В 1778 г. в Костромском наместничестве проживали 815 тыс. чел. В 1867 г. население Костромской губ. составляло 1,145 млн, в 1897 г.- 1,424 млн, в 1914 г.- 1,819 млн, в 1917 г.- 1, 884 млн чел. В период Отечественной войны 1812 г. в Костромской губ. было сформировано Костромское ополчение (11 тыс. чел.) во главе с отставным ген.-лейтенантом П. Г. Бардаковым, соратником А. В. Суворова . В ходе войны ополчение дошло до р. Эльбы и участвовало в осаде крепости Глогау (ныне Глогув Нижнесилезского воеводства, Польша) на р. Одер (Одра). Во 2-й пол. XIX в. в Костромской губ. быстро развивалась текстильная промышленность. В 1866 г. в строй вступила Большая костромская льняная мануфактура, основателем и владельцем к-рой являлся московский промышленник П. М. Третьяков (1832-1898). К нач. XX в. по числу прядильных веретен она являлась самой крупной в мире. В 1887 г. Кострома была связана железной дорогой с Ярославлем и Москвой. В 1902-1906 гг. Костромскую губ. с северо-запада на север пересекла железная дорога Вологда - Вятка, прошедшая через Буй, Галич, Нею, Мантурово и Шарью. 19-20 мая 1913 г. Кострома являлась одним из центров торжеств в честь 300-летия Дома Романовых. 20 мая имп. страстотерпец Николай II Александрович на Соборной пл. бывшего Костромского кремля заложил монумент в честь династии Романовых, на гранитном постаменте которого должны были находиться бронзовые скульптуры всех правителей России начиная с 1613 г. (в 1928 на постамент водрузили бетонную фигуру В. И. Ленина). В 1918 г. от Костромской губ. вновь образованной Иваново-Вознесенской губ. отошли Кинешемский, Юрьевецкий и большая часть Нерехтского уездов, а в 1922 г.- Макарьевский у. В том же году к Нижегородской губ. отошли Ветлужский и Варнавинский уезды. Ковернинский у. 27 июля 1922 г. был упразднен, его территория распределена между Юрьевецким у. Иваново-Вознесенской губ. и Варнавинским и Семёновским уездами Нижегородской губ. В 1928 г. деление Костромской губ. на уезды упразднили и образовали 19 районов: Нерехтский, Арменский, Красносельский, Костромской, Заволжский, Судиславский, Молвитинский, Буйский, Галичский, Палкинский, Парфеньевский, Мантуровский, Солигаличский, Чухломской, Судайский, Кологривский, Игодовский, Межевской, Кужбальский.

http://pravenc.ru/text/2458875.html

ч. географ Страбон ( Strabo. Geogr. XVI 2. 2), считали П. (и Иудею) частью большой Сирии и обозначали весь регион от восточного берега Средиземного м. до Евфрата и хребта Тавр обобщенным названием Сирия. Окончательно термин Палестина получил признание лишь после включения этой страны в состав римской пров. Сирия - Палестина в 135 г. по Р. Х. История (О древнейших эпохах истории П. см. в статьях Ханаан Исход , Иисуса Навина книга , Судей книга ). Семитоязычные племена хананеев были основным населением П. в течение всего бронзового века (III-II тыс. до Р. Х.). Ранний железный век (XII-IV вв. до Р. Х.) Формирование нового этнокультурного облика Ханаана начинается в период «катастрофы бронзового века» (кон. XIII-XI в.), когда большинство гос-в Ближ. Востока одновременно пришли в упадок и на побережье Ханаана появились племена филистимлян. Они принесли с собой развитую культуру производства железных орудий труда и оружия, в то время как местные народы делали лишь первые шаги в этом направлении. Технологическое превосходство филистимлян над окрестными семит. племенами на неск. столетий определило экономическое и военно-политическое развитие П. Вместе с тем филистимляне были сравнительно немногочисленны и довольно быстро смешались с ханаанским, арамейским и финикийским населением прибрежных районов П. Кроме филистимлян большую часть побережья П., как и в предыдущие времена, продолжали контролировать финикийцы (см. в ст. Финикия ). Зоной их основного расселения было побережье к северу от горного массива Кармил, но и южнее этого рубежа они держали ряд торговых эмпориев. Наряду с филистимлянами и финикийцами в П. 1-й пол. I тыс. до Р. Х. действовали еще 2 внутренние силы. В районах Иудейского нагорья и среднего течения Иордана происходило формирование древнеевр. народности (подробнее см. статьи Израиль древний , Царств книги , Археология библейская ). К X в. до Р. Х. евреи создали царства Израиль и Иудея, к-рые с переменным успехом вели конкурентную военно-политическую борьбу друг с другом и с соседями.

