилось от времени мужей апостольских. Сохранившиеся писания дышат простотою и искренностью, несут отпечаток трепетности и живости воспоминаний об апостолах. Характерными особенностями писаний мужей апостольских являются: исключительная духовность, отображающая пронизанность всей жизни дарами Святого Духа, отсутствие специальных богословских и догматических интересов, эсхатологические переживания и одновременно пробуждающийся интерес к устроению церковной организации. Мужам апостольским приходилось противостоять иудеям, язычникам и христианским еретикам, что также наложило отпечаток на их писания. Сегодня для нас особенно ценен первохристианский дух писаний мужей апостольских: дух мученического подвига, евангельской жертвенности, ревности по Богу, и эсхатологической устремленности к Царствию Небесному. Письменность мужей апостольских носила смешанный характер. Постепенно от нее стали ответвляться специально апологетическое, полемическое, экзегетическое, догматическое, аскетическое, литургическое, агиографическое и прочие направления христианской письменности. В письменности же мужей апостольских мы уже находим зачатки всех этих направлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010