Константина I Великого , сохранившейся в передаче Евсевия , еп. Кесарийского (см.: Const. Magn. Or. sanct.//PG. 20. Col. 1288-1289). На лат. Западе этот акростих был известен Лактанцию (ок. 250 - ок. 320) и блж. Августину; последний приводил в соч. «О граде Божием» греч. текст и лат. перевод, а также связывал акростих с акронимом И.: «Если первые буквы греческих слов... соединить вместе, то получится слово ΙΧΘΥΣ, т. е. рыба. Под именем рыбы таинственно разумеется Иисус Христос, потому что в бездне настоящей смертности, как бы в глубине вод, Он мог оставаться живым, то есть безгрешным» ( Aug. De civ. Dei. XVIII 23). Эта связь была известна и более поздним авторам, у к-рых нередко сам акроним И. также считался восходящим к сивиллам. Так, Максим , еп. Туринский (V в.), писал: «Иисус Христос... у Сивиллы называется ΙΧΘΥΣ, греческим именем... которое обозначает рыбу, поскольку Он погрузился в море сего мира и нынешнего века» ( Maxim. Taurin. Contr. pagan.//PL. 57. Col. 789; ср.: Engemann. 1969. Sp. 1031-1032). Д. В. Смирнов И. в христианском искусстве Вознесение Господне. Рельеф дверей ц. Санта-Сабина в Риме. 422–432 гг. Вознесение Господне. Рельеф дверей ц. Санта-Сабина в Риме. 422–432 гг. Наиболее ранние изображения рыбы с надписью: «ΙΧΘΥΣ» - или отдельно надписи и изображения появились в росписях рим. катакомб в евхаристическом контексте и датируются ок. II в. (напр., катакомбы Присциллы, 2-я пол. II - 1-я пол. III в.): рыба с корзиной хлеба (катакомбы св. Каллиста, 1-я пол. III в.); рыбы на столе в сценах агап; 2 рыбы по сторонам корзины с хлебом изображены в напольной мозаике церкви в Табге (IV в.). Сцена благословения Иисусом Христом рыбы и хлеба является одним из часто встречающихся сюжетов в рельефах саркофагов, иногда располагалась рядом с «Воскрешением Лазаря» (Рим, Ватикан, саркофаг IV в.). На боковой пластине реликвария из Брешиа (Музей Чивико, ок. 340) изображена огромная рыба, висящая на гвозде, а на симметричной пластине - петух на высокой колонне, что интерпретируется как напоминание о событиях Страстной пятницы и Жертве Иисуса Христа.

http://pravenc.ru/text/Ихтис.html

В отличие от сщмч. Варсиса Е., как и Протоген, не упоминается ни в визант., ни в сир. агиографических источниках, за исключением яковитского Минология IX в., происходящего из мон-ря Кеннешре (Lond. Brit. Lib. Add. 14504), где память Е. значится 21 хазирана (июня). Подобная ситуация имела место в средние века и на Западе, пока кард. Цезарь Бароний не счел нужным внести имена Е. и Протогена в офиц. Мартиролог Римско-католической Церкви на основании повествования блж. Феодорита. При этом дни памяти Е. (5 мая) и Протогена (6 мая) были выбраны произвольно. В древнерус. нестишных Прологах 2-й редакции, составленной во 2-й пол. XII в., под 25 авг. появляется сказание, озаглавленное «37 мучеников в Византии, Фракии и Филиппополе», но передающее эпизод с молодой христианкой из повествования Феодорита и Созомена об эдесских исповедниках ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 586), причем императором вместо Валента назван Юлиан Отступник (360-363). Под этой же датой сказание о «святых исповедниках Христовых, пострадавших в Едесе от ариан», основанное на сообщении блж. Феодорита, помещено в Четьих-Минеях свт. Димитрия, митр. Ростовского. Ист.: Theodoret. Hist. eccl. IV 16-18; V 4; ActaSS. Mai. T. 2. P. 10-11; MartRom. Comment. P. 173-174; Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1912. Turnhout, 1974r. P. 42. (PO; T. 10. Fasc. 1. [N 46]); Untersuchungen über die Edessenische Chronik/Hrsg., übers., komment. L. Hallier. Lpz., 1892. S. 101-103. (TU; Bd. 9. H. 1) (рус. пер.: Эдесская хроника/Пер.: Н. В. Пигулевская// Пигулевская Н. В. Сирийская средневек. историография. СПб., 2000. С. 470-471); ЖСв. Авг. С. 434-438. Лит.: V[enables] E. Eulogius (4)//DCB. 1911. P. 310; Sauget J.-M. Eulogio di Edessa//BiblSS. Vol. 5. Col. 219-220. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ИАКОВ НОВЫЙ (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), еп., прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/187186.html