http://pravenc.ru/text/2578710.html

Согласно хеттским, митаннийским и ассир. источникам, во 2-й пол. II тыс. до Р. Х., в период расцвета бронзового века и начала освоения железа, у различных племен, населявших Армянское нагорье (хурритов, урартов, лувийцев и др.), существовали раннегос. политические образования кавк. и арам. этнического характера: племенные союзы Уруатри, Наири, Хайаса, Дайани и др. Угроза вторжения со стороны усилившейся Ассирийской державы способствовала процессу объединения этих союзов во главе с Урарту (Арарат в древнеевр. источниках). На этой основе в 1-й пол. IX в. до Р. Х. образуется одно из древнейших гос-в - Урарту (Ванское царство) - со столицей Тушпа (совр. Ван , Турция). Ядро этого гос-ва находилось к востоку от оз. Ван и называлось Биайнили (отсюда название озера и г. Ван). В этот период развивался процесс этнокультурной консолидации племен Армянского нагорья, говоривших на хуррито-урартских, хетто-лувийских языках, шло формирование арм. этноса. В VIII в. до Р. Х., в царствование Менуа (810-786) и Аргишти I (786-764), Урарту заметно расширило свои границы и, оттеснив Ассирию , стало сильнейшей державой Передней Азии. Власть Сардури II (764-735), носившего титул «царь стран и царь царей», распространялась на большую часть Армянского нагорья, в т. ч. на княжества протоарм. племен в верховьях Евфрата. В эту эпоху наивысшего могущества и расцвета Урарту были построены мн. города, крепости, административно-хозяйственные центры (Эребуни, Тейшебаини, Аргиштихинили и др.), была создана высокая культура городского строительства. Население Урарту вело комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство, основанное на искусственном орошении. Мн. земледельческие орудия изготовлялись из железа, широкое употребление к-рого здесь началось раньше, чем в др. районах Передней Азии. Металлургия достигла наибольшего развития среди ремесел. Изделия урартских кузнецов из серебра и бронзы высоко ценились во всем Средиземноморье. Чаще всего мастера украшали металлические чаши и блюда сценами сражений, изображениями колесниц, фигур всадников. Воинственный характер урартов проявлялся и в обычае жертвовать в храмы специально изготовленные из драгоценных металлов щиты, шлемы и колчаны для стрел. О высоком уровне социально-экономического и культурного развития Урарту свидетельствуют как многочисленные вещественные памятники, так и сохранившиеся урартские и ассир. клинописные надписи. Наибольшую известность приобрела т. н. Хорхорская летопись, высеченная на скале в районе г. Ван. Клинописные надписи того времени найдены и в др. областях, входивших в состав Урарту, в т. ч. в Уртехини (арм. Арцах).