В А. находится епископия Армянской Церкви, образованная в XIII в. и являющаяся наиболее древней из арм. кафедр в М. Азии. Центром религ. жизни армян в А. был мон-рь во имя Божией Матери, основанный еще в XII в. В кон. XVII в. в А. появляется община армян-католиков. В 1-й пол. XX в. католич. община была самой состоятельной из всех христ. общин А. и имела 2 колледжа, 2 больницы и 2 школы. Искусство Самым древним памятником на территории А. является некрополь V в. до Р. Х. К рим. эпохе относится храм Августа и Ромы (построен во II в. по Р. Х.) в форме периптера коринфского ордера. На стенах храма вырезана надпись-билингва (лат. текст на внутренних стенах, греч.- на внешних) с текстом: «Res gestae divi Augusti» («Деяния божественного Августа», более известные под названием Monumentum Ancyranum) - одна из самых известных античных надписей. Чуть севернее совр. города на дороге в сторону Чанкыры сохранились рим. термы кон. II - нач. III в. по Р. Х. В самом городе находятся колонна Юлиана (IV в. по Р. Х.), гробница с фресками (IV в. по Р. Х.), восходящая к эпохе Августа цитадель, перестроенная византийцами. Из сельджукской архитектуры выделяются мечети Алааддина (1178), Арслан-хане (1210, перестроена в 1330). К османскому периоду относятся мечети Ахи Элван (1382), Хаджи Байрама (XVI в.), Ени-джами (XVI в.), бедестан (крытый рынок) Махмуд-паши (между 1464 и 1471). В 1923 г. в городе был основан археологический музей (в бедестане Махмуд-паши), где собраны памятники искусства эпохи каменного века и ранней бронзы, найденные на территории Турции, а также хеттские, фригийские и урартские. Лит.: Perrot G. Exploration archéologique de la Galatie et de Bithynie. P., 1862; Pauly, Wissowa. T. 1. Col. 2221; Karalevsky C. Ancyre//DHGE. T. 2. Col. 1538-1546; Wittek P. Zur Geschichte Angoras im Mittelalter//Festschrift für G. Jacob. Lpz., 1931. S. 329-354; Krencher D. , Schede M. Der Tempel in Ancara. B., 1936; Schede M. , Schultz H. Ankara und Augustus. B., 1937; Jones A. H. M. The Cities of the Eastern Roman Provinces. Oxf., 1937. P. 3, 112, 114, 118-120; Γριτσπουλος Τ. Α. ρδβλθυοτεΑγκυρα//ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 281-284; Foss C. Late Antique and Byzantine Ankara//DOP. 1977. Vol. 31. P. 27-87.

http://pravenc.ru/text/115538.html

Обитель получила обширные земельные владения в окрестностях Казани, на к-рых были основаны села и деревни. В грамоте от 22 сент. 1562 г., выданной царем Иоанном IV по челобитной архим. Варсонофия кн. Юрию Ивановичу Темнику Ростовскому, обители отводился «служной двор» и сенные покосы «против Казачьяго острова». Грамотой царя Феодора Иоанновича от 15 июня 1585 г. К. м. передавалась дача Подсека. Мон-рю принадлежали городские слободы Плетени (Борисоглебское) и Поповка (конфискованы после Соборного уложения 1649 г.), села и деревни: Б. и М. Клыки, Девликеево (Введенское), Борисково, Салмачи (ныне в черте Казани), Бима, Каипы, Егорьево (Богоявленское) (ныне в Лаишевском р-не), Богородское, Гильдеево (ныне в Пестречинском р-не). В нач. XVII в. обители были переданы земли на левом берегу р. Волги, ниже устья р. Камы, туда вошла и территория древнего г. Болгара (в 1722 имп. Петр I Алексеевич в сопровождении Казанского архиеп. Тихона посетил древнее городище и вскоре повелел создать здесь самостоятельный Болгарский Успенский мон-рь). В 1-й пол. XVII в. к К. м. был приписан небольшой Прилуцкий монастырь (т. н. Стекольный скит), к концу того же века упраздненный из-за приверженности братии старым обрядам. Место, где находилась эта обитель, почиталось казанскими старообрядцами (к 2012 сохр. 2-этажный корпус бывш. Стекольного скита (ныне в центре г. Казани)). В 1723 г. по ходатайству судьи духовных дел Казанской митрополии настоятеля К. м. архим. Ионы (Сальникова или Сальникеева) обители дозволялось сдавать принадлежащие ей мельницы и рыбные ловли в оброчное пользование монастырским крестьянам (ОДДС. Т. 3. Стб. 245). С кон. XVI в. мн. частные лица жертвовали К. м. в Казани лавки, погреба в большом, гостином, шапошном, рукавишном, сапожном, соляном, пушном, рыбном, медовом, сыромятном, мучном, мясном, серебряном, ветошном, крашеном рядах города, а также кузницы, амбары (в т. ч. у Тайницких ворот). Грамотами царя Иоанна IV 1558 и 1579 гг. мон-рю разрешались рыбные и «бобровые» ловли на речках Кишкиль и Ишим, а также давалось «право плавания с судном» в Астрахань: «...и класть в то судно соли или рыбы и плыть до Казани и Нижнего Новгорода, где, продав соль и рыбу, покупать про монастырский обиход ряхлять беспошлинно» ( Никанор (Каменский).

http://pravenc.ru/text/1319818.html

Одна из статей 39-го тома посвящена святому Ламеху — ветхозаветному допотопному праотцу. Ветхозаветную тему в новом томе продолжает статья «Кущей праздник». Статья «Купина Неопалимая» повествует об одном из центральных образов теофании в Ветхом Завете. В томе присутствует весьма обширный блок статей о подвижниках, носивших имя Лазарь. Безусловно, самым знаменитым из них является праведный Лазарь, епископ Китийский, более известный большинству христиан как Лазарь Четверодневный — друг Иисуса Христа, воскрешенный Спасителем и позднее совершавший святительское служение на Кипре (в новом томе эту тему также продолжает статья «Лазарева суббота»). Заслуживают упоминания материалы о преподобном Лазаре Мурманском, северно-русском подвижнике иноческой жизни XIV века, статья о сербском князе-мученике Лазаре (пострадал в 1389 году). С этими публикациями соседствует статья, посвященная жизни и трудам одного из крупнейших западнорусских духовных писателей 2-й половины XVII столетия архиепископа Черниговского и Новгород-Северского Лазаря (Барановича; +1693 г.). В томе присутствуют некоторые весьма интересные публикации, посвященные древним западным святым неразделенной Церкви. В частности, заслуживает особого упоминания статья о св. Кутберте, британском епископе и миссионере VII века, который почитается как небесный покровитель Северной Англии. Также следует отметить статью о св. Кунигунде — жене германского императора Генриха Второго (1-я пол. XI в.). Среди материалов 39-го тома обращает на себя внимание статья о Лактанции, знаменитом раннехристианском апологете 2-й половины III — haчaлa IV века. Также большой интерес представляет публикация, посвященная митрополиту Лавру (Шкурла, 1928-2008 гг.) , первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей , при котором состоялось ее историческое воссоединение с Московским Патриархатом. Среди статей биографического характера в 39-м томе присутствует ряд публикаций о выдающихся русских архитекторах, проявивших себя в храмостроительстве. Это Степан Самойлович Кричинский (1874-1923 гг.), петербургский архитектор, построивший в северной столице к 300-летию Дома Романовых знаменитый Феодоровский собор; Степан Васильевич Крыгин (1832-1900 гг.), автор ряда храмов в Подмосковье; Роман Иванович Кузьмин (1809-1867 гг.) спроектировавший несколько храмов в Санкт-Петербурге и русский Александро-Невский собор в Париже.

http://patriarchia.ru/db/text/4246023.ht...