http://pravenc.ru/text/76104.html

И. Н. Попов VI Вселенский Собор. Миниатюра из Хроники Константина Манассии. XIV в. (Cod. Vat. glav. II. Fol. 47) VI Вселенский Собор. Миниатюра из Хроники Константина Манассии. XIV в. (Cod. Vat. glav. II. Fol. 47) В это время жизнь в К., как и во всем Средиземноморье, характеризовалась экономическим упадком, всеобщей бедностью, а также почти полным прекращением строительной деятельности. Немногочисленные и обнищавшие константинопольцы занимали в основном старые и зачастую полупустые дома, разбирали постройки на топливо и строительные материалы и превращали многие прежде заселенные районы в пустыри и огороды внутри городских стен. Строительную историю К. в «темные века» реконструировать затруднительно ввиду скудности письменных и археологических источников. Можно выделить 3 вспышки строительной активности: рубеж VII и VIII вв., правление имп. Константина V (741-775) и 2-й период господства иконоборчества (814-842). Тем не менее кризис городской жизни в К. не привел к полному распаду городской структуры, как это случилось во мн. др. городах империи, прежде всего на Ближ. Востоке (см.: Brandes W. Die Städte Kleinasiens im 7. und 8. Jh. Amst., 1989). Главными последствиями нестабильной политической и социально-экономической ситуации в «темные века» стала депопуляция К. Численность населения города к сер. VIII в. оценивается от 40 до чуть более 70 тыс. чел. по сравнению с ок. 500 тыс. в 1-й пол. VI в. ( Magdalino. 1993. P. 18-19). Основным следствием этого было существенное ослабление строительной активности. Заброшенными оказались такие важные общественные центры ранневизант. города, как термы Зевксиппа и Аркадианы; амфитеатр Кинигион, еще украшенный античными статуями, превратился в место казни преступников (Ibid. P. 17). Город, внутри стен Феодосия, по сути превратился в ряд поселков, разделенных пустырями, садами и огородами. Старые аристократические имения большей частью пришли в запустение и частично были превращены в мон-ри и богоугодные заведения. Об упадке урбанистических структур свидетельствуют мероприятия императоров этого периода, пытавшихся восстановить те или иные городские объекты, наладить торгово-экономическую жизнь и укрепить структуры управления ею, возродить различные городские институции. Новеллы 71 и 113 имп. Льва VI на рубеже IX и X вв. возобновляют древние правила застройки, позабытые в «темные века».

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Проблема исторической достоверности повествования в кн. Б. о патриархах была предметом научных споров во 2-й пол. XX в. Археологические находки и исследования 30-60-х гг. обогатили востоковедение большим количеством новых источников и новых интерпретаций. И хотя наиболее распространенное гиперкритическое направление (работы Нота, Б. Мазара и большинства совр. зарубежных исследователей: Томсон. 1974; 1978; 1979; Лемхе. 1985, 1988; 1992; Алстрем. 1986; Ван Сетерс. 1975; 1983; и др.) считает патриархальную традицию поздней и анахронистической, доверие к патриархальной традиции характерно для умеренно-критического направления, представленного прежде всего работами амер. балтиморской школы (У. Олбрайт , Р. де Во , Дж. Брайт, Э. А. Спейзер, А. Парро и др.). «Время патриархов» относится этими исследователями к 1-й пол. II тыс. до Р. Х., периоду аморрейского переселения (см. Аморреи ); иногда считается, что непосредственно древнеевр. этнос выделился из среды хапиру амарнского периода (XIV в. до Р. Х.), принадлежащих западносемит. кочевому ареалу (Р. де Во; см. Westermann. Erträge der Forschung. S. 73). Переселение Авраама Олбрайт рассматривал как эпизод вторжения в Палестину полукочевых групп западносемитских скотоводов-аморреев из Сирии. Основной ячейкой общества аморреев была родоплеменная единица, носившая название «гайу» (ср.: евр. гой - народ) и делившаяся на более мелкие кровнородственные ячейки. Под властью главы большой патриархальной семьи были помимо его жен и детей также семьи сыновей, чужаки, усыновленные или присоединившиеся к роду, рабы и рабыни. При этом Олбрайт подчеркивал невозможность точной датировки миграции Авраама в Сиро-Палестинский регион или Иакова в Египет, но, исходя из общей исторической ситуации, относил 1-ю к XIX в. до Р. Х., 2-ю к гиксосскому вторжению в Египет (XVIII в. до Р. Х.) (см. Гиксосы ). С ними связывается изображение из егип. гробницы в Бени-Хасане (1890 г. до Р. Х.), где группа семитов движется вместе с ослами, навьюченными среди проч. груза мехами для плавильных горнов. Глава клана носит западносемит. имя Аб-Ша.