Венев-монастырь в XV веке вместе с Веневом вошел в состав московского княжества. Являясь крупным оборонительным центром, со 2-й пол. XVI века, Венев также находился в Засечной черте. Город Венев в церковном отношении в первое время своего существования зависел от Рязанской епархии, с 1662 г. и до открытия Тульской епархии причислялся к Коломенской кафедре, а после открытия Тульской епархии в 1799 г. вошел в ее состав. Первое упоминание о монастыре встречается в «Книге степенной царского родословия» в 1407 г. в рассказе о кончине и погребении в Венев-монастыре смоленского князя Юрия. А по легенде, записан¬ной в середине XIX века Д. Г. Гедеоновым, монастырь был основан в XIII веке на ме¬сте, где остановились греческий священник Евстафий и его спутники, перено¬сившие в 1225 г. икону свт. Николая Чудотворца из Корсуни в г. Зарайск. В начале XV столетия здешняя обитель была в особенном уважении московского князя, за благоденствие иноков и просвещенную ревность к пользам земли русской. Надо заметить, что первоначально монастырь был мужским, но в 1782 г. был упразднен. Монастырский храм обращен в приход расположенного рядом с. Богоявленского и использовался как приходской. И только в начале 1998 г. по благословению Тульского митр. Серапиона (Фадеева) Успенский храм был передан Щегловскому тульскому монастырю для организации подворья, 1 ноября того же года обращенного в сестричество. Указом Священного Синода от 19 июля 1999 г. сестричество было преобразовано в Свято-Никольский женский монастырь. Само расположение монастыря среди когда-то дремучих лесов говорит о том, что первоначальными поселенцами могли быть благочестивые отшельники и сторожевые люди русского государства. По преданию, в нем был Сергий Радонежский, пешком пришедший сюда из Серпухова. Летописных следов об этом нет, но в монастыре хранились два посоха святителя земли русской. В 1570 г. сюда по ложному доносу был сослан Иваном IV новгородский архиепископ Пимен (Чорный), он был заточен в каменном мешке, в котором через год и умер.

http://sobory.ru/article/?object=02415

Дополнительными источниками для Н. К. К. послужили труды Иосифа Флавия , а также апокрифы (среди них наиболее важны «Иакова Протоевангелие» и «Житие Богородицы» Епифания Монаха, BHG, N 1049). Вторая книга (46 глав) охватывает первое десятилетие апостольской проповеди до гонения Нерона и мученичеств св. апостолов Петра и Павла; изложение по Евсевию Памфилу и Деяниям св. апостолов; использованы апокрифы «Деяния Павла», «Деяния Петра» и др. Эпизод об Успении Богородицы изложен по 2-й гомилии св. Иоанна Дамаскина на Успение (BHG, N 1097). Преимущественное внимание Н. К. К. уделяет истории св. апостолов Иакова, Брата Господня, Петра и Павла; не освещает подробно историю других, в т. ч. важных для К-поля апостолов Андрея, Луки, Иоанна Богослова. Третья книга (37 глав) охватывает столетие после апостольского века (ок. 68 - 169) и почти полностью построена на материале Евсевия. Для рассказа о еп. Клименте Римском использованы «Климентины». Четвертая книга (39 глав) - рассказ о борьбе церковных учителей 2-й пол. II в. против гностицизма. Наряду с Евсевием здесь Н. К. К. использовал труд блж. Феодорита Кирского «Компендиум ересей» и греческий перевод книги блж. Иеронима Стридонского «О знаменитых мужах». Пятая книга (33 главы) посвящена наследию Оригена и истории Декиева гонения; почти полностью построена на материале Евсевия. Шестая книга (37 глав) освещает эпоху от Деция до начала правления Диоклетиана (250-284). Седьмая книга (50 глав) посвящена 1-й четв. IV в., от начала гонения Диоклетиана до объединения Римской империи под властью св. равноап. Константина (ок. 303 - 324); Диоклетиан и Константин как ведущие персонажи этой эпохи противопоставлены друг другу. С т. зр. композиции эта книга также весьма сложна. Среди источников Н. К. К. труды Евсевия перестают играть главную роль. Н. К. К. активно использовал визант. Житие Константина (BHG, N 364; VIII-IX вв.), «Церковную историю» Созомена ; большое число рассказов о мучениках из «Хроники» Георгия Монаха (IX в.) и Синаксаря К-польской ц.