http://pravenc.ru/text/153739.html

Богатейшие купцы несли казенную службу по финансам в качестве гостей, что давало им ряд преимуществ и предоставляло широкие возможности дальнейшего обогащения. Характер «первоначального накопления» имели также методы создания предприятий Надея Светешникова и Гурьева. Светешников вышел из ярославских посадских людей. Заслуги перед новой династией Романовых принесли ему пожалование в гости. Он вел крупные операции по торговле пушниной, владел деревнями с крестьянами, но также вкладывал свои средства в солепромышленность. Его богатство оценивалось в сер. XVII в. в 35,5 тыс. руб. (т.е. около 500 тыс. руб. на золотые деньги н. XX в.). Это пример крупного торгового капитала и перерастания его в промышленный. Важнейшее значение для обогащения Светешникова и развития его предприятий имели земельные пожалования. В 1631 ему были отданы громадные земельные владения по обоим берегам Волги и по реке Усу до позднейшего Ставрополя. Здесь Светешников поставил 10 варниц. К 1660 в Надеином Усолье было 112 крестьянских дворов. Наряду с наемными людьми он применял труд крепостных. Светешников построил крепость для защиты от кочевников, завел кирпичный завод. Из богатой верхушки ярославского посада вышли также Гурьевы. В 1640 они завели рыбные промыслы в устье реки Яика, поставили здесь деревянный острог, затем заменили его каменной крепостью (г. Гурьев). Развитие предпринимательства в России носило в значительной степени преемственный характер. Проведенное исследователем А. Демкиным изучение купеческих родов Верхневолжья показало, что 43% всех купеческих фамилий занимались купеческой деятельностью от 100 до 200 лет, а почти четверть – 200 и более лет. Три четверти купеческих родов, насчитывавших менее 100 лет, возникли в середине – 2-й пол. XVIII в. и действовали вплоть до конца столетия. Все эти фамилии перешли в XIX в. В 1785 российские купцы получают от Екатерины II жалованную грамоту, которая сильно возвысила их положение. Согласно этой грамоте все купцы были разделены на три гильдии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Район, образованный течением рек В. Волги и Оки, неоднократно обживался начиная с каменного века, но степень воздействия столь раннего освоения ландшафта на ход формирования здесь первых славянских поселений неясна и составляет одно из важных направлений археологического изучения. К доисторическому периоду относятся встречающиеся по берегам рек и озер следы поселков эпохи неолита (возможно, и более ранних); бронзовый век представлен находками каменных боевых топоров и керамики из разрушенных могильников фатьяновской культуры III-II тыс. до Р. Х. (они хорошо изучены в Московской обл. и в самой М.- Давыдковский в Кунцеве). Каменные топоры найдены также на Софийской набережной, на углу улиц Моховой и Воздвиженки, на Сивцевом Вражке, у Дорогомиловской Заставы, на Русаковской ул., в Сокольниках, на Воробьёвых горах и Перовом Поле. Т. о., в эпоху бронзы территория М. была хорошо освоена. Но в культурном ландшафте воздействие человека на пространство будущего города отразилось только в раннем железном веке (VII в. до Р. Х.- сер. I тыс. по Р. Х.), в т. н. дьяковской культуре. Ее носители, современники цивилизаций Др. Греции и Рима, испытали влияние степных скифских культур и классической цивилизации Средиземноморья. На мн. мысах над р. Москвой и ее притоками ими были построены укрепленные поселки со рвами, с валами и частоколами. Один из важнейших памятников этой культуры, эпонимное Дьяковское городище, в наст. время находится в черте М. (зона ГМЗК). Аграрная деятельность дьяковцев (распашка, вырубка леса, посев новых культур) оказала преобразующее воздействие на природу местности. Период между 2 большими эпохами в освоении района будущей М.- финно-угорской (дьяковской, до IV-V вв.) и догородской славянской (X - 1-я пол. XII в.) - остается еще неизученным, необходимо либо открыть формы наследования между ними, либо доказать отсутствие преемственности. Хотя берега р. Москвы и ее притоков осваивались в древности, расширение полевых исследований укрепляет уверенность в том, что как город М.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