http://pravenc.ru/text/Никифор Каллист ...

ч. географ Страбон ( Strabo. Geogr. XVI 2. 2), считали П. (и Иудею) частью большой Сирии и обозначали весь регион от восточного берега Средиземного м. до Евфрата и хребта Тавр обобщенным названием Сирия. Окончательно термин Палестина получил признание лишь после включения этой страны в состав римской пров. Сирия - Палестина в 135 г. по Р. Х. История (О древнейших эпохах истории П. см. в статьях Ханаан Исход , Иисуса Навина книга , Судей книга ). Семитоязычные племена хананеев были основным населением П. в течение всего бронзового века (III-II тыс. до Р. Х.). Ранний железный век (XII-IV вв. до Р. Х.) Формирование нового этнокультурного облика Ханаана начинается в период «катастрофы бронзового века» (кон. XIII-XI в.), когда большинство гос-в Ближ. Востока одновременно пришли в упадок и на побережье Ханаана появились племена филистимлян. Они принесли с собой развитую культуру производства железных орудий труда и оружия, в то время как местные народы делали лишь первые шаги в этом направлении. Технологическое превосходство филистимлян над окрестными семит. племенами на неск. столетий определило экономическое и военно-политическое развитие П. Вместе с тем филистимляне были сравнительно немногочисленны и довольно быстро смешались с ханаанским, арамейским и финикийским населением прибрежных районов П. Кроме филистимлян большую часть побережья П., как и в предыдущие времена, продолжали контролировать финикийцы (см. в ст. Финикия ). Зоной их основного расселения было побережье к северу от горного массива Кармил, но и южнее этого рубежа они держали ряд торговых эмпориев. Наряду с филистимлянами и финикийцами в П. 1-й пол. I тыс. до Р. Х. действовали еще 2 внутренние силы. В районах Иудейского нагорья и среднего течения Иордана происходило формирование древнеевр. народности (подробнее см. статьи Израиль древний , Царств книги , Археология библейская ). К X в. до Р. Х. евреи создали царства Израиль и Иудея, к-рые с переменным успехом вели конкурентную военно-политическую борьбу друг с другом и с соседями.

http://pravenc.ru/text/2578710.html

В 1-й пол. XVI в. наличие в певч. практике многоголосия обнаруживается в основном благодаря термину «верх», лишь в середине века появляются памятники, в к-рых так же, как и в рукописи ИРЛИ. Причуд. 97, имеется вся совокупность терминов многоголосия. Так, в рукописи 1547-1564 гг. ГИМ. Чуд. 61, содержащей многолетия царю Иоанну IV Васильевичу Грозному и митр. Макарию, на л. 363-364 даны тексты «Честнейшей» с указаниями «демество», «верх», «низ», «поут». Тексты «Честнейшей» не имеют невменной записи, но они, несомненно, были подготовлены к распеванию, о чем свидетельствуют достаточно широкие пробелы между строками, отсутствие обычных для текстовых записей сокращений и титл, пробелы после гласных букв, отражающие имеющиеся в мелодии внутрислоговые распевы, знак Ý - специфический признак путевого и демественного распевов. Аналогичное явление наблюдается и в рукописи сер. XVI в. ГИМ. Усп. 55. Здесь также даны тексты «Честнейшей» под общим подзаголовком «Честнейшая разная», содержащие термины «демество», «низ», «верх», «пут». От нач. и до 70-х гг. XVI в. того же века обнаружено незначительное количество песнопений, имеющих термины многоголосия (ок. 20), при этом только один текст - «На реце вавилонстеи» - фиксируется достаточно часто, остальные известны по 1-2 спискам. Термины многоголосия относятся в основном к песнопениям без обозначения гласа, озаглавленным как «демественные». В рукописях указанного времени не найдено гласовых песнопений с ремаркой «верх», упоминание о к-рых имеется в Чиновнике 30-х гг. XVI в. В этот ранний период многоголосие записывалось в 2 формах, которые отражали, по-видимому, разные способы многоголосного пения. 1-я форма характеризуется наличием указания «верх», реже - «пут», «низ», одно из к-рых расположено в конце песнопения. Разновидностью описываемой формы являются случаи, когда эти термины употреблены в рукописях только перед краткими текстовыми фрагментами, а полные тексты соответствующих песнопений отсутствуют. Так, в рукописи 40-х гг. XVI в.

http://pravenc.ru/text/171656.html

На протяжении XII-XIII вв. заседания A. publica и затем A. litterarum contradictarum проводились там, где в данный момент находилась папская курия (в Риме, напр., в Латеранской базилике , в соборе св. Петра, в ц. св. Сабины и др.). В XIV в. в Авиньоне эти органы папской канцелярии получили определенную привязку к месту: A. litterarum contradictarum располагалась в маленьком темном помещении, примыкавшем с одной стороны к большому залу для A. publica, а с др.- к помещению A. sacri palatii. Заседания A. publica проходили обычно по будням, c нач. XIV в.- по четвергам, а A. litterarum contradictarum в случае подачи протеста проводилась через неск. дней после заседаний A. publica. Председателем A. publica и A. litterarum contradictarum был вице-канцлер папской канцелярии, непосредственным же разбирательством по спорным делам и принятием решений занимался аудитор A. litterarum contradictarum, являвшийся одновременно должностным лицом канцелярии в ранге папского нотария и ординарным судьей курии. Трудность разбиравшихся дел и необходимость принятия быстрого решения требовали от аудитора как обширных теоретических знаний канонического и рим. права, так и большого практического опыта судейской работы (среди занимавших эту должность в XIII - нач. XIV в. были 3 известных канониста: в 1226-1227 - Синибальдо Фьески (позднее папа Иннокентий IV ), в 1240-1244 - Готфрид Транийский, в 1304-1313 - Гвидо Байзио). Должность аудитора была пожизненной, теряли ее только при возведении в кардиналы. В XIII-XIV вв. ее обладателями становятся в основном папские капелланы и епископы, имеющие степень доктора обоих прав. Заседания A. publica проводились вице-канцлером при участии аудитора A. litterarum contradictarum, папского корректора и нотариев, лекторов (чтецов) грамот, просителей и их прокураторов; работой A. litterarum contradictarum руководил непосредственно аудитор с 2 лекторами, с одним, а позднее 2 назначенными вице-канцлером нотариями и прокураторами сторон. Все они являлись служащими канцелярии. Должность постоянного прокуратора при Римской курии (не путать с прокураторами в суде) появилась в нач. XIII в. (во 2-й пол. века они уже объединились в собственную коллегию). Ее обладатели, представители низшего светского духовенства (в XIV в. их число было ограничено 15), брались за установленную плату представлять интересы просителей и улаживать их дела с персоналом канцелярии и др. институтов курии. Находясь под судебной юрисдикцией аудитора A. litterarum contradictarum, прокураторы при вступлении в должность приносили ему клятву достойно и честно исполнять свои обязанности и получали от него грамоту, подтверждающую их полномочия (procuratorium). Аудитор налагал дисциплинарные взыскания (штрафы) за недостойное поведение во время заседаний (шум, выкрики, ругательства) и регулировал вопросы оплаты услуг прокураторов.

http://pravenc.ru/text/76812.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010