В янв. 1771 г. почти 3/4 калмыков (ок. 150 тыс. чел.) во главе с ханом Убаши ушли из России на территории, контролируемые Китаем; до места назначения дошла половина откочевавших, весь скот был потерян. На Волге осталось ок. 55 тыс. чел. Причиной переселения стало недовольство мн. калм. нойонов количеством военной добычи, являвшейся традиц. источником благосостояния, а также проводившимися рус. правительством христианизацией калмыков и колонизацией мест кочевий. Указом имп. Екатерины II Алексеевны от 19 окт. 1771 г. Калмыцкое ханство было ликвидировано, его территория на правах автономного образования Калмыцкая степь вошла в состав Астраханской губ. 10 марта 1825 г. были изданы «Правила для управления калмыцким народом», согласно которым калм. дела передавались из ведения Мин-ва иностранных дел в ведение Мин-ва внутренних дел Российской империи. Во 2-й пол. XIX в. Калмыцкая степь делилась на улусы: Малодербетовский, Манычский, Александровский (Хошеутовский), Багацохуровский, Икицохуровский, Харахусовский, Яндыко-Мочажный, Эркетеневский, Большедербетовский (в 1860 вошел в состав Ставропольской губ.). После Октябрьской революции 1917 г. часть калмыков вступила в Астраханское казачье войско. Летом-осенью 1919 г. большая часть территории расселения калмыков оказалась под контролем белых войск, к марту 1920 г. здесь установилась советская власть. В июле 1920 г. была образована Автономная обл. калмыцкого трудового народа в составе РСФСР с центром в Астрахани (с 1926 (фактически с 1928) центр - Элиста). Область делилась на улусы: Багацохуровский, Большедербетовский, Икицохуровский, Калмыцко-Базаринский, Малодербетовский, Манычский, Хашеутовский, Эркетеневский, Яндыко-Мочажный, а также Ремонтненский у. В 1926 г. повсеместно был введен алфавит на основе кириллицы. В 1935 г. область была преобразована в Калмыцкую АССР. В 30-х гг. XX в. в К. совершались социальные и хозяйственные преобразования, связанные с окончательным переходом калмыков от кочевого образа жизни к оседлому. В авг.

http://pravenc.ru/text/1320133.html

По экслибрисам, инскриптам и пометам в некоторых книгах можно проследить судьбу их бытования до и после прибывания в собрании Дружинина (рис. 4). Например, экслибрисы на «Расходной книге патриаршего приказа кушаньям, подававшимся патриарху Адриану и разного рода лицам с сентября 1698 по август 1699 г.» (СПб., 1890) говорит о принадлежности книги вначале В.Г. Дружинину , затем П. И. Савинову, известному в Петербурге повару. О следующем владельце можно судить по карандашной пометке на обороте форзацного листа задней крышки переплета, которая свидетельствует о принадлежности книги митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию (в миру – протоиерей Николай Чуков), арестованному по делу митрополита Вениамина в 1922 г., позднее реабилитированному. Библиотека митрополита Григория была передана в Духовную академию после его смерти в 1955 г. Большая часть книг В.Г. Дружинина , влившихся в фонд Библиотеки ДА из БАН, так или иначе относится к духовной литературе. Целый блок представляют собой брошюры, содержащие жития русских святых для популярного чтения. Среди них нет особо ценных изданий, имеются, однако, интересные владельческие конволюты 202 . Подводя некоторые итоги всем сведениям о судьбе библиотеки Дружинина, изложенным выше, имеем следующую картину: сам Дружинин называет количество книг в своей библиотеке около 40 тыс. На настоящий момент библиотека рассредоточена следующим образом: в СПб ФИРН находятся более 10 тыс. книг, в Америке (?) – 2670 книг в соответствии со списком «Межкниги», из них в Гарвардском университете – 3 тома «Русской исторической библиотеки»; а также в Основном фонде и подсобных библиотеках отделов БАН, в филиалах (помимо СПбФИРИ) БАН при академических институтах и в Государственном Музее религии. Есть книги В.Г. Дружинина и в библиотеке Ватикана. В «Описании славянских рукописей Папского восточного института в Риме» Ан. Джуровой и Кр. Станчева 203 говорится о том, что из хранящихся в фонде «большая часть рукописей XVIII – нач. XX в. связана с традицией старообрядчества. Мы здесь не касаемся старообрядческих гектографов 204 . Отметим только два из них, в которых имеются рукописные фрагменты. Р I. О 114–2–128. конвалют из пяти частей, вторая пол. XIX в. части II и III не переплетены. На л. I и вначале IV части штамп «Из библиотеки В.Г. Дружинина ». (...) Надо отметить, кстати, что в PIO находится и часть библиотеки выдающегося исследователя старообрядческой литературы В.Г. Дружинина » 205 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Имя Авраам - диалектный вариант к Аврам, который встречается в егип. текстах XVIII в. до Р. Х. в форме Aburahana. Имя Авраам сравнивали с аккад. личными именами: напр., Aba(m) rama (времен первой вавилонской династии) или ассир. Aba-rama (люби отца; VII в. до Р. Х.) - имя невестки царя Синахериба. Согласно У. Олбрайту значение имени Авраама - «он велик в том, что касается его отца» (т. е. имя указывает на знатное происхождение его носителя). Теофорное значение западносемит. имени А. подчеркивал М. «[мой] Отец (т. е. Бог покровитель) возвышен». Исторический анализ библейских рассказов о религии ветхозаветных патриархов (с привлечением археологического и эпиграфического материала) показал, что библейские сообщения о ней отражают древнейшую догосударственную традицию Израиля и, след., в случае ветхозаветных патриархов речь идет о реальных исторических личностях, независимо от того, как конкретные историки представляют себе их образ и связь с последующей историей Израиля. Археологические открытия 2-й пол. XX в. (особенно в Нузи и Мари) показали, что предание о ветхозаветных патриархах отразило исторические реалии среднебронзового века (1-й пол. II тыс. до Р. Х.) и обнаруживает определенные параллели с обычаями, нравами и правовыми представлениями древневост. культур этого времени и т. о. подтверждают сообщения Библии Попытки ученых точно датировать время ветхозаветных патриархов с использованием данных археологии не приводят, однако, к единому мнению, предлагаются даты: XX/XXI в. до Р. Х. между XX и XVI вв. XIX/XVIII в. Иконография Сюжет жертвоприношения Авраама (Быт 22), символизирующий новозаветную жертву, получил широкое распространение в раннехрист. искусстве; одно из наиболее ранних изображений находится в росписи синагоги в Дура-Европос, ок. 250 г. Этот сюжет встречается в росписях катакомб рельефах саркофагов, украшает евхаристические сосуды. Иногда Авраам изображается безбородым юношей в короткой тунике (напр., стеклянная чаша IV в., найденная в 1888 г. в Булонь-сюр-Мер но обычно Авраам - муж с бородой, в тунике и паллиуме (в Дура-Европос - с темными волосами; в росписях катакомб, мозаиках Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440 гг.,- с короткими седыми).

http://pravicon.com/info-1620

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010